Кафедральный собор св петра. Лютеранская церковь Свв


До начала XIX века владение, где сейчас располагается кирха, принадлежало Лопухиным, родственникам царицы Евдокии, первой жены Петра I. Большой усадебный дом серьезно пострадал в пожар 1812 года. В 1817 владение приобрел приход евангелической лютеранской церкви св. апостолов Петра и Павла. Дом был приспособлен под храм. Перестройка велась в основном на средства, выделенные прусским королем Фридрихом-Вильгельмом III. Освящена кирха была в 1819 году. В 1837 в церкви появился первый орган, на котором шесть лет спустя играл Ференц Лист, дав концерт, который по свидетельству современника «очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие – нюхали эфир».

В середине XIX века в связи с ростом общины (число ее членов превысило 6000 человек) было решено строить новую церковь. Строительство нового собора в готическом стиле по проекту архитектора А. Мейнгардта (Майнхардта) завершилось к январю 1862 года. В целях экономии были использованы части прежнего здания. Через год на двухъярусную колокольню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Полвека спустя кирху вновь пришлось расширять. В 1903 году был объявлен архитектурный конкурс, на котором первую премию получил проект известного зодчего В. Валькота. Однако новое здание в виде трехнефной базилики, перекрытой двускатной кровлей, возвел академик архитектуры В. Косов, частично использовав проект Валькота. При этом строить новое здание в неоготическом стиле начали вокруг прежнего, и только по окончании работ разобрали прежнюю кирху.

Церковный зал изначально славился прекрасной акустикой, в 1913 году здесь впервые были исполнены «Колокола» , пять лет спустя исполнялся реквием Моцарта с участием А. Неждановой.

В 1918 году «Питерпаулькирхе» получила статус Кафедрального собора России, а затем Советского Союза. Однако через некоторое время церковь закрыли. Здание приспособили под кинотеатр «Арктика», а после войны здесь разместилась студия «Диафильм». Помещения были перепланированы, интерьеры уничтожены, орган утрачен. Перед Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 года был полностью разобран шпиль собора.

В 1990-е годы церковь вернули верующим. Были проведены реставрационные работы. В 2010 году восстановлен шпиль. В настоящее время в кирхе находится орган XIX века, ранее принадлежавший разрушенной в 1928 году лютеранской церкви св. Михаила на Вознесенской (ныне – Радио) улице. Регулярно проходят концерты органной музыки.

В ансамбль церкви входит также часовня, построенная в 1890-е годы в южной части церковного двора по проекту Ф. Шехтеля.

Россия является многоконфессиональной страной: в ней зарегистрированы более тысячи религиозных объединений и представлены более 50 религий. Среди них есть и представитель лютеранства - кафедральный собор святых Петра и Павла. Москва приютила его в Старосадском переулке. Это главный лютеранский собор Европейской части России и один из трех соборов этого вероисповедания в столице.

История собора

Приход храма является одним из старейших в россии. Само лютеранство появилось в стране во второй половине XVI века. Только во время Ливонской войны было захвачено около 3 тысяч пленных, с которыми прибыл и первый лютеранский проповедник Тиман Бракель. Через 2 года он стал пастором первой общины святого Михаила. От нее в 1626 году отделилась община пастора Якоба Нойенбурга, которая через несколько столетий стала собором апостолов Петра и Павла.

Однако общине несколько лет не везло с местом храма . Первая церковь была построена возле Чистых Прудов и снесена в 1632 году, вторая простояла около 10 лет. В 1647 году возле моста на реке Яузе по инициативе Баумана, генерала голштинского происхождения (провинция Пруссии), была построена «Офицерская церковь», но и она простояла недолго. А через 2 года иностранцам и вовсе запретили покупать земли в Москве.

Генерал Бауман вновь купил землю в Немецкой слободе (правый берег Яузы) и организовал там молитвенный дом. В 1664 году на этом месте возвели небольшую деревянную церковь. Через 3 года ее снесли и построили церковь побольше, а также дом пастора и школу. Освящение состоялось в конце XVII века, а на следующий год земля, купленная генералом, официально была подарена царем Алексеем Михайловичем общине.

При Петре I был заложен каменный фундамент для большого собора с колокольней. На следующий год прошло освящение, однако собор преследовали неудачи: он трижды горел, но восстанавливался. После войны с Наполеоном и пожара храм возродить не удалось. Прихожане временно разместились в молитвенном доме, который освятили через 2 года.

Последнее переселение произошло в 1817 году: приход окончательно переехал в Старосадский переулок (в то время Космодамианский переулок), выкупив усадьбу Лопухиных. Почти сразу же началось строительство, деньги на него были выделены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III, а император Александр I предоставил ссуду.

В 1819 году храм был освящен и стал крупнейшим протестантским приходом: его посещали многие богатые промышленники и дворяне. К середине XIX века число прихожан достигло 6 тысяч человек, к концу столетия их насчитывалось уже 17 тысяч, большая часть (14 тысяч) были немцами. В то же время началась последняя перестройка и расширение собора. В 1905 году он был освящен; через 10 лет, во время антинемецких восстаний, здание серьезно пострадало.

Что случилось после революции

После декрета об отделении церкви от государства все имущество церкви национализировали, а учебные заведения при соборе закрыли. От членов прихода потребовали сдать все деньги и ценные бумаги в течение 3 дней, а после оштрафовали за отказ подчиниться.

После переноса столицы в Москву церковь получила статус кафедрального собора, главного лютеранского собора Советского Союза и резиденции епископа . Однако это не сильно повлияло на судьбу прихода: ценности были изъяты, количество прихожан сокращалось.

Через 4 года лютеранская церковь в Немецкой слободе была закрыта и разрушена, члены церковного совета и пастор расстреляны. В 1938 году здание передали Красногвардейскому районному совету для перестройки в кинотеатр. Через несколько лет строение передали студии «Диафильм», которая занялась перепланировкой здания внутри, а в середине XX века разобрала шпиль. Однако юридически церковь никогда не была закрыта.

Здание вернули религиозной общине в 1988 году, в 1991 году была получена регистрация в Управлении юстиции Моссовета. «Диафильм», владевший на тот момент строением, выделил для богослужений небольшой зал, где с сентября того же года возобновились воскресные службы. Уже на следующий год церковь получила постоянного пастора - Гуннара фон Шлиппе.

Однако уладить все проблемы с «Диафильмом» (студии некуда было выселяться) удалось только к 1997 году, хотя с момента передачи собора лютеранской общине уже прошло 5 лет. Постепенно все строения, принадлежавшие лютеранам, были возвращены, с 1997 года началась реставрация.

В декабре 2005 года состоялось освящение престола, в ноябре 2008 года - самого собора. Символическая церемония передачи храма в собственность Евангелическо-Лютеранской церкви прошла в конце октября 2017 года. Сегодня в Петропавловском соборе хранятся ценности, доставшиеся ему от разрушенного собора святого Михаила:

  • библия середины XVII века;
  • алтарь XVIII века;
  • орган конца XIX века;
  • крест епископа Майера.

Соборный орган

Но все-таки для простых граждан собор больше известен благодаря своему органу и проводимым концертам. Всего в храме было 3 органа: впервые орган появился в храме в 1837 году.

Второй появился в 1892 году: 42-регисторный 3-манульный немецкий орган фирмы «Э.Ф. Валькер» («E.F. Walcker»). Это был лучший на тот момент музыкальный инструмент в Москве, который при скромных размерах не уступал в звучании органу Большого зала Московской консерватории. Он был уничтожен в 1941 году: в войну его перевезли в Театр оперы и балета в Новосибирск, где разобрали на металлолом и декорации.

Современный орган фирмы «Вильгельм Зауэр» церкви имеет необычную историю: он был передан общине в конце XX века и изначально (с конца XIX века) стоял в лютеранской церкви Святого Михаила в Немецкой слободе. После закрытия собора его перенесли в 1-й Московский крематорий. В начале XIX века был проведен капитальный ремонт, и орган установили уже в Петропавловском соборе.

На сегодняшний день это четвертый инструмент, расположенный в церкви, и один из старейших московских органов . Он занимает шестое место по количеству регистров. Его звучание можно услышать во время воскресных и праздничных служб, во время концертов российских и зарубежных исполнителей. Инструмент участвует в регулярных музыкальных и вокальных концертах, которые проводятся в соборе для детей и взрослых, в музыкальных фестивалях, например Международном Баховском фестивале, фестивале искусств «Дорога в Рождество», «Ночь в соборе» и т. д.

Полная концертная афиша собора Петра и Павла представлена на официальном сайте церкви. Концерты проводятся практически каждые выходные и в будни по вечерам. Органистом является Ирина Шашкова-Петерсон.

Комплекс зданий

Сегодня кафедральный собор - это не просто религиозное учреждение, но и охраняемый на федеральном уровне объект культурного наследия. В храмовый комплекс входят:

Рядом находятся Петропавловское мужское училище (дата постройки - 1912−1913 гг. Сегодня тут расположен научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ) и жилой дом для преподавателей мужского училища, построенный в те же годы.

С противоположной стороны расположено женское училище. Это было одноэтажное здание из кирпича, которому при СССР надстроили второй этаж.

Комплекс зданий при соборе





Информация для посетителей

Ниже приведена полезная для посетителей информация о соборе и органных концертах:

  1. Адрес: Старосадский переулок, дом 7/10 стр. 10.
  2. Как добраться до собора Петра и Павла: проще всего дойти от метро «Китай-город». Необходимо выйти в сторону улицы Солянка или улицы Забелина, затем пройти по улице Забелина до церкви князя Владимира и повернуть налево, на Старосадский переулок. Второй вариант: выйти в сторону улицы Маросейка и пройти по ней до Космодамианской церкви и свернуть направо в переулок.
  3. Телефон: (495) 628−53−36, 87−62.
  4. Время работы: с 9:00 до 20:00, в субботу храм работает с 10:00; выходной - понедельник.
  5. Расписание концертов можно найти на официальном сайте в разделе «Главное кафедрального собора Петра и Павла, концерты».

Богослужения проходят по следующему расписанию:

  1. По четвергам в 19:00 - богослужение со Святым Причастием;
  2. По воскресеньям в 11:30 - богослужение на русском языке и детское богослужение, в 14:00 - на французском языке.

Дополнительно в соборе проходят:

  • по вторникам в 18:30 - библейский час;
  • по средам с 17:00 до 17:55 - «Лютеранская волна» на радио «Теос» (христианское межконфессиональное онлайн-радио);
  • каждую первую пятницу месяца в 19:00 - общинная встреча для всех желающих;
  • последняя пятница месяца в 17:00 - встреча для пожилых людей с пастором Вебером;
  • по субботам проводится репетиция хора, время оговаривается отдельно;
  • по воскресеньям за полчаса до начала службы проводится репетиция богослужения для всех желающих. После службы - прием пастора (по предварительной договоренности), конфирмационное занятие и встреча молодежи.

Кафедральный Петропавловский собор является одной из старейших лютеранских общин и важным памятником федерального значения. Но большую известность она приобрела благодаря органу и регулярно проводимым концертам, прийти на которые могут все желающие.

Кафедральный собор святых Петра и Павла это красивейший и огромнейший 62-х метровый лютеранский собор, в котором проходят службы, как на русском, так и немецком языках. Кроме того, тут постоянно проводятся многочисленные концерты классической музыки с участием отечественных и зарубежных выдающихся музыкантов и певцов, звучит божественная и завораживающая музыка, сочетающая в себе звучание органа, саксофона и армянского дудука. Собор всегда был центром не только религиозной, но и культурной жизни жителей и гостей столицы.

История собора уходит в далекое прошлое. Сам Петр I в 1694 году заложил каменную церковь, названную в честь святых Петра и Павла, через год ее осветили, но, к сожалению, во время войны 1812 года она сгорела дотла. Тогда была приобретена усадьба Лопухиных, и на ее месте был возведен собор. Дом полностью был перестроен под церковь и освящен в 1819 году. Был привезен орган, звуками которого потом наслаждались многочисленные посетители. Через несколько десятков лет здание реконструировали в стиле неоготики, а на его башню подняли колокол. С приходом советской власти собор не сразу был ликвидирован, но печальная участь настигла его в 1937 году, когда его здание стали использовать в качестве кинотеатра, а потом и как студию «Диафильм».

Собор безвозвратно теряет свой облик из-за полной перепланировки помещений, а уникальный колокол пустили на металлолом и декорации, потом и шпиль собора разобрали. И лишь спустя время, в 1992 году, собор возвращен общине. Начались восстановление и реконструкция, но полностью возродить былую красоту смогли лишь благодаря масштабным работам, которые начались в 2004 году, очень помогли и спонсоры. Собор возродили, был восстановлен шпиль, исторический интерьер. Восстановление проходило по сохраненным старым фотографиям собора, и мастерам удалось вернуть ему первозданную красоту.

Сейчас это прекрасный собор с огромным и вместительным залом, включающим два сектора в партере и большой балкон. Великолепная акустика придает мелодиям особого волшебства, а голоса звучат просто божественно. Сегодня тут часть проходят концерты органной музыки, выступают лучшие музыканты, вокалисты, хоры и другие музыкальные коллективы. Концерты просто уникальны, рассчитаны на любую аудиторию, в том числе и детскую. Главное украшение собора уникальный и старейший орган, установленный напротив алтаря. Заказать билеты на мероприятия в кафедральном соборе можно на нашем сайте или по телефону у оператора.

В прошедшие выходные мы посетили торжественную Рождественскую Литургию, состоявшуюся с утра в воскресенье 25 января в церкви свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Само здание кирхи имеет интересную историю, сильно переплетенную со многими московскими событиями еще с самого начала 19 века.

Первые лютеране появились в Москве еще при Василии III в 16 веке. В основном это были приехавшие в Московию купцы или приглашенные в качестве специалистов военные. При этом в 1626 году община раскололась после некого скандала, вызванного ссорой офицерских и купеческих жен. Купеческая часть общины в основном объединилась вокруг церкви св. Михаила в немецкой слободе, а офицерская со временем перебралась в район Покровки. Церковь св.Михаила была снесена в 1928 г., поскольку оказалась на территории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) на ул.Радио (м.Бауманская), а кирха на Ивановской горке дожила до наших дней.

Первое здание нынешней «офицерской» кирхи было построено еще в 1817 году и выглядело совершенно по-другому. В Старосадском переулке была выкуплена усадьба Лопухиных, которую и переделали для кирхи.


Как видно на иллюстрации, первая кирха была лишь перестройкой усадебного здания, да и создавать в уже тогда густонаселенном районе Москвы нечто ярко контрастирующее с православными храмами было опасно.

В 1843 г. в этой кирхе дал органный концерт приехавший в Москву Ференц Лист.

Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.


Общий вид кирхи в Старосадском переулке в 1880-х. Все еще явно видны остатки усадебного дома.

К началу 20 века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч прихожан (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецом, но и на латышском и эстонском языках.

В этой связи в первое десятилетие 20 века здание было кардинально перестроено и расширено.


Вид кирхи после перестройки в 1905 г.

В советское время кирха какое-то время еще продолжала функционировать, но в 1936 г. священнослужители были арестованы, а к 1937 г. здание передано сначала под кинотеатр «Арктика» (благо зал и ряды уже были), а затем под студию «Диафильм», которая и занимала его вплоть до середины 1990-х. и долго не могла выехать из здания, даже когда оно было передано церкви

Во всех советских Диафильмах в конце значится адрес кирхи — Старосадский, 7.

Перед VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов, проходившем в Москве, власти решили, что здание слишком выделяется в городской застройке и портит вид столицы государства победившего атеизма, поэтому шпиль был демонтирован.


Демонтаж шпиля


Так кирха выглядела в советское время простояла вплоть до 2010 г., когда шпиль снова был восстановлен. Обратите внимание, что пришлось восстанавливать не только окраску и шпиль, но и окна, которые были совершнно по-другому сделаны в советское время.


Вид кирхи в 2005 г.


фото Ридус
Общий вид кирхи со двора


Реконструкция кирхи в 2005 г.


Общий вид кирхи среди плотной застройки Ивановской горки


В башне вновь появились колокола

И обещанные фото с торжественной Литургии:


В центре — епископ Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Дитрих Брауэр.

Были также восстановлены витражи


Интересно, что во время лютеранской службы устраиваются перерывы для, например, небольшого детского представления. Театральные постановки — старая традиция лютеранской церкви. Интересно, что самый первый театр в Москве (и России) был устроен именно лютеранами. В 1660-х гг. приходской учитель лютеранской церкви св.Михаила Иоганн Готфрид Грегори устроил при школе домашний театр.

Вести о «неправославном и небогоугодном лицедействе» дошли до царя Алексея Михайловича, но тот на удивление идеей заинтересовался и приказал устроить в селе Преображенском (ныне м.Преображенская площадь, а тогда все-таки за пределами Москвы) «комедийную хоромину», для первой постановки был выбран библейский сюжет про Эсфирь. Грегори вместе с учителем приходской школы Юрием Михайловым собрал на Москве «детей разных чинов служилых и торговых иноземцев, всего 64 человека» и стал с ними разучивать комедию об Эсфири, или так называемое «Артаксерксово действо». Премьера состоялась в 1672 году, на представлении присутствовали сам царь и все ближние бояре, царица и вся ее свита, при этом женщины сидели за перегородкой, невидимые для мужчин.

При том, что спектакль был поставлен в стихотворной форме на немецком языке и длился более 10 часов без антракта (было задействовано более 60 актеров и 36 смен декораций), царь Алексей Михайлович был таким большим впечатлением, что на пасхальной неделе пригласил Гергори и актеров в царский дворец и допустил к руке, что для неправославных было в то время неслыханной щедростью.

Но возвратимся к службе


Перел Рождеством дети прихожан мастерили елки


Перед пастором стилизованные ясли Спасителя, к которым дети подобно волхвам во время представления возложили свои дары.


На Литургии играл орган и прекрасно пел хор.
Очень рекомендуем посетить органные концерты в кирхе


Перед каждым прихожанином лежит книга песнопений и подарочный календарь


В алтарной части сохранилась дореволюционная плитка


Алтарь


Орган 1898 года был изготовлен немецким предприятием Вильгельма Зауэра (Wilhelm Sauer) для церкви св.Михаила, но после ее закрытия и разрушения в 1928 году он был передан в Донской монастырь, где какое-то время использовался в ходе траурных церемоний в крематории. В 1996 г. орган передали церкви свв.Петра и Павла.


W.Sauer
Frankfurt an der Oder
op.755


За передним рядом труб следует множество других рядов


В подвалах кирхи сохранились старые балки с клеймами производителя.


Поднимемся в башню


Так выглядит свод церкви, над которым возведена острая двускатная крыша.


Вновь установлены колокола

Несколько видов на окрестности


Вид с башни кирхи мы долгое время использовали для заглавной картинки нашего . Точнее вид, снятый нами в 2005 году на закате:


Сравните с фото выше насколько вид на Кремль и Новый Арбат изменился за какие-то 6 лет.


Храм Христа Спасителя тоже 6 лет назад не было видно


И, напоследок, Замосковоречье с извергающей клубы пара старейшей электростанцией

Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация
Московская музыкальная жизнь перенасыщена разнообразными событиями - ежедневно в афише можно найти концерты на любой вкус. В этой жесткой борьбе за слушателя лидируют или концерты, привлекающие именами мировых звезд, или предлагающие некую изюминку, вызывающие любопытство. Благотворительный фонд «Бельканто» имеет собственное лицо и не теряется в московском музыкальном море: каждый организованный им концерт – эксклюзив. Репертуар концертов, предлагаемых Фондом огромен – от детских спектаклей с анимэ до Вивальди, от музыки Queen до реквиема Моцарта. Да и проходят эти концерты в интересных местах - вот в одно из них, Кафедральный собор Петра и Павла, я и отправилась в минувшую субботу. Пришедших ожидал концерт «Ван Гог. Восемь саксофонов, орган и водная анимация» из цикла «Звучащие полотна». Причем на самом деле органов было даже два: современный электроорган и исторический орган фирмы «Зауэр» (1898 год) (на обоих блистала исполнительским искусством Анна Суслова). Да и программа концерта была чрезвычайно интересная: звучали не только произведения великих Баха, Моцарта, Генделя, Перголези, Дебюсси, но и современных композиторов таких как Гильермо Лаго и Карл Дженкинс. Надо сказать, что сюиту Г. Лаго «Ciudades» я раньше никогда не слышала, и она, исполненная четырьмя саксофонистами, была прекрасна. Но в концерте участвовало восемь саксофонов, это были два квартета: Sirenes Saxofone Quartet – состоящий из прелестных девушек, и чисто мужской «Российский квартет саксофонистов», причем на саксофонах исполнялась в том числе и музыка, специально для них не написанная, но в переложении звучащая интересно. Правда, на мой взгляд, в соревновании с органом, саксофоны все-таки проигрывали. Музыка сопровождалась проекциями на апсиду собора произведений Ван Гога и вариациями на темы его картин, выполненных в технике водной анимации-эбру (художник – Анна Клыковская). Когда я собиралась на концерт, то именно водная анимация вызывала во мне некоторые сомнения, я практически никогда ее не видела, хотя и догадывалась, что это такое. На самом деле оказалось очень интересно следить, как прямо у тебя на глазах создается картина, плавно перетекающая в другую, например морской пейзаж превращается в цветущий сад, а на звездном небе вдруг распускается ирис. В результате Фонду «Бельканто» чудесным образом удалось в одном концерте соединить несколько видов искусства, причем соединить их очень органично – жаль в программке не удалось обнаружить имени режиссера всего этого действа.

https://2ekzegeza2.livejournal.com/115017.html