Основные принципы земельного законодательства. Основные принципы земельного права Основополагающие положения земельного законодательства закрепляются


Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 1 ЗК РФ

Статья 1 ЗК РФ. Основные принципы земельного законодательства (действующая редакция)

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 1 ЗК РФ

1. В Конституции Российской Федерации (ст. 9) провозглашено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому при регулировании земельных отношений учитывается, как указано в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, прежде всего то, что земля служит основой жизни и деятельности общества. В процессе хозяйственного использования земли она признается как важнейшая охраняемая часть природы и природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Исходя из этого Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, руководствуясь названными положениями, устанавливают нормы и требования рационального использования и охраны земель, учитывающие ее особенности как природного объекта, составной части природы и природного ресурса - объекта хозяйствования. Конкретно предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, Земельный кодекс формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (подп. 3 п. 1 ст. 40), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (ч. 1 ст. 42), чтобы проводились комплексные мероприятия по охране земель и других природных объектов (ч. 3 ст. 42).

Названный в п. 1 принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась не только как природный ресурс, но и как недвижимое имущество. Однако из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений. Так, не все нормы гражданского законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) о недвижимом имуществе могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю, поскольку объектами права частной, государственной и муниципальной собственности могут быть те земельные участки, соответствующий правовой режим которых определен в земельном законодательстве.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества означает, что свободное использование земли как имущественной ценности, приносящей доход, не должно наносить ущерба окружающей среде.

Принцип приоритета охраны земли имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Следовательно, каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

Принцип под номером 2 согласуется с положением ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Этот принцип конкретизирован в ст. 42 ЗК РФ, устанавливающей, в частности, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также должны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека означает, что в процессе деятельности по использованию и охране земель должны приниматься такие решения и осуществляться такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение здоровья и жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Соблюдение названного принципа - показатель гуманности и цивилизованности общества, использующего в своей хозяйственной и иной деятельности окружающие природные объекты. Этот принцип логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает не необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся большими.

Основные принципы земельного законодательства

Комментарий к статье 1 ЗК РФ:

1. Термин "принцип" в переводе с латинского означает "основа". Принципы, перечисленные в ст. 1 ЗК, - это основополагающие правовые идеи, на базе которых должна формироваться вся нормотворческая деятельность в области земельного законодательства. Общие отраслевые принципы земельного законодательства, установленные в данной статье, основываются на общеправовых принципах, закрепленных Конституцией, и основных началах гражданского законодательства, дополняя и уточняя их (см. ст. 1 ГК РФ).

Как и любой другой институт, правовое регулирование земельных отношений нуждается в общих принципиальных подходах формирования нормативных правовых актов, выражающих взгляды законодателя на характер и содержание современных земельных отношений, т.е. основные направления земельной политики государства. Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество вне зависимости от субъекта его издания.

Сложность регулирования отношений по использованию и охране земли заключается именно в ее двойственном характере: 1) земля - важнейшая составная часть природы, являющейся основой жизни и деятельности людей, поэтому любые действия с землей не могут осуществляться с нарушением прав и интересов проживающих на ней граждан (см. ст. 9 Конституции); 2) земля - один из объектов гражданских прав, т.е. имущество, которое участвует в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других прав, если не установлены исключения (см. ст. ст. 128 , 261 ГК).

Подпункт 1 п. 1 закрепляет принцип приоритетности охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости и требует, чтобы правовое регулирование использования и охраны земли и природных ресурсов осуществлялось с учетом значимости их как основы жизни и деятельности.

Подпунктом 2 п. 1 конституционные принципы осуществления собственниками и другими правообладателями земли свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами уточняются тем, что реализация указанных прав возможна при условии исключения нанесения ущерба окружающей природе и земле как части ее.

Подпункт 3 п. 1 развивает конституционный принцип права каждого гражданина на охрану здоровья (см. ст. 41 ЗК; ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318). Этот пункт устанавливает принцип приоритетности охраны жизни и здоровья человека при реализации прав в сфере землепользования и охраны земли всеми субъектами земельных отношений, так как прежде всего земля является территорией проживания людей.

Подпункт 4 п. 1 устанавливает принцип доступности для граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) участия в решении вопросов использования земли любыми субъектами земельных отношений, если реализация прав другими лицами затрагивает их интересы (например, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд). Это нашло свое воплощение в различных нормах ЗК (см. ст. ст. 23, 31 и др.). Обеспечивается этот доступ органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые выясняют мнение граждан через собрания, сходы граждан, местные референдумы и др.

До установления частной собственности на землю в России существовал принцип следования земли за домом, поскольку земля могла быть только в собственности государства. В настоящее время приоритет отдан земле, и поэтому в подп. 5 п. 1 установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, т.е. объекты (здания, сооружения) на земле следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подробнее см. комментарий к ст. ст. 35, ; ст. ст. 552 , 652 ГК). Это одна из сложных проблем, поскольку и земельный участок, и возведенные на нем строения имеют один статус - недвижимость. Однако целевое назначение земельного участка определяет и вид возводимого строения, а изменение его влечет изменение характера использования и недвижимого имущества.

Принцип платности землепользования, установленный подп. 7 п. 1, выражается в определении платежей в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки (см. комментарий к ст. 65). Исключением из этого правила является предоставление льгот по земельным платежам, которые могут вводиться федеральными законами и законами субъектов РФ, а субъектный состав и размер льгот - определяться в зависимости от возможностей бюджета.

Так, например, распоряжением губернатора Московской области от 22.07.2006 N 448-РГ создана рабочая группа по упорядочению взимания земельного налога и рекомендовано муниципальным образованиям устанавливать ставки земельного налога дифференцированно по категориям земель и видам разрешенного использования, поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли возможен лишь по истечении трех лет. Представительные органы муниципальных образований могут предоставлять дополнительные льготы по уплате земельного налога категориям граждан, перечисленным в п. 5 ст. 391 НК РФ , а также расширять этот перечень в зависимости от возможностей бюджета.

Следующим отраслевым принципом регулирования земельных отношений, установленным подп. 8 п. 1 ст. 1, является деление земель по целевому назначению на категории. Для каждой категории земель существует свой правовой режим, закрепленный ЗК (см. комментарий к ст. ст. 7, 8, 77 - 103 ЗК). Это означает, что вся правовая регламентация владения, пользования и распоряжения землями, установление охранных зон ориентированы на конкретные категории земель, перечень которых является закрытым и может быть установлен только ЗК.

Подпункт 9 п. 1 устанавливает принцип разграничения собственности на землю на федеральную, собственность субъектов и собственность муниципальных органов, что позволяет более оперативно управлять и распоряжаться землями, находящимися в публичной собственности, что закреплено в нормах ст. ст. 16 - 19, 29 ЗК.

Принцип дифференцированного подхода (подп. 10 п. 1) означает необходимость учета природных, социальных, экономических и иных факторов при определении правового режима земель, отнесении их к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с территориальным зонированием.

Принцип сочетания интересов общества и граждан, установленный подп. 11 п. 1, означает, что правовая регламентация реализации прав на землю должна основываться на взаимном интересе всех субъектов земельных правоотношений, находить воплощение в нормах земельного законодательства, регулирующих использование земельных участков правообладателями, и определять ограничения и требования, направленные на защиту и обеспечение интересов всего общества.

2. Пункт 2 комментируемой статьи констатирует, что перечень основных принципов земельного законодательства, установленный в п. 1 данной статьи, не является исчерпывающим и может дополняться.

Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений. Принципы земельного права содержатся:

· в Конституции РФ (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, закреплено и гарантировано право граждан иметь в частной собственности землю (ч. 2 ст. 9 ч. 1 ст. 36);

· в декларациях нормативно-правовых актов (провозглашен принцип равноправия всех форм земельной собственности и форм хозяйствования на земле);

· в конкретных нормах земельного права (ЗК РФ закрепляет принципы приоритета земель с/х назначения по сравнению с другими категориями земель, целевого использования земель, при постоянном (бессрочном) пользовании создает предпосылки для устойчивости прав на землю и т.д.);

· в текстуальном смысле действующего законодательства (нормы ЗК РФ, определяют приоритет экологических интересов общества над экономическими, задачи землеустройства подчинены созданию благоприятной окружающей среды и улучшению природных ландшафтов).

Принципы земельного права характеризуются следующими признаками:

Они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить «рядовые» нормы земельного права;

Система принципов земельного права является схемой земельного права;

Иерархичность - одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным (принцип обеспечения благоприятной окружающей среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель);

Система принципов динамична: по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые.

В ст. 1 нового ЗК РФ и других нормах земельного законодательства сформулированы основные принципы.

В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

2.Общеправовые принципы земельного права

Принципы земельного права как отрасли права представляют собой «микросхему» данной отрасли, отражают систему земельного права. К общеправовым (конституционным) принципам относятся:

· признание, соблюдение и зашита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);

· юридическое равенство граждан в получении (приобретении) прав на землю (доступа к земле);

· принцип свободного выбора гражданами прав на землю и обязанности государства, органов местного самоуправления по обеспечению земельных прав граждан объединений;

· принцип гуманизма;

· принцип законности в земельных отношениях;

· принцип интернационализма, имеющий международную и национальную стороны;

· принцип стимулирования рационального использования земли ее пользователями;

· принцип субъективного вменения, т.е. применение земельно-правовой ответственности за виновные земельные правонарушения, др.

3.Отраслевые принципы земельного права

Отраслевые принципы земельного права, в свою очередь, подразделяются на принципы общей части и принципы особенной части. Статья первая Земельного кодекса формулирует следующие основные принципы.

1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:

Как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

Одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2) Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

3) Приоритет охраны жизни и здоровья человека. Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использованием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Но если соблюдение первых двух принципов косвенно содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения названного принципа служит обращенная ко всем землепользователям обязанность нести необходимые затраты для достижения целей данного принципа, даже если эти затраты окажутся существенными.

4) Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель. В свою очередь, публичные органы обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

5) Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

6) Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7) Платность использования земли. Любое использование земли в России осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Более подробно данный принцип будет рассмотрен в главе, посвященной экономическому механизму регулирования земельных правоотношений.

8) Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

9) Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

10) Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Данный принцип предусматривает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

11) Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

Перечень принципов, содержащихся в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в иных статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ. В качестве примера иных принципов можно привести:

Принцип сохранения целевого использования земельных участков;

Принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

Принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации: - Айрис-Пресс; 2010 г., 64 стр.

2.Земельный кодекс Российской Федерации / Редактор: Т. Дегтярева: - Эксмо; 2013 г., 96 стр.

3.Боголюбов С. А. Земельное право: - Юрайт; 2013 г., 384 стр.

4.Боголюбов С. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный): - Проспект; 2013 г., 656 стр.

5.Ерофеев Б. В. Земельное право России: - Юрайт; 2013 г., 688 стр.

6.Потапова А. А. Земельное право. Конспект лекций: - Проспект; 2013 г., 96 стр.

В основе структуры земельного права лежат основополагающие понятия, которые и составляют принципы земельного права и земельного законодательства. В свою очередь они подразделяются на общеправовые принципы и отраслевые принципы.

Общеправовыми принципами, в частности, являются: законность, справедливость, юридическое равенство, социальной свободы, гражданского долга, ответственности за вину, единства прав и обязанностей и др.

К отраслевым принципам земельного права и земельного законодательства относятся:

1) значение земли как основы жизни и деятельности человека;

2) охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Этот принцип обусловливает основные положения владения, пользования и распоряжения земельными участками;

3) охрана жизни и здоровья человека;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность участия в порядке и формах, предусмотренных земельным законодательством;

5) единство юридической судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. Выделяются следующие особые группы земель: ценные земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда, занятые лесами первой группы; земли особо охраняемых природных территорий и объектов; земли, занятые объектами культурного наследия, и другие особо ценные земли;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на определенные категории. Из него следует, что правовой режим земель должен определяться только исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации;

9) разграничение государственной собственности на землю. Все земли, которые находятся в государственной собственности, подразделяются на следующие виды: собственность РФ; собственность субъектов РФ; собственность муниципальных образований РФ;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель. При определении правового режима земель определенной категории должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Правовое регулирование использования и охраны земель должно осуществляться в интересах всего общества в целом и гарантировать обеспечение прав каждого отдельно взятого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Значительным изменениям подвергся отраслевой принцип земельного права - принцип собственности на землю. Вместо принципа единой государственной собственности на землю утвердился принцип множественности различных форм собственности.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ ЗК РФ различают частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Нынешнее законодательство исходит из множественности форм пользования землей: постоянное (бессрочное) пользование землей, пожизненное наследуемое владение земельным участком, ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут), аренда и безвозмездное срочное пользование земельным участком.

Это сопровождается установлением таких принципов, как право самостоятельно хозяйствовать на земле; равенство всех субъектов, которые осуществляют использование земли; судебная защита прав на земельный участок; возмещение вреда, причиненного нарушением требований земельного законодательства, и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и муниципальных нужд.

Изучение принципов, лежащих в основе регулирования земельных отношений, имеет огромное теоретическое и практическое значение. Знание принципов позволяет раскрыть сущность земельного права и применить на практике отдельные положения земельного законодательства в соответствии с их истинным содержанием и смыслом. «Будучи своего рода сгустками правовой материи, - писал С.С. Алексеев, - они (принципы. - Е.Б.) как бы направляют функционирование права, определяют линию судебной и юридической практики, помогают установить пробелы в праве, необходимость отмены устаревших и принятия новых юридических норм» .

Земельное право основывается на общеправовых, межотраслевых принципах, которые присущи и иным отраслям российской правовой системы, и на отраслевых принципах, свойственных только земельному праву в силу специфики регулируемых им общественных отношений. В рамках отдельных институтов земельного права могут быть выделены и свои принципы - принципы правовых институтов.

Принципы земельного права - это объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие, руководящие положения, отражающие сущность земельного права. Принципы земельного права не являются «застывшими», они претерпели значительные изменения в связи с преобразованиями земельного строя России и соответствующими изменениями норм земельного законодательства.

Впервые основные принципы земельного законодательства были сформулированы в ст. 1 ЗК РФ, где также предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства. В то же время принципы земельного права могут быть как прямо сформулированы в правовых нормах, так и следовать из общего смысла норм.

Исходя из того что принципы права являются объективно обусловленными началами, в соответствии с которыми строится система права и которые характеризуют основные свойства и единство правовых норм, составляющих отрасль права, можно выделить следующие основные принципы земельного права.

Принцип учета при регулировании земельных отношений много - аспектности земли (или комплексного подхода к земле как многоаспектному явлению). Нормы земельного права, имеющие частно-публичный характер, направлены на обеспечение регулирования отношений, прежде всего в области использования земли, с учетом того, что земля - это не только объект недвижимости, но и природный ресурс. Охрана земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве имеет приоритет перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, поэтому владение, пользование и распоряжение осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Из данного положения вытекают и два других принципа земельного права.

Принцип целевого использования земельных участков. Участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которым собственники, землевладельцы, землепользователи обязаны их использовать. Целевое назначение отражается в правоустанавливающих документах на земельные участки и не может быть самовольно изменено собственниками, землевладельцами, землепользователями. Неиспользование земельного участка в соответствии с его назначением или использование участка не по назначению влечет за собой применение мер ответственности.

Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории земель и не зависит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка. В общем виде рациональное использование земли можно определить как достижение максимального эффекта от использования земли (качественного и (или) количественного характера) с минимальными затратами и с соблюдением всех установленных требований по ее охране.

Причем не только собственники, землевладельцы, землепользователи обязаны рационально использовать свои земельные участки, но и государственные, муниципальные органы, осуществляющие управленческие функции, должны соблюдать это требование. Так, при предоставлении (изъятии и предоставлении) земельных участков они обязаны учитывать многие факторы: обоснованность размера выделяемого участка, местоположение будущего объекта;

необходимость сохранения ценных сельскохозяйственных угодий и снятия плодородного слоя земли и др. Обеспечению рационального использования служат и проводимые в рамках землеустройства упорядочение существующего землепользования, устранение чересполосицы и других неудобств в расположении земельных массивов.

Данный принцип в качестве основной идеи пронизывает все земельное законодательство и находит свое подтверждение и в нормативных актах ряда иных отраслей российского законодательства: гражданского, экологического, административного и др.

Принцип сочетания частных и публичных интересов. В соответствии с ним правовое регулирование использования и охраны земель, управления ими осуществляется в интересах всего общества в целом, при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан определяет и закрепление в законодательстве приоритета охраны жизни и здоровья человека, в соответствии с которым при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.

Принцип управления в сфере использования и охраны земель независимо от формы собственности. Управление в сфере использования и охраны земель осуществляется в отношении всех категорий земель и независимо от того, используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства. Последовательное применение в регулировании земельных отношений указанного принципа позволяет создать условия для рационального использования и охраны земель.

Принцип приоритета особо ценных и особо охраняемых земель. Согласно этому принципу изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Принцип приоритета интересов народов, проживающих на соответствующей территории. Этот принцип нашел закрепление в ряде норм земельного законодательства, а также в ст. 9 Конституции РФ, в соответствии с которой земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Например, о возможности или предстоящем предоставлении земель для строительства объектов, деятельность которых затрагивает интересы населения, местная администрация должна информировать население. ЗК РФ предусматривает возможность проведения сходов, референдумов граждан при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами.

Принцип платности использования земель. В советский период, когда землепользование в стране провозглашалось бесплатным (до 1991 г.), были сторонники введения платного характера использования земельных ресурсов (Ю.Г. Жариков, Н.Н. Веденин, С.Н. Кравченко, Н.Т. Осипов, Я.Я. Сраутманис, В.П. Шкредов и др.). Они обосновывали свою позицию тем, что введение платы будет способствовать более рациональному использованию земель и повышению их качества. Эти доводы в конечном счете послужили обоснованием одного из направлений земельной реформы РФ: установление платы за пользование земельными ресурсами.

Платный характер использования земель выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог или арендную плату. Исключения из этого принципа могут быть установлены только федеральными законами или законами субъектов РФ.

  • Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 90.
  • Следует подчеркнуть, что приведенный перечень принципов земельного права неявляется исчерпывающим, но позволяет раскрыть сущность земельного права.