Картотека заданий по дифференциации звуков. Упражнения для дифференциации букв и звуков с-ш Игры на дифференцирование звуков


С – Ш 1

Различай звуки «С» и «Ш».

1. Исправь ошибки (устно):

В берлоге живет Ми с ка (Ми ш ка)

У солдата на голове ка ш ка (ка с ка)

Папа наточил но с (но ж )

Ракета летит на мар ш (Мар с )

На доме красная кры с а с трубой (кры ш а).

2. Взрослый прочитает текст, а ты только выполняй

соответствующие упражнения (языком и ладонью) и

произноси звуки «С» или «Ш»:

Море спокойно. Язык, словно плот (Язык «лопаткой»)

Плавно и сонно по морю плывет: («С-с-с-с-с…»)

Море волнуется, шторм начинается. (Язык «чашечкой»)

Лодочкой к нёбу язык поднимается: («Ш-ш-ш-ш…»)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (Ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (ш-ш-ш …)

3. Много раз подряд четко повторяй: «Ё ж нё с но ж »

С – Ш 2

1. Повторяй по три слога:

С А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А Ш А – С А – Ш А

2. Взрослый вразнобой будет показывать тебе картинки,

а ты называй их: «кры с а – кры ш а – кры ш а – кры с а –

кры ш а – кры ш а – кры ш а – кры с а …»

3. Добавь нужное по смыслу слово «КРЫ С А » или «КРЫ Ш А »:

Была на доме … (кры ш а).

Жила в подвале … (кры с а).

Кот залез на … (кры ш у)

Караулить … (кры с у).

Ходит кот по … (кры ш е),

Не дает спать … (кры с е).

Очень хочет … (кры с а),


Чтоб ушёл кот с … (кры ш и).

С – Ш 3 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

    «Прочитай» по картинкам рифмовку:

С анки, ш апка, с умка, ми ш ка,

Ш ляпа, бу с ы, ш уба, ми с ка,

С тул, но с ок, поду ш ка, кры с а,

Ш и ш ка, с тол, лягу ш ка, кры ш а,

С апоги, камы ш , с лон, ка ш ка,

Ш каф, автобу с , ш а ш ки, ка с ка.


С – Ш 4 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

и произноси звуки «С» и «Ш»:

Мой язык похож на лист, что упал с березки вниз.

(Упр. «Лопатка»)

Широкий, мягкий, плоский – совсем, как лист березки.

(Звук «С-с-с…»)

Листья высохли, свернулись, краешки их вверх загнулись.

(Упр. «Чашечка»)

Ветер листья подхватил, поднял вверх, подул, завыл…

(Звук «Ш-ш-ш-ш…»)

Ветер в листьях шелестит - то свистит он, то шуршит:

Свистит - … Шуршит - … Шуршит - … Свистит - … Шуршит - …

2. Замени в словах звук «С» на звук «Ш»:

Мар с - … (мар ш ), ми с ка - … (ми ш ка), ири с ка - … (Ири ш ка),

ма с ка - … (Ма ш ка), ка с ка - … (ка ш ка), с уметь - … (ш уметь)

ба с ня - … (ба ш ня), кры с а - … (кры ш а), пу с ки - … (пу ш ки).


3. Много раз повтори скороговорку: «На ш О с ёл на с о с на ш ёл»

С – Ш 5

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Замени в словах звук «С» на звук «Ш», например:

мыС – мыШ ь.

сила - … (ш ило) солить - … (ш алить)

миска - … (ми ш ка) маска - … (Ма ш ка)

каска - … (ка ш ка) басня - … (ба ш ня)

крыса - … (кры ш а) Марс - … (мар ш )

2. Внимательно рассмотри картинку. Как одним словом назвать все

предметы? (игрушки) Перечисли их по порядку.

3. Выбери игрушки, в названиях которых слышится звук «С».

4. Назови игрушки со звуком «Ш».

С – Ш 6

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Хлопни в ладоши, услышав в слове звук «Ш»:

Сахар, санки, ш арик, слон, ш каф, салат, ш ум,

лиса, мы ш ка, ко ш ка, маска, ми ш ка, ду ш , нос.

2. Добавь в конце слов нужный звук «С» или «Ш»:

каранда… (ш ) анана … (с ) абрико … (с )

вопро … (с ) малы … (ш ) автобу … (с )

ланды … (ш ) матро … (с ) камы … (ш )

3. Повтори словосочетания:

Кра с ная кры ш а. С тра ш ная кры с а.

С ме ш ная ба с ня. С торо ж евая ба ш ня.

Ду ш и с тая ка ш ка. С олдат с кая ка с ка.


4. Много раз подряд повтори скороговорку:

«Ли ш ь у ли с нет лы ж »

С – Ш 7

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


- Ми ш ка, ми с ка

2. Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:

С лон у ш ами, С ом у с ами


Ш евелят во с не ча с

С – Ш 8

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Прочитай скороговорку по картинке:

Прячут с я от Ко ш ки Мы ш ки:

Мы ш ка с бро ш кой Мы ш ка с кни ж кой,

Мы ш ка с кры ш кой, Мы ш ка с ш и ш кой,

Мы ш ка с кру ж кой, Мы ш ка с мо ш кой,

Мы ш ка с клю ш кой, Мы ш ка с ло ж кой

    Повторяй скороговорку быстром темпе, но помни:

Е с ли я з ычок с поткнет с я

Мы ш ка к Ко ш ке попадет с я!

С – Ш 9

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

Замени первый звук С на звук Ш, например: С ушки – Ш утки.

Сок - … (ш ок) Сайка - … (ш айка)

Скала - … (ш кала) Споры - … (ш поры)

Срам - … (ш рам) Стиль - … (ш тиль)

Читай пиктограмму слева – направо и обратно:


- Ми ш кина ми с ка, мы ш кина ми с ка

Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:


С ли ш ком много но ж ек у с ороконо ж ек.

С – Ш 10

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Закончи слово нужным слогом «С КА » или « Ш КА»:

ПРИЧЁ … (с ка), МАТРЁ…(ш ка), ПОГРЕМУ… (ш ка),

КОЛЯ … (с ка), МАРТЫ …(ш ка), РАСЧЁ…(с ка),

ИГРУ…(ш ка), РАСКРА…(с ка), ЛЯГУ…(ш ка),

ПОДСКА…(з ка), ПОДУ …(ш ка), КОРМУ …(ш ка).

2 . Пять раз подряд без запинки проговори скороговорку:


По с пе ш и ш ь – людей на с ме ш и ш ь.

С – Ш 11

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Договори незаконченные слова:

Для художницы Ли с ы купим мы каранда … (ш и).

Мы подарим Ми ш ке два пучка реди … (с ки),

Килограмма два лап ш и и кусочек колба … (с ы).

Принесём для Пету ш ка два пшеничных коло …(с ка),

Купим для Лягу ш ки мягкие поду … (ш ки).

Сварим для пугливой Мы ш ки очень вкусные соси … (с ки) .

Сладкие ири с ки купим для Марты … (ш ки).

2. Выучи языколомку:

Пу ш и с тая Ко ш ка на с олны ш ке с у ш ит

Ш ёр с тку на с пинке, у с ы и у ш и.

С – Ш 12

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Повторяй каждую фразу:

Ш а – ш а. С а – с а. Вот какие чуде с а:

С а – с а. Ш а – ш а. На горе растет лап ш а

Ш у – ш у. С у – с у. Я возьму свою ко с у

С у – с у. Ш у – ш у. И с ко ш у я в с ю лап ш у.

Ш и – ш и. С ы – с ы. Для козы и для ли с ы

С ы – с ы. Ш и – ш и. Хватит на зиму лап ш и

2. Игра «СМЕШИЛКА»

Первый игрок спрашивает второго:

« С ку ш ае ш ь или надене ш ь на с ебя?»

Второй игрок сначала отвечает, например: « С ку ш аю»,

а затем бросает игральный кубик и соотносит выпавшее число

с порядковым номером картинки.

Если у второго игрока выпадет, предположим, «5», то он

четко должен сказать: «Я с кушаю с апо ж ки»

Игроки меняются ролями. Возможно, теперь игроку придется


признаться: «Я надену на с ебя ка ш у »?

С – Ш 13

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Повторяй по три слога:

Ш А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А С А – Ш А - Ш А

2. Повтори слова:

С пе ш и ш ь, с ме ш и ш ь, ш ути ш ь, с у ш и ш ь,

с оли ш ь, с мотри ш ь, с лу ш ае ш ь, с пи ш ь.

3. Выучи скороговорку:

С порили в с емье ш мелей:

- Кто в с емье ш мелей с мелей?

Ока з ало с ь, чт о с мелей

С амый с тар ш ий и з ш мелей.

С – Ш 14

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


1. Выучи скороговорку:

С ов с ем не с тра ш ен

мне С тра ш ила:

С тра ш илу

из ме ш ка я сш ила!

2. Найди предмет, к которому подходит действие и составь

предложение о том, что сделал Саша, например:

С а ш а с ма с терил корму ш ку.

С ломал, с делал, с орвал, и с купал, и с пачкал,


уго с тил, с нял, с пас, с вязал, на ш ел, с ъел.

С – Ш 15

Четко произноси звуки С, Ш, З, Ж

1. Назови все картинки (выделенные слова).

2. Повтори за взрослым предложения с этими словами.

С ОВУ Ш КА не с пит. С ТАРУ Ш КА ус тала. С аш а ест С У Ш КИ.

Пакетик чая в С О Ш ЕТЕ . Маш иныедутпоШ О СС Е .

ПУТЕ Ш Е С ТВЕННИК на вершине горы. Лучистое С ОЛНЫ Ш КО.

БабушкиныС ЕРЕ Ж КИ. Красивая С НЕ Ж ИНКА.

С – Ш 16 Четко произноси свистящие и шипящие звуки

1. Внимательно послушай сказку:

За ночь сшила Совушка – швея всем жителям леса пушистые зимние шубки. Проснулось солнышко, и на

з а с не ж енную лу ж айку з а с пе ш или о з орные з веру ш ки.

Ра сш умели с ь, ра сш алили с ь малы ш и!

Ми ш ка с лепил боль ш ую с не ж ную бабу. Пё с Ш арик

по с троил с торо ж евую крепо с ть. Мы ш онок отбивал

с воей клю ш кой ш айбу. Ё ж про с то ра з гребал на лу ж айке

с не ж ок. З айчи ш ка катал с я на лы ж ах, а Ко ш ечка –

на с анках. Хоро ш о з веру ш кам з имой в ле с у!

2. Ответь на вопросы: Кто сшил жителям леса зимнюю одежду?

Какими были эти шубки?

Как играли зверушки на лужайке?


3. Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Шила — сила,

шагнуть — согнуть,

широк — сырок,

Маша-масса,

каша-касса,

шипеть — сопеть,

крыши- крысы,

пошел — посол,

нашить вносить,

прошила – просила,

шкала – скала,

шрам – срам,

ушко – узко,

брошки – броски,

фарш – фарс.

1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.

1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.

  1. Рассмотри картинки.

2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Саша — сушки — спешка.

Смешной — душистый — послушный.

Спешить — слушать — смешить.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Саша — шест — суша (2-1-2).

Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).

Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Смех — смешной.

Пух — (пушистый),

шерсть — (шерстяной),

масштаб — (масштабный),

успех — (успешный),

дух — (душистый),

уши — (ушастый),

роскошь — (роскошный).

5.2. Образец. Сносить — сношенный.

Скосить — (скошенный),

сшить — (сшитый),

смешать — (смешанный),

услышать — (услышанный),

сушить — (сушеный),

спросить — (спрошенный).

5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.

Смешной — (еще смешнее),

успешный — (еще успешнее),

старший — (еще старше),

роскошный — (еще роскошнее),

послушный — (еще послушнее),

сухой — (еще суше).

  1. Назови слово по описанию.

Жаркая, сухая пора — (сушь).

Сухие деревья, хворост — (сушняк).

Ученик старших классов — (старшеклассник).

Ученик 6 класса — (шестиклассник).

Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).

Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).

Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).

Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).

Специалист, управляющий поездом, — (машинист).

Работница, пасущая скот, — (пастушка).

  1. Игра «Чей предмет?».

Шорты Саши – (Сашины шорты).

Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).

Рожок пастуха — (пастуший рожок).

Пальто старухи — (старушечье пальто).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают

Засушиваешь — подсушиваешь – высуши

Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.

Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.

Переставляешь — выставляешь — подставляешь.

  1. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.

Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.

Штанга нужна штангисту,

Шахматы — шахматисту,

Рожок — пастушке,

Клюшка — старушке,

Соска — малышке,

Машинка — сынишке.

А у тебя получилось так же?

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Сутки — шутки,

миска — мишка,

каска — кашка.

  1. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),

Паша — (Саша),

кошки — (сошки),

ушить — (сшить),

ушиб — (сшиб),

Машенька — (Сашенька).

11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?

Шить — (сшить),

ушить — (сушить),

пешка — (спешка),

уши — (суши),

выше – (свыше),

ушки — (сушки).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Бесшумный — (шумный),

сушить — (шить),

мишутка — (шутка),

красотка — (сотка),

стишок — (шок),

висок -(сок),

прошила — (шила),

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всемправилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: Звуки [З – З"], буква З.

Цель:

  1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа : повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент
  2. Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

  3. Психогимнастика
  4. Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

  5. Определение темы занятия
  6. Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

  7. Характеристика звуков
  8. Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

  9. Знакомство с буквой
  10. Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:

    На эту букву посмотри
    она совсем, как цифра… три.

    На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

  11. Физминутка. Игра “Наоборот”
  12. Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.

  13. Д/и “Укрась платья”
  14. Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з"]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

  15. Работа по индивидуальным карточкам
  16. Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з"] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

  17. Звуковой анализ слов
  18. Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

  19. Д/и “Разгадай слово”
  20. Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

  21. Д/и “Зашифрованные слова”
  22. Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

  23. Итог занятия
  24. Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
    Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.

Лариса Малышева
Игры на дифференциацию звуков.

Дидактическая игра «Молоток и дудочка»

Цель: Учить детей дифференцировать в словах звуки [д] и [т].

Ход: Воспитатель постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

«Тук – тук – тук,

Ток – ток – ток,

Бей покрепче молоток.

У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука [д]. А песенка молоточка незвонкая. Она начинается со звука [т]».

У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок четко проговаривает слово, интонационно выделяет звук [д] или [т]. Кладет картинку к дудочке, если в слове слышится звук [д], а к молоточку, если в слове звук [т].

Дидактическая игра «Звуковая дорожка»

Цель: Автоматизировать звук [с]в словах в различных позициях.

Ход: В игре принимают участие 2 – 4 игрока. По считалке дети выбирают первого игрока. Он кидает кубик и проходит по игровому полю столько клеточек подряд, сколько очков выпало на верхней грани кубика. При этом по ходу фишки называет предметы, изображенные на картинках. Это слова со звуком [с] в различных позициях. Затем ход передается следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет до последней картинки на дорожке.

Дид. игра «Логопедическое домино»

Цель: Автоматизировать звук [р] в словах в различных позициях.

Ход: Игра проводится по принципу домино. Количество детей от 2 до 4. Предложите первому игроку выложить любую карточку и назвать на ней изображенные предметы. Следующий участник подбирает и выкладывает одну из своих карточек так, чтобы изображения на ней и карточке предыдущего игрока совпали с одной или с другой стороны. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки. (Ракета, радуга – ракета, гитара – гитара, кровать).

Дид. игра «Путаница»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение различать в словах звуки [з] и [с].

Ход: Воспитатель показывает предметные картинки. Если в слове слышится звук [з], то картинку кладут к комару, если звук [с] – насосу.

Дид. игра «Большой и маленький моторчики»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков [р] и [р"] в словах.

Ход: На столе стоят 2 машины (большая с синим кузовом и маленькая с зеленым кузовом). Дети по очереди интонационно выделяют в словах звуки [р] или [р"], кладут картинку в кузов, объясняя свой выбор (в слове рак первый звук [р] – это твердый согласный звук, значит в синий кузов.

Дид. игра «Какой звук заблудился»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение дифференцировать в словах звуки.

Ход: Воспитатель предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик.

На крылечке сидит кожечка.

На травинку села красивая стрекоса.

Мама намазала хлеб мазлом.