Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе. Интерактивные формы обучения на уроках литературы Интерактивное обучение литература


07.09.2014 7961 0

Учитель русского языка и литературы 1 категории

ГУ «Средняя школа №20» города Астана

Козбакова Райхан Кабкеновна

«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»

Ж. Ренар

Успех обучения любому предмету всегда определялся чёткостью и правильностью постановки цели обучения, которая определяется социальным заказом общества и на сегодняшний день для учебного предмета «Русского языка» и «Литературы» характеризуется единством образовательной, воспитательной и развивающей цели.

Какие изменения претерпевает на сегодняшний день цель обучения данным предметам?

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанная на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.

Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности.

К интерактивным методам относятся:

1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников. 2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

3. Логические задачи , когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему. 4. Составление кластера , когда определяется ключевое слово тематической группы. 5. Дебаты . 6. Исследовательская деятельность. 7. Дискуссии. 8. Тренинги. 9. Разноуровневые задания и др. Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний с 5 по 8 классы.

Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку (например; составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию и т.д.)

Так, например, на уроке литературы в 6 классе по теме: «Притча о блудном сыне» одна группа пишет эссе из 5-6 предложений; другая группа – составляет кластер к слову «ЛЮБОВЬ»; третья группа – работает по методу арт-технологии (изображение на рисунке в виде глаза, лица, ладони, сердца и т.д. любви к родному человеку); четвертая группа - работает по методу синквейна (составление стихотворений из пяти строк, где 1.-сущ.,2.-прилаг., 3.-глагол, 4.-отношение к теме, 5.- синоним к первому слову).

Таким образом, весь урок дети самостоятельно по группам и индивидуально могут проявить себя и получить заслуженные оценки за урок. После таких уроков мы педагоги как воспитатели можем многое раскрыть в своих учениках. Они раскрываются полностью, без комплексов так как чувствуют, что их выслушают не только учитель, но и одноклассники.

Следующая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; формирование навыков написания текстов различных жанров; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Цель данной технологии – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения.

Данную технологию я успешно применяю как в среднем звене так и в старших классах. Так, например, на уроке русского языка в 5 – ом классе при прохождении темы: «Буквы О-А в корне –лаг-,-лож-» я использовала игровой момент урок теле игра, где предусматривались: диктор, ведущие телепередач («С утра пораньше», «Счастливый случай», «Тема», «Это вы можете», «Сам себе писатель», «Итоги») . Каждая группа и ученик должны по заданным на уроке учителем карточкам работать самостоятельно в течений 5-7 минут и ответить на заданные в них вопросах. Например: в передаче «С утра пораньше» нужно составить рассказ об утренних сборах в школу, применяя следующие глаголы: положить, предлагать, переложить, уложить, сложить, полагать. Можно опросить 2-х, 3-х учеников устно, а один у доски расставляет ударение в данных словах и одно слово разбирает по составу (на данном этапе хорошо сработает культура письма, формирование навыков написания текста различного жанра). Следующая передача (соответственно объявляет диктор), «Счастливый случай» (где работает командная группа учащихся), достает из мешочка бочонки с номерами и открывает соответствующий номер карточки у доски.

1. Слово с пропущенными буквами и дополнительное задание к нему составить с данными словами словосочетания.

2. Полный синтаксический разбор предложения и дополнительное задание к нему сказать, какой частью речи выражены данные члены предложения. (На данном этапе мы обращаем внимание на развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, основанной на уровневой дифференциации).

Передача «Тема» формирует коммуникативные навыки, повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Так как в ней я предусмотрела такие задания: вопросы для повторения о типах и стилях речи, основной мысли текста и переход к выполнению упражнений по учебнику на странице 210, упр. 755. Участники передачи «Это вы можете» выполняют письменно упражнение 754 на стр. 210, где отвечают на вопросы и обозначают изученную орфограмму. (Этот этап критического мышления предусматривает самостоятельную работу каждого ученика). Участники следующей передачи «Сам себе писатель» пишут мини-сочинение о зиме (можно сочинить стихи), (здесь мы прослеживаем творческую работу учащихся). И в «Итогах» диктор и участники передач закрепляют пройденный материал по вопросам данным на слайде у учителя (Этот этап урока развивает у учащихся коммуникативные навыки и прививает интерес к творчеству, повышает самостоятельность).

Необходимо, чтобы каждый урок русского языка был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Добиться высокой эффективности при проведении нестандартного урока учитель может лишь при условии правильного выбора метода обучения с учетом конкретных условий и возможностей каждого класса. «От метода преподавания, - писал А.В. Луначарский, - зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю ». Как показывает мировая практика, большого успеха в работе добиваются учителя, овладевшие новейшими методами и новыми педагогическими технологиями, направленными на включение учащихся в самостоятельную поисковую работу. Нетрадиционные уроки тесно связаны с интегрированным обучением, которое предполагает слияние нескольких учебных дисциплин на одном уроке.

Технология обучения представляет собой совокупность различных способов и средств, направленных на выполнение учебно-воспитательной цели. Педагогической технологией является комплекс взаимосвязанных требований, направленных на достижение определенных психолого-педагогических целей. Таким образом, педагогическая технология – это совокупность различных методов и средств для реализаций определенных целей, которая гарантирует запланированный результат. Кроме того, педагогическая технология предполагает комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, необходимое для полного и качественного обучения предмету в соответствии с требованиями учебных программ.

К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок-конференция. После изучения любого раздела учителя могут проводить итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых - активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам.

Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией современного образования являются дебаты , которые очень актуальны для сегодняшнего дня, так как обладают такими качествами, как:

- универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);

- востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);

- интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).

При подготовке к дебатам проводится «Мозговой штурм» , когда, исходя из знаний и опыта каждого ученика, выясняется, что они к этому времени знают по данной теме, по ее ключевым понятиям. Отсюда дифференцированный подход учителя к учащимся, так как не могут два ученика одинаково знать, уметь, мыслить. Важнейшим позитивным моментом является то, что дебаты развивают критическое мышление, которое так необходимо на уроках литературы, когда приходится абстрактные идеи соотносить с реалиями сегодняшнего дня.

Важное место в дебатах принадлежит исследовательскому умению учащихся. Чтобы аргументировано спорить, надо подготовить хорошие доказательства и отобрать лучшие. Для этого нужно не только прекрасно знать текст произведения, но и «перелопатить» горы дополнительной литературы. Технология дебатов позволяет глубже войти в тему, ознакомиться с ней в различных аспектах и вынести собственные суждения на основе огромной исследовательской работы.

Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.

Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.

И я вам желаю того же, удивляйте своих учеников на протяжении каждого урока.

Мурзасаимова Айсулу Тураровна

Учитель русского языка и литературы

Школа- лицей № 5 3 г. Астана

И нтерактивны е метод ы обучения на уроках русского языка и литературы .

Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется насущным: «Я рядом с вами».

Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.

Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?». Предлагаю разобраться и увидеть особенности данных методов в сравнении.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта осуществляется не путем передачи о нем, а в процессе собственной активности субъекта.

Личностно-ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А.Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике.

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. По- этому перед нами cтоит задача использовать технологии, воспитывающие и развивающие самостоятельность учащихся, а также содействующие сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивное обучение-это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде.

Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного образования -воспитывать талантливого ученика, а в конечном результате –вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

В своей практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило у доски, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее.Ребята часто получают на дом задания: составить «словарныйдиктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными орфограммами), «карточку-зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два практических задания.

Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае –оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения. Или же задание дается в форме игры:с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая работа группы.

Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность.

Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий–«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев –«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «за» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы он может изменить свою позицию.

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио –и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%, я применяю интерактивную доску в процессе обучения детей.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Школьникам –и младшим, и старшим просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всемисделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

В своей педагогической практике я использую ИДдля различных видов деятельности: работа c текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил; коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация презентаций, созданных учащимися.

ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость.

Используя виртуальную клавиатуру можно исправлять ошибки в деформированных текстах. (В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить.)

В заключение нужно отметить, что традиционное обучение-это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.

XXI век — это время перехода от постиндустриального к информационному обществу, основными ресурсами которого становятся информация, знания, компетентность. Роль школы заключается в том, чтобы подготовить выпускника к полноценной жизни и труду в современном обществе. Это подчеркивал Н.А. Назарбаев в ежегодном послании народу Казахстана. Первоочередной задачей в ходе модернизации системы образования Президент назвал внедрение в процессы обучения современных методик и технологий. Глава государства призвал народ Казахстана активнее осваивать информационные технологии, особо отметив, что «образование должно давать не только знание, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации.

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact» (inter - взаимный, act - действовать) .
Интерактивные технологии в сочетании с проблемностью имеют особую ценность в преподавании русского языка и литературы.

Принципы интерактивных форм и методов обучения:

  • Урок - не просто занятие, а общая работа.
  • Все ученики равны независимо от физиологических особенностей, социального статуса, навыка.
  • Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • Нет места прямой критике личности учащегося (подвергнуться критике может только идея).
  • Все сказанное на уроке - не руководство к действию, а информация к размышлению.

Другими словами интерактивная методика обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению учащихся. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы: дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики); игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры); тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности) .

Уроки с использованием интерактивной методики обеспечивают благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей учащихся. Учитель, применяющий интерактивные методы, работает в режиме творческого соавторства. Он должен быть готов к нестандартным ситуациям. Такие уроки помогут, как совершенствовать умения и навыки учителя, так и расширить кругозор учащихся. Следовательно, интерактивные методы обучения - это стратегия и методология, включающие в себя как групповую, так и индивидуальную работу. Развивающие навыки, необходимые в учении и жизни .

Уникальные возможности для работы и неоценимую помощь преподавателю оказывает использование интерактивной доски, оснащенной специальным программным обеспечением. Интерактивная доска — это инструмент учителя, соответствующий способу восприятия информации современных учащихся, имеющих гораздо более высокую потребность в зрительной стимуляции.

Вот лишь неполный перечень возможностей интерактивной доски:

  • ознакомление с новым материалом посредством поэтапного введения материала;
  • создание алгоритмов для работы с правилами;
  • лингвистические тренажеры;
  • работа с деформированным текстом;
  • решение тестовых заданий с мгновенной обработкой результатов;
  • постановка пропущенных орфограмм и пунктограмм, раскрытие скобок с исправлением ошибок;
  • выполнение разнообразных видов грамматических разборов с использованием сканера для вывода на экран работ учащихся из тетрадей;
  • взаимопроверка и самопроверка;
  • самостоятельное заполнение таблиц и схем;
  • организация выхода в Интернет для работы с информационно-образовательными сайтами.

Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых .

Интерактивный урок имеет следующую структуру:

Этап урока Методическая цель Примерные методы
1 Мотивация Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы «Мозговой штурм», «Корзина идей», Кластеры
2 Оглашение темы и задач Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает «Синквейн», Эпиграф, «Толстые и тонкие вопросы»
3 Получение необходимой информации Инструктаж учащихся для выполнения задания «Синквейн»,»Корзина идей», «Пересказ по кругу»
4 Интерактивное задание Практическое усвоение материала «INSERT», Работа в группах, «Перо автора»
5 Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала Кластеры, «Последнее слово за мной», «РАФТ»

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки? Большую помощь преподавателю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) ,.

Для решения учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные технологии:

Применение ИКТ имеет следующие преимущества:

  • увеличивает степень наглядности;
  • предоставляет возможность моделирования отдельных объектов или целых заданий;
  • автоматизирует однообразные операции;
  • обучает школьников применению компьютерной техники для решения учебных задач;
  • развивает моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся;
  • формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, выделение смысловых частей, упорядочивание, переработка, выстраивание логических связей и др.);
  • осуществляет принцип системности обучения;
  • индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс;
  • развивает познавательную самостоятельность и творчество;
  • организует дистанционные олимпиады;
  • стимулирует мотивацию к учению;
  • способствует росту активности и самостоятельности учащихся, коренным образом меняет их отношение к учебе;
  • повышает эффективность образовательного процесса.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

В заключение хочу сказать, что интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Список литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 27.01.2012 г. Центральный государственный архив научно-творческой документации. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ntd.kz/ru/pages/112.html (дата обращения: 12.04.2013).
  2. Педагогический энциклопедический словарь.Электронный ресурс. Под ред. Б.М. Бим-Бада. Научное издательство Большой Российской Энциклопедии и Федерация Интернет образования, http://dictionary.fio.ru
  3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 176с
  4. Р.Г. Мусина. Интерактивные обучения. [email protected]
  5. Н. Суворова. «Интерактивное обучение. Новые подходы» М., 2005.

Интерактивные формы обучения… Что это – хорошо забытое старое или нечто принципиально новое? В переводе с английского языка «интер» - взаимный, «акт» - действовать, то есть действовать сообща на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включённый в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии беседы, диалога с кем-либо, с чем-либо. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактив называют и технологий, и методом, и формой. Но чаще интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Ученик не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость.
Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен информацией, знаниями, идеями, способами действия: от взаимодействия – через взаимодействие – к взаимообогащению. Интерактивные формы на уроках нацелены на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся.
Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее. При применении интерактивных методов обучения происходит постоянное активное взаимодействие педагога и учащихся; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.
Принципиальные линии интерактива: переживание опыта в диалоге, осмысление информации и самого себя.

Как распределить время на интерактивном уроке?
1. Мотивация (5 %). Цель: сконцентрировать внимание и вызвать интерес к данной теме.
2. Объяснение темы задач (5 %). Цель: обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что их ожидает, какие учебные действия должны выполнить.
3. Получение необходимой информации (5 %). Цель: инструктаж учащихся для выполнения заданий.
4. Интерактивное задание (60 %). Цель: практическое усвоение материала.
5. Защита и обсуждение работ (25 %). Цель: обсуждение с целью закрепления материала.

Можно ли любой урок проводить в интерактивных формах? На наш взгляд, конечно же, можно проводить, используя интерактивные форму обучения. Только учитель должен постоянно изобретать новое, быть творцом. Такой метод обучения мы сделали своим учительским стилем.
В течение нескольких лет в интерактиве мы проводим уроки-исследования по литературе, используя групповую форму проведения урока.
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность учёного является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Учебно-исследовательская деятельность школьников имеет своей целью построение субъективно нового знания. При этом она не открывает объективно новых для человечества знаний.
На уроках-исследованиях по литературе мы организуем поисковую, познавательную деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Целевые установки урока-исследования по литературе: личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.
Для уроков-исследования определяются традиционные для мировой классической литературы темы:«Москва и Петербург в русской литературе 18 -19 веков», «Тема дома и семьи в литературе 19 - 20 веков», «Тема «маленького человека» в произведениях русских писателей 19 века», «Лагерная тема в русской литературе 20 века», «Образ ровесника в русской литературе 20 века» «Литературные группировки 20 века».
Главная цель исследовательской работы – научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
Исследовательская работа на уроках литературы, как правило, - это групповая работа, которая предполагает коллективный поиск. Часто учащихся объединяют в группы по принципу «сильный– слабый». Иногда при таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой «участок работы» и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
В группы учащиеся объединяются до урока, примерно по 4-5 человек в каждой. Группы создаются разноуровневые, объединение происходит по желанию учащихся. В зависимости от темы урока и его цели количество групп зависит от количества художественных произведений, предложенных для исследования учителем.

Структура урока-исследования
1. Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания (анализ и синтез собранных данных).
3. Исследовательская деятельность:
а) интеллектуальная деятельность;
б) творческая деятельность.
4. Защита творческих работ группами и оценивание деятельности учащихся.

Рассмотрим некоторые этапы урока, построенного в интерактиве.

Реализация домашнего задания.
Домашнее задание учащиеся получают заранее, примерно за 3-4 урока до урока-исследования. Каждая группа выбирает задание по желанию, ищет необходимый материал в разных источниках. Затем материал, самостоятельно собранный членамигруппы, корректируется, дополняется, улучшается. Группа определяет форму защиты домашнего задания: выступает вся группа или один из её членов, лидер. Каждой группе предоставляется время представления автора произведения, судьбы героя, могут быть представлены законы, по которым живут герои, карта местности или путешествия героев или автора, выступление «историка». Этап реализации домашнего задания длится, в зависимости от темы урока и класса, 20-35 минут. На данном этапе происходит процесс социализации, то есть представление итогов самостоятельной работы группы в целом. Это даёт возможность самим членам группы оценить все достоинства своей работы, что-то изменить в ней, исправить.
На этом этапе идёт развитие речи учащихся, так как они говорят языком художественного произведения, используя авторский текст.
Цель: повторить и дополнить изученный материал дополнительными сведениями, формировать умение осознанно, вдумчиво читать художественный текст.
Примечание: оценивание работы группы происходит поэтапно, по мере выполнения задания.
Учителем составляется таблица, где фиксируются отметки за каждый этап работы. Затем всё это суммируется и выводится средняя отметка, которая выставляется в журнал всей группе.

Исследовательская деятельность
Исследовательская работа проводится на уроке, учащиеся не знают, какие задания им предложат выполнить. Чаще всего детям приходится перечитывать заново уже изученный материал, обращаться к материалам домашнего задания, то есть думать, анализировать, искать, исследовать (готового ответа нет, его нельзя списать, подсмотреть, потому что он разрабатывается учителем). Учитель не навязывает пути решения поставленной задачи, а управляет процессом обучения, направляет деятельность обучающихся, помогает им. На этом этапе учащимся предлагается, например, найти запахи, звуки, краски, используемые автором в тексте, или нарисовать карту местности с использованием топонимов или карту путешествия писателя, составить хронологическую таблицу, или нарисовать (изобразить) герб города, семьи, символ государства, страны, нарисовать плакат, эмблему, составить коллаж, кричалку, придуматьназвание команды, составленной из литературных героев и тому подобное.
Цель: формировать умение анализировать художественное произведение, сравнивать, сопоставлять, творить. Как вы видите, анализ идет через творчество, через цвет и ассоциации.
Творческая работа может быть разнообразной (вариативной): сочинение - миниатюра, письменный ответ на вопрос, запись интервью с героем произведения, заметка в газету, написание законов семьи, государства, создание гимна и т. д. Иногда группе предлагается несколько заданий, поэтому каждый участник группы выполняет свою часть, так как на эту работу отводится 20 минут.
Затем происходит защита творческих работ и подведение итогов. Во время защиты одной группы остальные учащиеся составляют конспект, план или записывают тезисы выступления одноклассников.
Работы учащихся иногда несовершенны, не завершены, наивны. Но это результат поиска, работы мыслей, труда, то есть результат вдумчивого чтения, анализа текста.
Так как исследовательские работы предполагают работу в группах, то кроме предметных задач, во время работы решаются еще и личностные: учащиеся учатся работать в коллективе, нести ответственность за свою часть задания, могут попробовать себя в роли лидера, проверить себя в соперничестве с членами других групп. Все это стимулирует мотивацию, так как оценивается работа всей группы.
Остается только добавить, что за внешней простотой проведения подобных уроков скрывается серьезная подготовка учителя, а это тоже, своего рода, саморазвитие, самообучение, постоянный поиск...

Конспекты уроков-исследований

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (11 класс)
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ A . M . ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Целевые установки на достижение результата:
личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
метапредметные: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем; определять цели и функции участников группы; совместно принимать решения в проблемной ситуации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по выполнению заданий; структурировать тексты; научиться основам реализации проектно - исследовательской деятельности;
предметные: знать содержание произведения, уметь извлекать необходимую информацию из текста.

2. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний при выполнении заданий в группах.
A. Что такое романтизм? (Романтизм – это тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально - конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленный к далекому идеалу и потому находящийся в резком конфликте с обществом, с людьми).
Б. Назовите романтические черты прочитанных рассказов А.М.Горького?
B. Дайте определение словам: композиция, конфликт, эпилог, увертюра, легенда? (Легенда - рассказ о поступке какого-либо человека, в основе которого чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимается рассказчиком как достоверное).
3. Выполнение заданий в группах по произведению А.М.Горького «Старуха Изергиль» (задания на листах ) и оформление проекта.
4. Защита работы
5.Подведениеитоговработызаурок.
6.Определениедомашнегозадания:прочитатьпьесуА.М. Горького «На дне», знать особенности драматического произведения.

Приложение:

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО РАССКАЗУ М.ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
Задания группам
Задание №1. Композиция.
Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах?
Задание №2. Легенда о Ларре.
Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами?
Почем соль сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему
старейшинами? Изобразите Ларру.
Задание №3. История Изергиль.
Назовите наиболее важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую важную жизненную философию они раскрывают?
Задание №4. Что сближает историю жизни Изергиль и легенды о Ларре и Данко? Вписывается ли история жизни Изергиль в мир легенд?
Задание №5. В чем состоит подвиг Данко? Изобразите героя.
Задание №6. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?
План
1. Оба красивы (докажите текстом).
2. Оба горды, сильны (докажите текстом).
3. Цель жизни, отношение к свободе.
4. Одинаковая ситуация (конфликт: Ларра и племя; Данко и племя).
5. Нравственная оценка героев проекта группами (оценка за выполнение заданий ставится в путевые листы).

ТЕЗИСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Задание №1 – Жанровая форма «рассказ-легенда». Обрамление (увертюра) незаметный переход от реальности к сказке – от сказки к реальности. Увертюрами создается особая романтическая атмосфера – атмосфера ожидания чудесного, выходящего за пределы обыденного здравого смысла. Устойчивые образы (пейзаж)– море, степь, луна, ветер, тучи, звёзды.
Задание №2 – Человек отделил себя от других людей, который замкнулся только на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно осознает пустоту и бесцельность своего существования - чуждый и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Бестелесная тень - финал судьбы того, кто хотел брать от жизни все, не расплачиваясь собой.
Задание №4 – По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни полной мерой и отдавать полной мерой, это и есть та норма, которой может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную и наполненную смыслом жизнь.
Задание № 5– Цели: Ларра – стоять над людьми; Данко – быть вместе с людьми.
Одинаковая ситуация: ситуация конфликта с племенем и людского суда. Ларра выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми.
Данко взваливает на себя ответственность за жизнь других людей и ценой своей гибели делает их свободными.
Нравственная оценка героев (контрастное эстетическое освещение): Ларра, не способный умереть, превращается в тень, сердце погибшего Данко вспыхивает искрами огня.

МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М.ЦВЕТАЕВОЙ И А.АХМАТОВОЙ
(9 класс)
Цель: опираясь на биографические данные и на творчество поэтесс, определить роль Москвы и Петербурга в их жизни, уметь обобщить, систематизировать информацию, формировать навык коммуникативных способностей, умение вести диалог, развивать творческий подход к изучаемому материалу, воспитание вдумчивого, талантливого читателя.
1. Организация класса, объявление цели урока.
2. Проверка домашнего задания. Защита задания по группам.
Москва и Петербург... М.Цветаева и А.Ахматова по-особому любили эти города, города, с которыми были связаны самые счастливые и печальные моменты жизни поэтесс. Какова роль этих городов в жизни и творчестве поэтесс?
Группа №1. – Роль Москвы в жизни М. Цветаевой.
Группа №2.– Чтение наизусть стихотворений М.Цветаевой о Москве.
Группа №3. – Роль Петербурга в жизни А.Ахматовой.
Группа№4. – Чтение наизусть стихотворений А.Ахматовой о Петербурге.
Группа №5. – Музеи А.Ахматовой и М.Цветаевой (презентации, разработанные учащимися).
Учебная деятельность учащихся: составление тезисов к выступлениям учащихся или конспектирование (по выбору учащихся).
Примечание: каждый ученик дома подбирает стихотворение А.Ахматовой или М.Цветаевой с описанием Москвы или Петербурга.
3. Творческая и интеллектуальная деятельность учащихся в группах.
КОЛЛАЖ (франц.) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.
Задание учащимся в группах: ГОРОД ГЛАЗАМИ ПОЭТЕССЫ
Отметка «5» - составить (нарисовать) коллаж к стихотворению поэтессы о Москве или Петербурге;
Отметка «4» - нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Ахматовой или М. Цветаевой.
Работу выполняет каждый ученик группы.
4. Вернисаж (выставка выполненных работ).
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

Тема урока-исследования «Лагерная тема в русской литературе XX века».
(11 класс)
Цель: узнать о литературном подвиге писателей, историю данной темы, особенности ее художественных решений; формировать умение анализировать художественное произведение, сопоставлять образы героев, давать им оценку, определять авторскую позицию; продолжить развитие речевой культуры учащихся, творческих навыков; поддерживать интерес к изучению русской литературы, истории.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию темы. Слово учителя.
Книги, которые вы прочли, занимают особое место в истории литературы. Критики называют эту литературу «задержанная», «реабилитированная», «лагерная проза». Сегодня мы будем говорить не только о литературе, но и об истории нашей страны. Сейчас литература о лагере огромна, можно было бы назвать десятки книг разных жанров, много имен. Мы остановимся на трех: А.Солженицын, В. Шаламов, С. Снегов.
3. Проверка домашнего задания.
Работа по группам:
1) В. Шаламов «Колымские рассказы»;
2) С. Снегов «Норильские рассказы»;
3) А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»;
4) А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Задания:
– биография автора, судьба героя его произведения;
– законы общества, по которым живет герой (герои) произведения;
– карта местности или путешествия героев, автора.
4. Работа по теме урока.
1) составление хронологической таблицы.

2) творческая работа по группам:
– запись интервью с героем произведения;
– нарисовать символ тоталитарного государства;
– нарисовать плакат, изображающий тоталитарное государство, увиденное читателями XXIвека;
– заметка в газету «Не могу молчать».
5. Итоги урока.
6.Определение домашнего задания: найти и прочитать художественные произведения по теме «Образ ровесника в русской литературе XX - XXI в.»

ТЕМА ДОМА И СЕМЬИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 20 ВЕКОВ. 7 КЛАСС.
Цель: знать содержание художественных произведений, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи в прочитанных произведениях, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка; продолжить развитие связной речи учащихся, формировать навык коммуникативных и творческих способностей; поддерживать интерес к изучению, художественной литературы.
ХОД РАБОТЫ.
1.Организационный момент, объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания по группам (анализ и синтез собранных данных). Защита домашнего задания группами.
A. Группа №1. Отношения между взрослыми и детьми в повести Л.Н. Толстого «Детство» Любовь, понимание, уважение, герой осознает свою неправоту в отношении Натальи Савишны .
Б. Группа №2. Отношения между взрослыми и детьми в рассказе И. А. Бунина «Цифры» Любовь, нежность, желание исправить ситуацию конфликта, осознание неправоты.
B. Группа №3. Отношения между взрослыми и детьми в повести М.Горького «Детство» Жестокость, наказания, унижение, сумасбродство, ложь, вредительство.
3. Исследовательская работа.
А) Задание №1. Нарисуйте символ семьи, придумайте девиз, под которым могут жить члены этой семьи, создайте формулу счастья.
Б) Творческая работа.
Группа №1. Письмо Наталье Савишне с извинением от лица героя.
Группа №2. Дневниковая запись о прошедшем дне от лица героя.
Группа №3. Законы семьи.
4. Защита творческих работ.
5. Подведение итогов за урок.
6. Определение домашнего задания.

0 «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Россия, г.Томск

МАОУ СОШ №23

Учитель русского языка и литературы

Алтухова Ольга Николаевна

«Интерактивные методы обучения на уроках

русского языка и литературы»

Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Я обратилась к словам Сухомлинского, потому что придерживаюсь точки зрения, что главная задача учителя научить ученика учиться.

Выстраивая собственную стратегию педагогической деятельности, учитель, в первую очередь, опирается на нормативно – правовые акты, определяющие государственный заказ в области образования. Цели и задачи общего образования, обозначенные в концепции модернизации российского образования, являются приоритетными в моей педагогической деятельности. И поэтому я обратилась к интерактивным методам обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

1.моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; 2.способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей, 3.создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия,

4.осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Итак, в интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся.

Преимущества интерактивных методов:

1.Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

2.Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;

3.Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы;

4.Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов:

различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы;

мозговой штурм;

имитации;

дискуссии и диспуты;

ролевые, дидактические и имитационные игры.

ЕСЛИ они основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

Мозговой штурм, блицопрос, микрофон

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

Через эпиграф, слово, название

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Мини – лекция, презентация домашнего задания

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

Дебаты, семинар, работа в группах, «Карусель», «Микрофон», «Шляпы мышления», «Защита проекта», «Аквариум», «Ярмарка», «Пресс».

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

«Большой круг, «Неожиданное предложение», «Шкала мнений», дискуссии, комментирование.

Классификация педагогических игр

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По области деятельности:

физические;

интеллектуальные;

трудовые;

социальные;

психологические.

По характеру педагогического процесса:

обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические.

По игровой методике:

предметные;

сюжетные;

имитационные.

По предметной области:

* драматизации;

* математические, химические, биологические, химические, экологические;

* музыкальные, театральные, литературные;

* трудовые, технические, производственные;

* физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные;

* обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.

По игровой среде:

* без предметов/с предметами;

* настольные, комнатные, уличные, на местности;

* компьютерные, телевизионные, с ТСО;

* технические, со средствами передвижения.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой. Повторение предыдущего давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения. Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления (например, не с разными частями речи)

«Аквариум»

Учащиеся объединяются в группы по 5 – 6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные ученики не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного задания группа занимает свои места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Карусель»

Учащиеся размещаются в два круга лицом друг другу. Некоторое время (30 сек.) каждая пара обменивается инфомацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится анализ и обговаривание.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определённую, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятие правильного решения.

«Шляпы мышления»

Классный коллектив произвольно делится на 6 цветных группы, каждая из которых высказывает свои идеи, мысли по поводу одной общей ситуации со своих «цветочных точек зрения»: белая шляпа – факты; красная – эмоции; чёрная – критика; жёлтая – оптимизм; зелёная – новаторство, синяя – эксперты, подводящие общие итоги.

Одной из наиболее часто используемых является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология, использование её элементов помогают нам сделать менее травмирующей адаптацию учащихся и решать психологические проблемы личности.

Спектр целевых ориентаций:

Дидактические цели предполагают расширение кругозора, познавательную деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие цели определяют воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие цели будут формировать развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие цели обеспечивают приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? Во что играть?

В старших классах применяю ролевую технологию в форме деловой игры «Обучая – учусь», «Задание для соседа», «Исправь ошибку». Учащиеся по тексту, предложенному учителем, или выбранному по учебнику готовят задания для своих одноклассников. Ответы к заданиям записывают в тетрадь. Затем происходит обмен заданиями, решение и проверка. Эффективность игры состоит в том, что происходит актуализация знаний, умений навыков. Каждый ученик получает 2 оценки: за задание и решение. «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Учащиеся мгновенно пресекают ошибку условным знаком или пояснением. «Исправь ошибку». Учащимся выдаются тесты или теоретический материал по пройденной теме, в которых неправильно сформулирована теория или неверно подобрана практическая часть. В течение определённому времени ученик находит ошибку, после чего передаёт другому. Кто больше нашёл ошибок! Правильный ответ у учителя.

Оценки по результату. В среднем звене использую игру «Компетентность».Участники:

*конкуренты - два команды учащихся;*наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу.

*арбитр - обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. Во время игры:

Эту игру лучше проводить после изучения разделов русского языка. Учитель задаёт тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме

Например: команды должны приготовить:

по 2 репродуктивных вопроса,

по 1 творческому вопросу,

по 2 задачи.

Команды поочерёдно дают друг другу задания. Соперник его выполняетhttp:// Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на него. Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5- ти балльной системе каждое задание и по 10-ти балльной системе каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу, кто - нет. Пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.