Структурные подразделения вуза. Как создать структурное подразделение – порядок действий


Структурные подразделения вуза

Если кто-нибудь пользуется славой человека реши­тельного и стойкого, то это вовсе не означает, что ему воспрещается уклоняться, насколько это возмож­ но, от угрожающих ему бедствий и неприятностей, а следовательно, и опасаться, как бы они его не постигли . Напротив, все средства - при условии, что они не бесчестны, -способные оградить нас от бед­ ствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то ее задача состоит главным образом в том, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средств бороться. Вот почему нет телодвижения или при­ема в пользовании окружением во время боя, которые мы сочли бы дурными, лишь бы помогли отразить направленный на нас удар.

Мудрец в понимании перипатетиков не свободен от душевных потрясений, но он умеряет их.

Мишель Монтень. Опыты. Кн. 1, гл. ХП

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА

ФИЛИАЛ ВУ3А

Филиал вуза является обособленным структурным

подразделением, расположенным вне места его нахожде­ния и постоянно осуществляющим все его функции или их часть. Филиал не является юридическим лицом. Отно­шения филиала с головным вузом регулируются учреди­тельными документами.

Ректор головного вуза назначает руководителя фили­ала. С согласия ректора вуза филиал может иметь штамп, бланк и печать со своим наименованием. Деятельность филиала определяется уставом вуза.

В соответствии с Налоговым кодексом филиал не яв­ляется самостоятельным налогоплательщиком, а лишь вы­полняет налоговые обязательства головного вуза.

Положение о филиале утверждается ректором базово­го вуза. Он создается и ликвидируется Министерством об­разования по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления по месту расположения филиала. Организация филиала осуществляется при наличии необ­ходимой учебно-материальной базы, научно-педагогичес­ких работников, информационного и социально-бытового обеспечения образовательного процесса. Решение о созда­нии филиала принимается при наличии социально-эко­номического обоснования проекта создания, функциони­рования и развития филиала; поддержки ученого совета базового вуза; документов, подтверждающих наличие материальной базы.

Филиал наделяется частично или полностью правомо­чиями юридического лица в порядке, предусмотренном

уставом базового вуза. Этим же документом регламенти­руется система управления филиала.

Непосредственное управление филиалом осуществляет руководитель (директор), назначаемый приказом ректора из числа работников, имеющих опыт учебно-методической или научной и организационной работы в вузе. Руководи­тель филиала имеет право по доверенности, выданной рек­тором вуза, представлять филиал в отношениях с органа­ми государственной власти, с физическими и юридическими лицами.

Филиал может иметь в своей структуре факультеты, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научные и исследовательские подразделения. Порядок их создания и ликвидации регламентируется положением о филиале.

Филиал проходит лицензирование самостоятельно. Если в нем реализуется образовательная программа в полном объеме, то также самостоятельно осуществляется аттеста­ция. Государственная аккредитация филиала происходит в составе вуза. Филиал, расположенный на территории иностранного государства, создается и проходит лицензи­рование, аккредитацию и осуществляет свою деятельность в соответствии с международными договорами.

Объем и структура приема студентов на первый курс для обучения в филиале определяется решением ученого совета вуза в рамках контрольных цифр, утверждаемых вузу Министерством образования. Организацию приема для обучения в филиале осуществляет приемная комиссия вуза в порядке, определяемом правилами приема в вуз. Зачис­ление в состав студентов для обучения в филиале осуще­ствляется ректором вуза.

Филиал в установленном порядке предоставляет вузу бухгалтерский отчет об использовании бюджетных и вне­бюджетных средств и другую установленную отчетность.

Учетная политика филиала формируется на основе учетной политики головной организации. Если не все дан­ные по доходам от внебюджетной деятельности учитыва­ются для налогообложения, штрафные санкции возлага­ются на головную организацию.

Решением ученого совета вуза может быть определено отчисление на развитие и обеспечение образовательного про­цесса головной организации от суммы поступлений на рас­четный счет филиала. Отчисления должны производиться

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

регулярно не позднее 25-го числа отчетного периода, чтобы головная организация успела их израсходовать на нужды обеспечения, развития и совершенствования учебного про­цесса в данный отчетный период.

Филиал должен иметь:

Смету расходов по организации учебного процесса на

финансовый год (с учетом роста цен и тарифов, инфля­ции);

Штатное расписание (утвержденное ректором);

Положение о премировании и материальном стимули­ровании сотрудников.

Филиал имеет ИНН головного вуза, ведет бухгалтерский учет на основе бюджетного плана счетов. Принятые в филиале правила оплаты труда опираются на соответству­ющие принципы головной организации.

Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.

Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование

Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.

Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.

Филиалы и дочерние компании не считаются структурными подразделениями организации. Ключевая особенность структурных подразделений заключается именно в том, что они выделяются строго внутри компании, не являются самостоятельными и не могут существовать в отрыве от субъекта хозяйствования в целом.

Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:

  • О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
  • Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
  • Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.

Законодательство не предусматривает и не допускает возможности открывать отдельные банковские счета для отдельных структурных подразделений компании.

Виды структурных подразделений организации

Так как понятие структурных подразделений организации не закреплено в законодательстве, вопросы названия, а также конкретных целей и задач, стоящих перед данными подразделениями, могут иметь различные ответы. Но в большинстве случаев в кадровом делопроизводстве используются устоявшиеся основные названия, что может значительно упростить создание эффективной системы распределения обязанностей и управления персоналом на предприятии. Так, примеры названий структурных подразделений организации вместе с их основными задачами и функциями могут выглядеть следующим образом:


Кроме этого, могут также выделяться и другие виды структурных подразделений в рамках предприятия. Так, для производств часто имеет место разделение на отдельные цеха. Также имеет место и разделение на секторы, участки и группы – данные структурные подразделения определяют конкретные работы и направления работ, равно как и зоны ответственности сотрудников.

Разделение на структурные подразделения на предприятии предполагает, что многие сотрудники одновременно могут включаться в состав различных подразделений и одновременно быть членами нескольких из них. Так, например, строитель-ремонтник может относиться к отделу капитального ремонта, который, в свою очередь, будет входить в хозяйственный департамент предприятия. При этом коллега данного строителя, в аналогичной должности, может работать на первом участке обслуживания с одной бригадой, а сам строитель – на ином участке с иными ответственными лицами.

Как создать структурное подразделение – порядок действий

Работодатель, как упоминалось ранее, самостоятельно принимает решение о внедрении различных структурных подразделений и о регулировании их деятельности. При этом основным документом, на основании которого будет функционировать данная система управления персоналом, является положение о структурном подразделении или иной аналогичный по смыслу внутренний документ. Содержание данного положения не регламентировано, но традиционно включает в себя:

  • Общие сведения о предприятии и о планируемых действиях, целях создания организационных структур.
  • Конкретные сведения о численности работников – как по предприятию в целом, так и по планируемым подразделениям.
  • Задачи и функции создаваемых структурных подразделений.
  • Непосредственное назначение руководства в них или же создание механизмов назначения руководства.
  • Порядок, по которому осуществляется взаимосвязь между различными подразделениями.
  • Определение коллективной ответственности и ответственности руководителей подразделений в рамках организации.
  • Порядок ликвидации, слияния и иных действий, изменяющих структурные подразделения.

Положение о структурном подразделении может создаваться как разово, при внедрении данной системы, так и дополняться впоследствии или приниматься заново при создании дополнительных подразделений. Наиболее удобным будет способ, когда основной документ содержит лишь главные принципы работы системы структурных подразделений, а каждое отдельное подразделение вводится в действие и регулируется в рамках предприятия отдельными .

Основной задачей работодателя при создании структурных подразделений на предприятии, является наиболее точное и четкое указание функций данной структуры. Так, при указании функций, следует обратить внимание на следующие нюансы:

Чтобы избежать самых распространенных ошибок, не лишним будет обратить внимание работодателей и на основные, предъявляемые к структурным подразделениям, требования:

  • Каждое подразделение должно иметь четко обозначенную иерархическую структуру, обеспечивающую субординацию на предприятии.
  • Правовые основания деятельности подразделения должны предоставлять данному подразделению возможность действовать гибко и не фиксироваться в жестких рамках – иначе никакого смысла от разделения труда не будет.
  • Размер подразделений должен соответствовать возможностям руководителя. При этом необходимо понимать, что оптимальным в большинстве случаев является размер структурных подразделений от 5 до 20 человек, но не больше, и не меньше.

РЕФЕРАТ

ПО ТЕМЕ: ВИДЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Выполнили: Аксинович Д.

Юркульская А.

Высшее учебное завидение.

Высшее учебное заведение (сокращенно вуз , в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) - учебное заведение , дающее высшее профессиональноеобразование .

Каждое высшее учебное заведение имеет устав лицензию , которая даёт право на образовательную деятельность.

Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации).

Обучение в вузе , как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное) , вечернее (очно-заочное) , заочное . Наиболее распространены формы обучения - аудиторное обучение и дистанционное

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на четыре типа:

· Федеральный университет - ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования.

· Университет - многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

· Академия - готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство , здравоохранение , искусство и т. п.).

· Институт - занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Структура высших учебных заведений

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад .

Возглавляет высшее учебное заведение ректор , его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры , которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет .

Основные подразделения высших учебных заведений

· Факультет - учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям , повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов .

· Кафедра - подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации .

· Аспирантура и докторантура .

· Подготовительное отделение для абитуриентов .

Высшее учебное заведение (вуз ) - образовательное учреждение , дающее высшее профессиональное образование .

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждый вуз имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию , которая дает право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца , вуз должен быть аккредитован (аккредитация дается вузу, как правило, после аттестации). С 2006 года лицензировать филиалы вузов будут в составе основных вузов. Обучение в вузе , как правило, длится от 4 до 6 лет

Виды и наименования высших учебных заведений

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.
2. Университет - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
3. Академия - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
4. Институт - высшее учебное заведение, которое:
реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.
6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Общегосударственные требования к минимальным срокам хранения документов, порядку составления, ведения и оформления номенклатуры дел устанавливает Государственная архивная служба России на основании данных ей Президентом и Правительством Российской Федерации полномочий.

В номенклатуре дел должны найти отражение все документируемые участки работы организации, в том числе органов и подразделений, действующих на общественных началах (комиссий, советов, общественных отделов и т.д.), а также документы с грифами ограничения доступа к ним; в этом случае номенклатура дел также становится документом ограниченного доступа. В номенклатуру включаются также дела временно действующих органов, документы которых служат правовым основанием для подтверждения полномочий организации или прекращения ее деятельности, например ликвидационной комиссии, а также не законченные делопроизводством дела, которые поступают правопреемникам из других организаций для их продолжения.

В процессе работы организации в течение делопроизводственного года могут возникнуть новые документируемые участки и соответственно - новые комплексы документов, которые также должны быть оперативно включены в номенклатуру дел.

В номенклатуру дел не включаются печатные издания, которые в свою очередь учитываются и хранятся в научно-технических библиотеках, справочно-информационных фондах и других подразделениях.

Номенклатура дел на следующий делопроизводственный год должна составляться в последнем квартале текущего года, согласовываться с экспертной комиссией организации, с Государственной архивной службой в лице ее территориального органа или архивом вышестоящей организации (в зависимости от адреса сдачи документов на постоянное хранение). После согласования номенклатура дел утверждается руководителем организации и приобретает статус нормативного акта.

Утвержденная номенклатура дел организации вводится в действие с 1 января следующего календарного года, если не предусмотрены другие рамки делопроизводственного года.


3. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В НАУЧНО-УЧЕБНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВУЗа

3.1. Факультет как научно-учебное подразделение университета

Факультет - учебно-научное подразделение университета, осуществляющее полный цикл подготовки специалистов по нескольким родственным специальностям. Одновременно факультет проводит преподавание дисциплин своих специальностей на других факультетах. В тесной связи с учебным процессом факультет выполняет фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы в соответствии с профилем подготовки специалистов.

В состав факультета кроме кафедр входят деканат, учебные и научные кабинеты, классы, музеи.

Кафедра - основное учебно-научное подразделение университета. Учебная и научная деятельность кафедры осуществляется в одной или нескольких областях знаний и подчиняется решению главной задачи - подготовке высококвалифицированных специалистов.

Кафедра может иметь учебные и научные лаборатории, филиалы, кабинеты, музеи, мастерские и другие подразделения.

Организует и проводит на современном уровне учебную и учебно-методическую работу, в том числе разрабатывает учебные планы, тематику и программы курсов и семинаров, курсовых и дипломных работ и проектов, устанавливает все формы проведения занятий, соотношение между лекционными, практическими и лабораторными занятиями, распределяет учебные поручения, организует контроль за учебой студентов;

Формирует планы научных исследований, организует их проведение и осуществляет контроль выполнения;

Проводит подготовку специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) через аспирантуру, докторантуру и в порядке соискательства;

Организует и контролирует повышение квалификации и переподготовку преподавателей и сотрудников кафедры;

Предпринимает усилия по увеличению поступлений внебюджетных средств за счет образовательной и научной работы, развития производственной и коммерческой деятельности;

Способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность среди населения;

Вносит на рассмотрение ученого совета факультета (университета) предложения о кандидатурах на замещение должностей, на представление к ученым и почетным званиям;

Осуществляет иную деятельность, предусмотренную настоящим Уставом и действующим законодательством.

Администрация факультета (деканат) - подразделение осуществляющее контроль и организацию деятельности факультета. Непосредственное руководство над ним осуществляет декан. Он контролирует выполнение планов и планирует работу деканата, также самостоятельно определяет численность и квалифицированный состав администрации факультета. Декан несет ответственность за отчетные данные, сведения и различные материалы, подготавливаемые в деканате.

В Уставе университета деканат не выделен как подразделение факультета и следовательно не определены его функции.

3.2. Типы документов, обращающихся на факультете. Подразделения, издающие и использующие их.

Органом управления факультета, организующим делопроизводство, учебный процесс и слаженную работу с различными подразделениями университета, является деканат.

Основной целью работы деканата является организация учебного процесса, с чем связано основное делопроизводство.

В процессе деятельности университета издаются приказы, служебные записки, указания, протоколы и т.п. Они фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности:

Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов РФ, включая субъекты РФ, имеющие наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, органов местного самоуправления;

Предприятий, организаций и их объединений независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Порядок подготовки, согласования и издания приказов, указаний и других организационно-распорядительных документов описаны в Стандарте предприятия СТП 2069131-01-98.

Документы, входящие в систему организационно-распорядительной документации, подразделяются на три группы:

1. Распорядительные (приказы, указания и т.п.);

2. Организационные (положения, инструкции, правила и т.п.);

3. Справочно-информационные (служебные письма, докладные записки, протоколы, акты и т.п.).

Бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации являются полиграфической продукцией, подлежащей учету. На них типографическим способом или нумератором проставляют порядковые номера, а при необходимости и серии этих номеров.

Документами, образующими документооборот факультета являются:

1. Приказ - правовой акт, издаваемый ректором университета в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед университетом.

2. Указание - документ, содержащий требования к выполнению нормативных документов, отражающих приказание оперативного характера.

3. Служебная записка - документ, адресованный в структурное подразделение руководителем другого подразделения, содержащий изложение какого-либо вопроса, выводы, предложения, запросы.

4. Служебное письмо - это обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами. Служебные письма всегда составляются только по одному вопросу.

5. Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты и события.

6. Объяснительная записка - документ, содержащий письменное изложение в оправдание чего-нибудь, признания в чем-нибудь.

7. Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллективных органов (Советов, комиссий и др.).

8. Должностная инструкция - указание, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления и выполнения работ. Должностная инструкция определяет должностные обязанности, ответственность, права, взаимоотношения (связи по должности) сотрудника.

9. Характеристика - это официальный документ, который выдает администрация учреждения, организации, предприятия своему сотруднику в целом ряде ситуаций.

11. Контракт - это один из документов, отражающих условия трудовых взаимоотношений сотрудника с администрацией.

К подразделениям организующим документооборот факультета относятся:

Деканат (издает приказы по студентам, по организационным вопросам, получает приказы из отдела кадров по личному составу, хранит личные карточки студентов, регистрирует документы, подготавливает книги протоколов, сдают документы в архив и т.д.) Подробный список работ деканата указан в приложении № 3;

Кафедры (получают документы, издают их, раздают ведомости на сессию, хранят учебные планы, после заседания кафедры составляются протоколы, планы работы кафедры, сдают документы в архив и т.д.);

Отдел кадров (студенческий и работников ТРТУ) (хранит личные дела, издает приказы по личному составу, регистрирует выдачу дипломов, справок, документов и т.д.);

УУ (направляет в деканат и кафедры документы требующие предоставления отчета, ведет учет контингента студентов, контролирует учебный процесс, издает приказы по замене предметов в учебных планах и т.д.);