N 354 о предоставлении коммунальных услуг. VI


1. В какой редакции действует постановление №354 Правительства РФ.

1.1. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

С изменениями и дополнениями от:
4 мая, 27 августа 2012 г., 16 апреля, 14 мая, 22 июля, 19 сентября 2013 г., 17, 25 февраля, 26 марта, 24 сентября, 14 ноября, 17 декабря 2014 г., 14 февраля, 4 сентября, 25 декабря 2015 г., 29 июня, 26 декабря 2016 г.

1.2. В какой редакции действует постановление №354 Правительства РФ.
В редакции от 26.12.2016 года.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

1.3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 26.12.2016)

Данная редакция подготовлена с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, вступивших в силу с 1 января 2017 года. Остальные изменения, внесенные указанным Постановлением, вступающие в силу с 1 июля 2017 года, учтены в соответствующей редакции.

Отношения между коммунальными службами и гражданами регулируются правилами предоставления коммунальных услуг ПП РФ № 354 с изменениями от 2017 г. Об основных правах и обязанностях потребителей и поставщиков ЖКУ, а также спорах между сторонами читайте в статье.

из статьи вы узнаете:

Взаимодействие потребителей жилищно-коммунальных услуг и тех, кто их предоставляет, с 2011 года описывается в постановлении Правительства №354 - правилах предоставления коммунальных услуг. Этот законодательный акт регулярно подвергается корректировке. Последняя редакция выпущена 9 сентября 2017 года.

Правила предоставления коммунальных услуг по ПП РФ №354

До 2011 года взаимоотношения потребителей и коммунальщиков регулировались ПП РФ №307. С вступлением в силу ПП РФ №354 многие правила поменялись. В том числе, в постановлении появились следующие новшества:

  • введены ОДН, часто становящиеся причиной споров между гражданами и управляющими компаниями;
  • появилась возможность проверки качества предоставляемых коммунальных услуг с помощью экспертизы;
  • срок задолженности для отключения услуг сократился с 6 до 3 месяцев;
  • стало возможно платить за ЖКУ напрямую ресурсовикам;
  • потребители получили право ставить приборы учета в отдельных комнатах (это необходимо, в основном, в коммунальных квартирах), и так далее.

В целом же назначение документа осталось тем же, хотя его объем и увеличился вдвое. Очевидно, что с каждым годом появляется все больше нюансов, которые необходимо включать в правила предоставления коммунальных услуг. По этой причине в постановлении появляются изменения. Разобраться в них помогают разъяснения, подготовленные специалистами, работающими в сфере ЖКХ.

Что входит в перечень коммунальных услуг?

Получение коммунальных услуг - это одно из базовых прав гражданина РФ независимо от места его проживания. Необходимый перечень ЖКУ поставляется в жилища на постоянной основе в течение всего года. Исключение составляет только обогрев. Тепло подается по специальному регламенту, выпускаемому в каждом регионе в зависимости от погодно-климатических условий.

Правила предоставления коммунальных услуг допускают отключение всех видов ресурсов на случай ремонта или аварий. Для таких ситуаций указывается максимально допустимая продолжительность. Она подсчитывается для отчетного периода. Если на протяжении этого срока количество и продолжительность отключений ЖКУ превышает установленные нормы, то жильцы могут официально подавать претензии.

Перечислим те виды коммунальных услуг, которыми должны обеспечиваться граждане.

1. Электроснабжение. Его подача является обязательной, а любой перебой считается экстремальной ситуацией и устраняется в кратчайшие сроки. Электричество подается без перерывов в любое время суток. Его мощность по правилам предоставления коммунальных услуг должна соответствовать потребностям жильцов.
2. Холодное водоснабжение. Подача холодной воды осуществляется по общегородской или локальной сети. Если она отключается, то организуется доставка питьевой воды до колонки в пешей доступности. При подаче воды обязательными являются следующие требования:
- соответствие санитарным нормам;
- должный напор;
- бесперебойность подачи.
3. Горячее водоснабжение. Подача осуществляется по центральному водопроводу. При его отсутствии используются общедомовые или внутриквартирные нагревательные приборы.
4. Отвод канализационных стоков. При подведении воды параллельно обустраивается и ее отведение. Система канализации в жилище включает в себя общую трубу (стояк) и идущие к ней трубы от каждой из точек водоразбора.
5. Отопление. В холодный сезон осуществляется круглосуточно. Правила предоставления коммунальных услуг определяют минимальную температуру воздуха, которая должна поддерживаться в жилище.
6. Газ. Дома чаще всего подключаются к газоснабжению с помощью магистрального газопровода. Если его нет, то допустимо использовать газ из сменных баллонов или специально оборудованных для него хранилищ.

Набор коммунальных услуг зависит от уровня благоустройства дома и может существенно различаться. Если жильцы не получают каких-то ресурсов, то размер ежемесячной оплаты ЖКУ будет ниже. Все эти моменты прописываются в договоре с обслуживающей организацией.

Изменения в постановлении правительства 354 на 2017-2018 гг.

Определяемые в ПП РФ № 354 правила предоставления коммунальных услуг гражданам в 2017 году в очередной раз получили ряд изменений. Корректировки касаются наиболее актуальных для потребителей и коммунальщиков вопросов. Приведем несколько важных обновлений:

  • машино-места стали считаться нежилыми помещениями и отдельными объектами недвижимости;
  • у коммунальщиков появилось право на установку контрольных пломб и прочих приспособлений для отслеживания незаконного вмешательства в работу приборов учета;
  • управляющие компании могут быть оштрафованы за необоснованно завышенные тарифы. Для этого требуется обращение потребителя.

С правилами предоставления коммунальных услуг 354 с изменениями можно ознакомиться прямо на нашем сайте. В статье вы найдете ссылку на актуальную редакцию этого документа.

Оплата услуг ЖКХ

Потребители ЖКУ обязаны каждый месяц производить их оплату в полном объеме. Вместе с обязанностями граждане получают и определенный набор прав. Коммунальные услуги должны иметь соответствующее качество. При ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей жильцы могут расторгнуть договор с ней и выбрать другую организацию.

Кроме перечисленных выше ресурсов, потребление которых отслеживается по счетчикам или нормативам, жильцы оплачивают еще ряд услуг. В том числе, в квитанции прописываются следующие расходы:

  • на содержание многоэтажного дома;
  • на выполнение капитального ремонта;
  • на обслуживание лифтов (при их наличии);
  • на вывоз твердых бытовых отходов;
  • на уборку подъездов, придомовой территории и прочей общей собственности;
  • на оплату домофонов.

По правилам предоставления коммунальных услуг все эти расходы подсчитываются в управляющей компании и вносятся в квитанцию. В некоторых случаях в ней образуется достаточно большое количество пунктов, с которыми далеко не всегда удается разобраться с первого раза. При этом у каждой цифры должно быть обоснование. Любая статья вписывается в соответствии с актуальными тарифами и расценками.

В квитанции расходные статьи делятся на личные, относящиеся к конкретной квартире, и общедомовое потребление. У многих категорий граждан имеются льготы на оплату ЖКУ. Они указываются в качестве обоснования применения сниженного тарифа.

Права и обязанности потребителей и поставщиков услуг

В правилах предоставления коммунальных услуг дается строгая регламентация юридических отношений поставщиков ЖКУ и их потребителей. Этому посвящены главы 4 и 5.

Обслуживающая организация в соответствии с ее набором прав и обязанностей должна (может):

  • своевременно обеспечивать жильцов КУ. Она занимается не только предоставлением оговоренных в договоре с потребителем ресурсов, но и обслуживает прилегающую к многоэтажке территорию, общие и квартирные помещения;
  • принимать заявки на ремонт и исполнять их, своевременно устранять неисправности, поддерживать дом в надлежащем состоянии;
  • требовать своевременно оплачивать услуги в установленные сроки, начислять за их нарушения пени и штрафы. При этом в квитанции обязательно должен быть проставлен срок, в который потребителю необходимо внести деньги;
  • получать от государства компенсацию за льготников, оплачивающих ЖКУ по сниженным тарифам;
  • контролировать то, как соблюдаются правила эксплуатации инженерных сетей и технических средств;
  • проверять установленные в квартирах счетчики, состояние коммуникаций;
  • иметь допуск во все помещения.

В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг УК сами заключают договоры с поставщиками ЖКУ. Жильцы должны получать оповещения о касающихся их нештатных ситуациях. Объявления о ремонте, сроках устранения аварий и прочих отклонениях вывешиваются на доступных всем проживающим досках.

За потребителями закрепляются свои права и обязанности. В том числе, они должны (могут):

  • получать услуги должного качества в необходимом объеме;
  • обращаться за проверкой произведенных расчетов с исправлением обнаруженных ошибок;
  • получать акты и другие имеющие юридическую силу документы, с помощью которых подтверждается ущерб от аварий для его дальнейшего возмещения;
  • обязательно сообщать в аварийные службы о форс-мажорных ситуациях;
  • своевременно и полностью вносить плату за полученные ЖКУ.

Правила предоставления коммунальных услуг предостерегают потребителей от различных несанкционированных действий. При их выявлении могут быть начислены значительные штрафы.

Урегулирование спорных ситуаций между потребителями и поставщиками коммунальных услуг

Основные споры в сфере ЖКУ связаны с:

  • просрочкой потребителями положенных платежей;
  • совершением жильцами неправомерных действий (вмешательство в работу счетчиков, порча общедомового имущества и так далее);
  • ошибочным начислением оплаты за КУ;
  • невыполнением обслуживающей организацией своих обязанностей.

УК по правилам предоставления коммунальных услуг может бороться с неплательщиками пенями и отключением поставляемых ресурсов. Договороспособным должникам могут пойти навстречу и предоставить рассрочку для погашения задолженности. Неправомерные действия наказываются штрафами. Они могут накладываться и взыскиваться, в том числе, по суду.

Потребители при наличии жалобы обращаются, прежде всего, в саму управляющую компанию. Большинство нарушений устраняется именно так. Помимо самой УК спорные ситуации могут рассматриваться:

  • администрацией муниципалитета;
  • жилищной инспекцией;
  • Роспотребнадзором;
  • прокуратурой;
  • судом.

Вложенные файлы

  • Правила предоставления коммунальных услуг гражданам по ПП РФ №354.doc

Основным документом, регулирующим правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства наряду с Жилищным кодексом РФ являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений жилых домов и МКД. Данный Правила утверждены П остановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011. Последние изменения в документ вносились 23 февраля 2019 года.

В данном обзоре вы узнаете краткое содержание Правил предоставления коммунальных услуг, найдете ответы на наиболее интересные вопросы и сможете скачать полный текст П остановления Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями, актуальными на 2019 год.

Постановление 354 с последними изменениями 2019 года о коммунальных услугах — основные понятия

Правила предоставления коммунальных услуг подробно регламентируют взаимоотношения собственников и пользователей жилых помещений с организациями, которые поставляют в МКД коммунальные ресурсы и занимаются обслуживанием помещений многоквартирного дома. В частности Правилами устанавливается:

  • права и обязанности исполнителей и потребителей услуг ЖКХ;
  • порядок и условия заключения договора на предоставление услуг ЖКХ;
  • порядок проведения мероприятий по контролю качества коммунальных услуг;
  • способ формирования стоимости услуг ЖКХ как в случае наличия приборов учета (счетчиков), так и при их отсутствии;
  • правила проведения перерасчета коммунальных платежей как в ситуации, когда жилым помещением никто не пользуется, так и в случае, если услуга предоставлены низкого качества. Самый распространенный пример предоставления коммунальной услуги низкого качества – отсутствие должного нагрева батарей в зимнее время и низкая температура горячей воды в кране;
  • порядок ограничения и приостановления подачи коммунальных услуг;
  • ответственность потребителей и исполнителей коммунальных услуг за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.


Правила, утвержденные Постановление Правительства РФ от 06.05 2011 №354 вводят и расшифровывают следующие понятия.

Внутридомовые инженерные системы – механизмы и инженерные коммуникации, расположенные на земельном участке многоквартирного дома и внутри дома, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от центральный сетей непосредственно к дому. Являются общим имуществом собственников МКД.

Внутриквартирное оборудование – оборудование, которое предназначено для потребления коммунальных услуг внутри жилого или нежилого помещения. Данное оборудование не входит в состав внутедомовых инженерных систем.

Д омовладение – жилой дом или его часть вместе с примыкающими к нему надворными постройками – баней, сауной, гаражом, бассейном, теплицей, курятником и т.д.

И ндивидуальный прибор учета (счетчик) – средство изменения объемов потребления коммунальных ресурсов в жилом или нежилом помещении, а также домовладении. Наиболее распространены счетчики на воду и электричество. В последнее время набирают популярность счетчики тепла на батареях.

И сполнитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

К оллективный (общедомовый) прибор учета – средство измерения потребления коммунальных ресурсов в МКД.

К оммунальные услуги – деятельность по предоставлению потребителям коммунальных ресурсов с целью создания безопасных и благоприятных условий эксплуативрования жилых и нежилых помещений в МКД, а также домовладений. С 1 апреля 2017 года к коммунальным услугам относится обращение с твердыми бытовыми отходами (ТБО).

К оммунальные ресурсы – это используемые для предоставления услуг ЖКХ потребителям:

  • холодная вода;
  • горячая вода;
  • электрическая энергия;
  • тепловая энергия;
  • теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения);
  • бытовой газ в баллонах;
  • твердое топливо при наличии печного отопления.

С 1 апреля 2017 года к коммунальным ресурсам приравниваются сточные воды, отвод которых происходит по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (354-е Постановление Правительства РФ с последними изменениями 2017 г.).

К омнатный прибор учета электрической энергии – средство измерения, используемое для определения объемов потребления электроэнергии в одном или нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире;

Н ежилое помещение в многоквартирном доме – это помещения, которые не включаются в состав общего имущества МКД, не являются жилыми. Об этом указано в проектной или технической документации. К таким помещениям относят подземные гаражи и парковки, машино-места и т. д. (в редакции, действующей с 1 января 2017 года – ПП РФ от 26 декабря 2016 года N 1498).

Н орматив потребления коммунальной услуги – количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

О бщий (квартирный) прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире;

П отребитель – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

Р аспределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

Р есурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

Ц ентрализованные сети инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем);

С тепень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома – качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Таким образом Правила, действующие на основе Постановления Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2019 год конкретизируют и расширяют понятия, которые в Жилищном кодексе РФ даны лишь в общем виде. В частности в ЖК РФ расшифровываются только такие понятия, как «жилое помещение» и «управляющая организация».


Ответы на интересные вопросы о Постановлении 354

Расскажем о наиболее интересных для потребителей коммунальных услуг вопросах, которые разрешаются «Правилами предоставления услуг ЖКХ». Естественно, они связан с формирование стоимости коммунальных услуг и возможностью произвести перерасчет в случае, ели эти услуги не предоставлялись или были некачественными.

Как формируется стоимость услуг ЖКХ?

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с главой VI Правила, (утв. Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями 2019 год). В частности, в ней указано, что:

  • за расчетный период берется один календарный месяц;
  • стоимость услуг ЖКХ формируется исполнителем на основе установленных в РФ тарифов;
  • в субъекте РФ может быть принято решение об установлении соцнормы потребления электрической энергии для определенной категории потребителей – в этом случае стоимость коммунальной услуги рассчитываются исходя из этой нормы, оплачиваемой по сниженному тарифу;
  • тарифы могут быть установлены дифференцировано: для каждой отдельной группы потребителей; по времени суток – день/ночь;
  • хозяин домовладения оплачивает не только коммунальные ресурсы, которыми снабжается дом, но и ресурсы, которые используются для эксплуатации надворных построек;
  • размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период по специальной формуле 1 , которая содержится в приложении № 2 к Правилам;
  • при отсутствии приборов учета, стоимость коммунальных услуг рассчитывается исходя из нормативов потребления в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам;
  • оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года;
  • способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта РФ принято решение о выборе такого способа;
  • объем потребленной в нежилом помещении МКД тепловой энергии определяется либо с учетом показаний приборов учета, либо в случае их отсутствия – по нормативам. Тоже самое касается и других коммунальных ресурсов, которые расходуются на ОДН;
  • при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается;
  • если жилое помещение не оборудовано счетчиками коммунальных услуг, стоимость рассчитывается по нормативам на каждого проживающего в этом помещении лица. Оговаривается, что учитываются все, кто проживают в данном помещении больше 5 дней. Исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении в целях расчета стоимости услуг. Стоимость рассчитывается пропорционально, исходя из количества дней проживания временных потребителей в данном жилом помещении;
  • стоимость услуги ЖКХ рассчитывается по среднемесячному показанию счетчиков в случае выхода из строя счетчика либо окончания срока его службы – с даты или расчетного периода, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса по счетчику, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
  • стоимость услуги ЖКХ рассчитывается по среднемесячному показанию счетчиков в случае непредставления потребителем показаний прибора учета, начиная с расчетного периода, за который не представлены показания до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

Подробнее с особенностями расчета коммунальных услуг можно ознакомиться в главе VI Правил, утвержденных Постановлением 354 с последними изменениями 2019 года «О предоставлении коммунальных услуг…»


Как произвести перерасчет за услуги ЖКХ?

Основание для произведения перерасчета коммунальных услуг предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Они содержатся в разных пунктах Правил. Не во всех случаях речь идет о перерасчете в пользу потребителя. Например, в п. 62 Правил говорится о перерасчете в пользу ресурсоснабжающей организации, когда потребитель вмешался в работу счетчиков, исказил показания, например, с помощью популярных неодимовых магнитов. Приведем полный перечень, когда возможет перерасчет:

  • временное отсутствие потребителя (более 5 дней, что подтверждается документально) в занимаемом жилом помещении, где отсутствует техническая возможность установки приборов учета (раздел 8 ПП РФ);
  • предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (раздел 9 ПП РФ);
  • изменение способа оплаты услуги по отоплению (перерасчет производится в I квартале года, следующего за годом, в котором был изменен способ оплаты (п. 42 ПП РФ);
  • занижение потребителем показаний счетчиков, выявленное поверкой (п.61 ПП РФ);
  • неисправность счетчика или повреждение пломбы по истечении срока поверки (расчет осуществляется по среднемесячным показаниям прибора учета по п.59 ПП РФ, а по истечении срока, указанного в п.59 по п.60 ПП РФ — с использованием нормативов, и если потребитель предоставлял показания такого прибора учета, исполнитель осуществляет перерасчет (разделы 6,7 ПП РФ);
  • искажение показаний вследствие несанкционированного вмешательства в работу счетчиков или подключения (п. 62 ПП РФ);
  • пользование жилым помещением временно проживающими потребителями при отсутствии индивидуальных или квартирных счетчиков (см. п.п. 32, 56, 57 ПП РФ), при этом оплата должна производиться постоянно проживающим потребителем

Постановление правительства РФ 354 от 06.05.2011 — это правила предоставления коммунальных услуг населению. Оно определяет порядок заключения договоров с РСО и УК, размер нормативов на личное и общедомовое пользование. Но главное, постановление подробно прописывает как именно должна предоставляться каждая коммунальная услуга.

Постановление довольно объемно и вдумчивое знакомство с ним займет немало времени. Несмотря на это, смысл ознакомиться с ним есть. Фактически этот документ ответит на любой вопрос о ЖКУ и порядке их получения.

Если собственники вашего дома решать последовать последним коммунальным веяниям и перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающей компанией, то вам нужно будет знать как правильно заключить этот договор, какого он должен быть образца и, конечно же, обязанности сторон. Если раньше от вашего лица рассмотрением всех условий занималась УК, то теперь это будет ваша работа. Или нанятого вами юриста.

Естественно, договор РСО предоставит типовой и годами отработанный, но проверить нужно. Так, в постановлении вы сможете узнать:

  • какие договоры нужно заключить на теплоснабжение, водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение;
  • где узнать об условиях предыдущего договора с этими организациями;
  • какое участие в договоре с РСО принимают арендаторы помещений;
  • какие технические условия должны быть выполнены в доме.

Отдельный пункт о договорах газоснабжения, отопления и водоснабжения есть и для собственников частных домохозяйств.

Еще один важный пункт — это порядок предоставления ЖКУ для многоквартирных домов под управлением ТСЖ или ЖСК. Здесь тоже есть ряд нюансов, которые обязаны быть в договоре. Указываются сроки, в которые услуга должна быть предоставлена жителям.

И последние поправки в постановлении касаются вывоза и утилизации мусора. Опять же, что, когда и в каком объеме получат собственники от регионального оператора.

С полной версией документа, а также поправками к нему, можно ознакомиться

Действующее законодательство с каждым годом подвергается довольно существенным корректировкам, и даже те люди, которые постоянно разбираются в законах, не всегда успевают отслеживать происходящие изменения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Граждане же в основном стараются обращать внимание только на те нормы действующего законодательства, которые непосредственным образом затрагивают какие-то их сферы жизни, и, в первую очередь, это касается оплаты коммунальных услуг, которая составляет большую часть расходов бюджета преимущественного большинства семей.

В частности, многим полезно будет ознакомиться с тем, какие нормы внесло Постановление 354 с последними изменениями 2020 года о коммунальных услугах.

Что нужно знать

Перерасчет коммунальных услуг осуществляется в полном соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством. Если у собственника жилой недвижимости есть какие-то приборы учета, процедура перерасчета будет осуществляться в автоматическом порядке после поступления информации об обновленных данных.

Если же приборы отсутствуют, а собственник при этом на протяжении определенного промежутка времени будет отсутствовать вместе с другими людьми, которые на постоянной основе проживают в квартире, перерасчет будет осуществляться по стандартной схеме.

Сама по себе процедура перерасчета предусматривает повторное проведение расчетов платы определенного лица за используемые им коммунальные услуги. Если были обнаружены какие-либо накладки или ошибки, которые были обнаружены в процессе дальнейшей работы оборудования, управляющая компания или же жилищно-коммунальное управление полностью компенсирует внесенную переплату.

На практике же в преимущественном большинстве случаев проведение перерасчета осуществляется по той причине, что собственники недвижимости оплачивают коммунальные услуги не в том объеме, который потребили, а в соответствии с установленными нормативами.

Если в квартире или частном доме владелец недвижимости решил поставить специализированные приборы учета, это говорит о том, что с этого момента коммунальные услуги им будут оплачиваться в соответствии с показателями этих устройств, а не по установленным нормативам. При этом нередко случается так, что оборудование работает с какими-то сбоями.

Норматив устанавливается в виде 1/12 от прошлогоднего потребления ресурсов, в связи с чем каждый месяц пользователи коммунальных ресурсов оплачивают соответствующую сумму, установленную по результатам прошлого года.

По окончании отопительного сезона в различных многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми счетчиками, жилищно-коммунальная организация проводит процедуру перерасчета и возвращает переплату потребителя. В некоторых случаях корректировки проводятся и в обратную сторону.

Наиболее распространенным вариантом переплат являются частные суммы, когда собственник квартиры не отправляет в государственные органы показатели своего счетчика по тем или иным причинам, вследствие чего уже на следующий месяц ему должны провести перерасчет.

Стоит отметить, что процедура перерасчета имеет под собой законные основания и осуществляется в соответствии с нормами, указанными в Постановлении №354, посвященном всецело предоставлению гражданам коммунальных услуг. В 2017 году в этот нормативный акт были внесены определенные корректировки, в связи с чем сейчас можно точно говорить о том, каким образом осуществляется проведение перерасчетов.

В этом нормативном акте отражается только данная процедура в домах, не оснащенных счетчиками, так как со счетчиками перерасчет осуществляется автоматически после загрузки в информационную базу всей необходимой информации с приборов учета.

Каждый гражданин, являющийся владельцем или нанимателем определенной недвижимости, в соответствии с действующим законодательством относится к категории потребителей, так как на регулярной основе пользуется государственными ресурсами, предоставляемыми различными компаниями в соответствии с составленным соглашением.

Гарантом законной реализации взаимоотношений между потребителем и исполнителем в данном случае выступает государство, и в соответствии с нормами указанного выше постановления каждый человек имеет право на то, чтобы получить перерасчет за коммунальные услуги при наличии определенных оснований.

Постановление и последние изменения к нему

Коррективы, внесенные в указанный нормативный акт, осуществлялись в соответствии с нормами Постановления №1498, которое было принято 26 декабря 2012 года, и последовательно внедряются с 2020 года. Наиболее значительными в данном случае являются нововведения, которые затронули процедуру начислений сумм на общедомовые нужды.

Если ранее указанная выплата относилась к категории коммунальных, то с нового года она стала жилищной, то есть расходы, необходимые для оплаты горячего и холодного водоснабжения, а также водоотведения, энергообеспечения и отопления относятся к расходам за жилое помещение.

Объемы издержек, необходимых для удовлетворения общедомовых нужд, устанавливаются как сальдо между показателями, зафиксированными на всех установленных приборах учета в доме, а также счетчиках, которые присутствуют в квартире каждого жильца.

В данном случае выбранный способ начисления будет непосредственно зависеть от того, присутствует ли в многоквартирном доме соответствующий прибор учета, так как в случае его отсутствия объем выплат устанавливается в соответствии с площадью квартиры пропорционально общей площади дома.

В первую очередь, внесенные корректировки затронули требования, которые предъявляются к процедуре начисления выплат на общедомовые нужды. Размер положенных выплат за квартиру теперь устанавливается в соответствии с расчетным периодом в зависимости от площади жилой квартиры.

В соответствии с Постановлением №354 предусматривается необходимость определения нормативов на общедомовые расходы до 1 июня 2020 года, и если по результатам отчетного периода не будут зафиксированы превышенные нормативы использования гражданами коммунальных услуг, затраты в этой части должны будут компенсироваться управляющей компанией или же ТСЖ, в то время как между жильцами произойдет распределение непосредственного норматива.

Следующая корректировка затронула процедуру проведения перерасчетов за потребленные коммунальные ресурсы в том случае, если жильцы на протяжении определенного промежутка времени отсутствуют в своей квартире. Если при этом в помещении установлены приборы учета, перерасчет в принципе не будет осуществляться, так как счетчики просто не должны фиксировать потребление ресурсов.

В то же время, если у потребителя есть документы, подтверждающие невозможность установки в доме индивидуальных приборов учета, ему предоставляется возможность проведения перерасчета.

Еще одно нововведение затрагивает процедуру тарификации жилой недвижимости, в которой отсутствуют зарегистрированные жильцы.

Если до 1 января 2020 года отчисления в счет коммунальных услуг осуществлялись исключительно для тех квартир, в которых присутствовали зарегистрированные или фактически проживающие жильцы, в соответствии с новыми правилами начисление суммы будет осуществляться в зависимости от общего количества владельцев жилья, а не от того, сколько пользователей коммунальных услуг имеется по факту.

На собственников пустующих квартир всецело ложится оплата всех начислений в области жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с установленными нормативами.

Общие положения

В постановление №354 входят:

  • обновленные коэффициенты, в соответствии с которыми определяются установленные нормативы водоотвода;
  • подробное описание процедуры установки измерительного оборудования;
  • перечень мотивационных мер для установки измерительных приборов;
  • упрощенная схема внесения оплаты за отопление квартир и частных домов;
  • указание на то, что теперь нет необходимости в предоставлении информации со счетчиков;
  • указание на то, что в случае временного отсутствия жильцов в квартире оплачивать за нее коммунальные услуги необязательно;
  • порядок, в соответствии с которым должны выполняться все указанные условия.

Отдельное внимание в постановлении уделяется тому, что исполнитель несет перед потребителями ответственность в том случае, если будет зафиксировано неподобающее качество услуг, нанесение ущерба здоровью или жизни граждан по причине неудовлетворительного качества предоставленных услуг, неполучения потребителем необходимой информации о качестве предоставляемых ему услуг, а также нарушения установленных условий договора. В данном случае исполнитель должен полностью освободить гражданина от необходимости оплаты коммунальных услуг или же выплатить ему соответствующую компенсацию.

Условия предоставления услуг

Ключевые условия предоставления коммунальных услуг выглядят следующим образом:

  • потребители получают коммунальные услуги с того момента, который определен жилищным законодательством;
  • состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, устанавливается в соответствии со степенью благоустройства жилого или многоквартирного дома;
  • потребитель должен получать полный перечень коммунальных услуг, предусмотренных составленным договором;
  • если тепловая энергия, используемая в доме, поставляется посредством использования централизованных сетей обеспечения, исполнитель должен действовать в соответствии с теми сроками отопительного периода, которые устанавливаются уполномоченным органом;
  • предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется в соответствии с заключенным возмездным договором;
  • условия, в соответствии с которыми предоставляются коммунальные услуги, устанавливаются в соответствии с составленным соглашением.

Сторонами в процессе оформления такого договора является потребитель в виде лица, заинтересованного в получении определенных коммунальных услуг, а также исполнитель в виде компании, несущей ответственность за обеспечение жилья всеми необходимыми коммунальными услугами.

Потребитель самостоятельно может определиться с тем, кто именно будет выступать в качестве его поставщика коммунальных услуг – управляющая компания, жилищно-коммунальная организация, ТСЖ или ЖСК.

В составленном между сторонами договоре должны отражаться все необходимые условия и правила, в соответствии с которыми должны предоставляться оговоренные услуги. Жильцы должны получать всю необходимую информацию о тех или иных пунктах составленного соглашения, а также знать о том, в каком порядке оформляется этот документ.

В том случае, если потребитель объявляет о своем намерении или уже занимается потреблением коммунальных услуг, управляющая компания может оформить на него специализированный акт, регламентирующий основные сроки и нормы, в которые требуемая сумма будет перечислена в адрес поставщика.

Вне зависимости от имеющегося типа собственности граждане должны обеспечиваться полным перечнем необходимых им услуг. Помимо этого, у пользователя есть право на то, чтобы самостоятельно регулировать и добавлять в составленное соглашение дополнительные мероприятия, направленные на благоустройства дома вместе с прилегающей к нему территорией.

Если предоставляемые услуги имеют низкое качество или же есть какие-то другие обоснованные причины, потребитель имеет право на то, чтобы оформить акт, свидетельствующий о нарушении условий договора.

Права и обязанности сторон

Исполнитель несет ответственность перед законодательством и потребителем в следующих ситуациях:

  • качество предоставленных услуг не соответствует установленным нормативам;
  • низкое качество услуг привело к тому, что здоровью или жизни граждан был нанесен ущерб;
  • потребитель не получает достоверную и полноценную информацию о предоставляемых ему услугах;
  • потребитель понес определенные убытки по той причине, что со стороны исполнителя ему не были предоставленные качественные услуги.

Если исполнителем были нарушены правила, затрагивающие предоставление качественных услуг, потребитель может рассчитывать на полное освобождение от необходимости внесения какой-либо выплаты. В некоторых случаях предусматривается также выплата неустойки в том объеме, который определяется в соответствии с действующим законодательством.

Исполнитель может рассчитывать на то, что его полностью освободят от ответственности в случае предоставления недостаточно качественных коммунальных услуг в том случае, если причиной ухудшения является возникновение каких-либо непреодолимых обстоятельств или же действия самого потребителя.

В данном случае к непреодолимым препятствиям не относятся нарушения различных обязательств со стороны контрагентов исполнителя, а также отсутствие требуемых средств, необходимых для обеспечения качественного предоставления услуг.

Вне зависимости от того, было ли заключено соглашение между потребителем и исполнителем, компенсация ущерба, нанесенного по причине предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, все равно должна быть произведена.

Если же определенный ущерб был нанесен здоровью или жизни потребителя, компенсации будут выплачиваться на протяжении ближайших десяти лет с момента фиксации недостаточного качества услуг. Предельно допустимый срок, на протяжении которого потерпевший может подать иск с требованием о рассмотрении факта причиненного ущерба, составляет три года.

Если исполнитель, который несет ответственность за предоставление услуг, по тем или иным причинам нанес ущерб имуществу или здоровью потребителя, последним должен быть в нескольких экземплярах оформлен соответствующий акт.

В то же время потребитель должен бережно использовать инженерные коммуникации, установленные в его квартире, а также допускать уполномоченных сотрудников управляющей компании для проведения всевозможных проверок или снятия показаний с приборов учета. Помимо этого, в обязанности потребителя входит своевременное перечисление оплаты за коммунальные услуги, а также немедленное оповещение исполнителя об аварийном состоянии или же каких-либо нарушениях в общедомовых или внутренних коммуникациях.

Расчет и оплата

В соответствии с действующим законодательством расчетный период по коммунальным услугам составляет один месяц, в то время как сумма платежей устанавливается в соответствии с тарифами, принятыми поставщиком ресурсов, учитывая территориальные условия и всевозможные надбавки.

В платежной документации отдельно должны отражаться услуги, предоставленные в жилом помещении, а также те, что потребовались для удовлетворения общедомовых нужд.

Стоит отметить тот факт, что этому посвящается целый раздел, подробно регулирующий правила расчета платежей в целом ряде ситуаций. В частности, это касается процедуры расчета по показаниям установленных приборов учета, а также в случае их отсутствия или частичного оснащения квартиры. Помимо этого, в разделе указывается еще ряд других ситуаций, в некоторых из которых предусматривается использование формул, указанных в Приложении №2 к данному постановлению.

Оплата коммунальных услуг должна осуществляться до 10 числа того месяца, который идет после расчетного.

Если же перечисление осуществляется на основании платежной документации исполнителя, сумма должна быть перечислена до 1 числа того же месяца. Другие сроки могут устанавливаться только в процессе подписания договора, в соответствии с которым осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Перерасчет и изменение размера платы

Процедура перерасчета коммунальных услуг предусматривается в том случае, если люди на протяжении определенного промежутка времени отсутствовали в квартире и, соответственно, не потребляли коммунальные услуги.

В данном случае перерасчет может осуществляться только в том случае, если начисление коммунальных услуг осуществлялось в соответствии с нормативами, а не на основании показателей счетчиков, так как, в противном случае, гражданин предоставляет показания приборов, которые будут указывать на полное отсутствие расхода.

Также были внесены корректировки в коэффициент водоотводов. На данный момент проводится перерасчет всех коэффициентов, которые действовали ранее и непосредственно относились к установленным нормативам водоотвода.

После окончательного выполнения данной процедуры планируется введение новых коэффициентов, в соответствии с которыми будет проводиться расчет стоимости за предоставляемые коммунальные услуги.

Принимается решение о корректировании размера тарифов. В частности, планируется сократить их стоимость на 10-15%, но пока еще это нововведение только рассматривается государственными органами.

Другие разделы

Помимо этого, новым постановлением также регулируется решение конфликтных ситуаций. В преимущественном большинстве случаев спорные ситуации появляются по причине некорректного расчета уплаты коммунальных услуг или же по той причине, что уполномоченные сотрудники коммунальной службы не хотят исполнять свои непосредственные обязанности для того, чтобы устранить те или иные неполадки, возникшие в подведомственном им хозяйстве.

В любом случае при возникновении проблемной ситуации гражданину нужно будет обратиться к поставщику с соответствующим заявлением. В соответствии с установленными правилами его должны рассмотреть в установленные сроки, после чего передать заявителю отчет, составленный в письменном виде.

Если же этого не произошло, то в таком случае у заявителя будет возможность подать обращение в общество по защите прав потребителей, судебные инстанции или же прокуратуру.

В преимущественном большинстве случаев стороны в таких ситуациях стараются урегулировать возникший конфликт в досудебном порядке.

Если же конфликт доходит до неразрешимой стадии, итоговый результат можно будет получить только в процессе судебного разбирательства, когда соответствующие органы наложат на виновного исполнения требований заявителя или же откажут в их удовлетворении.

Что было изменено

Основная редакция, которая произошла в 2020 году, затронула процедуру проведения проверки. Время проведения проверки в ситуациях, которые устанавливаются данным пунктом, назначается на протяжении двух часов с того момента, как потребитель получил сообщение о нарушении качества предоставляемых коммунальных услуг.