Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях События стран в 60 70


Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.


Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

Твитнуть

Класснуть

Во все времена женщины стремились красиво выглядеть. Немаловажную роль при создании красивого облика играет одежда. Современные модницы придерживаются разных стилевых направлений, альтернатив в моде в наше время огромное множество, выбор одежды поражает воображение. Но предлагаю окунуться в прошлое и посмотреть, как менялась мода на протяжении разных десятилетий.

30-е года

В 1929 году мир охватил экономический кризис, который внёс свои коррективы в мир модной индустрии. К одежде относились бережливо и аккуратно, старые вещи штопались, перешивались.

Чтобы получить модный в те года удлинённый силуэт к старым платьям пришивались оборки, рюши, воланы.

Длина платьев и юбок доходила до лодыжек, причём, юбки кроились по косой. Обязательными элементами женской одежды были рукава-фонарики, глубокие вырезы в зоне декольте и на спине, отложные воротники.

Большое влияние на моду оказала киноиндустрия. Главными иконами стиля стали знаменитые киноактрисы 30-х гг., такие как, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепберн. Эти женщины показывали то, что сейчас принято называть «Голливудским шиком»: платья со шлейфами, декорированные цветами из ткани, бантами, с длинной баской.

Шикарным аксессуаром считался мех, меховые накидки и пелерины пользовались особой популярностью. Сумочки, различные шляпы (с широкими полями, маленькие шляпки-таблетки, береты) и перчатки - обязательные атрибуты одежды модниц 30-х годов.

Выдающимися дизайнерами того времени можно назвать Коко Шанель и Эльзу Скьяпарелли. Шанель предлагала консервативные, классические модели. Эльза Скьяпарелли же поражала своими экстравагантными, авангардными нарядами.






40-е года

На моду 40-х гг. оказала большое влияние Вторая мировая война. В моду вошли силуэты с широкими плечами, в стиле милитари. Женские жакеты напоминали военную униформу мужчин. Длина юбок и платьев стала короче, чуть ниже колен. Дефицит фурнитуры привёл к тому, что начали делать самодельные пуговицы, обтянутые тканью.

Относительно головных уборов, шляпы заменили платками. В США и Европе особым шиком считался тюрбан, который делали из платков и повязывали различными способами.

Самым желанным элементом гардероба каждой модницы были тонкие чулки из нейлона или шёлка. Но достать их было, практически, невозможно, так как нейлон и шёлк использовались при пошиве парашютов, поэтому использование этих тканей в других целях было запрещено. Женщины вынуждены были имитировать чулки, рисуя сзади на ногах шов.

По окончании войны, в середине 40-х гг. в моде наметились перемены. В 45-ом Кристобаль Баленсиага первым продемонстрировал модели платьев с удлинёнными юбками. В начале 46-го вошли в моду платья и юбки-футляры, акцентирующие внимание на бёдрах, а к концу года стали популярными пышные юбки и ассиметричные подолы.





50-е года

Самым знаковым стилем 1950-х годов стал нью лук (New Look), предложенный Кристианом Диором. Платья должны были подчёркивать достоинства фигуры: пышный бюст, тонкую талию, округлые бёдра.

Силуэт, имитирующий песочные часы, был полным противопоставлением прямому силуэту с широкими плечами, такому модному в 40-е года. Поначалу общественность была шокирована, ведь на пошив одного платья от Диора, уходило около 40-50 метров ткани. Это считалось непомерным расточительством, непозволительной роскошью после аскетического минимализма военных лет. Но Кристиан Диор настаивал на том, что в моду должны вернуться женственность и изящество.

В начале 50-х особой популярностью пользовалась юбка-солнцеклёш. Чуть позже в моду вошла сексуальная и более практичная юбка-карандаш.

Обязательным элементом женского гардероба стал корсет, утягивающий талию до 50-ти см. При этом юбки, в основном, были пышными, многослойными.

Из аксессуаров актуальными были маленькие шляпки-таблетки, множественная бижутерия, солнечные очки, разнообразные сумочки, шарфы.








60-е года

Мода 60-х принесла большие изменения в общество. Если изначально культивировался образ роскошной зрелой женщины, то сейчас мода целенаправленно взяла курс на молодёжь. Французские дизайнеры отошли на второй план. Стали популярными британские модельеры, которые придумали образ лондонского стиляги.

Геометрия кроя, яркие насыщенные цвета, психоделические узоры, ткани с люрексом, блеском, полиэстер, нейлон - всё это характеризовало одежду 60-х.

Одновременно, с образом лондонского стиляги стал популярен стиль хиппи. Одежда отличалась простотой форм - расклешённые брюки, мини-платья, мини-юбки. Но большое внимание уделялось аксессуарам и обуви: высокие замшевые сапоги с бахромой, огромные пластиковые очки, объёмная бижутерия, широкие пояса.

Ещё одним новшеством стал стиль унисекс. Многие девушки без сожаления расстались с длинными волосами, сделав стрижку «под мальчика». Иконой стиля унисекс была знаменитая модель Твигги . Яркими представителями мужской моды в 60-х можно назвать легендарную группу «Биттлз».








70-е года

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после - хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.

Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Также пользовался популярностью Джорджио Армани, который предложил сочетать в одном ансамбле модные джинсы с твидовыми пиджаками.

В конце 70-х обрёл признание дизайнер Клод Монтана, создававший одежду в стиле милитари с приталённым силуэтом и, при этом, широкой линией плеч.






80-е года

Стиль 1980-х ассоциировался с выражением «too much», слишком много: слишком вызывающее, слишком яркое, слишком провоцирующее. В моду вошла откровенная сексуальность в нарядах. Демонстрировалась она за счёт облегающей одежды, мини-юбок, лосин (называемых теперь леггинсы), отрытых декольте, блестящих тканей. Крупная бижутерия «под золото» также была в почёте.

Высокая мода отличалась богатыми вышивкой и декором, в демократичной моде царили диско и панк.

Основной силуэт одежды в 80-х - перевёрнутый треугольник. Делался акцент на широкие плечи, рукав-реглан или «летучая мышь», зауженные к низу брюки с высоким поясом (так называемые «бананы»).

В моде появились стрейтчевые джинсы и джинсы-варёнки. Актуальными также были мини-юбки, куртки-ветровки из плащевой ткани, футболки с надписями, кожаные куртки, элементы спортивной одежды.

Деловые женщины носили костюмы в стиле Шанель и Маргарет Тэтчер. В основном, это были широкие двубортные пиджаки в сочетании с мини-юбкой или брюками, и пиджаки прямого покроя, декорированные кантом.

В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Также закрепились позиции японских дизайнеров Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Кензо, которые в своих коллекциях делали акцент на деконструктивизме, играя геометрическими формами и цветами.









90-е года

В 1990-х годах весь мир был под влиянием экономического кризиса. Появилось множество молодёжных субкультур, чьим лозунгом были отход от стандартов и неприятие навязываемой морали. Именно тогда возникло такое стилевое направление, как гранж. Актуальными становятся вещи, имеющие поношенный вид, специально состаренные. Приветствуются многослойность, небрежность, элементы хиппи, этники.

Чуть позже вошла в моду одежда из синтетических материалов, ярких неоновых цветов. Её, как правило, носили представители субкультуры нео-панк.

В середине 90-х вернулся гламур, со страниц глянцевых журналов шла пропаганда роскоши, блестящих материалов (парчи, атласа, шёлка), мехов, драгоценностей.

В конце 90-х многие дизайнеры дали второе дыхание ретро-стилю, используя в своих коллекциях элементы исторических костюмов.

В 90-е мир узнал культовую нынче супермодель Кейт Мосс, которая была основательницей нового стилевого направления - героиновый шик.







1. Советское общество в период правления Брежнева

После смещения Н.С.Хрущева первым секретарем ЦК партии был избран Л.И.Брежнев. Именно он был одним из инициаторов партийного заговора и смещения Хрущева.

В период пребывания Брежнева у власти роль партии была максимально возвышена над государством. Партийные органы получили широкие права контроля над деятельностью администрации самого разного уровня, начиная от первичных и, кончая отраслевыми и республиканскими. XXIII съезде КПСС, проходившем в 1966 году, был
восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым

В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР. Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма. Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой. Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя». Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств. Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики. И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом.

Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями. Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке.

Советский Союз резко отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. Как пример, – даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих пор не обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума.

В период 70 -х – начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями. Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах.

В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами. Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт. И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства – введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

2. Нарастание застойных явлений и горбачевская «перестройка»

Ярким проявлением системного кризиса, охватившего советское общества, стала частая смена стареющих и больных партийных лидеров, которые на протяжении трех лет сменяли друг друга. В 1982 г., после смерти Брежнева, пост Генерального секретаря
занял бывший глава КГБ Ю.В.Андропов, который первым поставил перед партией и страной сакраментальный вопрос: «Какое общество построено в СССР». После его смерти в 1984 г. пост Генерального секретаря занял престарелый и больной К.У.Черненко. После его смерти в марте 1985 г. на политический олимп советской партийной номенклатуры взошел молодой и энергичный М.С.Горбачев. Однако новый лидер явно не мог представить всю глубину и сложность, тех проблем, которые стояли перед обществом и руководством страны. Заранее подготовленной программы реформ у него не было. Причем сами преобразования, которые начались в стране с марта 1985 г., их направленность и характер, не выходили из рамок привычной парадигмы. Сами качественные преобразования мыслились как социалистические и направлены были на совершенствование социализма, устранение негативных факторов в развитии общества и создании механизма ускорения, который способствовал бы быстрому продвижению страны по путям дальнейшего развития социализма.

В этой связи характерны решения апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. На нем был намечен курс на ускорение социально- экономического развития СССР, который предполагал при этом активное использование достижений науки и техники, осуществление децентрализации в управлении народных хозяйством, расширение прав предприятий, введение хозяйственного расчета, укрепление порядка и дисциплины на предприятиях и учреждениях. Особый акцент был сделан на усилении роли человеческого фактора. Это означало создание условий для повышения творческой активности людей в производственном процессе и ее использования в целях ускорения общественного развития и преодоления застоя. Однако пойти на серьезное совершенствование всего мотивационного механизма партийное руководство не решилось. Как и раньше ведущая роль в обновлении общества отводилась партии. На XXVII съезде КПСС, проходившем в 1986 г., был подтвержден курс на ускорение общественного развития, на съезде был поставлен вопрос о расширении гласности и более глубоком изучении опыта КПСС и извлечении из него уроков. Главное значение съезда состояло в том, что Горбачев объявил о новых подходах во внешней и внутренней политике – и о новом политическом мышлении. Когда стало ясно, что курс на ускорение сам по себе еще недостаточен, и что ускорение можно осуществить лишь произведя кардинальные перемены в общественном строе. С этого момента была принята концепция перестройки, выдвинутая Горбачевым на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. Под
перестройкой понималось коренное реформирование всех сторон тоталитарного советского общества с сохранением главных параметров системы и ее идеологии.

Однако введя в стране гласность, плюрализм мнений, элементы демократии, партийное руководство, не желая того, открыло «ящик пандоры». Процесс преобразований, при нерешительности и запаздывании принимаемых решений, пошел совсем не в том направлении, как того желали сами «архитекторы перестройки». Вместо нарастания тенденций созидательного, с точки зрения реформаторов, стремительно выкристаллизовывались оппозиционные течения и настроения. Шел тотальный пересмотр прошлого, всей истории XX века, менялось его содержание, оценки и выводы.

Новым этапом столкновения мнений о прошлом и будущем страны стала XIX партийная конференция КПСС в 1988 г. Здесь впервые была затронута стержневая проблема перестройки – необходимость политической реформы в стране. На конференции был утвержден курс на создание социалистического правового государства, что подразумевало разделение властей и создание «советского парламентаризма». По инициативе Горбачева было выдвинуто предложение о создании нового высшего органа власти Съезда народных депутатов, а Верховный Совет СССР должен был стать парламентов – постоянно действующим органом законодательной власти. Менялась практика выборов, они должны были проводиться на альтернативной основе. Решения конференции были выполнены. В политический лексикон вошел термин «демократизация».

После проведения на новой демократической основе выборов был создан Съезд народных депутатов СССР. На съезде из числа его депутатов был избран Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный орган власти. Всего состоялось пять Съездов народных депутатов. На первом съезде (май-июнь 1989 г.) Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С.Горбачев. На этом же съезде выявился ряд разногласий и оформилась оппозиция. Ею стала Межрегиональная депутатская группа, которую возглавил академик А.Д.Сахаров и Б.Н.Ельцин. В эту группу вошло 256 депутатов.

На третьем (внеочередном) съезде в марте 1990 г. Горбачев был избран Президентом СССР. Самым важным решением этого съезда стала отмена статьи 6 Конституции СССР о «руководящей и направляющей роли КПСС». Это означало ликвидацию однопартийной системы в стране. Именно с этого времени можно
говорить о начале процесса зарождения новых политических групп, партий и течений.

Попытки преобразований не вели к улучшению социально- экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления перестройки, в стране нарастал хаос, резко снизилась производительность труда, стремительно нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. В целях преодоления этих негативных тенденций советскими экономистами был предложен проект реформы, предполагавший расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета, возрождение частного сектора в экономике, сокращение числа отраслевых министерств, отказ от монополии внешней торговли, признание в аграрном секторе кооперативов и фермерских хозяйств наряду с колхозами и совхозами. Проект реформы было одобрен и реализован на практике. С этого момента в стране заговорили о необходимости развития т.н. «социалистического рынка». Одной из таких программ перехода к рынку была программа «500 дней», разработанная С.С.Шаталиным и Г.А.Явлинским. Однако эта программа не была поддержана руководством. Тем не менее, многие ее положения, например, приватизация предприятий и либерализация цен, нашли применение на практике, в частности в ходе реформ Е.Т.Гайдара и А.Б. Чубайса. С этого периода в стране свободно стала продаваться иностранная валюта. С этого периода в стране начинает развиваться предпринимательство.

В период горбачевской перестройки были сформулированы принципы нового политического мышления, в основе которого был приоритет общечеловеческих ценностей. На его основе стала строиться новая внешняя политика страны. Стали оформляться новые отношения между СССР и США, странами Европы и Азии. Была подписана декларация между США и СССР о прекращении «холодной войны». Состоялись многочисленные встречи М.С.Горбачева с лидерами западных стран. Все эти процессы привели к необратимым переменам в сфере международных отношений. Курс на обновление социализма, на деле привел к усилению конфронтации оппозиционных сил в странах социализма с местным руководством и осенью 1989 г. в этих странах прошли массовые выступления против существующих режимов. Власть перешла в руки оппозиции. Благодаря новому политическому мышлению в 1988 г. начался вывод советских войск из Афганистана, который был завершен в феврале 1989 г.

В целом новое политическое мышление ознаменовало переход от конфронтации к сотрудничеству между государствами и отказ от идеи мировой социалистической революции.

3. Распад СССР и крах перестройки

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Одним из острейших конфликта такого характера стал конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана. На почве этого конфликта начались военные действия между Арменией и Азербайджаном.

Кульминацией межнациональных конфликтов стал «парад суверенитетов». Его инициаторами стали прибалтийские республики. 12 июня 1990 г. к нему присоединилась РСФСР. Декларация о суверенитете поставила под вопрос дальнейшее существование СССР. Летом и осенью 1990 г. стали провозглашать себя суверенными республики, края и области России. Развернулся «парад суверенитетов». Объявлялось верховенство собственных законов на своей территории и приостановка действия союзных, что получило название «войны законов». В марте 1991 г. на территории СССР был проведен референдум, который показал что большинство населения желает жить в едином государстве. Однако мнение народа демократы на местах и в регионах проигнорировали.

Распад единого хозяйственного комплекса, стремление разорвать единое государственное пространства вынудило руководство Союза искать пути реформирования и разрабатывать новый союзный договор. Эта работа началась в мае 1991 г. в Ново-Огарево. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 г. Предполагалось создать Союз суверенных государств, в которых вошли бы девять бывших республик СССР. Намечсались также перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Однако противники подписания такого договора – представители старого партийного аппарата, – решили воспрепятствовать его подписанию. В августе 1991 г. они предприняли попытку переворота. В историю нашей страны эти события вошли под названием «Августовского путча». События 19-22 августа 1991 г. ускорили распад СССР.

В декабре 1991 г., собравшиеся в Беловежской Пуще лидеры трех суверенных государств – России (Б.Н.Ельцин), Белоруссии (С.С.Шушкевич) и Украины (Л.М.Кравчук) – подписали соглашение, по которому СССР, как субъект международного права, прекратил свое существование. Было также заявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ).

Распад СССР и заключение Беловежских соглашений не получили единодушного одобрения в России. С распадом СССР и образованием СССР перестройка потерпела крах.

Глоссарий:

Интенсификация - получение определенных результатов с помощью предельно малого использования ресурсов, рабочей силы или площадей.

Экстенсификация - получение результатов при игнорировании затрат. Результаты любой ценой.

Застой - характеристика общественной системы, в которой отсутствует социальная эволюция.

Гласность - под этим термином понимается открытость, доступность информации, отсутствие цензуры и т.п.

Плюрализм – разнообразие мнений, свобода суждений и выражений мысли.

Вопросы:

1. Назовите наиболее важные положения косыгинской реформы в промышленности СССР?

2. Какие меры были приняты в период правления Брежнева в сельском хозяйстве? Какие результаты были получены?

3. Что означает понятие «командно-административная экономика»?

4. Какой смысл вкладывало партийное руководство в термин «ускорение».

Какие причины лежали в распаде Советского Союза?

Легендарные 60-е прошлого столетия – самый яркий период в истории мировой моды. Не удивительно, что элементы, характерные этой эпохе, вновь появляются на современных подиумах. Смелые мини-юбки, радужные сочетания цветов, чёткая геометрия, крупные аксессуары и искусственные ткани в своё время сформировали абсолютно новое представление о моде.

Возникновение новых тенденций

К шестидесятым годам ХХ века взрослеют дети, рожденные в послевоенное время. Несмотря на ужасные потери, Европа быстрыми темпами восстанавливается, экономический рост стремительно набирает темп. Умные и энергичные молодые люди очень востребованы.

У молодёжи появляются великолепные перспективы, парни и девушки способны неплохо зарабатывать и вести самостоятельную взрослую жизнь. Они хотят доказать, что отличаются от старшего поколения, слушают другую музыку и демонстрируют свою манеру одеваться.

Финансовая независимость огромного количества парней и девушек, желающих демонстрировать особенный стиль в одежде, приводит к изменению концепции деятельности кутюрье. Массовое потребление заставило их работать не только на индивидуальных клиентов. Начинается становление модной инфраструктуры, и юридически регулируется продажа определенных моделей одежды. С этого и началось увлечение популярными брендами.

Иконами стиля того периода стали женщины, которые по сей день считаются образцом женственности и красоты: Мерлин Монро, Одри Хепберн, Катрин Денев, Софи Лорен, Брижит Бардо, Жаклин Кеннеди. Тогда же на подиуме появляется девушка Твигги, ставшая первой всемирно известной моделью. Именно она сформировала понятия о том, как должны выглядеть манекенщицы.

Характерные особенности

«Концепция осознания тела»

Она появляется и широко распространяется в шестидесятых годах прошлого столетия. Знаменитые кутюрье разрабатывают одежду, которая максимально открывает и подчеркивает красоту женской фигуры. Широкие брюки и мужеподобный стиль, который так был популярен в послевоенные годы, становится обычным повседневным делом. Юбки укорачиваются до невероятных размеров, получив название «мини».

Геометрия

В 60-е годы мода характеризовалась контрастными сочетаниями цветов и фактур. Если это зауженные тёмные брюки, то сверху обязательно была широкая светлая блуза. Вместе с облегающими нарядами сочетались широкополые шляпы. Платья имели форму А-силуэта. Очень популярными были модели с облегающим топом и пышной юбкой.

Яркие цвета

Популярными были модели из тканей с контрастным принтом. Это могла быть клетка, полоска, горох или другие геометрические фигуры. Цвета подбирались на любой вкус, главное – это контрастность. А для платьев и деловых нарядов больше подходили пастельные тона. Также на пике популярности оказались абстрактные рисунки «психоделических» оттенков.

Искусственные материалы

В женские гардеробы массово проникает синтетика. На модницах можно было увидеть одежду из винила или платья с вставками из пластика. Наряды дополнялись пластмассовыми колье из крупных бусин и браслетами. Шиньоны, жгучие накладные ресницы, пышные парики, пластмассовая бижутерия и прочая «ненатуральность» была очень даже приемлема.

Как воссоздать образ в стиле ретро?

Молодые женщины 60-х годов прошлого столетия отличались великолепным чувством вкуса. Это была интеллигентная молодёжь, которая хотела одеваться изысканно. Поэтому любой внешний вид должен сочетаться с утончёнными манерами и культурным поведением, иначе образ рискует казаться нелепым.

Девушки 1960-х обожали мини-юбки, сарафаны с А-силуэтом или прямого покроя, водолазки, облегающие свитера. В прохладную погоду отлично подойдет твидовый жакет тёмно-голубого, коричневого или розового оттенка с рукавами в три четверти.

В магазинах теперь несложно отыскать одежду в стиле ретро. Например, это может быть платье с облегающим верхом на широких бретелях, вырезом-лодочкой или оголёнными плечами. Юбка у такого платья, наоборот, должна быть пышной. Еще один характерный крой для платья из прошлого столетия – это трапеция.

Для причесок было характерно два кардинально разных стилях:

  1. Высокие начёсы «бабетты». Стали популярны благодаря Брижит Бардо. Это взбитая пышная причёска на основе начёса стала символом 60-х.
  2. Короткие геометрические стрижки. Обрели популярность вместе с выходом на подиум модели Твигги.

Большинство модниц любило именно «бабетты», несмотря на то, что делать начёсы гораздо сложнее, чем укладывать волосы с простой геометрической стрижкой. Также девушкам нравилось делать прически с завитыми кверху концами, а на голову надевать широкие ленты в тон к платьям.

Свой наряд в стиле ретро можно дополнить крупными аксессуарами. На шею – недлинные бусы или платок, на запястье – крупный браслет из пластика. Очень модными тогда были очки с круглыми линзами или в форме кошачьего глаза с толстой оправой. Изюминкой наряда могут стать белые перчатки.

Дополнит образ макияж с глазами, подчёркнутыми стрелками-ласточками и сильно накрашенными ресницами. Губы достаточно покрыть помадой нейтрального оттенка или блеском.

Альтернативные стили

Первый полёт в космос и другие достижения в данной сфере воодушевили общество 60-х годов ХХ века, положив начало «космическому стилю», элементы которого так любят поклонники диско.

Знаменитый кутюрье Андре Курреж на один из показов нарядил своих моделей в одежду из синтетической ткани серебристых оттенков. Шляпки, напоминающие шлемы, виниловые полусапожки делали моделей похожими на астронавтов или инопланетян. Этот стиль подхватывают и другие знаменитые кутюрье, такие как Пако Рабан и Пьер Карден.

Со второй половины шестидесятых годов получают распространение этнический и стиль хиппи. Они не были популярны среди широкого круга молодёжи. Однако цветастое бесформенное платье в сочетании с длинными распущенными волосами и аксессуарами из натуральных материалов вполне подойдёт для воссоздания образа 1960-х, пусть даже и нетрадиционного.

Музыка 60-х годов в США и в Стране Советов значительно отличалась – сложно было представить, что это действительно музыка одной эпохи. По миру размашистой и нервной походкой шёл рок. Нарушались запреты и традиционные культурные устои.

Великая и благопристойная Великобритания была шокирована тем, как быстро в ней начали появляться разномастные рок-группы – именно она стала одной из двух основных уникальных горячих точек мира в плане музыки.

В 1963 году Британия предложила миру свое секретное оружие – четверых парней, поющих незамысловатые (на первый взгляд!) лиричные песни и играющих на музыкальных инструментах. Это были The Beatles, а их пятому синглу I want to hold your hand удалось практически невозможное – он сместил с первых строчек американских чартов американских же исполнителей! Animals, The Zombies – все они стали первыми ласточками «британского вторжения» в музыкальное мировое пространство.

В Америке, тем временем, выходили из своих гаражей те, кому суждено было стать легендами рок-музыки. Рок тогда и назывался гаражным – в основном из-за того, что основными его лидерами становились те, кто еще вчера заимствовал отцовский гараж для первых своих репетиций. В такой, казалось бы, бытовой обстановке рождались настоящие хиты, которые потом терзали сердца и души юных и вполне взрослых меломанов.

Альтернативой гаражному року, как ни странно, стала музыка, которая из него и произошла. Сложный, многогранный психоделический рок и авангардный рок – вот те направления, которые на много лет запали в душу тем, кто жил в то время и их потомкам. Открыл дорогу всем исполнителям таких жанров Боб Дилан с его The Tambourine Man, а уж дальше пошло-поехало – The Doors, Jefferson Airplane, Фрэнк Заппа… Именно в направлении психоделического рока, а также авангарда впервые проявили себя Pink Floyd. Эта музыка была тесно связана с интересом к запретным веществам, который тогда все больше проявляла молодежь. Музыканты вдохновлялись психоделическими веществами и творили музыку, которая прекрасно продолжала линию состояния наркотического транса. Тем не менее, многие группы, которые начали создавать свое наследие в то время, на волне психоделики, прекрасно слушаются на трезвую голову и по сей день – виной тому, очевидно, стремление к созданию действительно сложных и качественных песен, которые надолго запоминаются и не уходят из сознания.

Фестиваль в Вудстоке стал пристанищем для хиппи – а эта культура на тот момент становилась все популярнее и требовала к себе внимания, жаждая соответствующей музыки, которая могла бы стать их гимном. Все началось с California Dreamin’ от легендарных The mamas and papas, а уж дальше понеслось. Вудстокская ярмарка музыки и искусств в 1969 году предложила поколению влюбленных в свободу, музыку и самовыражение лучших артистов той эпохи – от The Who до Дженис Джоплин, от Jefferson Airplane до Джимми Хендрикса, от Grateful Dead до Карлоса Сантаны…

Что же до шестидесятых в СССР, нужно отметить, что тогда начинал процветать интерес к «заокеанским» группам и исполнителям. Потихоньку в Страну Советов начали просачиваться записи The Doors, Pink Floyd, The Beatles, Джимми Хендрикса. У них сразу нашлась масса поклонников – и это было предсказуемо, ведь музыка шестидесятых на просторах СССР была весьма однообразной и до такого расцвета и прогресса не дошла. Впервые начали появляться ВИА, среди которых были вполне знаковые «Самоцветы», «Песняры», «Земляне», «Поющие гитары». Русский рок ещё не начал развиваться, зато процветала авторская песня – именно в шестидесятых несли правду посредством музыки Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и многие другие. Для СССР все еще было впереди...