Постановление движимое и недвижимое имущество. Движимое имущество: нюансы налогообложения


Если на балансе только движимое имущество, нужно ли в этом случае представлять в налоговую инспекцию расчет по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество организаций? Какие строки декларации подлежат заполнению? Ответы на вопросы даны на основе реальной ситуации.

Налогоплательщики и объекты налогообложения

По п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им.

Плательщиками налога на имущество в соответствии со ст. 373 НК РФ являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно ст. 374 НК РФ .

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета…

Учет имущества в виде ОС

Согласно правилам бухгалтерского учета основными средствами признаются активы, соответствующие критериям, приведенным в п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» . Однако, если стоимость таких активов составляет не более 40 000 руб., они могут быть включены в состав МПЗ (если это предусмотрено учетной политикой по бухгалтерскому учету - п. 5 ПБУ 6/01 ).

В целях налогообложения амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ ). Данное правило организация не может изменить положением своей учетной политики и установить более низкий стоимостный порог для признания имущества амортизируемым. «Малоценные» объекты в целях налогообложения списываются в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ ).

В целях сближения данных налогового и бухгалтерского учета списание может происходить равномерно, и именно это решение закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.

В пункте 4 ст. 374 НК РФ перечислено имущество, которое не признается объектом налогообложения. В этом списке земельные участки, ядерные установки, ледоколы, космические установки, а также объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы .

Следовательно, если на балансе организации числятся ОС (движимые и (или) недвижимые), названные в составе объектов налогообложения, она признается плательщиком налога на имущество и обязана представлять декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по данному налогу.

Тот факт, что согласно п. 25 ст. 381 НК РФ в 2017 году действует режим льготного налогообложения в отношении движимых объектов ОС (независимо от их амортизационной группы), принятых на баланс с 1 января 2013 года, не означает, что такие объекты автоматически исключаются из состава объектов налогообложения.

Исключение из состава объектов налогообложения и предоставление льготы не одно и то же. Это разные механизмы регулирования налоговой нагрузки, предусмотренные различными статьями Налогового кодекса.

Так, в силу ст. 381.1 НК РФ с 1 января 2018 года налоговая льгота, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ , будет применяться налогоплательщиками по усмотрению субъектов РФ. Вероятно, в одних регионах ее действие будет продлено, а в других прекращено, однако и в том и в другом случае владельцы движимого имущества будут считаться плательщиками налога на имущество, которые обязаны представлять налоговую отчетность по данному налогу.

Объект налогообложения попал под льготу

При наличии на балансе организации имущества, по которому применяется льгота согласно п. 25 ст. 381 НК РФ , заполнение налогового расчета и декларации по налогу на имущество имеет следующие особенности.

В разделе 2 декларации (налогового расчета) заполняются данные об остаточной стоимости ОС, признаваемых объектами налогообложения (графа 3), в том числе о стоимости льготируемого имущества (графа 4).

При расчете налога (авансового платежа по налогу) в строке 160 «Код налоговой льготы» (в строке 130 налогового расчета) в первой части составного показателя указывается код налоговой льготы 2010257 (согласно приложению 6 к Приказу ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ ). Вторая часть составного показателя в данном случае не заполняется.

В остальном декларация (налоговый расчет) заполняется в общеустановленном порядке.

Правила заполнения и представления налогового расчета

Рассмотрим их на конкретном примере.
Пример

26.06.2017 организация приобрела для установки на арендованное транспортное средство прибор «Ограничение скорости движения». Стоимость прибора составила 50 000 руб. (пятая амортизационная группа). Налоговый расчет за полугодие 2017 года не сдан. Является ли это ошибкой?

Стоимость приобретенного прибора превышает лимит в 40 000 руб., поэтому он должен быть отражен организацией в бухгалтерском учете в составе ОС. Поскольку данный прибор является ОС и относится к пятой амортизационной группе (то есть не попадает в число исключений из состава объектов налогообложения), организация признается плательщиком налога на имущество.

Наличие обязанности (или отсутствие таковой) по представлению налогового расчета по налогу на имущество за полугодие 2017 года зависит от даты принятия прибора к бухгалтерскому учету в качестве ОС.

Прибор поступил в организацию. Дебет 08 Кредит 60 (76). Сумма 50 000 руб.

Дата 26.06.2017

Прибор включен в состав ОС. Дебет 01 Кредит 08. Сумма 50 000 руб. Прибор не включен в состав ОС. «Задержка» на счете 08 потенциальных объектов ОС допустима только в случае их доведения до состояния, пригодного для использования по назначению, и незаконченности ввиду этого процесса формирования их первоначальной стоимости. Иная задержка оспорима налоговыми органами и может быть расценена как уклонение от уплаты налога (представления необходимой отчетности)
Если уже на момент приобретения прибор пригоден для использования по назначению, то дата принятия на учет объекта в качестве капитальных вложений и дата его перевода в состав ОС совпадают.

В данном случае эта дата - 26.06.2017

Обязанность представить налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2017 года возникла Отсутствует обязанность представлять налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за полугодие 2017 года (при условии правомерного удержания в июне 2017 года прибора в составе капитальных вложений)

Обоснуем, почему в случае принятия прибора в состав ОС в июне 2017 года у организации возникает обязанность отчитаться по налогу на имущество.

В общем случае отчетными периодами по налогу на имущество являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ ). Налоговый период - календарный год (п. 1 ст. 379 НК РФ ).

По истечении каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики обязаны представить налоговым органам расчет по авансовым платежам (декларацию) по налогу (п. 1 ст. 386 НК РФ ).

Налоговый расчет за полугодие 2017 года следовало представить до 31.07.2017 (п. 2 ст. 386 НК РФ ), заполнив в разд. 2 по строке с кодом 080 сведения по состоянию на 01.07 об остаточной стоимости ОС, признаваемых объектом налогообложения (графа 3), - 50 000 руб., в том числе о стоимости льготируемого имущества (графа 4) - 50 000 руб. (см. пп. 3 п. 5.3 Порядка заполнения налогового расчета ). В расчете суммы авансового платежа по налогу в строке 130 «Код налоговой льготы» следовало указать код налоговой льготы 2010257 без заполнения второй части составного показателя.

Если на балансе организации числятся только движимые объекты ОС, ей все равно придется отчитаться перед налоговой инспекцией, представив расчет авансовых платежей по налогу на имущество (по окончании календарного года - декларацию). Налог к уплате по такому расчету (декларации) равен нулю, но инспекторы получат сведения о льготируемом имуществе компании.

За непредставление налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организация и ее должностное лицо могут быть привлечены к налоговой и административной ответственности (см., например, Постановление ВС РФ от 30.05.2017 № 56-АД17-16 ):

Организации грозит штраф в размере 200 руб. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ ;

Должностному лицу, ответственному за представление налоговой отчетности, грозит штраф в размере от 300 до 500 руб. согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ .

Если организация пропустит и срок представления налоговой декларации, то налоговая ответственность наступит по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб.

В этом году региональные власти делают ставку на то, что за счет имущественных налогов они смогут восполнить пробелы в бюджете. Однако прежде законодателю не мешало бы уточнить порядок расчета налога в сложных ситуациях. Пока же неопределенность по отдельным вопросам порождает конфликтные ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Освобождение от налога на имущество при передаче движимого имущества дочерней компании

Здравствуйте! В 2017 г. предполагается, что на баланс компании от дочернего предприятия поступит движимое имущество. Возможно ли применение в отношении данных объектов льготы в виде освобождения от налогообложения налогом на имущество?

Объекты основных средств, включенные в первую или во вторую в соответствии с Классификацией ОС, не признаются объектом обложения налогом на имущество на основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса. При этом, как разъяснил Минфин в Письме от 3 ноября 2016 г. N 03-05-05-01/64439, такие ОС не облагаются вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС и передачи (включая приобретение) между лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 Кодекса.

Что же касается налогообложения движимого имущества, включенного в иные амортизационные группы, в этом случае следует руководствоваться п. 25 ст. 381 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрена в виде освобождения от налогообложения движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. В то же время указанная льгота не распространяется на "движимость", которая принята на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, передачи, а также по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами.

Таким образом, движимое имущество, не относящееся к первой - второй амортизационным группам, принятое на баланс в результате реорганизации, облагается налогом на имущество в общем порядке. В 2017 г. в этой части никаких кардинальных перемен не ожидается.

Освобождение от налогообложения движимого имущества

Спасибо! Но я слышала, что планируется снять ограничение на освобождение от налогообложения движимого имущества...

Действительно, в Госдуму не единожды вносились законопроекты, предусматривающие расширение налоговой льготы, закрепленной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, и распространения ее на всю "движимость", принятую на учет с 1 января 2013 г. То есть предлагалось освободить от налогообложения все движимое имущество, принятое на баланс с указанной даты вне зависимости от того, каким путем оно поступило в организацию - в результате реорганизации или же по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами. Однако на все подобные законопроекты Правительство представило отрицательный отзыв. И надо сказать, что это объяснимо - экономическая ситуация в стране пока еще оставляет желать лучшего, а подобного рода инициативы, очевидно, повлекут дополнительные потери для региональных бюджетов. Более того, ожидается, что до конца года будет принят другой законопроект (N 11078-7). И он, напротив, ограничивает применение "движимой" льготы. Документом устанавливается, что льгота по налогу на имущество, предусмотренная п. 25 ст. 381 Кодекса в отношении движимого имущества, будет применяться только по решению соответствующего субъекта Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он "направлен на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Федерации и получение дополнительных поступлений в федеральный и региональные бюджеты". Планируется, что указанное нововведение (дополнительное ограничение для целей применения "движимой льготы по налогу на имущество организаций") вступит в силу с 1 января 2018 г.

Определение срока полезного использования объектов ОС для целей налогового и бухгалтерского учета с 1 января 2017 года

Здравствуйте! Правда ли, что с 1 января 2017 г. нужно будет по-новому определять срок полезного использования объектов ОС для целей налогового и бухгалтерского учета?

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Соответствующие изменения в Постановление Правительства от 1 января 2002 г. N 1 внесены Постановлением Правительства от 7 июля 2016 г. N 640. Нововведения напрямую связаны с тем, что с начала 2017 г. вводится в действие Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), который установлен Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 1 января 2017 г., следует применять Классификацию ОС для определения срока полезного использования в редакции Постановления Правительства от 7 июля 2016 г. N 640. В отношении же "старых" объектов ОС, то есть введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 г., ничего не меняется - СПИ данных объектов определяется единожды при вводе их в эксплуатацию. Такие разъяснения дал Минфин, в частности, в Письмах от 8 ноября 2016 г. N 03-03-Р3/65124, от 6 октября 2016 г. N 03-05-05-01/58129 и т.д.

Но и это еще не все. Пунктом 1 Постановления Правительства от 7 июля 2016 г. N 640 признан утратившим силу абз. 2 п. 1 Постановления Правительства от 1 января 2002 г. N 1. А в нем говорилось, что Классификация ОС может применяться для целей бухгалтерского учета.

Соответственно, с 1 января 2017 г. в бухгалтерском учете СПИ объекта основных средств должен определяться при принятии объекта к учету исходя согласно п. 20 ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н, из следующих условий:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

При этом в случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Транспортный налог при ошибочном указании типа ТС

Здравствуйте! Я являюсь индивидуальным предпринимателем. в отношении зарегистрированного на меня автомобиля исправно и своевременно уплачивал на основании налогового уведомления. А теперь, когда этот автомобиль уже снят с учета, я получил требование об уплате в отношении его транспортного налога - налог доначислен в связи с тем, что изначально в органах ГИБДД при его регистрации неправильно был указан тип ТС и в результате налог исчислялся по пониженной ставке. Должен ли ИП в такой ситуации доплачивать транспортный налог?

Транспортный налог относится к региональным. И, соответственно, устанавливается Налоговым кодексом (гл. 28 НК) и законами субъектов РФ. Устанавливая налог, региональные власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК. Эти пределы определены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну ТС или одну единицу ТС. При этом субъектам РФ также дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК).

Таким образом, законом субъекта РФ ставки транспортного налога могут быть дифференцированы в зависимости от категории транспортного средства.

Надо сказать, что индивидуальные предприниматели, как и обычные граждане, уплачивают транспортный налог на основании полученных из налогового органа (п. 3 ст. 363 НК). В свою очередь, инспекторы исчисляют транспортный налог исходя из сведений, полученных из органов ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК).

В рассматриваемой ситуации при регистрации автомобиля был ошибочно указан неверный тип ТС, что повлияло на размер транспортного налога. Данную ошибку обнаружил орган ГИБДД и передал соответствующие сведения в налоговый орган. И инспекторы доначислили транспортный налог исходя из верного типа ТС.

Представляется, что действия налогового органа правомерны. Ведь каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК). При этом к ответственности за несвоевременную уплату налога в данном случае ИП привлечен быть не может, поскольку в этом отсутствует его вина.

Учтите также, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Иными словами, все, что "выпало" за пределы этого трехлетнего срока, налоговики довзыскать уже не смогут.

Транспортный налог при перерегистрации автомобиля обособленным подразделением

День добрый! Организация имеет несколько обособленных подразделений. В связи с производственной необходимостью пришлось перерегистрировать один грузовой автомобиль с одного подразделения на другое. Как в этом случае следует исчислять в отношении данного ТС транспортный налог?

Статьей 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы ТС, признаваемые объектами налогообложения. В общем случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 НК).

Особый установлен для случаев, когда регистрация или снятие с учета ТС произошли посреди налогового периода. В таких ситуациях согласно п. 3 ст. 362 Кодекса налог исчисляется с применением специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. При этом если регистрация ТС произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц для целей исчисления транспортного налога принимается за полный. Соответственно, в случае, когда регистрация произошла после 15-го числа, этот месяц в расчет спецкоэффициента не принимается. И наоборот, если автомобиль снят с учета после 15-го числа, за полный месяц берется месяц снятия его с учета. Если же ТС сняли с учета до 15-го числа, то этот месяц при определении спецкоэффициента не учитываем.

Минфин в Письме от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47037 разъяснил, что аналогичный порядок должен применяться и при перерегистрации транспортных средств на обособленные подразделения организации, находящиеся в различных субъектах РФ.

Льгота по транспортному налогу для ИП на платежи за «Платон»

Здравствуйте! Индивидуальный предприниматель является собственником 12-тонника, который зарегистрирован в системе "Платон". Слышал, что физлицам предоставляется льгота по транспортному налогу в размере платы, вносимой в счет возмещения вреда дорогам федерального назначения. Распространяется ли эта льгота на индивидуальных предпринимателей? И как эту льготу можно получить?

Главой 28 Налогового кодекса (далее - Кодекс) установлен различный порядок уплаты транспортного налога для организаций и для физических лиц. При этом физлица в целях уплаты данного налога не делятся на индивидуальных предпринимателей и физлиц, которые таковыми не являются. Иными словами, индивидуальные предприниматели, как и обычные физлица, платят транспортный налог на основании налогового уведомления (п. 3 ст. 363 НК). Сам же налог исчисляют налоговые органы на основании информации, которая к ним поступает из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств на территории РФ (п. 1 ст. 362 НК).

Статьей 361.1 Кодекса установлена налоговая льгота для физлиц в виде освобождения от налогообложения в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания "платоновской" платы. Данная льгота предоставляется в случае, если сумма названной платы, уплаченной в налоговом периоде в отношении данного ТС, превышает или равна сумме исчисленного налога за этот же налоговый период (п. 1 ст. 361 НК). Если же "плата Платону" меньше исчисленной суммы транспортного налога, то заплатить в бюджет нужно лишь разницу (сумму исчисленного налога за минусом "платоновской" платы, п. 2 ст. 361.1 НК). При этом в силу положений п. 3 ст. 361.1 Кодекса для реализации права на указанную льготу физлицо должно представить в налоговый орган соответствующее заявление и документы, подтверждающие право на эту льготу (см. Письма Минфина от 10 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58745, от 6 октября 2016 г. N 03-05-06-04/58161 и т.д.). Очевидно, что такими документами являются как документы, подтверждающие право собственности на ТС, так и "платежки" и документы, которые предоставляет оператор системы взимания "платоновской" платы (отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного ТС на соответствующем маршруте).

Превышение платы за «Платон» над суммой транспортного налога

Добрый день! У индивидуального предпринимателя два 12-тонника. Размер "платы Платону" в отношении одного из них превышает сумму исчисленного транспортного налога. Можно ли сумму превышения учесть при исчислении транспортного налога по другому большегрузу?

Нет, такой возможности Налоговый кодекс (далее - Кодекс) налогоплательщикам не дает.

Согласно п. 2 ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом данной нормой предусмотрен и так называемый платоновский вычет. А именно, здесь сказано, что сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода организациями в отношении опять же каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре ТС системы взимания платы, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. Из положений данной нормы прямо следует, что "платоновский" вычет по транспортному налогу предоставляется в связи с уплатой компанией средств в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного большегруза. То есть на сумму транспортного налога, исчисленную за другие ТС, этот вычет не влияет. Подтверждает правомерность данного подхода и Минфин (см., например, Письмо от 11 августа 2016 г. N 03-05-05-04/47021).

Перенос вычета за «Платон» на 2017 год

Здравствуйте! Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". На компанию зарегистрирован 12-тонник, и размер платы, уплаченной в 2016 г. в счет возмещения вреда, причиняемого данным ТС автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, превышает сумму исчисленного в отношении его транспортного налога. Вправе ли организация перенести неучтенный "излишек" в счет уплаты транспортного налога за этот же большегруз на 2017 г.?

Применение "упрощенки" освобождает компанию от уплаты ряда налогов. Так, "упрощенцы" не платят налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК), налог на имущество организаций (за исключением "кадастрового" налога). Также "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС (за исключением "ввозного" НДС и налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК).

Иные налоги, в том числе и транспортный налог, организации на УСН платят в общем порядке (п. 2 ст. 346.11 НК). А это означает, что "упрощенцы", как и компании, применяющие общий режим налогообложения согласно п. 2 ст. 362 Налогового кодекса, при исчислении транспортного налога по итогам налогового периода в отношении 12-тонника, зарегистрированного в спецреестре, сумму налога уменьшают на сумму "платы Платону", уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.

Таким образом, как видим, "платоновский" вычет применяется в отношении конкретного 12-тонника и при этом он применяется к итоговой сумме транспортного налога за налоговый период (календарный год); на следующий календарный год остаток "платоновского" вычета не переносится.

Отнесение вычета за «Платон» на расходы

Спасибо! Тогда еще один вопрос: можно ли в подобных ситуациях остаток "платоновского" вычета отнести на расходы при расчете единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов")?

В том случае, если плата в счет возмещения вреда, наносимого 12-тонниками дорогам федерального значения за налоговый период превышает сумму транспортного налога, исчисленного в отношении большегруза, который этот вред наносил, транспортный налог в отношении данного ТС признается равным нулю (п. 2 ст. 362 НК).

В свою очередь, закрытый перечень расходов, которые могут быть учтены на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", приведен в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. Благодаря Закону от 3 июля 2016 г. N 249-ФЗ в данном перечне появился новый подпункт - 37. В нем поименован такой вид расходов, как плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ТС, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре ТС системы взимания платы ("плата Платону"). Причем здесь же уточняется, что фактически уплаченная в течение налогового периода сумма "платы Платону" учитывается в расходах при исчислении "упрощенного" налога за налоговый период в размере превышения фактически уплаченной суммы платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в соответствии с гл. 28 Кодекса.

Таким образом, в случае если "платоновский" вычет превышает сумму исчисленного транспортного налога в отношении 12-тонника, то транспортный налог принимается равным нулю, а "разница" относится на расходы на основании пп. 37 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Обратите внимание! При расчете "упрощенного" налога признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п. 2 ст. 346.16 НК).

Освобождение от уплаты налога на имущество ИП при переходе на УСН

Здравствуйте! Индивидуальный предприниматель планирует в 2017 г. сдавать в аренду собственную недвижимость. Одновременно ИП переходит на "упрощенку". Какие документы нужно представить в налоговый орган с тем, чтобы в отношении указанной недвижимости за 2017 г. не платить налог на имущество?

Применение упрощенной системы налогообложения освобождает индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате налога на имущество физлиц. Однако согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса данное освобождение распространяется только на имущество, которое используется в предпринимательской деятельности. А во-вторых, от уплаты налога на имущество не освобождается недвижимость, налог в отношении которой исчисляется исходя из ее кадастровой стоимости.

Таким образом, если принадлежащая индивидуальному предпринимателю недвижимость, которую он планирует сдавать в аренду, по состоянию на 1 января 2017 г. включена в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налог на имущество уплачивается исходя из их кадастровой стоимости, то применение УСН не освобождает ИП от уплаты за эту недвижимость "кадастрового" налога. Что же касается иных объектов ОС, то при применении "упрощенки" они полностью освобождаются от налогообложения при условии, что ИП использует их в предпринимательской деятельности. Однако этот факт должен быть документально подтвержден.

Для целей получения освобождения от уплаты налога на имущество ИП, применяющий УСН, должен подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. В заявлении нужно указать перечень объектов, в отношении которых ИП заявляет свое право на освобождение от налогообложения на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ. К указанному заявлению следует приложить документы, подтверждающие, что имущество используется в предпринимательской деятельности. В рассматриваемой ситуации ИП планирует сдавать недвижимость в аренду, поэтому такими подтверждающими документами являются в том числе договоры о сдаче в аренду помещений, "платежки", подтверждающие внесение арендаторами соответствующей платы, и т.д. и т.п. При этом учтите, что и в ЕГРИП должен быть указан такой вид осуществляемой ИП деятельности, как "сдача в аренду помещений".

К сведению! При продаже имущества, которое использовалось индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, имущественный вычет по НДФЛ к доходам от сделки не применяется. При этом не имеет значения тот факт, что такое имущество использовалось не только в предпринимательской деятельности, но и для личных нужд ИП (см., напр., Письмо Минфина от 8 августа 2016 г. N 03-04-05/46458).

Декабрь 2016 г.

22.09.2016

Налог на имущество организаций платят фирмы, у которых есть имущество, относящееся к объектам налогообложения. Для российских организаций, это движимые и недвижимые активы, которые они учитывают на балансе в качестве основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. К объектам налогообложения относятся также объекты, переданные во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. Но арендованное имущество в их число не входит.

Из письма в редакцию

Мы арендуем складское помещение, в котором находятся несколько станков. Этими станками мы пользуемся при изготовлении продукции, которую впоследствии продаем. Указанные станки не являются нашим имуществом, у нас на балансе они не числятся, но наш арендодатель утверждает, что за эти станки мы должны платить налог на имущество, так как именно мы ими пользуемся. Разве это так?

Мнение эксперта

В данном случае вы, как арендатор, не должны платить налог с имущества при его аренде.
Это обязанность арендодателя, поскольку спорное имущество учитывается на его балансе.
Эту точку зрения подтверждают и в Минфине России (письмо от 26 мая 2016 г.
№ 03-05-05-01/30390).

Налог на имущество организаций платят фирмы, у которых есть имущество, относящееся к объектам налогообложения. Для российских организаций это движимые и недвижимые активы, которые учитываются на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. В число этого имущества входят также объекты, переданные во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению.

Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении условий:

  • он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • он предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • он не предназначен на продажу;
  • он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

С арендуемого имущества, учитываемого арендатором на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», арендатор не должен платить налог на имущество.
Это должен делать арендодатель, поскольку переданное в аренду имущество учитывается в качестве основных средств на его балансе.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

С 1 января 2018 года 14 регионов полностью или частично отменят налог на движимое имущество. Мы собрали в одной таблице список регионов, где будут действовать льготы. Проверьте, есть ли в таблице ваш регион. Если его нет – в 2018 году организация будет платить налог на движимое имущество.

Напомним, что в 2017 году организации не платят налог на движимое имущество, которое приняли на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. К движимому имуществу относят автомобили, оборудование, ценные бумаги и прочее. Льгота по налогу прекратит действовать с 1 января 2018 года. При этом каждый регион вправе сам определить, предоставлять в 2018 году льготу или нет. Если регион свой закон о налоге не принял, то организация должна заплатить налог по ставке 1,1 процента.

Регионы, где не надо платить налог за движимое имущество в 2018 году

С 2018 года компания сможет не платить налог за движимое имущество, только если это право пропишут в законе субъекта РФ. Проверьте, есть ли в таблице ваш регион. Если его нет – компания должна будет платить налог на имущество за движимые активы, которые приняла на учет с 1 января 2013 года.

Заглядывайте сюда чаще – таблица постоянно обновляется. Принять закон власти могут в любой момент, даже задним числом. Ведь поправка улучшает положение налогоплательщиков. В таблице – регионы, которые частично или полностью освободили движимое имущество от налога.

Регион Имущество, на которое распространяется льгота Вид льготы Организации, которые вправе применять льготу Основание
Астраханская область Только организации, которые добывают углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря Закон Астраханской области от 31 октября 2017 № 60/2017-ОЗ
Волгоградская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Все организации Закон Волгоградской области от 29 ноября 2017 № 116-ОД
Еврейская автономная область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 0,5 процента Все организации Закон Еврейской автономной области от 30 ноября 2017 № 194-ОЗ
Калининградская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 1,1 процента Все организации, кроме тех, которые перечислены в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 № 336 Закон Калининградской области от 28 ноября 2017 № 118
Организации, перечисленные в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 № 336
Курская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 1,1 процента Все организации Закон Курской области от 24 ноября 2017 № 78-ЗКО
Липецкая область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Полное освобождение от налога Все организации Закон Липецкой области от 14 сентября 2017 № 106-ОЗ
Московская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Полное освобождение от налога Все организации Закон Московской области от 3 октября 2017 № 159/2017-ОЗ
Нижегородская область Полное освобождение от налога Организации, которые занимаются:
  • обрабатывающим производством;
  • научными исследованиями и разработками;
  • автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области.
Закон Нижегородской области от 8 ноября 2017 № 152-3
Полное освобождение от налога. Льгота не распространяется на имущество, сданное в аренду Учреждения, созданные Нижегородской областью и муниципальными образованиями Нижегородской области и финансируемые за счет средств областного бюджета, Территориального фонда ОМС Нижегородской области и местных бюджетов
Республика Бурятия Железнодорожный подвижной состав, произведенный в 2013 году и позже.

Дата производства определяется по техническому паспорту

Полное освобождение от налога Все организации Закон Республики Бурятия от 10 октября 2017 № 2568-V
Рязанская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 0,6 процента Все организации Закон Рязанской области от 27 ноября 2017 № 87-ОЗ
Санкт-Петербург Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 , с даты выпуска которого прошло не более 3 лет Полное освобождение от налога Все организации Закон Санкт-Петербурга от 29 ноября 2017 № 785-129
Саратовская область Движимое имущество, отнесенное к категории инновационного высокоэффективного оборудования 4 , с даты выпуска которого прошло не более трех лет Полное освобождение от налога.

Ставка применяется по 31 декабря 2020 года включительно (п. 3 ст. 2 Закона Саратовской области от 28 ноября 2017 № 112-ЗСО)

Все организации 3 Закон Саратовской области от 28 ноября 2017 № 112-ЗСО
Остальное движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 1,1 процента.

Ставка применяется по 31 декабря 2018 года включительно (п. 2 ст. 2 Закона Саратовской области от 28 ноября 2017 № 112-ЗСО)

Смоленская область Движимое имущество, приобретенное в Смоленской области при выполнении инвестиционных проектов (контрактов).

Льгота не распространяется на отдельные виды транспортных средств 2

Полное освобождение от налога Только инвесторы и резиденты Законы Смоленской области от 15 ноября 2017 № 137-з и от 6 октября 2017 № 95-з
Тюменская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Пониженная налоговая ставка – 0,55 процента Все организации Закон Тюменской области от 24 октября 2017 № 74
Чеченская Республика Движимое имущество, принятое на учет в 2013 году и позже 1 Полное освобождение от налога Все организации Закон Чеченской Республики от 27 ноября 2017 № 45-рз
Ярославская область Движимое имущество, принятое на учет в 2013–2015 годах 1 Пониженная налоговая ставка – 1,1 процента Все организации Закон Ярославской области от 31 октября 2017 № 44-з
Движимое имущество, принятое на учет в 2016 году и позже 1 Полное освобождение от налога

1 Льгота не распространяется на движимое имущество, которое получено в результате:
– реорганизации или ликвидации юридических лиц;
– сделок с взаимозависимыми лицами.

Исключение – железнодорожный подвижной состав, произведенный в 2013 году и позже (по данным технического паспорта). Такие объекты не облагают налогом на имущество независимо от того, на каком основании организация их получила. 2 Особенности применения льгот определены в статье 3 3акона Смоленской области от 15 ноября 2017 № 137-з и статье 3 Закона Смоленской области от 6 октября 2017 № 95-з. 3 Для применения пониженной ставки в налоговую инспекцию нужно представить документы, которые подтверждают, что имущество относится к льготным категориям. 4 Перечень имущества, которое относится к категории инновационного высокоэффективного оборудования, приведен в пункте 9 статьи 2 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 № 73-ЗСО.

Налогообложение движимого имущества в последние годы происходило по особым правилам. В 2018 году этот порядок изменился. Рассмотрим суть этих изменений.

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале "Налог на движимое имущество отменили ". То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте .

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?» .

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69-70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье .

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.