Краткая история анатомии. Роль ученых в области анатомии Ученики получают анатомические сведения в рамках темы


Задание:

  • Прочитать предложенный текст;
  • Выписать имена и фамилии ученых и деятелей, которые внесли весомый вклад и оказали влияние на развитие анатомии, как науки (ФИО, годы жизнидеятельности, вклад в науку)

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

В XVIII - XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.

Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

В развитии анатомии и медицины древней Греции много сделано в доалександрийский период (VI-III века до н.э.). Знаменитым врачом этого времени Гиппократом (460-377 г.г. до н.э.) были обобщены все достижения современной ему анатомии. Строение человека он рассматривает вместе с болезнями и травмами. Так, описывая раны, переломы, вывихи Гиппократ приводит достаточно верное описание костей, суставов, внутренних органов. Полости туловища разделяет диафрагмой, в легких находит пять частей, в сердце - желудочки, ушки, перикард. Однако артерии и вены часто смешивает, нервы не всегда отличает от сухожилий. В книге «Эпидемии» у Гиппократа описываются два черепно-мозговых нерва, проходящих вдоль трахеальной артерии к желудку (блуждающие нервы). Мозг описывается в виде двух полушарий и относится вместе с почками, миндалинами, лимфоузлами к железам.

В медицине и философии Гиппократ занимал материалистические позиции под влиянием работ Демокрита, Гераклита (основное философское положение древних греков – панта рей – все течет, все изменяется; «в одну реку невозможно войти дважды»). Учение Гиппократа о соках (кразах) в организме человека — крови, слизи, черной и светлой желчи дошло и до наших дней. Понятие нормы в нем определяется как правильное перемещение кразов. По Гиппократу – кровь (сангвис) поддерживает жизненный дух, слизь (флегма) вызывает вялость, черная желчь - меланхолию, светлая желчь (холе) – возбуждение, гнев. В связи с этим положением различают 4 типа темперамента: сангвинический, флегматический, меланхолический, холерический.

Гиппократ свел в единое руководство достижения современной ему анатомии, используя первые рукописи в виде «Анатомии» Диоклесса, трудов Алкмеона и своих собственных. На Русь работы Гиппократа проникли в средние века из Византии, они переводились, комментировались, обсуждались в монастырях и тиражировались рукописным способом, служили своеобразными учебниками в лекарских школах.

Гиппократ пользовался огромным авторитетом, имел много учеников, на его труды опирались все последующие исследователи и врачи. Имя его, как отца европейской и мировой медицины, известно всему миру, а его деонтологические заповеди легли в основу современной присяги врача и называются клятвой Гиппократа. Он заложил основы врачевания и должного поведения медиков, которыми пользуются и в наше время.

Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях. Один из её крупных представителей Герофил умело вскрывал трупы человека (более 600), правильно описал черепные нервы, различал чувствительные и двигательные ветви, оболочки и синусы головного мозга, ориентировался в строение оболочек глаза, брыжеек, печени. Древним грекам было известно бальзамирование, для которого они применяли воск и пчелиный мед. Тело Александра Македонского, во время доставки на родину, сохранялось в меде.

Аристотель - крупнейший древнегреческий ученый, энциклопедист – является прямым предшественником Александрийской школы. Непосредственно анатомией человека он не занимался, однако, вскрывая животных, получил много анатомических фактов, которые систематизировал и с позиции логики, философии изложил в книгах «Истории животных», «О частях животных», «О происхождении животных», чем заложил основы описательной зоологии, сравнительной анатомии, эмбриологии. В своих анатомических знаниях во многом был прав, считая сердце началом сосудов, а сосуды – «приемниками крови». Однако он думал, что кровь заполняет только вены, а в артериях движется только «пневма – жизненное дыхание». Сердце он назвал обиталищем души, интеллекта, а мозг относил к «холодным органам», нервы считал трубчатыми структурами.

Таким образом, у Аристотеля, как и у Гиппократа, наряду с правильными суждениями о строении и назначении органов наблюдаются неверные, что обусловлено недостаточным развитием научных методов познания того времени (из-за этических и религиозных запретов трупы людей почти не вскрывались), а анатомия животных не идентична анатомии человека. Мировоззренческие позиции древних ученых тоже отражались на представлениях о строении и функции человеческих органов.

Аристотель по мировоззрению дуалист, т.е. колеблющийся между материализмом и идеализмом, развивает идею Платона, своего учителя, о трех видах души, помещающихся в мозге, сердце, печени (знаменитый треножник Платона). Аристотель считает, что душа едина с телом, и умирают они вместе (материалистический подход). Однако он доказывает, что развитие всего живого целенаправленно свыше – теологично, что потом легло в основу схоластики, господствовавшей в средневековой медицине.

Перед величием Аристотеля преклоняются многие, среди его учеников Александр Македонский, знаменитые врачи и философы древности. Чарльз Дарвин считал своими богами Линнея и Кювье, но перед Аристотелем — они, по его мнению, школьники. В естествознании учение Аристотеля сохраняло позиции и почиталось в течение двух тысячелетий и, сегодня, в трудах по философии, медицине, психологии, истории его учение анализируется, критикуется, сохраняя не только исторический интерес, но и определенную актуальность.

Клавдий Гален – ученый и знаменитый врач Древнего Рима, обобщил по анатомии человека все, что было известно до него, дополнил эти сведения собственными данными. Его основной труд «17 книг о назначении человеческого тела» написан на греческом языке в 169-175 гг. нашей эры, а переведен на латынь в 1310 году. Анатомические исследования Гален проводил на трупах животных, особенно обезьян, реже на мертвых человеческих телах; обладал великолепной техникой вскрытия и постановки эксперимента. Много сделал открытий, например, в головном мозге — водопровода, описал анатомическое строение органов, пытался установить их функциональное назначение. В Риме был популярным, публичным лектором, сопровождал свои выступления демонстрацией опытов; написал более 400 сочинений, успешно вел врачебную практику, в частности, был врачом гладиаторов.

Расцвет античной анатомии в большой степени обусловлен работами Галена. В средневековую Русь античные рукописи Гиппократа, Аристотеля, Галена поступали через Византию (Восточный Рим). В монастырях, церквах они использовались для обучения лекарей и непосредственного врачевания. Особая заслуга в распространении этого наследия принадлежит игумену Белозерского монастыря Кириллу, который перевел и составил комментарий «Галиново на Ипократа» – учебное пособие для подготовки монастырских лекарей. Русские монастыри располагали трудами Аристотеля, которые с греческого языка переводили на церковно-славянский, использовали в лекарском деле и при обучении.

Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи как анатом. Андрей Везалий – революционер описательной анатомии.

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления.

История анатомии , являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердце, печень). Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI-VII вв. до н.э.). В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Значительную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования тел умерших. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции производили вскрытия трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300-250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды, выделял двигательные и чувствительные нервы.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131-201) описал 7 (из 12) пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в Античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию)
принцип телеологии (от греч. telos - цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство догматизма не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. На Востоке также запрещалось вскрывать трупы, поэтому анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена . Известны имена Аль-Рази (Разес, 850-932 гг.) - основателя Багдадской больницы и при ней Медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего для того времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз. Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов людей. В этот период открываются первые университеты.

Начиная с XIII в. в университетах выделяются медицинские факультеты . В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275-1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии .

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий . Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) вскрыл 30 трупов людей . Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514-1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani coiporis fabrica) , изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI-XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многие
органы тела человека.

В XVI-XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения - анатомические театры (например, в Падуе в 1594 г., в Болонье в
1637 г.). Голландский анатом Ф. Рюиш (1638-1731) усовершенствовал метод бальзамирования трупов, производил инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую для
того времени коллекцию анатомических препаратов , в том числе препаратов, демонстрирующих пороки развития и аномалии. Петр I во время одного из посещений Голландии приобрел
у Ф.Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской «Кунсткамеры».

Анатомические открытия послужили основой для исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сереет(1511 - 1553) , а через 6 лет ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. В 1628 г. вышла книга английского врача Уильяма Гарвея (1578-1657), в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения . В этом же году вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591 - 1626), описавшего брыжеечные лимфатические («млечные») сосуды.

Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги(1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатома
Готфрида Бидлоо(1649-1713) «Анатомия человеческого тела» . Атлас состоял из 105 таблиц-рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697-1770) в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. - работу о мышцах, а позже - таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755-1815) , особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787) . Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769-1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд К. Биша(1771-1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К. М. Бэр (1792-1876), открывший
яйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн (1810-1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.

В конце XIX-начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В.Шпальтегольцем (1861 - 1940), Г. Браусом (1868-1953) и др.

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Грегор Мендель (1834-1884) объяснил законы наследственности. А. Вейсман (1834-1914) предсказал существование носителей наследственности - хромосом (ученый назвал их идантами), высказал предположение о линейном расположении единиц наследственности в хромосомах. Э. ван Бенден Бовери (1846-1910) и О. Гертвиг (1849-1922) описали мейоз. В то же время Э.ван Бенден Бовери доказал, что число хромосом в половых клетках в 2 раза меньше, чем в соматических. В. Флемминг (1834-1905) одновременно с киевским гистологом П. И. Перемежко (1833-1893) описал митоз. Т. Морган (1866-1945) в начале XX в. доказал линейное расположение генов в хромосомах.

Конец XIX в. ознаменовался еще двумя великими открытиями, которые сыграли огромную роль в развитии анатомии. Открытие в 1895 г. К. Рентгеном (1845-1923) Х-лучей привело к созданию принципиально нового раздела анатомии - анатомии живого человека, рентгеноанатомии. И. И. Мечников (1845-1916) открыл фагоцитоз, положив начало изучению иммунной системы.

В XX в. анатомия достигла новых больших успехов. Это относится в первую очередь к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. Основополагающие работы были проведены
в области функциональной морфологии нервной системы. К. Гольджи (1843-1926) разработал оригинальный метод импрегнации тканей солями серебра, открыл внутриклеточный
сетчатый аппарат, названный его именем. Используя метод Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль (1852-1934) сформулировал нейронную теорию, согласно которой каждый нейрон является структурно и функционально независимой единицей, открыл динамическую поляризацию нейрона.

Английский ученый Дж. Ленгли (1852-1925) описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в вегетативной нервной системе наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков (1853-1930), П. Флексинг (1847-1929) детально изучили анатомию мозга. О. Леви (1873-1961), Д. Экклс (род. в 1903 г.) исследовали структуру и функцию синапсов. О.Леви обнаружил медиаторы парасимпатической (ацетилхолин) и симпатической (адреналин) частей
вегетативной нервной системы.

Д. Эрлингер (1847) и Г. С. Гассер (1888-1903) открыли сложную структуру смешанных нервов, обнаружив в них три типа волокон, различающихся по своим морфофункциональным особенностям. В. Xесс (1881 - 1973) изучил центры гипоталамуса, доказал координирующую роль гипоталамуса в деятельности внутренних органов. Г. Шпеман (1869-1941) установил основные механизмы эмбрионального развития, доказал, что формообразовательные процессы являются результатом взаимного влияния частей развивающегося эмбриона.

А. Беннингофф (1890-1953) ввел понятие о функциональных системах. В. Гис младший (1863-1934), Л. Ашофф (1866-1942), А. Кис (1866-1955), М. Флек (1900-1921), С. Тавара (1873-1938) разработали учение о проводящей системе сердца. А. Крог (1874-1949) изучил строение гемокапилляров и механизм регуляции их просвета.

Успехи цитологии в XX в. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования и
авторадиографии. А. Клод (1899-1983) в 30-х годах разработал метод клеточного фракционирования, с помощью которого добился выделения клеточных органелл; открыл рибосомы; установил, что именно в митохондриях происходят клеточное дыхание и окислительное фосфорилирование с образованием АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). В середине 40-х годов А.Клод вместе с К. Портером впервые использовал для изучения клетки электронный микроскоп, сконструированный в 1933 г. Э.Руска. При помощи этого микроскопа была открыта эндоплазматическая сеть.

Д. Э. Паладе (род. в 1912 г.) впервые описал ультраструктуру митохондрий, эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи; разработал экспериментальные методы изучения синтеза белков в живой клетке, предложил и обосновал везикулярную теорию клеточного транспорта веществ, изучил синтез клеточных и внутриклеточных мембран.

К. де Дюв (род. в 1917 г.) усовершенствовал метод дифференциального центрифугирования, открыл лизосомы и пероксисомы, изучил их строение и функции в норме и при различных заболеваниях, а также роль лизосом в процессах старения.

Большие успехи были достигнуты в изучении цитофизиологии поперечнополосатых мышц. А. Сент-Д ьёрди (1893-1986) в конце 30-х годов выделил актин, образующий с миозином комплекс актомиозин, и доказал, что он укорачивается под влиянием АТФ.

Г. Xаслив середине 60-х годов разработал современную теорию мышечного сокращения - скользящих нитей, которая получила признание.

Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг друга»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

2. Исторические этапы развития анатомии.

Этапы развития анатомии как науки

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления. История анатомии, являющаяся частью истории медицины, - это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

История развития анатомии в 5-ти периодах:

1) Начальный: охватываетVстолетие до н.э. Учёные: Гераклит. Гиппократ (20 томов).

2) Научного развития: вбирает отIVстолетия до н.э. и доXVстолетия н.э. УчёныеIVвека: Аристотель (Система органов. Теория развития организма). ВоIIвеке до н.э.: Гален. (Утверждает, что сердце, мозг, печень - главные органы).

3) Период возрождения:XVIвек - и первая половинаXVIIвека. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении. Фаллопий - изучает строение половых органов. Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат. Леонардо Да Винчи - образы животных и человека.

4) Микроскопический период: вторая половинаXVIIиXVIIIвеков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах.

5) Сравнительно-эмбриональный период:XIX-XXвв. - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.

Анатомия представляет собой основу всех медицинских знаний. Начиная с давних времен, на протяжении ряда веков она способствовала развитию медицины. Еще в глубокой древности людей интересовало строение человеческого тела. В Древней Греции более 2000 лет назад наряду с развитием астрономии, математики, философии и других наук развивались также медицина и анатомия. Медицина тогда находилась в руках жрецов. Покровителем ее считался бог Эскулап (Асклепий).

Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (535-475 г. до н. э.) первый попытался рассматривать всю вселенную как один великий непрерывный процесс развития: все формы жизни захвачены потоком изменчивости, нигде в мире нет абсолютного покоя, всякая остановка является лишь кажущейся, вечно совершается обмен материи, повсюду и вечно меняется форма: новая форма насильственно уничтожает старую, движение есть форма бытия материи, нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения - без материи. Гераклиту принадлежит знаменитое изречение: "Панта реи" - все течет, все изменяется.

Первым ученым-анатомом, признававшим необходимость систематического рассечения трупов животных, чтобы получить анатомические познания, был Алкмеон Кротонский (около 500 лет до н. э.). Он написал первую книгу по анатомии и открыл, что глаз и ухо связаны с головным мозгом посредством нервов.

В IV веке до н. э. в Греции жил крупнейший философ того времени и врач Гиппократ, которого до сих пор называют отцом медицины. По вопросам медицины Гиппократ написал много работ. Ему принадлежит также трактат о строении человеческого тела. Он первый попытался собрать воедино всевозможные медицинские сведения и противопоставить их религии: заклинаниям, молитвам и прочему мистическому ритуалу жрецов. Но анатомические знания тогда были весьма еще скудны и примитивны. Например, Гиппократ утверждал, что мозг человека имеет консистенцию слизи и что головной мозг вырабатывает семя, которое через спинной мозг поступает в половые органы, и что в сосудах у человека находится воздух. Гиппократ не отличал нервов от сухожилий и вен от артерий. Болезни он рассматривал как смешение соков организма. Однако все же более глубокое развитие врачебного дела началось только с Гиппократа.

Второй крупнейший ученый - естествоиспытатель и философ Древней Греции Аристотель (384-322 г. до н. э.) - уже дает более точные сведения по анатомии человека. Ему принадлежит первая попытка собрать отдельные сведения о явлениях, происходящих в организме, и объединить их в систему анатомо-физиологических представлений. Аристотель уже отличает нервы от сухожилий, а также особо выделяет печень среди других органов. Он знал, что артерии отходят от аорты, а не от печени, как это считал Гиппократ. Но в то же время Аристотель писал, что все нервы органов чувств берут начало в сердце. В сухожилиях он видел органы движения, а в мышцах - ощущения. Он считал также, что основная роль головного мозга заключается в умерении теплоты крови.

Основанная Птоломеем первая медицинская школа в Александрии (320 г. до п. э.) была, по-видимому, первым местом, где начали изучать анатомию человека. Одним из условий расцвета научной деятельности в Александрии было основание знаменитого Александрийского музея и огромной библиотеки при нем. Это учреждение вскоре превратилось в своеобразный университет древнего мира. Развитие биологических дисциплин было обеспечено в Александрии организацией ботанического и зоологического сада и анатомического театра. В этот период стали известны имена двух блестящих ученых - Герофила и Эрасистрата (первая половина III века до н. э.).

Герофил уже выделял анатомию как самостоятельную науку. В школе Герофила рассечение трупов людей и животных стало основным методом изучения строения тела человека. Герофил сделал немало крупных открытий. Он опроверг опиравшееся на авторитет Аристотеля заблуждение, будто не мозг, а сердце есть орган мышления, окончательно признав эту роль за мозгом, в котором видел центр всей нервной системы. Головной мозг он считал источником импульсов к произвольным движениям, органом, функция которого связана с возникновением ощущений. Герофил выяснил разницу между двигательными и чувствительными нервами; он уже видел различие между мозжечком и полушариями головного мозга, исследовал строение продолговатого мозга, изучил предстательную железу и дал ей это название.

Эрасистрат был младшим современником Герофила. Отличаясь более широким кругозором, он наряду с анатомией занимался и физиологией. Он подробно описал желудочки мозга и исследовал извилины мозговой коры, установил связь нервов непосредственно с мозговым веществом. На сокращение мышц Эрасистрат смотрел как на причину движений организма; он проследил пути артерий и вен от самого сердца. Изучая сердце, Эрасистрат открыл его клапаны, тщательно описал строение двустворчатого и трехстворчатого; наблюдал, как артерии и вены постепенно разветвляются, вступив в какой-либо орган, как их веточки становятся совсем мелкими и затем перестают быть видимыми. Он высказал мысль, что это ветвление продолжается и дальше и что тончайшие вены постепенно переходят в артерии, которые будто бы насасывают кровь из вен. Таким образом, Эрасистрат предвосхитил открытие капилляров, сделанное Мальпиги уже с помощью микроскопа, и, по-видимому, был близок к мысли о кровообращении.

Позднее, во II веке н. э., римский философ, анатом и врач Клавдий Гален (131-201 г.), окончивший медицинскую школу в Александрии, впервые начал читать курс анатомии человека. Его лекции сопровождались вскрытиями трупов животных (главным образом обезьян). Человеческих трупов, однако, Гален не вскрывал, так как это считалось в его время большим грехом, запрещалось гражданскими и религиозными законами и строго наказывалось, вплоть до сожжения на костре. Гален сделал подробные описания мышц и костей. Он выделил те типы строения костей, которые почти без изменений приняты и в современной анатомии. Много ценных сведений дал Гален и в области изучения мозга. Одна из вен мозга до сих пор называется его именем - "большая вена Галена". Гален, как и Герофил, считал, что мозг является "общим чувствилищем тела", средоточием чувствительности, и в нем же он увидел причину произвольных движений. Свои общие анатомические взгляды Гален изложил в работе "Об употреблении частей человеческого тела", в которой рассматривал анатомические структуры в неразрывной связи с функцией.

Гален считал, что в артериях находится кровь, а не воздух, как это в свое время утверждал Гиппократ. Гален впервые написал обстоятельный труд по изготовлению лекарств. До сих пор часть лекарственных веществ известна в аптеках под названием галеновых препаратов.

Развитие анатомии и физиологии неизменно протекало в теснейшей связи с медицинской практикой, поэтому врачи и явились первыми анатомами и физиологами, строившими догадки об устройстве и функциях человеческого тела. Первые эксперименты древних врачей, в особенности осуществленные Галеном, послужили основой для теорий, которые почти без всяких изменений продержались в течение 14 веков.

В период средневековья, вплоть до XV века, анатомия, как и другие науки, находилась под тяжким гнетом религии, ученых преследовали и обвиняли в колдовстве и нередко сжигали на кострах. В учебных заведениях того времени студентам преподносились очень скудные и детски-наивные анатомические сведения. Так, например, в XIV веке профессор анатомии Парижского университета Мондевиль со своей кафедры вещал студентам: "Череп человека состоит из нескольких костей, между ними имеются промежутки, а в эти промежутки выходят испарения из мозга, имеющего консистенцию слизи"; или: "Мозг наш холодный для того, чтоб умерять жар сердца". Ясно, что такое преподавание нельзя назвать научным.

Только в 1316 г. Мондино в Болонье удалось вскрыть два человеческих трупа и его сочинением по анатомии исключительно и пользовались почти в течение последующих 200 лет, так как папа Бонифаций VIII грозил наложить отлучение от церкви на тех, которые стали бы анатомировать человека или вываривать человеческие кости. Запрещение вскрывать трупы создавало огромные препятствия на пути развития анатомии и медицинских наук.

Среди ученых, которые, несмотря ни на какие препятствия, все же двигали науку вперед, следует назвать выдающегося таджикского врача и философа Ибн-Сину (Авиценна), жившего в 980-1037 гг., который написал много научных трудов. В его знаменитом труде "Канон врачебного искусства", состоящем из пяти книг, собрано большое количество медицинских сведений, в том числе и данные по анатомии человека.

Основателем анатомии как науки по справедливости считается бельгийский анатом Андрей Везалий (1514-1564). Он первый начал тщательно изучать строение человеческого тела на трупах. Везалий написал обстоятельный труд по анатомии человека * . Анатомия Везалия была настоящей наукой, основанной на непосредственном изучении человеческого тела. Описательная анатомия того времени была неразрывно связана с именем Везалия, так как он дал ей больше, чем целые поколения других анатомов.

* (De corporis humani fabrica libri septem (о строении человеческого тела). )

Заняв кафедру анатомии в Падуе (Италия), Везалий вопреки установившемуся порядку изучал анатомию человека не по книге, а с помощью вскрытия трупов. В своем знаменитом труде он дал точное описание скелета, связок, мышц, сосудов, нервов, внутренностей, мозга и органов на основании собственных исследований. В этой книге Везалий указал, что в работах Галена, по которым все врачи учились анатомии много веков, можно обнаружить не менее 200 ошибок.

Труд Везалия был встречен бурей негодования анатомов и медиков средневековья, так как тысячелетние авторитеты были ниспровергнуты, церковные запреты нарушены, а мудрость последователей Галена взята под подозрение. Бывший, учитель Везалия Сильвий стал называть его вместо Везалиус "Везанус", т. е. безумный. Анатомические произведения Везалия тщательно рассматривались цензурой инквизиции. Ученый был вынужден покинуть Италию. Он нашел покровительство у испанского короля Карла V. Но научные противники продолжали преследовать Везалия. Его клеветнически обвинили во вскрытии живого человека, и он был присужден к путешествию в Палестину для искупления своих "грехов". Во время этого путешествия Везалий погиб. Анатомические труды Везалия пробили брешь в средневековых представлениях о методах изучения анатомии. Стало совершенно ясно, что наука о строении человеческого тела не может развиваться без вскрытия трупов.

После Везалия эту науку далеко продвинули известные итальянские анатомы Фалл опий (1523-1562), Евстахий (1520-1574), Мальпиги (1628-1694), которые тщательным изучением строения и работы органов человека заслужили мировую славу. Одним из первых реформаторов галеновской анатомии был также Яков Сильвий (1478-1555), который значительно исправил данные Галена и широко применил демонстрацию и практические занятия на трупах, изменил и радикально исправил анатомическую терминологию.

Очень много сделали для изучения анатомии Варолий, знаменитый художник Леонардо да Винчи (1452-1519) и ряд других. С именами ученых в анатомии до сих пор связаны названия некоторых органов и частей человеческого тела, например евстахиева труба, соединяющая среднее ухо с глоткой, фаллопиевы трубы матки, варолиев мост в мозгу, бартолиновы железы, пейеровы бляшки и пр.

Начало XVII века было поворотным пунктом в изучении организма человека, так как оно ознаменовалось одним из величайших открытий в биологии - открытием кровообращения Гарвеем (1628), положившим начало физиологии как самостоятельной дисциплине. Однако это открытие было встречено в штыки всеми авторитетами того времени; на Гарвея обрушились потоки клеветы и брани; его слава талантливого врача сразу померкла. Недаром И. П. Павлов назвал труд Гарвея "подвигом смелости и самоутверждения. Через крест поношений прокладывала себе дорогу научная истина".

На Русь сведения по анатомии и медицине проникли из Византии только после принятия христианства. Медициной занимались сначала лишь в монастырях (Киево-Печерская лавра), а вскоре начала развиваться и светская медицина. Но татарское иго надолго остановило развитие медицины, которая вновь была сосредоточена только в монастырях. Ни о какой научной разработке вопросов по анатомии и физиологии не могло быть и речи. После свержения татарского ига (1380) на Руси начинает вновь возрождаться медицина. Первое упоминание о враче относится к эпохе Иоанна III (1483), когда появились на Руси из-за границы врачи Антон Немчин и Леон Жидовин. Первый лечил татарского царевича, а второй - сына Иоанна III; оба за неудачное лечение поплатились жизнью; они, по-видимому, были вообще совершенно невежественными людьми.

Затем появляются уже знающие врачи, из которых первыми были немец Теофил и грек Марко. Царь Иван Грозный и Федор Иванович выписывали врачей из Англии; так, был прислан Роберт Якоб, который был опытным терапевтом и акушером. При Иване Грозном открылась в Москве первая аптека. В 1629 г. учреждается Аптекарский приказ - центральное правительственное учреждение, которому были подчинены все врачи, аптекари, цирюльники и почему-то даже часовых дел мастера. При Аптекарском приказе основалась первая лекарская школа, в которой стали изучать и анатомию человека. Из первых русских врачей широкой известностью пользовался Петр Васильевич Постников - образованнейший русский врач, окончивший Падуанский университет и получивший докторский диплом (1692).

С течением времени правительство стало усиленно принимать меры к насаждению медицинских знаний в России. В 1654 г. в Москве была открыта госпитальная врачебная школа.

В 1658 г. из этой школы было выпущено 13 врачей. Русский ученый Епифаний Славинецкий в 1658 г. перевел на русский язык книгу Везалия о строении человеческого тела. Первая школа просуществовала до конца XVII столетия.

При Петре I в 1706 г. в Москве был открыт генеральный госпиталь и при нем медицинская школа. Такие же школы с госпиталями были открыты потом и в Петербурге. С открытием этих специальных школ в России начинает уже более серьезно развиваться анатомия и физиология как основа медицинских наук.

Курс медицинских наук проходился тогда в течение 5-10 лет. В конце XVIII века стали строиться уже специальные здания для врачебных школ. В 1755 г. был открыт Московский университет с медицинским факультетом; в 1798 г. создана Медико-хирургическая академия в Петербурге. В начале XIX века было уже открыто несколько университетов с медицинскими факультетами (Дерптский, Казанский, Харьковский). Медицинские факультеты становятся главными центрами по изучению и развитию анатомии и физиологии уже на строго научных основах.

Первым русским анатомом был ученик Ломоносова акад. А. П. Протасов (1724-1796), составивший труд "По части анатомических терминов". Из основателей русской анатомической школы следует назвать М. И. Шеина (1712-1762), издавшего переводную "Сокращенную анатомию" и составившего первый русский анатомический атлас; Д. И. Иванова (1751-1821), в работе которого "О происхождении межреберных нервов" впервые были точно определены связи симпатических узлов пограничного ствола. Одним из образованнейших врачей-анатомов того времени был Н. А. Максимович-Амбодик (1744-1812). Он написал ряд выдающихся работ, в том числе "Анатомико-физиологический словарь", и обогатил научный язык многими удачными русскими терминами, употребляемыми и до сих пор вместо старых неуклюжих (например, поджелудочная железа раньше называлась "пригожемясной железой").

В XVII веке, когда был изобретен микроскоп, стало возможным "детальное изучение строения отдельных органов человеческого организма. Были открыты капилляры - тончайшие кровеносные сосуды, красные и белые кровяные тельца в крови, сперматозоиды в семенной жидкости мужчины и т. д. Благодаря микроскопу родилась новая наука - микроскопическая анатомия, или гистология.

Многие ученые того времени, в том числе анатомы и физиологи, рассматривали человеческий организм с чисто механистических позиций, т. е. как сложную машину, деятельность которой подчинена исключительно законам физики и химии. Наряду с этим имели место идеалистические воззрения, связанные с особой "жизненной силой", будто бы направляющей и регулирующей все жизненные процессы (витализм). И только со второй половины XIX века в связи с появлением эволюционного учения Чарлза Дарвина (1809-1882) о развитии органического мира витализм сдает свои позиции, и анатомия стремится вместе с другими биологическими науками открыть естественные законы развития и формирования человека.

Идеи Дарвина поставили перед анатомической наукой совершенно новую задачу - не только описать, но и объяснить строение человеческого тела, дать историю его образования, раскрыть в анатомических структурах их филогенетическое прошлое, показать своеобразие человеческого организма и разъяснить, как оно сложилось в процессе исторического становления человека.

Необходимо отметить, что современник Дарвина профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814-1858) в своих работах по биологии во многом превосхитил идеи Дарвина. Независимо от Дарвина те же мысли о происхождении и развитии органического мира развивал в своих трудах и другой русский ученый того времени А. Н. Бекетов.

Русский перевод сочинения Дарвина "Происхождение видов" (1859) был отредактирован русским физиологом И. М. Сеченовым.

Крупнейшим представителем эволюционного учения в России был тогда В. О. Ковалевский (1842-1883) * . Продолжателями эволюционного учения Дарвина в то время были выдающиеся биологи И. И. Мечников (1845-1916), К. А. Тимирязев и Н. А. Северцов.

* (Брат выдающегося русского зоолога А. О. Ковалевского и муж Софьи Ковалевской, знаменитого русского математика. )

Крупными учеными-анатомами XIX и первой половины XX века, оставившими большой след в развитии анатомии, были следующие русские ученые.

П. А. Загорский (1764-1846) - автор первого русского оригинального учебника анатомии "Руководство к познанию человеческого тела". Он начал систематическое изучение аномалий и вариаций строения и первый стал применять сравнительно-анатомические данные к уяснению строения человека.

А. М. Шумлянский (1748-1795) - оригинальный русский исследователь, давший много ценного по изучению строения почек.

X. И. Лодер (1758-1832) - один из учителей Н. И. Пирогова. По плану Лодера был построен анатомический театр Московского университета и создан музей. Он написал прекрасный учебник по анатомии, а составленный им анатомический атлас долгое время оставался непревзойденным.

Самым выдающимся анатомом и хирургом XIX века был Н. И. Пирогов (1810-4881). Н. И. Пирогов начал изучение анатомии в те времена, когда эта наука не имела еще достаточно широкого применения в медицине. "Я застал еще в Берлине практическую медицину, - вспоминал Пирогов, - почти совершенно изолированную от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии. Было так, что анатомия и физиология сами по себе, а медицина сама по себе. И сама хирургия не имела ничего общего с анатомией. Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах (знаменитые немецкие хирурги - А С.) не знали анатомии. О профессорах терапии и патологии, о клиницистах по внутренним болезням и говорить нечего". Будучи за границей, Пирогов добровольно работал ассистентом, лишь бы учиться. "У каждого человека, - говорил он, - надо учиться тому, что он лучше всего знает или делает".

Труд Н. И. Пирогова "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" был удостоен Демидовской премии Академии наук. По поводу выхода в свет этого труда профессор хирургии Л. Л. Левшин справедливо заявил, что это "знаменитое сочинение, которое произвело фурор за границей, останется навсегда классическим; в нем выработаны прекрасные правила, как следует идти ножом с поверхности тела в глубину, чтобы легко и скоро перевязать различные артерии". Н. И. Пирогов был создателем молодой тогда науки - топографической анатомии, которая родилась на практических потребностей хирургии. Как известно, топографическая анатомия изучает не отдельные органы и ткани, но рассматривает их совокупность в определенной области человеческого тела. "Эта наука для хирурга, - писал проф. Н. К. Лысенков, - то же, что для мореплавателя морская карта: она дает возможность ориентироваться при плавании по кровавому хирургическому морю, грозящему на каждом шагу смертью".

Из других трудов Н. И. Пирогова следует назвать: "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела" (1844); "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными в трех направлениях через замороженное человеческое тело" (1859). С целью наиточнейшим образом представить положение и взаимное отношение органов и тканей тела замороженные трупы распиливались в трех плоскостях. При распилах, проведенных на расстоянии 0,5 см один от другого, ясно представляется соотношение и положение различных внутренностей, сосудов, фасций и пр. в их естественном положении.

Этот труд Н. И. Пирогова имеет огромное практическое значение. В 1910 г. проф. В. Н. Разумовский писал о распилах: "Его гений использовал наши северные морозы на благо человечества. Пирогов с энергией, свойственной, может быть, только гениальным натурам, приступил к колоссальному анатомическому труду... В результате многолетних неустанных трудов - бессмертный памятник, не имеющий себе равного. Этот труд доказал, что русская научная медицина имеет право на уважение всего образованного мира". Проф. В. А. Оппель заявлял, что "богатства пироговского атласа распилов на замороженных трупах еще далеко не исчерпаны и что даже еще не выяснено вполне, сколько сокровищ таится в многочисленных снимках тех препаратов, которые приготовила искусная рука Пирогова" * .

* (Лишь в настоящее время при советской власти началось углубленное изучение этого атласа, переиздание отдельных фрагментов, опубликование в печати статей, раскрывающих его содержание (Д. И. Лубоцкого и др.). )

Книга Н. И. Пирогова "Анналы хирургического отделения клиники Дерптского императорского университета", которая издана более 100 лет назад, и по сей день представляет интерес для хирургов.

Особого внимания заслуживает еще один труд Н. И. Пирогова - "Основы общей военно-полевой хирургии" (1864), который был принят военно-медицинским миром как руководство к действию.

Н. И. Пирогов первый в мире применил (в 1847 г.) эфирный наркоз в полевых условиях, чтобы облегчить страдания раненого при операции; он впервые в мире применил крахмальную и гипсовую повязки для создания покоя раненому органу. Работы Пирогова печатались по-русски, по-французски, по-немецки и по-латински, переиздавались по нескольку раз и долгое время служили руководствами не только в России, но и за границей.

Во время празднования столетия со дня рождения Н. И. Пирогова (1910) "Немецкий медицинский еженедельник" писал, что Пирогов был не только великим русским хирургом, он был вообще одним из величайших хирургов и имя его в истории медицины всегда будет стоять наряду с именами величайших деятелей науки.

Н. И. Пирогов привлек из Чехии на работу в Россию В. Л. Грубера (1814-1891), одного из самых крупных анатомов, который положил начало изучению вариантов строения скелета, мускулатуры и других систем органов человека. Перу Грубера принадлежит очень много работ. Он описал ряд вариаций, имеющих филогенетическое значение. Беззаветно преданный науке, В. Л. Грубер создал богатейший Анатомический музей Медико-хирургической академии. Из его школы вышли выдающиеся анатомы А. И. Таренецкий и П. Ф. Лесгафт.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909) - самый крупный после Н. И. Пирогова представитель русской анатомической науки. Его труд "Об отношении анатомии к физическому воспитанию" (1876) и ряд других работ не потеряли и до сих пор своего значения. Лесгафт создал так называемую функциональную анатомию, которая стремится изучать строение организма в связи с функцией. Главным объектом изучения анатомии при этом, по Лесгафгу, должен быть не труп, а живой человек. Лесгафт не только изучал анатомию живого человека, но стремился определить, в какой мере упражнения тела, его физическая культура влияют на строение и функции организма. П. Ф. Лесгафт был выдающимся преподавателем. Его умение практически использовать достижения анатомической науки оказалось особенно плодотворным для развития педагогики уже в наше время. Теоретические положения П. Ф. Лесгафта легли в основу советской физкультуры. Ряд его талантливых учеников и последователей продолжает разрабатывать теорию физического воспитания, систему физкультуры.

В. А. Бец (1834-1894) - киевский анатом. Он прославился исследованиями микроскопической структуры головного мозга. Открытые им (в 1870 г.) "гигантские пирамидные клетки", названные в честь его клетками Беца, являются одним из главных гистологических элементов коры мозга, длинными отростками которых начинается корково-спинальный двигательный тракт.

Д. Н. Зернов (1843-1917) - московский профессор, автор лучшего дореволюционного учебника анатомии на русском языке. Он известен своими исследованиями анатомических структур в связи с их онтогенетическим развитием.

Одним из учеников Зернова был П. И. Карузин (1864-1939). Значительная часть его работ относится уже к советскому периоду развития нашей науки. Он был главой многочисленной школы московских анатомов, неутомимым организатором преподавания анатомии в медицинских вузах.

В. П. Воробьев (1876-1937) - крупнейший анатом, создатель школы советских анатомов. Им составлен пятитомный анатомический атлас и написано обширное руководство по анатомии. Воробьеву было доверено бальзамирование тела. В. И. Ленина, и он выполнил его с высоким мастерством, сохранив навечно образ великого вождя.

Воробьевым создан новый метод анатомического исследования под падающей каплей воды и изучения структур на просвечивающих препаратах, находящихся на грани между макро- и микроскопическим видением. Этим методом удалось выяснить тончайшие детали иннервации органов (сердца, желудка и др.).

Крупнейший вклад в анатомическую науку внесли советские анатомы: В. Н. Тонков (1872-1954), положивший в 1896 г. одновременно с П. И. Дьяконовым (1855-1908) начало применению рентгеновых лучей в анатомии и разработавший учение о путях окольного кровообращения (коллатералей), В. Н. Шевкуненко (1872-1952) - создатель советской топографической анатомии и учения о типовой анатомии, его ученик и продолжатель Н. А. Максименков, разработавший учение о типах венозной и периферической нервной системы, М. Ф. Иваницкий, разработавший проблемы анатомии в приложении к физкультуре и спорту, М. Иосифов (1870-1933), крупнейший исследователь в области лимфатической системы, его ученик Д. А. Жданов, создавший учение о внутриорганной лимфатической системе, М. Г. Привес - создатель современной рентгеноанатомии, изучивший внутриорганную архитектуру кровеносных сосудов вплоть до капилляров, Б. А. Долго-Сабуров, разработавший учение об иннервации важнейших вен и закончивший труд своего учителя Тонкова о коллатералях, Р. Д. Синельников - ученик и продолжатель В. П. Воробьева, разработавший учение о вегетативной иннервации органов, А. С. Догель (1852-1922), один из основоположников нейрогистологии, Б. И. Лаврентьев (1892-1944), творец, советской нейрогистологии, Б. В. Огнев, разработавший учение о тончайших кровеносных сосудах органов и тканей, и многие другие.

Анатомическая наука в Советском Союзе характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей его внешней среды.

Современная наука уже не рассматривает организм человека как неизменный, раз навсегда установившийся, она изучает его динамически, в непрерывном развитии, стремится не только выявить особенности строения того или иного органа человеческого тела, но и изучить внешние и внутренние причины, влиявшие на развитие организма. Тело человека в нашем представлении не является простой суммой клеток, тканей и органов. Это единый, целостный, весьма сложный живой организм, который живет и развивается по общим биологическим законам.

Многие века человеческий организм представлялся величественно сложным, а тайны его - скрытыми от взоров науки. И даже когда микроскоп и скальпель расщепили его на мельчайшие элементы, на простейшие клетки, еще далеко не все было ясно. Бесформенная, бесструктурная, бесконечно малая капля протоплазмы сохраняла все основные функции жизни: питание, рост, размножение, чувствительность, и мельчайшая клетка заключала в себе ту же загадку жизни. Только физиология - наука о жизнедеятельности организма - и биохимия, изучающая интимные химические процессы в тканях, проложили путь к познанию жизни животного организма и человека. Эти науки особенно плодотворное развитие получили в Советском Союзе. Мировоззрением советских анатомов и физиологов стала философия диалектического материализма, а основным направлением научных исследований в области анатомии и физиологии - эволюционный подход к изучению строения тела и физиологических функций.

В Советском Союзе особенно широко развилась функциональная анатомия, рассматривающая структуры в динамике, исторически подчеркивающая формообразующую роль внешней среды. На создание, этого направления в анатомической науке огромное влияние оказали наши выдающиеся физиологи И. М. Сеченов (1829-1905) и И. П. Павлов (1849-1936).