Происхождение названия двуречье. География Месопотамии (Древний Шумер)


Природа и население Южной Месопотамии

Название Месопотамия (греч. mesos - средний, potamos - река) было дано стране греческими переводчиками Ветхого Завета, его можно перевести буквально как «Междуречье», т. е. долина между двух рек - Тигра и Евфрата. Также эту страну называют Двуречье. Двуречье делят на две части: северная называется Ассирия, южная - Вавилония. В свою очередь, Вавилония делилась на северную (Центральную) часть - Аккад - и южную - Шумер.

В Южной Месопотамии были сравнительно плодородные земли. Однако из-за сухого климата использовать эти почвы можно было, только регулируя воду рек Тигр и Евфрат. Орошение давало возможность получать большие урожаи. Весной под влиянием таяния снегов в горах Армении уровень воды в обеих реках поднимается до максимума, и они затопляют равнины. Вода начинает спадать в июне и достигает минимального уровня осенью. Поскольку разлив рек в Месопотамии наступал поздно, возникла необходимость строить дамбы и плотины для защиты всходов от затопления, рыть каналы, чтобы накапливать воду и своевременно подавать ее туда, где появлялась в этом потребность. Из-за того, что реки разливались во время жары, происходило быстрое испарение воды, а это усиливало засоление почв и приводило к снижению урожаев. Через какое-то время земля становилась вообще непригодной для посевов, и приходилось осваивать новые пашни, а жителям - переселяться. Ил к тому же засорял каналы, снабжавшие водой внутренние части страны, мешал нормальному течению рек. Каждый правитель был вынужден заботиться об исправности плотин, очищении каналов и рытье новых, а также заниматься расселением жителей на новых землях.

Определите климатогеографические особенности появления первых цивилизаций (государств) в Египте и Месопотамии. Какое влияние они оказывали на экономику и каковы были политические последствия?

Другими природными богатствами Южная Месопотамия была бедна. Здесь было мало камня и дерева, только заросли гигантского тростника на болотах и неисчерпаемые запасы речной глины. Металлы были привозными.

Жители выращивали разные зерновые культуры, но особенно популярен был ячмень, из которого также делали ячменное пиво. Из семян кунжута (сезама) получали масло с острым привкусом. Широко употреблялись лук и чеснок. Для получения волокон выращивали лен, а масло из льняных семян применяли как лекарство.

Настоящим деревом жизни была финиковая пальма - одно из первых культурных растений в Южной Вавилонии; ни одного дикого вида ее не обнаружено. Высококалорийные финики использовались как основная сладость. Мед был редкостью, по-видимому, его собирали только от диких пчел. Важно и то, что в условиях жаркого климата финики долго хранились. В I тыс. до н. э. из них готовили алкогольный напиток, заменявший пиво. Для получения высоких урожаев фиников требуется искусственное опыление. Вероятнее всего, этим занимались профессиональные садоводы.

С целью иметь постоянный источник свежего мяса разводили домашних животных. Козы, овцы и свиньи легко приручались и давали не только мясо, но и шерсть (овцы) и пух (козы). Коз и овец содержали под присмотром пастухов большими стадами, принадлежавшими храму или дворцу. Если скот был собственностью частных владельцев, то им полагалась определенная часть дохода, получаемого от стада. Крупный рогатый скот первоначально использовали как тягловую силу при обработке земли и молотьбе. Из молока делали сыры и масло. Мясо крупных животных было невыгодно использовать повседневно. Его надо было съедать все сразу, так как создавать запасы мяса в жарком климате было невозможно. Основным вьючным животным были ослы.

В Южной Месопотамии жили два народа: шумеры и аккадцы. Шумеры - особенный народ, родственные связи его до сих пор неясны. Они не были исконными жителями Месопотамии. Выдвигалось предположение, что шумеры пришли сюда как воинственные кочевые пастухи, навязав себя оседлым народам в качестве правящей касты. Другие ученые полагают, что шумеры сами были крестьянами, возможно, вытесненными из родных мест в Центральной Азии изменениями климата. Убедительных доказательств ни той, ни другой точки зрения нет. Место шумерского языка в лингвистической системе также пока не установлено. Когда шумеры пришли в Южную Месопотамию, там уже существовали процветающие селения, и некоторые из них стали основой для более поздних шумерских городов.

Аккадцы принадлежали к семитам. Родиной древних семитов были внутренние районы Аравийского полуострова. Расширяющиеся пустыни вынуждали людей уходить с полуострова. Постепенно шумеры растворились среди аккадцев. Образовался один народ - вавилоняне.

Первые поселения на территории Месопотамии существовали еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита, в VII-VI тыс. до н.э., происходит заселение речных долин сначала Северной, а затем в V тыс. до н.э. и Южной Месопотамии. Этнический состав населения неизвестен. В начале IV тыс. до н.э. на юге появляются шумеры, которые постепенно заняли территории до места наибольшего сближения Тигра и Евфрата.

На рубеже IV-Ш тыс. до н.э. возникают первые города-государства -- Ур, Лагаш, Урук, Ларса, Ниппур и др. Они ведут между собой борьбу за преобладающее положение в Шумере, но объединить страну никому из их правителей не удалось.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии жили семитские племена (их язык называется аккадским). В течение III тыс. до н.э. они постепенно продвигались на юг и заняли всю Месопотамию. Около 2334 г. царем Аккада -- древнейшего семитского города в Месопотамии -- стал Саргон Древний (по-аккадски -- Шуррукен, что означает «Истинен царь»). По легенде он был не знатного происхождения, и сам говорил о себе: «Мать моя была бедна, отца я не знал... Зачала меня мать, родила тайно, положила в тростниковую корзину и пустила по реке». При нем и его наследниках власть Аккада распространяется на большую часть Месопотамии. Шумеры слились с семитами, что оказало большое влияние на всю последующую культуру этого региона. Но борьба за власть между различными городами-государствами продолжалась.

В конце III тыс. до н.э. в страну началось проникновение кочевников -- западно-семитских племен (амореев) и ряда других народов. Амореи около XIX в. до н.э. создали несколько своих государств, самое знаменитое из них -- со столицей в Вавилоне, которое сыграло важнейшую роль в истории Месопотамии. Расцвет вавилонского государства (Старый Вавилон) связан с деятельностью царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В XVI в. до н.э. Вавилон был захвачен хеттами, затем касситами, власть которых над страной продержалась почти четыре столетия.

С начала III тыс. до н.э. на севере Месопотамии существовал город Ашшур, по названию которого вся страна стала называться Ассирия. В конце II -- начале I тыс. до н.э. Ассирия постепенно становится самым крупным и могущественным государством Ближнего Востока.

Начиная с IX в. до н.э. в жизни Вавилонии важную роль начинают играть халдеи. В VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (Новый Вавилон), которому вместе со своими союзниками (в частности -- мидийцами) удалось нанести поражение Ассирии. Мидийцы захватили большую часть коренной территории Ассирии и создали там свое государство (Мидию).

В 539 г. до н.э. персы, победившие ранее мидян, захватили Вавилон, и он навсегда утратил свою независимость.

Вклад шумеров в развитие науки и в мировую культуру

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») -- древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире!) горечь потери друга и неотвратимость смерти. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее -- древневавилонское) царство объединило север и юг -- области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792--1750 до н. э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это -- далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.

Шумеро-Аккадская культура

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись становится алфавитным письмом. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и темы. Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Культура Старовавилонского царства

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония, Центром ее был город Вавилон (Ворота Бога), цари которого во 2 тыс. до н.э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Он повсеместно стал считаться как царь богов. Согласно учению вавилонских жрецов, именно боги определяли судьбы людей и только жрецы могли знать эту волю - одни они умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил. Культ небесных светил становится исключительно важным в Вавилонии. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Была создана шестидесятиричная система, которая существует по сей день в исчислении времени. Вавилонские астрономы высчитали законы обращения Солнца, Луны, повторяемость затмений. Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Классической формой храмов Вавилонии была высокая ступенчатая башня - зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены, террасы - озеленены. Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - "висячие сады Семирамиды". Архитектурных памятников вавилонского искусства до нас дошло не много, что объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма, и массивные стены, и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка.

Влияние вавилонской культуры на ассирийскую

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки - ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако, эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня. В искусстве Ассирии в I тыс. до н. э. появляется жесткий канон. Канон этот не религиозен, как не религиозно было все официальное ассирийское искусство, и в этом принципиальное отличие ассирийских памятников от памятников предшествующего времени. Он и не антропометричен, как античный канон, который исходил из человеческого тела как единицы измерения. Его, скорее, можно назвать каноном идеалистско-идеологическим, ибо он исходил из представления об идеальном владыке, воплощенном в образе могучего мужа. Попытки создать идеальный образ могучего повелителя встречались уже и раньше, в аккадском искусстве и в период III династии Ура, но они не воплощались столь последовательно и законченно и не были так оторваны от религии, как в Ассирии. Ассирийское искусство было чисто придворным искусством, и, когда погибла ассирийская держава, оно исчезло. Именно канон явился тем организующим началом, благодаря которому ассирийское искусство достигло такого небывалого совершенства. Образ царя становится в нем моделью и образцом для подражания, он создается всеми возможными средствами: чисто изобразительными -- облик физически совершенного, могучего человека в подчеркнуто пышном убранстве -- отсюда монументальная статичность фигур и внимание к мелким деталям убранства; живописно-повествовательными -- когда и в искусстве, и в литературе выделяются темы, восхваляющие воинскую мощь страны и ее создателя, «владыки всех стран»; описательными -- в виде анналов ассирийских царей, славящих их подвиги. Некоторые описания в ассирийских анналах производят впечатление подписей под изображениями, более того -- тексты царских надписей с рассказами о царских боевых подвигах помещаются прямо на рельефах, пересекая изображение правителя, что при стандартизованном, лишенном всякой индивидуальности изображении было весьма существенно и являлось дополнительным орнаментоподобным украшением плоскости рельефа. Становление канона и выработка твердых правил при изображении царской персоны, равно как и идеологическая тенденциозность всего придворного искусства способствовали сохранению высоких художественных норм при ремесленном воспроизведении образцов и не сковывали творческих возможностей художников-мастеров, когда речь шла не о царской персоне. Это видно по той свободе, с которой ассирийские художники экспериментируют в области композиции и в изображениях животных.

Искусство Ирана 6-4 вв. до н.э. еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников. Оно более спокойное: в нем нет той жестокости, которая была свойственна искусству ассирийцев, но в то же время преемственность культур сохраняется. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных - прежде всего крылатых быков, львов и грифов. В 4 в. до н.э. Иран был завоеван Александром Македонским и включен в сферу влияния эллинистической культуры.

Религия и мифология Древней Месопотамии

Характерной чертой религии Древней Месопотамии является политеизм (многобожие) и антропоморфизм (человекоподобие) богов. Для Шумера типичным является культ местных богов, и прежде всего бога-покровителя города. Так, в Ниппуре поклонялись Энлилю (Эллилю) -- богу воздуха, который позднее получит статус верховного бога в шумерском пантеоне; в Эреду -- Энки (богу подземных пресных вод и богу мудрости); в Ларсе -- Уту (богу Солнца); в Уруке почитались Ан и Инанна (богиня любви и войны) и т.д. Богиней загробного мира, находившегося под землей считалась Эрешкигаль, а ее супругом был бог войны Нергал. Люди были созданы богами, чтобы служить им. После смерти человека его душа навечно оказывалась в загробном мире, где ее ожидала весьма «невеселая» жизнь: хлеб из нечистот, соленая вода и т.п. Сносного существования удостаивались только те, для кого жрецы на земле совершали специальные обряды, единственное исключение делалось для воинов и многодетных матерей.

Божество, как правило, считалось присутствующим в своем изображении, если оно обладало определенными специфическими чертами и атрибутами, и ему поклонялись так, как было установлено и освящено традицией данного храма. Если изображение выносили из святилища, с ним вместе удалялся и бог, выражая таким образом свой гнев против города или страны. Богов облачали в пышные одежды особого стиля, дополнявшиеся тиарами и нагрудными украшениями (пекторалями). Одежды сменялись во время специальных церемоний в соответствии с требованием ритуала.

Мы знаем из месопотамских и египетских источников, что изображения богов ваялись и подновлялись в специальных мастерских при храме; после этого они подвергались сложному и совершенно тайному ритуалу освящения, который должен был превратить безжизненную материю в сосуд божественного присутствия. Во время ночных церемоний они наделялись «жизнью», их глаза и рты «отверзались», чтобы идолы могли видеть, слышать и есть; затем над ними совершался ритуал «омовения рта», придававший им, как считалось, особую святость. Похожие обычаи были приняты и в Египте, где идолы божеств наделялись традиционно необходимыми качествами с помощью магических актов и формул. Тем не менее сам процесс изготовления идолов вручную, по-видимому, во всех религиях, где подобные изображения обладали культовой или священной функцией, ощущался как некая неловкость, на что указывают часто встречающиеся легенды и религиозные сказания, подчеркивающие чудесное происхождение наиболее знаменитых изображений богов.

Богам в храме Урука, например, еда подавалась два раза в день. Первая и основная трапеза приходилась на утро, когда храм открывался, вторая -- на вечер, очевидно, на время непосредственно перед закрытием дверей святилища... Каждая трапеза состояла из двух блюд, называемых «основное» и «второе». Блюда различались между собой, по-видимому, скорее по количеству, чем по составу продуктов. Церемониал, характер и число блюд, входивших в божественную трапезу, приближаются к человеческим меркам, вообще характерным для месопотамских богов.

Письменность и книги

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV-Ш тыс. до н.э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В VI-IV тыс. до н.э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы -- маленькие глиняные шарики, конусы и т.п. В IV тыс. до н.э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала -- достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками -- рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, подушко- или линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизация и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трехгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, т.е. значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т.п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

Сфера применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные надписи, культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные «школьные» или «научные» тексты -- списки знаков, списки названий гор, стран, минералов, растений, рыб, профессий и должностей и, наконец, первые двуязычные словари.

Шумерская клинопись получает широкое распространение: приспособив к нуждам своих языков, ее с середины III тыс. до н.э. используют аккадцы, семитоязычные жители Центральной и Северной Месопотамии и эблаитяне в Западной Сирии. В начале II тыс. до н.э. клинопись заимствуют хетты, а около 1500г. до н.э. жители Угарита на ее основе создают свою упрощенную слоговую клинопись, которая, возможно, повлияла на формирование финикийского письма. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты.

При школах-академиях (эддубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания «глиняных книг». Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них -- библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии, обнаруженная в 1853 г. при раскопках холма возле деревни Куюнджик на левом берегу Тигра. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени; это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием; по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Пространные тексты составляли целые «серии», включавшие иногда до 150 табличек. На каждой такой «серийной» табличке стоял ее порядковый номер; заглавием служили начальные слова первой таблички. На полках «книги» размещались по определенным отраслям знаний. Здесь были собраны тексты «исторического» содержания («анналы», «хроники» и др.), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, «научные» тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т.п.), сотни книг, в которых «отложились» все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тыс. табличек и фрагментов, извлеченных из руин дворцовой библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии. Школа называлась в Месопотамии «эддубба», что означало «дом табличек», директора называли «отец дома табличек», а учителей -- «старшие братья»; были в школах и надзиратели, которых называли «владеющие хлыстом», что иллюстрирует некоторые особенности метода обучения. Ученики осваивали письменность путем копирования сначала отдельных знаков, а затем целых текстов. Обучение происходило с раннего утра до позднего вечера и длилось много лет. Учиться было трудно, но профессия писца была выгодной и почетной.

Одно из самых удивительных на земле мест, это место где возникли первые государства, а следом и первые империи. Греки называли эту область Месопотамией , то есть «Междуречьем «, у нас же более принято говорить «Двуречье» — гигантская речная долина в передней Азии, ограниченная по краям течением рек Тигр и Евфрат.

Область называемая Междуречье, тянется от гор Армении на севере и до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке - с горными кряжами Западного Ирана.

Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями рек Тигр и Евфрат , которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю.

Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой, и несмотря на то, что эта река на 750 км короче Евфрата, она несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км.

Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября.

Нынешнее Междуречье сильно отличается от того, как выглядела эта местность тысячи лет назад, в эпоху Шумеро-Аккадского царства, ведь за прошедшие пять тысячелетий русла обеих рек значительно изменились. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса , были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла реки. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку.

Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше.

Реки Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Территория Междуречья — речной долины рек Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке

Природные условия и ресурсы Междуречья

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.

В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Разве только жирная и вязкая глина — илистые речные наносы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.

Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Заселение Междуречья людьми

Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях.

Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Предыстория

Двуречье (Междуречье) - другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия - «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. - возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города - Ур и Урук . Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. - возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически -ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш - бог Солнца,
  • Эа - бог Воды,
  • Син - бог Луны,
  • Иштар - богиня любви и плодородия.

Зиккурат - храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

Участники

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30-40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре ()

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись . Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись ()

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Проект STOP SYSTEM ().
  2. Культуролог.ру ().

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

География и природные условия Древней Месопотамии

Замечание 1

Месопотамия (Междуречье или Двуречье ) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, - сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию . Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад - двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климат ические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический , в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно. Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

Определение 1

Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тыс. до н. э) – эпоха, названная по имени городища, в котором был обнаружен архив, свидетельствовавший о дальнейшем развитии рисуночной письменности. Иногда Урук и Джемдет-Наср объединяют в один, «протописьменный» период».

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Первый протопериод – Раннединастический (конец $IV$ тыс. до н. э. – $XXIV$ век до н. э) – характеризуется развитием городов-государств; к этой эпохе относят масштабное наводнение, оставшееся в памяти месопотамцев как «великий потоп» (около $2950$ г. до н. э.).

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв.до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона :

    Доисторическая эпоха :

    • Убейд ($VI-IV$ тысячелетия до н.э.);
    • Урук ($IV$ тысячелетие до н.э.);
    • Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тысячелетий до н.э.).
  1. Историческая эпоха :

  • Раннединастический период ($XXX-XXIV$ вв. до н.э.);
  • Эпоха первых деспотий - Аккадской и Урской ($XXIV-XXI$ вв. до н.э.);
  • Старовавилонский-Староассирийский ($XX-XVI$ вв. до н.э.),
  • Средневавилонский-Среднеассирийский ($XVI/XV-XII/XI$ вв. до н.э.);
  • Новоассирийский ($X-VII$ вв. до н.э.) - Нововавилонский ($XII-VI$ вв. до н.э.).