Служилые люди — это… Определение и виды. Служилые люди по «отечеству» (дворянское ополчение) Ратные и служилые государевы люди


Сбросив с себя вековые оковы Орды и преодолев феодальную раздробленность, Русь к середине шестнадцатого века превратилась в единое государство с многочисленным населением и обширными территориями. Ей требовалось сильное и организованное войско для защиты границ и осваивания новых земель. Так на Руси появились служилые люди - это профессиональные ратники и администраторы, которые состояли на службе государевой, получали жалованье землями, продовольствием или хлебом и были освобождены от уплаты налогов.

Категории

Существовало две основные категории служилых людей.

1. Служившие по отечеству. Высшее военное сословие, набранное из среды русской знати. Из названия видно, что служба передавалась сыну от отца. Занимали все руководящие должности. За службу получали земельные наделы в постоянное пользование, кормились и богатели за счет работы крестьян на этих наделах.

2. Служившие по прибору, то есть по выбору. Основная масса армии, рядовые ратники и командиры низшего звена. Выбирались из народных масс. В качестве жалования получали земельные наделы в общее пользование и на время. После ухода со службы или смерти земля забиралась государством. Какими бы талантами ни обладали «приборные» ратники, какие бы подвиги они ни совершали, им была закрыта дорога на высшие военные должности.

Служилые по отечеству

В категорию служилых людей по отечеству зачислялись дети бояр и дворян. Служить они начинали с 15 лет, до этого считаясь недорослями. Специальные московские чиновники с помощниками-дьяками рассылались по городам Руси, где организовывали смотры знатной молодежи, которых называли «новиками». Выяснялась годность новика к службе, его воинские качества и имущественное положение. После чего претендент зачислялся на службу, и ему назначался денежный и поместный оклад.

По результатам смотров составлялись десятни - особенные списки, в которых велся учет всех служилых людей. Эти списки власть использовала, чтобы контролировать численность войск, величину окладов. В десятнях отмечались перемещения служилого, его назначения или увольнение, ранения, смерть, пленение.

Служилые люди по отечеству по иерархии делились на:

Московских;

Городских.

Думные служилые по отечеству

Выходцы из высшей аристократической среды, занимавшие главенствующее положение в государстве и войске. Они были воеводами, послами, наместниками в приграничных городах, руководили Приказами, войсками и всеми государственными делами. Думные делились на четыре чина:

Бояре. Самые могущественные люди государства вслед за великим князем и патриархом. Бояре имели право заседать в Боярской Думе, назначались послами, воеводами, членами Судной коллегии.

Окольничие. Второй по важности чин, особо приближенный к государю. Окольничие представляли иностранных послов властителю Руси, они же занимались всеми великокняжескими выездами, будь то поездка на войну, молитву или охоту. Окольничие выезжали вперед царя, проверяли целостность и безопасность дорог, находили ночлег для всей свиты, обеспечивали всем необходимым.

Думные дворяне. Выполняли самые разные обязанности: назначались воеводами и управляющими Приказами, участвовали в работе комиссий Боярской Думы, на них были военные и придворные обязанности. При должном таланте и рвении переходили в более высокий чин.

Дьяки думные. Опытные чиновники Боярской Думы и разнообразных Приказов. На них лежала работа с документами Думы и важнейших Приказов. Дьяки редактировали царские и думные указы, выступали докладчиками на заседаниях Думы, порой дослуживались до главы Приказа.

Служилые по прибору

Служилые люди по прибору составляли боевое ядро русских войск. Они набирались из свободных людей: населения городов, разорившихся служилых по отечеству и частично из «Приборные» освобождались от большинства повинностей и налогов и за службу наделялись денежным жалованием и небольшими земельными участками, на которых они трудились сами в свободное от службы и войн время.

Служилые люди по прибору делились на:

Казаков;

Стрельцов;

Пушкарей.

Казаки

Казаки не сразу стали государевыми служилыми людьми. Эти своевольные и храбрые ратники лишь во второй половине шестнадцатого века вошли в сферу влияния Москвы, когда донские казаки за вознаграждение начали охранять торговый путь, соединявший Русь с Турцией и Крымом. Но казачьи войска быстро стали грозной силой в русской армии. Они охраняли южные и восточные границы государства, активно участвовали во и освоении Сибири.

Казаки селились в городах обособленно. Их войско делилось на «приборы» по 500 казаков в каждом под руководством казацкого головы. Дополнительно приборы делились на сотни, полусотни и десятки, ими командовали сотники, пятидесятники и десятники. Общее управление казаками было в руках который назначал и увольнял служилых людей. Этот же приказ определял им жалование, наказывал и судил их, отправлял в походы.

Стрельцы

Стрельцов можно по праву назвать первым регулярным войском на Руси. Вооруженные холодным оружием и пищалями, они отличались высокой военной выучкой, универсальностью и дисциплиной. Стрельцы в основном были пешими ратниками, могли воевать как самостоятельно, так и в качестве полноценного дополнения к коннице, которая до этого являлась главной ударной силой государевых войск.

Кроме того, стрелецкие полки имели явное преимущество перед дворянской конницей, потому что им не нужны были долгие сборы, они выступали в поход по первому приказанию власти. В мирное время стрельцы следили за правопорядком в городах, охраняли дворцы, несли караульную службу на городских стенах и улицах. Во время войны участвовали в осадах крепостей, отражении атак на города и в полевых сражениях.

Как и вольные казаки, стрельцы делились на приказы по 500 ратников, а те, в свою очередь, дробились на сотни, полусотни и самые маленькие подразделения - десятки. Лишь серьезные увечья, старость и раны могли положить конец службе стрельца, в ином случае она была пожизненной и часто передавалась по наследству.

Пушкари

Уже в шестнадцатом веке государственные мужи понимали важность артиллерии, поэтому появились особые служилые люди - это были пушкари. Они выполняли все задачи, связанные с пушками. В мирное же время содержали орудия в порядке, стояли возле них в карауле, были ответственны за получение новых пушек и изготовление ядер и пороха.

Во время войны на них лежали все заботы об артиллерии. Они перевозили пушки, обслуживали их, участвовали в боях. Пушкари дополнительно вооружались пищалями. К пушкарскому чину также относились плотники, кузнецы, воротники и прочие ремесленники, необходимые для ремонта орудий и городских укреплений.

Другие служилые люди в России в 16 веке

Служилые люди по призыву . Так назывались бойцы, которых набирали по специальному указу царя из крестьян во время тяжелых войн.

Боевые холопы . Боевая свита крупных аристократов и среднепоместных землевладельцев. Их набирали из несвободных крестьян и забракованных или разорившихся новиков. Боевые холопы были промежуточным звеном между тягловым крестьянством и дворянами.

Церковные служилые люди. Это были ратники-иноки, патриаршие стрельцы. Воины, которые приняли постриг и подчинялись непосредственно патриарху. Они играли роль русской инквизиции, следя за благочестием священнослужителей и защищая ценности православной веры. Кроме того, они охраняли высших сановников церкви и при необходимости становились грозным гарнизоном при защите монастырей-крепостей.

В середине XVII в. 60 % городских дворов принадлежало служилым людям, среди которых преобладали служилые люди по прибору, набиравшиеся из местных жителей (стрельцы, казаки, затинщики, пушкари и т. д.). По Соборному Уложению 1649 г. за ними сохранялось право заниматься торговлей и промыслами беспошлинно до определенных объемов. На сохранение этой категории служилых людей направлена политика правительства и во второй половине XVII в. Особенно ярко это проявлялось на окраинах Российского государства. На Урале и в Сибири запрещалась раздача поместий дворянам, в том числе земли, предоставленной солдатам. А по указу 1680 г. казаки Смоленска и других городов обязаны были нести службу со своей земли без денежного жалования, что подразумевало сохранение за ними выделенных поместий.

Постепенно складывались условия для пополнения дворянства служилыми людьми по прибору. Запись беглых холопов и крестьян в службу позволила им проникать даже в ряды детей боярских, т. е. служилых людей по отечеству. В связи с этим в «Статьях о смотре и разборе детей боярских» конца 70-х годов XVII в. в интересах дворян запрещается холопов и пашенных мужиков верстать поместным и денежным окладом. В свою очередь расширение государственной пашни на юге стимулирует перевод служилых людей по прибору в черносошные крестьяне. В частности, это касалось пушкарей, наделенных землей вместо хлебного жалования. Таким образом, политика правительства по отношению к служилым людям «по прибору» определялась не только государственными интересами. Оно учитывало и те социальные противоречия, которые объективно возникали по мере укрепления дворянства.

Духовенство

В XVII в. духовное сословие традиционно делилось на черное и белое. Черное духовенство формировалось на основе принятия схимы, т. е. пострижения в монахи. Им запрещалось совершать требы (крестить, венчать и т. д.). Монастыри были мужские и женские. Крупные монастыри, близкие к царскому дому, обладающие вотчинами, осуществляющие торговую и промысловую деятельность, играли значительную роль в социально-политической и экономической жизни страны. В основном это были мужские монастыри, но встречаются и женские обители, в частности Новодевичий монастырь. Помимо московских монастырей (Чудов, Симонов, Новоспасский и т. д.) богатейшие монастыри существовали и на окраинах – Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие. Такие монастыри выполняли не только религиозные, но также государственные управленческие и военные функции. Они становятся опорными пунктами, обеспечивающими правительству контроль за освоением новых земель.

Подавляющее большинство женских и значительная часть мужских монастырей не имело собственных вотчин и существовало за счет получения содержания от государства – руги, включавшей средства на питание и минимальные нужды определенного количества монахов. Только в исключительных случаях руга достигала значительных размеров как признание заслуг и значимости данного монастыря. Монастыри, основанные по инициативе высших церковных иерархов, являлись их домовыми и финансировались из епархиальной казны.

Из среды черного духовенства избирались епископы, архиепископы, митрополиты и глава русской православной церкви – патриарх Московский и Всея Руси. Главы епархий, включая патриарха, управляющего патриаршей областью как самостоятельной епархией, содержались за счет доходов с церквей епархий, а также за счет пожалованных вотчин и угодий. В случае, если не было вотчин и большого количества приходов, государство брало на себя расходы по содержанию двора иерарха. Таким образом, имущественное положение глав епархий зависело не от чина, а от количества приходов, плотности населения и земельных владений.

Основным источником пополнения епархиальной казны были доходы, получаемые с белого духовенства, т. е. священнослужителей, совершающих обряды в церквях на территории данной епархии. Каждый священник кроме оплаты пошлины за поставление, за перевод из одной церкви в другую и т. д. ежегодно вносил плату за землю прихода и все средства, собираемые с населения за совершение обрядов. Большинство попов не несли повинности в пользу государства, но в случае, если тягловая община выбирала священника из своей среды, по своей инициативе и направляла его на поставление к главе епархии, за ним сохранялись обязанности по несению тягла. Сходная ситуация наблюдается и в вотчинах в случае поставления священника из крестьян по инициативе владельца земли. Он освобождается от повинностей, но не приобретает право перехода в другую церковь, если вотчинная церковь приносит ему достаточный для удовлетворения минимальных потребностей доход.

Особую роль играли протопопы, главы соборных церквей, в которых могли служить сразу несколько священников. Соборные церкви могли иметь вотчины, ругу от государства, а также содержание от высших церковных лиц. Особо выделялись Соборы Московского Кремля, обладающие значительными земельными владениями и богатыми вкладами. Имущественная дифференциация внутри духовенства была настолько значительная, что объективно не позволяла духовному сословию консолидироваться на основе общих социальных интересов.

Служилые люди по «прибору»

Среди служилых людей по «прибору» первое место по численности и значению занимали стрельцы. Стрельцы были московскими и городовыми.

Сведения о московских стрельцах весьма скудны и ограничиваются сообщениями иностранцев, посещавших Россию. По утверждению Флетчера, московских стрельцов насчитывалось около 7000 человек, из которых 2000 были стремянными (конными). По Маржерету (конец XVI в.), московских стрельцов было 10 тысяч. Стрельцы делились на приказы, по 500 человек в каждом. Стрелецкие головы со своими приказами были вполне самостоятельными и подчинялись непосредственно центральному учреждению -- Стрелецкому приказу. Приказы делились на сотни, а сотни -- на полусотни и на десятки. Во главе приказов стояли головы, сотнями ведали сотники, полусотнями -- пятидесятники и десятками -- десятники.

Придворное положение московских стрельцов определяло и их служебные обязанности. Стремянные стрельцы несли ежедневно охрану царского дворца. Пешие стрельцы несли в Москве караульную службу, переменяясь по неделям. Московские стрельцы посылались также в другие города для усиления местных гарнизонов. В военное время стрельцы принимали участие в походах и боевых действиях в составе войска.

За службу московские стрельцы получали денежное и хлебное жалованье: ежегодно по 4 -- 7 руб., 12 четвертей ржи и столько же овса. Командный состав назначался из дворян и детей боярских. Стрелецкому голове платили ежегодно 30 -- 60 руб., и, кроме того, он имел поместный оклад в 300 -- 500 четвертей. Сотники, помимо земли, получали 12 -- 20 руб., десятники -- 10 руб.

Городовые стрельцы располагались гарнизонами, численностью от 20 до 1000 человек, преимущественно в пограничных городах. Значительное число стрельцов находилось на северо-западной границе, особенно в Пскове и Нов-

городе. Меньше стрельцов было в южных пограничных городах, очевидно потому, что там имелось много других ратных людей, особенно казаков, выполнявших и городовую службу. Можно считать, что к концу XVI в. стрельцы были во всех более или менее важных в военном отношении городах Русского государства. В зависимости от военно-административного значения города определялось и штатное число стрельцов в нем. Во время Ливонской войны много стрельцов находилось в завоеванных городах.

Несомненно, что к концу XVI в. стрелецкое войско увеличилось и в целом насчитывало приблизительно около 20 -- 25 тыс. человек.

О том, из каких групп населения и как комплектовались стрельцы, трудно судить по тем источникам XVI в., которые дошли до нас. Можно лишь с уверенностью сказать, что городовые стрельцы набирались преимущественно из местного населения. Так, например, в Казани пришлых людей среди стрельцов было всего 13%, а в Свияжске -- только 8%. Из местного посадского населения набирались стрельцы в Туле, Торопце и других городах. Это были беднейшие представители посадского населения.

Наибольшее распространение получило привлечение на стрелецкую службу «вольных охочих людей». В стрельцы принимались только свободные люди (не холопы и не крестьяне), вообще не тяглые. Требовалось, чтобы они поступали на службу по своему желанию, были собой «добры», т. е. здоровы и умели стрелять.

Более постоянным источником пополнения стрелецкого войска с течением времени стали дети и другие родственники самих стрельцов. Постепенно служба в стрельцах стала наследственной повинностью. К привлечению стрелецких детей и родственников на службу правительство всегда относилось с особым вниманием, и только при недостатке потомства стрельцов допускался прием в стрелецкую службу вольных людей. Служба в стрельцах была не только наследственной, но и пожизненной. Только старость, раны или увечье могли освободить от службы.

В мирное время городовые стрельцы несли гарнизонную службу. Они стояли на караулах по стенам, башням и у городских ворот, у правительственных учреждений (в таможне, приказной избе и пр.), их посылали в уезды за нет-

Чинами, на селитренные промыслы, 6 конвой казны, для сопровождения послов, для исполнения судебных приговоров и т. Д. Во время войны городовые стрельцы целыми приказами или сотнями назначались в разные полки войска. Пешие стрельцы в дальние походы отправлялись на подводах. Вообще все стрельцы, за редким исключением, несли службу в пешем строю. Конные стрельцы (например, астраханские) получали казенных лошадей или деньги на их покупку.

Вооружение стрельцов состояло из ручной пищали (ручницы, самопала), бердыша и сабли. Кроме оружия, стрельцы получали из казны пороховницы, свинец и порох (в военное время 1 -- 2 фунта на человека).

В те времена уже существовала проверка искусства стрельбы. Некоторое представление о таких смотрах стрельбы из пищалей дает описание англичанина Дженкинсона. Он сообщает, что стрельба производилась в Москве в декабре 1557 г. по построенной для этого мишени в виде ледяного вала в 6 футов вышины, около 90 сажен длины и до 2 сажен толщины. Перед валом на расстоянии 60 ярдов были устроены подмостки. На смотре присутствовал Иван Грозный со свитой.

Стрельцы явились на стрельбище в составе приказа (500 человек), построенные по пяти в ряд, каждый с пищалью на левом плече и фитилем в правой руке. Выстроившись па подмостках, стрельцы открыли огонь по ледяному валу; стрельба продолжалась до тех пор, пока вал не был разбит. Краткость описания не позволяет установить, каким образом определялась степень совершенства стрельцов в стрельбе из оружия.

В отличие от дворянской конницы стрельцы имели определенный военный строй и носили особую военную форму.

Известно, что массовое вооружение пехоты огнестрельным оружием привело к появлению линейной тактики. В 1605 г. в сражении под Добрыничами русское войско впервые применило линейные боевые порядки, действуя в которых пехота могла вести огонь из максимального числа ружей. В Западной Европе линейная тактика была применена позднее шведским войском во время Тридцатилетней войны (1618 -- 1648 гг.).

Под Добрыничами развернувшиеся в линию стрельцы залпами отразили атаки польской конницы. Указание на залповый огонь и четкие построения стрельцов свидетельствует о том, что элементы линейной тактики были у русской пехоты еще в середине XVI в. Русская стрелецкая пехота, создавая и развивая линейную тактику, тем самым опередила западное военное искусство более чем на полстолетие.

В Москве и других городах стрельцы жили в особых слободах, расположенных в городе или на посаде. Получая усадебное (дворовое) место, каждый стрелец должен был иметь двор и приусадебный участок.

Городовые стрельцы обеспечивались денежным, хлебным и земельным жалованьем. По некоторым городам в конце XVI в. существовали определенные оклады денежного жалованья стрельцам. Основным источником существования городовых стрельцов являлись земельные наделы (пашня, огороды, сенокосы и т. п.). Земельные угодья отводились стрельцам сразу на целый отряд (приказ, сотню) и не по наличному числу людей, а по штату. Из общих земельных наделов стрельцы получали участки пашни (жеребья) в индивидуальное пользование. О размерах этих участков можно судить по г. Веневу, где в 1571 -- 1572 гг. было велено дать десятникам по 5 и рядовым стрельцам по 4 четверти пашни в поле (6 десятин в трех полях). В Данкове стрельцам полагалось, кроме денежного жалованья, рядовым по 8 четей и пятидесятникам по 10 четей в поле. Следовательно, единых окладов денежного и земельного жалованья для стрельцов не существовало.

Прочие земельные угодья и леса находились в общем владении стрельцов, иногда вместе с другими приборными людьми (пушкарями, затинщиками и др.).

Материально плохо обеспеченные, городовые стрельцы занимались торговлей и ремеслами. Бессильное создать необходимые благоприятные материальные условия для стрельцов, правительство пошло по линии наименьшего сопротивления и даже предоставило стрельцам позднее небольшие льготы в их торгово-ремесленных делах.

Занятия стрельцов торговлей и ремеслами отрицательно сказывались на их военной подготовке и боеспособности. С другой стороны, торговля и ремесла сближали стрельцов с посадским населением. Стрельцы в такой же степени страдали от произвола администрации, конкуренции помещиков и вотчинников и эксплуатации крупных купцов, как и рядовая масса посадского населения. В этой близости стрельцов с посадским населением и заключалась основная причина активного участия стрельцов в городских восстаниях XVII в.

Для управления стрелецким войском было создано особое центральное учреждение -- Стрелецкий приказ. Приказ известен с 1571 г., но возник он, вероятно, раньше, вскоре же после учреждения стрельцов. Приказ ведал стрелецким войском на территории всего государства и имел административно-военные и судебные функции в отношении стрельцов.

В заключение сделаем некоторые обобщающие выводы. Стрельцы явились первым на Руси постоянным войском. Вооруженные огнестрельным и холодным оружием, имевшие хорошую боевую выучку, они представляли собой наиболее совершенную часть русских вооруженных сил XVI в. Одним из преимуществ стрелецкого войска перед западноевропейскими мушкетерами являлось то, что стрельцы могли одновременно вести огневой бой и бой холодным оружием, то есть были пригодны к самостоятельным действиям. Стрелецкое войско выгодно отличалось от дворянского ополчения и других разрядов русского войска тем, что могло в любое время, по первому приказу правительства, выступить в поход. Стрельцы выполняли городовую (оборонную) службу, несли пограничную охрану, участвовали в полевых боях как пехота и являлись осадным войском при штурмах неприятельских городов. Стрелецкое войско значительно содействовало успехам русского оружия во второй половине XVI в.

люди на службе у государства-не по происхождению, а по найму (дьяки, подьячие, стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки, солдаты, ямщики). Состояние приборного служилого человека было наследственным так же, как и сына боярского; стрелецкие дети по общему правилу прибирались в стрельцы, казацкие дети ~ в казаки. Но этот разряд лиц не имел наследственной замкнутости и постоянно пополнялся притоком новых сил из различных слоев общества; в стрельцы и казаки время от времени прибирались новые люди.

Сл. «по прибору» поселялись в городах слободами и наделялись мелкими земельными участками казенной земли, причем их земельные наделы весьма схожи были с тяглыми наделами посадских людей. Сл. «по прибору», будучи землевладельцами, но не имея крестьян или холопов-работников, сами обрабатывали землю и промышляли своими руками. Стрельцы, казаки и другие приборные люди так же, как и дети боярские, были свободны от налогов, в качестве Сл., белопоместцев, но с некоторыми ограничениями. Многие из них, живя в городах, занимались торговлей и промыслами.

В XVII в. Сл. «по прибору» наделялись поместной землей в пограничных районах страны, где они без дополнительного жалования охраняли государственные рубежи.

Служилые люди – это категория лиц, состоящих на службе государю, они имели место быть, начиная с XIV по XVIII век. Другое их название государевы люди. Служба была военной или административной, имела особые привилегии: вознаграждение земельными наделами, титулами, позднее некоторым стали выдавать поместное жалование.

Определение и виды государевых людей

Разобраться в иерархии служилых людей современному человеку не просто. С развитием и становлением России, формировалась категория служилых людей, которые несли службу на благо государства. Всех жителей страны можно разделить на три части: служилое, тягловое и не тягловое население.

Тягловое население – это плательщики тягла: крестьяне, ремесленники, жители черных слобод и так далее. К нетягловому относилось население, частично или полностью освобождённое от налогов. Это были жители белых слобод, городов. Горожане в это время играли немаловажную роль, так как к началу XVI века на территории России насчитывалось около 140 городов, самым крупным была Москва.

Именно в ней, а так же других городах сосредоточилась большая часть служилых людей. Это были, в основном, административные служащие и военные. Основные виды службы, исполняемые ими, были нескольких категорий «по отечеству», «по прибору», «по призыву», «церковные». Они, в свою очередь делились на несколько подкатегорий, которые разделялись по виду службы. Рассмотрим всё по порядку.

Служилые люди «по отечеству». Основные характеристики

Служилые люди всегда были опорой государства, так как именно они отвечали за его безопасность и исполняли все административные функции, позволяющие стране жить и работать. Особняком стояли бояре, которые исполняли представительную власть страны, участвовали в её управлении. К категории служилых людей «по отечеству» относились:

Думные чины

Московское государство в XVI веке представляла собой страну с политическим строем «сословно-представительная монархия». Представительным органом её была Боярская дума, которая вместе с царём решала большинство вопросов в стране.

Думные бояре заседали в Думе. Из их числа делались назначения на должности воевод, послов, наместников. Они были самым могущественным сословием на Руси. Во владении их находились земли – поместья (земли с проживающим на них населением), бывшие в вечном владении и передаваемые по наследству.

Думные дворяне исполняли военные и придворные обязанности, участвовали в заседаниях Боярской думы, назначались начальниками приказов, воеводами.

Думные дьяки не участвовали в заседаниях думы, они вели, в основном, всю документацию: осуществляли переписку, подготавливали приказы и постановления. В случае необходимости, назначались на должности. Примером может служить думный дьяк Иван Тимофеев .

Московские чины

Отдельно хочется сказать об этой категории служилых людей. Это, большей частью, представители светской власти, чиновники, выполняющие различные функции. Рассмотрим некоторые из них:

Что такое служилые люди «по прибору»

Ему подчинялась и большая часть городовых казаков. Остальные подчинялись Казацкому приказу, руководили ими есаулы и атаманы. Через определённое время служилые люди «по прибору» стали передавать свои должности по наследству.

Другие категории

Служилые люди «по призыву» — это определение схоже с современным воинским «запасом». Они требовались на время войны и набирались большей частью из крестьян. Другое их название «даточные ратники». Это были люди, платящие ясак. Из трёх хозяйств, платящих ясак, призывался один ратник. Это было тяжёлое ярмо для крестьянских хозяйств. Но именно этот вид служилый людей сохранялся дольше всего.

Церковные служилые люди

Это многочисленная и многообразная категория, входящая в понятие служилых людей в России в 16 веке. Это были дворяне, патриаршие боярские дети, стрельцы, рассыльные, которые приняли подстриг или послушание. Они содержались и вооружались на церковные деньги и подчинялись только высшим церковным санам.

Церковные служилые люди привлекались на службу государю. Большую роль они сыграли при присоединении новых земель. На окраинах России были выстроены и действовали многочисленные крепости-монастыри, которые помогали охранять русские земли от вражеских набегов. Они были укреплены мощными стенами с высокими сторожевыми башнями. Оснащены артиллерийскими орудиями, которые были самыми мощными для того времени.

Что давала служба

Как мы видим служилые люди – это довольно многочисленная и разнообразная категория населения Московского царства, для которых защита государства составляла основное предназначение. Служба на благо государства давала многочисленные привилегии в виде земельных наделов, продовольствия, денежного содержания. Попасть в число служивых стремились многие люди.

Большую выгоду от неё получали знатные сословия: бояре, дворяне, которые получали доходные места, где буквально сколачивали целые состояния, кроме того, за службу получали большие привилегии, ресурсы, освобождение от налогов. Свою службу, они передавали по наследству. Вокруг должностей, дающих доход и власть, складывались определённые социальные отношения, порождённые борьбой за их обладание.

Значение служилых людей в становлении и укреплении Русского государства трудно переоценить. Благодаря им удалось сохранить государство и преодолеть последствия смутного времени . Именно они активно участвовали в освоении новых земель, строительстве крепостей и острогов, развитии городов, установлении в них административного правления. Именно они первыми встречали врагов, посягающих на целостность государства.