Учет расходов бюджетного учреждения. Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если организация не ведет приносящую доход деятельность Учет затрат на примере бюджетного учреждения кз


"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", 2011, N 1

Сущность санкционирования расходов бюджета

Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в частности, санкционирование оплаты денежных обязательств, которое осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, установленным Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н.

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) внесены изменения, касающиеся правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, направленные в том числе на усиление их имущественной самостоятельности, которыми предусмотрена возможность предоставления бюджетным учреждениям субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также на иные цели.

В этой связи Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н утвержден Порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства расходов бюджетных учреждений, осуществляемых за счет предоставленных субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ), который вступил в силу с 1 января 2011 г. и применяется к федеральным бюджетным учреждениям, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти с учетом положений ч. 15 ст. 33 Закона N 83-ФЗ принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 2).

Согласно вышеуказанному Порядку федеральный орган исполнительной власти обязан ежегодно представлять в Федеральное казначейство перечень целевых субсидий, предоставляемых в соответствующем финансовом году бюджетным учреждениям (в отношении которых он осуществляет функции и полномочия учредителя). Уполномоченный работник Федерального казначейства осуществляет контроль за совершаемыми учреждением операциями с целевыми субсидиями. Целевые расходы производятся на основании представленных учреждением заявок. Установлены требования к оформлению заявок и их проверке. При положительном результате проверки на заявках проставляется отметка, подтверждающая санкционирование оплаты денежного обязательства учреждения.

Санкционирование расходов бюджета, по сути, - это утверждение расходов бюджета высшей инстанцией. После принятия представительными органами власти решения о санкционировании расходов исполнительные органы власти с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета. Конкретный объем бюджетных ассигнований для покрытия санкционированных расходов определяется при утверждении закона или решения о бюджете на предстоящий год.

Обратите внимание! В декабре 2010 г. на сайте Минфина России был выложен Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению". Однако, так как на момент сдачи данного номера журнала в печать упомянутый нормативный акт процедуру регистрации в Минюсте России еще не прошел, правомерно говорить только о проекте приказа и соответственно о проекте новой инструкции (которая должна быть утверждена данным приказом).

Предполагается, что действие новых норм, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, будет распространено на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Одновременно будет признан утратившим силу Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (а также Приказы Минфина России, которыми вносились изменения в Приказ N 148н).

В части бюджетного учета на уровне обобщения бухгалтерской информации о движении активов и обязательств изменения нельзя назвать принципиальными - общеметодологические подходы сохранены. Тем не менее некоторые отличия все же будут иметь место. В данной статье за основу приняты нормы действующей на момент написания настоящей статьи Инструкции по бюджетному учету.

Организация учета бюджетных ассигнований

В соответствии со ст. 169 БК РФ закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается сроком на три года. В целях его реализации бюджетные данные (в том числе лимиты бюджетных обязательств) доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Поэтому учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств должен быть организован по финансовым годам.

Для этого в 22-м разряде номера счета по санкционированию расходов введен код аналитического учета соответствующего финансового года (п. 239 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, далее - Инструкция N 148н):

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Обороты по счетам ведутся в течение текущего финансового года. По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов текущего финансового года на очередной финансовый год не переносятся.

Учет операций по санкционированию бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляется по кодам бюджетной классификации расходов и кодам классификации источников финансирования дефицита бюджета.

Аналитический учет по вышеуказанным счетам ведется в карточке учета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в разрезе главных распорядителей, распорядителей, получателей средств бюджета, главных администраторов, уполномоченных, которым согласно установленному главным администратором порядку переданы полномочия по распределению бюджетных ассигнований по подведомственным ему администраторам, и администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Вносимые в продолжение текущего финансового года изменения в объемы утвержденных (доведенных) лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований отражаются при увеличении - со знаком "плюс", при уменьшении - со знаком "минус".

Формы первичных документов, на основании которых ведется бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета.

Счета, на которых учитываются операции по санкционированию бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств

Счет 050100000 "Лимиты бюджетных обязательств" предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода.

Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

  • 050101000 "Доведенные лимиты бюджетных обязательств";
  • 050102000 "Лимиты бюджетных обязательств к распределению";
  • 050103000 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств";
  • 050104000 "Переданные лимиты бюджетных обязательств";
  • 050105000 "Полученные лимиты бюджетных обязательств";
  • 050106000 "Лимиты бюджетных обязательств в пути";
  • 050109000 "Утвержденные лимиты бюджетных обязательств" (ведется финансовым органом).

Аналитический учет операций по счетам лимитов бюджетных обязательств ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

Пример. Финансовый орган осуществил постановку на учет лимитов бюджетных обязательств на основании сводной бюджетной росписи по приобретению основных средств в сумме 2 000 000 руб. для главного распорядителя и довел до него казначейским уведомлением (ф. 0531721) данную сумму, из которой 1 800 000 руб. должно быть передано подведомственным бюджетным учреждениям, а 200 000 руб. должно остаться у главного распорядителя как получателя бюджетных средств.

В учете главного распорядителя делаются следующие бухгалтерские записи:

Получены лимиты

бюджетных

обязательств

по приобретению

основных средств

(уведомление

"Доведенные лимиты

бюджетных

обязательств

по приобретению

основных средств"

бюджетных

обязательств

к распределению

по приобретению

основных

Доведены лимиты

бюджетных

обязательств

по распорядителям

средств бюджета

(расходное

расписание

150102310 "Лимиты

бюджетных

обязательств

к распределению

по приобретению

основных средств"

"Переданные

лимиты бюджетных

обязательств

по приобретению

основных

Распределены

лимиты бюджетных

обязательств

по распорядителям

(в том числе

главному

распорядителю как

получателю)

"Переданные лимиты

бюджетных

обязательств по

приобретению

основных средств"

"Полученные

лимиты бюджетных

обязательств

по приобретению

основных

Отражены лимиты

бюджетных

обязательств

у главного

распорядителя как

у получателя

средств бюджета

"Полученные лимиты

бюджетных

обязательств

по приобретению

основных средств"

бюджетных

обязательств

получателей

бюджетных

по приобретению

основных

Как мы видим, последняя бухгалтерская запись будет составляться у каждого получателя бюджетных средств на основании расходного расписания с отражением в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

Пример. Получатель бюджетных средств на основании расходных расписаний главного распорядителя отражает лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества" на сумму 250 000 руб. с последующим уточнением данной суммы (уменьшен лимит на 50 000 руб.).

Для принятия денежных обязательств в Инструкции N 148н предназначен счет

050200000 "Принятые обязательства" , к которому открыты следующие аналитические счета:

  • 050201000 "Принятые бюджетные обязательства";
  • 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности".

На основании п. 249 Инструкции N 148н аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется на основании представленных в учреждение документов, подтверждающих принятие обязательства согласно перечню, установленному соответственно получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета с отражением в журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064).

Счет 050201000 "Принятые бюджетные обязательства" предназначен для учета получателями бюджетных средств и администраторами источников финансирования дефицита бюджета сумм бюджетных обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года обязательств.

Момент отражения в учете принятых бюджетных обязательств (принятых обязательств по приносящей доход деятельности) прописывается в учетной политике для целей бюджетного учета чаще всего следующим образом:

  • по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг - при поступлении договорной документации в бухгалтерию в размере договорной стоимости;
  • при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат - по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
  • при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - ежемесячно в последний день месяца;
  • при расчетах с подотчетными лицами - на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.

При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных расходов, затрат, проводятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.

Суммы предварительной оплаты при приобретении продукции, работ, услуг не отражаются, так как принятые бюджетные обязательства должны быть сформированы до кассовых расходов.

Бухгалтерские записи по принятию бюджетных обязательств, связанных с оплатой труда и страховых взносов, формируются, таким образом, ежемесячно исходя из суммы начисленной оплаты труда.

Пример. Сотрудникам бюджетного учреждения начислена за месяц заработная плата в размере 840 000 руб.

Как и получение лимитов бюджетных обязательств, так и их использование связано с возможной корректировкой в связи с невыполнением договорных условий.

Пример. Учреждение заключило соглашение с коммерческой организацией на приобретение материальных запасов на сумму 240 000 руб., которое затем было уточнено, и были внесены изменения в договор в сторону увеличения на 10 000 руб. Бухгалтер записал:

Приняты лимиты

бюджетных

обязательств

по приобретению

материальных

150103340 "Лимиты

бюджетных

обязательств

получателей

бюджетных средств

по приобретению

материальных

"Принятые

бюджетные

обязательства

текущего года

приобретения

материальных

Увеличены принятые

лимиты бюджетных

обязательств

по приобретению

материальных

запасов в пределах

утвержденной сметы

150103340 "Лимиты

бюджетных

обязательств

получателей

бюджетных средств

по приобретению

материальных

"Принятые

бюджетные

обязательства

текущего года

приобретения

материальных

Кроме того, на основании п. 239 Инструкции N 148н операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств.

Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй года, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:

  • показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим годом (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
  • показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным годом, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим годом (первого года, следующего за очередным годом).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).

В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным годом, содержащие в 22-м разряде номера счета код аналитического учета "4", обнуляются.

Пример. Учреждение здравоохранения заключило со строительной организацией государственный контракт (договор подряда) на строительство здания, которым предусмотрена поэтапная сдача работ:

  • в 2009 г. на сумму 1 200 000 руб.;
  • в 2010 г. на сумму 2 380 000 руб.

В бюджетном учете операции по принятию бюджетных обязательств отражаются в момент подписания контракта следующими проводками:

Приняты бюджетные

обязательства

по государственному

контракту

на капитальное

строительство

в пределах

доведенных

на 2009 г. ЛБО

"Лимиты бюджетных

обязательств

получателей

бюджетных средств

текущего

финансового года

по приобретению

основных средств"

бюджетные

обязательства

текущего

финансового года

по приобретению

основных

Приняты бюджетные

обязательства

по государственному

контракту

на капитальное

строительство

финансирования

этапа работ,

предусмотренного

"Лимиты бюджетных

обязательств

получателей

бюджетных средств

очередного

финансового года

по приобретению

основных средств"

бюджетные

обязательства

очередного

финансового года

по приобретению

основных

Предположим, что лимиты бюджетных обязательств в 2009 г. в сумме 1 200 000 руб. оплачены не были, и перенос показателей по санкционированию был осуществлен в первый рабочий день на основании Справки (ф. 0504833):

В аналогичном порядке ведется счет 050300000 "Бюджетные ассигнования" , который предназначен для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных бюджетных ассигнований текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода.

Учет бюджетных ассигнований ведется на следующих счетах:

  • 050301000 "Доведенные бюджетные ассигнования";
  • 050302000 "Бюджетные ассигнования к распределению";
  • 050303000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам";
  • 050304000 "Переданные бюджетные ассигнования";
  • 050305000 "Полученные бюджетные ассигнования";
  • 050306000 "Бюджетные ассигнования в пути";
  • 050309000 "Утвержденные бюджетные ассигнования".

Аналитический учет операций по счетам 050304000 "Переданные бюджетные ассигнования", 050305000 "Полученные бюджетные ассигнования" осуществляется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Одновременно в аналогичном порядке в журнале учета бюджетных обязательств (ф. 0504064) по дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы бюджетных обязательств по расходам (выплатам), принятым получателем бюджетных средств, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований с учетом утвержденных в текущем финансовом году изменений, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 "Принятые бюджетные обязательства".

Счет 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" предназначен для учета учреждениями показателей, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год сметных назначений по расходам, осуществляемым учреждениями.

Аналитический учет операций по счетам 050400000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности" осуществляется в карточке учета сметных назначений по приносящей доход деятельности по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета.

Учет сметных назначений по приносящей доход деятельности ведется на следующих счетах:

  • 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности";
  • 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

Счет 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей сметных назначений по расходам на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года .

По дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

Счет 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств" предназначен для учета получателями бюджетных средств объема прав в денежном выражении на принятие получателем бюджетных средств обязательств, исполнение которых предусмотрено утвержденной сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий (очередной) финансовый год, а также сумм внесенных изменений в показатели сметных назначений, утверждаемые в установленном порядке в течение текущего финансового года.

По дебету счета получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности".

По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы утвержденных сметой доходов и расходов сметных назначений по расходам учреждения (внесенных изменений) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050401000 "Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности".

Пример. Сметой доходов и расходов по деятельности, приносящей доход учреждению, утверждены расходы по коду 226 "Прочие работы, услуги" (оплата компьютерного программного обеспечения в сумме 500 000 руб.).

В учете делаются следующие бухгалтерские записи:

Счет 050202000 "Принятые обязательства по приносящей доход деятельности" предназначен для учета получателями бюджетных средств сумм обязательств, принятых учреждением в пределах утвержденных ему сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности объемов сметных назначений на текущий, очередной финансовый год, а также сумм внесенных изменений в обязательства, принятые в течение текущего финансового года по приносящей доход деятельности.

По кредиту счета получателем бюджетных средств отражаются суммы обязательств учреждения, принятых им в пределах сметных назначений, утвержденных на соответствующий период (внесенных изменений в объем принятых обязательств), в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050402000 "Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств".

Продолжение примера. В рамках утвержденных сметных назначений по приносящей доход деятельности бюджетное учреждение заключило договор с коммерческой организацией на приобретение компьютерного программного обеспечения на сумму 450 000 руб., что отражено следующими бухгалтерскими записями:

На основании данных по счетам санкционирования бюджетные расходы переносятся в следующие формы бюджетной отчетности:

  • форма 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета";
  • форма 0503137 "Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств".

Кроме того, следует отметить, что Приказом Минфина России от 09.11.2009 N 115н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2008 г. N 128н" вводятся дополнительные формы отчетности, связанные с вопросами санкционирования расходов бюджета:

  • форма 0503128 "Отчет о принятых бюджетных обязательствах";
  • форма 0503138 "Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности".

Для выполнения функций бюджетному учреждению выделяются средства, которые расходуются исключительно для:

1. оплаты труда работникам бюджетных учреждений, денежного содержания (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работникам органов государственной власти (государственных органов), органам местного самоуправления, лицам, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

2. оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

3. уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

4. возмещения вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Для отражения расходов используются счет 040101200 "Расходы учреждения". Операции с расходами оформляются следующими бухгалтерскими записями Приказ Минфина от 30. 12.2008 №148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету": произведенные расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 "Расходы учреждения" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 "Нефинансовые активы", соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 "Финансовые активы", соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 "Обязательства" (рис.1.2);

Рис.1.2 Синтетический учет расходов учреждения.

размещение обязательств на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения долговых обязательств отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 "Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга" (040101231, 040101232) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (030101710, 030102720) (рис.1.3);

Рис.1.3 Синтетический учет расходов на обслуживание государственного долга.

размещение обязательств на сумму превышения цены размещения долговых обязательств над их номинальной стоимостью отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 030100000 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (030101810, 030102820) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101230 "Расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга" (040101231, 040101232) (рис.1.4);

Рис.1.4 Синтетический учет расчетов по обязательствам.

начисление сумм по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику, отражается по кредиту счетов 030101710 "Увеличение задолженности по внутреннему долгу", 030102720 "Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу" и дебету счета 040101273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (рис.1.5);

Рис.1.5 Синтетический учет чрезвычайных расходов.

заключение счетов текущего финансового года отражается по дебету счета 040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 "Расходы учреждения" (рис.1.6).

Рис.1.6. Синтетический учет заключения счетов финансового результата.

списание произведенных расходов по выполненным работам, оказанным услугам, изготовленной готовой продукции, переданным в соответствии с заключенными договорами заказчику, отражается по дебету счета 040101130 "Доходы от оказания платных услуг" и кредиту счетов 010507440 "Уменьшение стоимости готовой продукции", 010604440 "Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" (рис.1.7).

Рис.1.7 Синтетический учет произведенных расходов.

В соответствии с классификацией расходов (классификация операций сектора государственного управления), приведенной в приложении № 4 Приказа Министерства Финансов РФ №145н производятся все расходы бюджетного учреждения. Классификация является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Также в Приказе определен порядок применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления, которые используются при отражении расходов бюджетного учреждения.

Так, например начисление заработной платы сотрудникам учреждения, лицам по договорам гражданско-правового характера на выполнение прочих услуг отражается в бюджетном учете следующими записями (табл.1.2).

Таблица 1.2.

Начисление заработной платы сотрудникам учреждения и лицам по договорам гражданско-правового характера.

Затраты, при выполнении работ, оказании или предоставлении услуг, при выпуске готовой продукции с учётом хозяйственных расходов, как прямых, так и косвенных - отражаются на едином счёте: 109 00 000.

Одним из нюансов является то, что на этом счету невозможно отобразить затраты на услуги, полученные за счёт субсидий. Бюджетным учреждением должен быть чётко определён порядок и периодичность расходов, указываемых на этом счёте.

Расходы условно можно разделить на: прямые, накладные, общехозяйственные

Прямые расходы – это затраты на выплату тарифных окладов сотрудникам, находящихся в штате предприятия, на расходные материалы в процессе оказания услуг этими работниками в ходе трудового процесса.

Накладные расходы – это косвенные расходы, которые делятся на расходы между различными родами деятельности и видами оказываемых услуг. К накладным относятся расходы на уплату налогов.

Такой вид расходов должен планироваться. В плане расходов бюджетного учреждения должны быть внесены затраты на содержание имущества, на выполнение государственного заказа, учтена себестоимость платных услуг.

При этом, субсидии даются для покрытия содержания имущества и выполнение государственного задания. На коммерческие услуги, то есть услуги, оказываемые за определённую плату, действие субсидии не распространяется.

Существует профильный список услуг, с оценкой качества и объёма этих услуг, согласно требованиям государственного задания. От этих показателей и зависит коэффициент финансового обеспечения для учёта расходов учреждения, согласно взятых им бюджетных обязательств.

Накладные расходы распределяются пропорционально таких показателей, как: затраты на оплату труда, полученную прибыль, материальные расходы.

Общехозяйственные расходы – это расходы, связанные с необходимостью оплаты коммунальных услуг (исключение составляют затраты на содержание имущества, которые можно отнести к категории нормативных расходов). Это затраты на содержание недвижимого имущества бюджетного учреждения и прилегающей территории, которая получена на правах оперативного управления или приобретена за счёт средств учредителя. Сюда относятся затраты, на приобретение услуги связи и оплата транспортных услуг. Учитывается расход на оплату труда административно-управленческого, хозяйственного и прочего вспомогательного персонала, который не оказывает услуг, согласно профилю бюджетного учреждения (сотрудники, которые не являются профильными дипломированными специалистами). Расходы, направленные на нужды по ведению хозяйства.


Расчёты в бюджетных учреждениях и их учёт...


Бюджетное учреждение обязано вести учёт своего библиотечного фонда, в частности, учебников, на основе действующего законодательства РФ, которое представлено в виде федеральных...

Как правильно вести бухгалтерский учет по поступлению и расходованию внебюджетных средств (доходов от оказания платных услуг)? Как формируются доходы и фактические расходы в разрезе кодов бюджетной классификации? Как формируется себестоимость по видам затрат? Ответы на эти и некоторые другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета по внебюджетной деятельности на примере бюджетного учреждения, которое финансируется путем выделения субсидий на выполнение государственного задания (оказание санитарно-эпидемиологических услуг). Кроме бюджетной деятельности, оно оказывает санитарно-эпидемиологические услуги на платной основе юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними договоров, то есть занимается иной приносящей доход деятельностью, руководствуясь Перечнем платных услуг (утвержден приказом предприятия).

Если в бюджете в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция) применяется код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4), то по иной приносящей доход деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2).

Доходы от оказания платных услуг учитываются по кредиту счета 2.401.10.130.

Рассмотрим некоторые проводки:

1. Заказчику оказали услугу, выполнили работу. На основании акта выполненных работ, подписанного обеими сторонами (заказчиком и исполнителем услуг), начисляем доход:

Дебет счета 2.205.31.560 Кредит счета 2.401.10.130.

2. Заказчик оплатил оказанную услугу, денежные средства поступили на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.205.31.660.

3. Заказчик оплатил оказанную услугу в кассу учреждения:

Дебет счета 2.201.34.510 Кредит счета 2.205.31.660.

4. Выручку от оказания платных услуг из кассы учреждения по объявлению на взнос наличными сдаем на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.210.03 560 Кредит счета 2.201.34.610.

5. Денежные средства (выручка) зачислены на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства:

Дебет счета 2.201.11.510 Кредит счета 2.210.03.660.

Поступление денежных средств отражается по дебету счета 2.201.11.210.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 17.01.

6. Внутриведомственные расчеты между головным учреждением и филиалом по доходам отражаются следующей проводкой:

Дебет счета 2.304.03.130 Кредит счета 2.401.10.130.

Итак, доходы отражаются по кредиту счета 2.401.10.130 (КОСГУ 130).

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом прямых, накладных (косвенных) и общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией. Учреждение в учетной политике должно определить порядок и периодичность отражения расходов на этом счете. Предположим, расходы отражаются по итогам месяца.

В бухгалтерском учете расходы делятся на прямые, общехозяйственные, накладные (см. рисунок). К прямым расходам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию, которые заняты оказанием санитарно-эпидемиологических услуг, и начисления на выплаты по оплате труда (страховые взносы) этих специалистов, а также расходные материалы (химические реактивы бактериологические препараты, среды, спирт и т. д.), которые непосредственно используются в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы — это расходы на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат), услуги связи, транспортные услуги, на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании санитарно-эпидемиологических услуг, на содержание объектов недвижимого имущества.

Косвенные производственные затраты нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, на обслуживание производственного процесса, на командировки, обучение сотрудников и т. д. Они подлежат распределению между видами финансового обеспечения деятельности (КФО).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ УЧРЕЖДЕНИЯ

Как видим, на рисунке прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу «производственные расходы» Накладные расходы в этой группе подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам). На основании п. 135 Инструкции общехозяйственные расходы учреждения за отчетный период (месяц) распределяются на себестоимость работ, услуг, а нераспределенные расходы — на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера. На основании п. 136 Инструкции сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации работ, услуг, является издержками обращения, которые тоже относятся на увеличение расходов текущего года.

Итак, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов определяется предпариятием самостоятельно и отражается в учетной политике.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение государственного задания планируются на основании данных, полученных от учредителя. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг). Общие расходы согласно учетной политике распределяются пропорционально доходам по видам деятельности. Рассмотрим на примере, как распределяются общие расходы между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Доходы предприятия по видам деятельности составляют:

  • субсидии, на выполнение госзадания — 10 020 000 руб.

приносящая доход деятельность — 30 000 000 руб.

На уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество учреждения, выделено 20 000 руб.

Расходы предприятия представлены в табл. 1.

Таблица 1. Расходы предприятия

Вид расходов

КОСГУ

Всего общих расходов, руб.

Услуги связи

Коммунальные услуги

В том числе:

электроэнергия

тепловая энергия

водопотребление водоотведение

Транспортный налог

Итого

559 000

Согласно установленному методу распределения общих расходов при планировании финансово-хозяйственной деятельности общие расходы распределяем пропорционально доходам по видам деятельности (в общей сумме доходов и без учета суммы субсидии, выделенной на уплату налогов на имущество и землю; табл. 2):

1. Общая сумма субсидий на выполнение государственного задания (без учета суммы на налоги) составляет:

10 020 000 - 20 000 = 10 000 000 руб.

2. Общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета на налоги):

40 020 000 - 20 000 = 40 000 000 руб.

3. Доля доходов по субсидиям:

10 000 000 руб. / 40 000 000 руб. = 25 %.

4. Доля доходов от приносящей доход деятельности:

30 000 000 руб. / 40 000 000 руб. = 75 %.

Таблица 2. Распределение расходов по видам деятельности

Вид расходов

КОСГУ

Субсидии на выполнение госзадания (25 %)

Средства от приносящей доход деятельности (75 %)

Услуги связи

Коммунальные услуги

В том числе:

электроэнергия

тепловая энергия

водопотребление водоотведение

Транспортный налог

Итого

209 625

349 375

Таким образом, общие расходы распределены по видам финансового обеспечения деятельности:

1) получение субсидий на выполнение государственного задания КФО 4;

2) получение доходов от предпринимательской деятельности КФО 2.

Начисление прямых расходов отражаются на счете 2.109.61.000 «Себестоимость готовой продукции, выполнение работ, услуг» с помощью следующих проводок:

Дебет счета 2.109.61.211 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на оплату труда сотрудников, непосредственно участвующих в оказании услуги.

Дебет счета 2.109.61.213 — Кредит счета 2.303.00.730 — страховые взносы, начисленные на выплаты по оплате труда этих сотрудников.

Дебет счета 2.109.61.272 Кредит счета 2.105.00.340 — расходы материальных запасов, которые непосредственно используются при оказании услуги.

Начисление накладных расходов отражается на счете 2.109.71.000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг». Здесь могут быть такие проводки:

Дебет счета 2.109.71.272 Кредит счета 2.105.00.440 — расходы на прочие материалы.

Дебет счета 2.109.71.290 Кредит счета 2.208.00.660 — прочие расходы.

Начисление общехозяйственных расходов отражается на счете 2.109.81.000 «Общехозяйственные расходы»:

Дебет счета 2.109.81.211 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на оплату труда управленческого и вспомогательного персонала.

Дебет счета 2.109.81.213 Кредит счета 2.303.00.730 — страховые взносы, начисленные на выплаты по оплате труда этого персонала.

Дебет счета 2.109.81.221 Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на услуги связи.

Дебет счета 2.109.81.226 — Кредит счета 2.302.00.730 — расходы на прочие услуги.

Дебет счета 2.109.81.272 Кредит счета 2.105.00.440 — расходы на прочие материалы, которые не используются непосредственно для оказания услуги.

Начисление затрат на издержки обращения отражается на счете 2.109.91.000 «Издержки обращения».

При распределении накладных и общехозяйственных расходов по завершению месяца делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет счета 2.109.61.000 Кредит счета 2.109.71.000, Кредит счета 2.109.81.000.

Все суммы, отраженные на счете 2.109.61.000, учитываются при формировании финансового результата.

Расходы за счет предпринимательской деятельности формируются по виду финансового обеспечения деятельности КФО 2. Кроме того, в бюджетных организациях расходы формируются по статьям и подстатьям экономической классификации бюджетов Российской Федерации, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов:

статья 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда» включает следующие подстатьи:

  • 211 «Заработная плата»;
  • 212 «Прочие выплаты»;
  • 213 «Начисления на оплату труда»;

статья 220 «Приобретение услуг» включает подстатьи:

  • 221 «Услуги связи»;
  • 222 «Транспортные услуги»;
  • 223 «Коммунальные услуги»;
  • 224 «Арендная плата за пользование имуществом»;
  • 225 «Услуги по содержанию имущества;
  • 226 «Прочие услуги»;

статья 300 «Поступление нефинансовых активов» включает подстатьи:

  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

статья 290 «Прочие расходы» включает в себя расходы по выплате стипендий; оплату налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, другие расходы, не отнесенные на подстатьи 211-263.

Итак, мы рассмотрели учет доходов и расходов в бухгалтерском учете. Теперь перейдем к формированию доходов и расходов для налогового учета. Деление расходов на прямые и косвенные различаются в бухгалтерском и налоговом учете. При формировании доходов и расходов по предпринимательской деятельности для целей налогообложения, при расчете налога на прибыль надо руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ.

На основании ст. 249 НК РФ доходами от реализации признается выручка от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, выручка от реализации имущественных прав. В учетной политике должен быть прописан метод признания доходов и расходов поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги. В нашем учреждении это метод признания доходов по начислению, то есть доходы признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Налоговый регистр выглядит следующим образом (табл. 3).

Таблица 3. Налоговый регистр по доходам за 1-е полугодие 2013 г.

Наименование расходов

На начало периода

2-й квартал

Итого с начала года

апрель

май

июнь

всего за 2-й квартал

Доходы, в том числе:

6 882 590

3 107 592

2 523 486

1 634 988

7 266 066

14 148 656

Санитарно-эпидемиологические услуги

6 882 590

7 266 066

14 148 656

Внереализационные доходы

В том числе:

возмещение территориального органа по э/энергии

возмещение по решению суда

Всего

6 882 590

3 107 592

2 523 486

1 634 988

7 266 066

14 148 656

Данные по счету 2.401.10.130 Главной книги — 14 148 656,28 руб.

Данные по налоговому регистру составляет 14 148 656 руб. (с округлением).

Значит, доход от реализации услуг составляет:

16 644 335,52 - 2 495 679,24 (НДС) = 14 148 656,28 руб.

Перейдем к формированию налогового регистра по расходам.

Расходы на производство и реализацию включают в себя прямые расходы и косвенные расходы. Методика определения расходов — по методу начисления. Руководствуясь ст. 318 гл. 25 НК РФ, к прямым расходам отнесем:

1. Материальные затраты (пп. 1-4 ст. 254 гл. 25 НК РФ).

2. Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг, расходы на обязательное пенсионное страхование (страховая и накопительная часть трудовой пенсии), на социальное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы на оплату труда.

3. Суммы начисленной амортизации на основные средства, которые непосредственно участвуют в оказании услуг.

К косвенным расходам относятся все остальные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 гл. 25 НК РФ.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 гл. 25 НК РФ. Налогоплательщик, оказывающий услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Налоговый регистр по расходам за 1-е полугодие 2013 г. представлен в табл. 4.

Таблица 4. Налоговый регистр по расходам за 1-е полугодие 2013 г.

№ п/п

Наименование расходов

На начало периода

2-е полугодие

Итого с начала года

апрель

май

июнь

всего за 2 квартал

Прямые расходы всего

1 702 867

1 214 409

1 328 031

1 144 249

3 686 689

5 389 556

В том числе:

зарплата сотрудников, выполняющих платные услуги

начисления на зарплату

медикаменты и бактериологические препараты, химические.реактивы

амортизация основных средств производственного назначения

Косвенные расходы всего

5 200 349

1 001 774

1 072 855

1 070 925

3 145 554

8 345 903

В том числе:

материальные расходы (ГСМ, запчасти, услуги производственного характера, сбор на загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов и т. д.)

зарплата АУП, обслуживающего персонала (в том числе ЕСН)

амортизация основных средств непроизводственного назначения

коммунальные услуги

услуги связи

в том числе услуги сотовой связи

сумма налогов и сборов (за исключением ЕСН и сбора за загрязнение окружающей среды)

прочие расходы

Всего расходов

6 903 216

2 216 183

2 400 886

2 215 174

6 832 243

13 735 459

Внереализационные расходы

В том числе:

возмещение территориального органа на э/энергию

возмещение суда

Всего

6 903 216

13 735 459

Данные по счету 2.109.61.000 Главной книги — 13 995 399 руб.

Данные по налоговому регистру — 13 735 459 руб.

Как видим, суммы расходов, сформированные в налоговом регистре, меньше сумм расходов, сформированных на счете 2.109.61.000, на сумму затрат за счет социального страхования (155 748 руб.), на сумму затрат на амортизационные отчисления основных средств (104 192 руб.), приобретенных учреждением, со стоимостью свыше 40 000 руб. за каждую единицу:

13 995 399 - 13 735 459 = 259 940 руб.;

155 748 + 104 192 = 259 940 руб.

Суммы затрат за счет социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются на счете 303.02 (табл. 6).

Таблица 6. Анализ счета 303.032 (КФО 2) за 1-е полугодие 2013 г.

Дебет

Кредит

Начальное сальдо

155 747,63

155 747,63

Конечное сальдо

Напомним, что все затраты должны быть экономически обоснованы, то есть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и документально подтверждены.

Затраты, произведенные за счет прибыли сразу списываются на счет 2 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

___________________

Надеемся, после прочтения данной статьи у вас не возникнет вопросов, касающихся порядка формирования доходов и расходов по внебюджетной деятельности.

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Ирина Князева

109 счет в Бюджетном учреждении

Прошу разъяснить использование счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в бюджетном учреждении. Учреждение перешло на бюджетный тип 1 июля 2012 года. Отчетность за 2012 год сдана. Бухгалтерский отчет сформирован за второе полугодие 2012 года. Расходы были отнесены на 401 20 «Расходы текущего финансового года». Согласно новому плану счетов необходимо отражать прямые и накладные расходы учреждения. Помогите разобраться, какие расходы и на какой вид относить? Какими документами оперировать?

Ответил пользователь, Анна Андреевна Андреева, Советник ([email protected])

Согласно Инструкции № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; накладные затраты подлежат распределению между видами продукции (работ, услуг). Помимо прямых и накладных расходов в учете бюджетного учреждения есть категория общехозяйственных расходов.

Три вида расходов учитываются на обособленных счетах:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

По каждому из вышеуказанных счетов открываются счета аналитического учета по видам расходов по соответствующим статьям (подстатьям) 211—213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290 КОСГУ.

В учетной политике государственных (муниципальных) бюджетных учреждений необходимо раскрыть информацию о порядке формирования стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ), а также услуг (работ), оказываемых в рамках деятельности, приносящей доход.

К прямым затратам относятся все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг.

Исходя из пункта 17 приказа Минфина России и Минэкономразвития России «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» от 29 октября 2010 г. № 137н/527 (далее - Приказ № 137н/527) в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Перечень данных расходов не является закрытым. В зависимости от специфики деятельности государственного (муниципального) учреждения перечень прямых расходов может меняться, данную информацию необходимо отразить в учетной политике.

Накладные затраты - сопровождающие (сопутствующие) процесс оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции), но не связанные с ним напрямую. Следовательно, в сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к накладным.

Например, к накладным расходам можно отнести затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных средств;
  • обслуживание производства;
  • командировочные расходы;
  • обучение работников;
  • непроизводительные расходы и др.

Общехозяйственные расходы - расходы, произведенные для целей управления, процесса оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции).

В сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к общехозяйственным.

В составе таких расходов могут учитываться:

  • оплата труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала и страховые взносы во внебюджетные фонды с этой оплаты труда;
  • расходы на содержание транспорта;
  • канцелярские и типографские расходы;
  • аудиторские, консультационные и информационные расходы;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • суммы амортизации, ремонта, содержания и эксплуатации зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
  • расходы на охрану учреждения и т. п.

В пункте 135 Инструкции № 157н указанно, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), в соответствии с утвержденной учреждением учетной политикой распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов - на увеличение расходов текущего финансового года. Соответственно в учетной политике государственные (муниципальные) учреждения должны определить, классифицируют они общехозяйственные расходы как нераспределяемые или нет.

Перечень методов распределения общехозяйственных расходов определен в Приказе № 137н/527 и не является закрытым.