Дорожно транспортная экспертиза. Независимая техническая экспертиза транспортных средств


За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.

Только что же делать в тех случаях, когда и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.

Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.

Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту . Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.

Дорожно-транспортная экспертиза является одной из многочисленных разновидностей инженерных экспертиз. Все они характеризуются тем, что помимо оценки общего состояния объектов, так же они производят диагностику составляющих. По этому принципу производится диагностика дорожного полотна, обустройства и общих условий.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Помните, что для успешного проведения дорожно-транспортной экспертизы Вам потребуется предоставить максимально полную информацию. В данном случае будут полезны все фото и видео материалы, которые было сделаны в момент ДТП. Чем более исчерпывающей будет информация, тем более точной будет сама дорожная экспертиза.

Как и когда производится

В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида :

  1. Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизы не запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
  2. Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.

Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.

Так же мы настоятельно рекомендуем Вам воспользоваться бесплатной консультацией автоюриста. Подобные дела рассматриваются довольно часто, и он сможет подсказать, как лучше поступить в Вашей ситуации. Судебная практика отлично поможет Вам сориентироваться в ситуации, чтобы выйти победителем из процесса.


Дорожно-транспортная экспертиза проводится в ходе разбирательства в арбитражном суде при:

  • взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • возмещении ущерба выявленной виноватой стороной, в том числе к дорожной организацией;
  • при разрешении вопросов, связанных с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, при изучении наличия технических возможности у его участников избежать столкновения, при определении соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия ПДД РФ;
  • определении размера ущерба;
  • выявлении причинных связей между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.

Дорожно-транспортная экспертиза , проводимая по назначению суда, является комплексным процессом, в который входит ряд научно-технических исследований обстоятельств определенного дорожно-транспортного происшествия. Такие экспертные исследования должны проводиться специалистами, имеющими специальную подготовку и опыт практической работы.

Предметом исследования такой независимой экспертизы являются:

  • установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием;
  • следы на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
  • техническое состояние дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

В ходе проведения дорожно-транспортной экспертизы составляется официальное заключение эксперта, позволяющее суду выносить те или иные заключения по ходу расследования ДТП. Суду для вынесения решения требуются тщательно изучить все обстоятельства ДТП. Только проведение независимой дорожно-транспортной экспертизы позволяет получить нужную информацию.

При назначении такого экспертного исследования судье нужно точно определить эксперту задачу его исследовательской работы. Зачастую судье сложно установить для эксперта предмет и условия, в которых он должен проводить экспертизу транспортного средства, участка дороги и всех обстоятельств аварии.

Судья должен указать в специально выписанном определении список задач, которые должна решить дорожно-транспортная экспертиза . Также в качестве дополнения к определению прилагаются материалы дела. Эксперт не должен сам осуществлять сбор материалов. Он должен только проанализировать с точки зрения технического эксперта собранные уже правоохранительными органами материалы дела.

Эксперт может выбирать сам только:

  • справочные данные;
  • научно-техническую информацию;
  • технические нормативы;
  • методики ГОСТа;
  • инструкции и материалы для проведения технического анализа.

Эксперт не может заниматься решением правовых вопросов. В ходе оформления судебного определения для проведения независимой дорожно-транспортной экспертизы судья указывает независимую экспертную компанию, которая будет заниматься экспертным анализом. Если назначается повторная или дополнительная экспертизы, требуется также прилагать к судебному определению результаты предыдущих экспертных оценок дорожно-транспортной аварии.

В ходе проведения экспертного анализа специалисты должны выяснить:

  • техническое состояние транспортных средств;
  • состояние дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок;
  • механизм дорожно-транспортного происшествия;
  • психофизиологическое состояние водителя и других участников дорожно-транспортного происшествия.

Виды дорожно-транспортной экспертизы

Дорожно-транспортная экспертиза , которая назначается по предписанию арбитражного суда, делится на:

  • автотехническую, направленную на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;
  • транспортно-трасологическую, которая занимается на исследованием следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
  • автотовароведческую, определяющую стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;
  • технико-диагностическую, исследующую техническое состояние транспортных средств;
  • автодорожную, устанавливающую техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;
  • инженерно-психофизиологическую, которая проводится как самостоятельный вид экспертизы с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия.

Объект дорожно-транспортной экспертизы

Проведение дорожно-транспортной экспертизы направлено на исследование конкретных материальных объектов, имеющих непосредственное отношение к дорожной аварии, в которых содержится нужная суду информация об обстоятельствах происшествия.

Объектами экспертного исследования являются:

  • транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии числе и их агрегаты, детали;
  • материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания;
  • схема дорожно-транспортного происшествия;
  • письменные объяснения лиц ― участников дорожно-транспортного происшествия;
  • ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
  • протоколы осмотра поврежденного транспортного средства;
  • справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;
  • сведения о водителях и транспортных средствах;
  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о привлечении к административной ответственности;
  • заключение о стоимости восстановительного ремонта.

Цели экспертизы арбитражный суд должен формулировать, учитывая все конкретные обстоятельства происшествия. Каждый вид дорожно-транспортной экспертизы находит ответы на конкретные вопросы. В ходе проведения автотехнического экспертного исследования устанавливается:

  • скорость движения транспортного средства перед столкновением;
  • расстояние, на котором находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
  • длина тормозного пути транспортного средства;
  • наличие возможности у водителя транспортного средства избежать столкновения при применении вовремя экстренного торможения в момент возникновения опасности;
  • наличие технической возможности у водителя выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы оно, двигаясь с разрешенной скоростью;
  • пункты Правил дорожного движения, которыми должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации;
  • техническая причина данного происшествия и ее связь с действиями водителя транспортного средства;
  • безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля при заданных исходных данных и ряд других вопросов.

20.04.2018 17:44:51 сайт

Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия – законодательно установленное наименование группы исследований, известных в народе как дорожно-транспортная экспертиза. Принадлежит мероприятие к классу инженерно-транспортных или автотехнических экспертиз.

Специфика процедуры

Объектом дорожно-транспортного исследования является дорога и близлежащая территория, на которой произошла авария, наезд, поломка транспортного средства.

Целью экспертизы является идентификация ДТП, выявление факторов, приведших к нему, а также:

    выяснение соответствия характеристик дорожного полотна и оснащения его дорожными знаками;

    выявление корректность дорожной разметки;

    расчет имеющейся обзорности и сопоставление ее с нормативными актами;

    изучение организации движения на момент происшествия;

    определение возможности предотвращения аварии ее участниками.

Помимо этого исследования, применяют другие виды автодорожного исследования, тем самым полностью раскрывая картину происшествия.



Разрешаемые вопросы

В зависимости от возникшей ситуации, эксперту адресуют перечень вопросов:

    Была ли достаточная обзорность на месте происшествия для всех участников?

    Корректно ли расставлены дорожные знаки, соблюдено ли расстояние от предупреждающего знака до объекта, указанного на нем?

    На сколько испорчено дорожное полотно?

    Имеются ли выбоины, колейность на дороге? Каковы их параметры?

    Возможно ли изменение траектории движения одного из водителей при попадании в выбоину или яму?

    Могли ли ограждающие приспособления повлиять на ход ДТП (предотвратить его при правильных действиях водителя или, наоборот, привести к столкновению с авто)?

    Как правильно должно быть обустроено дорожное полотно и прилегающая местность?

    Присутствует ли и корректна ли разметка дороги?

    Имеются ли светофоры на участке, осуществлена ли видимость их для всех участников дорожного движения?

    Были ли проведены меры по ликвидации деятельности погодных условий и других авто (убран ли снег, очищен ли участок от жидкостей)?

    Что послужило причиной аварии (исключены ли дорожные условия)?

    Соблюдены ли были правила дорожного движения водителями и пешеходами (выясняется при результатах трасологической экспертизы и показаний свидетелей)?

    Могло ли состояние дороги привести к заносу?

    Послужила ли выбоина, яма поломке ТС и его элементов?

    Как именно необходимо было действовать пешеходам и водителю для предотвращения ДТП?

    Послужили ли дефекты асфальта, гравийной дороги причиной поломки авто?

    Имели ли право грузовые, сельскохозяйственные машины и дополнительное оборудование передвигаться по данному участку?

    Имеются ли на дороге уклоны, незафиксированные дорожными знаками?

Возможны и другие вопросы, в зависимости от специфики ситуации.

Виды процедуры

Исследование подразделяют на судебное и внесудебное. Судебная экспертиза возможна только по назначению судебного органа или обращения заинтересованных лиц через суд, следственный орган.

Мероприятие проходит с участием сотрудников экспертно-криминалистических отелов МВД, государственных и федеральный учреждений. Оплачивает его государство или виновная сторона.

Внесудебное или независимое исследование проводят в досудебный период или в случае отказа от привлечения ГИБДД, суда. Заинтересованные лица обращаются в коммерческую организацию, специализирующуюся на экспертизе и ждут результата. Оплата происходит по договоренности между участниками происшествия. Если с заключением участники аварии согласны и не против возмещения ущерба пострадавшей стороне, вопрос закрывается.

ДТП с летальным исходом или причинению тяжкого вреда здоровью водителям, пассажирам или пешеходам, исследует только судебная экспертиза. Но при том есть вариант воспользоваться услугами частных учреждений.

Кто проводит экспертизу?

Человек, отвечающий за исследование участка, на котором произошло происшествие должен иметь помимо специализации «судебный эксперт» дополнительное высшее образование на автомобильно-дорожном факультете по направлению «Организация и безопасность движения».

Руководитель экспертизы должен иметь практические знания и квалификацию инженера по организации дорожного движения.


Этапы исследования

В случае разбирательств нюансов ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД, назначается судебная дорожно-транспортная экспертиза, для этого составляют ходатайство, или суд выносит постановление.

Если необходима только частная экспертиза, составляют заявку.

В документе, независимо от его назначения, кроме сведений заявителя (участников ДТП), указывают следующее:

    Проблему (произошедшая авария, наезд);

    Задачи к исследованию;

    Дополнительные сведения;

    Список документов.

Если предполагается судебное исследование, сотрудники ГИБДД, суд передают для изучения материалы дела. Если проводится независимое мероприятие, требуется предоставить:

    Справку о совершенном наезде, аварии (выдает автоинспектор на месте ДТП);

    Сведения об авто (техническая документация);

    Водительское удостоверение заявителя;

    Схему ДТП;

    Протоколы проведенных опросов свидетелей, участников аварии;

    Заключения других экспертиз, если они имеются.

Для инициации процедуры в частной организации необходимо составить договор. В нем указывают начало процедуры, сроки и стоимость работ. Критерии оговариваются в индивидуальном порядке и зависят от сложности процедуры, объема материалов.

Эксперт получает доступ к месту происшествия, ТС, вправе проводить опросы участвующих лиц, запрашивать дополнительную документацию.

Этапы исследования такие:

    Изучение документов, проверка их корректного заполнения.

    Анализ полученных сведений от свидетелей и водителя.

    Осмотр участка происшествия.

    Сопоставление полученных данных.

    Составление заключения.

Заключение или отчет эксперта – полноценный документ, имеющий юридическую силу, поэтому важно его правильность заполнения.

Он должен иметь:

    Список, предоставленных документов и материалов;

    Описание проблемы со слов заказчика;

    Вопросы, поставленные перед экспертом;

    Начало и место проведения мероприятия;

    Акты и протоколы исследования;

    Окончание процедуры;

    Подпись и печать организатора исследования.

Отчет нумеруют и прошивают. Используют его в суде, страховой компании и других инстанциях.


Срок действия заключения о дорожно-транспортной экспертизе не ограничен законодательно. Но при результативном оспаривании информации, зафиксированной в отчете, его аннулируют.

Под понятием транспортной экспертизы могут подразумеваться кардинально различающиеся процессуальные и исследовательские процедуры. В частности, техническая экспертиза транспортного средства обеспечивает расчет причиненного отдельными повреждениями ущерба автомобилю. Транспортно-трасологическая же экспертиза обеспечивает расследование причин и предпосылок ДТП, определение виновников аварийной ситуации, а также автомобилей, скрывшихся с места происшествия.

Оглавление:

Техническая экспертиза транспорта – определение и порядок проведения

Правовое регулирование обязательности технической экспертизы транспорта в случае возникновения страховой ситуации регулируется положениями Федерального закона от 25.04.2002 №40. При этом данный закон, в первую очередь, посвящён вопросам обязательного автострахования ответственности. Тем не менее, вопросы проведения экспертизы прямо затрагивают правоприменительную площадь такового закона, соответственно, она является одним из ключевых элементов контрольно-исследовательских процедур для определения , и, как следствие – , подлежащих уплате.

Обратите внимание

Транспортно-техническая экспертиза не определяет виновника ДТП, а исключительно рассчитывает стоимость причинённого ущерба.

Проведение технической экспертизы транспортных средств – это задача квалифицированных техников-экспертов и экспертных организаций, которые имеют в своём штате не менее, чем одного специалиста означенного профиля. Требования, каковые предъявляются к экспертам, полностью раскрываются в положениях Приказа Минтранса РФ №277 от 22.09.2016. Правовое же регулирование непосредственных правил проведения означенного комплекса исследовательских процедур и порядка проведения необходимых проверок, а также ведения расчётов лежит на Банке России в соответствии с положениями вышеупомянутого ФЗ.

В ходе экспертизы устанавливается возможный ущерб с учётом всех основных влияющих на размер выплат факторов, к которым относится:


В целом, таковая экспертиза является обязательной для получения страховых выплат. При этом порядок определения экспертов и экспертных организаций может быть предусмотрен условиями договора об обязательном страховании автотранспорта.

Понятие транспортно-трасологической экспертизы и её проведение


Экспертиза транспортно-трасологического характера – это комплекс практических исследований, предназначенный для определения всех обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Заключение таковой экспертизы позволяет определить предполагаемого виновника ДТП в спорных ситуациях, получить информацию относительно причин происхождения аварии или аварийной ситуации, а также определить параметры автомобилей по оставшимся на месте ДТП следам, в случае, если виновники или .

Как таковыми, отдельными российскими законами порядок проведения транспортно-трасологических экспертиз не регулируется. В то же самое время к данным процедурам применяются все нормативы процессуальных кодексов, если необходимость проведения таковых исследований возникает во время отправления правосудия по административному, гражданскому или уголовному процессу. Так, данная экспертиза может проводиться как по ходатайству одного из участников процесса в судебном порядке, так и по инициативе самого суда.

Важный факт

Транспортно-трасологические экспертизы применяются и используются не только в судебном порядке. Получать их заключение и выводы можно и до начала судебных мероприятий, и во внесудебном формате.

Экспертиза такового характера обычно проводится непосредственно в виде обследования места ДТП, а также участвовавших в нём автомобилей. Однако при невозможности обеспечить сохранность такового места происшествия, допускается ознакомление экспертов с информацией касательно состоявшегося ДТП в формате протоколов, видеозаписей, фотоснимков, свидетельских показаний, чертежей и зарисовок.

Другие виды возможных транспортных экспертиз в России


Под транспортной экспертизой могут также подразумеваться мероприятия санитарно-гигиенического характера, направленные на установление уровня безопасности ввозимого на территорию РФ или иных государств Таможенного Союза автомобиля.
При этом нарушение установленных нормативов может служить причиной отказа для ввоза такового транспортного средства. Однако само по себе обязательное прохождение таковых экспертиз предусматривается исключительно для экспортёров новых транспортных средств, до этого не проходивших таковую проверку.

Также, под транспортной экспертизой могут подразумеваться и иные следственно-оперативные мероприятия, выступающие в виде криминалистической или инженерно-технической экспертизы. В частности, при подозрении на наличие изменения номеров кузова или двигательного аппарата транспортного средства может проводиться инженерная или иная экспертиза по решению суда с целью установления присутствия или отсутствия факта внесения таковых изменений в конструкцию транспортных средств.

Кроме этого, под экспертизой часто может подразумеваться технический осмотр транспортных средств перед рейсами в случае осуществления перевозок на постоянной основе. Однако, так как по результатам такового осмотра не выдаётся экспертного заключения, к проводящему осмотр лицу не предъявляется строгих требований по аттестации, а результатам осмотра является смотровой листок, данные процессуальные мероприятия нельзя называть экспертизой транспорта.