Число троицы. От Пасхи до Троицы


Для православных людей праздник Троицы несет в себе особенный смысл. Это одно из двенадцати главных православных торжеств, которое отмечается с большим размахом и помогает понять тайны Божественного умысла.

Празднество Троицы напрямую зависит от дня празднования другого светлого праздника — Воскресения Христова . Пасха — фундаментальный праздник христиан, который является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. Дата Пасхи ежегодно меняется. Это переходящий праздник, за счет чего многие другие православные торжества имеют плавающую дату, и Троица — не исключение.

Троица в 2018 году

Как уже было сказано, праздник Троицы — это переходящий праздник. В народе это торжество еще называют Пятидесятницей, потому что наступает оно на 50 день после Пасхи . В 2018 году православные верующие будут отмечать Троицу 27 мая. С момента празднования Пятидесятницы заканчивается пост, после которого люди готовятся к циклу летних христианских праздников.

Святая Троица была установлена апостолами. Ее празднуют с древних времен. Это торжество вобрало в себя множество традиций, поскольку зародилось еще на рассвете христианства. Многие обычаи остались неизменными и перекачивали в наши дни.

Как правило, празднество начинается с торжественной службы, которая включает в себя всенощное бдение. Всенощное бдение, или, иначе, всенощная, служится накануне всех великих праздников. Празднуемый день начинается с вечера, и эта божественная служба имеет непосредственное отношение к православному торжеству. Всенощное бдение — древнее богослужение, которое начали свершать еще на заре появления религии. Сам Иисус Христос чаще всего молился именно ночью вместе с апостолами. В древние времена вечерние службы были довольно продолжительными: они проходили всю ночь. На этой службе должны присутствовать все верующие, чтобы вместе с церковнослужителями вознести молитвы Господу и всем святым .

Согласно библейским сказаниям, в день, который ныне мы называем Троицей, Святой Дух спустился на землю, тем самым показав Триединство Бога. Вначале небесный огонь посетил Деву Марию, а затем наделил Божественной силой апостолов, подарив им очищение от греховности, освятив их помыслы и раскрыв тайны предназначения.

Традиции Святой Троицы

Главным атрибутом праздника Троицы принято считать березу . Ее ветвями и молодыми листочками украшали избы и храмы, их относили в церковь, чтобы освятить, а после хранили как мощный оберег от всего зла . Полы обычно устилались свежескошенной травой. Каждый прихожанин, отправляясь на службу, имел при себе несколько веток березы. Дома освященные ветви располагали подле икон. Согласно народным поверьям, такой оберег помогал защитить дом от негатива.

Как только утренняя служба заканчивалась, люди стремились быстрее попасть домой, чтобы успеть приготовить праздничные блюда и накрыть стол. Неотъемлемой частью праздничного стола считался каравай. Меню в этот день было особенным. Это не постный день, поэтому позволить себе можно все, что душа пожелает, как и делали наши прародители. Многие семьи могли позволить себе запечь поросенка, подать к столу мясные угощения и прочие изысканные блюда. Считалось, что год будет удачным, если к столу подать угощения со своего огорода. Главным напитком считался квас, также подавался компот, который обладал целебными свойствами.

После торжественного обеда наши предки выходили на улицу, чтобы поздравить соседей, друзей и незнакомых людей с праздником Светлой Троицы. Это был очень важный обряд, в процессе которого все люди обменивались радостью и счастьем, желая друг другу успехов и процветания . Остатки с праздничного стола отдавали нищим, которые в этот день ждали подаяния.

В этот день люди уделяли особое значение духовной жизни. Было принято молиться и прославлять Господа. Это очень важно и сейчас. Священнослужители призывают молиться каждого, дабы умолить Всевышнего о спасении и прощении, о наставлении на путь истинный, о счастье земном и небесном. Молиться нужно не только за себя, но и за близких, родных, детей и за каждую заблудшую душу. В этот день Господь терпелив и милостив к любой просьбе и к любым словам.

Одинокие люди присматривали себе идеального спутника именно в день Троицы, так как считалось, что знакомство в этот праздник будет благословенно Свыше. Многие мужчины решались на ответственный шаг и звали замуж девушек, задабривая родителей будущей невесты.

Конечно, некоторые традиции потеряли актуальность, но большинство из них сохранили свою ценность и значимость. По большей части речь идет о нравственном очищении. К нему стремились издревле, поскольку лишь следуя по духовному пути можно найти смысл и место в этой жизни. Мы желаем вам светлого праздника. Берегите себя и своих близких. Пусть вам улыбнется удача, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.01.2018 01:26

Образ Святой Троицы почитается православными христианами всего мира. Молитвы перед этой иконой способны оградить вашу...

Троица - один из самых главных и древних праздников православных христиан. Отмечают его на 50-ый день после Пасхи, поэтому второе название Троицы - Пятидесятница.
Как правило, праздник припадает на конец мая и начало июня. В дохристианские времена этот период - начало лета - встречали пышно и весело. Гуляли несколько дней, а праздник называли Зелеными или Русальими неделями. Отголоски язычества сохранились до сих пор: в приметах и традициях уже христианского праздника.
История христианского праздника
Верившие в Господа Бога, поверили и в сына его Иисуса Христа, когда тот воскрес. А в силу Духа Святого поверили только когда именно на 50-й день двенадцать апостолов и Богоматерь собрались в одной горнице. Они услышали страшный шум с неба, который вскоре наполнил весь дом. Вслед за шумом появились огненные языки, которые остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Так в каждого из апостолов вошел Святой Дух.
И все они с этой минуты получили возможность проповедовать слово Божие на "иных" языках, которых прежде не знали. Таким образом, состоялось торжество Святой Троицы: Отец Сын и Дух Святой засвидетельствовали перед христианами.
В христианстве, вслед за языческими традициями, Святую Троицу празднуют несколько дней. Суббота накануне праздника называется Родительской, затем - Троицкое воскресенье и Духов день.

Естественно, как и с любым праздником, так и с Троицей, которая в свою очередь также имеет название - Пятидесятница, связано множество самых разнообразных примет, а также обрядов. Так как данный христианский праздник, отмечается всегда именно на пятидесятый день после Светлой Пасхи, поэтому он и имеет такое название - Пятидесятница. Совершенно ко всем приметам на Троицу относились достаточно бережно и историю их значений родители всегда передавали своим деткам.

Троица является весьма величайшим православным праздником, который совершенно всегда выпадает на воскресенье, так как празднуется он именно на 50-й день после Светлой Пасхи.

На самом деле значение этого праздника в том, что Бог совершенно всем нам открывается в определенное количество этапов, а не в один миг. В современности, Троица означает то, что Отец, который, в свою очередь, создал абсолютно все живое, послал людям Сына - Иисуса Христа, а уже затем Святого Духа. Для всех верующих значение Пресвятой Троицы сводится к особому восхвалению Бога абсолютно во всех его ипостасях.

Праздник Троица на Руси отмечали в несколько этапов, которые берут свое начало именно после 7-го четверга после Светлой Пасхи. Потом идет Родительская суббота, которая, в свою очередь, имела особое значение для поминания. Далее был день Святой Троицы, и данный день имеет несколько особых названий, такие как - Русальная, Зеленая, Гряная либо Клечальная. Затем после праздника Троицы идет , а в четверг - Русалкин Великдень, или как его еще называют - Навская Троица.

Огромное значение в праздник Троицы придавали разнообразной растительности. Перед праздником все хозяйки наводят достаточно особый порядок в своем доме и готовят праздничные блюда, еще украшают различными травами и цветами абсолютно все комнаты. Ведь всегда верили, что такой обряд отгонит от дома всю нечистую силу.

Вообще с днем Троицы связывают огромное количество и , которые, в свою очередь, соблюдают и в современном мире.

Православная Троица является одним из красивых религиозных праздников, совершенно все традиции, которого достаточно тесно сплетаются с разнообразными языческими обрядами. Этот день почитался как день зарождения Церкви Христа и также кроме того необходимо заметить, что отмечается он по истечению пятидесяти дней после Пасхи. Данный пятидесятый день является не случайным и совпадает он с праздником Ветхого Завета, то есть - Пятидесятницей.

Святая Троица это день когда славят Бога-отца, Бога-сына и Духа Святого, это лучшее время наполнить свое сердце искренней любовью совершенно ко всему сущему и живому.

Этот светлый праздник просто удивителен по своему разнообразию традиций и обычаев.

Зелень на Троицу - символ возрождающейся жизни

Достаточно важно в день Троицы отдать дань зелени, то есть, к примеру, украсить ею свой дом или же квартиру, также необходимо освятить букеты трав в церкви, придав особое значение - березке. Этот обряд символизирует возрождение новой жизни и также, согласно всем народным поверьям, на Троицу совершенно каждая веточка, является отличным другом и помощником, а главное - лекарем. Освященные цветы на Троицу используют в самых разнообразных ритуалах, с которыми вы можете ознакомиться в

Березка - символ Троицы

Основная традиция Троицы - это украшение именно веточками березки окон и дверей домов, это также залог быстрого и ладного роста всего, что есть в доме, то есть - это денежные сбережения, детки, запасы в амбаре и животные.

В современном мире существует обычай, класть освященные в церкви веточки березки на дно цветочного горшочка, во время его пересаживания. Этот обряд есть залогом быстрого роста растения, также пышного его цветения.

Еще у березки на Троицу можно попросить взаимной и искренней любви, необходимо с мыслями о понравившемся молодом человеке, завить веточку березки. В том случае, если необходимо крепкое здоровье, то на Троицу надо приготовить настой из листьев березки, и обязательно пить его от любых болезней.

Традиция народных гуляний

Уже после праздничной службы совершенно все верующие в день Троицы обязательно ходили, друг к другу в гости, с разнообразными угощениями и интересными подарками. А еще непременно устраивали на улицах народные гуляния с достаточно веселыми песнями и красивыми танцами. И в современной жизни традиции Троицы находят свое возрождение.

Купаться ли на Троицу?

Существует народное предание, согласно которому, на «русальной» неделе по ночам выходят из воды на берег - русалки и наблюдают за людьми. И именно поэтому ходить купаться, особенно в одиночку, считали совершенно не желательно, так как русалки могли забрать нерадивого путника, к себе, а именно - на дно. Желаете рискнуть и проверить данную народную мудрость? Купайтесь, конечно, если только не боитесь русалок.

Благодаря всем весьма интересным традициям Троицы мы получаем праздник с достаточно богатой историей, красивыми обрядами и разнообразными приметами.

Приметы о погоде на Троицу говорят, что если в данный праздник будет дождь, то обязательно будет теплая погода и большое количество грибов.

Самой древней приметой является обычай освящения в церкви специальной «оплаканной» травы, слезы совершенно всегда символизировали - дождь. Такую траву прятали в доме за раму или же икону, тем самым выпрашивали у природы, и у Бога, весьма хорошего лета, то есть без засухи, но с богатым урожаем.

Березовые веточки являются символом Троицы, так как именно они одни из первых, так сказать, одеваются в весьма яркую нарядную зелень, именно поэтому их вставляли за ставни и наличники, также разбрасывали по горнице, тем самым выпрашивая достаточно урожайного лета.

На следующий за Троицей понедельник православный народ празднует . И с понедельника до воскресения идет Русальная неделя. А так как по поверьям, особенно в четверг - Русальин великдень, русалки старались заманить к себе людей, то совершенно на всей Русальной недели старались не купаться, а также всегда все с собой носили - полынь. Считали, что русалки весьма сильно боятся данной травы.

Также совершенно любой труд на Троицу - осуждался, лишь кроме приготовления еды. Абсолютно нельзя было заниматься никакими делами.

Достаточно хорошей приметой на Троицу, считалось - сватанье. Семейная жизнь у молодых будет весьма счастливой и достаточно долгой, если они на Троицу посватаются, а на Покров - поженятся.

Все старенькие женщины на Троицу ходили на кладбище, и для того чтобы порадовать умерших и отогнать злых духов, они обметали могилки именно - березовыми вениками.

Считается, что именно на Троицу береза имеет достаточно великую силу и поэтому из листьев ее делают специальный лечебный настой.

В день Троицы совершенно все молодые девушки совершали один достаточно особенный обряд с березовыми веточками. Уже после обедни все девчонки надевали самые красивые наряды и делали себе веночки из березовых веточек, с цветами. После же они шли развивать березу вот таким образом: вставали в ровный круг около завитой березки, и одна из красавиц срубала ее и ставила именно посреди образованного круга. Березку украшали красивейшими цветами и ленточками. Далее девушки шли парами, а впереди всех одна из девушек несла завитую ранее березку. После того как девушки обходили совершенно всю деревню, они ставили эту березку посредине улицы и начинали водить хороводы уже вокруг нее. К ним же присоединялись и молодые хлопцы. Ну а уже вечером этого же дня каждая из девушек отламывала себе по одной веточке и все вместе они шли топить их к речке. И таким образом плыла березка по течению воды, а красавицы тем временем бросали свои венки в воду и наблюдали:

потонул венок - сулило неприятности, выйти замуж не приходилось.

прибился венок к другому берегу - обязательно к девушке любовь привьется.

Пусть праздник Троица войдет в ваш дом с необыкновенно свежим запахом разнотравья. И всегда помните: русалок стоит оберегаться.

День Троицы, который также именуется - «Зеленые святки» или «Зеленое воскресенье», это день прославления расцветающей природы, он символизирует наступление долгожданного жаркого лета, это праздник прекрасного настроения и счастья. И именно поэтому с ним связано большое количество разнообразных магических ритуалов, являющиеся популярными в свою очередь, к примеру, такие как ритуалы для привлечения денег и богатства, здоровья и, конечно же, любви.

Энергетика Троицы является действительно неповторимой, именно в данный праздник совершенно каждый из нас может сделать так, чтобы исполнилось самое заветное желание, чтобы в жизни было счастье и гармония, богатство и любовь, а еще - здоровье. Если вы будете знать, как именно необходимо проводить обряды и ритуалы на Троицу, которые в свою очередь, использовали наши предки, то обязательно сможете добиться желаемого результата.

Ритуал на каравай

Именно с утра в праздник Святой Троицы необходимо испечь ржаной каравай. Сразу есть такой каравай ни в коем случае нельзя, его необходимо положить на некоторое время в красный угол, причем при этом начитать над ним молитву «Отче наш». По совершенно всем поверьям такой Троицкий каравай изгоняет из человека нечистую силу, также делает его добрее и весьма рассудительнее.

Снять порчу на Троицу

Для данного ритуала на снятие порчи в день Троицы вам необходимо собрать достаточно большой букет из сорока и более разнообразных видов цветов и пойти с ним в храм. Держа в руках букет надо отстоять утреннюю и вечернюю службу, и уже после этого вы сможете приступить к ритуалу.

Продолжительность данного обряда на Троицу составляет 40 дней, и, выполнив все совершенно по правилам, вы точно очиститесь от негативной программы.

Совершенно каждый день необходимо брать по одному цветку из букета, не обращая внимания - засохший он или нет, ставить его в любую емкость и поливать святой водой. В собравшуюся в стакане воду необходимо окунуть свой палец и после трижды приложить его к своей макушке, а оставшуюся воду надо выпить. После положите одну монету совершенно любого достоинства в коробочку, которую заранее необходимо подготовить. Таким образом, надо все делать, чтобы в итоге по прошествии сорока дней, вы имели в руках - 40 одинаковых монет.

После того как пройдет сорок дней вам необходимо отправиться в храм и заказать службу для себя о здравии. И не стоит лениться, обязательно прослушайте молебен весь, от начала и до конца. А далее надо поставить по одной свече таким святым - Пантелеймону, Косме и Дамиану, а также Трифону.

Все сорок монет, которые у вас имеются за время проведения данного магического ритуала на Троицу, необходимо по дороге домой раздать всем встречающимся нищим. Все данный ритуал окончен и теперь совершенно смело возвращайтесь к своей нормальной повседневной жизни, порча будет полностью снята.

Ритуал на скатерть

Совершенно всегда по всем традициям на Троицу устраивали веселый праздничный обед, при этом приглашали гостей и близких родственников. Праздничный стол накрывали красивой белой скатертью и обязательно после обеда скатерть совершенно не стирали, а клали ее на ночь под кровать супружеской паре. Данный ритуал на Троицу проводили для усиления любовных чувств между мужем и женой.

Ритуал на хороводы

Совершенно всегда хороводы считали особым обрядовым действием, а Троицкие хороводы имеют в свою очередь такую магическую силу, которая может исполнить желание. Для того чтобы выполнить ритуал на исполнение желания на Троицу, необходимо взявшись за руки (минимум троим людям) по часовой стрелки вести хоровод, при этом говоря следующее:

«По кругу солнышку иду,

о своем желании говорю,

в чистое небо отсылаю,

исполнения желаю».

Тот человек, который желает исполнить заветное, должен в свою очередь стоять в центре данного Троицкого хоровода и проговаривать свое желание.

Троичные ритуалы с травами и растениями

Естественно, самые действенные и эффективные ритуалы и обряды на Троицу проводят, используя разнообразные зеленые травы, растения и цветы.

Приворот на Троицу

Если молодая женщина желает сделать приворот, ей необходимо отправиться в день Троицы на службу и в момент первого преклонения колен взять с пола совершенно любую зеленую травку, и взять надо как можно больше, так как далее необходимо будет плести венок из данной зелени. Взять ее надо именно левой рукой и держать необходимо до самого конца службы. После того как женщина выйдет из храма, ей надо обязательно достаточно низко поклониться на все четыре стороны.

Данный сплетенный веночек необходимо повесить на икону, а перед сном положить себе под подушку.

Привлечь любовь на Троицу

В том случае если женщина желает привлечь внимание противоположного пола, наладить отношения с любимым мужем, родить ребеночка или же добиться взаимной любви, ей необходимо за день до праздника - Троица, отправиться в поле и нарвать чабреца. После собранный чабрец необходимо высушить и повесть в любом углу комнаты, может даже зашить его в подушку или же положить под нее. Данный ритуал поможет женщине так же избавиться от нервного перенапряжения, от бессонницы, сделать жизнь более спокойной и уравновешенной.

Троичные ритуалы с березой

Достаточно весомую роль в проведении ритуалов и обрядов на Троицу играет - береза. Если вы имеет заветное желание, но совершенно никак оно не приходит в действие, то достаточно в день Троицы присесть под березкой и попросить у нее помощи, и вы заметите, как совершенно скоро ваше желание исполниться.

Для того чтобы в вашем доме всегда была благодать и счастье, необходимо нарвать веточек березки и принести их домой.

Особый ритуал совершенно у всех представительниц слабого пола - это плетение венков именно из веточек березы. Как правила, такие веночки плетут после обеда на Троицу, и уже с наступлением вечера бросая их в речку, молодые девушки загадывают желания.

От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Троица Господня - Божественное единство в трех личностных выражениях - Бог Отец, Бог Сын - Иисус Христос и Бог Святой Дух.

Троица является единством, слиянием, соединением трех в одном и, в свою очередь, одного в трех. В совершенно единый порядок связывает средний элемент двух других. Это является символ единства в своем разнообразии.

Троица наделена тремя качествами, такими как - Надежда, Любовь и Вера и ей, в свою очередь, посвящены следующие цвета - зеленый, красный и желтый. В христианстве Троица это - Отец, сын и Дух Святой либо же Мария, Иосиф и Иисус. И символами Святой Троицы являются рука - символ Отца, ягненок - символ Сына и голубь - символ Святого Духа. Такие три аспекта, как трехмерность места, времени и пространства существуют независимо друг от друга, но все же они представляют собой единого Бога. Символ Троицы как единого Бога иногда изображают в виде - триквеста, вплетенного, в свою очередь, в круг.

Другими символами Троицы являются - трон, книга и голубь, как сила интеллект и любовь; три переплетенные рыбы или же три рыбы с одной головой, одна из них есть - Христос, а две остальные - зодиакальный знак рыб; три орла или льва; три солнца; треугольник с глазом внутри или тремя звездами; три состыкованных треугольника; трилистник или крест из трех листьев, три зайца с ушами, образующими треугольник. Одним из достаточно старых символов является равносторонний треугольник, вписанный в круг, который, в свою очередь, означает не только триединство, но и вечность Божию. Еще одним из наидревнейших символов является три пересеченных круга, где, каждый в свою очередь, абсолютно совершенен и закончен, а образованный окружностями - центр, образует, в свою очередь, общую часть.

Как само «изображение Святой Троицы» служит образ Бога Отца в виде бородатого мужчины, который, в свою очередь, держит в руках крест с Христом, в тот момент как над ним витает Святой Дух в облике голубя.

Именно в сам день Троицы в храме надо себе приобрести 7 свечек лишь красного воска. Далее перед образом Всецарицы - небесной поставить все имеющиеся 6 свечей, произнося на каждую свечку заговор при зажжении ее. Возжигая седьмую свечу, также читайте заговор:

Во время горения седьмой свечки, воск должен капать с нее вам прямо в ладонь, так сказать, в лунку жизни, а именно в центр вашей левой руки. Когда наступит именно тот момент, как прогорит пол свечи, надо потушить ее о воск который находится у вас в левой руке. Далее сжать кулак и отправиться домой пешком, а также необходимо все это время - молчать. Уже дома, абсолютно все, что у вас имеется в руке, необходимо аккуратно завернуть в чисто белый небольшой кусочек ткани, при этом данный изготовленный оберег на Троицу необходимо носить абсолютно всегда с собой, и тогда вам совершенно ничего не грозит.

Оставшийся огарок от свечи необходимо возжигать заново при сильной нужде в защите, со следующими словами:

А спрятать его необходимо именно в красном углу вашего дома за иконами.

Защитный обряд на Троицу

Этот уникальный необходимо выполнять только всего лишь несколько раз в году, вот в какие дни: на Рождество - 7 января, на свой день рождения либо же в день вашего Ангела, в день рождения Пресвятой Богородицы и на Троицу. Невероятная магическая сила его достаточна велика и действенна. Для этого обряда на Троицу заранее надо подготовить следующие предметы: освященную воду, икону Иисуса Христа, именно 7 церковных свечей, икону Владимирской Божьей Матери, 2 зеркала, спички и четверговую соль.

Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю, - сообщает «irusalimprayer.blogrus.ru».

Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия.

В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:

Обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);

Обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);

Установленный день праздника - воскресенье.

Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответствии с 7-ым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 г в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел - в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.

В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.

Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день.

Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.

И четвертое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы

(то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней, и опережает православную Пасху в некоторые года более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской Церковью последовали и западные протестанты.

В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема - отлучить от Церкви и собрания верных».

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями - специальными таблицами, которые составляет церковь.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии :

где - остаток от деления нацело m на n.

Если значение Полнолуние (Y)

Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники :

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - за неделю до Пасхи;

Вознесение Христа - сороковой день после Пасхи;

Троица (Пятидесятница) - пятидесятый день после Пасхи;

День Святого Духа - следующий день после Троицы.

В Православной Церкви день Пасхи в ХХ - ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).

Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.

Каждая буква равняется следующему значению:

а - остатку от деления числа года на 19;

б - остатку от деления числа года на 4;

в - остатку от деления числа года на 7;

г - остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;

д - остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.

Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи.

Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.

Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а ее день будет равен 22 + г + д.

Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д - 9.При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.

Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА — ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ ОТ ПАСХИ ДО ТРОИЦЫ.

В период от Пасхи до Троицы вспоминаются важнейшие события Священной истории Нового Завета, завершающие великое дело нашего спасения Господом Иисусом Христом: 1) Светлое Христово Воскресение — Пасха , особое празднование которой происходит на Светлой Пасхальной неделе, но в целом распространяется на все дни до Вознесения Господня, произошедшего на 40-й день после Воскресения; 2) самое Вознесение и 3) вскоре последовавшее за ним Сошествие Святаго Духа на Апостолов – День Святой Троицы (Пятидесятницы) , положившее начало земному бытию Церкви Христовой и наполнившее новым смыслом ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память о даровании Ветхому Израилю Синайского законодательства на 50-й день после Пасхи Исхода.

Воспоминания этих важнейших событий дополняются особым вниманием к теме Божественности Господа нашего Иисуса Христа и духовного совершенствования христиан во Христе, раскрываемой в Евангелии от Иоанна, читающемся в этот период на Литургиях.

Богослужения в этот период совершаются по Цветной Триоди , или по-гречески Пентикостариона πεντηκοσταριον, что значит буквально «Пятидесятник».

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу и земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после литургии бывает, по обычаю, малое освящение воды. В ознаменование отверзения Христом дверей рая Царские врата остаются открытыми в течение всей недели.
В Светлую субботу после Литургии раздается особый Пасхальный хлеб — Артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это время пребывавший в храме.

Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Порядок празднования Святой Пасхи в течение всей недели, а также особое символическое значение, какое было придано второму явлению воскресшего Христа ученикам на восьмой день после Воскресения, послужили причиной необычного для прочего богослужебного круга исчисления воскресений и соответствующих им Недель: от Пасхи до Пятидесятницы воскресенье считается первым днем следующей за ним седмицы, т.е. воскресенье Святой Пасхи считается первым днем Светлой седмицы, воскресенье Уверения ап. Фомы считается вторым по Пасхе и начинает вторую седмицу по Пасхе и т.д. Все время от Пасхи до воскресенья Всех Святых заполнено сплошной чередой сменяющих друг друга праздников, их попразднств и отданий, так что непраздничным остается только день Троицкой заупокойной субботы.
От воскресенья Святой Пасхи до Троицкой заупокойной субботы из богослужения исключаются песнопения Святому Духу Царю Небесный . Вместо последнего в Пасхальный период поется тропарь Христос воскресе из мертвых : на Вознесение с попразднством — тропарь праздника, на Троицкую заупокойную субботу — тропарь заупокойный Глубиною мудрости .
Все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы в ознаменование радости о Воскресшем Спасителе отменяется преклонение колен (земные поклоны). Оно восстанавливается на особых коленопреклонных молитвах вечерни дня Пятидесятницы, испрашивающих у Троического Бога сугубого промышления о Церкви в окормлении живых и усопших христиан благодатию Святаго Духа.

В последованиях Недель, то есть воскресных дней периода Пятидесятницы, находятся особые воспоминания о таких событиях, в которых открылись Божество Господа, Его сила и слава, и которые еще больше утверждают в нас веру в непоколебимую истину Его преславного воскресения из мертвых.

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

Уверение Фомы. Фрески Фаворского монастыря

Второе воскресенье по Пасхе, бывает на 8 день от воскресенья св. Пасхи. В богослужении этого дня Воскресение Христово воспоминается в связи с явлением Спасителя ученикам на восьмой день после Своего Воскресения, во время которого произошло уверение апостола Фомы, не поверившего словам Апостолов о Воскресении. Подтверждение Воскресения на 8-й день (он же 1-й день новой седмицы) было воспринято первыми христианами как указание Промысла Божия на еженедельное воспоминание Воскресения Христова: почему этот день воспринимается еще как Обновление (т.е. новое празднование) Воскресения Христова, или Антипасха («вторая Пасха»), открывая собою череду подобных Обновлений, или Антипасх, по воскресеньям всего года. Служба этого дня совершается по чину двунадесятого праздника, с попразднством в течение всей последующей недели и отданием праздника в субботу. (Попра́зднство – дни после праздника, в которые на богослужении употребляются молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику, т.е. всю следующую седмицу поём тропарь и кондак Недели Антипасхи)

Тропарь Недели Антипасхи:
Запеча́тану гро́бу, Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же, и две́рем заключе́нным, ученико́м предста́л еси́, всех Воскресе́ние, дух пра́вый те́ми обновля́я нам, по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак Недели Антипасхи:
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же, созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́, с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́: Госпо́дь еси́ и Бог мой.

Неделя 2-я после великого праздника Пасхи носит название Антипасха, что в буквальном смысле означает именно «второй воскресный день после Светлого Христова воскресения». Еще одно название этого дня, которое было очень распространено на Руси в народе, это «Фомино воскресение», поскольку Святой Православной Церковью в него воспоминается апостол Фома и его горячее исповедование Господа.

Краткое содержание Евангельского повествования(см. Ин.20: 24–29), читаемого на Антипасху, таково: Господь после Своего Воскресения явился Своим ученикам, как говорится в Священном Писании, «дверем затворенным». Уверив их, что Он воистину воскрес, Господь дает им благословение идти в мир на проповедь. Однако, среди учеников, видевших Иисуса Христа, не было апостола Фомы, на которого распятие Господа произвело такое тяжелое впечатление, что повергло его в уныние. И, возможно, он решил, что смерть Господа – это конец, конец всем надеждам, всем чаяниям, и каждый из учеников должен жить отдельной жизнью, возвратясь к привычным занятиям. Поэтому он и не присутствовал во время первого явления Господа.

Услышав же от апостолов, что они видели Иисуа Христа, Фома выдвигает, с одной стороны, очень дерзновенные, а, с другой, свидетельствующие о нелегковерии апостола требования: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу палец мой в раны от гвоздей, и не вложу руку мою в ребра Его, не поверю». Но семя надежды было брошено в душу Фомы, поскольку в следующий воскресный день он уже был с остальными апостолами.

И Господь не захотел оставить Фому в его неверии. Он вновь пришел «дверем затворенным» и смиренно предложил исполнить требования апостола: «Прииди, Я разрешаю тебе. Вложи палец твой в раны Мои и руку в пробитые ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим».

В Евангелии не сказано, совершил ли апостол Фома, что хотел, или нет, но приводится его горячий молитвенный возглас: «Господь мой и Бог мой!» Уже около двух тысяч лет повторяются эти слова апостола Фомы тысячами тех людей, кто обрел Господа, кто внезапно вышел из тьмы на свет и отчетливо осознал, что Иисус Христос есть Бог и Господь, у кого «отверзлись очи» и «прорезался слух».

Святая Православная Церковь каждый год в день Антипасхи говорит, что никого из сомневающихся не оставляет Господь, и искренно желающий обрести истину обретает Ее.

А тем, кто в лукавстве говорит: «покажите нам Господа теперь», Он отвечает: «блаженны невидевшие и уверовавшие». Что велика сила веры; она зорче телесного зрения и более чутка, чем телесный слух, Она способна передвигать горы.

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова «радость», напоминая нам о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду.

Радоница совершается на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

Это поминовение отражает веру в то, что усопшие и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Господа Иисуса Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших.

На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Таким образом, помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня можно после окончания Светлой Седмицы на Радоницу. Этот праздник отмечается с третьего века.

В Радоницу верующие с утра идут в храм для участия в Литургии. Совершаемая в этот день служба отличается от богослужения обычных родительских суббот - основой церковной молитвы на Радоницу являются радостные пасхальные песнопения: Воскресения день, просветимся людие…; Приидите пиво пием новое…; Ангел вопияше Благодатней…; Светися, светися, новый Иерусалиме…

Именно на Радоницу (а не в день Пасхи) посещают могилы близких родственников. Народ приходит на кладбища, чтобы символически похристосоваться с умершими родственниками. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Мария Магдалина у ног Воскресшего Христа. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня Воскресение Христово вспоминается в связи со святыми, послужившими при погребении Спасителя: Иосифом Аримафейским, Никодимом и Женами-мироносицами, оказавшимися и первыми свидетельницами Его Воскресения. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи (на богослужении поется Пасхальный канон, Стихиры Пасхи), воскресные песнопения 2-го гласа и собственные песнопения праздника свв Жен-мироносиц (некоторые из них повторяют песнопения Погребения Спасителя), составляющие основу попразднства в течении всей следующей седмицы. На литургии читается Евангелие Мк.15:40-41; 16:1-8

Тропарь воскресный 2-го гласа
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Тропари Недели Жен-мироносиц:
Благообра́зный Ио́сиф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели Жен-мироносиц
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба.

В третье воскресение после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память жен – мироносиц. Мироносица – это буквально «носящая миро». В еврейском обществе при погребении усопших было принято использовать различные благовония в знак уважения и почитания. Господь наш Иисус Христос был погребен святыми Иосифом Аримафейским и Никодимом подобающе, но, тем не менее, спешно, поскольку наступал субботний день, в который иудейский закон предписывает строгий покой. Женщины же, служившие Господу на всем протяжении Его Божественной проповеди, те, кто были почти единственными, не оставившими Христа на Голгофе, не смогли оставить все как есть. Они купили ароматы и ранним утром пошли ко гробу, не задумываясь ни о страже, стерегущей двери гроба, ни о злобе иудейской, обеспокоенные только одной мыслью – кто отвалит им камень, закрывающий гроб, вырубленный в скале. И именно им было даровано Господом первыми узнать о Его Воскресении, именно им было явление Ангелов, возвестивших, что зря они ищут «Живаго с мертвыми», именно их встретил Сам Господь, когда они бежали к апостолам, и сказал: «Не бойтеся, пойдите возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф.28,9-10). Господь тем самым делает их «апостолами для апостолов».

От чего же такая милость Божия к простым женщинам? По мысли св.Григория Богослова, «Еве, которая пала первой, первой надлежало приветствовать Христа». Подобно тому, как страшная весть о грехопадении вошла в мир через женщину, так и благая весть о Победе над грехами и смертию должна была быть провозвещена ею. Подобно тому, как преслушание Евы стало причиной того, что грех стал частию мира, послушание и смиренное служение «новых Ев» Господу, который пришел заклатися в Жертву за людей Своих, послужило изгнанию греха. Святая Православная Церковь торжественно празднует память жен – мироносиц, чествуя в их лице нелицемерную любовь ко Господу, не позволившую оставить Его во время страшных страданий, искреннее служение Ему на всяком месте, неотступное следование за Ним, глубокую веру в Него.

Евангельское повествование донесло до нас имена не всех жен-мироносиц, мы знаем только некоторых: Марию Магдалину, Саломию – мать ап.Иакова и Иоанна Заведеевых, Иоанну – жену Хузы, домоправителя Ирода. Церковное предание указывает также на Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну. Но были и другие, чьих имен мы не знаем, но они известны Господу, и они сияют в сонме святых как те, кто первыми сподобился услышать, а затем и возвестить прочим радостную весть, потрясшую мир «с вышних до нижних»: «Христос воскрес!».

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Исцеление расслабленного у Овчей купели. Фрески фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с вопоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом расслабленного при Овечей купели, пришедшегося, согласно Евангельскому повествованию (Ин.5:1-15) на период Пятидесятницы, то есть 50-ти послепасхальных дней. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 3-го гласа и собственные песнопения об исцелении расслабленного, составляющие основу попразднства до ближайшего вторника.

Тропарь воскресный 3-го гласа
Да веселя́тся небе́сная, да ра́дуются земна́я; я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, попра́ сме́ртию смерть, пе́рвенец ме́ртвых бысть; из чре́ва а́дова изба́ви нас, и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак Недели о расслабленном
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих, и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену, воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством, я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле, да зову́ Ти, спаса́емь: Ще́дрый, сла́ва Христе́, держа́ве Твое́й.

После недели святых жен-мироносиц в церковных богослужениях все чаще начинают звучать слова о воде, но не простой воде, а той, которая «течет в жизнь вечную» (Ин.4,14). Святая Православная Церковь постепенно подводит верующих ко Дню Святой Пятидесятницы.

Господь наш Иисус Христос, беседуя с учениками после Своего славного Воскресения, дал им обещание: «И Я пошлю обетование Отца своего на вас»(Лк.24,49), подразумевая под обетованием благодать Святаго Духа. Он повелел апостолам оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока не облекуться силою свыше.

В евангельском повествовании Господь сравнивает благодать Святаго Духа именно с действием воды, оживотворяющей бесплодные пустыни и утоляющией лютую жажду. Как вода необходима для жизни человека, так и благодать Сятаго Духа необходима для истинной жизни души человека.

Именно поэтому 4-я неделя по Пасхе в Православной Церкви носит название «недели о расслабленном», и в нее воспоминается исцеление расслабленного человека при Овчей купели в Иерусалиме. Множество больных людей находилось там, ожидая того момента, когда Ангел Господень сойдет в воду, и она приобретет целебные свойства, но лишь на короткое время: только тот, кто первым войдет в воду, получит исцеление. И это отнюдь не случайно: народу израильскому, как избранному Богом, были дарованы Его милости, но только в ограниченном количестве, подобно маленькому ручейку. Господь же наш Иисус Христос сотворил из этого ручейка огромную реку, целебные воды которой стали омывать души всех людей, приходящих к Нему. Он увидел у этой купели человека, находящегося в болезни 38 лет, но не потерявшего надежду несмотря на то, что он не мог достаточно быстро передвигаться и не имел человека, который бы помог ему, поэтому уже много лет подряд его опережал другой. И его надежда, упование на помощь Божию и вера не остались бесплодными, именно к нему подошел Господь и одним словом исцелил. Уже не было необходимости расслабленному быть омытому вещественной водой. Сотворивший воду, Источник воды живой омыл его грехи Своим Словом. А то, что именно грехи являются причиной любой болезни, подтвердил Господь, сказав расслабленному: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже»(Ин.5,14).

Конечно, воспоминаемое в 4-е воскресение после Пасхи событие гораздо более сложно, в нем заключено множество вопросов и ответов, осмысление которых может занять значительное время. Как, к примеру, вопрос о нашем немилосердии, ведь жестокая правда звучит в словах расслабленного: «не имею человека, который бы опустил меня в купель»(Ин.5,7). То есть никто не оказал ему помощи за все то время, что он провел в притворе Овчей купели, а она по-еврейски называлась «Вифезда», в переводе «дом милосердия». Или вопрос о необходимости стойкости в вере и сохранении надежды на милость Божию в любых обстоятельствах, ведь неизвестно когда подойдет Господь и спросит: «хочешь ли быть здоров?». Но каждый сам может прочитать полный текст, открыв Евангелие от Иоанна главу 5. А Святая Православная Церковь напоминает нам об этом милосердии Божием при каждом освящении воды, когда прочитывается часть Евангельского повествования 4-й недели по Пасхе.

Преполовение Пятидесятницы

Двенадцатилетний Христос в храме. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня ожидание праздника Сошествия Святаго Духа на Апостолов, окончательно подтвердившего Божественность Иисуса Христа, тематически соединяется с воспоминанием различных Евангельских событий, в первую очередь — беседы Спасителя о Воде живой (Ин. 4 — чтение на Литургии в воскресенье о Самаряныне) и беседы о правом суде (Ин. 7 — чтение на Литургии Преполовения), утверждающих мессианство (помазанничество) Сына Божия. В этот день, по традиции, совершается малое освящение воды. Попразднство Преполовения продолжается до отдания в среду на следующей седмице. На иконе «Преполовение» часто изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому.

Тропарь Преполовения

Кондак Преполовения
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.

Православная Церковь этот день верующим предвозвещает большую радость: пройдена ровно половина пути до великого праздника Пятидесятницы (то есть праздника, совершаемого на пятидесятый день после Пасхи). В стихире Преполовения поется: ««Наста преполовение дней, от спасительного начинаемых восстания, Пятидесятницею же Божественною печатаемое, и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, и приити славе предъявляющее, Владычняго Вознесения предпочитает»».

День Пятидесятницы носит также название Дня Святой Троицы, поскольку в этот день Св.Троица явилась человеку в Своей полноте, либо Дня Сошествия Святаго Духа, ведь именно в этот день в виде огненных языков Дух Святой сошел на апостолов. Праздник же Преполовения – это своего рода «Предпразнство» Пятидесятницы. Очень часто благодатные дары Святого Духа в Евангелии метафорически уподобляются изливающейся воде. Подобно водным потокам Святой Дух питает душу человека, оживотворяет ее. ««Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напои водами, яко вем Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко мне и да пиет»», — говорит тропарь Преполовения.

Св.Иоанн Златоуст писал: ««не манна, не огонь, не дождь ниспослан ныне, но изливаются дарования Святого Духа»». Поэтому по образу««живой воды» – благодати Святого Духа, в этот день в храмах происходит малое освящение воды. Подобно тому, как тело человеческое не может существовать без воды, и душа человеческая мертвеет без животворящей силы Святого Духа.

В Преполовение слышится воззвание от лица Господа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей»(Ин. 7, 37). «Если так, то пойдемте все к Нему,–пишет святитель Феофан Затворник.– Кто чего бы ни жаждал, только бы то не противно было Духу Господа, непременно найдет удовлетворение. Жаждущие знания, идите ко Господу, ибо Он — единственный свет, истинно просвещаюший всякого человека. Жаждущие очищения от грехов и утоления совестного жжения, идите ко Господу; ибо Он вознес грехи всего мира на древо и рукописание их разодрал. Жаждущие покоя сердечного, идите ко Господу; ибо Он есть сокровище, обладание которым заставит вас забыть все лишения и презреть все блага, чтобы обладать Им единым. — Сила кому нужна — у Него всякая сила. Слава ли — у Него слава премирная. Свобода ли — Он дарователь истинной свободы. Он решит все наши недоумения, расторгнет узы страстей, развеет все скорби и туги, даст преодолеть все препоны, все искушения и козни врага. и уравняет путь нашей жизни духовной. Пойдемте же все ко Господу!»

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Беседа с самарянкой. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с продолжающимся празднованием Преполовения Пятидесятницы и воспоминанием беседы Христа с Самаряныней (Ин.4: 5-42), в которой Он открывает как Свое Мессианство (Помазанничество), так и Свою Божественную природу, обещая верующим в Него «воду живую, текущую в жизнь вечную» , то есть Святаго Духа. Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 4-го гласа, песнопения праздника Преполовения, продолжающегося до ближайшей среды, и собственные песнопения о беседе Христа с Самаряныней, составлющие основу попразднства.

Тропарь воскресный 4-го гласа
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, апо́столом хва́лящася глаго́лаху: испрове́ржеся смерть, воскре́се Христо́с Бог, да́руяй мiрови ве́лию ми́лость.
Тропарь Преполовения
Преполови́вшуся пра́зднику, жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми, я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́: жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т. Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же, сла́ва Тебе́.
Кондак Преполовения
Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся, всех Тво́рче и Влады́ко, к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же: прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия. Те́мже Тебе́ припа́даем и ве́рно вопие́м: щедро́ты Твоя́ да́руй нам, Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.
Кондак Недели о самаряныне
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня, ви́де Тя, прему́дрости во́ду, е́юже напои́вшися оби́льно, Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

В пятый воскресный день после Пасхи вспоминается встреча Господа нашего Иисуса Христа с женщиной-самарянкой на Его пути в Галилею. Самарянами назывался народ, произошедший от смешения иудеев и язычников, переселенных на эту территорию ассирийским царем Салманасаром после покорения им Израильского царства. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея, но отвергали пороков и Предание, а также поклонялись и языческим богам. Иудеи гнушались самарянами, старались не проходить через их земли и не общаться с ними. Они отвергли помощь самарян при постройке второго Иерусалимского храма, поэтому самаряне выстроили себе храм на горе Гаризим и там продолжали поклоняться Богу, даже после его разрушения в 130 году до Р.Х.

Господь, проходя через Самарию, близ города Сихарь (или Сихем), остановился у колодца, по преданию выкопанного Иаковом. Ученики Его отлучились в город купить пищи. И в это время к колодцу пришла за водой женщина-самарянка, к которой Господь обратился с просьбой: «Дай мне пить»(Ин.4,7). И в ответ на удивление самарянки, как Он, иудей, разговаривает с ней, Иисус Христос говорит, что, если бы она знала, Кто говорит с нею, то сама просила у Него дать ей воду живую. Самарянка спросила Его, каким образом Он добудет воды, если Ему нечем даже подчерпнуть, и неужели Он больше патриарха Иакова, который выкопал этот колодец. И здесь Господь переводит беседу из области вещественной в область духовную: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4,14). Этими словами Господь говорит о благодати Святаго Духа, напояющей духовную жажду человека, направляющей его душу ко спасению. И для того, чтобы ум самарянки вознесся от вещей земных, Господь раскрывает ей, что Ему известна вся ее жизнь. Она же, убедившись, что Он – пророк, спрашивает о месте, где надлежит поклоняться Богу. Воистину, непроста была эта женщина, задавшая Господу вопрос, свидетельствующий о духовном поиске. И Он отвечает ей, что в скором времени «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», имея в виду, что настоящее поклонение Богу человек должен совершать прежде всего в своем сердце.

Самаряне ждали Мессию, также как и иудеи, поэтому самарянка сказала, что скоро придет Тот, Кто возвестит им все. На это Господь прямо отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою». Он многократно не отвечал на вопросы фарисеев и книжников, пытавшихся дознаться Он ли Мессия, но признался простой женщине, провидя ее чистое сердце. А самарянка побежала в город, рассказывая каждому, что встретила Мессию, И те, кем гнушались иудеи, встретили Господа с гораздо большим радушием, они внимали Его словам и говорили самарянке, что верят уже не по словам ее, а по собственному опыту, что Он истинно Христос. Господь же произнес перед апостолами слова о жатве, указывая, что они вошли в труд тех ветхозаветных пророков и праведников, которые исполняли волю Божию и были побиваемы и убиваемы за это собственным народом.

Это Евангельское повествование еще раз говорит нам о необходимости благодати Святаго Духа для жизни человека, о снисхождении Божием ко всякому человеку, о том, что воистину, Господь многое открывает «младенцам», чистым сердцем ищущим и принимающим истину, и оставляет в неведении «мудрых века сего».

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Исцеление слепорожденного. Фрески Фаворского монастыря.

В богослужении этого дня празднование Воскресение Христова соединяется с воспоминанием чудесного исцеления Иисусом Христом человека, слепого от рождения (Ин. 9:1-38). Песнопения этого дня включают песнопения Святой Пасхи, воскресные песнопения 5-го гласа и собственные песнопения об исцелении Слепого, составляющие основу попразднства до ближайшей среды, когда бывает одновременное отдание настоящего праздника и праздника Святой Пасхи.

Тропарь воскресный 5-го гласа
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, от Де́вы ро́ждшееся на Спасе́ние на́ше, воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся; я́ко благоволи́ Пло́тию взы́ти на Крест, и смерть претерпе́ти, и воскреси́ти уме́ршия сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом
Душе́вныма очи́ма ослепле́н, к Тебе́, Христе́, прихожду́, я́коже слепы́й от рожде́ния, покая́нием зову́ Ти: Ты су́щих во тьме Свет пресве́тлый.

Шестое воскресение после Пасхи, подобно предыдущим, посвящено воспоминанию события, раскрывающего Божественную сущность Господа Иисуса Христа. В этот раз – это исцеление слепорожденного. Оно было совершено в третий год общественной проповеди Господа. И, несмотря на то, что Он совершал множество исцелений, в том числе и слепых, именно данному чуду у евангелиста Иоанна посвящена целая глава, поскольку это не только чудо избавления от недуга, но более – чудо рождения веры, способной противостоять любым нападкам на нее.

Краткое повествование евангельского события таково: проходя мимо, Господь увидел человека, слепого от рождения. На вопрос учеников кто согрешил он или родители его, поскольку иудеи верили, что ни один недуг не дается Богом человеку чистому, Господь ответил, что не согрешили ни он, ни родители его, а слепота дана, чтобы на нем было явлено чудо Божие. После Он плюнул на землю и помазал ею глаза слепорожденного, повелев умыться в священном для иудеев источнике Силоам, что тот и совершил, после чего прозрел. Знавшие его люди повели к фарисеям, чтобы они засвидетельствовали чудо. Но фарисеи, догадываясь уже о Том, Кто мог совершить это чудо, искали не истины, а повода для осуждения Господа, основываясь на формальном законе о сохранении субботнего покоя. Они спросили слепорожденного: «Что ты скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» На что тот с уверенностью ответил: «Это пророк». Желая поставить под сомнение сам факт чуда, фарисеи даже позвали родителей слепорожденного, чтобы они подтвердили, что это их сын, и что он рожден слепым. Боясь быть отлученными от синагоги, родители слепорожденного не стали настаивать на причине исцеления, хотя и не отверглись своего сына. Вторично его призвали фарисеи, настаивая, чтобы он под клятвой признал, что Исцеливший его есть грешник. На что получили ответ: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает»(Ин.9,31). Фарисеи после этого изгнали его из храма, но Тот, Кто открыл ему телесные очи, не захотел оставить его духовно слепым. Господь нашел слепорожденного и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И слепой ответил, что он не знает Его. «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». – «Верую, Господи! И поклонился Ему»(Ин.9,35-38).

Тот, кто был слеп от рождения, оказался духовно более зрелым, чем те, кто похваляясь своим мнимыми духовными дарами, не признали в Господе Иисусе Христе Сына Божия. «На суд Я пришел в мир сей, чтобы невидящии видели, а видящии стали слепы». Гордость твердивших, что они видят истину, заслонила им очи, и они сделались слепыми, бродящими во тьме. Смиренное же сердце оказалось способным прозревать свет истины и защищать ее. Что и нам должно послужить примером.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Если нищий, слепой, не видя Христа, еще прежде Его наставления такое показал дерзновение, что перед лицом всего народа, дышащего убийством и бешенством, неистовствующего и желающего, чтоб сам бывший слепой обвинил Христа, не соглашался на то, не замолчал, но со всяким дерзновением заградил им уста и лучше захотел быть изгнанником, чем изменить истине, то не тем ли паче мы, жившие столько времени в вере, верою видевшие тысячи чудес, получившие больше нежели он, благодеяний…должны оказывать ревности о Христе против тех, которые дерзают обвинять и отвергать христианство».

Отдание праздника Пасхи

«…Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано утром, в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в городе, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.
Все было так же, как в Пасхальную заутреню ночью, — только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу: «Христос воскресе», не раздалось этого веселого грохота: «Воистину воскресе!»

В последний раз пели «Пасха священная нам днесь показася».

После пасхальной литургии из алтаря вынесли святую плащаницу, положили ее в золотую гробницу и накрыли стеклянной крышкой.
И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.

После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:
— Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, в счет не идешь! Доскачешь! А вот я — не знаю. Пасха! — улыбнулся он горько,-только вот из-за нее не хочется помирать!.. И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!…»

Вознесение Господне

Вознесение Христово. Фрески Фаворского монастыря

В четверг шестой седмицы послепасхального периода, на сороковой день после Пасхи, воспоминается Вознесение Господне, увенчавшее земное служение Христово и предварившее ниспослание Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также ожиданию праздника Пятидесятницы, являясь одним из «двунадесятых», т. е. 12-ти важнейших праздников церковного года.

Тропарь Вознесения
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Кондак Вознесения:
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325г)

Отцы I Вселенского собора. Фрески Фаворского монастыря

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с продолжающимся празднованием (попразднством) Вознесения Господня и памятью святых 318 Отцов — участников I Вселенского собора, утвердившего единосущие Сына Божия Богу-Отцу и низложившего еретика Ария.

Тропарь воскресный 6-го гласа
А́нгельския Си́лы на гро́бе Твое́м, и стрегу́щии омертве́ша; и стоя́ше Мари́я во гро́бе, и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́; ре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак Вознесения
Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы.
Тропарь отцев
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Кондак отцев
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших, в том числе и предков каждого, почему она обыкновенно называется родительской.

Тропарь заупокойный
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зное всем подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х, на Тя бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне, Богородичен : Тебе́ и сте́ну, и приста́нище и́мамы, и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Кондак
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница.

Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа. Фрески Фаворского монастыря

В воскресенье восьмое по Пасхе воспоминается Сошествие Святаго Духа на Апостолов, произошедшее на 50-й день после Пасхи и на 10-й день после Вознесения Господня и положившее начало бытию Церкви Христовой. Богослужение этого дня посвящено воспоминаемому событию, а также прославлению всей Святой Троицы, поскольку сошествие Святаго Духа по обещанию Спасителя окончательно подтвердило Его Божественное достоинство и тем самым завершило откровение Бога-Троицы о Себе. Настоящий праздник принадлежит числу «двунадесятых», т. е. 12-ти важнейших праздников церковного года.

В самый день праздника, обыкновенно сразу после Литургии, совершается вечерня с пением великого прокимена и чтением особых коленопреклонных молитв. По обычаю Русской Церкви, на все празднование Пятидесятницы храмы украшаются цветами, а также свежей зеленью деревьев (берез) и полевых трав.

Тропарь праздника
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Кондак праздника
Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Седмица 1-я по Пятидесятнице – сплошная. День Святаго Духа

Всю неделю после воскресенья 8-го по Пасхе продолжается празднование Пятидесятницы, в котором особо выделяется второй день Праздника, Духов день, посвящаемый Виновнику торжества — Святому Духу, сошедшему на Апостолов в Сионской горнице и через них просветившему всю вселенную. Седмица – сплошная, нет поста в среду и пятницу.

Молитва Святому Духу
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Глас 8-й. Заговение на Петров пост.

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в первую очередь свв. Мучеников, своей кровью продолживших свидетельство свв. Апостолов и подготовивших победу христианства.
В этот же день бывает заговенье на пост свв. Апостолов (Петров пост), продолжающийся до праздника свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля.

Этим воскресным днем заканчивается богослужение послепасхального периода , которое совершается по Триоди Цветной, которая употребляется с утрени первого дня Пасхи до Божественной литургии в Неделю Всех святых, когда в последний раз поются песнопения Триоди Цветной, а в заключение написано: «Конец и Богу слава» ,и начинаются службы Октоиха .

Тропарь воскресный 8-го гласа
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, да нас свободи́ши страсте́й, Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́!
Тропарь Всех Святых
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же, лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак Всех Святых
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики, тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

В богослужении этого дня празднование Воскресения Христова соединяется с памятью всех Святых, в земле Российской просиявших.
Решение о восстановлении памяти всех Русских святых и назначении ее на второе воскресенье по Пятидесятнице принято Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Составителем службы и творцом большинства ее текстов был священноисповедник Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский.

Тропарь воскресный 1-го гласа
Ка́мени запеча́тану от иуде́й и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, да́руяй ми́рови жизнь. Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче: сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Тропарь русских святых
Якоже пло́д кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния, земля́ росси́йская прино́сит Ти́, Го́споди, вся святы́я в то́й просия́вшия. Те́х моли́твами в ми́ре глубо́це, це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве
Ин тропарь русских святых
Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы, от земли́ на́шея возсия́вшия и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия, прииди́те, воспои́м, ве́рнии: о всеблаже́ннии земли́ Росси́ския засту́пницы, моли́теся ко Го́споду, да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́, исцеля́я сокруше́ние ея́, и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.
Кондак русских святых
Дне́сь ли́к святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в це́ркви и неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу. Ангели с ни́м славосло́вят, и вси́ святи́и це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют, о на́с бо мо́лят вси́ ку́пно Преве́чнаго Бо́га.
Величание русских святых
Ублажа́ем ва́с, чудотво́рцы на́ши сла́внии, зе́млю ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии и о́браз спасе́ния на́м светоявле́нно показа́вшии.