Артикуляционный уклад звука ж. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков


«ЛЯГУШКА – ХОБОТОК» На счет «раз - два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок» Улыбнуться с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. . Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

«ЛОПАТОЧКА» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя - пя» .

«ЧАШЕЧКА» Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

«БУБЛИК» Выполнить упражнение «Хоботок» . Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

«ФОКУС» Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

«ЛОШАДКА» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже отпускаем, Маляру мы помогаем.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«ГРИБОК» Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка» . В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

«ГАРМОШКА» Положение языка как в упражнении «Грибок» , губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

Примерный комплекс упражнений для выработки

Гимнастика губ и щёк

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую).

3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы
вытянуты вперед.

4. Попеременное надувание и втягивание щек.

5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются
в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижи­маясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях.

7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта и последующее
смыкание губ.

8. Оскал: а) оскал, челюсти сомкнуты; б) раскрыть рот с ос­
каленными зубами; в) сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.

9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим
закрыванием губами обоих рядов зубов.

10. При широко разомкнутых челюстях губы втягиваются
внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

11. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание их вниз при плотно сжатых челюстях.

12. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние
зубы.

13. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

14. Вибрация губ (фырканье лошади).

15. Движение губ хоботком влево, вправо; так же - растянутыми губами.

16. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево,
вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом
слитно.

17. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы поднимаются к носу и опускаются к подбородку. Дыхание через нос.

18. Укрепление губ при беззвучном произнесении:

а) согласного п-п-п;

б) гласных у, о, и.

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы округлены и слегка вытянуты вперед (перед последующим глас­ным а округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние меж­ду ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму пе­реднего край ковшика), но не касается нёба, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Задняя часть спинки языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка прижаты к верх­ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не на­пряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.



При образовании звука ж та же артикуляция, что и при об­разовании ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблю­щихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш.

Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть при­поднимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продви­нута вперед. Язык напряжен. Нёбная занавеска поднята, голосо­вые складки разомкнуты. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке ш.

При произнесении звука ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при зву­ке т). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Перед­няя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвео­лам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавлива­ется ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голо­совые связки разомкнуты.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

2. «Пирожок».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удер­живать под счет от 1 до 5–10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».

4. «Язык перешагивает через зубы».

5. «Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла­дить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внут­ренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5 –10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при­жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удержи­вать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закры­вать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не прописал.

8. «Вкусное варенье».

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен­ным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка», «Ковшик».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком поло­жении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогиба­ется книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была непо­движной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».

Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибает­ся вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Рупор».

13. «Заборчик» – «Рупор» – «Трубочка».

Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.

Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

14. Упражнение в произнесении звуков т" – щ.

Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т" и щ. Это способствует бы­строму переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произно­сятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

15. «Горка».

Цель: выработать подъем передне-средней части спинки язы­ка, умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, ниж­няя челюсть не двигалась.

артикуляционный уклад звуков [ С, С’ , З, З’]

1 . «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. «Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. «Лягушка» - «Хоботок»

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

4. «Лопаточка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

5. «Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

6. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

7. «Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­ лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

8. «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку -

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

9. «Чистим нижние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

10. «Маленькие качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом - вниз.

11. «Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Ш, Ж, Щ, Ч]

1. «Улыбка»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Улыбаться широко

Очень просто и легко:

Как лягушка

Тянет к ушкам

Губы. Улыбаемся.

Получается отлично!

Молодцы! Стараемся!

2. «Трубочка»

Вытянуть слмкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.

3. «Лопаточка» (см. свистящие)

4. «Блинчик»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Повторить его зарядку

Мы сумеем по порядку.

Пя-пя-пя -

Пя-пя-пя -

Язык - лопатка у тебя!

На лопатку и на блинчик

Наш язык сейчас похож,

Он послушен и прилежен

И поэтому хорош!

5. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

На язык комарик сел,

А взлететь он не сумел!

Прямо в «чашечку» поймался!

В «чашечке» он и остался!

6. «Бублик»

Выполнить упражнение «Трубочка». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

7. «Фокус»

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

8. «Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.


Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

9. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

10. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

11. «Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка - ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

12. «Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Л, Л’]

1. «Заборчик»

Улыбнуться, обнажая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.

2. «Хоботок» (см. свистящие)

3. «Заборчик» - «Хоботок»

4. «Лопаточка» (см. свистящие)

5. «Вкусное варенье» (см. шипящие)

6. «Блинчик» (см. шипящие)

7. «Качели»

Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку.

Лягушонок чуть схитрил.

Закричал что было сил:

«Эй, комарики, качели!

На качели, на качели!

Я качели сделал вам!

Покачаю вас я сам!

Рот открыт,

В улыбке губы,

Гибкий кончик языка

Покачает вас пока

Вверх и вниз,

К губе и к носу,

Наслаждайтесь без вопросов!»

8. «Пароход»

Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опушен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел -

Прямо по морю пошел!

9. «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет: -

Ты - индюк!

11. «Маляр» (см. шипящие)

12. «Посчитай верхние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый верхний зуб с внутренней стороны.

13. «Чистим верхние зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

Лягушонок чистит зубки

Ежедневно, каждый день!

Чистить зубки лягушонку

Ну совсем, совсем не лень!

Зубки верхние снаружи

Чистит. Чистит и внутри.

Справа - влево, слева - вправо,

Полюбуйся, посмотри.

14. «Поймаем звук [ Л ] »

Улыбнуться. Во время произнесения звука Л широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук JI.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ Р, Р’]

1. «Качели» (см. Л)

2. «Маляр» (см. шипящие)

3. «Чистим верхние зубы» (см. Л)

4. «Посчитай верхние зубки» (см. Л)

5. «Лошадка» (см. шипящие)

6. «Грибок» (см. шипящие)

7. «Гармошка» (см. шипящие)

8. «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д - д - д - д!»

9. «Комарик»

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3 (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

10. «Моторчик»

Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или про­сто прямым указательным пальцем само­го ребенка производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас - мотор!

Заводи его, шофер!

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный

артикуляционный уклад звуков [ К, Г, Х]

1. «Лягушка» - «Хоботок» (см. свистящие)

2. «Лопаточка» - «Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

3. «Киска сердится» (см. свистящие)

4. «Чистим нижние зубы» (см. свистящие)

5. «Посчитай нижние зубки» (см. свистящие)

6. «Катушка»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

7. «Качели» (см. Л)

Артикуляционная гимнастика основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, для тренировки которых существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых порах можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было вполне качественно. Затем количество повторений увеличивается, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, а лучше 2 раза в день. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым (!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Очень нравится малышам игра «рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 см. и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».

Артикуляционный уклад звуков

Артикуляционный уклад звука “С”

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционный уклад звука “З”

губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.


Артикуляционный уклад звука “Ц”

положение губ нейтральное,

зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

кончик языка упирается в нижние резцы,

передняя часть спинки языка выгнута,

боковые края языка прижаты к коренным зубам,

вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

артикуляция в два этапа:

1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

Артикуляционный уклад звука “Ш”

Артикуляционный уклад звука “Ж”

губы вытянуты вперед и округлены,

зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

средняя часть спинки языка прогибается,

задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

Артикуляционный уклад звука “Ч”

· губы вытянуты вперед и округлены,

· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

· кончик языка касается резцов,

· средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

· весь язык несколько продвинут вперед,

· артикуляция в два этапа:

1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

· струя воздуха сильная и короткая,

Артикуляционный уклад звука “Щ”

губы вытянуты вперед и округлены,

· кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

· передняя часть спинки языка несколько прогибается,

· средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

· задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

Артикуляционный уклад звука “Л”

положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

· кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка опущены,

· слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционный уклад звука “Р”

· положение губ нейтральное,

· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

· спинка языка опущена,

· задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

· сильная струя воздуха проходит посередине,

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Загнать мяч в ворота . Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…"Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким ("Блинчик") . Цель.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Кто дальше загонит мяч? Цель . Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы. Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.

Методические указания . 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Наказать непослушный язык. Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким ("Блинчик"). Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".

Приклей конфетку . Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок. Цель.

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

Кто дальше загонит мяч? ("Остудить блинчик"). Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола (подуть на кончик языка). Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Вкусное варенье. Цель

Методические указания

Гармошка. Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная связка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус. Цель.

Методические указания.

В случае, если звук не вызывается по подражанию, следует перейти к его постановке. Для этой цели необходимо научить широкий передний край языка подниматься за верхние зубы и принимать форму «чашечки» или «ковшика», когда боковые края прижаты к внутренней стороне верхних коренных зубов, а середина передней части языка образует щель с передней частью твердого неба. Добиться такого положения можно опять же по подражанию, показав ребенку правильное положение губ и языка. Если не удается закрепить соответствующее положение, обращаемся за помощью, например, к шпателю.

В качестве помощника может подойти и ложка с широкой плоской ручкой: можно поднять широкий передний край языка к альвеолам и, удерживая в таком положении, попросить малыша «посвистеть», или произнести звук [С]. Произнесенный таким образом свистящий звук имитирует звучание [Ш]. Следует обратить внимание на это звучание и связать с новым звуком – [Ш]. После усвоения изолированного произнесения [Ш] проводится поэтапная автоматизация звука. Поскольку артикуляционные и акустические свойства свистящих и шипящих звуков очень близки, после этапа автоматизации звука необходимо провести их дифференциацию.

Можно порекомендовать еще один способ постановки звука [Ш] – от звука [Р], произнесенного шепотом, при условии, что ребенок владеет произношением этого сонора. С этой целью следует попросить ребенка широко открыть рот и произнести длительно звук [Р] – без голоса. Вибрация, производимая кончиком языка, начинает постепенно «угасать», переходя в «шипение». Можно спровоцировать произнесение [Ш] с помощью шпателя или зонда, если во время произнесения [Р] легонько прикоснуться к кончику языка с нижней его стороны. Дальнейшие действия – как и при других способах постановки.

Нарушение произношения звука [Ш] также называется сигматизмом и имеет сходные с нарушением свистящих виды. Другие звуки, относящиеся к группе шипящих, могут опираться на сформированные в ходе работы над звуком [Ш] произносительные навыки, в особенности это касается звука [Ж], отличающегося от [Ш] только наличием голоса. Однако особенности произнесения звуков [Ч] и [Щ] определили наличие некоторых индивидуальных приемов постановки. Это – предмет отдельного разговора.

Комплекс артикуляционных упражнений для звука [Л]

Наказать непослушный язык. Цель . Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Пароход гудит. Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх. Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания . Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не высовываться вперед.

Качели. Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания . Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка ("Лошадка"). Цель.

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка. Цель . Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л. Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические рекомендации . 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняется только языком. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

После того как язык достаточно окреп и привык к положению между зубами, следует перейти к постановке межзубного звука [Л]. С этой целью широкий передний края языка просовывается между зубами и слегка прикусывается; добавляется гудение (произнесение звука [Ы] – ‛как пароход гудит, когда отходит от причала…») должен слышаться звук [Л]. Это межзубное произношение закрепляется в сочетании с гласными в слогах, словах и фразовой речи. После того как межзубный звук [Л] будет произноситься в спонтанной речи, можно перевести кончик языка за верхние зубы. Зачастую, этот переход осуществляется незаметно.

Артикуляционная гимнастика для звуков [Р] и [Р’]

"Заборчик". Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.

"Трубочка" . Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед – "трубочкой". Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.

"Вкусное варенье". Цель . Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" языка наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

"Почистить верхние зубы". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания . 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

"Лошадки" . Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

"Маляр". Цель . Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.

"Грибок". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).

Методические указания . 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половинка не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.

"Фокус". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

"Барабанщик". Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.