Проект «Пилатес — новый подход к здоровью. Возможность индивидуальных тренировок, семейные занятия и опытные тренеры в MORE Pilates в историческом центре города


Пилатес для детей – великолепное решение для физической нагрузки, способной разрешить не только проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, но и предупредить их возникновение. Однако с чего родителям стоит начать и какой комплекс упражнений необходимо подобрать?

Рассматривая пилатес в качестве возможного варианта физической нагрузки, родители обязаны осознавать, какую пользу он может принести растущему детскому организму.

Итак, на какие системы пилатес воздействует, если им занимаются дети? Во-первых, на опорно-двигательный аппарат, в особенности, на позвоночный отдел. Упражнения пилатеса для детей мягко воздействуют на мышечный каркас, укрепляя его, что положительно влияет на формирование и поддержание осанки. Во-вторых, на дыхательную систему, которая, в свою очередь, оказывает влияние на кровеносную и нервную систему.

Фактически, используя пилатес, родители могут мягко регулировать как физическое, так и психическое состояние своих отпрысков, что особенно важно в условиях растущих проблем гиперактивности и ожирения у детей.

Однако существуют и определенные противопоказания, касающиеся здоровья детей, при которых занятия пилатесом не рекомендованы. Во-первых, это воспалительные процессы любого характера. Во-вторых, психические заболевания, а, в-третьих, тяжелое состояние ребенка.

Правила проведения тренировок

Если указанных противопоказаний не существуют, то родители могут смело приступать к занятиям со своим чадом. Однако следует знать, как правильно начинать, проводить и оканчивать детский пилатес.

Читайте также: Чем полезен пилатес для женщин?

Для начала, стоит определить начальный возрастной порог. Специалисты утверждают, что наиболее эффективным для знакомства детей с системой «Пилатес» считается возраст семи лет. Но первые шаги уже можно начинать в три года.

Первые минуты тренировки следует посвятить разогреву мышц, проводимому в обычной форме утренней гимнастики. Сам же комплекс упражнений обязан состоять из постоянного чередования растяжек и мягких нагрузок на мышцы. При этом важно уделять в тренировках внимание всем системам организма, составляя собственный комплекс. Родителя обязаны следить за ощущениями своего ребенка, прекращая упражнение при первых признаках боли. Завершают тренировки обязательные комплексы растяжки.

Родителям стоить помнить о том, что такого рода тренировки могут проводиться не чаще трех раз в неделю.

Комплекс упражнений

В зависимости от возраста ребенка специалисты выделяют особые системы «Пилатес» для детей. Упражнения варьируют в возрастных группах 3-6 лет и от 7 лет. Так, вторая группа упражнений складывается из «взрослого комплекса».

Уникальная атмосфера, усовершенствованная за годы работы командой MORE Pilates сегодня - это универсальная и многогранная площадка для тренировок всей семьей. Студия в Санкт-Петербурге, оснащенная профессиональным оборудованием, на данный момент является одной из самых высококачественных по комплектации мест для занятия пилатесом.

Сегодня в клубе MORE Pilates мы даем начало новой истории. Ведь единственное, что мы знаем о пилатесе - это то, что он как и йога является секретом красоты и привлекательности многих звезд. Между тем, изначально пилатес был изобретен для реабилитации солдат в послеоперационный период. Искреннее желание поставить на ноги больных появилось у Джозефа Пилатеса после борьбы с астмой, которой он страдал в детстве. Тогда именно интенсивные занятия помогли ему значительно поправить свое здоровье.

Подобно Джозефу мы сегодня стараемся, чтобы каждый желающий в MORE Pilates мог найти себе занятие по душе. К примеру, чтобы родителям больше не приходилось тратить время на бесконечное перемещения по городу в попытках успеть отвести детей на несколько спортивных кружков. Сегодня безупречная долголетняя репутация и квалификация наших тренеров, которые обладают международными сертификатами, усовершенствованная студия - все это в совокупности создает благоприятные условия для занятия пилатесом для детей.

Опробованная Джозефом в раннем детстве система упражнений признана абсолютно безопасной, пилатес - этот идеальный спорт для детей. Пилатес воздействует на все части молодого организма комплексно, подходя чересчур активным детям. Выполняя упражнения спокойно и плавно, с ровным дыханием, ребенок учится бороться с возрастными переживаниями. Во время поры беззаботного счастья становление ребенка должно формироваться в правильном режиме, изначально имея возможность проследить за развитием внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и нервной системы ребенка.

Занятия в MORE Pilates адаптированы с учетом возраста. Тренер постепенно реализует упражнения, развивающие логику, начиная обучение с работы в команде, постепенно добавляя в работу обручи, мячи и другое дополнительное оборудование. И все упражнения, которые вы выполняете в MORE Pilates - обязательно проходят в виде игр, которые дети так любят!

Подробнее ознакомиться и подобрать комплекс лично для себя с учетом всех деталей вы можете вместе с опытными тренерами. Помните, что главный принцип Джозефа неизменен до сих пор - то, как вы выполняете упражнения, гораздо важнее, чем количество их повторений.

Детский пилатес

Специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Положительное воздействие, которое он оказывает на растущий молодой организм. В первую очередь, велика роль этой техники в формировании правильного опорно-двигательного аппарата. Благоприятно действуют занятия пилатес на становление мышечной системы. Любые движения в этой технике выполняются плавно, медленно, без лишнего напряжения, поэтому нет опасности растяжения связок. Постепенно формируется крепкий «каркас» из гибких и упругих мышц. Развивая дыхательные мышцы, пилатес учит и здоровому дыханию. Правильное дыхание вкупе с нормализованным кровообращением будут постоянно насыщать организм кислородом. Безусловно, это положительно скажется на умственных способностях маленького спортсмена, улучшит познавательные умения.

Чтобы ребенок был по-настоящему вовлечен в занятие, нужно постараться превратить его в игру: придумать веселое путешествие от одной станции к другой (от одного упражнения к другому), «перевоплотиться» в сказочных персонажей, повторить повадки известных ребенку животных. Например, простые, но увлекательные и полезные упражнения, такие как «Деревце», «Змейка», «Черепаха», «Совушка». Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 25-30 минут.

Танцевально-ритмическая гимнастика

В танцевально-ритмическую гимнастику входят: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического развития детей. Наиболее популярной считается ритмическая гимнастика, в которой сочетается игровая гимнастика и ритмический танец.

Существует несколько программ по танцевально-ритмической гимнастике. К одной из таких методик относится программа по ритмической гимнастике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Цель программы - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности. Первой отличительная особенность данной программы в выявлении индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя», «на взаимодействие с детьми». Вторая особенность - это использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений - в грамзаписи и при непосредственном, «живом» исполнении. Третья особенность данной программы - это акцентирование внимания педагогов на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Данная программа использовалась инструктором по физической культуре при составлении программы по ритмике «Легкий шаг» для детей 4-7 лет. Чтобы учебный процесс у детей был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используем ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игру. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческих зарисовок усиливает эмоциональное восприятие музыки детьми и помогает полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз - физкультминуток - в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот - для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Оздоровительно-развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Е.Г. Сайкиной и Ж.Е. Фирилевой по танцевально - игровой гимнастике рассчитана на четыре года обучения - от трех до семи лет. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному развитию. В программе представлены танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

На каждую возрастную группу составлен отдельный комплекс, соответствующий данному возрасту. Для такой гимнастики мы подобрали современные детские песни, которые имеют образный характер («Часики», «Веселые поросята», «Облака», «Божья коровка»). Стараемся подбирать песни, в которых присутствует куплет и припев, так как на припев движения обычно повторяются и дети чувствуют себя уверенней, а под музыку со словами легче запомнить то или иное движение. Гимнастику проводим по показу педагога, а это для детей наглядный пример правильности выполнения движений. На такой зарядке дети с удовольствием превращаются в часики, изображая движение стрелочек руками, «катаются по небу на облаках», или изображают озорных поросят, или становятся легкими воздушными «божьими коровками». Благодаря такой гимнастике, каждый новый день в детском саду дети начинают с веселого танца и получают огромный заряд бодрости.

Ещё одной современной программой является «Музыка с мамой», разработанная Сергеем и Екатериной Железновыми. Сюда входят серия компакт - дисков для физического и музыкального развития детей от рождения до школы. Выполняя упражнения со взрослыми ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

«Топ-топ» - ритмическая гимнастика под музыку и пение для детей от 2-х до 5-ти лет.

«Прыг-скок» - игровая гимнастика для детей от 3 до 5 лет под музыкальное сопровождение. В предлагаемые комплексы включены как физкультурные, так и сюжетно-образные движения.

Материалы этой программы широко используем при проведении бодрящей гимнастики, динамических пауз, физкультминуток.

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Проводится 1 раз в неделю. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращаем внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Например, «Топай - хлопай», «Раз, два, три - на носочки».

Игрогимнастика служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Это упражнения строевые, общеразвивающие, дыхательные, акробатические; упражнения на расслабление и укрепление мышц (например, «Кошечка», «Змейка», «Ёжик», «Мостик», «Корзиночка» и т.п.).

Светлана Батаева
Проект «Пилатес - новый подход к здоровью»

«Звёздочка» общеразвивающего вида

Проект

Калтанский городской округ, 2014

Рассмотрено

на педагогическом совете

МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»

Заведующая ___ Н. Н. Сунгурова

Батаева Светлана Васильевна,

педагог дополнительного образования

Чащина Анна Евгеньевна,

инструктор по физическому воспитанию

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждениия Детский сад № 15 «Звёздочка» общеразвивающего вида

Калтанского городского округа

Рецензент :

Штенберт А. В. ,

врач-ортопед высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения

«Городская больница»

Осиннековского городского округа

Обоснование проекта

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.

Качество человеческого потенциала сегодня поставлено во главу угла и на уровне края, и на уровне муниципалитетов. И человек – это, прежде всего, здоровье , сама жизнь и уже потом производные – интеллект, трудовой потенциал, уровень образования в общепринятом смысле и т. д.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации завершается работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС дошкольного образования) .

При разработке содержания ФГОС дошкольного образования особое внимание уделено охране и укреплению физического и психического здоровья детей , что и является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» , утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников . Подчеркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников .

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находятся в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.

Состояние детей дошкольного возраста вызывает тревогу и требует применение новых технологий здоровьесбережения , в том числе разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности .

Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н. Т. Терехова, 1989; А. В. Запорожец и др., 1980; А. П. Ерастова, 1989).

В. А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на интеллектуальный рост и нервно-психическое развитие ребенка.

В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование сердечнососудистой и дыхательной системынеобходимые условия для нормально роста и развития детского организма.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка , коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития чело-века.

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики - ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений : ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.

В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни . Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста, что и является новизной проекта .

А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме» . Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода» , найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников . В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.

Одним из самых популярных направлений фитнеса является пилатес .

Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающая гибкость и выносливость.

Эту систему упражнений разработал Джозеф Пилатес в начале 20 века с целью реабилитации больных. Изначально комплекс предназначался лишь для укрепления его собственного здоровья . Все дело в том, что мальчик с детства болел рахитом, астмой и ревматизмом, потому выглядел всегда очень болезненным и слабым ребенком. Он начал изучать различные системы физической культуры от йоги до методов оздоровления Древней Греции и Рима, занимался гимнастикой, плаванием, лыжами и стал разрабатывать собственную программу физического совершенствования, которую впоследствии назвал "Искусством контроля". Уже к 14 годам Джозеф изменился и окреп настолько, что его можно было фотографировать в качестве модели для учебников по анатомии. Юноша добился неплохих успехов в гимнастике, прыжках в воду, даже выступал в цирке. Пилатес решил всерьез заняться вопросами физической культуры и спорта.

В 1923 году в Нью-Йорке он вместе со своей женой начал проводить первые занятия. Таким образом, пилатес очень быстро приобрел популярность сначала у местных жителей, а затем и во всем мире. Многие годы метод пилатес оставался практически неизвестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня же его применяют в клиниках, в лечебной физкультуре, в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства.

Система пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела, упражнения являются безопасными и подходят для широкого возрастного спектра людей.

Практика пилатес открывает детям мир здоровья и спорта , развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Особенно полезен пилатес , для нервных и гиперактивных детей, его особая техника выполнения упражнений, помогает достичь расслабления.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – формирование навыков психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста посредством физических упражнений по системе пилатес .

Задачи :

1. Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в совместную деятельность взрослого и ребенка по образовательной области «Физическое развитие» .

2. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста.

3. Способствовать осведомленности родителей в вопросах значимости психомоторики детей дошкольного возраста.

Обеспечение проектной деятельности

1.Нормативно-правовое :

Основная программа МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Организационное обеспечение

Учреждение работает по приоритетному направлению - физическое развитие дошкольников

3. Кадровое обеспечение

Наличие в штате инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, педагога-психолога

Курсы повышения квалификации

4. Материально-техническая база

Наличие отдельного физкультурного и тренажерного зала;

Наличие учебно-методической литературы по здоровьесберегающим технологиям ;

Наличие Интернет-связи;

Наличие видео, аудиотехники, мультимедийного оборудования.

Описание проекта

В процессе реализации проекта планируется работа со всеми участниками образовательного процесса : детьми, педагогами, родителями.

Работа с воспитанниками.

Проект осуществляется в рамках основной образовательной программы Учреждения по образовательной области «Физическое развитие» и представляет собой комплекс физических упражнений, которые основаны на ФГОС дошкольного образования и включают в себя некоторые элементы пилаетес , адаптированных к детям дошкольного возраста (4-7 лет) .

Физические упражнения по системе пилатес осуществляются в игровой форме. Следуя за волшебными героями под спокойную музыку, дети выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают координация, гибкость, равновесие. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения.

Комплекс физических упражнений рассчитан на месяц, и с каждым годом упражнения усложняются за счет увеличения количества повторов и нагрузки.

Для качественного внедрения физических упражнений по системе пилатес спортивный зал дошкольного учреждения был оснащен различным спортивным инвентарем и оборудованием : гимнастические коврики, фитболы, массажные мячи, мячи-эспандеры, мячи среднего диаметра.

Форма организации – непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.

Непосредственно образовательная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется согласно расписанию и учебному плану Учреждения. Возраст детей 4-7 лет. Общая продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от возрастной группы детей) . Число участников – до 30 воспитанников дошкольного возраста.

Структура непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» изменена : основные развивающие упражнения заменены на физические упражнения с элементами пилатес .В результате этого структура непосредственно образовательной деятельности приобрела следующий вид :

Вводная часть;

Физические упражнения с элементами пилатес ;

Основные виды движений;

Подвижная игра, игра малой подвижности.

Совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.

Элементы физических упражнений по системе пилатес используются педагогами в процессе утренней гимнастики и закаливающих процедур. Что дает целостность образовательному процессу в данном направлении.

Работа с педагогами. Для педагогов разработаны мероприятия по формированию теоретической и практической готовности к новым формам деятельности по образовательным областям «Физическое развитие» : обучающий семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации по запросу педагогов.

Работа с родителями. Для родителей разработаны мероприятия направленные на информированность и пропаганду здорового образа жизни . Для этого с родителями в процессе реализации проекта будут проводиться тематические собрания, спортивные мероприятия, консультирования со специалистами, как индивидуальные, так и групповые.

Этапы реализации проекта

На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 15 «Звездочка» проект «Пилатес – новый подход к здоровью » реализуется в три этапа. Временные рамки всего проекта – три учебных года (2010-2013 гг.) .

Первый этап (сентябрь 2010 г. - февраль 2010 г.) - подготовительный :

Диагностика психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста;

Создание творческой группы по реализации проекта ;

Изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности, в педагогической теории и практике;

Собор необходимой информации (анкетирование, тестирование) ;

Прогноз ожидаемых результатов и риски проекта .

Второй этап (февраль 2010 г. – май 2013 г.) основной :

Реализация и коррекция проекта ;

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития через участие во внутриучрежденческих организационно-методических мероприятиях;

Педагогическое просвещение родителей в рамках проекта через совместную деятельность;

Разработка комплексов физических упражнений по системе пилатес для воспитанников дошкольного возраста (4-7 лет) ;

Мониторинг эффективности проекта (промежуточный) .

Третий этап (май 2013 г. – декабрь 2013 г.) - заключительный :

Обработка результатов;

Описание полученных результатов;

Корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами;

Определение перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Календарный план мероприятий по реализации проекта

Задачи Мероприятия Сроки Продукт

Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура»

Диагностика психомоторного развития воспитанников старшего дошкольного возраста 2 раза в год Комплекс диагностических материалов

Создание творческой группы по разработке и реализации проекта . Сентябрь 2010 г. Приказ

Изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности в педагогической теории и практике Сентябрь-октябрь 2010 г. Конспекты лекций

Разработка комплекса физических упражнений по системе пилатес

Февраль 2010 г. - февраль 2012 г. Комплексы физических упражнений по системе пилатес

Реализация комплекса физических упражнений по системе пилатес в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Февраль 2010 г. - май 2013 г. Учебный план учреждения

Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста Анкетирование педагогов об информированности по вопросам психомоторного развития воспитанников Декабрь 2010г.

Май 2013 г. Анкета

Педагогический совет «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» Март 2011 г. Протокол педсовета

Мастер-класс для педагогов «Зарядка для пробуждения по системе пилатес » Ноябрь 2012 г. Конспект мастер-класса, памятки для педагогов

Создание педагогами совместно с воспитанниками информационных листовок «О здоровье всерьез » Январь 2012 г. Информационные листовки

Способствовать осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах значимости психомоторики детей старшего дошкольного возраста Опросник отношения родителей к здоровью и здоровому образу жизни Октябрь 2010 г. ,

Май 2013 г. Анкета

Родительское собрание «Забота о здоровье ребенка » Январь 2010 г. Конспект родительского собрания

Консультации для родителей по тематике проекта 1 раз в квартал Консультации

Совместная утренняя зарядка детей и родителей с элементами пилатес Ноябрь 2012 г . Комплекс физических упражнений с элементами пилатес для детей и взрослых

Спортивное развлечение Апрель, 2011 г., 2012 г., 2013 г. Сценарий развлечения

Дальнейшее развитие проекта

Получив от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом «Пилатес – новый подход к здоровью » .В дальнейшем планируется ввести в дошкольное учреждение :

Ежегодную традицию «Зарядка с родителями» , когда родители и дети в рамках Всероссийского урока «Здоровые дети – в здоровой семье » совместно делают утреннюю гимнастику на территории дошкольного учреждения;

Страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов;

Платный кружок «Пилатес вместе » для совместных занятий детей и родителей физическими упражнениями по системе пилатес .

Мария Плясунова
Гимнастика пилатес как средство здоровьесозидания детей старшего дошкольного возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30

Комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ :

ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕ СОЗИДАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инструктор физической культуры :

М. В. Плясунова

Санкт-Петербург

ЦЕЛЬ : Формирование навыка правильной осанки, укрепление здоровья детей , используя упражнения гимнастики Пилатес .

Задачи :

1. Развивать чувство равновесия и координацию движения детей .

2. Закреплять навык правильной осанкой.

3. Способствовать развитию силы мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.

4. Воспитывать умения самостоятельно выполнять физические упражнения.

5. Воспитание у детей потребности в здоровье .

6. Формирование стремления к здоровому образу жизни .

ГИМНАСТИКА ПИЛАТЕС

Пилатес - система физических упражнений, разработанная Йозефом Пилатесом . Эта система способствует развитию гибкости, силы и подвижности тела.

Упражнения Пилатеса состоят из плавных движений (в сочетании с дыханием, которые требуют максимально точного выполнения без пауз. Во время выполнения упражнений в работу включаются не только крупные мышечные группы, но и глубокие мышцы, составляющие внутренний корсет тела. Особое внимание уделяется развитию гибкости и мобильности позвоночника, восстановлению его естественных физиологических изгибов.

Пилатес и ЛФК

Данные спортивные методики очень сходи между собой, они омолаживают позвоночник и делают внутренние мышцы более сильными, формируют мышечный корсет и усиливают способности человека к контролю своих движений. Однако, различия тоже имеются.

Основные отличия :

В отличие от ЛФК гимнастика Пилатес оказывает воздействие не только на физиологию, но и на интеллект человека.

Занятия по ЛФК нацелены на бережную реабилитацию определенного отдела опорно-двигательного аппарата. Пилатес воздействует на организм в целом.

Несмотря на видимую схожесть некоторых упражнений, используемых в ЛФК и в Пилатес , существуют отличия. Они заключаются в применении в каждом упражнении основных принципов гимнастики Пилатес .

Метод Пилатеса использует "рёберное" дыхание, которое является важной частью упражнений. Воздух, поступающий в лёгкие во время занятий пилатесом , не расширяет переднюю часть грудной клетки и не надувает живот, а концентрируется на заполнении нижней части лёгких. Эта форма глубокого дыхания позволяет наклоняться и двигаться, не ограничивая объем вдыхаемого воздуха. Поступающий воздух насыщает кислородом задействованные в упражнениях мышцы.

Концентрация

Концентрация включает в себя комбинирование физических и мыслительных процессов. Зачастую существует разграничение между телом и сознанием. Задача пилатеса - обеспечение их взаимодействия и совместной работы, то есть установление связи между телом и сознанием. Качество упражнений значительно возрастает , если научиться концентрироваться на определённых зонах тела. Во время выполнения движения необходимо сконцентрировать все внимание на мышцах, которые задействованы в данном упражнении

Фундаментом и основным компонентом выполнения упражнений курса пилатеса является зона источника энергии. Йозеф Пилатес назвал эту зону каркасом прочности. В научной терминологии это прямые и поперечные мышцы живота. Именно район живота выполняет функцию поддержки позвоночника и всех жизненно важных органов.

Точность и контроль

Точность- это один из важных принципов, которые отличают гимнастику Пилатес от других методик . Все движения должны выполняться в строгом соответствии с инструкциями. Тело должно принимать строго заданное положение. Необходимая точность происходит от постоянного физического контроля тела. Движения направлены на вытягивание или укрепление мышц, чему способствует глубокое дыхание в каждой позе.

Плавность

Грация при выполнении этого курса упражнений рождается тогда, когда одно движение плавно соединяется со следующим. Каждое движение или упражнение имеет определённую точку начала и завершения. Задачей является сделать эти точки неразличимыми в единой целостности занятия. Каждое упражнение ведёт к следующему. Движение не прекращается, и начало одного упражнения является продолжением предыдущего.

Изоляция, расслабление.

Один из навыков, который необходимо освоить, - тренироваться, не создавая ненужное напряжение в зонах, не находящихся в разработке в данный момент.

Визуализация.

Пилатес использует в своей системе зрительные образы для привлечения сознания к физической нагрузке : таким образом занятия становятся полезными не только физически, но и умственно. Вы тренируете не только тело, но тело в единстве с разумом.

Регулярноность.

Для достижения ощутимых результатов необходимо заниматься регулярно. Пилатес – это система упражнений, которыми не скучно заниматься, т. к. ребенок постоянно будет совершенствовать свое тело и свои умения, поэтому упражнения будут усложняться и изменяться в соответствии с его прогрессом.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГИМНАСТИКИ ПИЛАТЕС

развивает аспекты физической формы : силу, выносливость, гибкость;

Повышает осознание физической формы тела;

Улучшает контроль над телом;

Учит правильной активации мышц (иннервация) ;

Корректирует осанку;

Улучшает работу внутренних органов;

Усиливает обменные процессы в организме;

Фокусируется на правильном дыхании;

Помогает в расслаблении и снятии напряжения;

Большое разнообразие вариантов одного и того же упражнения помогает обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку во время проведения занятий по физической культуре.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕС

для детей старшего дошкольного возраста .

I часть. Разминка.

1. «Цветок»

И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.

(не поднимая плечи) .

2- выдох; руки опустить вперед и вниз; вернуться в исходное положение.

3-4- повторить 1-2. (5-6 раз)

2. «Качели»

И. п. – стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

1- вдох; руки поднять вперед и вверх, потянуться за руками (не поднимая плечи) .

2- выдох; опустить вниз и отвести их назад; одновременно согнуть ноги в коленях и опуститься в полуприсед.

3- выполнить пружинящее движение в полуприседе; прямые руки вперед.

4- выполнить пружинящее движение в полуприседе; прямые руки назад. (5-6 раз)

3. «Кукла»

И. п. – стоя ноги на ширине тазобедренных суставов, руки вдоль туловища.

1- вдох, руки поднять вперед и вверх, потянуться за руками (не поднимая плечи) .

2-выдох, наклон туловища вниз, руки опустить вниз к полу.

3-4- медленно выпрямить туловище, последовательно «прижимая позвонок за позвонком к невидимой стене» . (5-6 раз)

4. «Кошечка»

И. п. - стоя на коленях и ладонях.

1- выдох, округлить спину, работая мышцами пресса. Голова вниз.

2- вдох, прогнуть спину, рястягивая мышцы пресса. Голова вверх.

3-4 –повторить 1-2. (5-6 раз)

II часть. Основная часть.

1. «Планка» (Plank)

И. п. - лежа ни животе; опора на предплечья.

1-выдох; приподнять таз от пола. Мышцы пресса напряженны, туловище и таз составляют одну прямую линию. Удерживать положение 6 -8 счетов.

2- вдох; вернуться в исходное положение.

2. «Плавание» (Swimming)

И. п. – стоя на коленях и ладонях; ноги на о руки на ширине плеч. Шея продолжение позвоночника.

1- выдох; выпрямить и поднять вверх правую ногу и левую руку. В пояснице не прогибаться. Тянуться рукой вперед, ногой назад. Вдох.

2–выдох; вернуться в исходное положение.

3- повторить 1 с левой ноги и правой руки.

4- вернуться в исходное положение.

3. «Гора» (Мountain)

И. п. - стоя на коленях и ладонях; ноги на ширине плеч.

1-выдох; выпрямить ноги в коленях, поднять таз вверх. Отталкиваться от ладоней, пятки стараться поставить на пол . Задержаться в этом положение на 8-10 счетов.

2-вдох; вернуться в исходное положение.

4. «Мячик» (Rolling like a ball)

И. п. - сидя на полу, ноги согнуты в коленях, обхватить колени ладонями.

1-вдох; перекат назад до края лопаток

2 –выдох; перекат вперед, вернуться в исходное положение.

3-4 –повторить 1-2. (5-6 раз)

5. «Ножницы» (Single leg stretch)

И. п. – лежа на спине, колени подвести к груди.

1- выдох; вытянуть правую ногу вперед, левую ногу обхватить руками, удерживая ее.

2-вдох; поменять положение ног, вытянуть левую ногу вперед.

3-4 –повторить 1-2. (6-8 раз)

6. «Мостик» (Shoulder bridge)

И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на ширине плеч; руки прямые вытянуты вдоль туловища.

1-2- выдох, медленно поднять корпус вверх («отрывая позвонок за позвонком от пола» ). Вдох - удержать положение.

3-4 –выдох, медленно опустить корпус вниз («прижимая позвонок за позвонком к полу» , вернуться в исходное положение.

7. «Вверх-вниз» (Up-down)

И. п. - лежа на правом боку; правая рука вытянута; левая рука согнута, в упоре перед грудью.

1-выдох; поднять правую ногу вверх,оставляя таз и туловище неподвижными.

2- вдох;вернуться в исходное положение.

3-4 – повторить 1-2. (5-6 раз)

III часть. Заключительная часть.

1. Диагональная растяжка.

1-вдох; потянуться правой ногой и левой рукой.

2-выдох; расслабиться.

3-вдох; потянуться левой ногой и правой рукой

4-выдох; расслабиться. (4 раза)

2. Одновременная растяжка.

И. п. – лежа на спине; руки лежат за головой.

1-вдох; одновременно потянуться руками и ногами.

2-выдох; расслабиться.

3-4 –повторить 1-2 .(3-4 раза)

3. «Отдыхаем»

И. п. – лежа на спине; руки лежат вдоль туловища, ладонями вверх; глаза закрыты.

Расслабить все мышцы. Лежать в этом положении от 30 сек до 2 мин.