Юридические последствия составления коммерческого акта на жд. В каких случаях составляется коммерческий акт


§ 1. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает:
1) полную или частичную утрату груза, недостачу массы, его повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам;
2) несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения;
3) отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной;
4) отсутствие или недостачу отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.
Станция, установившая одну или несколько таких неисправностей, составляет коммерческий акт по форме Приложения 16.
Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю.
О составлении коммерческого акта станция должна сделать отметку в накладной в графе "Коммерческий акт".
§ 2. Если получатель в процессе выдачи ему груза обнаруживает какую-либо неисправность, указанную в параграфе 1 данной статьи, а коммерческий акт по этой неисправности железной дорогой не составлен, то получатель должен незамедлительно обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случае, если:
1) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза в перевозке до его выдачи получателю;
2) уменьшение массы груза не превышает нормы, указанные в параграфе 5 данной статьи.
§ 3. Если внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, допускается составление коммерческого акта после выдачи груза получателю, то получатель имеет право обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта и после выдачи груза по какой-либо неисправности, указанной в параграфе 1 данной статьи, которую обнаружить внешним осмотром при выдаче груза было невозможно. Такое обращение к станции назначения должно быть сделано получателем незамедлительно после установления им неисправности груза и не позднее чем через 3 суток после выдачи груза. До составления станцией назначения коммерческого акта получатель не должен изменять состояние груза, если это не является необходимым для его предохранения от увеличения неисправности. Пломбы, снятые получателем с вагона, контейнера, автомобиля, трактора и другой самоходной машины после их выдачи ему, должны быть переданы им станции назначения.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случаях, если:
1) внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, не допускается составление коммерческого акта после выдачи груза;
2) обращение получателя к станции назначения не было сделано им незамедлительно после установления им неисправности и не было сделано в пределах 3 суток после выдачи груза;
3) состояние груза было изменено получателем, хотя это не являлось необходимым для предохранения груза от увеличения неисправности;
4) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза к перевозке до его выдачи получателю;
5) при уменьшении массы груза не превышаются нормы, указанные в параграфе 5 настоящей статьи;
6) получатель не передает станции назначения пломбы, снятые с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины.
§ 4. Если станция назначения при проверке обращения получателя о составлении коммерческого акта, внесенного в соответствии с параграфом 2 или 3 данной статьи, установит, что это обращение необоснованное, то станция назначения имеет право требовать от получателя возмещения ее расходов, связанных с проверкой этого обращения, а также оплаты получателем штрафов, если это предусмотрено внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 5. Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, указанного в параграфе 1 статьи 24, который вследствие своих особых естественных свойств подвержен уменьшению массы во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт об уменьшении массы груза должен составляться только в том случае, если это уменьшение будет превышать норму, установленную в параграфе 1 статьи 24. Если же определенная при проверке недостающая масса груза не превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 24, то коммерческий акт не должен составляться; в этом случае сведения об установленной при проверке массе груза вносятся в накладную в графу "Отметки железной дороги".
Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, который вследствие своих особых естественных свойств не подвержен ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанная в накладной, считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.
§ 6. Коммерческий акт подписывается должностными лицами станции, указанными в форме Приложения 16. При составлении коммерческого акта на станции назначения он должен быть подписан также получателем или лицом, уполномоченным им на получение груза.
Если получатель не согласен со сведениями, помещенными в коммерческом акте, он может внести в него свои замечания по таким сведениям, если это допускается внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 7. Для установления причин и размера утраты, недостачи массы груза, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, а также для определения размера ущерба может быть произведена экспертиза в соответствии с внутренними законами и правилами страны назначения груза.
§ 8. Один экземпляр коммерческого акта выдается получателю порядком, предусмотренным во внутренних правилах, действующих на железной дороге назначения.
§ 9. Положения параграфов 2 - 8 данной статьи, относящиеся к получателю груза, действуют соответственно для отправителя, если груз согласно пункту 1 параграфа 2 статьи 20 возвращается в адрес отправителя, или направляется для третьего лица, если груз выдается ему в соответствии с внутренними правилами, указанными в параграфе 3 статьи 21.

Акт о повреждении груза – необходимый документ для фиксации порчи товарно-материальных ценностей, причиненной в процессе перевозки.

ФАЙЛЫ

В каких случаях чаще всего используется акт

Данный документ имеет широчайшую сферу применения, область его использования практически не ограничена. Он может быть востребован:

  • внутри одной компании, например, при перевозке товаров из одного подразделения в другое;
  • между разными организациями – продавцом и покупателем;
  • в случаях привлечения к доставке груза третьей стороны: предприятия–перевозчика.

Условия о транспортировке товара всегда прописываются в договорах или иных нормативных документах – они помогают минимизировать всевозможные риски. В случае их нарушения довольно часто происходит повреждение груза, особенно это касается хрупких и легко бьющихся предметов.

Однако, порча возможна и вследствие причин, не имеющих отношения к нарушению транспортировочных условий. Например, при форс-мажорных обстоятельствах или в ситуациях, когда повреждение произошло еще до того, как товар был загружен в машину – при погрузке или непосредственно на производстве.

В любом случае для того, чтобы удостоверить факт порчи груза, надо составить акт.

В какой момент нужно делать документ

Акт формируется непосредственно после доставки груза на склад (или другое место назначения).

Работа обязательно должна вестись в присутствии лица, осуществлявшего перевозку и специально созванной комиссии. При приеме-передаче груза фиксируется его состояние, количество, а также вносятся сведения о поврежденных товарах.

Кто должен фиксировать порчу груза, комиссия

Для удостоверения факта порчи груза и оформления соответствующего акта в компании нужно оперативно создать особую комиссию. В нее должны войти работники нескольких подразделений предприятия, которые имеют достаточную профессиональную подготовку и квалификацию для того, чтобы удостоверить повреждения товара (например, инженер, технолог, специалист по сбыту, юрист и бухгалтер).

Количество участников комиссии – не меньше двух человек, при этом среди них надо выделить председателя и рядовых членов. Председатель будет нести максимальную ответственность за проверку груза и содержание акта.

Чем подкрепить документ

Если есть возможность, к акту нужно приложить какие-либо дополнительные доказательства о порче груза:

  • фотографии;
  • видео;
  • письменные показания очевидцев и т.д.

Информацию об этих свидетельствах нужно обязательно внести в акт. В дальнейшем они могут помочь объективно установить причину повреждения груза и ответственную сторону.

Особенно актуальны такие улики при использовании услуг компаний-перевозчиков.

В таких случаях виновником порчи доставленных товаров может быть назначен как транспортировщик, так и поставщик.

Значение бланка

Акт о повреждении груза – документ очень нужный. На его основе в будущем получатель товарно-материальных ценностей может предъявить претензию поставщику или перевозчику и взыскать понесенные убытки. Также акт служит основанием для списания товара с бухгалтерского учета.

Особенности формирования акта, общие моменты

В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

    Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  4. Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  5. Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.

Образец акта о повреждении груза

Акт довольно прост и понятен с точки зрения его структуры и содержания.

В самом его начале следует указать:

  • номер документа;
  • место и дату формирования бланка (населенный пункт, в котором зарегистрирован компания-получатель товара).

Затем по порядку идет несколько пунктов, которые обязательны к заполнению. Сюда надо вписать следующие данные:

  • о компании-перевозчике, грузополучателе и отправителе;
  • адрес тех мест, откуда груз «ушел» и куда прибыл;
  • планируемое время перевозки товара и фактическое;
  • описание груза по документам;
  • полная стоимость груза;
  • описание груза по прибытии в пункт назначения (его наименование, количество, тара, в которой он перевозился, и прочие идентификационные характеристики);
  • были ли выявлены повреждения упаковки или пломб, а также порча, которая была произведена товару;
  • причины порчи груза (если они установлены сразу);
  • сумма, которую получатель товара предъявляет к возмещению виновнику причиненных повреждений.

Если к акту прилагаются какие-то дополнительные подтверждающие бумаги – их наличие обязательно нужно обозначить в документе.

В завершение акт подписывает всеми присутствовавшими при его составлении лицами.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации при предъявлении исков каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, при этом обстоятельства должны быть подтверждены только определенными средствами доказывания и ника­кими другими.

По спорам, связанным с нарушением договора перевозки, обстоятельства, могущие служить основанием для материальной ответственности железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми станциями железных дорог (ст. 119 УЖТ).

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

1. несоответствие между наименованием, массой или количеством мест груза, грузобагажа или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

2. порча и повреждение груза, грузобагажа или багажа;

3. обнаружение груза, грузобагажа или багажа без документов или документов без груза, грузобагажа или багажа;

4. возвращение железной дороге похищенного груза, грузобагажа или багажа;

5. непередача железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования груза в течение 24 ч. после оформления в товарной конторе же­лезнодорожной станции (кассе) выдачи груза по документам.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил перечисленные выше обстоятельства, или когда на наличие хотя бы одного из них указал получатель или отправитель груза, грузобагажа или багажа.

Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы устанавливается Правилами перевозок грузов (ст. 119 УЖТ).

Коммерческий акт является важнейшим документом при рассмотрении причин и определении меры ответственности каждой из сторон при утрате, порче или повреждении груза, грузобагажа или багажа. В то же время коммерческий акт не является бесспорным документом, окончательно утверждающим виновность какой-либо одной стороны, он должен рассматриваться в совокупности с другими документами, которые должны прилагаться к претензионному заявлению.

Коммерческий акт составляется только на железнодорожной станции на бланках строгой отчетности установленной формы в трех экземплярах. Заполнение коммерческого акта должно производиться на пишущей машинке или ручкой, четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

При выгрузке груза на местах общего пользования коммерческие акты составляются в день разгрузки, а в соответствующих случаях - в день выдачи груза получателю; при выгрузке на местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна производиться в процессе выгрузки или непосредственно после выгрузки. При составлении коммерческого акта в пути следования груза станция, обнаружившая обстоятельства, требующие составления коммерческого акта, обязана составить его в тот же день. При невозможности сделать это в указанные сроки станция должна составить коммерческий акт во всех случаях не позднее следующих суток.

Коммерческий акт не составляется, если разница в массе груза не превышает норму естественной убыли, норму расхождения в показаниях весов или норму точности взвешивания груза. В этом случае выдача груза производится в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов.

На каждом экземпляре акта должен быть проставлен штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию, а третий хранится в делах станции. При составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции второй экземпляр акта прикладывается к накладной или дорожной ведомости и следует до станции назначения; о составлении такого коммерческого акта делается отметка на оборотной стороне накладной и дорожной ведомости.

Важное значение при рассмотрении претензий и возможных исков имеет содержание коммерческого акта. На все вопросы бланка акта должны быть даны точные ответы. Не допускается прочеркивание, а также проставление кавычек вместо повторения требующихся данных. В коммерческом акте необходимо указать: состояние груза или багажа; обстоятельства, при которых обнаружена неисправность; правильно ли погружен, размещен и закреплен груз; имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых на открытом подвижном составе. При неправильной погрузке, размещении и креплении груза в акте указывается, какое нарушение было допущено. В коммерческом акте не может быть никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки или виновности грузоотправителя и перевозчика.

При рассмотрении споров, связанных с недостачей, порчей или повреждением груза, недопустима поверхностная оценка сведений, содержащихся в коммерческих актах; в частности, необходимо учитывать, насколько точно и подробно описаны в них состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена несохранность (исправность подвижного состава и пломб (ЗПУ), наличие или отсутствие следов хищения, полнота и правильность погрузки, размещение и крепление груза, соблюдение условий погрузки и т.д.).

Контора "Металлоснабсбыт " предъявила иск к управлению железной дороги и к грузоотправителю о взыскании стоимости недостачи одной связки труб. Исходя из того, что груз прибыл на исправной платформе за погрузкой отправителя, арбитражный суд возложил ответственность за недостачу на грузоотправителя. Это решение в высшей инстанции было отменено, исходя из следующих мотивов. Согласно Уставу, перевозчик освобождается от ответственности за недостачу, когда груз прибыл на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой, либо с исправной увязкой, либо с иными признаками, свидетельствующими о сохранности груза. Между тем в коммерческом акте не были указаны состояние груза, его маркировка, размещение груза на платформе, то есть отсутствовали признаки, которые свидетельствовали бы о том, что недостача возникла по вине грузоотправителя. Ответственность за недостачу труб была возложена на железную дорогу. При составлении коммерческого акта на порчу скоропортящихся гру­зов к первому экземпляру акта должны быть приложены выписки из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах с машинным охлаж­дением и электрическим отоплением.

Коммерческий акт должен быть подписан строго теми лицами, которые указаны в Правилах перевозок грузов, причем ни одна из сторон не имеет права отказываться от подписи акта. В случае несогласия с содержанием акта сторона вправе изложить свое мнение.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт или акт общей формы, содержащий данные, не соответствующие действительности, несут установленную законом ответственность.

Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий грузовым районом (заведующий складом, старший приемосдатчик) и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. При необходимости к проверке груза и подписи акта могут быть привлечены и другие работники перевозчика. Во всех случаях коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами.

При выдаче на станции назначения груза, который прибыл с коммерческим актом попутной станции, новый коммерческий акт не составляется, если при проверке не будет обнаружена разницы между данными акта и фактическим наличием груза, грузобагажа или багажа. В этом случае в акте попутной станции делается отметка о том, что при проверке груза разницы по сравнению с актом не оказалось. В случае несоответствия сведений фактическим данным составляется новый коммерческий акт.

По требованию получателя станция обязана в трехдневный срока вы­дать коммерческий акт, составленный по данной отправке. Право грузополучателя потребовать выдачи ему составленных коммерческих актов сохраняется в течение 1 года со дня выдачи груза.

Закон строго регламентирует право грузополучателя, если железнодорожная станция необоснованно отказывает в выдаче ему коммерческого акта или коммерческий акт оформлен с нарушением правил. Отсутствие коммерческого акта не лишает права грузополучателя на предъявление претензии или иска к перевозчику, если будет доказан отказ последнего в составлении акта и если этот отказ был обжалован.

При утрате грузополучателем коммерческого акта, полученного от перевозчика, новый акт не выдается, но это обстоятельство не лишает права предъявления к перевозчику претензии, если заявитель приложит к претензии накладную с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта.

В случае отказа станций в составлении коммерческого акта или оформления акта с нарушением правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке на местах необщего пользования - в течение 24 ч. с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги непосредственно или через начальника станции. При подаче заявления через начальника станции грузополучателю выдается расписка в приеме жалобы с указанием приложенных документов.

Жалоба на отказ станции в составлении коммерческого акта или на оформление акта с нарушением правил должна быть рассмотрена начальником отделения. По жалобе должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления: по скоропортящимся грузам - в суточный срок, а по остальным грузам - не позднее 3 дней после получения заявления.

Помимо обстоятельств, которые удостоверяются только коммерческим актом, в процессе реализации договора перевозки возможно возникновение обстоятельств, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон, а также обстоятельств, которые должны в обязательном порядке удостоверяться соответствующим документом при рассмотрении претензий и исков.

К таким документам относятся акты общей формы, акты о техническом состоянии вагона или контейнера, о повреждении вагона или контейнера, о недосливе цистерн или бункерных полувагонов, акты вскрытия вагона или контейнера для таможенного и пограничного досмотра и некоторые другие, предусмотренные правилами перевозок отдельных видов грузов.

Акт общей формы в соответствии с Правилами перевозок грузов составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

1. утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной;

2. простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя;

3. неочистка вагонов от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (при выявлении цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками составляется акт, предусмотренный Правилами перевозки жидких грузов наливом в вагонах - цистернах и бункерных полува­гонах);

4. неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

5. подача перевозчиком неочищенных вагонов под погрузку средствами грузоотправителя, порта, пристани;

6. отсутствие пломб на вагоне, если в вагонном листе имеется отметка о наложении пломб;

7. повреждение или смена пломб (ЗПУ), если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты;

8. обнаружение в пути следования или на станции назначения пломб (ЗПУ) на вагонах с неясными или срезанными оттисками без следов насильственного повреждения, если читаемые знаки соответствуют данным вагонного листа и на пломбе (ЗПУ)можно прочитать наименование станции и дороги;

9. повреждение вагона (контейнера), повреждение или утрата предостав­ленных перевозчиком съемных перевозочных приспособлений;

10. просрочка в доставке багажа (составляется по требованию грузополучателя);

11. отказ или уклонение от подписи в учетной карточке выполнения плана перевозок грузов;

12. самовольное занятие перевозчиком вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими;

13. использование без разрешения перевозчика и грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок.

Акты общей формы составляются и в некоторых других случаях, могущих служить основанием для материальной ответственности сторон, если при этом не требуется составления коммерческого акта или акта другой специальной формы.

Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, которые участвовали в удостоверении обстоятельств, noслуживших основанием для составления акта.

Коммерческий акт - важный юридический документ большой доказательной силы для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов - составляют, чтобы удостоверить:
- несоответствие наименования, веса или количества мест груза в натуре и перевозочном документе;
- повреждение или порчу груза;
- обнаружение груза без документов и документов без груза;
- возвращение железнодорожному транспорту похищенного груза;
- непередачу груза дорогой на подъездной путь в течение 24 ч после оформления документов в товарной конторе.

Коммерческий акт в этом случае составляют только по требованию получателя.
Дорога обязана составить коммерческий акт, если она обнаружила все эти обстоятельства, или на наличие их указал получатель или отправитель груза. Делают это в день обнаружения неисправности и, как правило, на каждую отправку в отдельности по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемо-сдатчика груза.
Рапорт должен содержать все сведения, необходимые для составления коммерческого акта. Содержание рапорта проверяет начальник станции или его заместитель, которые окончательно решают вопрос о необходимости составления коммерческого акта.
Коммерческие акты составляют в трех экземплярах только на бланках установленной формы, которые заполняют на пишущей машинке или чернилами четко, без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его. Первый экземпляр акта направляют в грузовую службу своей дороги, второй выдают грузополучателю по его требованию, а третий хранят в делах станции. Если коммерческий акт составляется на станции отправления или попутной, то второй экземпляр его прикладывается к перевозочным документам и следует до станции назначения. О наличии коммерческого акта делается отметка на обратной стороне накладной и дорожной ведомости.
В коммерческом акте должны быть точно и подробно описаны состояние груза и обстоятельства, при которых обнаружена неисправность. Никаких предположений и выводов о причинах не сохранности перевозки или виновности отправителя и железной дороги в акт вносить не допускается. На все вопросы в графах бланка следует давать точные ответы. В акте должно быть указано, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, а если допущено нарушение, то какое. Коммерческий акт подписывают начальник станции или его заместитель и лица, участвовавшие в проверке груза, а также получатель, если он участвовал в проверке. При отсутствии грузополучателя коммерческий акт должен быть подписан не менее чем тремя лицами: начальником станции или его заместителем, приемосдатчиком груза, заведующим грузовым двором или другим лицом.
О несохранных перевозках, подлежащих оформлению коммерческим актом, начальник станции в тот же день посылает телеграфом оперативное донесение в отделение дороги и в грузовую службу. Составленные станцией коммерческие акты в пятидневный срок должны быть высланы в управление или отделение дороги (если на дороге установлен такой порядок). Акт, составленный в пути следования на повагонные отправки, в управление дороги не высылают. Первый и второй экземпляры его прилагают к перевозочным документам.
Акт общей формы удостоверяет обстоятельства, не связанные с изменением количества груза и не требующие составления коммерческого акта (утрата отправительских документов, приложенных к накладной, отказ от подписи в учетной карточке, простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, не очистка вагона, смена пломб в пути следования, подача дорогой неочищенных вагонов и др.). Подписывают акт общей формы не менее чем два лица.

Документ, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, отправителя, получателя при осуществлении перевозок грузов, железнодорожным транспортом

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

Несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе

Повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения

Обнаружение груза без документов, также документов без груза

Возвращение перевозчику похищенного груза

Непередача перевозчиком груза на ж/д путь необщего

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, в местах общего пользования - в день выгрузки

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом

проверка груза проводиться в процессе выгрузки или сразу после нее;

в пути следования груза, - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния груза,

Описание обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза

Данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз

Наличие защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе.

Нарушения требований к погрузке или креплению груза если такое допущено

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Билет № 55

Порядок и сроки предъявления претензии к железной дороги

Претензии предъявляется в письменной форме. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования (как правило, оригиналы)

Право на предъявление претензии имеют:

грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель):

-) в случае утраты груза

-) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза,

-) в случае просрочки доставки груза, грузобагажа.

-) в случае задержки выдачи груза

-) в случае возврата провозной платы

-) в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров

-) в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих отправителям, получателям.

Претензии, возникшие в связи с перевозкой предъявляются к перевозчику

Претензии, возникшие при прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом является жд. станция; организации транспорта, которая обслуживает конечный пункт перевозки.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных настоящей статьей сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Билет № 56

Порядок и сроки предъявления исков к ж.Д

Основания для предъявления исков:

Полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию

Неполучения ответа на претензию после 30-дневного срока

Если получен ответ перевозчика на претензию до истечения такого срока

Иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностъ

Иски предъявляются -в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий