Подготовка к творческому конкурсу на журналистику. Как подготовиться к поступлению на журналистику или медиакоммуникации Творческий конкурс для поступления на дизайнера


Бремя дополнительных вступительных испытаний ляжет на плечи всех желающих связать свою жизнь с журналистикой. Творческий конкурс и ЕГЭ представляются двумя зайцами, погоня за которыми осложняется их количеством. Разумеется, учителя тянут одеяло на единый государственный, оно и верно, ведь без необходимой суммы баллов до следующего этапа просто не добраться. Приходится брать инициативу в свои руки и самостоятельно готовиться к вступительным испытаниям, которые нередко начинаются сразу же после экзаменов в школе. Времени катастрофически мало, силы на исходе, нервное напряжение сбивает с толку, и, несмотря на это, нужно готовиться к очередным контрольным мерам, что на сей раз определят ход важного и, тем не менее, веселого периода в жизни каждого из нас – студенческой поры. Чтобы определить верное направление подготовки и не тратить времени даром, лучше обратиться к опыту тех студентов, которые успешно прошли отбор. Поэтому первая журналистская задача, которую предстоит выполнить абитуриенту, это найти сообщества выбранных вузов в социальных сетях и связаться с несколькими студентами. Отобрать нужно, по возможности, разных людей и спросить не столько о придирчивости преподавателей или степени «халявности» получения зачетов, сколько о житейских мелочах, исподволь выясняя, что происходит в институте на самом деле. Многие студенты боятся подвоха и не говорят каких-то совсем уж негативных подробностей, боясь, что эта переписка всплывет где-нибудь у ректора или методиста. Нередко в вузе создается такая враждебная атмосфера, которая точно не способствует благотворному влиянию просвещения. В этом случае подавляющее число отзывов об институте – подделка, поэтому не стоит доверять обильным восторженным излияниям в сети. Такой метод рекламы часто используется учебными заведениями. Но, к сожалению, хороший пиар-отдел – не гарант высокого качества образовательных услуг. Скорее, избыточные и недешевые старания говорят о том, что цена учебы с каждым годом будет существенно повышаться, иначе, на какие средства проводить рекламную кампанию?

Как правило, творческий конкурс состоит из двух этапов: устный и письменный. Сначала абитуриент пишет эссе на предложенную тему, и, если набирает нужное количество баллов, приглашается на собеседование. Подобные меры есть в каждом вузе, будь то коммерческий или государственный институт. Поскольку профессия предполагает наличие маломальских способностей, своеобразные жюри будут проверять работы не только на грамотность, логичность изложения и степень раскрытия темы, но и на оригинальность, креативность и уровень владения родным языком. Если в тексте будет правильная, красиво написанная и полностью раскрытая шаблонная чушь, вряд ли удастся пройти отбор. Он строг не сам по себе, дело в том, что журфак вошел в моду, и с каждым годом все больше желающих на него поступить. Кроме того, демографическая яма 90-х уступает поколению материнского капитала: абитуриентов становится немыслимое количество. Это означает, что работа должна быть не только грамотной, но и выдающейся, запоминающейся, ценной. Мы провели опрос среди студентов журналистского направления из столичных вузов и сформировали рейтинг советов, с помощью которых они в свое время прошли творческий конкурс.

  1. Подготовительные курсы при институте. Если вы не стеснены в средствах, лучше не поскупиться на курсы, организованные при институте. Преимуществ много: знакомство с преподавателями и внутренним распорядком учреждения, уверенность в своих силах, исключительная осведомленность и кое-какие бонусы (в спорной ситуации возьмут «своего», а не незнакомого абитуриента). Как правило, на курсах учат писать то, что нужно и как нужно, чтобы пройти отбор. Также завязываются первые полезные знакомства с будущими коллегами и лекторами. Психологически в знакомом месте будет легче сосредоточиться и написать достойную работу или побеседовать с преподавателем, которого вы уже видели (а не с незнакомцем). Может, исключительных знаний на курсах и не дадут, зато их посещение в разы облегчит поступление и в какой-то степени даже гарантирует его. Из минусов можно упомянуть финансовые и временные затраты, поэтому уж если вы беретесь за это, то ходить надо регулярно и стараться взять максимально много из того, что предлагается. Нередко абитуриенту удается засветиться еще на курсах, и преподаватели сами помогают ему поступить.
  2. Репетиторы. Случается, что преподаватели, аспиранты или школьные учителя подрабатывают частными уроками. Результат в этом случае зависит от квалификации педагога и от готовности ученика, конечно же. Но если уж тратить деньги, то лучше на курсы, где все официально и открыто делается. Потом можно сколько угодно винить преподавателя, а ведь он мог просто не знать новых требований. Если же групповые занятия для вас малоэффективны, то репетитор – идеальный вариант. Все его внимание будет направлено на вас, и отсидеться за чьей-то спиной уже не получится. В любом случае, занятия с преподавателем помогут систематизировать подготовку и улучшить ее качество.
  3. Чтение тематических учебных материалов. В этот обширный перечень входят книги из школьной программы, учебные пособия типа «100 сочинений» и различные журналистские публикации. Регулярное чтение интеллектуальной художественной и публицистической литературы расширяет кругозор, способствует формированию собственного стиля письма и обогащает лексикон. Начитанного человека сразу слышно на собеседовании: знания вселяют в него уверенность, а способность размышлять и формулировать мысли делает его интересным рассказчиком. Это наиболее приятный и довольно эффективный метод подготовки, но если у вас проблемы с дисциплиной и нет сил методично заниматься саморазвитием, данный пункт лишь дополнит вашу работу, а не станет ее основой.
  4. Тренировочные сочинения и собеседования. Некоторые студенты в ответах сетовали на свои расшатанные нервы и признавались, что устраивали дома настоящие репетиции творческого конкурса. Они садились и писали эссе, а потом проходили своеобразное собеседование, поясняя и комментируя написанное друзьям или родственникам. Так они успокаивались и приходили на вступительные экзамены с ощущением подготовленности и знаниями, которые закрепили на практике.
  5. Шпаргалки и мобильный интернет. Конечно же, самый легкий способ, но его эффективность внушает сомнение: кому-то повезло, кому-то нет. Никто не призывает оставить телефон дома, это не ЕГЭ и камер нет. Однако списывание – дополнительное нервное напряжение. Пока отыщется нужна информация, пока уляжется в голове и на бумаге, пройдет достаточно времени, чтобы остались считанные минуты на проверку. Ошибки, вызванные спешкой, существенно «ограбят» работу, балл снизится. Если же говорить о собеседовании, то вариант с «загугливанием» вообще не пройдет. Хотя всегда можно положиться на удачу… Но хорошего результата никто не гарантирует.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Секретами подготовки к творческим экзаменам делятся те, кто успешно их сдал - ученики направлений «Актерское мастерство», «Градостроительство», «Графический дизайн», «Художник-мультипликатор» и «Журналистика», «Продюсер», «Кинооператор», «Звукорежиссер», «Актер».

Кирилл Семенихин. СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук, Актерское мастерство

ЧТО СДАВАТЬ?

Творческий конкурс состоит из трех туров и собеседования. За каждый тур максимальное количество баллов 100.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

За три недели до экзаменов я начал готовить репертуар. Ежедневно тренировался, рассказывал басни, стихи, пел песни друзьям...

Экзамены принимали все мастера курса: педагоги по сценической речи, сценическому движению, вокалу.

Самым трепетным было собеседование после вступительных экзаменов. Меня просили рассказать о семье, о любимых книгах, авторах… Особенно приятно было услышать в конце: «Спасибо, мы ждем вас 31 августа».

К театру нужно готовиться всю жизнь. А к экзаменам… Даже не знаю. Волнуетесь? Это нормально, вот бы мне самому узнать секрет, как не нервничать.

Ксения Колчанова. СПбГАСУ, Архитектурный факультет, направление градостроительство

ЧТО СДАВАТЬ?

При поступлении нужно сдать два вступительных испытания творческой направленности: рисунок фрагмента интерьера и объемную композицию из геометрических тел. Максимальная оценка за каждый экзамен – 100 баллов.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

К поступлению я начала готовиться заранее: ходила в художественную школу на протяжении шести лет, а с 10 класса ездила на курсы в СПбГАСУ. Конечно, с нуля рисовать здесь не научат, но подтянуть знания и понять, что именно от вас ждут на экзамене, помогут. В подготовке к вступительным нет единой формулы, которая будет работать для всех. Главное – внимательно читать задание и работать.

Экзаменаторы – приятные люди, которые понимают, что вы нервничаете, и всячески пытаются создать дружескую атмосферу. А вам нужно просто понять, что вам интересно, чем бы вы хотели заниматься и что вас вдохновляет.

Юлия Попова. СПбГУПТД, «Графический дизайн в арт-пространстве»

ЧТО СДАВАТЬ?

Рисунок, живопись и композиция, тестирование по истории искусств. Максимум - 100 баллов. Для допуска необходимо предоставить приемной комиссии папку с лучшими работами на предварительном просмотре (рисунок, живопись, композиция – около пяти работ по каждой дисциплине).

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Уровень подготовки казался мне достаточным: за спиной были пять лет художественного образования и ещё несколько - в детской изостудии. У уверенного в своих силах человека все должно получиться без помощи олимпиад и различных платных курсов. Важно понимать - есть ли необходимость отдавать деньги за то, что ты можешь сделать самостоятельно.

Не подавайте документы только в один вуз. А ещё помните, что после сдачи экзаменов ждет долгожданный отдых, а сейчас это только небольшое жизненное испытание, которое вы сможете преодолеть.

Анна Власова. СПбГУ, Факультет журналистики

ЧТО СДАВАТЬ?

Вступительный экзамен проходит в один день и состоит из устной и письменной частей, за которые можно получить 40 и 60 баллов соответственно.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Важную роль в собеседовании сыграет то, как вы свяжете вопросы в билете с повесткой дня, поэтому если у вас нет привычки следить за новостями регулярно, то как минимум за месяц до экзамена стоит начать это делать.

Сочинение на творческом конкурсе – это эссе с фактурой. В его основе должны лежать реальные ситуации. Даже такую, казалось бы, общую тему «Мой разговор с президентом» можно раскрыть на личном опыте. Еще один важный момент – научиться писать за 90 минут. Поставьте таймер и тренируйтесь.

Самое важное – словить позитив на экзамене. Не нужно зубрить до последней минуты, ведь то, что вы могли сделать, вы сделали вчера, а перед самим экзаменом лучше успокойтесь, настройтесь на приятное общение с экзаменатором. Не зацикливайтесь на том, что сейчас решится ваша судьба. По-честному, она уже решилась в процессе подготовки.

Анастасия Плешак. СПбГУ, Факультет свободных искусств и наук

ЧТО СДАВАТЬ?

Рисунок, живопись, композиция. Максимальный балл за каждый экзамен – 100.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА

В 10 и 11 классе я ходила на подготовительные курсы. Разница между «до» и «после» была колоссальная, но тут все зависит от вашего стремления к цели. У нас были те, кто хорошо сдал вступительные, готовясь самостоятельно. Но рисковать не стоит - наше направление очень специфично, и требования сильно отличаются от других творческих факультетов.

СОВЕТУЮ! Перед экзаменом меня всегда успокаивает мысль, что я сделала все, что могла, поэтому надо просто выйти и показать все, что умею. Меня мотивируют мысли о том, чего я хочу добиться. Без четких целей я бы вряд ли что-то смогла.

Кристина Миронова, Школа-студия МХАТ, Продюсерский факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

Помимо результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе продюсерам нужно пройти два конкурса: устный и письменный. Если не прошёл первый, то не попадёшь на второй.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Я поступила в школу-студию с третьего раза, поэтому не могу сказать, что этот опыт успешный. Чтобы пройти творческие конкурсы, для первого экзамена мне необходимо было научиться правильно говорить, выражать собственное мнение на разного рода вещи и не подавлять в себе волнение, а просто выдохнуть и настроиться на простой разговор с интересными людьми. Еще большую роль сыграло то, насколько я разбираюсь в современном театральном процессе и в искусстве в целом.

Всем задают совершенно разные вопросы и, мне кажется, комиссия сразу видит абитуриента насквозь и спрашивает то, на что он способен ответить. Стоит только поймать эту волну в общении.

Хочется посоветовать абитуриенту искренне любить театр, осознавать, что это очень сложный механизм, частью которого вы хотите стать. Читайте книги, ходите по театрам, выставкам, знайте значимые в театральной сфере имена, не забывайте об истории театра и смотрите на все глубже. И очень важно иметь в себе внутреннюю мужественность – это полезное качество для будущего продюсера.

Полина Набока, ВГИК, Кинооператорский факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

Чтобы поступить на кинооператорский факультет, необходимо пройти несколько туров. Сначала подаешь комплект документов. Если получаешь по нему проходной балл, то проходишь дальше, и идет восьмичасовая съемка – четыре часа в павильоне, четыре часа в натуре. Затем сдаешь физику и далее – собеседование с мастерами.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Мой секрет успеха – вера в чудо.

Советую максимально быть уверенным в том, чем ты занимаешься. Верить в это и любить, не видеть собственной жизни без этого. Только, когда это все есть, можно поступать в профильный вуз.

Анна Филатова, ВГИК, Факультет звукорежиссуры

ЧТО СДАВАТЬ?

Вступительные испытания состоят из трех туров. Сначала представляется режиссерский сценарий, который выполняется дома. Во второй части первого тура выполняешь задание по просмотренному фильму.

Второй тур – физика и техническое тестирование, направленное на определение наличия музыкального слуха, слуховой памяти.

Третий тур – музыка и собеседование.

Плюс результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Сложно говорить о количестве баллов – здесь, скорее, рейтинг. Ты либо попадаешь в число счастливчиков, либо нет.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Я посещала подготовительные курсы, чтобы иметь представление о профессии и вступительных испытаниях. Также у меня есть среднее музыкальное образование, опыт работы в музыкальных коллективах – это всегда плюс.

Хорошенько подумать, прежде чем поступать. Зачастую ребята поступают во ВГИК, просто потому что это ВГИК, а потом жалеют о своем решении, потерянном времени и уходят, потому что их фантазии не соответствуют действительности. А на самом деле помимо вечеринок и славы их ждет титанический труд, большое количество техники, физика и потребность в пополнении своих знаний каждый день.

Если человек готов к этому всему, нужно верить в себя. Поступить может каждый.

Тимофей Кошкин, МГУКИ, Театральный факультет

ЧТО СДАВАТЬ?

При поступлении на театральный факультет нужно сдавать три-четыре «экзамена», которые представляют из себя мини-выступления перед будущими сокурсниками и мастерами курса – «комиссией». Я прошел три тура: читал стихи, басни и пел песни. Было весело.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Мой секрет успеха в том, что мама и папа – бывшие актеры.

Верить в собственные силы и расслабиться.

Мои глаза – объективы камер, мои уши – микрофоны. Я изливаю мысли на бумагу, и ровные строчки-события отражаются в изумленных глазах читателя. «Как? Неужели? А что дальше?» - спрашивает он завороженным шепотом, тут же получая ответы. Я – не вымысел фантастов, не новое детище кибернетики. Мое имя – Репортер...

Репортеры – «всевидящее око» любой редакции. Благодаря им каждый читатель, слушатель, зритель может побывать везде, поучаствовать во всех мыслимых и немыслимых событиях.

«...И вдруг сэр Джонс, тяжело вздохнув, привстал. Поднятием дрожащей руки он призывает внимание судьи. По залу волнами разошелся гул непонимания.

Хотите что-то добавить? – невозмутимо произнес сэр Велли.

Но что я слышу?!

Я – ... Это сделал!

Сэм Джонс, главный свидетель обвинения, сознался в совершении зловещего преступления – убийства Пита Хенка!..»

Возможно, так выглядел отрывок одного из первых репортажей на заре XIX века. Сегодня репортеры вышли из зала суда, но все же не прекратили делиться с нами главной ценностью нового общества – Информацией. Снова и снова журналисты повторяют волшебную формулу репортера: «Друзья, нам посчастливилось побывать в центре урагана!»

«...В прямом эфире с места событий наш специальный корреспондент...»

Но нет, мне этого мало! Я хочу видеть и чувствовать все, что происходит; быть там и шаг за шагом следовать за героями репортажа, выхватывая броские детали и запоминая ускользающие подробности. Однако даст ли маэстро Гиляровский, король жанра, мне, семнадцатилетнему корру (иначе не скажешь), встать рядом с ним? Но... разве это не я, замирающий от ужаса, прислушивающийся к тревожной «песне подземелья»? «Репортер и читатель» – единое целое, гениальная система получения и потребления информации. Становясь частью этой цепочки, журналист впитывает в себя особенности жанра и с гордостью несет имя «Репортер», словно вечное знамя свободы. Свободы мнений, знаний и совести. Причем совесть подозрительно относится к мнениям, а мнения маскируются под знания, но часто бывают с ними полностью противоположными. Поэтому репортер дает читателю, слушателю, зрителю клятву, говоря: «Я – свидетель! Я подтверждаю!»

Для меня символом Репортерской чести навсегда останется рассказ «Репортаж до последней минуты». Это произведение о малоизвестном астронавте, памятник которому установлен на аллее космических героев. Он первым высадился на тело кометы и собрал образцы материи, необходимые для объяснения загадки возникновения жизни на Земле. Но в последнюю минуту «хрупкая твердыня» не выдержала и раскололась, а Андрей Белых, так звали героя, полетел в сторону солнца. Несмотря на жар и страх, голос отважного космонавта затих только тогда, когда начала плавиться аппаратура. Огромные протуберанцы вырывались из огненного сердца галактики, солнечный ветер обжигал скафандр, но репортаж не был прерван ни на минуту!

Таков он – «герой моего рассказа». Репортер, сумевший простыми словами передать чувства падающей звезды.

Творчеством не занимаются – им живут!

Сегодня до того свободное время, что в какую сторону голову ни поверни – всюду творческие люди. Вон их как много! Море, почти океан. Включишь телевизор, а там... творческая личность на личности сидит. Эстрада: все «поют» (вы понимаете, о чём я), пляшут... Творчество!.. Распиаренные телешоу: опять же «поют», развивают вокальные данные, любовь строят. А как же? Тут без творческого подхода – ни-ни.

Творчество. Творчество! Творчество? Творчество!! Уже практически невозможно за всей этой пылью, грязью (а там ведь микробы! Осторожней...) разглядеть истинных творцов. Они не заявляют на каждом шагу каждому репортёру или интервьюеру, что являются творческими людьми. Им не нужно и тех «отведённых», «отмеренных» пятнадцати минут славы. Они просто занимаются тем, к чему лежит душа, что доставляет удовольствие им и окружающим, пусть даже эти окружающие – лишь родственники и близкие друзья. В этом их отличие от псевдотворцов, которые в очередной раз «набросили маски», и которые пытаются перекричать своих «сородичей», возглашая «Я творческий...» Но так и не могут переорать друг друга. Дай-то Бог, чтобы это поскорее произошло. Надоест играть в «творческий – нетворческий», найдут другую модную забаву. Прошли же времена «креативных», «одиозных» и их антиподов, потихоньку сходит на нет деление на атеистов и верующих.

Как-то, когда я был ещё совсем маленьким, мы с отцом поехали на охоту в Топчихинский район. Ночевали у знакомых. Меня поразило, что на стенах висели картины с загадочными изображениями русалок. Они были тёмно-зелёного, болотного цвета, с белокурыми волосами, как и положено, с плавниками. Автор этих картин – дочь хозяина. Своим детским чутьём я понял, что это добрый человек с собственным миром, населяют который прекрасные русалки, и сразу же проникся к ней доверием. К сожалению, будучи уже пятнадцатилетним юношей, я узнал от родителей не совсем приятные вещи об «авторе русалок».

Или такой интересный народ, как бразильцы. Они творят в футболе. Мальчишки готовы сутками напролёт гонять на улице мяч. И когда вырастают, эта любовь к футболу никуда не пропадает. Футбол у бразильцев в крови, они этим живут. Творчество? Творчество. Даром, что числятся пентакампионами, то есть пятикратными чемпионами мира.

Не нужно стремиться быть творческим человеком, «жизнь положить» за футбо

| Марина Емельяненко | 10328

Кто изведал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют.
А.П. Чехов.

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Творческий конкурс при поступлении в ВУЗ. Что это такое и кто его сдает?

Абитуриентам | Марина Емельяненко | 10328

Многие специальности требуют от абитуриентов прохождения особых испытаний, обусловленных спецификой выбранной профессии. Такие экзамены называются творческий экзамен или творческий конкурс.

Творческий экзамен – это экзамен, который позволяет оценить творческие способности студента к какому-либо виду деятельности. Сдают такие экзамены во многих вузах России. Единого стандарта проведения таких конкурсов не существует. Все задания разрабатываются, как правило, преподавателями вуза, в котором и будет проведен творческий конкурс. Так, будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники – рисуют, актеры – демонстрируют сценические способности.

Времени для подготовки к творческому экзамену у абитуриентов обычно достаточно. Обычно все программы творческих конкурсов вузы оглашают примерно за четыре месяца до начала вступительной кампании. При этом сама программа состоит из пояснительной записки, самого задания и критериев оценки.

Как подготовиться, чтобы успешно сдать творческий конкурс?

Для подготовки к внутреннему конкурсу вуза необходимо сделать следующее:

Заблаговременно отыщите и сохраните у себя программы творческих конкурсов прошлых лет. Ознакомьтесь с ними, обратите внимание на рекомендованную литературу; . Занимайтесь дополнительно с репетитором, если это позволяют ваши средства. Подготовка не бывает лишней, тем более в творческих испытаниях. В точных науках все более четко, а творчество – вещь непредсказуемая;

Если в выбранном вузе предусмотрены подготовительные курсы, посещать их нужно непременно. Творческий конкурс обычно разрабатывается работниками вуза. И самую лучшую подготовку вы получите именно у них.

В 2014 году список специальностей, на которые вузы вправе вводить внутренний экзамен значительно расширился. Внутренний экзамен может быть проведен в форме творческого конкурса, собеседования или экзамена. Однако, как правило, используется именно творческий конкурс. Оценивается он по стобалльной шкале, причем в некоторых вузах можно получить за весь конкурс максимально 100 баллов, а в других – каждый промежуточный этап оценивается отдельно, и сумма баллов может составить 200 или 300. В общем и целом, творческий конкурс имеет довольно большое значение в общей сумме баллов абитуриента. Случается даже так, что результаты творческого экзамена оказываются для приемной комиссии важнее, чем результаты ЕГЭ.

На какие специальности необходимо сдавать творческий экзамен?

На самом деле число направлений подготовки, требующих особых знаний довольно велико. Среди основных, на которые может потребоваться сдача дополнительных вступительных испытаний профессиональной или творческой направленности, можно выделить следующие:

Архитектура;

Градостроительство;

Аэронавигация;

Лечебное дело;

Таможенное дело;

Журналистика;

Телевидение;

Медиакоммуникации;

Педагогическое образование;

История искусств;

Теология;

Хореография;

Цирковое искусство;

Актерское искусство;

Вокальное искусство;

Дизайн;

Живопись;

Скульптура;

Режиссура;

Киноведение.

Это лишь часть специальностей с дополнительными требованиями. В общей сложности согласно утвержденному законодательством перечня, таких специальностей около семидесяти. Некоторые из них существуют в этом списке уже очень давно, другие, как, например, педиатрия или педагогика, добавлены в течение нескольких последних лет. Абитуриент, желающий поступить в вуз, в котором среди основных требований – творческий конкурс, должен подходить к подготовке к этому испытанию со всей ответственностью. Вы не знаете, что именно будет вас ждать на таком экзамене, поэтому не пренебрегайте ни одним возможным способом подготовки. Спрашивайте, уточняйте, ищите, читайте – делайте все, чтобы обойти ваших конкурентов. Творческий экзамен непредсказуем. Возможно именно то, что вы считали неподражаемым, не будет оценено по достоинству, так как оценивать вас будут «на месте» живые люди, знающие в этом толк.

Творческий конкурс – реальная возможность беспристрастно оценить свои возможности и способности, выслушать критику и сделать исходя из нее продуктивные выводы.

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОДНОМ ИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (ПИСЬМЕННО) И ТВОРЧЕСКОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ

Цель дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности – выявить у абитуриента личностные способности, знания, умения и навыки, необходимые для овладения профессиональными компетенциями журналиста.

При поступлении на факультет журналистики Томского государственного университета творческие испытания являются обязательными, помимо двух других экзаменов, которые проводятся в форме ЕГЭ (русский язык, литература).

Проверяемые способности, знания, умения и навыки:

  • Творческие интеллектуальные способности;
  • Социальная ориентированность и знание наиболее значимых общественных проблем, освещаемых средствами массовой информации;
  • Широта кругозора и познавательных интересов;
  • Осведомлённость о медиа практиках и коммуникационных технологиях;
  • Рефлексия по поводу мотивов выбора профессии;
  • Предрасположенность к профессии журналиста;
  • Самостоятельность и оригинальность суждений;
  • Навыки устной и письменной коммуникации.

    Структура и содержание творческих испытания

    Дополнительные вступительные испытания состоит из двух экзаменов: творческой работы в одном из журналистских жанров (письменный экзамен) и творческого собеседования по профилю подготовки (устный экзамен). Результаты абитуриента в каждом экзамене оцениваются по 100-балльной шкале.

    Творческая работа

    Письменный экзамен проводится в форме создания самостоятельного произведения на одну из предложенных комиссией тем, написанного в одном из журналистских жанров. Тематика письменной работы определяется темами публикаций в средствах массовой информации. Темы, предлагаемые для написания творческих работ, составляются председателем приемной комиссии каждый год заново в нескольких комплектах и не должны сообщаться абитуриентам до начала экзамена. Предлагаемые темы не связаны с каким-либо отдельным автором или произведением художественной литературы.

    На написание творческой работы отводится три астрономических часа (180 минут) без учета времени, затрачиваемого на подготовку листов бумаги и оглашение тем. Абитуриент не имеет права опаздывать к назначенному времени начала вступительного испытания или использовать на написание сочинения времени больше установленного. Использование каких-либо печатных, электронных и других источников информации справочного или иного характера при написании сочинения не допускается.

    Абитуриентам предлагается не менее десяти тем сочинения на выбор. Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию и стиль, владение журналистским жанром и нормами письменной речи. Объем произведения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

    Собеседование

    Устный экзамен представляет собой творческое собеседование по профилю подготовки. Собеседование проводится индивидуально с каждым абитуриентом. Собеседование предполагает диалог членов приемной комиссии с абитуриентом, в ходе которого задаются дополнительные и уточняющие вопросы. Абитуриента попросят обосновать свои суждения, подкрепить их примерами из общественной жизни и практики современных средств массовой информации и т.п. Основная задача комиссии – выявить мотивированность выбора профессии, полноту представлений о журналистике и медиаотрасли; уровень социальной ориентированности абитуриента. Беседа проводится в свободной форме, вопросы и ответы протоколируются. Комиссия ожидает от абитуриента способности сформулировать и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, быстро реагировать на вопросы экзаменаторов, оценивает волевые качества и креативность.

    По желанию абитуриент может предоставить на собеседование свое творческое портфолио. В него мы рекомендуем включить собственные журналистские публикации, дипломы и сертификаты о профильном обучении и участии в профильных конкурсах, рекомендации от редакций, с которыми сотрудничал абитуриент (в том числе и от школьных изданий), фото- и видеоматериалы, дизайн-работы, а также литературное творчество - словом, все то, что позволит оценить ваши творческие способности, применимые в профессии журналиста.

    Примерные темы для анализа мотивации абитуриента:

    • Самовыражение автора в журналистских текстах;
    • Уровень заработной платы в медиаиндустрии;
    • Миссия журналиста и социальное переустройство.

    Примерные темы для проверки полноты представлений о журналистике и медиаотрасли:

    • Газеты и журналы в России и в регионе;
    • ТВ и радио на федеральном и местном уровне;
    • Онлайн-журналистика и новые медиа.

    Примерные темы для выяснения социальной ориентированности:

    • Текущие политические события в мире;
    • Экономические процессы в стране;
    • Индикаторы социального неблагополучия в регионе и показатели регионального развития.
      1. Журналист: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      2. Журналистика & медиарынок: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      3. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. — 120 с.
      4. Свитич Л.Г. Профессия – журналист. Изд. 3-е. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256 с.
      5. Средства массовой информации России /под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 378 с.

Дополнительная литература о различных особенностях журналистской профессии содержится на сайте факультета журналистики ТГУ.