Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования. Организация обязательного медицинского страхования на современном этапе развития здравоохранения Финансируется омс


Порядок финансирования расходов ЛПУ на оказание стационарной и поликлинической помощи населению в объеме территориальной программы ОМС на год утверждается территориальным фондом обязательного медицинского страхования. (Приложение 4).

В соответствии с ним оплата медицинских услуг производится за законченный случай госпитализации на основании реестров и сводного отчета, и может осуществляться в трех вариантах:

1. по тарифу, дифференцированному в соответствии с медико-экономическим стандартом (МЭС) или его части;

2. по стоимости одного койко-дня, согласно нормативов на приобретение медикаментов, расходных материалов и питание по отделениям ЛПУ - при отсутствии МЭС - по отдельным нозологиям;

3. по стоимости одного койко-дня на приобретение медикаментов и расходных материалов по отделениям ЛПУ до расчета тарифов МЭС.

Финансирование поликлинической и стационарной помощи ставится в зависимость от объема и уровня качества оказываемой помощи. Статьи расходов, включаемые в тариф на медицинские услуги, определяются тарифным соглашением по оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования. Тарифное соглашение - межведомственный документ, в разработке и утверждении которого участвуют Правительство УР, Министерство здравоохранения УР, Министерство финансов УР, Министерство экономики УР, Комитет цен при СМ УР, территориальный фонд обязательного медицинского страхования УР, а также представители страховых компаний и ассоциации врачей УР. В соответствии с этим документом средства территориального страхового фонда ЛПУ может расходовать только на питание больных, медикаменты и мягкий инвентарь, а так же на зарплату и начисления.

При использовании финансовых средств ОМС ЛПУ обязаны возместить расходы по статье “Медикаменты и перевязочные средства”. Оставшиеся финансовые средства используются по другим вышеперечисленным статьям расходов, определенных тарифным соглашением.

Решением согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС утверждаются и индексируются нормативы расходов на питание, приобретение медикаментов и расходных материалов по отделениям ЛПУ в расчете на один койко-день. Так, например, приказом УТФОМС №46 от 19.03.96 г. были утверждены нормативы расходов на питание в расчете на 1 койко-день в различных ЛПУ и отделениях от 1407 руб. (в отделениях для новорожденных) до 39061 руб. (в отделениях - ожоговом, нейрохирургическом, гематологическом). На приобретение медикаментов и расходных материалов нормативы колебались от 6646 руб. в терапевтических, до 33205 руб. в хирургических гнойных отделениях.

Финансирование средств ОМС не предусматривается на:

1. оплату лечения социально-значимых заболеваний;

2. оплату заболеваний, вызываемых ВИЧ-инфекцией;

3. оплату лечения военнослужащих;

4. медицинскую, помощь, отнесенную к дорогостоящим видам (по соответствующему перечню МЗ РФ от 04.03.95 г.

Плановая медицинская помощь гражданам РФ, застрахованным за пределами РФ, оплачивается при наличии направления от органов управления здравоохранением территории проживания и гарантийного письма территориального фонда ОМС на оплату медицинских услуг.

Сущность организации ОМС

Замечание 1

Основополагающей целью ОМС признается сбор и накопление взносов по страхованию, а также представление за счет накопленных средств медицинской помощи всем гражданам на законодательно устанавливаемых условиях и в гарантируемых объемах.

В связи с этим систему ОМС необходимо рассматривать с двух точек зрения. По одному мнению, это составное звено системы социальной государственной защиты собственного населения наравне с социальным и пенсионным страхованием. В этом и заключается социальное значение ОМС. По иному мнению, ОМС является финансовым механизмом по привлечению дополнительных к бюджетным ассигнованиям финансовых средств, направляемых на дотации в здравоохранение и медицинские услуги. В этом и заключается экономическая значимость ОМС.

Замечание 2

В России в область ОМС включается лишь медицинское обслуживание населения. Возмещение заработков, которые потеряны за период болезни, реализуется уже в границах иной государственной системы - социального страхования и не признается предметом ОМС.

Принципы организации и финансирования ОМС

Обязательное медицинское страхование является одним из важнейших элементов системы здравоохранения и обретения необходимой медицинской помощи при возникновении заболевания, В РФ ОМС организовано и реализовано государством, потому обладает всеобщим характером.

Это значит, что государство в лице своих исполнительных и законодательных органов определяет главные принципы организации ОМС, учреждает тарификацию взносов, состав страхователей и формирует специализированные фонды государства для аккумуляции взносов на ОМС. Всеобщность ОМС заключена в обеспечении для всех категорий граждан РФ гарантированных равно возможностей в получении лекарственной, медицинской и профилактической помощи в объемах, которые установлены программами государства по ОМС.

Денежные средства системы государства по ОМС складываются за счет обязательных взносов разнообразных категорий страхователей. Страхователями по ОМС, то есть теми субъектами, которые оплачивают взносы по страхованию на обеспечение всем гражданам медицинского страхования, являются:

  • хозяйствующие субъекты;
  • органы исполнительной ветви власти на местах.

Все субъекты хозяйствования вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности деятельности (индивидуальные предприниматели, работодатели, фермерские (крестьянские) хозяйства) обязуются уплачивать взносы по страхованию за трудящееся население в составе социального единого налога. Тарификация взносов по страхованию устанавливается по шкале регресса зависимо от категории налогоплательщиков.

Взносы по страхованию оплачиваются со всех выплат, которые начисляются в пользу работников в натуральной и денежной форме, исключая выплаты, которые осуществляются за счет чистой прибыли, выплат компенсационного характера, социальных выплат и некоторых иных. Суммы начисляемых взносов оплачиваются на счета Федерального казначейства каждый месяц, не позже пятнадцатого числа следующего месяца.

Платежные поручения на отчисление взносов по страхованию страхователи предоставляют в банк одновременно с предоставлением документацией на выдачу средств на оплату труда. Органы Федерального казначейства в суточный срок обязуются перечислить поступающие суммы взносов на счета соответственных фондов ОМС. Страхователи несут ответственность за верное начисление и своевременность оплаты взносов по страхованию. За нарушение порядка оплаты взносов по страхованию к ним применяют разнообразные финансовые санкции, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

За нетрудящееся население взносы по страхованию на ОМС обязуются уплачивать органы исполнительной ветви власти при учете объема территориальных программ ОМС в границах средств, которые предусмотрены соответствующими бюджетами на здравоохранение. К нетрудящемуся населению отнесены:

  • Дети;
  • Учащиеся;
  • Инвалиды;
  • Пенсионеры;
  • Безработные.

Органы исполнительной ветви власти обязуются перечислить средства на ОМС нетрудящегося населения каждый месяц, не позже двадцать пятого числа, в объеме не менее квартальной суммы средств, которые предусмотрены на названные цели.

Отчисление средств в территориальные фонды ОМС должно реализовываться по нормативам на нетрудящееся население, которые устанавливаются исходя из сумм территориальной программы ОМС. Но в настоящий момент обязательства местных администраций по оплате таких страховых платежей довольно-таки неопределенны, так как абсолютно отсутствуют какие-то нормативные или законодательные акты, которые регулируют данные вопросы. Если для страхователей, являющихся хозяйствующими субъектами, тарификация устанавливается НК РФ, то для органов исполнительной ветви власти нормативной документации по расчетам платежей на ОМС нетрудящегося населения не существует. Расчет взносов проводится по остаточному принципу отталкиваясь из нормативов, которые самостоятельно устанавливаются в каждом субъекте РФ. Методы определения платежей за нетрудящееся население, предлагаемые федеральным фондом ОМС, при определении нормативов платежей по страхованию за нетрудящееся население в регионе предлагает исходить из разницы меж суммой территориальной программы ОМС и величинами ее финансирования за счет взносов субъектов хозяйствования и иных поступлений.

Согласно Закону «О медицинском страховании граждан в РФ» управление денежными средствами системы ОМС реализуется фондами ОМС и медицинскими страховыми организациями. Они заключают договоры по осуществлению ОМС, накапливают взносы по страхованию, аккумулируют средства на оплату услуг медицинского характера. С точки зрения страховой теории все они являются страховщиками, но обладают существенными различиями, имеют строго разграниченные полномочия по исполнению определенных страховых и финансовых операций.

Доходы бюджета ФОМС - страховые взносы на ОМС; недоимки по взносам, налоговым платежам; пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Полномочия ФОМС:

Участие в разработке ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Аккумулирование и управление средствами ОМС, формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости ОМС;

Издание нормативно-правовых актов и методических указаний:

Контроль соблюдения субъектами и участниками ОМС законодательства. Федеральный фонд предоставляет субвенции бюджетам территориальных

фондов для финансового обеспечения полномочий; контролирует уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения, начисляет и взыскивает со страхователей недоимку по страховым взносам для неработающих граждан, пени и штрафы; устанавливает порядок контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам; осуществляет контроль соблюдения законодательства об ОМС и использования средств ОМС.

Доходы бюджетов территориальных фондов ОМС складываются из субвенций из бюджета Федерального фонда; межбюджетных трансфертов, передаваемых

из бюджета Федерального фонда; платежей субъектов РФ на дополнительное финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в пределах базовой его программы; доходов от размещения временно свободных средств; межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета субъекта РФ; пени и штрафов; иных источников, предусмотренных законодательством.

Субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов на осуществление переданных полномочий предоставляют в объеме, определяемом исходя из численности застрахованных лиц. норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС и других показателей. Территориальный фонд подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральному фонду.

Основная расходная статья бюджета территориальных фондов - финансовое обеспечение территориальных программ ОМС. Территориальный фонд управляет средствами ОМС на территории субъекта РФ. предназначенными для обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи застрахованным лицам в рамках программы ОМС и для обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации.

Полномочия территориального фонда ОМС:

Участие в разработке территориальной ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определении тарифов на оплату медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации;

Аккумулирование средств ОМС и управление ими, финансовое обеспечение территориальной программы ОМС в субъекте РФ. формирование и использование резервов для финансовой устойчивости ОМС;

Предъявление требований в интересах застрахованного лица к страхователю, страховой медицинской организации и медицинскому учреждению, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой его прав и законных интересов в ОМС;

Обеспечение прав граждан в ОМС, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав;

Предъявление претензии или исков к медицинскому учреждению о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного застрахованному лицу;

Предъявление иска к юридическим или физическим лицам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного лица, для возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на оказание ему медицинской помощи;

Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, в том числе проверки и ревизии.

Средства страховой медицинской организации формируют за счет средств, поступивших от территориального фонда на финансовое обеспечение ОМС в соответствии с договором; средств, поступивших из медицинских организаций в результате применения к ним санкций за нарушения; средств, поступивших от юридических или физических лиц, причинивших вред здоровью застрахованных лиц.

Медицинские учреждения получают средства за медицинскую помощь в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС. Тарифы определяют в соответствии с методикой их расчета и включают статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.

СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ОМС

Право застрахованного гражданина на бесплатную медицинскую помощь по ОМС реализуется на основании заключенных между участниками договора о

финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи.

По договору о финансовом обеспечении ОМС страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам за счет целевых средств. В договоре содержатся основные обязанности и права страховой медицинской организации:

Оформление, переоформление и выдача полиса ОМС;

Учет застрахованных граждан, выданных им полисов ОМС, обеспечение учета и сохранности сведений, поступающих от медицинских учреждений в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета;

Заключение с медицинскими учреждениями, включенными в реестр, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС;

Информирование застрахованных граждан о видах, качестве и условиях предоставления им медицинской помощи медицинскими организациями, выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи, праве на выбор медицинской организации, необходимости обращения за получением полиса ОМС. обязанностях застрахованных лиц;

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы КМП и предоставление отчета о результатах такого контроля;

Рассмотрение обращений и жалоб граждан, защита прав и законных интересов застрахованных лиц;

Участие в формировании территориальной программы ОМС и распределении объемов медицинской помощи посредством участия в комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации;

Участие в согласовании тарифов на оплату медицинской помощи;

Привлечение экспертов КМП.

Договор о финансовом обеспечении ОМС предусматривает обязанность территориального фонда предоставлять страховой медицинской организации по поступившей от нее заявке целевые средства в пределах объема, определяемого исходя из числа застрахованных граждан в этой страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов.

Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС заключается между медицинской организацией и страховой медицинской организацией. По нему медицинская организация обязуется оказывать медицинскую помощь застрахованному гражданину в рамках территориальной программы ОМС, а страховая медицинская организация обязуется ее оплатить.

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).

Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Добровольное медицинское страхование предназначено для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).

В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.

Тарифы медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.

Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Список использованной литературы

1. Закон « О медицинском страховании граждан в РФ».

2. Бородин А.Ф. О медицинском страховании//Финансы.-1996.- № 12.

3. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования//Здравоохрание РФ.-2000.- №4.

4. Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России//Российский медицинский журнал.-1996.-№ 1.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования//Аналитический обзор.-2001 г.

6. Г.В.Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование– М.1998

7. Журнал «Эксперт». – 2001.- №9.

8. Журнал «Страховое дело». -2001.- №4.

Основной целью ОМС является сбор и капитализация страховых взносов и предоставление за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

1. Средства бюджетов.

2. Страховые взносы работодателей (3,6% от фонда заработной платы, начисленного по всем основаниям: из них 0,2% - в ФФОМС, 3,4% - в ТФОМС).

3. Безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования.

4. Доходы от ценных бумаг.

5. Иные источники, незапрещенные законодательством.

Средства направляются на:

  1. Финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в рамках ОМС.
  2. Обеспечение профессиональной подготовки кадров.
  3. Финансирование научных исследований.
  4. Развитие материально-технической базы, учреждений, здравоохранения.
  5. Субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС.
  6. Оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи.
  7. Финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (туберкулез, СПИД).
  8. Оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Средства Фондов здравоохранения, не использованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.

Устойчивые остатки Фонда здравоохранения могут использоваться на коммерческих началах для развития системы здравоохранения.

В соответствии с ФЗ «О медицинском страховании» существует 3 группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС.

Первым уровнем страхования в системе ОМС является ФФОМС который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Фонд сам не осуществляет страховые операции и в целом не финансирует систему ОМС граждан. Основной финансовой функцией Фонда является предоставление субвенций ТФОМС для выравнивания условия обеспечения медицинскими услугами население различных по экономическому развитию регионов. Кроме того, за счет его средств осуществляются различные целевые программы, оказывается медицинская помощь при чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи с катастрофами, стихийными бедствиями, военными действиями.

Организационной управление системой ОМС Фонд осуществляет за счет разработки нормативных документов по ведению медицинского страхования в регионах, подготовке типовых или примерных правил страхования населения, участие в создании ТФОМС.

Второй уровень организации ОМС представлен ТФОМС и их филиалами. Этот уровень законодательно является основным в системе, поскольку осуществляет аккумуляцию и распределение финансовых ресурсов ОМС, который формируется в основном за счет 2-х источников:


  1. Части страховых взносов, уплачиваемых работодателями на ОМС работающего населения (3,4%) в рамках Единого социального налога.
  2. Средств, предусмотренных бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения (размер платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ).

Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на территории субъекта РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости.

На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС.

В связи с велением в действие Единого социального налога ТФОМС страховые взносы не собирает, контроль за их уплатой не осуществляет, эти функции возложены на налоговые органы.

Территориальные программы ОМС утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ, а ТФОМС только участвует в их разработке.

Третий уровень в осуществлении ОМС представляют страховые медицинские организации. При отсутствии на данной территории страховых медицинских организаций ТФОМС разрешено осуществлять ОМС, то есть аккумулировать страховые взносы и вести расчеты с медицинскими учреждениями.

Основной функцией страховой медицинской организации является оплата страховых случаев. Свою деятельность страховые медицинские организации строят на договорной основе, заключая три группы договоров:

1. Договоры страхования с работодателями и местной администрацией, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По таким договорам определяется список и половозрастной состав застрахованного страховыми медицинскими организациями контингента населения.

2. Договоры с ФФОМС на финансирование ОМС населения в соответствии с количеством и категориями застрахованных. ТФОМС не вправе отказать страховой компании в финансировании ОМС если у нее имеются страховые договоры, заключенные со страхователями, уплатившими взносы в данный ТФОМС. Финансирование осуществляется по дифференцированному подушевому нормативу, который отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и половозрастную структуру застрахованного контингента.

3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предоставленных застрахованным данной страховой медицинской организацией гражданам. Порядок оплаты медицинских услуг фиксируется в Федеральной программе ОМС.