Клетки какой ткани обеспечивают рост растения. Сборник заданий для подготовки к егэ


В любом живом или растительном организме ткань образуют сходные по происхождению и строению клетки. Любая ткань приспособлена для выполнения одной или сразу несколько важных для животного или растительного организма функций.

Виды тканей у высших растений

Выделяют следующие виды тканей растений:

  • образовательные (меристема);
  • покровные;
  • механические;
  • проводящие;
  • основные;
  • выделительные.

Все эти ткани имеют свои особенности строения и отличаются друг от друга выполняемыми функциями.

Рис.1 Ткани растений под микроскопом

Образовательная ткань растений

Образовательная ткань – это первичная ткань, из которой образуются все другие ткани растения. Она состоит из особых клеток, способных к многократному делению. Именно из этих клеток состоит зародыш любого растения.

Эта ткань сохраняется и у взрослого растения. Она располагается:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • внизу корневой системы и на верхушках стеблей (обеспечивает рост растения в высоту и развитие корневой системы) – верхушечная образовательная ткань;
  • внутри стебля (обеспечивает рост растения в ширину, его утолщение) – боковая образовательная ткань;

Покровная ткань растений

Покровная ткань относится к защитным тканям. Она необходима для того, чтобы защищать растение от резких перепадов температуры, от излишнего испарения воды, от микробов, грибов, животных и от всякого рода механических повреждений.

Покровные ткани растений образованы клетками, живыми и мертвыми, способными пропускать воздух, обеспечивая необходимый для роста растения газообмен.

Строение покровной ткани растений таково:

  • сначала расположена кожица или эпидерма, которая покрывает листья растения, стебли и наиболее уязвимые части цветка; клетки кожицы живые, эластичные, они защищают растение от излишней потери влаги;
  • далее находится пробка или перидерма, которая также располагается на стеблях и корнях растения (там, где образуется слой пробки, кожица отмирает); пробка защищает растение от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Также выделяют такой вид покровной ткани как корка. Эта самая прочная покровная ткань, пробка в данном случае образуется не только на поверхности, но и в глубине, причём верхние ее слои потихоньку отмирают. По сути, корка состоит из пробки и мёртвых тканей.

Рис.2 Корка – вид покровной ткани растения

Для дыхания растения в корке образуются трещинки, на дне которых располагаются специальные отростки, чечевички, через которые и происходит газообмен.

Механическая ткань растений

Механические ткани придают растению нужную ему прочность. Именно благодаря их наличию растение может выдерживать сильные порывы ветра и не ломаются под струями дождя и под тяжестью плодов.

Выделяют два основных вида механических тканей: лубяные и древесные волокна .

Проводящие ткани растений

Проводящая ткань обеспечивает транспортировку воды с растворёнными в ней минералами.

Эта ткань образует две транспортные системы:

  • восходящую (от корней к листьям);
  • нисходящую (от листьев ко всем остальным частям растений).

Восходящая транспортная система состоит из трахеид и сосудов (ксилема или древесина), причём сосуды более совершенные проводящие средства, чем трахеиды.

В нисходящих системах ток воды с продуктами фотосинтеза проходит по ситовидным трубкам (флоэма или луб).

Ксилема и флоэма образуют сосудисто-волокнистые пучки – «кровеносную систему» растения, которая пронизывает его полностью, соединяя в одно целое.

Основная ткань

Основная ткань или паренхима – является основой всего растения. В неё погружены все остальные виды тканей. Это живая ткань и выполняет она разные функции. Именно из-за этого выделяются разные её виды (информация о строении и функциях разных видов основной ткани представлена в таблице ниже).

Виды основной ткани Где располагается в растении Функции Строение
Ассимиляционная листья и другие зелёные части растения способствует синтезу органических веществ состоит из фотосинтезирующих клеток
Запасающая клубни, плоды, почки, семена, луковицы, корнеплоды способствует накапливанию необходимых для развития растения органических веществ тонкостенные клетки
Водоносная стебель, листья способствует накапливанию воды рыхлая ткань, состоящая из тонкостенных клеток
Воздухоносная стебель, листья, корни способствует проведению воздуха по растению тонкостенные клетки

Рис. 3 Основная ткань или паренхима растения

Выделительные ткани

Название данной ткани говорит о том, какую именно функцию она играет. Эти ткани способствуют насыщению плодов растений маслами и соками, а также способствуют выделению листьям, цветками и плодами особого аромата. Таким образом, выделяют два вида это ткани:

  • ткани внутренней секреции;
  • ткани наружной секреции.

Что мы узнали?

Учащимся 6 класса к уроку биологии нужно запомнить, что животные и растения состоят из множества клеток, которые, в свою очередь, упорядоченно выстраиваясь, образуют ту или иную ткань. Мы выяснили какие виды тканей существуют у растений – образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная и выделительная. Каждая ткань выполняет свою, строго определённую функцию, защищая растение или обеспечивая доступ всех его частей к воде или воздуху.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 1552.

Образовательные ткани

Функция этих тканей — образование новых клеток путем деления. Образовательная ткань состоит из мелких клеток с крупными ядрами и без вакуолей. Клетки этой ткани постоянно делятся. Одна часть дочерних клеток, дорастая до размеров материнской, снова делится, а другая часть постепенно превращается в клетки постоянных тканей. Постоянными называют все ткани, кроме образовательных. Клетки постоянных тканей обычно не способны делиться. Образовательные ткани располагаются на кончике корня и на верхушке стебля. Они обеспечивают постоянный рост растения в длину.

Внутри корней и стеблей присутствует кольцо образовательной ткани из удлиненных клеток. Его называют камбием. Камбий обеспечивает разрастание корней и стеблей в толщину.

Покровные ткани

Эти ткани снаружи покрывают органы растения и защищают их от вредных воздействий окружающей среды. Растениям необходима защита, так как они неподвижны и не могут убежать или спрятаться от вредителей, дождя, ветра, снега. Кроме того, покровные ткани защищают органы растений от высыхания.

У растений есть несколько видов покровных тканей. Листья и мо-лодые зеленые стебли покрыты кожицей, которая состоит из одного слоя прозрачных клеток. Прозрачность покровной ткани очень важна, так как, защищая орган, кожица не мешает попаданию света в лежа-щие глубже клетки с хлоропластами. Защитные свойства кожицы оп-ределяются тем, что ее клетки плотно сомкнуты, наружная оболочка клеток утолщена и покрыта сверху жировидным веществом, а иногда еще и воском. Это защищает органы от высыхания и проникновения внутрь грибов и бактерий, которые вызывают болезни растений.

Однако растение не может быть полностью отделено от воздуш-ной среды. Ему постоянно необходимы кислород для дыхания клеток и углекислый газ для фотосинтеза. Кроме того, растение постоянно испаряет воду. Иными словами, в растении все время должен проис-ходить газообмен. Кожица не препятствует этому, потому что в ней есть специальные образования для газообмена — устьица.

Устьице — это щель, окруженная двумя замыкающими клет-ками, которые, в отличие от клеток кожицы, имеют бобовидную форму. Устьица могут открываться и закрываться. Замыкающие клетки при этом расходятся или сближаются. Под устьицами на-ходятся межклетники, по которым воздух доходит ко всем клеткам листа или молодого стебля.

У многих растений (особенно у древесных) стебель покрыт другой покровной тканью — пробкой. Это многослойная ткань. Клетки ее плотно сомкнуты. Их живое содержимое отмирает, а полости клеток заполняются воздухом. Пробка — гораздо более надежная защита для растения, чем кожица.

У некоторых деревьев (пробковый дуб) слой пробки может быть очень толстым, до 20—30 см. Пробку с таких деревьев время от времени срезают. Ее используют для изготовления бутылочных пробок и звуковой изоляции. Именно такую пробку рассматривал Р. Гук под микроскопом.

Газообмен растений, покрытых пробкой, происходит через че-чевички. Чечевички — это разрывы в пробке, через которые воздух проникает внутрь стебля.

Опорные, или механические ткани

Сильно расчлененное тело растения требует опоры. Поддержи-вают и укрепляют органы растения опорные ткани. Характерной особенностью этих тканей является сильное утолщение клеточных стенок, которые обеспечивают выполнение их функций. Часто кле-точные оболочки одревесневают, и живое содержимое клетки отми-рает. Клетки опорной ткани могут иметь вытянутую форму, тогда их называют волокнами, но могут быть и округлыми. Однако в любом случае их клеточные оболочки очень толстые. Часто бывает так, что толщина оболочки опорной клетки больше, чем размер ее полости. Такие клетки образуют склеренхиму.

Колленхима — паренхимная механическая ткань, клетки которой на поперечном разрезе имеют разнообразную форму, близкую к 4—5 гранной, а на продольном несколько вытянуты по оси. Появляется только как первичная ткань и служит для укрепления молодых стеблей и листьев, когда продолжается растяжение клеток в длину.

Проводящие ткани

В растениях есть два типа проводящих тканей. Одна ткань со-стоит из сосудов и проводит воду и минеральные вещества из корней в листья. Ее называют ксилемой. Другая ткань состоит из ситовид-ных клеток, которые проводят питательные вещества, образующиеся в листьях во время фотосинтеза, вниз по растению. Эту ткань назы-вают флоэмой. Сосуды образуются из ряда клеток, которые растут, вытягиваются, оболочки их одревесневают, живое содержимое отмирает, а поперечные стенки разрушаются. Получаются трубки, а на месте поперечных перегородок остаются узкие ободки, по ко-торым можно определить, что сосуды образовались из ряда клеток. Ситовидные клетки имеют удлиненную форму, которая способствует проведению веществ. В поперечных клеточных оболочках образуется множество мелких отверстий, что делает их похожими на ситечко. Отсюда название клеток — ситовидные. Отверстия облегчают прохож-дение питательных веществ из одной ситовидной клетки в другую.

Ассимилирующие ткани осуществляют процесс фотосинтеза, поэтому их еще называют фотосинтезирующими тканями. Их клетки имеют округлую или слегка вытянутую форму. Они сомкнуты или имеют межклетники. Ассимилирующие ткани, в основном, находят-ся в листе, но зеленые клетки встречаются и в молодых стеблях.

Запасающие ткани

В этих тканях откладываются в запас питательные вещества, которые образовались в ассимилирующих тканях. Клетки этих тка-ней крупные, иногда очень большие. Например, если вы разломите зрелое яблоко или зрелый помидор, то на разломе увидите мелкие пузырьки. Это крупные клетки запасающей ткани, в вакуолях которых откладываются различные растворенные в воде вещества, в том числе и сахар. Но питательные вещества могут находиться и цитоплазме, и лейкопластах в твердом состоянии. Например, в клубнях картофеля или зернах пшеницы откладывается крахмал.

Основная ткань

Клетки этой ткани заполняют промежутки между специализированными тканями. Ее клетки могут быть крупными или мелкими, с тонкими или утолщенными оболочками, плотно сомкнутыми или с межклетниками. Основная ткань в разных органах растений может выполнять различные функции: ассимилирующую, запасающую, опорную.

Библиография:

1. Г.Ю. Вервес, Н.Н. Балан. Біологія. Підручник для 7 класу загальноосвітніх навчальних закладів. - К.: "Освіта", 2008.

2. Шабанов Д.А., Шабанова Г.В. Біологія. Підручник для 7 класу загальноосвітніх навчальних закладів. - Х.: "Освіта", 2003.

3. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. М.: Спектр, 1990.

1. Что такое ткань? Перечислите четыре типа животных тканей и пять типов растительных.

Ткань - это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани, у животных - эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

2. Рассмотрите рисунок на с. 20-21. Докажите, что он не противоречит информации о том, что различают четыре типа животных тканей.

У животных различают четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

На рисунке мы видим эпителиальную и нервную ткань.

Мышечная ткань представлена двумя видами - гладкой и поперечнополосатой (скелетной). Их основное свойство - возбудимость и сократимость.

К четвертому типу (соединительная ткань) относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность - наличие большого количества межклеточного вещества.

3.Какие ткани относятся к соединительным?

К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и другие. Несмотря на большое многообразие, все виды соединительной ткани объединяет одна особенность - наличие большого количества межклеточного вещества. Оно может быть плотным, как в костной ткани, рыхлым, как в тканях, заполняющих пространство между органами, и жидким, как в крови.

4. Назовите особенности строения эпителиальной ткани.

Клетки её очень плотно прилегают друг к другу, а межклеточное вещество почти отсутствует. Такое строение обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.

5. Какая ткань обеспечивает рост растений?

Рост растений обеспечивает образовательная ткань.

6. Из какой ткани состоит клубень картофеля?

Клубень картофеля состоит из основной ткани.

7. Используя текст и рисунки параграфа составьте схемы «Классификация растительных тканей» и «Классификация животных тканей».

8. Что такое кровь?

Кровь - это жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов (красные кровяные тельца), лейкоцитов (белые кровяные тельца), тромбоцитов (кровяные пластинки).

9. Каковы основные свойства мышечной ткани?

Основные свойства мышечной ткани - возбудимость и сократимость.

10. Как устроены нервные клетки?

Любая нервная клетка имеет тело и многочисленные отростки различной длины. Один из них обычно особенно длинный, он может достигать в длину от нескольких сантиметров до нескольких метров.

11. Каковы особенности строения образовательной ткани растительных организмов?

Образовательная ткань образована мелкими, постоянно делящимися клетками с крупными ядрами, в их цитоплазме совсем нет вакуолей.

12. В каких частях растения находится образовательная ткань?

Зародыш растения целиком состоит из образовательной ткани. По мере его развития большая её часть преобразуется в другие виды тканей, но даже в самом старом дереве остаётся образовательная ткань: она сохраняется на верхушках всех побегов, во всех почках, на кончиках корней, в камбии - клетках, обеспечивающих рост дерева в толщину.

13. Какая ткань обеспечивает опору тела растения и его органов?

Опору растению и его органам придаёт механическая ткань.

14. Назовите ткань, по которой в растениях передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.

Вода, растворённые в ней минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям.

15. Как особенности строения тканей связаны с выполняемыми ими функциями?

Особенности строения любой ткани позволяют выполнять определенные функции. Например, покровные ткани, если образованы мёртвыми клетками, то они имеют толстые и прочные оболочки, которые не пропускают ни воду, ни воздух. Они очень прочно соединены друг с другом. Так эти клетки обеспечивают защиту других тканей.

16. Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?

Строгая специализация клеток необходима для выполнения многочисленных функций живого организма. Это повышает эффективность работу всего организма, усложняет его структуру и обеспечивает более сложные формы поведения.

Стебель вырастает из зачаточного стебля почки. Если это главный стебель растения, то он развивается из зародышевой почечки семени.

После того, как почки набухают и у них раздвигаются защитные чешуйки, начинает расти стебель и разворачиваться листочки. У растущего из почки стебля постепенно увеличивается длина междоузлий.

На самом верху побега находится так называемая верхушечная почка. В ней есть конус нарастания . Деление клеток конуса нарастания приводит к росту стебля в длину.

Конус нарастания состоит из образовательной ткани . Ее клетки способны к постоянному делению.

На более нижних клетках конуса нарастания появляются зачаточные листья, клетки стебля перестают делится и начинают расти. В результате растет сам стебель, и получается что он растет своей верхней частью. Так если нанести на всю длину стебля метки, то через некоторое время расстояние между метками на его верхушке увеличится, так как здесь клетки продолжают расти в длину. В то время как ниже по стеблю расстояние между метками может не измениться.

Однако стебли растут в длину не всегда только за счет конуса нарастания. У многих растений наблюдается вставочный рост , при котором удлиняются междоузлия побега. Обычно при этом делятся и растут клетки оснований междоузлий.

Если у стебля удалить его верхушку вместе с конусом нарастания, то прекратится его рост в длину. Но при этом стебель начнет ветвится, т. е. начнут вырастать боковые побеги.

Рост стебля в толщину

Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток камбия. Рост в толщину наблюдается у деревьев и кустарников, а также у многолетних трав. У деревьев камбий находится под корой. Камбий состоит из образовательной ткани.

Рост стебля в толщину происходит в благоприятный период года. В умеренных широтах это происходит в теплый период. В это время клетки камбия активно делятся.

У деревьев те клетки камбия, которые находятся ближе к коре, становятся клетками луба. Те, что ближе к древесине, становятся древесиной. При этом за вегетационный сезон у дерева клеток древесины образуется больше, чем клеток луба.

В древесине, которая нарастает весной, развиваются достаточно толстые сосуды с тонкими стенками. Сосуды же осенней древесины, наоборот, тонкие с более толстыми оболочками.

Поскольку зимой стебель в толщину не растет, а весной начинают образовываться снова крупные клетки, то на спиле ствола видны отчетливые переходы от мелких клеток к крупным. Клетки древесины одного года называются годичным кольцом . По количеству годовых колец можно определить возраст дерева.

Годичные кольца разных лет могут отличаться между собой. Одни могут быть более узкие, другие - более широкие. Такое различие обусловлено разными погодными условиями. Если год был хороший, дерево получало достаточно влаги и света, то годовое кольцо будет широким. Также ширина каждого отдельно взятого годового кольца не одинакова. С южной стороны кольца обычно шире, чем с северной. Это связано с тем, что с северной стороны камбий обычно меньше прогревается, и поэтому хуже делятся его клетки.

Основное содержание.

  1. Что такое меристема?
  2. Классификация меристематических (образовательных) тканей.
  3. Характеристика апекальной (верхушечной) меристемы
  4. Обсуждение результатов домашней лабораторной работы.
  5. Характеристика интеркалярной (вставочной) меристемы

Вы никогда не задумывались, почему растения получили такое название – РАСТЕНИЯ?

Всё потому, что они обладают уникальной способностью расти всю свою жизнь. Это для них жизненно важно. Подавляющее большинство растений не имеет возможности переместиться в более выгодное место, но они нашли выход – расти – тянуться к солнечному свету, к источнику воды и минеральных веществ. Растения умеренного климата сбрасывают листья на зиму, а весной они снова появляются и так из года в год, до самой гибели организма.

У многоклеточных растений в отличие от животных рост (за исключением ранних стадий развития зародыша) происходит лишь в определённых участках, называемых меристемами и продолжается всю жизнь организма, отсюда и происходит название РАСТЕНИЯ.

Меристема (образовательная ткань) – это группа клеток, сохраняющих способность к митотическому делению, в результате этого деления образуются дочерние клетки, которые растут и формируют постоянную ткань из клеток, уже не способных делиться.

Часть клеток меристемы сохраняет способность делиться (инициальные ), часть постепенно дифференцируется, превращаясь в клетки различных постоянных тканей. Т.о. инициальные клетки меристемы задерживаются на эмбриональной стадии развития в течение всей жизни растения (стволовые клетки), а их производные постепенно дифференцируются (см. схема 1).

Тело растений – производное относительно немногих инициальных клеток.

Меристемы могут сохраняться очень долго, в течение всей жизни растения (у некоторых деревьев тысячи лет), т.к. содержат некоторое число инициальных клеток, способных делиться неопределённое число раз с сохранением меристематического характера.

Классификация меристем

Прокамбий – образование первичной ксилемы и первичной флоэмы.

Перицикл – образует камбий и феллоген.

Феллоген – пробковый камбий. Расположен между феллемой (пробкой) и феллодермой, образует комплекс перидермы (феллоген, феллема, феллодерма).

Существенное отличие этих групп растительных тканей заключается в направлении деления клеток по отношению к поверхности органа.

У первичных меристем клетки делятся в поперечном, радиальном и тангентальном (параллельном поверхности) направлении – поэтому клетки лежат беспорядочно.

У вторичных меристем – только в тангентальном, поэтому клетки лежат чёткими рядами.

Схема расположения различных меристем в растении (по В.Х. Тутаюк).

1 – апикальные (верхушечные)

2 – интеркалярные (вставочные)

3 — латеральные (боковые)

Типы меристем и их функции.

Меристемы

Месторасположение

Роль

Результат

Апикальная (верхушечная)

Апекс –лат. верхушка

В кончиках корней и побегов

Обеспечивает первичный рост, образуя первичное тело растения

Удлинение

Латеральная (камбий)

(боковая)

В более старых частях растения; лежит параллельно длинной оси органа (например, пробковый камбий – феллоген, васкулярный (сосудистый) камбий)

Обеспечивает вторичный рост. Васкулярный камбий даёт начало вторичным проводящим тканям; из феллогена образуется перидерма (корка), которая замещает эпидермис и содержит пробку

Утолщение

Интеркалярная (вставочная)

Между участками постоянных тканей, например, в узлах у многих однодольных (в основании листьев у злаков)

Делает возможным рост в длину в промежуточных участках. Это существенно для тех растений, у которых апикальные участки часто подвергаются повреждению или разрушению, например объедаются травоядными животными (у злаков) или повреждаются волнами (у бурых водорослей); при этом отпадает необходим необходимость в ветвлении

Удлинение

Пояснения. У растений к увеличению длины и толщины приводят два типа роста: первичный и вторичный. Сначала происходит первичный рост. В результате первичного роста может сформироваться целое растение, и у большинства однодольных и травянистых двудольных это единственный тип роста. Нарастание в длину – первичный рост. В первичном росте участвуют апикальная (верхушечная), а иногда и интеркалярная (вставочная) меристемы.

У некоторых растений (двудольные и голосеменные) за первичным ростом следует вторичный рост, в котором участвуют латеральные (боковые) меристемы. Он в наибольшей степени выражен у кустарников и деревьев. (У некоторых травянистых растений наблюдается некоторое вторичное утолщение стебля, например, развитие добавочных проводящих пучков у подсолнечника). Первичные меристемы характерны для всех многоклеточных растений (начиная с бурых водорослей). Вторичные – для двудольных покрытосеменных и голосеменных.

Апикальные меристемы. Для апикальной меристемы характерны (типичны) относительно мелкие кубовидные клетки с тонкой целлюлозной стенкой и густой цитоплазмой. Ядро крупное располагается в центре клетки. В цитоплазме имеется несколько небольших вакуолей (в отличие от крупных вакуолей клеток основной ткани), а также содержится мелкие недифференцированные пластиды, называемые пропластидами. Митохондрии многочисленны, их оболочка складчатая и поэтому они могут увеличиваться в размерах. Меристематические клетки плотно упакованы, т.ч. между ними нет заметных воздухоносных межклетников.

В зоне роста дочерние клетки, образующиеся в результате деления инициалей, увеличиваются в размерах – главным образом за счёт осмотического поглощения воды, поступающей в цитоплазму, а из неё – в вакуоли. Рост стеблей и корней в длину достигается в основном за счёт проходящего на этой стадии удлинения клеток. Мелкие вакуоли увеличиваются в размерах и сливаются, в конце концов, в одну большую вакуоль.

Стадия растяжения в росте меристематической клетки

Лабораторная работа №1: «Рост корня в длину».

Оборудование: проросшие семена гороха, фасоли или бобов с корнем длиной около2 см.; небольшая баночка (из-под майонеза, сока); кусок картона; плотная ткань или промокательная бумага; полиэтиленовая плёнка или крышка; чёрная тушь, предварительно налитая в крышечку и слегка загустевшая в результате частичного высыхания; линейка; заострённая спичка; канцелярские булавки.

Опыт . Для опыта надо приготовить влажную камеру. На дно банки налить воду слоем 0,5 –1 см., установить картонную стенку, лучше всего двухслойную. Высота стенки должна быть чуть ниже банки, ширина – по диаметру отверстия банки.

Нижний край картонки надо вырезать в форме выпуклого дна банки. На обе стороны картонной стенки наложить промокательную бумагу или плотную ткань. По ней будет подниматься вода со дна банки. Для опыта надо отобрать 2 – 3 проросших семени с более или менее прямыми корнями, без признаков повреждения и начала образования боковых корней. Тонко заточенной спичкой по всей длине корня нанести (по одной стороне) метки тушью в виде небольших, но хорошо заметных точек или коротких чёрточек на расстоянии 1,5 –2 ммодна от другой. Семя при этом держите за семядоли, прикосновение к корню концом спички должно быть очень лёгким, особенно у го кончика. Начинать разметку лучше с основания корня. Затем семена с размеченными корнями прикрепите к картонной стенке с помощью булавок (на картон прикалываются булавками обе семядоли) так, чтобы корни касались влажного картона на высоте 3 –4 смнад водой.

Банку закрыть крышкой или полиэтиленовой плёнкой и поставить в светлое и тёплое место. Чтобы стенки банки не запотевали, можно протереть их ватным тампоном, пропитанным смесью глицерина с водой в пропорции 1:1.

Результаты. Через 2 дня убедитесь, что метки заметно раздвинулись только у кончика корня.

Ответьте на вопросы:

  • Почему метки надо наносить по всему корню, а не на какую-то его часть?
  • Почему расстояния между метками должны быть одинаковыми и небольшими?

Интеркалярные (вставочные) меристемы . Вставочные меристемы располагаются в основаниях междоузлий; обеспечивают рост стебля в длину (за счет удлинения междоузлий) и рост листа.

Интеркалярная (вставочная) меристема в основании междоузлия растения

Основные выводы: во время разрастания и развития клеток, образованных меристемой, начинают образовываться межклеточные пространства. С отдалением от верхушек стеблей и кончиков корней происходит замедление, а затем и прекращение клеточных делений.

Различают три последовательные фазы изменения молодых клеток:

1) фаза деления, вызываемая усиленным приростом живого вещества протопласта (внутреннего содержимого клетки),

2) фаза усиленного разрастания клеточных оболочек, за которым не поспевает прирост вещества протопласта, но зато появляется в изобилии клеточный сок, первоначально во многих отдельных вакуолях, которые вскоре сливаются в одну большую вакуоль;

3) фаза детерминации, когда клетки становятся специализированными для выполнения определённых функций. В последнем случае мы наблюдаем превращение первичной образовательной ткани в постоянную ткань.

Основные понятия: меристема, инициаль, апекс, апикальные меристемы, латеральные меристемы, интеркалярные меристемы, первичный рост, вторичный рост.

Вопросы и задания для повторения:

  1. Каковы функции образовательных тканей?
  2. Какие меристемы являются первичными, какие – вторичными? Почему?
  3. Скорость деления клеток образовательной ткани практически одинакова у всех растений. однако одни растут со скоростью 0,7 см в сутки, а другие, например бамбук, — до 1 м в сутки. Почему между отдельными видами растений существует такая значительная разница в темпах роста?