Из какого языка происходит название ижора. Материалыдень ижоры


Ижорцы — малая народность в Российской Федерации. Самоназвание ижоры, карьялайсет, изурит. Живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы; отмечается слабая монголоидная примесь. Ижорский язык, относящийся к прибалтийско-финской подгруппе, имеет 4 диалекта. Распространен также русский язык, который большинство ижорцев считает родным.

Самоназвание ижоры, карьялайсет, изурит. Живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоиднойрасы; отмечается слабая монголоидная примесь. Ижорский язык, относящийся к прибалтийско-финской подгруппе, имеет 4 диалекта. Распространен также русский язык, который большинство ижорцев считает родным.

Отделившись от южно карельских племен, ижорцы в конце I-начале II тыс. н. э. расселились в бассейне р. Ижора и затем постепенно продвигались на запад Ингрии, частично ассимилируя водское население. Первое упоминание ижоры содержится в летописи XIII в., когда они входили в состав Новгородской земли. В XVI в. ижорцы были обращены в православие.

Традиционные занятия — земледелие, рыболовство, в том числе морское, лесные промыслы. В XIX в. было развито отходничество, посредническая торговля, ремесла (деревообделочное, гончарное).

Традиционная материальная культура близка русской. До середины XIX в. этническая специфика сохранилась в женской одежде. В восточных районах Ингрии носили рубаху с коротким обрезным оплечьем, поверх — одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое на левом боку. Верхнее закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем. Западные ижорцы (по р. Луга) носили поверх рубахи несшитую юбку, у восточных бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор, у западных — убор типа русской сороки. Украшения: тканый и вышитый орнамент, бисер, раковины каури. В конце XIX в. старые формы одежды были вытеснены русским сарафаном.

Этническое своеобразие сохранялось до XX в. в семейной и календарной обрядности, например, в особом женском (т. н, бабьем) празднике. Существовала вера в духов-хранителей (домашнего очага, хозяина риги, бани и т. д.), духов земли, воды. Развит фольклор, обрядовая (свадебные и похоронные плачи-причитания) и эпическая поэзия, например, руны о Куллерво, частью вошедшие в Калевалу.

История ижоры

Ижорцы вместе с вепсами составляют коренное население Ингерманландии. Областью их этногенеза были территории, лежащие между рекой Нарвой и Ладожским озером и далее к югу. Их название происходит от реки Ижора (по-фински Inkere — Инкере), впадающей в Неву. Этнонимы «ижора» и «инкери» часто употребляются как синонимы по отношению к двум прибалтийско-финским народам — православным ижорцам и исповедующим евангелистскую веру финнам-инкери (ингерманландцам). Несмотря на родство между двумя языками и многовековое совместное проживание народов-носителей этих языков, следует тем не менее провести разграничение между двумя этносами.

Ижорский язык относится к северной (по другой классификации — к восточной) ветви группы прибалтийско-финских языков, ближайшие родственные ему языки — карельский и восточные диалекты финского. некоторые лингвисты не считают ижорский отдельным самостоятельным языком.

Ижорцы, по всей вероятности, выделились из карельской этнической группы, на это указывает близость обоих языков, а также и тот факт, что часть ижорцев называет себя карелами. Ранее это разделение двух народностей относили к X1-XII вв., однако в последнее время археологические находки и лингвистические исследования свидетельствуют о том, что этот процесс завершился ещё в 1 тыс. н. э. В наше время начинает завоёвывать признание гипотеза о том, что племя ижора произошло от слияния нескольких прибалтийско-финских племён.

Восточнославянские племена кривичей и словен в VI-VIII вв. добрались до южных земель Ингерманландии, а в Х в. уже наладили оживлённые связи с местным прибалтийско-финским населением. Первый письменный источник, упомянувший ижорцев, относится к XII в., в нём папа Александр III наряду с карелами, саамами и водью называет язычников Ингрии и запрещает продавать им оружие. Водные пути от озера Ильмень до Ладоги с конца IX в. оказались под контролем Новгорода. Жившие здесь малочисленные прибалтийско-финские народности принимали участие в образовании Новгородского княжества. Уклад и образ жизни малочисленных финно-угорских народов Прибалтики был однотипным. Общее название этих народов в древнерусских летописях было «чудь». На их роль в истории Новгорода Великого указывает и то, что в городе даже была Чудская улица.

В русских летописях ижора впервые упоминается под этим именем в 1228 г., и с того времени ижорцы часто фигурируют в летописях вместе с карелами при описании битв с врагами, вторгающимися на русские земли с запада. При ослаблении власти Новгорода вначале на землях ижоры активизируется деятельность Литвы, и в течение XIV в. литовцы многократно собирали с них дань. В XV в. звезда Новгорода окончательно закатилась, и ведущую роль у него перехватила Москва. Процесс колонизации русскими переселенцами этих земель продолжался дальше быстрыми темпами. Московские князья раздавали своим верным приверженцам поместья и на этих территориях. Из составленного в 1500 г. так называемого «водского податного списка» выясняется, что население Ижоры составляло примерно 70 тыс. чел. Невзирая на последовательное искажение на русский манер названий и имён вероятно всё же, что тогда прибалтийско-финские народы были ещё в большинстве. В XVI в. особенное внимание уделялось распространению православия. Ижорцы также были охвачены сетью церквей, религиозных общин, монастырей.

Во второй половине XVI в. имели место длительные шведско-русские войны, которые принесли немало разрушений и гибель ижорцам и карелам, но населённые ижорой территории в то время оставались в руках России. В начале XVII в. Швеция воспользовалась ослаблением Русского государства в «Смутное время» и присоединила к своей империи Ингерманландию. Факт присоединения был признан при подписании Столбовского мирного договора 1617г. Это состояние сохранялось до конца Северной войны, до 1721 г. В тот период на ижорские земли прибыло финское население, исповедовавшее лютеранскую евангелистскую веру, как об это подробно говорится в статье, освещающей их историю. После восстановления власти России помещики вновь в больших количествах стали переселять крепостных на территорию Ингерманландии. Наряду с этим в XVIII в. немцы, а в XIX в. эстонцы также селились в Ингерманландской губернии. Этническая карта этой территории стала весьма пёстрой.

Усилившееся с начала XVIII в. русское влияние особенно возросло и углубилось во второй половине XIX в. Под воздействием русскоязычных школ и в силу близости столице России среди ижорцев выросло число знающих русский язык, участились межнациональные смешанные браки. Ижорские деревни к концу XIX в. уже мало чем отличались от русских.

С середины прошлого века до наших дней численность ижорцев складывалась следующим образом:

1848 — 178000 чел. 1897 — 21700 чел. 1926 — 26137 чел. 1959 — 1026 чел. (владение родным языком — 34,7%) 1970 — 781 чел. (владение родным языком — 26,6%) 1979 — 748 чел. (владение родным языком -32,6%) 1989 — 820 чел. (владение родным языком -36,8%)

Советская эпоха началась для ижорцев так же, как и для других финно-угорских народов России. Был создан алфавит на основе латинских букв, на котором был выпущено в свет около двадцати книг, начала развиваться система школьного образования. Затем всё это прекратилось. Сначала в связи с коллективизацией многие были депортированы в Сибирь и в Среднюю Азию, затем во второй половине 30-х гг. террор обрушился и на ижорскую интеллигенцию. Вторая мировая война принесла им то же, что и ингерманландским финнам и водскому народу. Перебежавших в Финляндию финны вынуждены были выдать Советскому Союзу, но многие добровольно вернулись на родину, поверив обещаниям. Однако всех их ожидало горькое разочарование. Они были расселены по всей стране, и лишь после 1956 г. им разрешили возвратиться на родные земли и поселиться там вновь.

Большая часть ижорцев уже в период между двумя войнами считалась двуязычной, а послевоенные поколения уже почти не говорят на языке отцов и дедов. Географическое расположение, а также окружение более крупных по численности народов не позволили ижорскому народу и его культуре развиваться с течением истории. К сожалению, и в настоящее время у них осталось немного шансов для выживания.
Список литературы:

Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва, 1997
Сородичи по языку. Будапешт, 2000

08.12.2014 0 9478


В наши дни количество малых народов стремительно сокращается. И понятно почему: трудно малочисленному народу сохранить свою индивидуальность. Тем более что стираются границы даже между государствами. Малые народности вымирают. Один из таких уходящих в прошлое народов- ижорцы.

Давным-давно народ ижора компактно проживал на северо-западе Новгородской земли. Впервые новгородские летописцы упоминают ижорцев в IX столетии, то есть в самом начале русской государственности. И обязаны этим свидетельством ижорцы легендарному Рюрику, который после рождения сына Игоря сделал своей жене Ефанде подарок - город, стоявший на берегу моря, со всем народом ижора в придачу.

Где искать корни?

Правда, многие историки ставят это упоминание ижоры под сомнение: оно встречается в Иоакимовской летописи, самый ранний список которой относится к XVII веку, и которая - единственная - называет по имени жену Рюрика. Историк Татищев, сделавший выписки из этой летописи, считал, что исходный текст датируется XI веком. Зато более достоверное свидетельство (и его не оспаривают) относится к XII веку, и это уже не отечественная летопись, а булла папы римского Александра III к первому епископу Упсалы (как раз тогда началось активное продвижение немецких орденов на восточные земли).

Папа упоминает язычников ингров - под таким именем выступают в западных источниках ижорцы. Земли, где жили ижорцы, были на самой окраине новгородской территории, они периодически переходили из рук в руки. И латинские миссионеры пытались там закрепиться наряду с самими новгородцами. Впрочем, вообразить, что из себя представляли древние ижорцы, несложно. В одной из западных хроник рассказывается о злосчастной судьбе первых епископов, желавших крестить непокорные местные племена. Одного из миссионеров живьем сожгли на костре, другого сначала скальпировали, а потом сварили в кипятке...

Латинская вера плохо приживалась на берегах Балтики и Чудского озера. Новгородцы в этом плане оказались находчивее: они предпочитали не слишком наседать на языческих соседей, но охотно использовали их в военных операциях. Пока ижорские территории входили в зону влияния новгородцев, те их защищали и поддерживали. Как только земли уходили к враждебным рыцарям - начинали безжалостно жечь. Удивительно, что за несколько веков такой национальной политики ижорцы не исчезли с лица земли. Очевидно, были они довольно многочисленным народом.

Русские называли земли, где поселились ижорцы, Ижорской землей, а западные хронисты - Ингардией (Ингрией). Ижорцы говорили на одном из финно-угорских наречий и были родственны соседним финно-угорским племенам - эстам, веси, чуди, еми. Новгородцы в XIII веке активно использовали ижорцев для вылазок против этих племен. Ижорцы ходили с русскими князьями на емь, били эстов, служили сторожевым дозором при Александре Ярославиче Невском.

Согласно летописям, одному из ижорцев князь обязан победой в Невской битве: тогда ижорский дозорный вовремя увидел передвижение шведского флота и сообщил об этом Александру. К тому времени часть ижорцев успела уже принять православие - об этом свидетельствуют сохранившиеся в древних текстах имена. Хотя, как считают ученые, в те времена ижорцы не были самостоятельным народом, они имели теснейшее родство с народом, осевшим вокруг Ладоги и в Карелии, - корелой (карелами).

Говорили они на очень близких диалектах, и языки обособились только к XVI-XVII векам. В составе Новгородской земли ижорская территория находилась до образования сильного Московского царства, которое подмяло к концу XV века все новгородские вольности.

А в начале XVII века земли ижорцев оказались под властью Швеции. И виновно в этом Смутное время, когда северные территории Московского царства перешли к шведам и пребывали под ними вплоть до эпохи Петра Великого. Многие ижорцы предпочли покинуть родные дома и заново обживаться в Московии, некоторые предпочли жить в Швеции. Так же, как многие ингерманландцы, они говорили на новгородских диалектах - такими прочными оказались исторические связи с русскими.

После разгрома шведов в 1721 году ижорцы вместе со своими землями вернулись на бывшую новгородскую территорию. Правда, теперь на Неве был отстроен морской порт Санкт-Петербург, и ижорцы внезапно оказались в Петербургской губернии - к северу и югу от новой столицы они как раз и проживали. Екатерина Великая, которая увлекалась науками, очень заинтересовалась своими подданными, которые за век, проведенный под шведами, умудрились сохранить православие и русский язык.

По ее приказу была организована специальная комиссия, которая занималась жителями Ингерманландии - считала их по головам, записывала местный фольклор, изучала их язык. Весь XIX век ижорцев классифицировали, делили на группы, пытались отнести к разным народам, пока не признали - корелу, живущую под Выборгом, следует считать тоже ижорой. В условиях повышенного внимания численность ижорцев не только не снижалась, а даже стала расти - в середине XIX века их насчитывалось 17 тысяч человек.

Забытые обычаи

Обычаи ижорцев известны благодаря именно этой работе исследователей XIX века. Об ижоре они писали, что это трудолюбивый, хотя хитроватый народ, добродушный по своей природе и легко прощающий обиды. В XIX веке ижорские женщины еще носили длинные холщовые рубахи со сложной богатой вышивкой, перетянутые у самого ворота пряжкой, поверх которых надевались сзади и спереди полотнища ткани, а по всей спине шел «змеиный пояс» -широкая полоса сукна с раковинами, жемчужным шитьем, бисерным плетением.

Этот пояс должен был защищать женщину от всяческого зла. На голове у них всегда был надет широкий платок, который скрывал косы - главное богатство каждой из них. Когда в доме случался траур,женщины прощались со своими волосами - сбривали даже брови. Так же они поступали, и давая обет, -полностью обривали голову и могли начать отращивать косы только после исполнения обещанного. Сборщики фольклора записали, как проходила свадьба у ижорцев. Каждый из новобрачных праздновал ее сначала в родном доме, а потом жених привозил невесту в свой дом, и начинался общий пир.

До конца XIX века у ижоры было немало исполнителей песен-рун, которые имеют много общего с карело-финским эпосом - Калевалой. Эти песни использовались в обрядах ижорцев, их исполняли на праздниках, но имели они еще и древнее магическое значение. Ведь женщины народа ижора славились умением ворожить.

Как, впрочем, и все финно-угорские народы. В древности они показывали чудеса, вынимая из спины мед, беличьи шкурки или серебро. Сегодня, конечно, и магические умения, и обычаи почти забыты. И понятно почему. В самом крупном ижорском селе сегодня живет меньше пятидесяти человек, и почти все из них - уже старики.

Прогресс и деспотия

Ижорцев сгубили незлобивость и стремление сохранить патриархальный мир. Однако прогресс на месте на стоит. Патриархальная Россия к концу XIX века стала промышленной страной. Началась активная разработка земельных богатств, на землях ижорцев стали строить заводы. Один так и назывался -Ижорский завод.

Естественно, что на заводе трудились отнюдь не ижорцы, а заводские рабочие, у которых одна национальность - подневольные. Потом настало время войн и революций. И накануне Второй мировой войны ижорцев осталось меньше 8 тысяч человек. А после войны их насчитывалось чуть больше тысячи. Такое резкое сокращение числа ижорцев было связано как с самой войной (на их земле шли боевые действия), так и с особой нелюбовью советской власти.

В 1930-е годы, когда началась борьба с врагами народа, туда попали и мирные жители западных районов СССР. Наряду с эстонцами, немцами, латышами, литовцами, в лагерях оказались и ижорцы. Но не только война и политика Сталина привели ижорцев к почти полному исчезновению. Близость к огромному мегаполису заставляла жителей уезжать из бесперспективных Кингисеппа и Ломоносова в сытый Ленинград.

Сегодня в Ленинградской области и Санкт-Петербурге живет всего-то около полутора сотен ижорцев. Еще около сотни - по всей территории России. От народа, ускользающего в прошлое, остались только названия - деревни и поселки Ижора Большая Ижора, Малая Ижора, Усть-Ижора, Новая Ижора, речки Ижора и Большая Ижорка, Ижорское озеро, Ижорская возвышенность..

Михаил РОМАШКО

Ижорцы ижо́рцы

(самоназвание - изури), народ в России (в Ленинградской области. 450 человек, 1995) и Эстонии (306 человек). Язык ижорский. Верующие ижорцы - православные.

ИЖОРЦЫ

ИЖО́РЦЫ, народ в Российской Федерации (327 чел., 2002), в том числе в Ленинградской области 177 человек. Живут также в Эстонии (300 человек, 1996). Язык ижорский прибалтийско-финской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные
В 18 - начале 20 века ижоры расселялись в западных районах Петербургской губернии и южной части Карельского перешейка чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Селения современных ижорцев в основном сохранились на территории Кингисеппского района Ленинградской области. В 1848 году численность ижоры составляла 17,8 тысяч человек; по переписи 1989 года в России жило 449 человек. В составе ижорцев выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хевааская (на реке Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья Луги), оредежская (верховья реки Оредеж), ижорцы Карельского перешейка, которые к 20 веку полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами.
Ижорцы относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и делится на четыре диалекта: сойкинский, хевааский, нижнелужский и оредежский. Ижорский язык близок к эвремейсскому диалекту финского языка. По переписи 1989 года 36,8 % ижорцев назвали национальный язык родным. Письменность была разработана в 1920-е годы на основе латинской графики, ей пользовались до конца 1930-х годов.
Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже первого-второго тысячелетия нашей эры и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе реки Ижоры, откуда в дальнейшем началось продвижение ижорцев на запад вплоть до бассейна Нарвы. В конце первого тысячелетия территория расселения ижоры вошла в состав новгородских земель. Православное вероисповедание способствовала ассимиляции ижорцев русским населением. Хозяйство ижорцев схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Ижорцы выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с 19 века картофель; разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Широко были распространены отхожие промыслы. Крестьяне-ижорцы уходили на заработки в Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы.
Ижорцы жили в деревнях и в основном были крепостными крестьянами. В 19 веке существовала сельская община с регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале 20 века стала малая семья. Ижорские деревни имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорцами жили водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.
Мужская одежда ижорцев в 19 веке уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей. Женская одежда до конца 19 века хранила архаические черты. Женщины носили рубаху «рятсиня», ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. В 19 веке в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала 20 века в обиход вошли юбки и кофты общеевропейского образца.
Значительную часть рациона питания в 19 веке составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины 19 века - картофель. Из овса готовили толокно, были распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Ижорцы исповедуют православие, которое начало распространяться со времени вхождения в состав Новгородской земли. В 16 веке многие ижорцы оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечено существование жрецов (арбуи). Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до 20 века. У ижорцев записано большое количество произведений эпической поэзии (руны). Ижорские руны использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Известна была ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из деревни Мискула Лемболовского прихода (Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была распространена и обрядовая - свадебные и похоронные причитания.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ижорцы" в других словарях:

    - (самоназвание изури) народ в Российской Федерации (в Ленинградской обл., 449 человек, 1992) и Эстонии (306 человек). Язык ижорский. Верующие ижорцы православные … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ИЖОРЦЫ, цев, ед. орец, рца, муж. и ИЖОРА, ы, собир., жен. Народ, живущий немногочисленными группами в Ленинградской области. | жен. ижорка, и. | прил. ижорский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание ижора), народ в Российской Федерации (ок. 450 человек), в основном в Ленинградской области. Живут также в Эстонии. Язык ижорский прибалтий ско финской ветви финно угорских языков. Верующие православные. Источник: Энциклопедия… … Русская история

    Ижорцы - (самоназвание ижора, карьяляйн, изури) народность общей численностью 820 чел., проживающая на территории Российской Федерации (449 чел.) и Эстонии (306 чел.). Язык ижорский. Религиозная принадлежность верующих: православные, часть традиционные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ижорцы - ИЖОРЦЫ, ев, мн (ед ижорец, рца, м) и {{stl 8}}ИЖОРА{{/stl 8}}, ы, ж Собир. Народ, живущий немногочисленными группами в Ленинградской области, в основном по берегам Невы и побережью Финского залива; люди, принадлежащие к этому народу; яз. ижорский … Толковый словарь русских существительных

    Карта водского языка и соседних финских и ижорских деревень, 1848 2007 гг. Ижорцы, ижора финно угорский народ, в древности основное (наряду с водью) население Ижорской земли. До середины XX века сохраняли свой язык и некоторые своеобразные черты… … Википедия

    ижорцы - иж орцы, ев, ед. ч. рец, рца, твор. п. рцем … Русский орфографический словарь

    Ижорцы, малочисленный народ, живущий в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Территория расселения И. Ижорская земля в древности входила в состав Великого Новгорода. До начала 20 в. И. сохраняли свой язык (финской… … Большая советская энциклопедия

Народ ижора — самый малочисленный из всех народов, населяющих Россию. Тут их насчитывается около 200 человек, еще 60 из них живут на территории Эстонии. происходит от шведского слова Ingermanland — так именовали земли к югу от Финского залива. Есть две версии о том, откуда это название: либо от имени Ингигерды, жены Ярослава Мудрого, либо от имени древнерусского князя Игоря, сына Рюрика.

Так что же известно о представителях этнической группы ижора? Общие сведения о народе, помещенные ниже, помогут узнать больше.

Территория расселения

В 12-13-м веках ижорцы жили по обе стороны от Невы, приблизительными границами их поселений были Тосна, Назия. В начале 16-го века их владения достигли реки Оредежи на юге. Но потом территория начала постепенно сокращаться: сначала исчезли поселения на Карельском перешейке, потом около прибрежной зоны Ломоносова, а затем и у реки Оредеж. Сейчас ижорцы проживают лишь в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Некоторые представители этой народности переселились в Санкт-Петербург. Но все же не пренебрегают своими корнями, а идентифицируют себя как ижорцы.

Основной же ареал проживания — Сойкинский полуостров, который находится между Лужской и Копорской губой. Природные особенности этой местности такие, что она почти изолирована от материковой части чередой озер и непроходимыми болотами. Именно поэтому народ ижора в тех поселениях смог сохранить свою самобытную культуру, несмотря на фактическую близость с северной столицей.

История

Первое упоминание о язычниках-ижорцах встречается в булле папы Александра, написанной в 12-м веке. Вскоре в Европе стало известно, что ижора — народ сильный и опасный. В русских же летописях ижорцы впервые упоминаются в 13-м веке в качестве союзников новгородцев. Они отвечали за охрану прибрежных областей от шведов.

Но в 1611 году их землей все-таки завладела Швеция, поэтому многие коренные ижорцы переселились на территорию, подвластную Руси. Но в 1721 году отвоевал эти земли, и они вошли в состав Петербургской губернии.

Перепись 1732 года показала, что на территории Ингерманландии насчитывается около 14 с половиной тысяч ижорян. В 19-м веке их количество слегка увеличилось - до 18 тысяч. Статистика 1926 года показывает следующие цифры: 16137 человек.

Но Вторая мировая война внесла свои коррективы: большая часть коренных жителей была вывезена в соседнюю Финляндию, а много поселений просто уничтожены. Когда они вернулись, жить на родине им не дали, а переселили в Сибирь, где сохранить свою этническую принадлежность и язык стало фактически невозможно. А те ижорцы, что обитали на Карельском перешейке, тоже ассимилировались с местным населением. Носителями языка и исконной культуры остались только жители Кингисеппского района (северо-запад бывшей Ингрии), а также частично уроженцы деревень по реке Коваши.

Терерь ижора — народность вымирающая. В 1959 году их насчитывалось чуть больше тысячи, в 1970-м — 781, а в 1989-м — 276. Самые последние данные — это 266 человек (2010 год). Прискорбно, что средний возраст их составляет 68-70 лет, а это значит, что спустя несколько лет ижора как народность может исчезнуть вовсе.

Язык

Он принадлежит к балтийско-финской группе. Ижорский язык имеет несколько диалектов:

  • сойкинский;
  • хэваский;
  • нижнелужский;
  • оредежский.

Сойкинский является основным, на нем говорит большинство ижорцев полуострова. Хэваский распространен в Ломоносовском районе. По-нижнелужски говорят в низовьях где чувствуется сильное влияние водского языка, потому что водь и ижоры живут там вперемешку. Оредежский исчез еще в 1930-х годах, когда умерли последние его носители. Считается, что это был самый чистый из всех диалектов, поскольку избежал влияния

Но речь вначале была только устной у этнической группы ижора. Народ даже не имел своего алфавита. Письменность у ижорцев появилась только в 1930-х годах по инициативе правительства в рамках программы по культурному развитию малых народов. На базе латинского алфавита были созданы буквы, затем разработана единая грамматика. Даже учеба в школах проводилась на родном языке ижорцев, для этого были изданы учебники. Правда, эту программу вскоре свернули. Сейчас всего лишь половина ижорцев владеют родным языком, поэтому с 2009 года он включен в "Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения" ЮНЕСКО.

Вероисповедание

Ижора — народ, имеющий богатую духовную культуру. ижорцы были язычниками, но в 13-м веке их начали активно обращать в православие.

После того как Швеция завоевала их земли, стало насаждаться лютеранство, правда, оно не пустило свои корни глубоко. Теперь религия ижоры состоит из симбиоза православия и язычества. Например, до сих пор сохранилась вера в духов земли, воды, хранителей домашнего очага, почитаются священные рощи, камни и т.д.

Ремесла

Традиционными занятиями ижорцев издревле были рыболовство и земледелие. Скотину почти не держали. Были развиты гончарство и деревообработка. Промысел салаки и корюшки был основным заработком ижорцев из прибрежных областей до недавнего времени. Но, к сожалению, эта рыба почти перестала там ловиться из-за размножения одного вида рачков. Поэтому старики остались в деревнях, а их дети и внуки давно переселились в в основном в Санкт-Петербург, в поисках хорошей работы.

Культура

Ижора — народ достаточно самобытный. Одним из интересных элементов национальной одежды являлся особый платок (саппано), который женщина носила, не снимая ни днем, ни ночью. Традиционная женская и мужская рубаха (рятсиня) была расшита богатым орнаментом и скреплялась овальной пряжкой у шеи. Также женщины опоясывались поясом, украшенным бисером и

Была близка русской. Это видно и в традиционных избах, и в орудиях земледелия. Песни-причитания — это неотъемлемый атрибут всех обрядов, начиная со свадьбы и заканчивая похоронами.

Известна на весь мир рунопевица Ларин Параске, ее стихи-песни вошли в эпос "Калевала". Памятник, изображающий эту знаменитую ижорку, стоит в центре Хельсинки.

Возможно, вскоре останутся лишь воспоминания об этом некогда могучем народе. Но пока существуют последние представители ижоры, жива и их древняя культура.

Ижорцы (самоназвание — изури), народ в России (в Ленинградской области. 450 человек, 1995) и Эстонии (306 человек). Язык ижорский. Верующие ижорцы - православные.

Язык ижорский прибалтийско-финской ветви финно-угорских языков. Верующие-православные.
В 18 - начале 20 века ижоры расселялись в западных районах Петербургской губернии и южной части Карельского перешейка чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Селения современных ижорцев в основном сохранились на территории Кингисеппского района Ленинградской области. В 1848 году численность ижоры составляла 17,8 тысяч человек; по переписи 1989 года в России жило 449 человек. В составе ижорцев выделяют пять этнографических групп в соответствии с диалектными различиями: сойкинская (население Сойкинского полуострова), хевааская (на реке Коваши - по-фински Хеваа), нижнелужская (низовья Луги), оредежская (верховья реки Оредеж), ижорцы Карельского перешейка, которые к 20 веку полностью были ассимилированы русскими и ингерманландскими финнами.
Ижорцы относятся к восточно-балтийскому типу большой европеоидной расы. Ижорский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи и делится на четыре диалекта: сойкинский, хевааский, нижнелужский и оредежский. Ижорский язык близок к эвремейсскому диалекту финского языка. По переписи 1989 года 36,8 % ижорцев назвали национальный язык родным. Письменность была разработана в 1920-е годы на основе латинской графики, ей пользовались до конца 1930-х.годов.
Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже первого-второго тысячелетия нашей эры и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе реки Ижоры, откуда в дальнейшем началось продвижение ижорцев на запад вплоть до бассейна Нарвы. В конце первого тысячелетия территория расселения ижоры вошла в состав новгородских земель. Православное вероисповедание способствовала ассимиляции ижорцев русским населением. Хозяйство ижорцев схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь, ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Ижорцы выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с 19 века картофель; разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе подледный лов. Широко были распространены отхожие промыслы. Крестьяне-ижорцы уходили на заработки в Петербург или Нарву, где устраивались на фабрики и заводы.
Ижорцы жили в деревнях и в основном были крепостными крестьянами. В 19 веке существовала сельская община с регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале 20 века стала малая семья. Ижорские деревни имели уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорцами жили водь, русские или ингерманландские финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.

Мужская одежда ижорцев в 19 веке уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических общностей. Женская одежда до конца 19 века хранила архаические черты. Женщины носили рубаху «рятсиня», ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. В 19 веке в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. С начала 20 века в обиход вошли юбки и кофты общеевропейского образца.
Значительную часть рациона питания в 19 веке составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со второй половины 19 века - картофель. Из овса готовили толокно, были распространены кисели; молочные продукты (простокваша, творог). В праздничные дни готовили пироги, мясные блюда. Наиболее распространенным напитком являлось пиво.
Ижорцы исповедуют православие, которое начало распространяться со времени вхождения в состав Новгородской земли. В 16 веке многие ижорцы оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени отмечено существование жрецов (арбуи). Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до 20 века. У ижорцев записано большое количество произведений эпической поэзии (руны). Ижорские руны использованы финским фольклористом Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста «Калевалы» (цикл о Куллерво). Известна была ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из деревни Мискула Лемболовского прихода (Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была распространена и обрядовая - свадебные и похоронные причитания.