Где взять форму учетной политики для целей бухучета и налогообложения? Учетная политика для целей налогообложения Учетная политика налоговый учет составить.


Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ содержатся следующие требования:

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

Учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

Изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,

закрепляемый в учетной

политике

Порядок изменения учетной

политики

Норма НК РФ

Метод начисления

амортизации по объектам

амортизируемого

имущества

Налогоплательщик вправе перейти

с нелинейного метода на линейный

метод начисления амортизации

не чаще одного раза в пять лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и на

изготовленную в текущем

месяце продукцию

(выполненные работы,

оказанные услуги)

Порядок распределения прямых

расходов (формирования стоимости

незавершенного производства),

подлежит применению в течение

не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования

стоимости приобретения

Порядок формирования стоимости

приобретения товаров,

закрепленный в учетной политике,

применяется в течение не менее

двух налоговых периодов

Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

- первичные учетные документы , включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

- аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

- расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.

3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

Элемент учетной

политики

Варианты, допускаемые

законодательством

Норма НК РФ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и не

облагаемых НДС

операций

1. Если доля совокупных расходов

на производство товаров (работ,

услуг), операции по реализации

которых не подлежат

налогообложению, не превышает 5%

общей величины совокупных

расходов на производство,

организация весь "входной" НДС

ставит к вычету.

2. Организация ведет раздельный

учет НДС, независимо от доли

расходов на не облагаемые НДС

операции в общей сумме расходов

Пункт 4 ст. 170

Учет "входного" НДС

банками, страховыми

организациями и

негосударственными

пенсионными фондами

1. Суммы "входного" НДС,

уплаченные поставщикам,

включаются в затраты, принимаемые

к вычету при исчислении налога

на прибыль. При этом вся сумма

налога, полученная по операциям,

подлежащим налогообложению,

подлежит уплате в бюджет.

2. "Входной" НДС учитывается

в общем порядке с соблюдением

правил раздельного учета

Пункт 5 ст. 170

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ

Признание доходов

от сдачи имущества

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 4 ст. 250

Признание доходов

от предоставления

в пользование

результатов

интеллектуальной

деятельности

1. В составе внереализационных

2. В составе доходов

от реализации

Пункт 5 ст. 250

Метод оценки сырья

и материалов

при списании

1. По стоимости единицы запасов.

2. По средней стоимости.

3. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

4. По стоимости последних

по времени приобретений (ЛИФО)

Пункт 8 ст. 254

Применение

амортизационной

1. Организация применяет

амортизационную премию. В этом

случае в учетной политике

необходимо закрепить размер

амортизационной премии и критерии

ее применения.

2. Организация не применяет

амортизационную премию

Пункт 9 ст. 258

Метод начисления

амортизации

1. Линейный метод.

2. Нелинейный метод

Пункт 1 ст. 259

Порядок учета

электронно-

вычислительной

организациями,

осуществляющими

деятельность

в области

информационных

технологий

1. Расходы на приобретение

электронно-вычислительной техники

признаются материальными

расходами в полной сумме в момент

ввода ее в эксплуатацию.

2. Электронно-вычислительная

техника учитывается по общим

правилам в составе основных

средств либо материальных

расходов (в зависимости

от стоимости)

Пункт 6 ст. 259

Применение

к основной норме

амортизации

повышающих

коэффициентов

1. В учетной политике отражается

решение о применении повышающих

коэффициентов и отражается их

2. Повышающие коэффициенты

не применяются

Пункты 1, 2

Применение

пониженных норм

амортизации

1. Пониженные нормы амортизации

применяются. Устанавливаются

перечень объектов и пониженные

2. Пониженные нормы амортизации

не применяются

Создание резервов

под предстоящие

ремонты основных

1. Резервы создаются. В учетной

политике закрепляются нормативы

отчислений в резервы.

2. Резервы не создаются. Расходы

на ремонт признаются прочими

расходами того периода, в котором

они были осуществлены, в сумме

фактических затрат

Статьи 260, 324

Учет расходов

на приобретение

прав на земельные

участки, а также

расходов

на приобретение

права на заключение

договора аренды

земельных участков

1. Расходы признаются расходами

равномерно в течение срока,

определенного в учетной политике

(не менее пяти лет).

2. Расходы признаются расходами

отчетного (налогового) периода

в размере, не превышающем 30%

налоговой базы предыдущего

налогового периода, до полного

признания всей суммы указанных

расходов

Подпункт 1 п. 3

Создание резерва

по сомнительным

1. Резерв по сомнительным долгам

создается.

2. Резерв по сомнительным долгам

не создается

Статья 266

по гарантийному

ремонту и

гарантийному

обслуживанию

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267

Резерв предстоящих

расходов,

направляемых

обеспечивающие

социальную защиту

инвалидов

1. Резерв создается.

2. Резерв не создается

Статья 267.1

Метод оценки

покупных товаров

при их списании

приобретения (ФИФО).

2. По стоимости последних

по времени приобретения (ЛИФО).

3. По средней стоимости.

4. По стоимости единицы товара

Подпункт 3 п. 1

Порядок определения

предельной суммы

процентов

по долговым

обязательствам

1. Расчет осуществляется

на основе определения среднего

уровня процентов по сопоставимым

долговым обязательствам.

критерии сопоставимости долговых

обязательств.

2. Расчет осуществляется исходя

из ставки рефинансирования Банка

Пункт 1 ст. 269

Порядок признания

доходов и расходов

1. Метод начисления.

2. Кассовый метод

Статьи 271, 273

Методы списания

ценных бумаг при их

реализации и ином

1. По стоимости первых по времени

приобретений (ФИФО).

2. По стоимости единицы

Пункт 9 ст. 280

Порядок закрытия

короткой позиции

В случае если в течение одного

дня одновременно осуществлялись

сделки по приобретению и

реализации (выбытию) ценных

бумаг, закрытие короткой позиции

происходит по итогам этого дня

только в случае превышения

количества приобретенных ценных

бумаг над количеством

реализованных ценных бумаг.

Налогоплательщик вправе

в принятой им учетной политике

в целях налогообложения

предусмотреть закрытие короткой

позиции в течение одного дня

с учетом последовательности

сделок по приобретению и

реализации (выбытию) ценных бумаг

Пункт 9 ст. 282

Порядок исчисления

ежемесячного

авансового платежа

по налогу

на прибыль

1. Исчисление и уплата

производятся исходя из фактически

полученной прибыли.

2. Исчисление и уплата

ежемесячных авансовых платежей

производятся в размере одной

трети фактически уплаченного

авансового платежа за предыдущий

Пункт 2 ст. 286

Показатель,

используемый

в целях исчисления

доли прибыли,

приходящейся

на обособленные

подразделения

1. Сумма расходов на оплату

2. Среднесписочная численность

работников.

3. Показатель удельного веса

расходов на оплату труда. Этот

вариант может применяться

организациями с сезонным циклом

работы по согласованию

с налоговым органом

Пункт 2 ст. 288

Порядок уплаты

налога в бюджет

субъекта РФ

при наличии

нескольких

обособленных

подразделений

на территории этого

субъекта РФ

1. Прибыль распределяется по всем

подразделениям, которые

уплачивают налог самостоятельно.

2. Определяется доля прибыли,

приходящаяся на все обособленные

подразделения, и налог

уплачивается через одно

(ответственное) подразделение

Пункт 2 ст. 288

на формирование

резервов банков

1. Резерв на возможные потери

по ссудам создается.

2. Резерв на возможные потери

по ссудам не создается

Статья 292

Создание резервов

под обесценение

ценных бумаг (для

профессиональных

участников рынка

ценных бумаг)

1. Резервы создаются.

2. Резервы не создаются

Статья 300

Учет прямых

расходов

при оказании услуг

1. Прямые расходы распределяются

на остатки незавершенного

производства.

2. Прямые расходы отчетного

(налогового) периода относятся

в полном объеме на уменьшение

доходов данного отчетного

(налогового) периода

без распределения на остатки

незавершенного производства

Пункт 2 ст. 318

формирования

стоимости

приобретения

1. Стоимость приобретения товаров

определяется по цене,

установленной договором.

2. Стоимость приобретения товаров

определяется с учетом расходов,

связанных с приобретением этих

товаров. Выбранный порядок

применяется организацией

в течение не менее двух налоговых

периодов

Статья 320

Создание резерва

предстоящих

расходов на оплату

отпусков

предельная сумма отчислений и

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Создание резерва

на выплату

ежегодного

вознаграждения

за выслугу лет и

по итогам работы

1. Резерв создается. Определяются

предельная сумма отчислений и

ежемесячный процент отчислений

в резерв.

2. Резерв не создается

Статья 324.1

Порядок учета

расходов

на приобретение

лицензий на право

пользования недрами

1. Стоимость лицензии учитывается

в составе нематериальных активов.

2. Стоимость лицензии учитывается

в составе прочих расходов

в течение двух лет

Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной

политики

Требования к способу

Норма НК РФ

Налог на добавленную стоимость

Порядок ведения

раздельного учета

при реализации

товаров (работ,

облагаемых НДС

по ставке 0%

устанавливает в учетной политике

порядок определения суммы налога,

относящейся к товарам (работам,

услугам), имущественным правам,

приобретенным для производства и (или)

реализации товаров (работ, услуг),

операции по реализации которых

облагаются по ставке 0%

Пункт 10 ст. 165

Порядок ведения

раздельного учета

облагаемых и

не облагаемых НДС

операций

Если налогоплательщиком осуществляются

операции, подлежащие налогообложению,

и операции, не подлежащие

налогообложению (освобождаемые

от налогообложения), он обязан вести

раздельный учет таких операций.

Порядок раздельного учета определяется

в учетной политике

Пункт 4 ст. 149

Налогоплательщик обязан вести

раздельный учет сумм налога

по приобретенным товарам (работам,

услугам), в том числе основным

средствам и нематериальным активам,

имущественным правам, используемым для

осуществления как облагаемых налогом,

так и не подлежащих налогообложению

(освобожденных от налогообложения)

операций. Порядок раздельного учета

определяется в учетной политике

Пункт 4 ст. 170

Налог на прибыль организаций

Порядок учета

расходов

на освоение

природных

ресурсов,

относящихся

к нескольким

участкам

Закрепляется алгоритм расчета доли

расходов, приходящейся на каждый

участок недр

Пункт 2 ст. 261

определения

применимого

законодательства

для признания

ценных бумаг

обращающимися

на организованном

рынке ценных

В случаях невозможности однозначно

определить, на территории какого

государства заключались сделки

с ценными бумагами вне организованного

рынка ценных бумаг, включая сделки,

заключаемые посредством электронных

торговых систем, налогоплательщик

вправе самостоятельно в соответствии

с принятой им для целей

выбирать такое государство

в зависимости от места нахождения

продавца либо покупателя ценных бумаг

Пункт 3 ст. 280

формирования

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

обращающимися

на организованном

рынке Банка

России, и

налоговой базы

по операциям с

ценными бумагами,

не обращающимися

на организованном

рынке Банка

профессиональными

участниками рынка

осуществляющими

дилерскую

деятельность

Профессиональные участники рынка

ценных бумаг (включая банки), не

осуществляющие дилерскую деятельность,

в учетной политике должны определить

порядок формирования налоговой базы

по операциям с ценными бумагами,

ценных бумаг, и налоговой базы

по операциям с ценными бумагами, не

обращающимися на организованном рынке

ценных бумаг. При этом

налогоплательщик самостоятельно

выбирает виды ценных бумаг

(обращающихся на организованном рынке

ценных бумаг или не обращающихся

на организованном рынке ценных бумаг),

по операциям с которыми

при формировании налоговой базы

в доходы и расходы включаются иные

доходы и расходы, определенные

в соответствии с гл. 25 НК РФ

Пункт 8 ст. 280

Порядок учета

ценных бумаг

по операциям РЕПО

Налогоплательщик самостоятельно

в соответствии с принятой им в целях

налогообложения учетной политикой

определяет порядок учета выбывающих

(возвращающихся) по операции РЕПО

ценных бумаг

Пункт 1 ст. 282

Критерии

отнесения сделок

операций

с финансовыми

инструментами

срочных сделок

В учетной политике определяются

критерии отнесения сделок,

предусматривающих поставку предмета

сделки (за исключением операций

с финансовыми инструментами срочных

Пункт 2 ст. 301

Порядок ведения

налогового учета

В учетной политике закрепляется

порядок ведения налогового учета

Статья 313

Система налоговых

регистров

Формы регистров налогового учета и

порядок отражения в них аналитических

данных налогового учета, данных

первичных учетных документов

разрабатываются налогоплательщиком

самостоятельно и устанавливаются

приложениями к учетной политике

Статья 314

Принципы и методы

распределения

по производствам

с длительным

В учетной политике закрепляются

принципы и методы, в соответствии

с которыми распределяется доход

от реализации по производствам

с длительным технологическим циклом

Статья 316

Определение

перечня прямых

расходов

перечень прямых расходов, связанных

с производством товаров (выполнением

работ, оказанием услуг)

Пункт 1 ст. 318

распределения

прямых расходов

на незавершенное

производство и

на изготовленную

в текущем месяце

продукцию

(выполненные

работы, оказанные

В учетной политике определяется

порядок распределения прямых расходов.

Разработанный порядок подлежит

применению в течение не менее двух

налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

распределения

прямых расходов

между видами

продукции (работ,

Механизм распределения определяется

организацией самостоятельно

с применением экономически

обоснованных показателей

Пункт 1 ст. 319

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Об учетной политике для целей бухгалтерского учета мы рассказывали в . А что такое налоговая учетная политика и для чего она нужна?

Для чего нужна налоговая учетная политика

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в , что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, - множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится.

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

  • метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);
  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;
  • методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;
  • метод оценки НЗП;
  • факт создания налоговых резервов.

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д.

Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на , где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления

Учетная политика всегда была объектом повышенного внимания контролирующих органов. Любая проверка начинается с изучения учредительных документов и документов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета в проверяемой организации. Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, она имеет весомое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации. В данной статье раскрыты основные моменты составления учетной политики, а также типичные ошибки, допускаемые организациями при этом.

Формирование учетной политики не право, а обязанность!

Ошибка! На практике среди организаций, применяющих специальный налоговый режим в виде УСНО, бытует мнение: поскольку Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) освобождает упрощенцев от ведения бухгалтерского учета, то они вправе не формировать свой внутренний локальный акт, то есть не составлять учетную политику.

Действующее законодательство на самом деле освобождает от ведения бухучета налогоплательщиков, применяющих УСНО (п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете). Однако при всем этом "упрощенцы" обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(1) и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов"*(2) . Данные нормативные документы предусматривают различные способы начисления амортизации, которые требуется зафиксировать в учетной политике организации. Кроме того, именно в этом внутреннем локальном акте должен быть указан лимит стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов. Помимо перечисленных факторов не следует забывать и о порядке ведения "упрощенцами" Книги учета доходов и расходов, который также надо прописать в учетной политике. Более того, в октябре текущего года Минфин устранил все сомнения по поводу "составлять или не составлять" учетную политику "упрощенцам". Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106 "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" утверждено ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008), которое в части формирования учетной политики распространяется на все организации.

Что подсказывает практика проверок? Необходимость формирования учетной политики возрастает, если организация совмещает два спецрежима - УСНО и ЕНВД.

Единый налог на вмененный доход предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов (п. 1 ст. 18 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В случаях, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами (в данном случае УСНО), он обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). При этом заметим, что законодательство не описывает порядок раздельного учета. Налогоплательщик должен самостоятельно определить его объекты и организовать учет. В случае совмещения таких специальных режимов налогообложения, как УСНО и ЕНВД, необходимо разделить практически все хозяйственные операции. В связи с тем, что при ЕНВД бухгалтерский учет ведется в полном объеме, при совмещении такого режима с УСНО необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме по всем видам деятельности (письма Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 , от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230 , от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156). Налогоплательщик должен составить положение о раздельном учете, которое будет предусматривать правила раздельного учета имущества, хозяйственных операций, обязательств и т.д. В положении должен быть определен принцип ведения раздельного учета, а также правила распределения показателей, одновременно задействованных в нескольких видах деятельности, - этот принцип нужно отразить в учетной политике.

Говорить о целесообразности составления учетной политики для организаций, находящихся на общей системе налогообложения, нет необходимости. Это та группа налогоплательщиков, которые просто обязаны составлять учетную политику. Обобщим вышеперечисленные доводы. Итак, в соответствии со ст. 23 НК РФ все налогоплательщики должны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следует из приведенного определения, в учетной политике должны найти отражение все используемые налогоплательщиком при исчислении налогов способы (методы) расчета показателей финансово-хозяйственной деятельности. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, в тех случаях, когда законодательство содержит пробелы, налогоплательщик для формирования полной и всеобъемлющей учетной политики в целях правильного и достоверного исчисления налогов вправе самостоятельно разработать методику того или иного расчета, закрепив ее в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Вывод! Действующее законодательство обязывает все организации и учреждения составлять учетную политику в целях ведения как бухгалтерского, так и налогового учета и исключений не предоставляет.

Какие основные задачи должна решать учетная политика?

Ошибка! Опыт проверок показывает, что главные бухгалтеры чаще всего разрабатывают учетную политику для проформы, используя готовые шаблоны, размещенные в Интернете или справочно-информационных системах. Такой подход является в корне неверным. Ни одна типовая форма, как бы хорошо ни была она разработана, не может учесть всех особенностей каждого учреждения и организации. Это одна из причин, по которым не существует подобных форм, утвержденных законодательно.

Вывод! Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она детально продумана и решает задачи:

Выбора одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;

Отказа от метода учета, предусмотренного по умолчанию, если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным налоговым законодательством;

Сближения бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, уменьшения объема работы бухгалтера;

Минимизации ожидаемых (прогнозируемых) налогов.

В чем заключаются основные правила формирования учетной политики?

Ошибка! Бытует мнение, что учетную политику для целей бухгалтерского учета можно изменять каждый год. Эта ошибка является следствием не всегда правильного толкования норм отдельных правовых актов. Рассмотрим их более внимательно.

Что говорит законодательство? В соответствии с Законом о бухгалтерском учете надо не забывать о следующих правилах формирования учетной политики:

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Вывод! Во-первых, учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз, "на века" и применяют последовательно из года в год, ее не нужно утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях.

Налогоплательщик должен применять с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств:

Изменение применяемых методов учета;

Существенное изменение условий деятельности организации;

Изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.

Изменение учетной политики по НДС возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.

Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Для налога на прибыль организаций никаких конкретных сроков не установлено.

Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

Обратите внимание! Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.

Учетная политика по налогу на прибыль

Порядок ведения налогового учета для целей исчисления налога на прибыль предусматривает большое количество различных вариантов. Следовательно, любое предприятие может разработать для себя учетную политику в части налогообложения прибыли, полностью учитывающую нюансы своей деятельности. Рассмотрим некоторые элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли.

Оценка незавершенного производства

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Таким образом, часть прямых расходов будет признана в текущем отчетном или налоговом периоде, а часть прямых расходов должна быть отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в отчетном или налоговом периоде продукции.

Под незавершенным производством понимается продукция (работы или услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая все операции обработки (изготовления), предусмотренные технологическим процессом. В незавершенное производство включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К незавершенному производству относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

В ст. 319 НК РФ не прописаны правила оценки незавершенного производства. В настоящее время налогоплательщик обязан самостоятельно разработать порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Разработанный порядок распределения прямых расходов следует прописать в учетной политике для целей налогообложения и применять в течение не менее двух налоговых периодов. Таким образом, организация имеет право использовать в целях налогового учета тот же самый порядок оценки незавершенного производства, что и в бухгалтерском учете.

Так, в п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организациям предоставлено право выбора способа оценки незавершенного производства в зависимости от их производственных или технологических особенностей:

По фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

По прямым статьям затрат;

По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным расходам.

Методы оценки сырья, материалов и товаров

Для определения размера материальных расходов налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения прибыли должен закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации.

Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. 8 ст. 254 НК РФ:

По стоимости единицы запасов (товара);

По средней стоимости;

По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Обратите внимание: налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но никак не раскрывает их содержание. Поэтому правила расчета стоимости товаров, сырья и материалов указанными методами следует искать в нормах бухгалтерского учета, а именно в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Однако в соответствии с Приказом Минфина России от 26.03.2007 N 26н с 1 января 2008 г. метод ЛИФО исключен из ПБУ 5/01. Получается парадоксальная ситуация: метод ЛИФО есть в НК РФ, но никак там не расшифровывается. В других отраслях законодательства теперь расшифровки этого метода нет. Поэтому пока нужно пользоваться отмененной в бухгалтерском учете расшифровкой.

Амортизация

В п. 1 ст. 259 НК РФ предусмотрены два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

По зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, амортизацию можно начислять только линейным методом. Это правило закреплено в п. 3 ст. 259 НК РФ. В восьмую - десятую амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет.

По всем остальным объектам налогоплательщика может применяться только метод начисления амортизации, закрепленный в его учетной политике.

В настоящее время метод начисления амортизации можно изменять. Изменение допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

По всем амортизируемым объектам компании должна использоваться единая методика начисления амортизации (за исключением восьмой - десятой амортизационных групп).

Однако в первую очередь налогоплательщик должен решить, будет ли он пользоваться амортизационной премией.

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно). Эта возможность предоставлена и для расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Не применяется такое правило в отношении имущества, полученного организацией от учредителей, и в отношении основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом.

Если вы решитесь применить амортизационную премию в отношении лизингового имущества, то право на это придется доказывать через суд (см. Письмо Минфина России от 03.03.2008 N 03-03-06/1/132 и Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А33-5298/07-Ф02-8011/07 по делу N А33-5298/07).

Если налогоплательщик будет пользоваться амортизационной премией, он должен зафиксировать это в налоговой учетной политике. Там же следует установить и ее процент - не более 10%.

Кроме того, согласно Письму Минфина России от 17.11.2006 N 03-03-04/1/779 организация вправе закрепить в учетной политике положение, согласно которому амортизационная премия может применяться в отношении только основных средств, отвечающих определенным критериям (например, первоначальная стоимость которых превышает 1 млн руб.).

Порядок применения линейного метода амортизации прописан в ст. 259.1 НК РФ.

Суть линейного метода состоит в том, что сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (или восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Это самый простой (хотя не самый экономически выгодный) способ амортизации. Стоимость амортизируемого имущества переносится на расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций равномерно. При применении этого метода амортизация начисляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества.

Особенности применения нелинейного метода амортизации прописаны в ст. 259.2 НК РФ. Этот способ позволяет большую часть стоимости амортизируемого имущества перенести на расходы в целях налогового учета еще в начале срока его полезного использования.

При применении данного метода амортизация начисляется не по каждому объекту амортизируемого имущества, а по каждой амортизационной группе или подгруппе. Для этих целей при использовании налогоплательщиком нелинейного метода формируется суммарный баланс амортизационных групп (подгрупп) как суммарная стоимость объектов, входящих в каждую амортизационную группу (подгруппу).

Объекты, входящие в состав амортизируемого имущества налогоплательщика, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп или подгрупп по своей первоначальной или остаточной стоимости. При этом соответствующие объекты включаются в состав амортизационных групп или подгрупп исходя из срока полезного использования, установленного при их введении в эксплуатацию.

Приобретенные компанией основные средства, бывшие в употреблении, в целях определения суммарного баланса учитываются в составе амортизационной группы или подгруппы, куда они были включены у предыдущего собственника.

Ежемесячно суммарный баланс амортизационных групп или подгрупп уменьшается на сумму начисленной по данной группе или подгруппе амортизации.

Нормы амортизации, применяемые по каждой амортизационной группе, не определяются налогоплательщиком самостоятельно. Они прямо установлены в ст. 259.2 НК РФ.

Выбор налогоплательщика не ограничен только двумя методами начисления амортизации.

В приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения организация может предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Они делятся на повышающие и понижающие.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, но не выше 2 в отношении:

Амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности;

Собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

Собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств:

Являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга);

Используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

В п. 4 ст. 259.3 НК РФ содержится положение, допускающее начисление амортизации по пониженным нормам по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения в порядке, установленном для выбора применяемого метода начисления амортизации.

Обратите внимание! Обязательные пониженные нормы амортизации для дорогостоящих легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с 1 января 2009 г. отменены.

В учетной политике также нужно разобраться с амортизацией имущества, которое уже было в употреблении.

Если компания использует линейный метод начисления амортизации, возникают два возможных варианта определения ее нормы:

По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками;

По основным средствам, бывшим в употреблении, норма амортизации определяется без учета срока эксплуатации имущества предыдущими собственниками.

Формирование резервов

НК РФ предоставляет налогоплательщикам возможность регулировать сумму исчисляемого налога на прибыль организаций с помощью создания резервов. Формируя резерв, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде величину своих налоговых расходов, тем самым перенося уплату части налога на прибыль на будущее.

Номинальная величина налоговых платежей остается неизменной, меняются лишь сроки уплаты налога на прибыль организаций: они передвигаются на следующие отчетные периоды. При этом экономический интерес для налогоплательщика представляет эффект уменьшения покупательной способности денег с течением времени. Дело в том, что покупательная способность одной и той же суммы денег в предыдущий момент времени, как правило, больше, чем в последующий, поэтому чем позже организация перечисляет свои средства в виде налогов в бюджет, тем меньше она несет реальных финансовых потерь.

Таких резервов в налоговом учете несколько:

По сомнительным долгам;

По гарантийному ремонту;

По ремонту основных средств;

На оплату отпусков и вознаграждений;

Предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

У всех "налоговых" резервов есть несколько общих черт.

Во-первых, возможность создания резервов является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Во-вторых, правом формировать указанные резервы наделены только предприятия, использующие для расчета налога на прибыль организаций метод начисления.

В-третьих, если компания приняла решение о создании резерва, весь порядок его формирования необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.

В-четвертых, чтобы избежать проблем с расчетом разнообразных временных разниц, целесообразно создавать резерв одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете по правилам налогового законодательства, т.к. конкретного порядка формирования резервов в бухгалтерском учете нет.

Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать один из трех методов списания на расходы в целях налогообложения стоимости выбывших ценных бумаг:

По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

По стоимости единицы.

Выбранный метод закрепляется в налоговой учетной политике (п. 9 ст. 280 НК РФ).

Эти методы относятся к ценным бумагам, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

Однако необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, метод списания в налоговые расходы стоимости выбывших ценных бумаг по стоимости единицы можно применять, только если организация может точно идентифицировать реализуемые ценные бумаги:

Или они обладают индивидуально-определенными признаками;

Или система учета и условия сделки позволяют организации установить, какие конкретно из имеющихся у нее ценных бумаг реализуются, и она может определить стоимость именно этих ценных бумаг.

Во-вторых, метод ФИФО можно применять только в отношении аналогичных ценных бумаг, т.е. сопоставимых по виду, условиям обращения и виду дохода. Другими словами, к ним применима одна рыночная котировка (средневзвешенная цена бумаг).

Средневзвешенной считается цена одной ценной бумаги определенного эмитента, вида, категории (или типа), определяемая как частное от деления общей суммы всех сделок с указанной ценной бумагой, совершенных через организатора торговли за определенный период времени, на общее количество ценных бумаг по указанным сделкам.

Это приводит к тому, что при совершении операций с ценными бумагами налогоплательщик может выбрать метод ФИФО, только если у него имеются не менее двух ценных бумаг одного эмитента, одного вида и одной категории.

Для определения рыночной цены акции у налогоплательщика есть два пути:

Пригласить оценщика.

Если организация выбирает путь самостоятельной оценки, используемый метод должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика. Но метод должен быть не любой, а предусмотренный законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, несмотря на предоставленную свободу выбора, организациям все же стоит использовать метод оценки по стоимости чистых активов эмитента, приходящихся на одну соответствующую акцию. Этот метод оценки наиболее простой. Другой метод - на основе прогноза будущих доходов предприятия-эмитента - намного сложнее. И квалифицированно применить его налогоплательщику без привлечения специалиста-оценщика будет весьма затруднительно.

Метод признания расходов в виде процентов по кредитам и займам

Выбор в данном случае предоставлен налогоплательщику положениями ст. 269 НК РФ.

Вариантов признания расходов два.

Во-первых, расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что их размер существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях. Если организация перешла на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, за отчетный период принимается не квартал, а месяц.

Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах и под аналогичные обеспечения. В свою очередь, существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях.

Поскольку критерии сопоставимости, перечисленные в ст. 269 НК РФ, неконкретны, при формировании налоговой учетной политики целесообразно самостоятельно устанавливать четкие границы по каждому из перечисленных критериев. Например, исходя из принципа существенности в размере 5%. Минфин России в Письме от 27.08.2004 N 03-03-01-04/1/20 предупреждает налогоплательщиков: если они не установят в своей налоговой учетной политике критерии сопоставимости долговых обязательств, им не удастся аргументированно доказать, что те или иные долговые обязательства являются сопоставимыми.

Во-вторых, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Под ставкой рефинансирования Банка России понимается:

В отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

В отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей

Налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль, имеет право выбрать один из двух вариантов уплаты авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.

Первый вариант заключается в том, что по итогам каждого отчетного или налогового периода исчисляется сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного или налогового периода. В течение же отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке ст. 286 НК РФ.

Второй вариант предполагает, что ежемесячные авансовые платежи будут уплачиваться исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей должно производиться налогоплательщиком исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Перейти на второй способ уплаты авансовых платежей можно только после уведомления об этом налоговой инспекции не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором будет происходить переход на данную систему уплаты авансовых платежей.

Распределение прибыли между обособленными подразделениями

Выбор у налогоплательщика в отношении уплаты налога на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений предоставлен положениями ст. 288 НК РФ.

Во-первых, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, распределение прибыли по каждому из этих подразделений он может и не производить. В этом случае организация должна самостоятельно выбрать обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в региональный бюджет, формируется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта РФ.

Во-вторых, налог по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется из доли прибыли, приходящейся на это подразделение. Доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (или расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.

Налогоплательщику следует сделать выбор: будет он применять показатель среднесписочной численности или показатель расходов на оплату труда. При этом выбранный показатель должен быть неизменным в течение всего налогового периода.

Учет расходов на приобретение прав на земельные участки

Если компания приобретает земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором находятся здания, строения, сооружения или который приобретается для целей капитального строительства объектов основных средств, ей нужно соблюдать требования ст. 264.1 НК РФ.

Для того чтобы расходы на приобретение участка признавались в порядке, установленном ст. 264.1 НК РФ, договор на приобретение земельного участка должен быть заключен в период с 1 января 2007 по 31 декабря 2011 г. (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Для списания сумм затрат на приобретение земельного участка в налоговые расходы законодатели предложили два варианта.

Во-первых, сумма расходов может признаваться налогоплательщиком равномерно в течение периода, установленного им самостоятельно, однако не может быть менее пяти лет. Если же земельный участок приобретается на условиях рассрочки с периодом пять лет и более, расходы признаются равномерно в течение срока, предусмотренного договором.

Во-вторых, сумма расходов может признаваться организацией постепенно. В каждом отчетном или налоговом периоде организация может включать в расходы сумму, не превышающую 30% налоговой базы по налогу на прибыль прошлого налогового периода, до полного признания всей суммы. При расчете налоговая база прошлого налогового периода должна браться без учета суммы расходов на приобретение прав на земельные участки за тот период.

Учетная политика по НДС

Глава 21 НК РФ не дает налогоплательщикам столько же возможностей для выбора вариантов учетной политики, как гл. 25. Тем не менее они есть. Кроме того, налогоплательщикам необходимо задуматься о порядке ведения раздельного учета, если у них есть операции, не облагаемые НДС.

Порядок ведения раздельного учета

Для налоговой политики в части уплаты НДС этот вопрос является главным.

Раздельный учет активов

В ст. 170 НК РФ имеется механизм расчета пропорции для возмещения сумм входного НДС, который относится одновременно как к облагаемым, так и к не облагаемым налогом операциям.

Необходимая для ведения раздельного учета пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых налогом в общей стоимости товаров, работ или услуг, отгруженных за налоговый период. Период для определения пропорции равен налоговому периоду, т.е. кварталу.

При невозможности прямого учета сумм входного НДС, если они одновременно относятся как к облагаемым, так и к необлагаемым операциям, налог принимается к вычету или учитывается в стоимости имущества в той доле, в какой данные активы используются при производстве и реализации товаров, работ или услуг, облагаемых или не облагаемых налогом.

Порядок расчета пропорции в налоговом законодательстве определен однозначно, без вариантов.

В учетной налоговой политике налогоплательщик должен прописать порядок ведения другого раздельного учета. Налогоплательщик обязан вести учет по следующим направлениям:

По товарам, работам, услугам, используемым только для облагаемых НДС операций;

По товарам, работам, услугам, используемым только для не облагаемых НДС операций;

По товарам, работам и услугам, используемым в обоих видах операций.

Раздельный учет необходим, чтобы отделить один вид товаров, работ или услуг от другого.

Если организация может четко разграничить, какие товары, работы или услуги используются для облагаемых, а какие для не облагаемых НДС операций, для ведения раздельного учета можно использовать данные бухгалтерского учета. Например, в рабочем плане счетов компании можно открыть отдельные субсчета для учета активов, используемых для разных видов деятельности.

Налоговый период

В п. 4 ст. 170 НК РФ сказано: "Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период (курсив авт. - А.А.)". О каком налоговом периоде конкретно идет речь, не уточняется.

Может ли налогоплательщик определять рассматриваемую пропорцию для текущего налогового периода по данным, сложившимся за предыдущий налоговый период?

Минфин России возражает против этого. В Письме от 20.06.2008 N 03-07-11/232 сообщается: для определения пропорции при расчете сумм НДС по приобретаемым товарам, работам, услугам, используемым для операций, как облагаемых НДС, так и для не облагаемых, нужно учитывать данные текущего налогового периода. Однако позиция Минфина России ни на чем не основана.

Проблема последующего использования

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат в общем случае суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, входной НДС по приобретенной партии материалов необходимо возмещать единовременно.

Однако очень часто приобретенный материал не используется в производстве сразу же после его приобретения. Что делать в этом случае?

Данный вопрос должен найти отражение в налоговой учетной политике.

Существует три варианта.

Во-первых, налогоплательщик может отложить вычет входного НДС до момента выбытия сырья или материала, потому что только тогда и можно определить, для облагаемой или не облагаемой налогом деятельности они были использованы.

Возможность этого варианта подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.08.2008 N 9726/08. ВАС РФ решил, что НК РФ не содержит требования о принятии к вычету НДС исключительно в периоде принятия активов к учету и о невозможности заявления вычета входного НДС в последующие налоговые периоды.

Единственным ограничением в данном случае является срок давности для предъявления налога к вычету. Он составляет три года с момента окончания налогового периода, в котором входной НДС был предъявлен налогоплательщику.

Во-вторых, можно возместить входной НДС в полном объеме, а потом при необходимости восстановить его часть, которая не может быть возмещена.

Таким образом, компания предъявляет к вычету весь входной НДС, полученный от поставщика, в периоде оприходования активов. А далее при выбытии этого актива для осуществления операций, не облагаемых НДС, восстанавливает соответствующую сумму налога.

Такая возможность подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 24.10.2008 по делу N А35-812/08-С21. ВАС РФ в Определении от 12.02.2009 N ВАС-957/09 поддержал решение суда.

В-третьих, можно просто использовать пропорцию, указанную в п. 4 ст. 170 НК РФ, и в дальнейшем ничего уже не корректировать. Иначе говоря, определить пропорцию исходя из выручки за текущий налоговый период и на основе этой пропорции принять к вычету входной НДС по активам, поставленным на учет в этом же налоговом периоде.

В-четвертых, использовать схему, предлагаемую налоговыми органами: сначала рассчитать условную пропорцию в периоде приобретения активов, распределить на ее основе входной НДС, а потом, после того как будет точно установлено, на какие операции какая часть этих активов ушла, исчислять сумму входного НДС, подлежащего вычету, с абсолютной точностью, подать уточненную налоговую декларацию, рассчитать и заплатить пени.

Наиболее удобны первые два варианта. При этом они имеют судебную поддержку.

Пятипроцентное ограничение

При применении п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщику предоставлено право еще на один выбор.

Дело в том, что организация или предприниматель могут не применять положения данного пункта к налоговым периодам, когда доля совокупных расходов на производство товаров, работ, услуг или имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. И при этом все суммы входного НДС, полученного в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

Обратите внимание! Применение данного положения является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Разные налоговые ставки

В налоговом законодательстве по НДС используются три различных налоговых ставки - в размере 0, 10 и 18% (ст. 164 НК РФ).

Ставкой в размере 0% могут воспользоваться российские компании - экспортеры, а также налогоплательщики, оказывающие услуги или выполняющие работы, непосредственно связанные с экспортом.

В остальных случаях применяются ставки в размере 10 и 18%.

Когда налогоплательщик одновременно занимается экспортными операциями и операциями на внутреннем рынке, ему необходимо вести раздельный учет входного НДС.

В данном случае все операции налогооблагаемые, только ставки по ним разные. Поэтому порядок ведения раздельного учета, прописанный в п. 4 ст. 170 НК РФ, здесь неприменим.

В то же время никакой другой строго установленный порядок для данного случая в налоговом законодательстве не предусмотрен. Следовательно, порядок ведения раздельного учета налогоплательщик должен прописать в налоговой политике.

Например, в п. 10 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам, работам, услугам и имущественным правам, приобретенным для производства или реализации товаров, работ и услуг, операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Ситуации, когда товары, работы или услуги изначально приобретаются только для использования в операциях, облагаемых по ставкам 10 или 18%, или для операций, облагаемых по ставке 0%, встречаются редко.

Как правило, приобретенные товары, работы и услуги одновременно используются и для операций, облагаемых НДС по нулевой ставке, и для операций, облагаемых по другим ставкам.

В этой ситуации налогоплательщику необходимо распределять входной НДС по видам операций.

Как распределять входной налог? Теоретически не запрещены практически любые способы ведения раздельного учета, например:

Исходя из фактических затрат на реализованную продукцию;

Исходя из процентного отношения отгруженной на экспорт продукции к ее общему объему;

Пропорционально отношению стоимости товаров, отгруженных на экспорт, к общей стоимости отгруженных товаров.

Это три основных варианта. Однако могут быть и более сложные схемы.

Например, входной НДС, непосредственно относящийся к экспортным операциям, распределяться не будет, а вот входной НДС по затратам, которые производятся в интересах деятельности всей компании в целом, будет распределен по заранее избранному организацией критерию.

То, что налогоплательщик в данной ситуации волен в выборе механизма распределения, подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2008 N Ф04-5168/2008(10379-А03-25) по делу N А03-11860/07-34. Решение этого суда было поддержано Определением ВАС РФ от 09.04.2009 N 658/09.

Таким образом, организация имеет право разработать механизм распределения входного НДС, который будет в максимальной степени учитывать ее особенности и, соответственно, окажется максимально удобным или выгодным.

    Налоговый учет - это система обобщения информации для определения НБ на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК.

    Цель налогового учета заключается в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Этапы учётного процесса

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик вправе выбирать варианты ведения налогового учета, конечной целью которого является определение налоговой базы по налогу на прибыль: - на основании бухгалтерских регистров; - на основании данных первичных документов.

В задачи налогового учета входи сбор следующей информации:

    о суммах доходов и расходов в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде;

    о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных (налоговых) периодах;

    о создаваемых резервах;

    о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Одной из главных задач налогового учета является определение сумм платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату.

Все эти данные должны быть подтверждены первичными учетными документами, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, а так же расчетами налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных за отчетный или налоговый период без распределения по счетам бух. учета идолжны содержать: - наименование регистра; - период составления; - измерители операций (в денежном и натуральном выражении); - наименование хозяйственных операций; - подпись составляющего и ее расшифровку.

Учетная политика

У организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, в которой устанавливается порядок ведения налогового учета.

Учетная политика в целях налогообложения представляет собой совокупность правил и методов, позволяющих обобщать информацию для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Используются методы группировки оценки имущества организации и ее обязательств, правила погашения стоимости имущества, распределения доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам и др.

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений законодательства. Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вводятся также при переходе организации на новые виды деятельности.

Порядок оформления учетной политики для целей налогообложения

    Учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

    В приказе выделяются организационные и методические приемы и способы ведения налогового учета с обязательной ссылкой на статью НК РФ.

    Порядок отражения новых видов деятельности в налоговом учете следует зафиксировать в приказе о внесении дополнений в учетную политику.

    В приложениях к приказу об учетной политике следует привести:

Положение о документообороте;

Перечень и формы аналитических регистров налогового учета;

Перечень бухгалтерских регистров, применяемых для налогового учета;

Перечень объектов основных средств, по которым, при исчислении сумм амортизации, применяются специальные коэффициенты и др.