Сценарий школьного мероприятия ко дню русского языка и литературы. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику Просмотр содержимого презентации «Шитикова В.А.»


Сценарий воспитательного мероприятия.

(Неделя русского языка)

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).

Цели:

    Актуализировать знания по русскому языку;

    Научить логическому, творческому мышлению;

    Научить быстро и правильно выполнять задания;

    Привить чувство любви к русскому языку.

Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.

Чтец 1:

Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!

Чтец 2:

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!

Чтец 3:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником, посвященном, неделе русского языка и литературы!

Ведущий:

Девиз нашего праздника: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!

Ведущий:

И недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Нам с вами, просто необходимо знать русский язык! Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи.

Ведущий:

Наша речь, как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком? Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Инсценирование стихотворения В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею.

–Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.

– Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт…

Ведущий:

О роли и значении русского языка говорить не приходится. Еще Михаил Васильевич Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков...»

Ведущий:

И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий...

Ведущий:

На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.

Ведущий:

Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Наш долг, ребята, любовно изучать, ревниво оберегать великий русский язык.

Чтец 1.

На свете много стран больших и много малых есть.

И для народностей любых язык свой – это честь.

Вьетнамец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн –

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

Чтец 2.

А я судьбу благодарю,-

Мне счастья выше нет,

Что вот по-русски говорю

Уже немало лет.

Чтец 3.

Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.

Чтец 4.

Суворов ободрял солдат на русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!

Законы Менделеев дал на русском языке!

Чтец 5.

Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,

Я в Москву, я в Россию влюблен.

Слушай, мир! Я люблю тот язык,

Что по-русски могуч и велик!

О русской речи ширь и кратость!

Мне дорог строй ее и мил.

Моя опора, гордость, радость,

Окно в необозримый мир.

Чтец 6.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили,

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Чтец 7.

Когда с обозом парни шли босые

В Москву, что их манила испокон,

И юная петровская Россия

Учила иноземный лексикон,

Могли ли хоть представить наши предки

Ту светлую минуту торжества

Когда начнет весь мир с упорством редким Российские заучивать слова!

Чтец 8.

И однажды пушкинские строки

На моем, на русском языке,

Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,

Силу потерявший на войне.

Строки шли, как волны, выше, круче

Слушал парк, дыханье затая,

И слиянье пушкинских созвучий

В городе чужом узнала я.

Не кокетство музыки капризной,

Не эстетов стихотворный крик –

Это был язык моей отчизны,

Точный, самый правильный язык.

Чтец 9.

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой

И каждый вздох понятен мне на нем.

Чтец 10.

Я люблю тебя, русский язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч.

Чтец 11.

Будто хлеб ржаной он пахуч,

Будто плоть земная живуч,

Изучайте русский язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Чтец 12.

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик.

Я люблю тебя, русский язык.

Ведущий:

Продолжая наш праздник, мы предлагаем послушать вам стихи – шутки о русском языке в и исполнении учеников _______ класса.

Не выучил.

Из-за маленькой сестрицы

Я не выучил частицы.

Мне запомнилась вполне

Лишь одна частица «не»...

Замолчи!

Не замолчу!

Слезь со стула!

Не хочу!

Упадешь!

Не упаду!

Не отойду!

Нет предлога.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги...

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» – предлоги...»

А хорошо бы за порог,

И мчаться по дороге...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.

Киевская Русь, 3 богатыря

3 богатыря:

1. Из того ли то царства Византийского

2. От тех ли старцев-монахов славянских

3. Кои Кириллом и Мефодием прозываются

1. Пошёл есть русский алфавит наш,

2. Кириллицей али глаголицей прозываемый.

3. И с той поры нет силы более мощной, более великой,

Хором: чем наш славянский язык.

(Звон колоколов)

Ведущий.

Древний русский язык очень отличается от нашего, современного. И потому самое первое поэтическое произведение «Слово о полку Игореве» нуждалось в переводчиках. Давайте послушаем, как в старину говаривали, как горевали, как любили.

Ярославна. (плач)

Музыка оперы Бородина «Князь Игорь»

Ведущий.

Много сложено на этом языке летописей, повествующих о делах «давно минувших дней». Менялась жизнь, менялся язык. Он избавлялся от некоторых букв в алфавите, приобретал новые слова, складывал ненужные в архив. Заглянем в петровскую эпоху.

Пётр 1 и слуга.

Много больно букв в алфавите накопилось. Неудобно пользоваться. Вычеркнем, пожалуй, пару-тройку – легче писать будет.

Слуга.

Помилуйте, всего-то 43 буковки сначала было. Что ж останется?

Пётр.

Ничего, у других языков и этого нет. Уберём, пожалуй, «Пси», «Юс малый»,

«ферт», а «фиту» оставим! Зачем нам 2 «Ф» «Иже « ещё уберём, а «I» оставим. Две «И» тоже ни к чему. А кто это к нам пожаловал? Проходите, гости заморские! С чем пожаловали?

Петру преподносят разные дары, эти слова Пётр принимает в русский язык.

Ведущий.

Так язык что-то терял, а что-то впитывал в себя. Иными словами, развивался.

Ведущий.

Любить русское слово, это значит всё о нём знать. И эти знания мы сейчас проверим.

Игра-разминка (Устно)

1. В каких словах скрыто слово «сто»? (тесто, стон, вместо, столб, стол, стоять, сторож, стоянка, сток, столетие)

2. В каком слове скрыто слово «сорок» (сорока)

3. Чем заканчивается как «день», так и «ночь»? (ь знаком)

4. Первый слог-нота, второй-тоже, а целое на горох похоже? (фасоль)

5. Только два предлога, а волос в них много? (ус)

6.Мой первый слог найдёшь тогда, когда в ведре кипит вода, местоименье-слог второй, а в целом- школьный столик я? (парта)

Подводятся итоги – победители награждаются сладкими призами.

Исполняется песня ______________________________________

Ведущий.

И в заключение хочется сказать..

Дорожите

Родным, милым словом:

Многоликим –

Большим языком!

Нашей жизни он –

Первооснова –

Всем народам

Планеты – знаком.

Ведущий.

Берегите его

От цветистых

Иностранных

И чуждых нам слов,

Чтоб поток –

От наречий ручьистых

Не затмил

Родника – родников!

Ведущий.

В нём черпайте

Живящую силу:

Русских говоров, Песен, стихов... –

Всё, что дорого

Чтоб слилось

В языке, -

Как основе основ!

Час занимательного русского языка, посвященного Пушкинскому дню России

Цель проведения:

    развивать интеллект, внимание, память, воображение; прививать интерес к изучению родного языка и литературы;

    создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

В игре принимают участие уч-ся 5- 6 классов (2 команды) и жюри.

Ход игры.
Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

6 июня в нашей стране отмечается сразу два литературных праздника - Пушкинский день России и День русского языка, ибо невозможно представить русский язык без его создателя – Пушкина (слайд 2).

День рождения поэта
Отмечает целый свет,
Ведь известнее,
Чем Пушкин,
Никого на свете нет!

Сегодня в рамках проведения Пушкинского дня и Дня русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка». Этот час мы проведем с вами в форме соревнования между учащимися 5- 6 классов.

Представляем наши команды (представление команд)

Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать очки. Команда, набравшая наибольшее количество очков станет победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.

Первый тур «Разминка» (слайд 3)

Александр Сергеевич Пушкин… Кажется, нет более близкого и понятного русскому сердцу поэта. Но Александр Сергеевич не был бы тем Пушкиным, если бы не нес в своем творчестве вечную тайну, которую хочется понять, разгадать именно тебе.
Эпиграфом к нашему мероприятию будут слова Семёна Степановича Гейченко, который много лет был директором пушкинского заповедника в Михайловском.
Из предложенных слов соберите известное высказывание С.С.Гейченко о Пушкине.

Казалось бы, простые слова, но какая мудрая мысль.

Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна.

Я надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие поможет и вам открыть что-то новое для себя о Пушкине.

Второй тур Игра «Найди новое слово» (слайд 4)

Из предложенного слова «Лукоморье» за 3 минуты нужно составить новые слова. Кто больше?

(лук, море, лом, мол, укол, ом, кол, ром, мор, корь, ком, мул).

Перу Пушкина принадлежать множество замечательных стихотворений, многие из которых вошли в сокровищницу мировой поэзии. Давайте вспомним некоторые из них.

Третий тур «Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина» (слайд 5)

1.Вскормлённый в неволе … молодой

2. … дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же …?

4. В крови горит … желанья

5. Прощай, свободная …

6. … дряхлая моя

7. Промчались заточенья …

8. Как ныне сбирается вещий …

9. Я помню чудное …

10. …пленительного счастья

12. Мой …, отчизне посвятим

12. Я … себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой … ретивый?

14. Пора, …, проснись!

15. Как … чистой красоты

16. Мы вольные …

17. В багрец и … одетые леса

18. … мглою небо кроет

Участники на листочках пишут вставленные слова и отдают затем на проверку жюри

(орел, подруга, кружка, огонь, стихия, голубка, годы, Олег, мгновенье, звезда, друг, памятник, конь, красавица, гений. Птицы, золото, буря).

А теперь мы вспомним замечательные сказки Пушкина (слайд 6)

Вновь помогут и мне, и тебе

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять

Четвертый тур « Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке» (слайд 7)

Кто сказки Пушкина читает.

Загадки быстро отгадает

Командам по очереди задаются загадки. За правильный ответ они получают очко.
А

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто?

Людмила - дочь его меньшая.

И зять - Руслан теперь в почете.

А вы же, имя князя зная,

Его сейчас же назовете...

(Владимир)

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море.

Волшебство случилось тайное:

Остров был необитаемым,

А теперь... Ответьте просто вы,

Что построено на острове?

В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал.

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

(дворянка)

А кому, скажи, дружок,

Громко-громко петушок

Все кричал: “Ки-ки-ри-ку!

Царствуй, лежа на боку!”?

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

Что с царем накладно вздорить,

Вряд ли кто теперь поспорит.

Чем, скажите, царь Дадон

Мудреца дух вышеб вон?

Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой?

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

(зеркальце)

Тридцать три года - такие дела -

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыблакою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

(землянка)

Час любви пришел к Гвидону.

Лебедь тоже полюбила.

Вспоминайте, чем влюбленных

Тут же мать благословила?

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех?

(изумруды)

Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(Лукоморье)

Венки влюбленным он свивает,

Лампады ночью зажигает.

Он - бог языческой любви.

Его ты вспомни, назови.

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое.

Эта ведьма - старуха злая.

Колдовством себя изменяет:

То змеею влетит в окошко,

То вдруг явится черной кошкой.

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

(петушок)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

Возле терема лесного,

Не пуская к дому злого,

Он усердно службу нес.

Как же звался этот пес?

(Соколко)

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

(ткачиха)

Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

На свадьбе у Руслана и Людмилы

Средь витязей названных тоже был он.

Криклив на пире да в застолье,

Но подл и слаб как воин в поле.

Пятый тур « Конкурс капитанов»

Прочитайте отрывок из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы, Купцы, лачужки, мужики,
Мелькают мимо будки, бабы, Бульвары, башни, казаки,
Мальчишки, лавки, фонари, Аптеки, магазины моды,
Дворцы, сады, монастыри, Балконы, львы на воротах
Бухарцы, сани, огороды, И стаи галок на крестах.

Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые "мелькают мимо” несущегося возка.

В это время остальные члены команд выполняют следующее задание.

Шестой тур «Сказочные предметы» (слайд 8)

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил,
Очень быстро назови.

Нужно не только назвать предмет, но и название сказки Пушкина, где этот предмет встречается. За каждый правильный полный ответ вы заработаете очко.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины (слайд 9)

Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.

Но Пушкин есть и будет с нами

И через сто, и тыщу лет.

Он не померкнет, не увянет...

Великий русский наш поэт.

Просмотр содержимого презентации
«Шитикова В.А.»

Час занимательного русского языка

Шитикова Вера Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Краснолипковская СОШ»


День рождения поэта Отмечает целый свет, Ведь известнее, Чем Пушкин, Никого на свете нет!


Открытие всегда

это «Пушкин –

и всегда тайна»

«Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна»

С.С.Гейченко


Игра «Найди новое слово» оэзиясс.

Лукоморье


«Дополни строки стихотворений А. С. Пушкина»

1.Вскормлённый в неволе... молодой

2. ... дней моих суровых

3. Выпьем с горя, где же...?

4. В крови горит... желанья

5. Прощай, свободная...

6. ... дряхлая моя

7. Промчались заточенья...

8. Как ныне сбирается вещий...

9. Я помню чудное...

10. ...пленительного счастья

12. Мой..., отчизне посвятим

12. Я... себе воздвиг нерукотворный

13. Что ты ржёшь, мой... ретивый?

14. Пора, ..., проснись!

15. Как... чистой красоты

16. Мы вольные...

17. В багрец и... одетые леса

18. ... мглою небо кроет


Сказки Пушкина в сердце живут,

Свет и радость всем детям несут!

Вновь помогут и мне, и тебе

Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина – чудо-страна!

Свои двери открыла она!

Эти сказки опять и опять


Загадки по сказкам А.С.Пушкина в алфавитном порядке

«Кто сказки Пушкина читает,

загадки быстро отгадает»


Сравнительная характеристика модернистских течений

Ой, как много тут предметов Из разных сказок, погляди! Что у Пушкина приметил Очень быстро назови



  • http://bk-detstvo.narod.ru/skazki_Pushkina.html
  • http://images.yandex.ru
  • http:// аida.ucoz.ru
  • http://deti.mail.ru/poetry/197987/Загадки по сказкам Пушкина в алфавитном порядке
  • Г.Александрова. Занимательный русский язык (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург, “Тригон”, 1997
  • Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
  • Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе; Приятное с полезным.- М.: Школьная пресса, 2004.- (Русский язык и литература в школе. Библиотека журнала “Русская словесность”. Вып.15)

Звучит Начало 1концерта для фортепиано П.И.Чайковского

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о русском языке, отметить его роль в нашей жизни и тех, кто увлекается русским языком и русской литературой. Сегодня праздник русского языка! Итак, начинаем!

1 ведущий: В те времена славянские народы

В язычестве жестоком пребывали. Ученья правды, веры и свободы Во тьме невежества они не знали.

(Входят учащиеся, исполняющие роли братьев Мефодия и Кирилла)

2 ведущий: Славян святые братья просветили.

Мефодий и Кирилл творили письмена, И азбуку народам подарили, И светом озарили времена.

(Звучит гимн сев. братьям Кириллу и Мефодию)

1 ведущий: Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью. И, словно драгоценные венцы. Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой.

2 ведущий: Что ж в этих книгах? Тайны мирозданья,

Мефодий Мой брат Кирилл,

Я вспомнил сон твой вещий.

Тебе явилась дева

Чудной красоты.

(Появляется София)

Кирилл : Средь множества красавиц при дворе

Ее я выбрал…

(Берет ее за руку)

Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?

София : София – Премудрость Божия.

Так нарекли меня.

А ты служить мне будешь?

Кирилл: Всегда готов я мудрости служить. Так будь же ты царицею над нами.

(Сажает царицу Софию на трон, братья кланяются и становятся по обе стороны трона. Звучит музыка)

София: Прошло уж много лет.

Как дали грамоту славянам.

Но их сердца разумнее ли стали?

Ведь мудрость сердца ценится пред Богом

Дороже знания законов и паук

Кирилл : Царица София! Открыла

Ты мудрость Божию нам.

Небесной красою сияет

Твой дивный лазурный храм.

Уже пролетели столетья,

Вот подданные твои, .(показывает на зрителей в зале)

София : (зрителям)

Теперь поскорее ответьте.

Какими же стали вы?

Умножились Ваши знанья?

И мудрыми стали сердца?

Есть ли в них состраданье

Верность любви до конца?

Учащиеся читают стихи о русском языке

Устная речь

Гаснет устная словесность,

разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса

Сот ни слов, родных и метких.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях

Ты их выпусти оттуда.

В быт обыденный верни.

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

B.Шефнер

Сценка об омофонах "Несуразные вещи" . (Показывается во время подготовки команд).

– Здравствуй!

– Привет!

– Что это ты несешь?

– Несу разные вещи.

– Несуразные? Почему они несуразные-то?

– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные. Понял? Вот несу мел…

– Что не сумел?

– Отстань.

– Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?

– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

– Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?

– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится значит.

– Вот оно что…

– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

– Тамарка?

– И ничего, симпатичная?

– Красивая! Зеленая такая.

– То есть как?

– Зеленого цвета.

– Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?

– У кого волосы?

– Да у Тамарки-то.

– Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…

– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

– Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.

– Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

– Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

– А ну тебя…

– Да! Стой, стой!

– Ну, что еще?

– Привет передавай.

– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство.

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю; «Век. От века Вековать

Век доживать. Бог сыну не дал веку

Век заедать, иск заживать чужой.. »

В словах звучат укор, и гне, и совесть….

Нет, не словарь лежит передо мной.

А древняя рассыпанная повесть.

С ЯМаршак

Мужество

Мы знаем. что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, –

И мы сохранил; тебя, русская речь,

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем,

И звукам дадим, и от плена спасем,

А. А. Ахматова

РУССКИЙ ЯЗЫК

(Стихотворение в прозе)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Мог ли предположить Тургенев, что в начале XXI века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как гово­рит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Оне­гин»?

(Сценка в исполнении ученика и ученицы.)

– Димка, ну че, прочитал?

– Прочитал.

– Прикольно или стремно?

– Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.
Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар­нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину
не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со­бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

– Вот лох!

– А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

– Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе­га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.

– Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан­дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель

Друг, недруг, я хочу с гобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных.

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов.

Живых картин, иль острых слов.

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог. чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты.

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

1 –й ведущий . Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Алек­сандр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили и который сейчас находится в окружении врагов>>.А в доказательство того, что не все потеряно, звучат стихи наших учеников, написанные на русском языке (учащиеся читают свои стихотворения)

Игра со зрителями

Подбери синонимы

К фразеологизмам, которые читает ведущий, нужно подобрать синонимы -фразеологические обороты. Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капая в море негусто, всего ничего, по пальцам пересчитать, раз два и обчёлся

Во всю прыть – что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта в мгновение ока. раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мгновению волшебной палочки, по щучье.»} велению.

Видимо - невидимо – тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавлял-:, пруд -пруди. как собак нерезаных, конца края нет.

Кто быстрее?

Назвать устойчивые выражения, в которых встречаются слова

Голова – морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.. человек с головой

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чувствовать.

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос – задирать нос, повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.

ведущий Века прошли с тех давних пор.

Как грамота дана славянам.

И, поборов невежества позор.

Они равны всем просвещенным странам.

Кто ж людям истину открыл?

Святой Мефодий и святой Кирилл!

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости, –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

Ведущие (мальчик и девочка):

— Привет, друзья!

— Хорошего дня!

— Мы приглашаем вас на праздник — Международный день родного языка.

— Но мы не будем рассказывать вам, как важно любить свой язык. Мы будем вместе с вами веселиться, соревноваться и просто петь.

Сценка «На уроке»

(7 человек)

(Заходит 1 ученик. Навстречу 2 ученик.)

1 — Привет! Почему ты вчера не был в школе?

2 — Мой старший брат заболел!

1 — А ты тут при чём?

2 — А я катался на его велике!

(Садятся на край сцены, заходят 3 ученик и 4 ученик.)

3 — Салют! А ты домашнее задание сделал?

4 — Нет, у меня папа в командировку уехал!

(Раскрывает тетрадь, 4 заглядывает.)

4 — Ого! Как красиво написано! Кто тебе сделал задание?

3 — Не знаю! Я вчера рано пошла спать!

(Садятся на край сцены. Заходят 5 и 6.)

5 — Здорово! Ты все выучил?

5 — Тогда будешь мне подсказывать!

6 — Не буду! Учитель говорит, когда подсказывают, оценка ниже на балл!

5 — Правильно! Ты подскажешь на 10, он поставит 9. А если ты не подскажешь, он поставит 2!

(Садятся. Заходит Учитель.)

Н.- Здравствуйте. Садитесь. И сидите тихо, чтобы я слышал, как муха пролетит!

(Учитель смотрит в журнал, ученики вращаются во все стороны, то выглядят. Наконец 1 не выдерживает.)

1 — Антон Антонович! Ну если вы уже вашу муху выпустите?

Н. (захлопвае журнал) — Какую муху? Ты опять не даёшь классу заниматься! Жаль, что ты так редко пропускаешь школу!

2 — А вы нам оценки за сочинение скажете?

Н. — Твоё сочинение слово в слово повторяет то, что написал в прошлом году твой старший брат.

2 — Ничего удивительного! У нас с ним сестра одна на двух!

Н. — А ты, Алина, скажи: как один человек может сделать столько ошибок?

3 — Я не одна! Мы с мамой!

Н. — Ах, с мамой! Тогда пусть завтра в школу придёт твоя бабушка! Я покажу ей, какие ошибки делает её дочь в твоих тетрадях! Начнём урок!

Слава, сколько ты знаешь частей света?

6 (подсказывает) — Пять!

5 (смотрит на соседа, тот показывает на пальцах) — Пять!

Н. — Пять? Перечисли, пожалуйста.

5 — Один, два, три, четыре, пять!

Н. (машет рукой) — Садись, гений! Саша, где находится Панамский канал?

4 — Не знаю! В нашем телевизоре такого нет!

Н. — И откуда вы все взялись на мою голову!

1 — Меня Аист принёс.

2 — Меня в магазине купили.

3 — Меня в капусте нашли.

4 — А меня из интернета скачали.

(Звенит звонок. Все уходят.)

Сценка «Вот так списков»

(3 ученика)

(Выходят на сцену две девочки.)

1 д.- Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достаёт тетрадь.) Вот скажи, тебе нравится ходить в школу?

2 д.- Очень нравится! (Садится за парту, достаёт тетрадь). И в школу ходить нравится, и из школы ходить нравится! Но между приходом и уходом столько времени теряется!

(Девочки пишут в тетрадях. Выходит парень.)

Юноши. — Как хорошо, что в школе есть перерывы! Правда, кое-кто и на перемене то пишет. Девочки, вы что пишете?

1 д. — Сочинение.

2 дв. — Как я провела каникулы.

Юноши. — Дайте списать!

1 д. — Сам напиши!

2 дв. — У тебя же были каникулы?

Юноши. — Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать.

1 д. — Ладно, списывай!

2 дв. — Хорошо, списывай!

(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради.)

1 д. — Я на каникулах была в Египте!

2 дв. — Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.

1 д. — Ой, как интересно!

Юноши. (заканчивает писать, отдаёт тетради) — Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!

(Читает сочинение.)

Как я провёл каникулы

Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом.

Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мёрзнуть.

В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалёку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошка.

Жили мы на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый, как шоколадка, только уши чуть не отморозил.

На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!

1 д. — Молодец!

2 дв. — Десятку получишь!

(Втроём уходят за сцену.)

Конкурс среди учащихся третьего класса

2 тур — найти части поговорок и объяснить смысл;

3 тур — перевести слова с английского на русский и наоборот.

Песня-танец «Чучело»

Вручение подарка

— А я из всех школьных предметов наиболее люблю звонок!

— И я тоже!

— Заканчиваются уроки, мы возвращаемся домой.

— А дома нас уже ждут родители.

Сценка «После школы»

(8 человек)

(Выходит 1 мама, подметает пол. Выходит 1 дочь, идёт к маме.)

1 дочь — Привет, мама!

1 мама — Привет. Как дела в школе?

1 дочь — Хорошо!

1 мама — Покажи дневник!

1 дочь — Нечего смотреть, там всего одна двойка!

1 мама (хватается за сердце) — Всего одна?!

1 дочь — Да не волнуйся так! Завтра принесу!

1 сын — Привет, папа!

1 папа — Привет! Как успехи?

1 сын — Папа, а слабо тебе расписаться с закрытыми глазами?

1 папа — Расписаться?

1 сын — Ага!

1 папа — С закрытыми глазами.

1 сын — Вот-вот!

1 папа — Без проблем!

1 сын — Тогда сделай это в моём дневнике.

(Сзади закрывает руками глаза, папа расписывается, тогда сын хочет выхватить дневник, но папа прижимает руками, смотрит.)

1 папа — Опять два! Ну что нужно сделать, чтобы ты перестал приносить двойки?

1 сын — Поговори с учителем, пусть перестанет вызывать меня к доске!

(Выходят 2 мама и 2 сын, мама с зеркалом, красит губы.)

2 сын — Мама, скажи, это справедливо? Человек ничего не сделал, а его наказали!

2 мама — Наверное, несправедливо. Но расскажи, в чём было дело?

2 сын — Учительница спросила, что я сделал дома по математике. А я ничего не сделал!

2 мама — А к доске тебя сегодня вызывали?

2 сын — Ага. А завтра вызывают тебя!

(Раздосадованный 2 папа и 2 дочь.)

2 папа — Ты опять пропустила школу! Я хочу знать, почему!

2 дочь — У учительницы был праздник, день рождения. Я дала ей от меня отдохнуть!

2 папа — Я хочу знать, если ты исправишь свои оценки!

2 дочь — Как только учительница оставит журнал без присмотра!

2 дочь — Есть хорошая новость! За учебники в следующем году платить не надо!

2 папа — Почему это?

2 дочь — Похоже, что в следующем году я снова пойду в третий класс!

— Вот такой он, родной язык! Красивый и благозвучный, остроумный и весёлый!

— А лучше красота нашего языка раскрывается в песнях.

Финальную песню - поём вместе.

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Сценарий внеклассного мероприятия

9 - 11 класс

«Праздник русского языка»

подготовила

классный руководитель 9 класса

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

Великое русское слово...

А.А. Ахматова

Задачи:

углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;

способствовать развитию интереса к родному языку;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.

Оборудование:

1) плакаты с высказываниями о русском языке;

2) школьные газеты о русском языке;

3) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой

Подготовка:

1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;

2) выпуск газет о русском языке;

3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;

4) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грам­матических норм.

Ход праздника

Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите зани­мательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!

Ведущий 2: А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

Ведущий 1: Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», которое изучается в 7 классе.

Чтец: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущий 2: Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.

Ведущий 1: Сколько замечательных слов сказано о русском языке.

1. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. (К.Паустовский)

2. Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский)

3. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь)

4. С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский)

5. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч.

(М. Горький)

6. Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький)

Ведущий 2: Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей! Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя.

На фоне музыки звучат стихи.

Ведущий 2: Мурат Паранук, адыгейский поэт

Чтец:

Лесным покоем,

Звоном речек

В моей душе запела Русь.

Горжусь ее певучей речью,

Ее поэзией горжусь.

Она к аульному подпаску

Пришла в холодное жилье,

Согрела лаской, шуткой, сказкой

Сиротство раннее мое.

Она передо мной открыла

Страницами бессмертных книг,

Щедра, легка, ширококрыла,

Неиссякаемый родник.

Открыла горцу и поэту,

Как жизнь любить,

Как мир беречь,

Благословенная вот эта,

Мне ставшая родною речь

Ведущий 1: Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык -

Я онемею.

Утратив русский -

Стану я глухой.

Ведущий 2: Ростислав Братунь, украинский поэт

Чтец:

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата -

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе -

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли.

Порыв к тому, о чем мечтал.

Ведущий 1: А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер

Чтец:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в план не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Ведущий 1: О языке народ сложил много пословиц и поговорок:

Язык до Киева доведет.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык говорит, а голова не ведает.

Язык голову кормит, он же и спину портит.

Язык мал: великим человеком шатает.

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Языком не спеши, а делом не ленись.

Ведущий 2: Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. Что может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивавается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

Ведущий 1: В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее. Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врага­ми, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

Ведущий 2: О минувших периодах истории мы судим по сохранив­шимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукопи­сям. М ы часто употребляем слова и выражения, которые были порож­дены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они те­перь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.

Чтец

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»,

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки сухие всегда!

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»

Лентяй отдыхает, а время идет -

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

«Не дело, мол, воду носить решетом!»

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»

Ведущий 1: Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно го­ворят … (водой не разольешь).

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки, не надо! Ведь этим ты другу окажешь... (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).

1.Валится из рук (не получается);

2.Голыми руками взять (легко, без усилий);

1.Клевать носом (засыпать);

2.Идти в ногу (согласованно);

1.Вставлять палки в колёса (мешать);

2.Давать слово (обещать);

1.В двух словах (сжато);

2.Бросать слова на ветер (обещать напрасно).

Ведущий 2: Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два ученика разыгрывают сценку.

Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.

Как живешь? - спрашиваю.

Нормально, - отвечает.

А с учебой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?

Нормально.

Вот так поговорили!

Ведущий 1: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе-шутке «Сотрудник института синонимов».

Сценку разыгрывают три ученика.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.

Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению...

Ну и что?

Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы...

Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить...

Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место; не пятая спица в колеснице...

Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту при­годиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушки­ной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать...»

Ведущий 2: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке пи­сатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митро­фанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.

Инсценирование фрагмента комедии «Недоросль» (действие 4, явление 8).

Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.

Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Сушествительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилага­тельное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Ведущий 1: А вы встречали такого Митрофанушку среди своих зна­комых, друзей?

Ведущий 2: Послушайте анекдотическую историю о современном мнимом грамотее.

Сценку разыгрывают три ученика (рассказчик, неграмотный, грамотей).

Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:

Будь другом, напиши письмо, а то я не умею.

Нет, не могу, нога болит, - ему ответил тот. - Через неделю прихо­ди, авось болезнь пройдет.

Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.

Нет, мне по адресу потом ходить не хватит сил. Ведь почерк у меня такой: трудись хоть целый год, но без меня мое письмо никто не разберет.

Ведущий 1: В настоящее время наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению, оказался в опасности. Сколько жаргонных и нецензурных слов хлынуло в него. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, в рекла­ме, на эстраде! Сейчас прозвучат отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.

Группа «Руки вверх», песня «Студент».

Ты звонишь ей домой,

Когда меня рядом нет.

Скажи мне «да» или «нет»

И дай мне свой ответ.

П. Нарцисс, песня «Шоколадный заяц».

Я шоколадный заяц,

Я ласковый мерзавец

И сладкий на все сто…

Бутусов, «Песня идущего домой».

Я шел по мостовой,

Я шел по мокрым лужам,

По скользкой мостовой

Ногами снег утюжил.

группа «Корни»

Твои изумрудные брови

Колосятся под знаком луны...

Ведущий 1: Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культу­рой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.

Ведущий 2: Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный - речь.

Ведущий 1: Наша встреча подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Литература

1. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

2. Виноградов В.В. История русского литературного языка. - М., 1978

3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. - 1996 - №1

4. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодёжи. // Русская речь. - 1991. - №1