Смета на работы - образец, бланк и пример составления. Cмета доходов и расходов в некоммерческих организациях, целевое финансирование Когда можно менять смету


Основным документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность и, следовательно, организуют бухгалтерский учет, является смета доходов и расходов. Данный документ составляется, как правило, ежегодно исходя из сумм предполагаемых поступлений и направлений расходования имеющихся и поступивших денежных средств.

Напомним, что источниками финансирования деятельности некоммерческой организации могут быть:

Вступительные членские взносы;

Взносы учредителей;

Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц;

Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе от иностранных (включая гранты);

Ассигнования из бюджета;

Доходы от внереализационных операций;

Средства от собственной предпринимательской деятельности.

Какой-либо унифицированной формы сметы доходов и расходов, утвержденной на федеральном уровне и обязательной к применению всеми некоммерческими организациями, не существует. Это в значительной степени обусловлено тем, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения различных задач и выполнять весьма различные функции даже в рамках одной формы сметы доходов и расходов. Следовательно, форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных должны разрабатываться самой некоммерческой организацией (органами управления) исходя из поставленных задач.

Примерная форма сметы доходов и расходов может иметь следующий вид (приведены условные данные) (см. табл. 2).

Таблица 2

Смета доходов и расходов

общественного объединения "________"

на 200___ год

(в тыс. руб.)

Наименование показателей

На 200___ год -всего:

В том числе по кварталам:

I. ДОХОДЫ

Остаток средств на 01.01.200__

Взносы учредителей

Вступительные взносы

Членские взносы

Добровольные пожертвования юридических лиц

Добровольные пожертвования физических лиц

Целевое финансирование

Поступления от предпринимательской деятельности

Итого доходов:

II. РАСХОДЫ

Заработная плата работников

Начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ)

Коммунальные расходы

Административные расходы

Хозяйственные расходы и расходы наремонт основных средств

Целевые расходы

Прочие расходы

Резерв непредвиденных расходов

Итого расходов

Остаток на 31.12.200___

Разумеется, работа по планированию поступлений и использованию полученных сумм не заканчивается только составлением сметы доходов и расходов. Каждая строка сметы должна быть подтверждена соответствующим расчетом или оправдательным документом. Приведем краткие рекомендации в отношении каждого вида доходов и расходов.

Доходная часть сметы:

1) взносы учредителей. Доходы этого вида не могут быть постоянными - они возникают только при создании некоммерческой организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. В общем случае предельный срок внесения взносов учредителями не может превышать двенадцати месяцев с момента государственной регистрации организации в качестве юридического лица. Следовательно, на очередной финансовый год поступления по данной строке можно планировать в размерах, равных задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года, а период, в котором они могут поступить, не должен выходить за пределы срока внесения взносов, ограниченного законодательством. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей (если таковая имеется) по состоянию на начало планируемого года;

2) вступительные взносы. В отличие от взносов учредителей данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования. Точное планирование этого вида доходов довольно затруднительно. Однако при определенной постановке аналитической работы на основании данных о количестве новых членов в предыдущие годы можно сделать достаточно удовлетворительный прогноз. В приведенном примере учтена общая тенденция, в соответствии с которой количество новых членов некоммерческой организации несколько возрастает в конце календарного года и уменьшается в его начале. Основанием для планирования является расчет, проведенный аналитиками некоммерческой организации;

3) членские взносы. Для данных примера условно принято, что поступления членских взносов будут одинаковыми в течение всего года. На практике, с учетом вновь вступивших в некоммерческую организацию членов и выбывших из нее, суммы поступлений могут быть подвержены существенным колебаниям. Таким образом, основанием для планирования могут быть только дополнительные расчеты, проведенные на основании анализа;

4) добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Несмотря на кажущуюся неопределенность размеров таких поступлений, суммы доходов по данной строке можно определить с большой степенью точности. Это обусловлено тем, что добровольные пожертвования и целевые взносы являются основными источниками финансирования не столько текущих расходов некоммерческих организаций, сколько целевых программ и мероприятий. Общая сумма расходов на проведение тех или иных программ и мероприятий определяется на основании соответствующих расчетов. Следовательно, и суммы предполагаемых поступлений могут быть рассчитаны. Дальнейшее зависит от активности и профессионализма органов управления некоммерческой организации и отдельных специалистов. При хорошей работе необходимые суммы будут изысканы, и потребности в денежных средствах или иных активах будут удовлетворены полностью. Если же поиск добровольных жертвователей окажется неудачным, придется секвестировать расходную часть сметы, то есть выполнять только те мероприятия, которые обеспечены необходимыми средствами;

5) целевое финансирование. Планирование поступлений по данной строке доходов, как правило, трудностей не вызывает. Целевое финансирование чаще всего поступает от учредителей некоммерческих организаций под те задачи, для выполнения которых эти организации созданы. Процесс определения сумм целевого финансирования сложен и проходит несколько ступеней разработки, обоснования и утверждения. Как правило, доходы данного вида отражаются в смете доходов и расходов на основании информации пакета документов (смет, расчетов и т.п.), поступивших от организации или физического лица, являющихся отправителями средств;

6) поступления от предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, возникают далеко не во всех некоммерческих организациях. Такой способ пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны для обеспечения всех потребностей организации или если эти источники являются нерегулярными. Доходы от предпринимательской деятельности также планируются на основе данных нескольких рабочих документов: бизнес-плана или иного аналогичного документа, в котором учтены расходы, включаемые в себестоимость продукции, работ или услуг, связанные с ее реализацией, а также доходы от реализации результата предпринимательской деятельности (продукции, работ или услуг). Полученная прибыль также может направляться исключительно на уставные цели. При этом некоммерческая организация может использовать только суммы чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций в большинстве случаев осуществляется на общих основаниях;

7) строка "Итого доходов". По этой строке отражаются не только суммы предполагаемых к получению поступлений, но и переходящий остаток на начало планируемого года.

Расходная часть сметы.

1) заработная плата работников. Расходы на оплату труда, рассчитанные по тарифным ставкам или по иным формам и системам заработной платы, а также суммы расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат отражаются в смете на основании данных разработанного и утвержденного штатного расписания некоммерческой организации, а также необходимых расчетов, прилагаемых к штатному расписанию. При разработке штатного расписания и расчетов к нему учитываются как общие размеры выплат, причитающихся работникам в соответствии с формой и системой заработной платы, принятой в организации, так и персональные размеры выплат, учитывающие уровень квалификации и опыта конкретных работников (надбавка за выслугу лет, профессиональное мастерство и т.д.);

2) начисления на заработную плату (включая единый социальный налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты заработной платы производятся при разработке штатного расписания. Необходимость разделения расходов на оплату труда и начислений на эти расходы на два отдельных вида расходов обусловлена принятыми принципами формирования бухгалтерской и статистической отчетности, а также тем, что получателями средств являются принципиально разные адресаты (работники некоммерческих организаций и бюджеты);

3) коммунальные расходы. К данной строке расходов также необходимо приложить соответствующие расчеты. Эти расчеты производятся на основании данных заключенных договоров на поставку различных видов коммунальных услуг, а также приложений к этим договорам, в которых указываются объемы потребляемых услуг (по месяцам календарного года) и расценки на эти услуги. Как правило, в течение календарного года эти расходы распределяются неравномерно. В приведенном примере учтено увеличение расходов в зимний период и сравнительное сокращение в летний;

4) административные расходы. В этот вид затрат включаются канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг. Планирование расходов может осуществляться либо по нормативам от какой-либо базы (общей суммы расходов, расходов на оплату труда и т.п.) или посредством проведения специальных расчетов по каждому виду затрат;

5) хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств. Хозяйственные расходы включают расходы на хозяйственное обслуживание (эксплуатацию зданий и сооружений, уборку территорий и помещений и т.п.). Этот вид затрат также может определяться по установленному нормативу. Что же касается ремонта, то он является планово-предупредительным, и, следовательно, на каждый год техническими службами организации разрабатывается пакет документов с указанием сроков проведения и вида ремонта, а также определяются потребности в денежных средствах и материально-производственных запасах, необходимых для проведения ремонта. Данные, необходимые для составления сметы, можно взять из этих документов. Кстати, новой редакцией гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ хозяйствующим субъектам рекомендуется устанавливать нормативы расходов на ремонт основных средств в зависимости от их первоначальной или восстановительной стоимости. Этот же подход целесообразно использовать при установлении норматива хозяйственных расходов. В приведенном примере учтено, что на практике ремонт основных средств производится неравномерно в течение года, а именно: наибольший объем работ приходится на третий квартал;

6) целевые расходы. Этот вид расходов планируется одновременно с целевыми доходами. Необходимые данные можно получить из тех же документов, что и данные, необходимые для планирования соответствующей строки доходов. В учебных целях в примере приведены цифры, из которых можно сделать вывод о том, что размер поступлений будет существенно колебаться по кварталам года, а расходы будут равномерными. Это обычная практика: инвестор планирует перечисления исходя из своих возможностей, а задача некоммерческих организаций - обеспечить равномерное использование полученных средств, что предполагает накопление средств в одни периоды и превышение расходов над доходами в другие периоды;

7) прочие расходы. В эту строку при необходимости включаются затраты, не отраженные в других строках;

8) резерв непредвиденных расходов. Наличие данной строки в смете доходов и расходов не является обязательным. Целесообразность включения таких расходов может быть обоснована наличием подобных затрат в предыдущие отчетные периоды. Наиболее рациональным представляется установление резерва исходя из общей суммы расходов (без учета резерва). В примере этот норматив принят равным 2%.

Аналогичным порядком разрабатываются вспомогательные формы отчетных документов.

На практике множество вопросов возникает по структуре затрат в некоммерческой организации (далее - НКО) и порядку составления сметы. Можно ли увеличить косвенные расходы, чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль? Существуют ли типовые формы смет для НКО? Рассмотрим эти и другие вопросы на примере образовательной НКО.

Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Статус НКО определен Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон №7-ФЗ). Главное отличие НКО от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является ее основной целью деятельности, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на реализацию основных целей такой организации (п. 1 ст. 2 Закона № 7-ФЗ).

Иными словами, деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели получение прибыли.

Общие требования к смете

Основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность НКО, является смета.

Сразу отметим, что каких-либо типовых форм смет не существует, также отсутствует нормативные акты, регламентирующие заполнение сметы. Поэтому при составлении смет нужно руководствоваться спецификой деятельности НКО.

Так, НКО могут формировать общие сметы, а также детализированные сметы на отдельные проекты, которые финансируются за счет целевых источников.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели.

В смете отражаются не фактический, а предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов.

Смета доходов и расходов образовательной НКО

Смета доходов и расходов образовательной НКО представляет собой документированный план поступлений и расходов средств такой организации.

Сметы могут быть составлены как в целом по образовательной НКО на определенный период (месяц, квартал, год, несколько лет и др.), так и на отдельную программу (проект по обучению, направление деятельности), либо на конкретное мероприятие, либо на отдельную статью расходов (например, административные расходы, представительские расходы, командировочные расходы).

Как уже было сказано, унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует. Исключение составляют образовательные бюджетные учреждения. Для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы.

Смета доходов и расходов НКО, в первую очередь, формируется в разрезе источников формирования доходной части.

Для разграничения выручки и целевого финансирования образовательные НКО могут применять счета 90 «Продажи» и 86 «Целевое финансирование».

Учет различных поступлений необходимо осуществлять на отдельных субсчетах (так называемых субконто 1, 2 и 3 порядка, если учет ведется в программе «1С»). Количество открываемых субсчетов будет зависеть от количества обучающих программ и мероприятий, форм обучения и т.д.

Например, учитывая специфику деятельности образовательного НКО и формы отчетности, предоставляемые в Минобразования России, а также для отслеживания исполнения сметы, рекомендуем ввести субсчета по счету 86 «Целевое финансирование» для промежуточных операций и раздельного учета поступлений (табл. 1).

Наименование

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

Целевое финансирование из бюджета

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Образовательные программы

Бесплатное питание

Прочее целевое финансирование и поступления

Назначение целевых средств

Договоры

Движения целевых средств

Негосударственное финансирование (в т.ч. анонимные пожертвования)

Поступление пожертвования

Назначение целевых средств

Контрагенты

Пожертвования юридических и физических лиц

Пожертвования родителей (лиц, представляющих учащихся гимназии)

Расходы по целевому финансированию и пожертвованиям

Назначение целевых средств

Контрагенты

Статьи затрат

Подобный план счетов следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета образовательного НКО. Прежде, чем перейти к порядку составления сметы, несколько слов об особенностях налогового учета НКО.

Особенности налогового учета

НКО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. При применении общей системы налогообложения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст. 246 НК РФ некоммерческие организации признаются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях. При этом средства, полученные такими организациями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п. 1 подп. 14 ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик должен обеспечить раздельный учет целевых средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода НКО представляет в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Например, доход, полученный образовательной НКО от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-04/63, постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2013 № А55-5909/2013, Определением ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3384/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Обратите внимание!

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль, при выполнении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ. Применение нулевой ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением правительства РФ от 10.11.2011 № 917.

Льгота по НДС

НКО являются плательщиками НДС (за исключением тех организаций, которые применяют специальные налоговые режимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст. 146 НК РФ). При этом полученные НКО целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В то же время для ряда НКО предусмотрены льготы.

Например, освобождены от НДС услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо ФНС России от 25.08.2015 № ГД-3-3/3230@).

Обратите внимание!

Освобождены от НДС операции по реализации дополнительных образовательных услуг, в том числе семинаров, мастер-классов и лекций, без выдачи документа об образовании, если указанные услуги соответствуют уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии (письма Минфина России от 04.12.2015 № СД-4-3/21268@ , от 05.12.2012 № 03-07-07/127, от 01.11.2012 № 03-07-07/112).

Если стоимость блокнотов, ручек и продуктов питания слушателям по условиям договора включена в стоимость семинаров, НДС при оказании образовательных услуг не исчисляется (письмо Минфина России от 27.05.2015 № 03-07-11/30461).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Порядок составления сметы

Теперь перейдем непосредственно к вопросу, как составить смету.

Для того чтобы составить смету, нужно четко понимать структуру доходов и расходов в разрезе статей.

В состав прочих доходов НКО могут быть включены такие поступления, как доходы от предоставления за плату во временное пользование активов, от реализации объектов основных средств и другого имущества и т.д.

Кроме того, к источникам формирования имущества образовательных НКО относятся:

Выручка от продажи продукции, выполнения работ (например, полученная плата за обучение);

Полученные дивиденды;

Банковские проценты;

Взносы учредителей;

Добровольные пожертвования;

Прочие доходы.

При формировании отпускной стоимости на образовательные услуги следует учитывать, что определение размера платы за обучение законодатель представил на усмотрение сторон (ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Для определения размера оплаты образовательные НКО должны произвести расчет всех своих расходов, связанных с обучением. Отсутствие сметы расходов, при досрочном расторжении договора образовательных услуг, не позволит образовательной НКО показать реально понесенные расходы, не подлежащие возмещению (Апелляционное определение Санкт-Петербургского суда от 27.10.2014 № 33-17919/2014).

Можно ли перераспределить (увеличить) расходы в смете с целевого финансирования на «обычную» деятельность

Прямые расходы, такие как материалы, отпущенные на конкретное мероприятие, оплата труда лектора, проводящего обучение конкретной программы, относятся напрямую на конкретную программу.

При предоставлении образовательной организацией платных услуг или реализации товаров административные расходы должны распределяться, в том числе и между предпринимательской деятельностью и целевыми проектами.

Правила распределения административных расходов, именуемых в учете косвенными расходами (например, канцелярские принадлежности, заработная плата управленческого персонала, налоги), прописываются в учетной политике НКО.

Если такая методика отсутствует в учетной политике, налоговые органы могут обоснованно посчитать, что себестоимость образовательных услуг завышена на сумму расходов, относящихся к некоммерческой деятельности.

Обобщенный перечень прямых и косвенных расходов также следует закрепить в учетной политике НКО. Порядок отнесения затрат к прямым и косвенным расходам - общепринятый. Прямые расходы можно отнести непосредственно на оказываемую услугу.

Косвенные расходы могут распределяться пропорционально количеству обучающихся физических лиц либо общему фонду заработной платы либо доходу (средств целевого поступления либо выручки от оказания иных услуг согласно учредительным документам НКО).

Для того чтобы увеличить косвенные расходы, уменьшающие сумму доходов от обычных видов деятельности (например, выручки от оказания платных дополнительных услуг образования, предоставления имущества в аренду), необходимо предварительно сделать несколько вариантов расчетов, исходя из возможных баз распределения расходов.

Рассмотрим на примере, как можно распределить косвенные расходы между источниками финансирования на стадии планирования расходной части сметы.

Допустим, НКО принимает решение распределять косвенные расходы пропорционально доходам от видов деятельности.

Обобщенные показатели по поступлениям средств представлены в табл. 2.

Таблица 2. Смета доходов (в тыс. руб.))

Обобщенные показатели по расходованию средств представлены в табл. 3.

Таблица 3. Смета расходов (в тыс. руб.)

Наименование статей доходов

Итого за 2017 г.

Услуги связи

Интернет

Коммунальные услуги

Канцтовары и прочие материалы

Заработная плата административно­управленческого персонала

Исходя из коэффициента распределения, косвенные расходы могут быть отнесены в уменьшение доходов, как показано в табл. 4.

Таблица 4. Смета доходов и расходов в части платных услуг по обучению (в тыс. руб.)

Наименование статей доходов/расходов

В том числе по кварталам 2017 г.:

Итого за 2017 г.

Доходы от оказания платных услуг по обучению

Выручка от оказания платных услуг по обучению

Прямые расходы

Материалы

Заработная плата

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

ИТОГО прямых расходов

Административно­хозяйственные расходы

Услуги связи

Интернет

Коммунальные услуги

Канцтовары и прочие материалы

Заработная плата административно­управленческого персонала

Отчисления с заработной платы во внебюджетные фонды

ИТОГО накладных расходов

ВСЕГО расходов

Отметим, что база распределения косвенных расходов в образовательном НКО может быть выбрана пропорционально иному показателю, помимо приведенного в примере. Например, таким показателем может быть фонд оплаты труда основного персонала. От выбранной базы распределения зависит сумма косвенных расходов, уменьшающих доходы от определенного вида деятельности. В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей сметы доходов и расходов. Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к смете доходов и расходов с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Исходя из результатов проведенных расчетов, необходимо выгодный для НКО способ распределения косвенных расходов зафиксировать в учетной политике.

Порядок утверждения сметы доходов и расходов

Согласно п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ к исключительной компетенции высшего органа управления НКО относится решение, в частности, следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества.

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления НКО. Такая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

В любом случае, государственные органы (в том числе налоговая инспекция), не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить изменения в направления расходования средств такой организации, если их использование носит целевой характер и соответствует уставным целям НКО.

Как уже было сказано, смета представляет собой план предстоящих доходов и расходов. Соответственно, смета - не догма, а поддающийся изменению и корректировке инструмент планирования деятельности образовательной НКО.

После начала какой-либо образовательной программы могут возникать новые ситуации, в которых необходимо уточнить запланированные в смете расходы (с целью увеличения или перераспределения расходов).

При необходимости НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. Важно помнить, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, грантодателя и пр. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

Смета выручки и затрат (называемая также финансовым планом) в организациях, не занимающихся коммерческой деятельностью, формируется с целью планирования бюджета на будущий период времени. Её составление является обязательным, если руководство заинтересовано в бесперебойном нормальном функционировании предприятия. В статье расскажем, как составляется смета доходов и расходов некоммерческой организации + образец заполнения, ответим на часто задаваемые вопросы.

Некоммерческая организация – что это такое?

Финансы в некоммерческой фирме

Несмотря на то, что некоммерческое предприятие не имеет доходов, финансы ему всё же потребуются:

  • для поддержания работы,
  • на аренду помещений,
  • для оплаты труда управляющих,
  • на хозяйственные нужды,
  • для реализации проектов и т.д.

Источниками средств могут быть:

  • вступительные взносы участников,
  • подарки,
  • гранты,
  • проценты от денежных вкладов,
  • благотворительные взносы.

Что такое смета, зачем она нужна

Сметой называется план доходов и затрат на определённый отрезок времени. В смете должны быть отражены любые моменты, предполагающие движение денег. Формирование документа проводится на основании потребностей конкретного предприятия и содержит сведения обо всей фирме или только о конкретном проекте. В основе сметы лежат бухгалтерские данные, однако она считается приблизительным документом. Точность внесённых цифр зависит от того, насколько грамотно и полно учтены наработки, потребности компании, планы, опыт прошлых лет.

Кто занимается составлением сметы

Тот факт, что предприятие является некоммерческим, не влияет на порядок составления смет – их формированием занимается бухгалтер или должностное лицо, взявшее на себя его обязанности (директор, к примеру), как и в коммерческой компании. Кто бы не был назначен ответственным за работу над сметой, готовый документ непременно передаётся главному управляющему лицу фирмы – он должен одобрить бумагу и подписать её или сделать замечания и вернуть на доработку.

Личной подписи руководства обычно достаточно, однако если во внутренних нормативах предприятия прописано заверение документов печатью организации, на смете должен быть и оттиск печати.

Как составить смету в НКО

Смета делится на доходную и расходную части. Документ может быть подробным или кратким – разрешается рассматривать каждую статью затрат в отдельности или только по группам. Смета доходов и расходов отражает планы на конкретный срок (как правило, квартал, 6 или 12 месяцев) и содержит список статей денежных поступлений и затрат, стандартный для данной фирмы. Необходимо также предусмотреть отдельную строку для расходов, которые не планируются, но могут иметь место.

Для того, чтобы грамотно составить смету некоммерческого предприятия, нужно придерживаться обозначенных ниже рекомендаций, при этом обращая внимание на особенности конкретной фирмы:

  1. Унифицированной формы и строгих требований к сметам некоммерческих фирм не существует. Желательно во внутреннем акте компании закрепить её шаблон, это значительно ускорит процесс составления документа.
  2. Позволено вносить записи от руки или машинописным способом.
  3. Смета по структуре делится на 3 части: “шапку” (введение), основной раздел (зачастую делается в табличном виде), заключение (выводы).
  4. Для документа берутся листы любого удобного размера. Если потребовалось более одного листа, все страницы прошнуровываются (фиксация скрепками не приветствуется), на последней из них проставляется число скреплённых листов и ставится подпись оформителя и руководства.
  5. Документ, который был утверждён, по правилам не должен корректироваться, но когда учётная политика фирмы предполагает возможность внесения правок, исправления разрешаются (в рамках отчётного периода).

К документу можно приложить расчёты, исходя из которых были прописаны суммы средств, но это не обязательное требование.

Как утвердить смету, кто утверждает смету

Смета должна быть одобрена и утверждена высшим органом управления или коллегиальным выборным органов, который действует на постоянной основе. Второму данное право даётся на основании положений Устава предприятия. Порядок утверждения документа зависит от формы создания компании.

Форма создания НКО Кто утверждает смету
Унитарные
Фонд Правление
Автономная некоммерческая организация Наблюдательный совет
Религиозная организация Уполномоченный на утверждение орган прописывается в положении Устава
Корпоративные
Потребительский кооператив Общее собрание участников
Общественная организация
Общественное объединение
Ассоциация
Союз
Товарищество собственников недвижимости
Казачье общество
Община коренных малочисленных народов РФ
Адвокатская палата
Коллегия адвокатов, адвокатское бюро или юридическая консультация

На какое время составляется смета

По данному вопросу указаний в законодательстве также нет. Смета может составляться на календарный год и разбиваться на кварталы или месяцы. Разбивать не обязательно, можно внести данные на 12 месяцев, не конкретизируя, к какому периоду относятся расчёты. Документ можно сформировать и на несколько лет, а затем выделить статьи по годам. Смета составляется не “для галочки” – директор и финансовые руководители фирмы обязаны организовывать деятельность, максимально приближая показатели к тем, что указаны в смете.

По завершении отчётного периода ответственное лицо анализирует, насколько задуманное и запланированное осуществилось, и соответствуют ли цифры расчётам в смете. Результаты анализа фиксируются в акте, также в нём прописываются фактически понесённые расходы и объёмы денежных поступлений. Анализ необходим, и игнорировать его проведение нельзя – сравнение планов и реальных показателей помогает оценивать отклонения и недочёты в планировании бюджета фирмы, а также исключить недостатки при формировании сметы в будущем.

Образец заполнения сметы

Рассмотрим, как правильно заполнить бланк сметы. “Шапка” листа содержит в себе:

  • полное наименование некоммерческого предприятия,
  • день формирования документа,
  • срок, на который она составлена.

Основная (табличная) часть включает:

  • сумму оставшихся с предшествующего отчётного периода денежных средств;
  • в порядке очереди указываются статьи денежных поступлений с учётом особенностей деятельности данной фирмы (напротив статей проставляются приблизительные суммы);
  • по той же схеме записываются затраты компании;
  • рассчитывается итог.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки при составлении

Ошибка №1. Некоммерческая фирма не составляет смету финансовых поступлений и затрат, поскольку расчёты никогда не сходятся с фактическими показателями.

Смета должна составляться в любом случае, и каждый раз при несовпадении планируемых и фактических показателей нужно проводить анализ причин такого явления – таким образом можно со временем максимально приближать ожидаемые результаты к действительным.

Ошибка №2. В смету доходов и расходов НКО были внесены поправки по завершении отчётного периода, в котором она составлялась.

Ответы на распространённые вопросы

Вопрос №1. Что делать, если руководство некоммерческой фирмы видит большую разницу между запланированными в смете данными и реальными показателями деятельности предприятия?

В таком случае следует изменить смету. Делать это можно столько раз, сколько прикажет руководство, поскольку в случае с большим несовпадением планируемых и фактических показателей фирму могут обвинить в нецелевом использовании денег.

Вопрос №2. Кто должен утвердить новую смету, которую откорректировали сразу, как стала видна значительная разница между расчётами в документе и реальными затратами некоммерческой организации?

Смета доходов и затрат в случае её изменения заверяется тем же управленческим органом, что подписывал первый вариант документа.

В бухгалтерском учете некоммерческой организации (НКО) основное место занимает учет средств целевого финансирования. Термин "целевое финансирование" встречается и в бухгалтерском учете, в частности, для наименования счета 86, и в налоговом праве. В гражданском законодательстве такого понятия нет, однако при составлении различного рода договоров необходимо руководствоваться только нормами гражданского права.

Наиболее близкими понятиями гражданского права для деятельности НКО являются договоры дарения (ст. 572 ГК РФ) и пожертвования (ст. 582 ГК РФ). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования делаются гражданам, лечебным и воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, ОБЩЕСТВЕННЫМ и религиозным организациям.


Пожертвования предопределяют наличие обязанностей у благополучателя. Так, жертвователь имеет право выдвинуть условие использовать переданное им имущество по определенному назначению. Нарушение этой обязанности благополучателем может повлечь за собой отмену пожертвования.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное условие, должно вести обособленный учет всех операций по применению пожертвованного имущества.

Налоговый учет

В деятельности НКО встречаются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в качестве безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом № 95-ФЗ, а также имущества, поступившего налогоплательщику в рамках целевого финансирования. Организации обязаны вести раздельный учет полученных доходов и произведенных в рамках целевого финансирования расходов. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относятся и полученные гранты. Грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на реализацию конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным отчетом о целевом использовании гранта.

При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления: из бюджета бюджетополучателям и на содержание НКО, на ведение ими уставной деятельности; переданные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению. Налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет полученных (произведенных) доходов (расходов).

Целевыми доходами и расходами могут быть признаны поступившие средства, только если они полностью соответствуют требованиям лица, осуществившего финансирование. Для контроля за целевым использованием средств необходимо обеспечить тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета, а также данных первичных документов.

Основой организации бухгалтерского учета и документирования должно служить соответствие субсчетов (или субконто) счета 86 "Целевое финансирование" конкретным источникам целевого финансирования. В бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации попадают суммированные данные по всем субсчетам целевого финансирования, его доходной и расходной частей. В регистрах бухгалтерского учета должна быть представлена развернутая картина по каждому источнику финансирования.

Подтверждающие документы должны строго относиться к конкретному контракту. Необходимо сопоставить произведенные расходы с определенными статьями бюджета или сметы. При отсутствии подобной системы идентификации первичных документов с источниками целевого финансирования проверяющие органы, скорее всего, не смогут сделать выводы о целевом использовании средств и ведении раздельного учета. Следствием будет отнесение целевых доходов к внереализационным и последующее их налогообложение.

Невозможно рассматривать какую-либо финансово-хозяйственную операцию, изъяв ее из общего контекста деятельности организации. Поэтому надо сопоставлять все виды информации, которая может иметь отношение к учету целевых средств. При составлении декларации по налогу на прибыль для отражения поступивших целевых средств, НКО заполняют лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования". МНС России в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" предложило некоммерческим организациям формы Регистров учета целевых средств в виде:
Регистра учета поступлений целевых средств;
Регистра учета расходования целевых средств;
Регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Бухгалтерский учет

Учет целевых доходов и расходов можно отнести к сложным и спорным моментам в учете НКО. В настоящее время для обобщения информации по целевым доходам и расходам используют счет 86. Для отражения целевых расходов организации по своему выбору, зафиксированному в учетной политике, могут применять либо непосредственно счет 86, либо 20 "Основное производство", либо 26 "Общехозяйственные расходы". Счет 20 для этих целей напрямую рекомендован Минфином России (см. Утверждена приказом Минфина России от 7 февраля 2006г. № 24н.)

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Рекомендую использовать счет 20 для учета расходов произведенных организацией по основному виду деятельности (уставная некоммерческая деятельность). Когда будет выполнена работа счет 20 закрывается на Дебет 86 по соответствующим субконто.

Неудобства в применении счетов 20 и 26 заключаются в следующем. При использовании счета 20 традиционно учет должен вестись по экономическим элементам, что в деятельности НКО никакой практической пользы не имеет, а механизм учета весьма утяжеляет. Счет 26 не полностью соответствует по названию учитываемым величинам, так как кроме общехозяйственных у НКО имеются и иные виды расходов. Кроме того, по правилам бухгалтерского учета этот счет ежемесячно должен закрываться, что не всегда оправданно в ходе хозяйственной деятельности НКО, а счет 20 можно закрыть и после проведения мероприятия.

Поэтому, для учета целевых средств счет 86 является основным. Несмотря на это, отсутствует единая методика учета целевых доходов и расходов. Задача несколько упрощается, когда у организации один источник финансирования и она выполняет единственную целевую программу. На практике такое происходит крайне редко. Как правило, НКО имеет несколько источников финансирования и выполняет несколько целевых проектов или программ.

В дебете и кредите счета 86 нужно ввести необходимые субконто и разделить поступления, в соответствии с источником поступления и расходы по дебету 86 , относящиеся к этим доходам.

Поскольку в основе деятельности некоммерческой организации лежит смета, то, и методику учета целевых средств нужно строить, применяя аналогичные подходы. Одним из принципов бухгалтерского учета НКО является единство и сопоставимость данных бухгалтерской, налоговой отчетности. Исходя из этого можно рекомендовать строить систему учета, отражая на субсчетах счета 86 источники финансирования. Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для составления отчета перед конкретной финансирующей организацией или физическим лицом. Поскольку в организациях выполняются несколько проектов и программ, то второй уровень субсчетов можно рекомендовать для отражения доходов и расходов по целевым проектам и программам. Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям бюджета для каждой целевой программы. В итоге детализация счета 86 будет выглядеть следующим образом:
первый уровень субсчета (субконто) - источники финансирования, отраженные на субсчетах первого уровня счета целевого финансирования;
второй уровень субсчета (субконто) - названия целевых проектов и программ, отраженные на субсчетах второго уровня;
третий уровень субсчета (субконто) - бюджетные статьи конкретных целевых проектов в соответствии со сметой Доходов и расходов по этому мероприятию.

Смета доходов и расходов некоммерческой организации

Система бухгалтерского учета НКО должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и в отличие от коммерческой организации о том, как использованы полученные целевые средства. Основой для отражения такого рода информации является смета. В Федеральном законе от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" говорится, что каждая НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету доходов и расходов можно определить как план предстоящих поступлений материальных и денежных средств, а также расходов организации.

Нужно выделить источники, за счет которых существует некоммерческая организация:
Вступительные взносы;
Членские взносы;
Добровольные пожертвования;
Целевые поступления из бюджетных организаций:
а) на уставную деятельность
б) на конкретную программу (в данном случае составляется контракт со сметой под каждую конкретную программу, в которой доход будет равен расходу)
в) субсидии, субвенции
г) материальная помощь
Прибыль от коммерческой деятельности, оставшаяся после налогообложения.

Исходя из этого ясно, что даже организации находящиеся на упрощенной системе налогообложения (УСН) должны вести бухгалтерский и налоговый учет для правильного определения прибыли от коммерческой деятельности, так как у наших организаций эта позиция поступления является зачастую очень значительной.

Смета НКО составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта. Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант.

Для некоторого упрощения работы можно рекомендовать составлять смету по тем же статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах. Примерная смета НКО на финансовый год может выглядеть как карточка 86 счета (в программе 1С) с полной детализацией доходов и расходов.

Смета целевого проекта или программы составляется в соответствии с целями проекта (программы) и утверждается финансирующей стороной. Чаще всего это юридические лица.

Однако на настоящий момент далеко не все тонкости учета целевых средств урегулированы на законодательном и нормативном уровнях. При работе с целевыми средствами НКО обязаны максимально точно выполнять нормы и правила российского законодательства и найти отражение в учетной политике.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

В ходе осуществления целевых программ в некоммерческой организации составляется смета доходов и расходов. Это основной документ, на основании которого действует некоммерческая организация.

Смета некоммерческой организации документированный план поступлений и расходов материальных и денежных средств организации. Смета регламентирует деятельность некоммерческой организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность организации.

При составлении сметы необходимо исходить из того, что средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы только на эти цели. Изменение статей расходов возможно лишь при наличии письменного согласия со стороны жертвователя. Целевые поступления некоммерческой организации должны быть равны целевым расходам. В противном случае средства, израсходованные на иные цели, подлежат изъятию в доход федерального бюджета.

В смете отражается предполагаемый объем, целевое направление и временное распределение доходов и расходов. Она может составляться на любой период (месяц, квартал, год (зачастую) и т.д.).

Унифицированной формы сметы доходов и расходов не существует (исключение составляют бюджетные учреждения, для них отраслевые министерства и ведомства утверждают необходимые сметы). Это объясняется тем, что некоммерческие организации могут иметь чрезвычайно широкий спектр функций, финансирование которых трудно поддается формализации. Поэтому форма сметы, состав и структура показателей, а также система группировки и детализации данных для удобства и учета специфики конкретной некоммерческой организации разрабатывается самой организацией исходя из поставленных задач. Пример формы сметы доходов и расходов приведен далее (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Смета доходов и расходов (пример)

Утверждаю

(наименование высшего органа управления НКО)

“___” _______________200__г.

Смета доходов и расходов

____________________________________

(наименование НКО)

Наименование показателей

Утверждаю на год, тыс. руб.

В том числе по кварталам

I. Остаток на начало года

II. Доходы, всего

Взносы учредителей

Вступительные взносы

Членские взносы

Добровольные пожертвования

Целевое финансирование

Доходы от предпринимательской деятельности

III. Расходы, всего

Заработная плата

Взносы в социальные фонды с заработной платы

Командированные расходы

Расходы по аренде

Коммунальные расходы

Административные расходы

Хозяйственные расходы и расходы на ремонт

Целевые расходы

Прочие расходы

Резерв непредвиденных расходов

IV. Остаток на конец года

Руководитель организации _______________________________ “___” ____________200__г.

Главный бухгалтер _______________________________ “___” ____________200__г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Финансовый план (смета) утверждается высшим органом управления некоммерческой организации. Целесообразно составлять отдельную смету на каждую целевую программу. В каждой из программ целесообразно предусматривать отдельной статьей административные расходы. По окончании отчетного периода рекомендуется составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

Некоммерческая организация может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками). Подчеркнем, что государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность некоммерческой организации и вносить коррективы в направления расходования средств некоммерческой организации, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости некоммерческая организация может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом следует не забывать, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя. Исключение составляет случай, когда средства перечислены с формулировкой «на уставные цели организации».

Единственное ограничение в части расходования средств - фонд оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации не должен превышать 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год. При этом указанный в Законе лимит не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Сметы обычно используются при заполнении Отчета о целевом использовании полученных средств и Отчета о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.