Требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы РФ. Выборы депутатов Государственной Думы РФ


Только будучи мотивированным и целеустремленным можно достичь вершин в политической карьере. Обычного желания здесь недостаточно, так как эта не является легкой и простой. Необходимо все время действовать и заниматься делами – только тогда можно будет получить серьезный результат оценки своей деятельности.

Многие подозревают, как стать депутатом Госдумы , не зная всех нюансов и аспектов данной работы. Данный путь нелегкий, на нем существует множество подводных камней и препятствий, но результат того стоит.

Шаг первый – работа помощником депутата

Не менее престижной должностью, нежели депутат, является профессия его помощника. Чаще всего в самом законодательном органе Российской Федерации каждый депутат имеет до пяти таких людей. Вне данного учреждения их у него может быть до тридцати. Именно с помощью такого состава можно принимать наиболее обдуманные и важные решения, а также успевать выполнять все свои обязанности. Помощники депутатов имеют определенный ряд привилегий:

  • посещение заседаний в местной думе;
  • приглашения на депутатские сессии;
  • оплачиваемые командировки за счет депутата.

В большинстве случаев для того чтобы стать помощником депутата нужно достичь восемнадцатилетнего возраста. Других условий к кандидату на эту должность не предъявляется. Выдвинуть конкретного человека может партия, в которой состоит сам депутат. Но чаще всего именно он собственнолично принимает выбор в пользу какого-либо человека на свое усмотрение.

И так, можно сделать вывод, что стать помощником можно в случае состояния в политической партии, в которой находится тот же депутат, а также при проявлении собственных инициатив и хорошей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что даже в таком случае получить должность будет весьма непросто, так как на нее обычно претендует очень много людей.

Перед тем, как устроиться помощником депутата на работу , следует показать данному человеку ваш потенциал, возможность квалифицированно осуществлять определенный вид деятельность и пользу от вашей работы. Зачастую в отличии от деятельности самого депутата, работа помощника гораздо более узконаправленная и требует точных профессиональных знаний в определенном направлении, а вовсе не во многих сразу.

Шаг второй – работа депутатом местных органов власти

Будучи помощником депутата, у человека появляется достаточно много связей, хороших знакомых, он начинает понимать, как устроена данная работа, что нужно обязательно делать, а чего лучше избежать. Именно основываясь на таком опыте можно продолжить самостоятельному карьеру, а не выполнение всех поручений своего начальника. Легче всего в таком случае добиться избрание своей кандидатуры в органы местного управления.

Перед тем, как стать депутатом местных органов власти – самовыдвиженцем , стоит определить стратегию на пути к своей цели. В данное время для получения руководящего кресла в небольших населенных пунктах следует преодолеть пятипроцентный барьер. Для этого, будучи помощником депутата, важно придерживаться следующих правил:

  1. Следует быть активным и хорошо зарекомендовать себя на местном уровне. Очень часто помощник депутата может обрести себе заветное место благодаря тому, что он с самого начала своей работы занимался общественной деятельностью. Лучше всего пробиться в органы местного самоуправления собственными силами помогают различные проекты по улучшению города.
  2. Расчет финансовых средств для своего продвижения. Предвыборная кампания – дело достаточно важное и нелегкое. Обычно она требует достаточно много финансовых вложений. Это связанно с установкой билбордов, раздачей листовок, оплатой услуг спичрайтеров и имиджмейкеров. Это позволит преодолеть конкуренцию, которую будут составлять другие потенциальные кандидаты на пост депутата.
  3. Если выбран путь самовыдвижения, очень важно самостоятельно удерживать связи с общественностью. Будучи кандидатом от партии, это все ложится на плечи организации.

Стоит отметить, что для небольшого городка, чье население составляет всего 10 тысяч людей, пятипроцентный барьер для обретения кресла депутата составляет всего 500 человек. Именно поэтому достаточно всего лишь сделать что-то полезное для людей и подкрепить это соответствующей предвыборной кампанией. Оставаясь на глазах у потенциальных выборщиков, можно обеспечить себе прохождение в местные органы самоуправления.

Шаг третий – работа депутатом городской думы

Если вопрос относительно того, как стать депутатом городской думы , достаточно простой, то вопрос о том, что делать дальше – сугубо индивидуальный. Связанно это с тем, что существует достаточно много различных сценариев осуществления деятельности. Все их можно упростить к достаточно понятным пунктам, каждый из которых в большинстве случае обязателен для исполнения:

  1. Агитационная деятельность. С населением города всегда нужно работать, а не только непосредственно перед следующим этапом выборов. Чем более активной будет такая деятельность, тем больше шансов того, что человек сможет пройти дальше в политической карьере. Очень важно проводить агитационную компанию правильно – процесс смены предпочтений электората сложный и непростой. Необходимо проводить встречи с избирателями, распространять газеты и листовки, периодически делать какие-то важные проекты для людей и т.д.
  2. Заведение хороших знакомств. Поддержка влиятельных лиц, а также дружба с ними, является очень важным этапом при достижении достаточно высоких должностей. Стоит заметить, что очень часто потенциальные избиратели, отдают свое предпочтение именно тому, кто находится в близком положении к известному им человеку. Полностью полагаться на дружбу с известным и влиятельным депутатом нельзя, так как работа с народом — это приоритет!
  3. Поддержание имиджа. Данный фактор играет третью роль в процессе обретение кресла депутата Думы. Связанно это с тем, что очень важно не только красиво выглядеть, но и обладать хорошими личностными факторами, которые можно позиционировать в обществе. Человек, замешанный в махинациях, громких скандалах и незаконной деятельности сможет обрести поддержку народа только лишь с помощью больших капиталовложений. Тому, кто же стал примером для многих, гораздо легче обрести заветное кресло.
  4. Создание команды. В одиночку бороться за депутатское кресло – дело не из легких. Поэтому во время всего срока работы в городской думе следует собирать себе помощников и друзей. Они смогут помочь в совершении вашего продвижения по карьерной лестнице. Каждый член команды вносит определенную роль в становлении своего лидера, поэтом стоит выбирать действительно тех, кто способен на это.
  5. Финансовая поддержка. Без капиталовложений и внесения определенной суммы средств стать депутатом Думы нереально. В первую очередь для того чтобы получить хоть какую-то поддержку необходимо создать свой собственный фонд, основной целью которого станет сбор средств для осуществления предвыборной кампании. Хорошей поддержкой можно также заручиться у различных предпринимателей того районы, который вы представляете. Взамен на это необходимо предложить какие-то льготы и помощь в будущем. Без этого очень сомнительно что кто-либо согласиться тратить свои деньги на другого.

Путь к становлению депутатом достаточно сложный, длительный и непростой. Это под силу только самым целеустремленным личностям, которые не боятся трудностей и работы.

Шаг четвертый – непосредственное становление депутатом Думы

Для того чтобы стать депутатом Государственной Думы необходимо выполнить ряд требований:

  • достичь возраста в 21 год;
  • быть гражданином Российской Федерации;
  • иметь полную дееспособность;
  • не иметь гражданства иных государства и права на жительство в них;
  • не иметь непогашенной судимости;
  • не быть в прошлом осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • подать соответствующее заявление о желании стать депутатом, а также внести средства на этот процесс.

Выполнив все требования, следует только выиграть выборы. Результат напрямую зависит от того, каким образом была проведена агитационная кампания, и какая конкуренция среди всех желающих обрести депутатское кресло.

Какая зарплата депутатов

Многих интересует, какая зарплата депутатов Госдумы РФ в месяц — сколько они зарабатывают . Ответ вовсе не однозначный. Связанно это с тем, что начисления происходят по достаточно сложной схеме. Учитываются несколько факторов:

  • оклад по должности;
  • оклад за квалификацию;
  • дополнительные денежные выплаты.

Чаще всего оклад по должности и за составляет от 60 до 81 тысячи рублей. Дополнительные денежные выплаты могут быть в четыре раза большими, так как их составляют различные премии и поощрения.

Льготы народных депутатов

На состояние 2017 года депутаты Государственной Думы Российской Федерации имеют ряд дополнительных льгот, которыми они могут пользоваться:

  • служебное жилье в столице;
  • бесплатный проезд общественным транспортом;
  • бесплатные перелеты;
  • бесплатные передвижения на круизных лайнерах;
  • оплачиваемая сотовая связь;
  • бесплатная страховка на жизнь и страховка на всех членов семьи;
  • санаторно-курортное лечение.

То есть, кроме непосредственной зарплаты, народные избранники получают достаточно много иных благ, благодаря которым могут себя чувствовать более вольно и комфортно.

Если Вы стремитесь к постоянному самосовершенствованию, личностному росту, чувствуете в себе силы и большое желание помогать людям, участвуя в политической жизни своего города, тогда Вам непременно следует подать заявку на участие в муниципальных выборах. Готовьтесь: впереди Вас ждет большая предвыборная кампания, об основных этапах которой мы Вам сегодня и расскажем.

Изучите Закон «О выборах»

В данном нормативно-правовом акте Вы почерпнете для себя много полезной и весьма нужной информации. Это и требования к кандидатам, и перечень документов для предоставления в избирательную комиссию, и порядок проведения агитационной компании, прочее.

Мы намеренно не приводим выдержки из Избирательного кодекса, поскольку хотим, чтобы Вы самостоятельно изучили рассматриваемый документ. Так Вы не только сможете максимально оградить себя от подводных камней, но и будете юридически подкованы.

Следите за обнародованием информации о старте избирательной компании

Согласно действующему законодательству, избирательная кампания стартует за 90 дней до начала голосования.

Решение о ее проведении подлежит публикации в городской газете. Если в отдельных муниципальных округах нет печатных версий местных газет, используются электронные либо создаются специальные выпуски газет, где размещается информация об объявлении предстоящих выборов. Ваша задача – следить за обнародованием рассматриваемой информации.

Как выдвинуть свою кандидатуру и пройти регистрацию

Лицо, намеревающееся баллотироваться в депутаты городской думы, вправе выбрать один из двух вариантов.

Намеревающийся стать депутатом вправе:

  • выдвигаться самостоятельно, т. е. в порядке самовыдвижения посредством сбора подписей жителей, зарегистрированных в определенном избирательном округе;
  • выдвигаться от политической партии (ее регионального либо местного отделения).

Во втором случае Вы сможете избежать необходимости сбора подписей избирателей, что позволит облегчить в дальнейшем регистрацию и освободит от несколько предвзятого отношения. На этом, собственно, и заканчивается значение партии в данном вопросе. Голосование на муниципальных выборах организуется за личность, а не партийную принадлежность.

Сама процедура, связанная с выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты, подразумевает представление документов, установленных избирательным законодательством, в территориальные избирательные комиссии.

Какие нужны документы

Документы рекомендуется подавать сразу после объявления выборов. Это необходимо для того, чтобы в случае выявления каких-либо недочетов, связанных с представленной документацией, Вы успели устранить их в кратчайшие сроки.

Перечень документов для кандидатов, баллотирующихся от партии, и самовыдвиженцев практически одинаковый. Разница лишь в том, что в первом случае потребуется представить документ, подтверждающий принадлежность к политической партии.

Стандартно в перечень документов на этапе выдвижения входят:

  • заявление, где выражается согласие о баллотировании с обязательством о прекращении деятельности, несовместимой с депутатским статусом;
  • копии паспорта, заверенные претендентом;
  • копии документа об образовании;
  • копии трудовой книжки либо иного документа, подтверждающего сведения о занимаемой должности и основном месте работы (о деятельности, способной приносить доход; о статусе неработающего, пенсионера, учащегося);
  • справку, свидетельствующую о временном исполнении депутатских обязанностей (при указании соответствующих сведений в заявлении);
  • документ, подтверждающий принадлежность к партии и статус в ней;
  • сведения, связанные с величиной и источником доходов за год, принадлежащем на праве собственности имуществе, наличествующих вкладах в кредитных организациях, ценных бумагах;
  • две фотографии (3х4, в цветном либо черно-белом исполнении, без уголка).

Избирательной комиссией регистрируется факт получения указанных документов и выдается письменное подтверждение с разрешением, подтверждающим право претендента на открытие избирательного счета. С данного момента лицо приобретает статус кандидата и может заняться вопросом сбора подписей в свою поддержку.

Стоимость кампании и заработок муниципального депутата

В среднем стоимость кампании при количестве избирателей 10 тысяч человек обойдется кандидату в 60 тысяч рублей.

Половина из них уйдет на агитацию и предвыборные мероприятия (встречи с избирателями), еще столько же – на подготовку информационного материала (выпуск печатной продукции, предвыборной программы, плакатов, прочее).

При нехватке денежных средств можно использовать личное общение и квартирный обход. Это, несомненно, действенный подход, но требует много сил и терпения от кандидата.

Что касается будущего заработка муниципального депутата, то об этом пока речи не идет. Согласно законодательству, только 10% от общего количества Совета депутатов вправе претендовать на ежемесячное вознаграждение. Как правило, это один человек, который, собственно, возглавляет Совет депутатов и является главой муниципального округа.

Остальные могут рассчитывать на получение проездного для пользования всеми видами городского общественного транспорта (трамваи, троллейбусы, автобусы, метро).

В Москве в последние годы стала применяться практика выплат компенсаций, связанных с отрывом от основного места работы ввиду участия в деятельности комиссий по открытию объектов и приемке работ по благоустройству. Каждый муниципальный округ предполагает разную систему выплат, в среднем это 15 тысяч в месяц с учетом НДФЛ.

Что Вы можете предложить людям: готовим предвыборную программу

Предвыборная программа является важной составляющей избирательной кампании.

С перечнем полномочий и вопросов местного значения Вы можете ознакомиться, изучив устав муниципального округа. Это и контроль над благоустройством территории, и рациональное распределение средств по программе соцразвития, и формирование плана досуговых мероприятий, и установление контроля над проведением капремонта жилых домов, прочее.

Несомненно, Вы можете акцентировать внимание, например, на увеличении пенсий либо снижении налогов, но было бы правильней, если бы Ваша предвыборная программа формировалась с учетом вопросов местного значения и реальных полномочий муниципальных депутатов. Если же Вы все это привяжете еще и к проблематике избирательного округа (ремонту проезжей части, строительству детских площадок, благоустройству дворов и т. д.), Ваша программа в глазах избирателей будет выглядеть намного убедительнее.

Узнаваемость и агитматериалы

Поскольку всегда есть вероятность того, что с предвыборной программой смогут не все ознакомиться, следует предусмотреть еще и плакаты с Вашей фотографией. Для этого нужно, первое, продумать Ваш будущий образ, который будет максимально отвечать программе и, главное, нравиться людям. Второе – найти хорошего фотографа-дизайнера.

Еще один немаловажный момент для достижения узнаваемости – это подготовка раздаточного материала, в том числе, буклетов, брошюр и газет. Здесь главное не переборщить с текстом: его должно быть немного, все по сути, плюс картинка.

Так избирателю будет проще понять то, что Вы, собственно, предлагаете и к чему стремитесь.

От чего зависит успех

Одержать победу на выборах – не простая задача, которая требует системного подхода от самого кандидата и зависит от его способности нравиться избирателям, быть им симпатичным, а также затраченных трудовых ресурсов для достижения узнаваемости и завоевания доверия граждан. Чем больше явка избирателей, тем выше шансы на успех. Результат часто зависит от одного голоса. Поэтому в Ваших интересах позаботиться также о всеобщей рекламе выборов.

Депутат - очень престижная и часто высокооплачиваемая должность. Многие бы хотели ее занять. Разбираемся, как стать депутатом.

Во-первых, нужно усвоить, что есть законодательные органы власти муниципального, регионального и федерального уровней. Проще всего стать депутатом муниципального законодательного органа. Итак, как стать депутатом городской думы? Вопросы, как стать депутатом муниципального собрания, как стать депутатом местного совета, как стать депутатом городского совета, имеют тот же ответ, поскольку различные названия муниципальных образований не имеют значения в отношении процедуры выборов, все они относятся к местному самоуправлению.

Согласно 131му Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" виды избирательных систем, которые применяются при выборах, устанавливаются законом субъекта РФ. Говоря об избирательной системе, имеют в виду условиях, при которых кандидат признается избранным, порядок распределения депутатских мандатом и так далее. То есть вам будет необходимо ознакомиться с региональными законами. В целом избирательная кампания кандидатов в городской совет будет отличаться от кампании по выборам в Государственную Думу разве что масштабом. Также кандидаты в депутаты местного самоуправления могут заявляться на выборы в порядке самовыдвижения. Для этого вам необходимо будет собрать инициативную группу, которая бы вас выдвинула.

А как стать депутатом Государственной Думы РФ?

Согласно Конституции РФ депутатом ГД может стать гражданин России, достигший возраста 21 года и имеющий право принимать участие в выборах. Не имею права принимать участие в выборах недееспособные граждане, находящиеся в местах лишения свободы, имеющие иностранное гражданство и т.д. С 2007 года быть избранным в Госдуму можно только будучи членом официально зарегистрированной партии. Кандидаты в депутаты могут вести предвыборную агитацию в соответствии с законом. Подробнее обо всех юридических тонкостях можно узнать из федерального закона № 51 "О выборах депутатов ГД Федерального Собрания РФ". Вступить в различные партии может практически любой человек, какого-то профессионального ценза практически не существует. А возможность участия в выборах депутатов от данной партии зависит от вашей активности. Именно это нужно учитывать, размышляя на задачей, как стать кандидатом в депутаты.

Это была юридическая часть ответа на поставленные вопросы. А говоря о содержании избирательной кампании, нужно учитывать, что кандидат в депутаты должен иметь стратегию, тактику избирательной кампании, продумать методы проведения предвыборной агитации. Если самостоятельно справиться с этими задачи кандидат не в состоянии, то он должен нанять команду политических технологов. На данный момент это актуально для самовыдвиженцев, поскольку политические партии имеют в штабе штатных политтехнологов, имиджмейкеров, спичрайтеров и подобных профессионалов. На уровне выборов депутатов поселковых поселений вам вряд ли понадобится такая помощь, поскольку жители там ориентируются на личное знакомство с кандидатами, а вернее, они знают их долгое время. Если не получилось стать депутатом, то можно помогать какому-либо кандидату. Как стать помощником депутата, - спросите вы. Отвечаем. Понятно, что своих помощником депутаты назначают себе сами. Обязательным условием для помощника депутата ГД является наличие российского гражданства. На этой должности вам точно пригодится знание делопроизводства.

На вопрос о том, как стать депутатом Единой России, можно ответить следующее: нужно быть

  • успешным бизнесменом,
  • спортсменом, актером или любым другим медийным лицом,
  • просто быть настолько популярным среди населения своего округа, чтобы вы могли принести этой партии победу.

Учитывайте, что партия "Единая Россия" не относится к так называемы "всехватающим партиям", поэтому точка вхождения в нее достаточна сложна. В небольших городах обычно нужно быть "своим" среди определенных бизнес-политических кругов.

Мы рассказали вам, как стать муниципальным депутатом, депутатом Государственной Думы, а теперь ваше время действовать!

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование - достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его "нижнюю" палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз - 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий - 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония).

Третье требование - наличие активного избирательного права - права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

Лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

Лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

Лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

Лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

Лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования - они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности - иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации"*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ - при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента - Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.

Статья 33. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления

1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями (группой избирателей) соответствующего избирательного округа, избирателем путем самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.

2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование; основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий), занимаемая должность; сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номеров и наименований статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации; гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в муниципальную избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через пять дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в муниципальной избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соответствующими и нижестоящими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.

3. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается за шестьдесят дней и заканчивается за тридцать дней до дня голосования.

4. Все выдвинутые в установленном настоящим Законом порядке кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях организации выдвижения, сбора подписей избирателей, представления документов в муниципальную избирательную комиссию для регистрации.

5. Под использованием преимущества должностного или служебного положения понимается:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых, государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению, в случае, если иные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
5) проведение сбора подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

6. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами городского, районного Собрания представителей, выдвинутыми кандидатами в депутаты, своих обязанностей перед избирателями.

7. Кандидат вправе в любое время до регистрации снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

Статья 34. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления непосредственно избирателями

1. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом соответствующей муниципальной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов в депутаты, и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов.

2. Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты уведомляют в письменной форме соответствующую муниципальную избирательную комиссию о своей инициативе.

3. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемого кандидата. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены письменное заявление лица о согласии баллотироваться кандидатом (заявление о самовыдвижении) по данному избирательному округу в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, а также его письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

4. При выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты непосредственно избирателями не требуется проведение собрания избирателей с определенным числом его участников.

5. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при наличии у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, у избирателей, выдвигающих кандидата, - активного избирательного права при голосовании за данного кандидата и при условии представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

6. Муниципальная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов.

Статья 35. Избирательные объединения и избирательные блоки

1. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом. В случае, если политическое общественное объединение входит в состав избирательного блока, оно не может выступать на выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.

2. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из политических общественных объединений, после чего уполномоченными представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.

3. Избирательные блоки регистрируются муниципальной избирателей комиссией непосредственно после их образования. Регистрация производится не позднее чем в трехдневный срок после представления в муниципальную избирательную комиссию протоколов съездов (конференций) политических общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения политических общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного их уполномоченными представителями.

4. Избирательные блоки обладают правами избирательного объединения.

5. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Законом представлять избирательное объединение, избирательный блок по вопросам, связанным с участием избирательного объединения, избирательного блока в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока регистрируется соответствующей муниципальной избирательной комиссией.

Статья 36. Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательными объединениями, избирательными блоками производится на съездах (конференциях) избирательных объединений, избирательных блоков в соответствии с их уставными и иными документами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат.

2. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, и подписывается уполномоченными представителями избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

3. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата, в многомандатном избирательном округе - по числу мандатов в округе.

5. Один и тот же кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не может одновременно выдвигаться избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатном и многомандатном избирательных округах.

6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в состав избирательного блока.

7. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков уведомляют в письменной форме муниципальную избирательную комиссию о выдвижении кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства выдвигаемых кандидатов. Вместе с уведомлением о начале сбора подписей в муниципальную избирательную комиссию должны быть представлены копии свидетельств о регистрации региональных, республиканских общественных объединений Министерством юстиции Российской Федерации или Министерством юстиции Республики Адыгея, их устав, решение и протокол съезда (конференции) общественного объединения, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленная в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения, а также письменные заявления лиц о согласии баллотироваться кандидатами в депутаты по данному избирательному округу. Уполномоченные представители избирательных блоков представляют в муниципальную избирательную комиссию решения общественных объединений о создании избирательного блока, решение и протокол совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления, оформленную в соответствии с установленным законом порядком доверенность уполномоченного представителя избирательного блока, а также письменные обязательства кандидатов в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

8. Муниципальная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям настоящего Закона, наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Закона, представления полного перечня документов и необходимых сведений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

9. Муниципальная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.

10. Избирательное объединение, избирательный блок вправе в любое время до регистрации отозвать выдвинутого кандидата по решению органа, уполномоченного на то съездом, конференцией, собранием избирательного объединения, избирательного блока.

Статья 37. Сбор подписей в поддержку кандидата

1. Сбор подписей в поддержку кандидата начинается с момента выдачи муниципальной избирательной комиссией письменного подтверждения о приеме документов от инициаторов сбора подписей, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков.

2. В поддержку кандидата в порядке, установленном настоящим Законом, должно быть собрано не менее пятидесяти подписей избирателей, независимо от того, кто является инициатором выдвижения. В случае проведения дополнительных выборов число подписей сокращается наполовину. Подписи, собранные в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатному избирательному округу, могут включаться в число подписей в поддержку кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутых этим избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу.

3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

4. Сбор подписей проводится по месту жительства, службы, учебы, работы, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях.

5. Сбор подписей по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.

6. Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей.

7. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину и технологические процессы.

8. Участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей или вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается.

9. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания муниципальной избирательной комиссией либо судом недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата.

10. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.

11. Подписные листы изготавливаются инициаторами сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по форме, установленной в приложениях N1 и N2 к настоящему Закону.

12. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается.

13. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номера и наименования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых был осужден кандидат, а также статей Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статей закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должны указываться наименование соответствующего иностранного государства.

14. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.

15. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока.

16. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.

Статья 38. Регистрация кандидатов

1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, избирателем путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляют в муниципальную избирательную комиссию не позднее чем за тридцать пять дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в муниципальную избирательную комиссию представляются данные о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата, основные сведения биографического характера, в частности о состоянии здоровья, об образовании, семейном положении, наличии гражданства иностранного государства (»двойного» гражданства), об отбытии наказания в местах лишения свободы по приговору суда (о неснятой судимости), письменное обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата, копия декларации кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме, копия специальной декларации о расходах кандидата, заверенные соответствующими налоговыми органами. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу, представления других указанных в настоящем Законе документов.

2. Муниципальная избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, при этом сведения, содержащиеся в представленных документах, передаются в средства массовой информации.

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представляемых в соответствующую муниципальную избирательную комиссию, не может превышать установленное настоящим Законом количество подписей, необходимое для регистрации, более чем на пятнадцать процентов.

4. Подписные листы представляются в муниципальную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов муниципальная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.

5. Муниципальная избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

6. Не допускается регистрация одного и того же лица кандидатом более чем в одном избирательном округе.

7. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в соответствующем решении муниципальной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении.

8. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая муниципальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, избирателю, группе избирателей, осуществлявшей выдвижение кандидата и сбор подписей в поддержку его выдвижения, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

9. Основанием отказа могут быть:

1) существенное нарушение установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим Законом порядка сбора подписей;
2) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
3) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
4) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
5) иные основания, предусмотренные Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом.

10. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за шестнадцать дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а в период от пятнадцати до одного дня до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.

11. Решение муниципальной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея или в суд. Жалоба должна быть рассмотрена судом в течение трех дней.

12. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение сорока восьми часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за десять дней до дня выборов размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в частях 1 и 2 настоящей статьи.

13. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования снять свою кандидатуру.

14. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования вправе отозвать зарегистрированного кандидата в том же порядке, в котором производилось выдвижение кандидата.

Статья 39. Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов

1. Соответствующая муниципальная избирательная комиссия до регистрации кандидатов вправе провести проверку достоверности подписей избирателей, представленных в их поддержку.

2. По решению муниципальной избирательной комиссии к проверке достоверности подписей могут привлекаться представители соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, члены муниципальной и участковых избирательных комиссий.

3. Проверке подлежат подписи избирателей, собранные в поддержку всех кандидатов.

4. Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). В случае проведения проверки посредством случайной выборки (жребия) выборочной проверке подлежит не менее двадцати процентов от установленного настоящим Законом необходимого для регистрации количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.

5. О каждом проведении проверки и о времени ее проведения избирательная комиссия должна своевременно извещать всех инициаторов выдвижения кандидата, представивших установленное количество подписей избирателей для регистрации кандидата.

6. При проведении проверки подписей, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей инициаторы выдвижения кандидата, в том числе представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.

7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если об этом поступило от них письменное сообщение в муниципальную избирательную комиссию.

8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.

9. Для проверки достоверности подписей члены избирательной комиссии вправе проводить опрос избирателей, подписи которых указаны в проверяемых подписных листах. Опрос проводится не менее чем двумя членами муниципальной избирательной комиссии непосредственно того избирателя, чья подпись проверяется. При этом вызов в избирательную комиссию избирателей для проверки достоверности их подписей не допускается.

10. Недостоверными подписями считаются:

1) недействительные подписи, то есть подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления, удостоверяющей этот факт;
2) подписи избирателей без указания всех перечисленных в части 14 статьи 37 настоящего Закона данных (сведений);
3) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные и не расписывался в соответствующем подписном листе;
подпись признается подложной при наличии собственноручной подписи избирателя в протоколе, устанавливающем факт отказа избирателя от признания подписи в подписном листе собственной, указанный протокол заверяется подписями не менее чем двух членов муниципальной избирательной комиссии.

11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей при условии, что не установлена подложность подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

12. При обнаружении среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей в количестве более пятнадцати процентов от числа проверенных подписей или недостаточного для регистрации кандидата количества достоверных подписей муниципальная избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.

13. Регистрация кандидата не производится также в том случае, если количество представленных подписей избирателей, за вычетом подписей, признанных в результате проверки недостоверными, недостаточно для регистрации.

14. В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей муниципальная избирательная комиссия вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

Статья 40. Избирательный залог

1. Регистрация кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления муниципальной избирательной комиссией может быть произведена не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию избирательного залога.

2. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию в поддержку данного кандидата не может служить основанием для отказа в регистрации в случае внесения кандидатом избирательного залога.

3. Избирательный залог вносится из избирательного фонда кандидата и должен составлять пятнадцать процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата.

4. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее пяти процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем избирательном округе, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в бюджет муниципального образования.

Статья 41. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов

1. В случае, если до дня голосования избирательное объединение (блок) или входящая в него политическая партия, политическая организация, политическое движение, выдвинувшее кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления в избирательных округах, признано неконституционным (отмена регистрации), то регистрация данных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления отменяется муниципальной избирательной комиссией.

2. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в избирательном округе по решению муниципальной избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

3. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом.

4. При наступлении указанных в части 2 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии со статьей 57 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей муниципальной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.

5. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого представительного органа местного самоуправления.