Количество квадратных метров на человека беларуси. Норматив общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения


Вопрос о том, сколько квадратных метров положено на одного человека, становится определяющим во многих ситуациях.

Когда нужен расчёт жилой нормы? Как она определяется?

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда .
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу. В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления , установленной данным органом.

Федеральные стандарты норм

На уровне федерального законодательства правила определяются следующим образом.

6 квадратных метров на одного человека – норма для жилой площади, согласно правилам санитарного типа.

Социальные нормы общей площади рассчитываются следующим образом:

  1. Если есть один жилец, проживающий одиноко – ему выделяют площадь, равную 33 квадратам .
  2. 42 квадрата – необходимый минимум для двух человек.
  3. Если семья состоит из трёх человек, то каждый из них должен получить не менее 18 квадратов . Но они в любом случае должны получить не менее 16 квадратов в своё распоряжение .

Что такое социальная норма? Как она рассчитывается?

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Подробнее о правилах расчёта

Классические нормы: по 18 квадратов на одного гражданина, по 42 метра на семью из двух человек, 33 квадрата для тех, кто живёт один . И заключает . Один человек по норме должен получить не менее 12 квадратов . Но это актуально только для тех, кто признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Такими признаются граждане, которые проживают в квартирах, не соответствующих действующим нормам. Норму устанавливают муниципалитеты. Они обязательно учитывают фактическое состояние, текущую структуру жилого фонда. То же самое касается количество помещений, которые можно включить в жилой фонд для его увеличения.

Об учётной норме жилья

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер , который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая . Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

Норма для членов семьи военнослужащих – 18 квадратных метров на человека. На практике, жилищные нормы для данной категории граждан часто увеличивают.

Социальная норма по жилой помощи используется, когда определяют, способны ли граждане сами оплачивать ЖКХ, или им требуется поддержка. В общежитии на одного человека норма может быть уменьшена в зависимости от решения муниципалитета.

Выселение за – крайняя мера, которая применяется к тем, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма. Выселяют обязательно в жильё с меньшей площадью. Здесь используются те же нормы, что и при работе с общежитиями – то есть, например, 6 квадратных метров на человека.

При переселении из аварийного жилья нормы составляют 6 квадратов на человека, если у муниципального фонда не хватает средств для предоставления всех условий. В других случаях переселенцы могут рассчитывать минимум на десять квадратных метров.

На те же нормативы, не меньше, могут рассчитывать те, чьё жильё изымается в пользу государственных и муниципальных фондов.

Что ещё следует учесть?

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции. Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность . Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде. Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?

Сколько метров полагается на одного человека? Консультация адвоката на видео

Помимо ответа а вопрос о количестве метров адвокат Оксана Касьянова отвечает и на другие смежные вопросы.

СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ

(в редакции решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 N 44/10)

В целях реализации жилищной политики в муниципальном образовании городского округа город Уфа Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 14, 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Башкортостан "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" , Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан решил:

1. Установить учетную норму площади жилого помещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, менее 12 кв. м общей площади на одного человека.

2. Установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

(в ред. решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2015 N 44/10)

3. Установить порог размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), не должен превышать величину прожиточного минимума для социально-демографической группы населения на момент подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

4. Установить порог стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, менее расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина).

5. Установить период накопления денежных средств, достаточный для приобретения жилого помещения, равный 10 годам.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по городскому хозяйству, застройке и имущественным отношениям.

Председатель
Совета городского округа
город Уфа
Республики Башкортостан
И.НИГМАТУЛЛИН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ (с изменениями на: 22.04.2015)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, НОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОРОГА РАЗМЕРА ДОХОДА, ПРИХОДЯЩЕГОСЯ НА КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ, ПОРОГА СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ И ПОДЛЕЖАЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ПЕРИОДА НАКОПЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ (с изменениями на: 22.04.2015)
Номер документа: 12/22
Вид документа: Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Принявший орган: Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Статус: Действующий
Опубликован: Газета "Вечерняя Уфа", N 115 (10513), 16.06.2006
Дата принятия: 08 июня 2006
Дата редакции: 22 апреля 2015

В целях получения кредита (нельготного) на завершение реконструкции дома нужно стать на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не совсем ясно, подпадаем ли мы под эту категорию граждан по основанию «не менее 15 кв. метров на одного человека». Дело в том, что до начала реконструкции в нашей семье было 3 человека и общая жилплощадь дома 58 кв. метров. Теперь в нашей семье четыре человека (родился еще один ребенок), и согласно старому проекту, на каждого человека приходится менее 15 кв. м. Однако реконструкция уже начата и фактически дом сейчас имеет площадь 66 кв. м. В перспективе предполагается еще надстройка мансардного этажа (в целом будет 135 кв. м), и как раз на это нужен кредит. Итак, можем ли мы считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий, если по старому проекту площадь дома 58 кв. м. (на четверых), фактическая (теперешняя) площадь - 66 кв. м., а после реконструкции предполагается 135 кв. м?


УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
29.11.2005 N 565ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
3. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются:
3.1. граждане:
3.1.1. не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания (далее - населенный пункт по месту принятия на учет);
3.1.2. обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет;
3.1.3. проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
3.1.4. проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
3.1.5. проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
3.1.6. проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
3.1.7. проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
3.1.8. проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;
3.1.9. проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства.
Под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
3.1.10. проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;
3.1.11. впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
3.1.12. родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, овдовевшие супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
3.1.13. проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;
3.2. специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв.км и приравненных к ним территориях;
3.3. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:
не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;
при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 - 3.1.10 настоящего пункта;
не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом;
3.4. лица, которые на день вступления в силу настоящего Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

При этом, исходя из вашего вопроса до фактической регистрации изменений в технический паспорт на жилое помещение в котором вы проживаете оно составляет 58 кв. м. Полагаю, что до момента регистрации изменений в техпаспорт вы имеете право стоять на учете как нуждающиеся и пользоваться соответствующими льготами. В случае изменения техпаспорта - вы потеряете данное право.

С уважением Sfif

Если Вам нужна срочная правовая помощь…

Если Вы не получили ответ на свой вопрос или по каким-то причинам он Вам не ясен…

Если Вы хотите получить квалифицированную помощь адвоката с учетом Ваших деталей…

Если Вам нужно представительство Ваших интересов уже сегодня…

Если Вы не уверены, что сможете сами защитить свои законные права…

Мы предлагаем воспользоваться платной юридической помощью адвоката
Филановича Геннадия Александровича.

Специальное разрешение (лицензия) на право осуществления адвокатской деятельности, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь № 02240/2297. Действительна до 05.02.2018 года.

Телефон +375 29 626-12-29.

Что изменится в решении жилищного вопроса?

Подписанный Президентом Указ № 346, который вступил в силу с 10 августа, внес изменения в систему государственной поддержки жилищного строительства в Минске и других регионах Беларуси. И, как все новое, это вызвало у читателей “НГ” вопросы, на которые ответили специалисты Мингорисполкома и Министерства архитектуры и строительства Беларуси.

В Минске норму площади, которая будет учитываться при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снизили с 15 до 10 квадратных метров. Это касается жилой или общей площади? Будет ли при этом учитываться другое имеющееся жилье?
Светлана МАНКЕВИЧ, Минск

При постановке на учет, как пояснили в Мингорисполкоме, будет учитываться общая жилая площадь. Подать документы смогут только те, у кого на члена семьи приходится не более 10 квадратных метров общей площади жилья. Такое решение принято для сдерживания разрастания очереди. Дело в том, что только за последние десять лет в столицу переехали жить около 160 тысяч человек. Несмотря на значительные объемы жилищного строительства, число очередников в Минске с 1999 года по настоящее время увеличилось со 107 тысяч до 280 тысяч человек.
Уровень обеспеченности претендентов на постановку на очередь будет определяться с учетом другого жилья, которое имеют данные граждане. При этом будут рассматривать недвижимость, расположенную не только в столице, но и Минском районе. Ведь, как показало проведенное исследование, в собственности у минчан имеется около 25 тысяч жилых помещений, расположенных на территории Минского района.

Моя дочь в следующем году оканчивает вуз и собирается по распределению остаться работать в Минске. Но в столице теперь встать на учет нуждающихся в жилье можно будет лишь после десяти лет проживания в Минске. Означает ли это, что и моей дочери придется ждать такой долгий срок?
Сергей АТРАШКЕВИЧ, Слоним

Действительно, подтвердили в Мингорисполкоме, прибывшие в столицу лица смогут быть приняты на учет нуждающихся лишь спустя десять лет после регистрации таких граждан по месту жительства в Минске (в Минском районе установлен пятилетний срок). Однако в этом правиле есть исключения. Такое жесткое ограничение не коснется, в частности, супругов, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского или местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия.

В столице норматив при постановке на учет уменьшили. Выходит, что теперь и кредиты будут выдавать исходя из 10 квадратных метров на человека, а не 20, как было прежде?
Семья ДУБКОВЫХ, Минск

Окончательного решения об изменении условий выдачи льготных жилищных кредитов пока нет. Поэтому сейчас действуют прежние нормативы. Однако, как предполагается, в дальнейшем круг получателей льготных жилищных кредитов может быть сужен. На такую поддержку смогут рассчитывать наиболее нуждающиеся, например, многодетные семьи и граждане, проживающие много лет в общежитиях. Рассматривается также возможность корректировки уровня процентных ставок по льготным жилищным кредитам.

Смогут ли меня исключить из числа очередников, если я откажусь от предложенной мне квартиры?
Т.К., Пружаны

Вступившим в силу Указом № 346 предусматривается, что снятие с учета может быть произведено в случае письменных отказов (не менее трех в течение календарного года) от предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке вступления в организацию застройщиков (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования).

Мы были приняты на учет нуждающихся пять лет назад. На члена семьи сейчас приходится примерно по 12 квадратных метров. Теперь же норма - 10 метров. Не исключат ли нас из списков нуждающихся?
Андрей, Минск

В Минстройархитектуры заверили, что “старые” очередники право на получение государственной помощи при строительстве жилья не потеряют. Ведь в Указе № 346 четко определено: “Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, действовавшим до вступления в силу настоящего указа и изменяемым настоящим указом, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и сохраняют право состоять на таком учете по данным основаниям”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

Со 2 марта в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс РБ, который вносит изменения в жилищные права и обязанности жителей Беларуси. Изменений много. Поэтому на странице «Недвижимость» мы открываем постоянную рубрику «Новый Жилищный кодекс».

Сегодня речь пойдет о правилах принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этой части новый ЖК кардинальных изменений в действующие правила не внес, но кое-что добавил и уточнил.

Быть нуждающимся - актуально.

Сразу оговоримся, несмотря на то что в начале 2012 года были существенно ужесточены условия предоставления льготных кредитов и многие очередники лишились этого права, нахождение на квартирном учете дает гражданам определенные послабления при улучшении жилищных условий.

Во-первых, очередники имеют преимущественное право на заключение договора коммерческого найма государственной квартиры. Во-вторых, банки предлагают для очередников более льготные процентные ставки по коммерческим кредитам в случае строительства или покупки жилого помещения. В-третьих, очередник имеет право на налоговый вычет при исчислении подоходного налога, если он выплачивает банку кредит, взятый на покупку или строительство (реконструкцию) жилого помещения.

Поэтому квартирная очередь в Беларуси - тема по-прежнему актуальная даже для тех семей и одиноких граждан, которые не имеют права на получение льготного кредита и субсидии.

В новом Жилищном кодексе учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, посвящена глава 7.

Право состоять на учете нуждающихся у граждан Беларуси появляется с 16 лет. В более молодом возрасте такое право возникает в случае эмансипации, вступления в брак, а также у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также следует знать, что для постановки на учет в Минске и в Минском районе нужна десяти- и пятилетняя соответственно регистрация по месту жительства (постоянная прописка). Это касается иногородних граждан, не являющихся молодыми специалистами, членами семей местных жителей, и в других случаях, на которые не распространяется требование по регистрации.

Это общие правила. Теперь о частностях.

Бесквартирные и приравненные к ним.

Как и раньше, право на включение в квартирную очередь имеют граждане, у которых нет в собственности и (или) в пользовании, во владении жилого помещения в том населенном пункте, где они хотят быть принятыми в эту очередь. Новым в этой части является то, что к этой группе претендентов относятся и те граждане, которые были выселены из квартиры (дома, комнаты), где проживали на правах родственника, члена семьи и т. д.

Например, семейная пара живет в квартире мужа, у жены нет доли в этой квартире и никакой другой жилплощади в данном населенном пункте. Через какое-то время они разводятся, и муж, пользуясь новой нормой ЖК (она вступает в силу в 2014 году), выселяет бывшую жену из своей квартиры. Она, если следовать ЖК, становится нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В статье 35 главы 7 четко прописано, что следует понимать под отсутствием у граждан во владении и пользовании жилых помещений, дающим право на постановку на квартирный учет. Если коротко, то речь идет о жилье, в котором человек имеет право бессрочно проживать на безвозмездной основе, - например, по договору найма государственной квартиры, в составе семьи нанимателя государственной квартиры или собственника частной жилплощади и т. д. Новым является то, что человек считается обеспеченным жильем, если он в нем проживает по договору, по которому застройщик обязан передать дольщику во владение и пользование объект долевого строительства (это новая норма).

Ограничение по площади.

Следующая категория претендентов на постановку на квартирный учет - это граждане, у которых размер общей площади занимаемого жилого помещения меньше установленной нормы: для Беларуси в целом - 15 кв. м на человека, для Минска - 10 кв. м на человека. При расчете обеспеченности жильем учитывается все жилье, имеющееся у членов семьи претендента только в том населенном пункте, где он намерен стать на учет. Исключением является Минск: здесь в расчет принимаются и жилые помещения, расположенные в Минском районе.

Например, семья (мама, папа, сын, дочка) живет в Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м. По количеству метров на 1 человека семья имеет право на принятие на квартирный учет. Но у сына, например, имеется маленький домик в д. Рабушки Минского района, который ему достался по завещанию. Домик, несмотря на старость, пригоден для проживания и не подлежит сносу. По этим основаниям семья не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Зато если бы у этой семьи в городе Радошковичи (это уже не Минский район) был коттедж площадью около 500 кв. м, то ее бы, по новым нормам Жилищного кодекса, на квартирный учет приняли бы.

Нежелательное соседство.

При определении права на очередь следует внимательно изучить все основания, поскольку некоторые из них между собой пересекаются. Причем если по одному основанию признать претендента нуждающимся нельзя, то по другому, оказывается, - можно, или по двум - можно, а по третьему - нельзя.

Например, мать и дочь проживают в однокомнатной квартире. Дочь не замужем и не имеет детей. Площадь однокомнатной квартиры - 50 кв. м. Если смотреть по норме обеспеченности, то получается, что они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Между тем пункт 1.1.10 статьи 35 гласит, что «нуждающимися признаются граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от того, являются они или не являются близкими родственниками), кроме супругов».

В числе других оснований для постановки на квартирный учет является проживание: в общежитии (кроме студентов и временных работников); на частной квартире или государственной по договору аренды или коммерческого использования; в помещении, непригодном для проживания по веским причинам (ветхость, несоответствие санитарным нормам и т. д.); в служебном или специальном жилье; в социальной квартире по договору найма, заключенному на срок до 10 лет.

Как и раньше, проживание в комнате или в однокомнатной квартире как минимум двух граждан, один из которых страдает опасным заболеванием (перечень утвержден Минздравом), дает право на принятие на учет нуждающихся.

Уточнены правила постановки на учет жильцов так называемых коммуналок - квартир (домов), в которых проживают несколько семей или одиноких граждан. Как следует из текста, чтобы оказаться в числе очередников, надо иметь обеспеченность жильем ниже норматива на члена семьи (15 и 10 кв. м для РБ и Минска соответственно).

Как и прежде, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками тоже имеют право на включение в квартирную очередь.

Молодость - как преимущество.

Правом на включение в очередь обладают граждане, относящиеся к молодым семьям, если оба супруга вступили в брак впервые и ни один из них не имеет в собственности, во владении или пользовании жилого помещения. Молодой семья считается, если одному из супругов не исполнилось 30 лет.

В очередь включаются граждане, родившие (усыновившие, удочерившие) и воспитывающие ребенка без вступления в брак, а также воспитывающие детей овдовевшие супруги, не вступившие во второй брак, если они не имеют своего жилья (на праве собственности, по договору найма, по договору долевого строительства).

На учет нуждающихся должны приниматься в обязательном порядке молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие на работу по распределению, по договору о целевой подготовке специалиста, а также по направлению госорганов и организации в места с повышенной радиацией.

Более широко и подробно, чем раньше, расписаны основания постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По новым правилам граждане этих категорий должны быть приняты на учет по основаниям, по которым до 2 марта 2013 года их на учет не принимали. Например, речь идет о гражданах, которые по состоянию на 8 апреля 2006 года обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утративших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

К слову, для граждан этих категорий расширены и права на получение государственной поддержки при улучшении жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

В кодексе также написано, что человек, имеющий жилое помещение (квартиру, дом), но не проживающий в нем, может считаться очередником, если при вселении на эту жилплощадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. Например, муж, жена и ребенок живут в общежитии, притом что в собственности мужа есть двухкомнатная квартира площадью 45 кв. м, в которой проживают его мать и отец. Прописавшись в свою квартиру, семья становится нуждающейся на том основании, что количество метров на 1 человека получится меньше нормы. Если, конечно, родители не имеют в этом же населенном пункте (для Минска еще и в Минском районе) другой квартиры или дома.

Как и раньше, новый кодекс разрешает организациям, имеющим жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в коллективных договорах дополнительные основания для приема на квартирный учет. Но в этом случае улучшить жилищные условия такие очередники могут только по месту работы.

Само собой разумеется, перечисленные основания следует рассматривать как стимул пойти в местный исполком и выяснить более подробно свое право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Опять же если чья-либо ситуация не подпадает ни под один из описанных случаев, то это вовсе не повод отказаться от попытки стать на квартирный учет.

Следует также отметить, что основания для отказа в постановке на учет не совпадают с основаниями для снятия с учета. Они требуют отдельного рассмотрения.

№ п/п Категории Норматив на 1 человека
Нормативы общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения для определения величины льготного кредита устанавливаются:
1 в г. Минске 15 кв. метров
2 для многодетных семей и граждан, проживающих в населенных пунктах кроме г.Минска 20 кв. метров
3 при строительстве для одного человека однокомнатной квартиры, одноквартирного жилого дома 30 кв.метров
Для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах
4 строящих (реконструирующих) в них одноквартирные или блокированные жилые дома 30 кв.метров
5 при строительстве для одного человека одноквартирного жилого дома или однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме 44 кв. метра
6 На дополнительную площадь имеют право Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, а также граждане, обладающие в соответствии с законодательством правом на дополнительную площадь жилого помещения по состоянию здоровья + 15 кв. метров

В списках на получение льготных кредитов указываются нормируемые размеры общей площади жилого помещения, которые устанавливаются за вычетом общей площади жилых помещений, находящихся в собственности кредитополучателя и членов его семьи (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежащие кредитополучателю и членам его семьи доли в праве общей собственности на жилые помещения), а также общей площади жилых помещений, находившихся в собственности и отчужденных кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора (в том числе общей площади жилых помещений, приходящейся на принадлежавшие и отчужденные кредитополучателем и (или) членами его семьи в течение 3 лет до заключения кредитного договора доли в праве общей собственности на жилые помещения). При этом, учитываются жилые помещения находящиеся в собственности кредитополучателя и (или) членов его семьи, расположенные во всех населенных пунктах Республики Беларусь

В квартире или доме положено на одного человека, регулируется различными документами. Так, в Указе Президента Республики Беларусь №565 от 29 ноября 2005 года указано, что попасть в список нуждающихся в улучшении жилищных условий могут Минчане, если в их квартирах на одного человека приходится менее 10 метров. Граждане, зарегистрированные в других населённых пунктах Беларуси, могут получить место в соответствующей очереди, если на них приходится менее 15 квадратных метров. Таким образом, ключевыми являются три фактора: населённый пункт, общая площадь жилья и количество человек, прописанных в квартире (доме). Особое внимание тут стоит обратить на понятие «общая площадь», т.е. площадь квартиры целиком, включая коридоры, кухню, санузел, кладовую и лоджию, и не путать его с понятием «жилая площадь» - суммой площадей исключительно жилых комнат. Данный указ не делает различий между детьми и взрослыми, и на ребёнка положено то же количество квадратных метров, что и на 1 человека старше 18 лет. Каких-либо специальных условий для многодетных семей также нет - в данном вопросе государство рассматривает их наравне с остальными категориями граждан. Проживающим в общежитиях положены гораздо более скромные квадратные метры на человека в РБ 2016 – всего 6 метров квадратных. Однако здесь речь идёт именно о жилой площади, и коридоры, кухня, санузел, кладовая и лоджия не учитываются в расчётах.

Сколько квадратных метров положено на человека в социальной квартире

Статья 81 Жилищного кодекса Республики Беларусь описывает, сколько квадратных метров положено на одного человека в социальных квартирах. Согласно тексту статьи, в объектах недвижимости такого типа на одного человека должно приходиться не менее пятнадцати и не более двадцати квадратных метров. Различий между нормами для Минска и других населённых пунктов здесь нет. Но кодексом предусмотрены случаи, в которых на одного проживающего выделяется больше двадцати метров:

  • Если объект недвижимости имеет только одну жилую комнату.
  • Если квартира предоставляется мужчине и женщине, не состоящим в браке.
  • Если предоставляется дополнительная площадь. Категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, перечислены в Статье 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Жилая, коммерческая в аренду и на продажу на Domovita.