Кошевой атаман иван сирко. Иван сирко и его тайное оружие Какие слои населения поддерживали ивана сирко


Великий кошевой атаман Иван Сирко

Жизнь этого человека окутана легендами. Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко (около 1610 – 1680) неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области).

Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил 55 военных походов, и не потерпел ни одного поражения. Запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти. Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Он подписал знаменитое письмо запорожцев турецкому султану. Участвовал во взятии крепости Дюнкерк во время Тридцатилетней войны и сделал то, чего многократно не могла сделать французская армия. После смерти атамана, казаки побеждали врагов, выставляя вперед его отрезанную руку. В 1812 году руку Ивана Сирко три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и судьба войны была решена. Его называли оборотнем и характерником, а турки — Урус-Шайтаном. Он посвятил свою жизнь борьбе с турками, крымскими татарами и польской шляхтой.

Жизнь этого славного казака покрыта таинственностью. По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец Ивана сказал, что тот «зубами будет грызть врагов». Но все равно к ребенку относились с опаской. Ходит легенда, что в детстве Иван в ночь на Ивана Купала пропал и вернулся домой лишь через 3 дня с маленьким волчонком, с тех пор его и прозвали Сирко, потом начали активно проявляться его необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными. На Сечь он попал приблизительно в 12-13 лет. Первая половина жизни атамана (35-40 лет) покрыта мраком, сведений о том, как он жил и чем занимался, не сохранилось.

1618 – 1648 длилась франко-испанская Тридцатилетняя война в ней блестяще поучаствовал Иван Сирко на стороне французов. Богдан Хмельницкий по договору с французами отправил 2500 казаков им в подмогу во главе с полковниками Сирко и Солтенко. Французы многократно пытались взять неприступную крепость Дюнкерк (ее еще называли «ключом от Ла-Манша»). Именно благодаря военному искусству запорожцев, они блестяще выбили из рук испанцев заветный «ключ» за несколько дней, а потом вручили Дюнкерк французам.

Атаман Иван Сирко был знаменитым и могущественным характерником. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом. Современник так писал о кошевом: «Иван Сирко – пребольшой колдун. Недаром его турки называли шайтаном». Для воинов ислама, потурчених он и в самом деле был лихим воином. Запорожцы говорили, что равного ему в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Его не брали ни пуля, ни меч. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом, оборачиваясь белым хортом (волком), «видел» заранее приближение вражеского войска.

Его запорожцы наводили страх на все северное побережье Черного моря и Крым, татарские матери пугали детей именем Сирко.

Последняя боевая акция Ивана Сирка была осуществлена за несколько месяцев до его кончины. В 1680 году совместно с донцами Сирко в последний раз опустил свою победную булаву в битве с ордынцами. Потом он узнал о смерти своих двух сыновей и жены, покинул Сеч и удалился к себе на пасеку в селе Грушевка, где после недлительной болезни умер. Перед смертью атаман сказал, что уходит в мир иной и не берет с собой никаких богатств, пожелал, чтобы его похоронили скромно. А если кто потревожит его в могиле - долго не проживет. Существует много легенд о том, что все, кто раскапывали могилу Сирка, таинственным способом погибали.

Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы – и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. В 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на окраине села Капуловка Никопольского района.

Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение.

В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, и в гроб подложили другой череп. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.

После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в отдел культуры, а потом еще в Днепропетровский исторический музей. И только в 2000 году дозахоронили череп атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Этот человек был выдающимся атаманом, казаком-характерником, военным лидером. Много историков и писателей потратили десятилетия, чтобы достоверно изучить жизнь Ивана Сирко. О нем написаны целые книги и научные труды! Казацкий род помнит и чтит его память!

(1680 ) Место смерти:

Ива́н Дми́триевич Серко́ (Сирко , укр. Іван Дмитрович Сірко ; род. около - ум. ) - кошевой атаман Запорожской Сечи . За период пребывания в должности атамана провёл 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побеждённым . Киевского генерала-губернатора Драгомирова в виде атамана Серко изобразил Репин на знаменитой картине «Запорожцы».

Происхождение

Иван Серко представлял собой примечательную личность среди всех низовых казаков и во все время исторического существования Запорожья. Иван Серко родился на Подолье, находившейся тогда под польским гнетом, в селе Мурафа (теперешний Шаргородский район Винницкой области Украины). Часто местом его рождения ошибочно называется слобода Мерефа в Харьковской области, однако известно, что она была основана Иваном Серко (и, очевидно, названа по месту его рождения) после битвы под Берестечком, т.е. после 1651 года. В каком году родился Серко, кто были его родители, во сколько лет он выступил на историческое поприще - это остается неизвестным. Согласно преданию, уже рождение Ивана было необычным - мальчик появился на свет с зубами, чем сильно напугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что сын «зубами будет грызть врагов». Однако это мало успокоило селян, считавших, что дитя с рождения отмечено дьяволом. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто фантастическими. Народная молва гласит, что у Ивана Серко и его жены Софьи было два сына - Петр и Роман - и две дочери. Сохранилось более 40 писем Серко, некоторые найдены совсем недавно. Польский король Ян Собеский в письмах к Ивану Серко называл его "уродзоным", что значит "рожденный шляхтичем", из чего можно заключить, что Серко был родом был из мелкопоместной православной правобережной шляхты. Следует отметить, что шляхтичами или же выходцами из шляхетских родов (потерявших право шляхетства) были многие из украинских лидеров казачества - Вишневецкий, Наливайко, Сагайдачный, Хмельницкий, Богун, Нечай, Джеджалий, Выговский, Мазепа и другие. .

Черты характера. Отношение к религии

И друзья и враги одинаково отзывались о Серко, как о человеке замечательных военных дарований. Татары называли Серко Урус-шайтаном, то есть русским чёртом, а татарки-матери пугали своих детей его именем. Серко всегда стоял и ратовал за православную веру, за свободу; оттого он постоянно старался освободить из татарской и турецкой неволи возможно большее число христиан, без различия того, были ли то московиты, украинцы, поляки или литовцы. Но следует помнить при этом, как относился атаман к предателям веры. Однажды, возвращаясь из похода в Крым, где запорожцы освободили несколько тысяч рабов, он столкнулся с чудовищным для его «крестоносной» души фактом. Некоторые из них, принявшие в плену мусульманство, захотели вернуться к своим господам татарам. Атаман отпустил их, но вслед послал казаков, которые перебили всех отступников. По преданию, Серко подъехал к месту бойни и сказал: «Простите нас, братья, лежите тут, встретимся на Страшном Суде…». Сам Серко был далёк от того, чтобы расценивать истребление единокровных братьев как благое свершение. Он не судил отступников, но и оставить их в живых тоже не мог. Также о Серко известно, что атаман отличался великодушием и редким бескорыстием, никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен. Имя его было окружено ореолом полной непобедимости. Серко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; по воспоминаниям польских послов "был непьющим что для казака большая редкость". Представление о характере атамана Серко также дает его известное высказывание: Нужда закон меняет .

Полковник Войска Запорожского

На службе французского короля

Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого . Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2 400 польских наёмников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро . С другой стороны сохранились воспоминания французских дипломатов которым сам Хмельницкий расказывал о том как воевал под началом принца Конде во Франции. Во французских документах того времени упоминаются три фамилии похожие на Хмельницкого, Золотаренко и Серко(все три впоследствии выдающиеся предводители казаков). Современные историки разделены в этом вопросе практически поровну - он остается дискусионным. Интересный также факт что в осаде Дюнкерка принимал участие граф д"Артаньян , исторический прототип знаменитого героя А.Дюма.

Участие в восстании Хмельницкого

Кошевой атаман Запорожской Сечи

Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году . Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу , написанное в мае 1664 года:

«Исполняя с Войском Запорожским службу вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр , где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»

В 1660, 1664-1665, 1667-1668 годах - полковник Харьковского слободского казачьего полка . В 1667 году совершил поход на Кафу , взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увёл с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек.

Колебания Серко между службой русскому и польскому государству

Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю:

Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, - людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Татьяна Яковлева-Таирова в ее книге "Мазепа" отмечает, что кошевой атаман Иван Серко раз двадцать за свою жизнь менял политическую ориентацию, выступая то за Москву, то за Польшу, то за Турцию .

Конец жизни

Умер Иван Дмитриевич Серко в 1680 году на собственной пасеке в селе Грушевка, современное название села - Ильинка, Томаковского района, Днепропетровской области на берегу Каховского водохранилища, недалеко от города Марганец. Последнее место жительства и упокоения кошевого атамана И. Д. Серко теперь затоплено Каховским водохранилищем.

Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями на казачьем кладбище острова Хортица. Позже, после разорения по указу Екатерины второй Запорожской сечи и казачьего кладбища, гроб с телом кошевого атамана И. Д. Серко преданными казаками были тайно вывезен и перезахоронен на Великом луге недалеко от Чертомлицкой сечи. Нынешнее место захоронения находится недалеко от села Капуловка Никопольского района, Днепропетровской области. Надпись на надгробной стеле атамана гласила:

Портрет Ивана Серко,
Реконструкция лаборатории академика Герасимова

«Р. Б. (Року божего) 1680 мая 4 Преставися рабь Бож. Іоань Серко Дмитровичъ атамань кошовий воска Запорозкого за его Ц. П. В. (Царского Пресветлого Величества) Федора Алексевича . Памят Праведнаго со похвалами»

Иван Дмитриевич Сирко (около 1610 — ум. 1680) — кошевой атаман Запорожской Сечи. За период пребывания в должности атамана провел 54 больших и малых сражений, при этом ни разу не остался побежденным.


Рождение Сирко

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих. Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.

Великий характерник
Самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…» Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом. Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только мелькнул ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля. Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов. Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы. Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи. А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Брак казака Сирко
Старые характерники предостерегали Серко от брака, но тот не послушал. Он встретил женщину, которая стала настоящей отрадой для кошевого атамана. Враги знали его, как оборотня, но жена и дети знали его, как любящего мужа и заботливого отца. Тело его было воином, а душа атамана - раздвоилась: в семье - один, а в бою - другой.

Спасение Москвы
Легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко. Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова. Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена. Так Иван Сирко помог русской армии победить французов.

Полковник Войска Запорожского
На службе у французского короля :
Утверждается, что в 1644 году Богдан Хмельницкий, как военный писарь Войска Запорожского, во время встречи в Варшаве с послом Франции графом де Брежи подписал договор о найме 2 500 казаков в войско французского короля. В октябре 1645 года казацкий отряд Балтийским морем прибыл во французский порт Кале. C 7 сентября 1646 года 2 000 казаков под командованием Хмельницкого, Солтенко и Серко, который командовал к этому времени полком, а также 3 000 польских пехотинцев, участвовали на стороне французов под общим командованием принца де Конде в осаде крепости Дюнкерк, находившейся в руках испанцев. 11 октября осажденная крепость сдалась. Эта легенда была опровергнута в работах польского историка Збигнева Вуйцика и украинского историка казачества Владимира Голобуцкого. Они пришли к выводу, что в осаде Дюнкерка участвовало 2400 польских наемников под командованием полковников Пшиемского, Кабре и де Сиро.

Участие в восстании Хмельницкого :
Принял участие в восстании Богдана Хмельницкого, также в походах против Турции и крымских татар. В 1654 году, будучи полковником, не захотел принять присягу русскому царю и удалился на Запорожье, но уже 1659 году он выступил сторонником царя, против польского короля. В 1658—1660 годах — винницкий полковник.
В 1659 году, по поручению гетмана Беспалого, совершил знаменитый рейд на ногайские улусы. Этот рейд заставил Крымского хана Мехмеда IV Гирея, позванного гетманом Выговским и разорявшего украинские и русские земли, уйти с Украины, обеспечив казакам возможность лишить власти мятежного гетмана. Послы гетмана Беспалого докладывали в Москве, что «…в Запорожье полковник Серко, собрался с Запорожаны, ходил воевать около Белаго города, и Ногайские улусы, которые кочевали близко Самаринки… и повоевав улусы, пошел было к Киеву на помочь к боярину и воеводам к Василию Борисовичу Шереметеву; и Выговский де, послыша то, послал было для перейму, чтоб Серка к Киеву не допустить, полковника своего Тимоша с войском…, а Серко того Тимоша со всем войском побил, и ушел Тимош к Выговскому только сам третей.»

Кошевой атаман Запорожской Сечи
С 1663 года в течение 12 лет избирался кошевым атаманом Запорожской Cечи. Одержал ряд побед над Крымским ханством, поляками и Петром Дорошенко при Перекопе, в Капустяной долине и близ Умани. Был одним из вдохновителей антипольского восстания на Правобережной Украине в 1664 году. Сохранилось письмо Серко к царю Алексею Михайловичу, написанное в мае 1664 года: «Исполняя с Войском Запорожским службу
вашему царскому пресветлому величеству, я, Иван Сирко, месяца января 8 числа, пошел на две реки, Буг и Днестр, где Божиею милостью и предстательством Пресвятой Богородицы и вашего великого государя счастьем, напав на турецкие селения выше Тягина города, побил много бусурман и великую добычу взял. Оборотясь же из-под турецкого города Тягина, пошел под черкасские города. Услыша же о моём, Ивана Сирка, приходе, горожане сами начали сечь и рубить жидов и поляков, а все полки и посполитые, претерпевшие столько бед, неволю и мучения, начали сдаваться. Чрез нас, Ивана Сирка, обращена вновь к вашему царскому величеству вся Малая Россия, города над Бугом и за Бугом, а именно: Брацлавский и Калницкий полки, Могилев, Рашков, Уманский повет, до самого Днепра и Днестра; безвинные люди обещались своими душами держаться под крепкою рукою вашего царского пресветлого величества до тех пор, пока души их будут в телах»
В 1660, 1664—1665, 1667—1668 годах — полковник Харьковского слободского казачьего полка. В 1667 году совершил поход на Кафу, взяв город и предав его вместе с окрестностями огню. Освободил около двух тысяч невольников и увел с собой татарский полон численностью около 1,5 тысяч человек. В 1668 перешел на сторону Петра Дорошенко, «воевал» украинские города, идя «против бояр и воевод», но в 1670 году порвал с ним. В 1672 году, желая стать гетманом, возглавил оппозицию казацкой старшины против кандидатуры в гетманы Ивана Самойловича, в связи с чем был отправлен в ссылку в Тобольск, но вскоре возвращен на Украину. В 70-х годах организовал ряд успешных походов в Крым.

Колебания Сирко между службой русскому и польскому государству:
Заслуживает внимание мнение Д. И. Яворницкого о колебаниях Серко между службой польскому королю или русскому царю: Переходы Серко от русского царя к польскому королю и обратно нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Серко и все запорожское козачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого не зависимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами.

Посмертные скитания
Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение. В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим череп атамана изъяли из могилы. Во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана. А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко. После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей. Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.

Легенды
Рассказывали, что Сирко, с наступлением сумерек, превращался в волка и проникал во враждебный лагерь. Он узнавал, где что стоит, как располагаются защитники, и на утро возвращался к казакам, детально рисуя все, что видел. Казаки начинали наступление и всегда побеждали. Напуганные враги рассказывали, что Сирко в разгар боя мог взлетать в воздух и вызывать ненастье. В страхе, конечно же, глаза велики и каждый видел то, что хотел, но когда вражеские войска слышали, что на них идет кошевой Сирко, то знали - они обречены на поражение. Казаки были убеждены, пока с ними Сирко, то войско будет непобедимым. Именно поэтому на призывы атамана идти в бой они, обычно, отвечали: «Веди нас, мы с тобой до конца!» Сирко владел удивительной силой стратегического предвидения и в совершенстве владел искусством маневрирования в бою.
Казаки рассказывали, что как-то вечером, стоя на берегу Хортицы, Иван Сирко встретился с чертом. Тот соблазнял его славой, золотом и властью. Предлагал ему гетманскую булаву и пожизненный почет побратимов. На все эти искушения нечистого
Сирко только рассмеялся и выстрелил в черта из пистоля. С того времени казаки начали говорить: «Сирко сам черт не страшен!»
Враги решили забрать у атамана его душу - его семью. Сирко имел удивительный нрав. Рассказывали, что на поле боя он заживлял раны своих побратимов, однако свою душевную рану он заживить так и не смог. Невзирая на всю характерницкую и непобедимую силу, Иван Сирко так и не смог пережить смерть своей жены и двух сынов, которые погибли от рук врагов. Сирко был разбит, его село сожгли, семьи у него больше не было, кому в наследство передать свое знание и умение характерницкой силы. Так враги нашли способ, как отобрать у непобедимого воина его душу, а, заодно отобрав у него то, что делало его человеком. В страшном гневе Иван Сирко возвращается на Сечь. Зверь проснулся в атамане. Сирко приказал сзывать поход на турков. На своем пути Сирко не жалел никого. Он выходил на бой к врагам голыми руками, без оружия. Переводы рассказывают, что в бою перед Сирком враги умирали от страха. Сирко приказал пленных не брать, после себя атаман оставлял только пепелища. Но даже тот триумфально победный поход не принес Сирко душевного покоя. Дома его так никто и не ждал. Сирко был убит горем, он начал терять свою силу, душа его раздвоилась, жажда враждебной крови угомонилась и Сирко пожелал умереть. Он ожидал смерти как благословления, но смерть не приходила. Тогда Сирко смастерил себе гроб, сам лег в него и умер (1680).

Завещание атамана Сирка
На смертном ложе Сирко оставил завещание своим побратимам: «Кто семь лет подряд перед Пасхой будет носить на мою могилу землю - получит мою силу». Но, настоящее место захоронения атамана-характерника так и осталось неизвестным. Побратимы хорошо позаботились о том, чтобы тайна их кошевого осталась недоступной для врагов. Именно поэтому Серко несколько раз перезахоранивали, а место его захоронения знали лишь избранные. Казаки так верили в силу своего атамана, что свыше пяти лет гроб с телом Сирко хранился на Сечи. И даже возили ее с собой в военные походы.
Еще одно завещание оставил Сирко побратимам: «Как наступят плохие времена, откройте мой гроб, возьмите мою десницу и идите с ней в бой!». Казаки выполнили завещание кошевое. Они отрезали десницу Сирко и еще двадцать лет возили ее с собой в походы. Когда бой был особенно тяжелым, казаки выставляли десницу атамана на копье и кричали: «Бойтесь басурманы! С нами рука и душа атамана Сирко!» Казаки верили, что десница будет оберегать казаков и Сечь от врагов. Турки рассказывали, что по ночам перед тяжелым боем с казацким войском они видели серого волка, убить которого никто из них не осмеливался. Говорят именно так Сирко после смерти и помогал казакам в походах.


Атаман Иван Сирко


По данным Яворницкого, Иван Сирко осуществил 55 удачных походов


Иван Дмитриевич Серко. Этюд И. Репина к картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану, (1889 год)


Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины


Казак характерник Иван Сирко


Памятник атаману Ивану Сирко


Иван Дмитриевич Сирко — кошевой атаман Запорожской Сечи


Иван Сирко


Могила атамана Ивана Сирко


Могила Ивана Серко близ села Капуловка

«Урус-шайтан», запорожский атаман Иван Сирко

В «списке» народных героев Украины навсегда останется имя запорожского атамана Ивана Сирко – за что же он удостоился такой чести?

«Урус-шайтан»

Настоящий народный герой должен быть и выходцем из народа. Иван Сирко сын Дмитрия родился в простой казацкой семье на Левобережной или Слободской Украине. Семья его, впрочем, была не из бедных, владела и домами и мельницей и многочисленным имуществом, все это добыто нелегким трудом и не только мирным, но и ратным – военным. В остальном ничем от остальных вольных казаков Сирки не отличались, а сам Иван Сирко до конца жизни даже грамоте не обучился, что оказалось вообщем редкостью в среде запорожской старшины, любившей щегольнуть своей просвещенностью.

Зато были у Ивана Сирка другие качества, та аура власти и жизненная сила, которая порождала легенды и мифы о славном запорожском атамане. Говорили, например, что родился он с зубами и как только баба-повитуха поднесла новорожденного к столу, он самостоятельно схватил пирог и съел его. Легенду эту впоследствии вспоминали, как доказательство того, что всю свою жизнь Сирко “грыз” врагов православного христианского люда. Неуязвимость Сирка в бою, его отчаянная смелость и твердая рука, порождали рассказы о его связи с нечистой силой, по одной из версий однажды он умудрился самого черта серебряной пуговицей подстрелить, а татары и турки, те напрямую называли Сирка “урус-шайтан”, то есть “русский черт” и пугали им своих детей.

И было чем пугать, из молодого волчонка вырос матерый волк. Наверное ни один из украинских гетьманов и атаманов не нанес столько урона крымско-татарским и турецким ордам, как Иван Сирко, турки к нему даже наемных убийц подсылали, но покушение было раскрыто, судьба стояла на стороне Сирко. Одна из его самых известных побед – “рождественское побоище” 1675 года. Той зимой турецкий султан задумал уничтожить в корне “разбойничье гнездо”, Запорожскую сечь. Более чем 50-тысячное войско, в том числе 15 тысяч отборных турецких янычар тайно подошло к Сечи прямо в рождественскую ночь, но произошло “чудо” в результате которого почти все янычары были перебиты, а татары едва спаслись бегством. Нередко Сирко ходил походами на Крым, однажды неожиданным ударом захватил тогдашнюю ханскую столицу Бахчисарай, а крымский хан едва успел спастись бегством.

Громкие военные подвиги и освобождение тысяч христиан из татарского плена создали Сирку всенародную славу и огромный авторитет. Но был и другой Сирко, политический авантюрист, сын своего неспокойного братоубийственного века.

Братская кровь

“Время было такое” – нередко говорят в тех случаях, когда хотят оправдать жестокость, насилие или собственное малодушие. Но если называть предателем гетьмана Мазепу и говорить о садистских наклонностях сына великого Богдана, младшенького Юрася Хмельницкого, то какую характеристику следует дать Ивану Сирку?

Сирко был кошевым запорожским атаманом, в то жестокое и страшное время, когда Правобережную и Левобережную Украину раздирали междуусобные страсти, усиленные вмешательством соседей – Польши, России, Турции и подвластного ей Крыма. В этом кипении страстей и современники и историки отмечают абсолютное непостоянство Сирка, его сиюминутные эмоциональные порывы. Он успел перебывать союзником всех без исключения сторон, интриговал и ссорился с вчерашними приятелями. В ответ доносы сыпались на Сирка как с Правобережья так и с Левобережья. После очередного доноса Сирко был арестован левобережным гетьманом Иваном Самойловичем и отправлен в Москву, откуда прямиком загремел в Сибирь. Из ссылки его вызволили…татары с турками, которое повели такое масштабное наступление на Украину, что даже поляки официально обратились к русскому царю Алексею Романову, с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман.

Алексей Михайлович Романов внял голосу разума и приказал снова доставить Сирка в Москву, где заставил экс-атамана принести личную присягу на верность, в царских палатах, да еще в присутствии патриарха всея Руси Питирима. Но и после этого старый “лис” Сирко не перестал плутовать и до самой смерти вел сложные политические игры. Единственным постоянным пунктом в “программе” Ивана Сирка была защита православной веры. И в этом пункте, бывало, он доходил до крайней жестокости.
Фрагмент картины И. Е. Репина «Запорожцы»

Искрометная картина Ильи Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, живописует как раз эпизод из жизни Сирка, составление ответа султану вскоре после той самой “рождественской бойни”, когда запорожцы уничтожили отборный отряд янычар. Однако на самом деле одним письмом дело не ограничилось. Предистория знаменитого послания такова. Летом 1676 года запорожцы ворвались в Крым и в ответ на зимнее нападение, произвели очередное опустошение полуострова. Среди богатой добычи, как обычно, находились и освобожденные пленники, около 7 тысяч человек. Выйдя из Крыма Сирко обратился к бывшим пленным с речью, в которой предложил людям самостоятельно решить свою судьбу. В результате около трех тысяч человек решили возвратиться в Крым, где они успели обзавестись семьями и нашли свою новую родину. Сирко отпустил их и подождав, когда они отойдут подальше от лагеря, послал молодых казаков с приказом: “уничтожить всех до единого человека”. Чуть позже поехал и сам, чтобы убедиться как выполнен приказ.
Русские пленники и невольники в Крыму

«Простые невольники несли всякую хозяйственную службу, рыли колодцы, добывали соль, собирали в степи навоз; невольницы /.../ пряли шерсть и лён, пасли дворовую птицу, ухаживали за детьми и т.п.

Некоторые, вероятно, более знатные по происхождению пленники, оставаясь в Крыму продолжительное время, получали, кажется, земельные наделы»; с доходов от земли при этом десятую часть они должны были отдать хану.

По обычаю, «рабов, приобретённых войною или куплей, татары не держат в рабстве дольше семи лет» (а принявших ислам освобождали сразу, хотя особо-то не агитировали, по понятным экономическим резонам, и предоставляли пленникам-христианам свободу вероисповедания).

Если вдуматься, нет ничего странного, что каждый второй примерно по освобождении предпочитал остаться в Крыму при нажитом имуществе, чем возвращаться нищим на родину.

Он отпустил желающих обратно в Крым, но велел запорожцам «догнать их и перебить всех до последнего... Затем лично убедясь в исполнении приказа, Серко промолвил над их трупами следующие слова: "простите нас, братья, да лучше спите здесь до страшного суда Господня, чем было вам между бусурманами размножаться на наши головы христианские, молодецкие, да на свою вечную погибель, без крещения"».

М. Н. Бережков. Русские пленники и невольники в Крыму. Одесса, 1888, с. 17 и след.
http://costroma.k156.ru/polozov/polozov04_02.html

И. Е. Репин. Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова

С точки зрения современного общества это событие можно назвать прямым геноцидом. Сирко же поступал вполне логично, понимая, что дети украинцев или русских, добровольно отказавшихся от православной веры, в скором времени могут пополнить ряды все тех же янычар. И тем не менее, как жутко звучит оглушительный казацкий смех из “письма к султану”, сразу после избиения трех тысяч безоружных людей, вчерашних соплеменников, земляков. Может поэтому и не могла так долго успокоиться мятущаяся сиркова душа.

Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями, но не пришлось ему полежать в вечном упокое.

Голова атамана

Легенда продолжала сопутствовать Сирку и после его смерти, она еще более усилилась, поддержанная народными рассказами и суевериями. Согласно легендам гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.

После “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. Тоже самое произошло и при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. В обоих случаях была осквернена и могила Сирка, но местные жители каждый раз сохраняли останки легендарного атамана и снова предавали их земле.

Советская власть взялась за дело более кардинально. В результате строительства Днепрогэс и создания Каховского водохранилища был уничтожен так называемый Великий Луг, огромные земельные массивы, сердце казацкого края покрыла вода. Могила Сирка оказалась прямо на крутом берегу рукотворного «моря» и в 1968 году, под предлогом сбережения «памятника старины», останки Ивана Сирка эксгумировали. Скелет, после долгой волокиты и отчаянного письма национально настроенной интеллигенции за подписью самого Олеся Гончара, перезахоронили у села Капуливка, а череп Сирка…доставили в Москву, в мастерскую известного академика Герасимова, занимавшегося реконструкцией портретов исторических личностей по их черепам и костным останкам. Академик сделал свое дело, а безголовые останки Сирко продолжали лежать на берегу речки Чертомлык, поскольку никто не думал возвращать череп украинского героя в предназначенное ему место.

Ничего не изменилось и в 1990 году, когда у села Капуливка с большим размахом прошли торжества, посвященные 500-летию основания Запорожского казачества. Сотни людей со всей Украины, среди которых присутствовал и автор этого материала, собрались у, по-прежнему оскверненной, могилы кошевого атамана. В некоторых выступлениях звучала проблема «головы Сирка», раздавались гневные слова, призывающие Москву вернуть на Украину останки народного героя. И вдруг рядом со мной раздался негромкий голос мужчины, обращенный даже не к выступавшим, а к тем, кто стоял рядом с ним. «Да здесь уже череп, я его сам видел на днях у одного чиновника в Днепропетровске!»

Увы, уже родные украинские чиновники по непонятным причинам не торопились с окончательным захоронением, может думали, что «дух Сирка», поможет им удержать за собой удобные чиновничьи кресла? Только в августе 2000 года, на рубеже тысячелетий, прах Сирка воссоединился с черепом. Специалисты из Днепропетровского университета провели уникальное подзахоронение, для чего им пришлось делать подкоп под холм, где установлен памятник герою и под которым покоились, забетонированные сверху, останки запорожского атамана. Далекие потомки запорожцев наконец-то свершили христианский поступок по отношению к ревнителю и защитнику православия – Ивану Сирку.

Андрей Марин (Корнев)

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих!

Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.
Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил около 50 военных походов, и не потерпел ни одного поражения.

Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели казаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.

Крепость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А казаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ».Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV — то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин!Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.

Казаки-характерники

Это вполне реальные, хотя и удивительные факты. Но о Сирко говорили и вовсе невероятные вещи.Например, что его не брали ни пуля, ни меч. Что Сирко — оборотень, который может превращаться в волка! И что был он «великим характерником». Но кто такие характерники?Так в Запорожской Сечи называли людей, которых сегодня назвали бы магами или экстрасенсами. Они на самом деле обладали сверхъестественными способностями.Казакам-характерникам, владевшим тайными знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!»Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов.Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сiрко» — один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортицы.

Есть легенды, в которых казак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища. Считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.Похоже, характерники владели также искусством гипноза. А чем еще можно объяснить рассказы о том, как они напускали на врагов «морок»?

В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, «прятался». Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг отряда казаков, чтобы получилась изгородь.

Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И «замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: характерники с помощью магических заклинаний могли заставить врагов перерезать друг другу глотки!Даже стихии покорялись характерникам! Им были подвластны огонь, вода, земля и воздух. Говорят, они могли разогнать облака, вызвать грозу или, наоборот, успокоить разбушевавшуюся стихию.

Неудивительно, что в народе говорили: «Запорожский казак может обмануть самого черта».

Великий характерник

Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос.

Говорят, однажды Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака не залаяла!

Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»

Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом.

Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля.

Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы.

Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи…

А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».

Спасение Москвы

Жива и невероятная легенда о том, что рука Ивана Сирко помогла победить французов в Отечественной войне 1812 года. Когда русская армия стояла под Бородино, казак Михайло Нелипа рассказал фельдмаршалу Кутузову про победоносную правую руку атамана Сирко. Дело в том, что семья Нелипы из поколения в поколения присматривала за останками атамана. И, поразмыслив, Кутузов отправил казаков за рукой Сирко.

Но дед Нелипы, старый хранитель останков запорожского атамана, ни за что не соглашался отдать руку! Долго упрашивали его казаки и, наконец, все-таки уговорили. Старый Нелипа выдал руку только под личные гарантии фельдмаршала Кутузова.

Руку три раза обнесли вокруг занятой французами Москвы, и… французы ушли из русской столицы. Судьба войны была решена.Так Иван Сирко помог русской армии победить французов. Не верите? Эта история кажется вам невероятной? Однако после войны, в 1813 году Кутузов ходатайствовал о захоронении останков Ивана Сирко. С чего бы ему было беспокоиться о каком-то давно умершем запорожском казаке? Ходатайство было удовлетворено, и останки Сирко захоронили в 1836 году на окраине села Капуловка Никопольского района.

Посмертные скитания

Могила Ивана Сирко пострадала еще в 1709 году во время разорения Чертомлыцкой Сечи. Но местные жители уберегли ее, и семьи казаков присматривали за могилой атамана из поколения в поколение.
В ноябре 1967 года, когда берег, на котором находилась могила кошевого атамана, подмыли волны Каховского водохранилища, останки атамана перезахоронили. Но перед этим при очень странных обстоятельствах череп атамана изъяли из могилы…

Поскольку во второй раз Ивана Сирко хоронили торжественно, при большом стечении народа, предать его земле обезглавленным было невозможно. Выход нашли самый простой — в гроб положили другой череп, обнаруженный при раскопках того же кургана.

А череп атамана для изготовления скульптурного портрета отправили в Москву, в знаменитую мастерскую антрополога М. Герасимова, с целью проведения антропологической реконструкции внешности Ивана Сирко.

После этого череп Сирко почти четверть века оставался в Москве. Вернули его лишь в 1990 году, перед празднованием 500-летия украинского казачества. Но и на этом мытарства не закончились. После празднования юбилея череп Ивана Сирко попал… в сейф начальника местного отдела культуры, где он пролежал еще семь лет, пока его не передали в Днепропетровский исторический музей.

Летом 2000 года, после многочисленных обращений историков, было принято решение о дозахоронении черепа атамана Ивана Сирко вместе с другими останками в кургане Баба-могила. И через 320 лет после смерти знаменитый атаман наконец-то обрел мир и покой.