Научно исследовательская работа семестре магистр. Научно-исследовательская работа в семестре


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института кибернетики

________________

«___»_____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Научно-исследовательская работа в семестре

НАПРАВЛЕНИЕ ООП 220700 Автоматизация технологических процессов и производств

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) магистр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ План ПРИЕМА 2011 г .

КУРС 1, 2 СЕМЕСТР 1, 2, 3

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 12 (3/3/6) кредитов ECTS

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ зачет

4. ФОРМЫ, МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НИР

Научно-исследовательская работа в семестре выполняется в виде самостоятельной работы магистранта на рабочем месте на кафедре, в библиотеке и в домашних условиях в свободное от учебных занятий время.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (КОМПЕТЕНЦИИ), ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ НИР

В результате выполнения НИР в семестре магистрант должен уметь планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования для целей проектирования, производства и эксплуатации автоматизированных и автоматических средств и систем с использованием новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта, уметь критически оценивать полученные теоретические и экспериментальные данные и делать выводы (Р5).

В процессе выполнения НИР в семестре у магистрантов развиваются следующие компетенции (ПК-1):

демонстрировать знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры;

использовать углубленные теоретические и практические знания в области автоматических и автоматизированных систем;

самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;

использовать углублённые знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности , при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе ,

порождать новые идеи (креативность);

совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень

6. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НИР

Структура НИР по этапам и видам работ для трёх семестров приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Структура НИР по этапам и видам работ

Этапы НИР

Виды работ в семестре

СРС (час.)

Форма текущего контроля

Подготовительный этап.

1.1. Выбор темы и обоснование необходимости.

1.2. Определение целей и задач.

1.3. Формирование программы.

1.4. Подбор средств и инструментария.

Промежу-точный

Проведение исследования

2.1. Изучение литературы;

2.2. Сбор, обработка и обобщение данных.

2.3. Объяснение полученных результатов и новых фактов.

2.4. Формулировка выводов.

Промежу-точный

Заключительный этап

3.1. Изучение нормативных требований, формирование структуры и содержания отчёта о результатах исследования.

3.2. Написание, редактирование, формирование списка использованных источников информации, оформление приложений.

3.3. Выступление с докладами на студенческих конференциях по результатам исследований.

Оконча-тельный

Тезисы докладов

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НИР

При выполнении НИР в семестре магистранты используют следующие образовательные и исследовательские методы и технологии: IT-методы, работа в команде, case-study, проблемное обучение, проектный и поисковый методы. Руководство, консультирование и контроль осуществляет научный руководитель магистранта.

15 «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и

16. «Все о качестве. Зарубежный опыт».

17. «Все о качестве. Отечественные разработки».

18. «Автоматизация и современные технологии».

19. «Известия высших учебных заведений. Приборостроение».

20. «Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика».

21. «Датчики и системы».

22. «Информационно-измерительные и управляющие системы».

23. « Проблемы теории и практики управления».

24. «Информационные и управляющие системы».

25. «Проблемы теории и практики управления».

27. «Микропроцессорные средства и системы».

28. «Электроника».

29. «Программирование».

30. «Программные продукты и системы»,

31. «Открытие системы».

32. «Информационные системы».

33. «Автоматизация проектирования и производства».

34. «Методы менеджмента качества».

35. «Метрология».

37. «Мехатроника, автоматизация и управление»

38. «Мир измерений».

39. «Мир стандартов».

40. Мир качества. Приложение к журналу «Стандарты и качество».

41. «Надежность».

42. «Надежность и контроль качества».

43. «Национальные стандарты».

44. «Партнеры и конкуренты. Методы оценки соответствия».

45. «Патенты и лицензии».

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы, соответствующие профилю обучения.

10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

При выполнении НИР в семестре используется всё имеющееся на кафедре материально-техническое обеспечение.

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств», магистерская подготовка.

Программа одобрена на заседании кафедры вычислительной техники

(протокол от « 26 » 05 2011 г.).

Общие положения

ОмГУ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

МАГИСТРАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Настоящее Положение подготовлено в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 2 августа 1996 г. № 125-ФЗ, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 27 декабря 2002 года, Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям 080100 (521600) «Экономика» и 080500.68 (521500)«Менеджмент», приказом Министерства образования и науки России № 62 от 22 марта 2006 г. «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», Положением о магистратуре ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, а также Концепцией и приоритетными направлениями развития магистратуры экономического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского на 2009-2011 годы.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами ВПО по направлениям 080100 «Экономика» и080500 «Менеджмент», основная образовательная программа магистранта состоит из образовательной и научно-исследовательской составляющих. Научно-исследовательская работа студента-магистранта (НИРМ.00) включает: научно-исследовательскую работу в семестре (НИРМ. 01), научно-исследовательскую практику (НИРМ.02), научно-педагогическую практику (НИРМ.03) и подготовку магистерской диссертации (НИРМ.04).

Общее количество часов специализированной подготовки студентов-магистрантов, отведенное на научно-исследовательскую работу в ГОС ВПО, распределяется по видам работ (НИРМ.01, НИРМ. 02, НИРМ.03, НИРМ.04) в зависимости от специфики магистерской программы и это фиксируется в учебном плане программы и индивидуальных планах магистрантов.

2.1. Цель научно-исследовательской работы в семестре (НИРМ. 01) - подготовить студента-магистранта, как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива.

2.2. Задачи научно-исследовательской работы в семестре - дать навыки выполнения научно-исследовательской работы и развить умения:

Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;



Выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках магистерской программы);

Применять современные информационные технологии при проведении

научных исследований;

Обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации);

Оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» (Дата введения 1.07.2002 г.) и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати;

Дать другие навыки и умения, необходимые студенту-магистранту данного направления, обучающемуся по конкретной магистерской программе.

2.3. Научно-исследовательская работа в семестре выполняется студентом-магистрантом под руководством научного руководителя. Направление НИРМ.01 определяется в соответствии с избранной аннотированной магистерской программой и темой магистерской диссертации.

2.4. Кафедра, на которой реализуется магистерская программа, определяет специальные требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы. К числу специальных требований относится:

Владение современной проблематикой данной отрасли знания;

Знание истории развития конкретной научной проблемы, ее роли и места в изучаемом научном направлении;

Наличие конкретных специфических знаний по научной проблеме, изучаемой магистрантом;

Умение практически осуществлять научные исследования, экспериментальные работы в той или иной научной сфере, связанной с магистерской программой (магистерской диссертацией);

Умение работать с конкретными программными продуктами и конкретными ресурсами Интернета и т. п.

2.5. Научно исследовательская работа в семестре может осуществляться в следующих формах:

Выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным индивидуальным рабочим планом магистранта;

Участие в межкафедральных научных семинарах, в аспирантском семинаре, теоретических семинарах (по тематике исследования), а также в научной работе кафедры;

Выступление на студенческих конференциях и конференциях молодых ученых, проводимых на экономическом факультете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, в других вузах, а также участие в других научных конференциях;

Подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

Подготовка и защита курсовой работы по направлению проводимых научных исследований (если такая форма научной работы предусмотрена в индивидуальном плане магистранта);

Участие в научно-исследовательском проекте, выполняемом на кафедре в рамках бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ (или в рамках полученного гранта), или в организации - партнере по реализации подготовки магистров;

Руководство НИР студентов, обучающихся на 1-2-м курсах в специалитете и бакалавриате.

Перечень форм научно-исследовательской работы в семестре для магистрантов первого и второго года обучения может быть конкретизирован и дополнен в зависимости от специфики магистерской программы. Руководитель магистерской программы устанавливает обязательный перечень форм научно-исследовательской работы (в том числе необходимых для получения зачетов по научно-исследовательской работе в семестре). При этом должны быть в обязательном порядке включены формы НИРМ, оговоренные в п. 2.6. данного Положения.

2.6. Помимо указанных выше форм научно-исследовательской работы, перечень и сроки предоставления которых определяет заведующий кафедрой (или руководитель программы), на экономическом факультете ОмГУ им. Ф.М. Достоевского установлен перечень обязательных форм НИРМ с фиксированными сроками сдачи.

1-м семестре является:

□ утвержденная тема диссертации;

□ индивидуальный учебный план магистранта, в котором, наряду с общими сведениями, указываются результаты выполнения научно-исследовательской работы в 1-м семестре (установленная в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского единая форма плана приведена в Приложении 1, дополнение к ней «План НИРМ.01» приведено в приложении 2);

□ план (структура) будущей магистерской диссертации;

□ обоснование общей концепции диссертации (постановка целей и задач диссертационного исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы, краткий обзор степени изученности проблемы, общее описание планируемой методологической и практической основы исследования).

Результатом научно-исследовательской работы в 2-м семестре является:

□ подробный обзор литературы по теме диссертационного исследования, который основывается на актуальных научно-исследовательских публикациях и содержит анализ основных результатов и положений, полученных ведущими специалистами в области проводимого исследования, оценку их применимости в рамках диссертационного исследования, а также предполагаемый личный вклад автора в разработку темы. Основу обзора литературы должны составлять источники, раскрывающие теоретические аспекты изучаемого вопроса, в первую очередь научные монографии и статьи научных журналов;

□ проект первой главы диссертации.

Заполненный за 2-й семестр индивидуальный учебный план;

Уточненный план диссертации;

Уточненную общую концепцию диссертации в виде введения к диссертации.

Результатом научно-исследовательской работы в 3-м семестре является:

□ сбор фактического материала для диссертационной работы (осуществляется также в рамках научно-исследовательской практики), включая разработку методологии и методики сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией;

□ проект второй главы диссертации.

Кроме того, магистрант должен представить:

Заполненный за 3-й семестр индивидуальный учебный план;

План диссертации;

Уточненное введение к диссертации.

Результатом научно-исследовательской работы в 4-м семестре является:

□ проект диссертации (в электронной или печатной форме);

□ выполненный индивидуальный учебный план;

□ предзащита диссертации.

Кроме того, обязательным требованием является подготовка к публикации научной статьи (как минимум одной за период обучения). Сроки реализации этой формы НИРМ устанавливаются руководителем магистерской программы. Статья должна иметь положительное заключение научного руководителя с соответствующей записью на последнем листе рукописи. Наличие статьи является одним из критериев допуска к защите диссертации и оценки Государственной аттестационной комиссией.

2.8. По результатам выполнения утвержденного плана НИРМ в семестре, предоставления отчета и требуемых документов, студенту-магистранту выставляется итоговая оценка: 1-й и 4-й семестр - зачет, 2-й и 3-й семестр - дифференцированный зачет. Формы НИРМ и требуемые документы с распределением по семестрам сведены в таблице (Приложение 3).

Результаты научно-исследовательской работы должны быть оформлены в письменном виде (отчет) и представлены для утверждения научному руководителю. Структура отчета следующая: титульный лист (Приложение 4), копия утвержденного плана НИРМ, документы и материалы, требующиеся для аттестации (они указаны в таблице Приложения 3, а также в плане НИРМ в столбце таблицы «Результат, необходимый для получения зачета по НИРМ»).

Отчет о научно-исследовательской работе магистранта с визой научного руководителя должен быть представлен на кафедру. Кроме этого, магистрант должен в конце каждого семестра (на последних двух неделях) публично доложить о своей научно-исследовательской работе на заседании кафедры или специально созданной комиссии.

Магистранты, не предоставившие в срок отчет о научно-исследовательской работе и не получившие зачет, к следующему семестру, ГЭК и предзащите магистерской диссертации не допускаются.

В учебном пособии изложены основные организационно-методологические и технологические положения, раскрывающие содержание научно-исследовательской работы магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 034300(68) «Физическая культура», с учетом новых требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научно-исследовательская работа магистранта (А. А. Кудинов, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СЕМЕСТРЕ

2.1 Общие требования к организации научно-исследовательской работы в семестре

Как уже отмечалось, раздел научно-исследовательской работы магистранта является основным в его образовательной подготовке и служит формированию профессиональных качеств знаний и умений в области физической культуры и спорта на основе реализации нескольких образовательных модулей. Реализация модуля «Научно-исследовательская работа в семестре» осуществляется в первых трех семестрах подготовки магистров. В каждом семестре предусматривается зачет за выполнение отдельных разделов научно-исследовательской работы.

Цель научно-исследовательской работы в семестре – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач, формирование методики исследовательской работы и навыков самостоятельной научно-исследовательской и профессиональной деятельности, оценка степени подготовленности магистранта к самостоятельной профессиональной деятельности.

Задачи научно-исследовательской работы в семестре – дать навыки и развить умения:

– формулировать и разрешать задачи, возникающие в ходе выполнения научно-исследовательской работы;

– выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме магистерской диссертации или при выполнении проекта культурно-просветительных или физкультурно-массовых мероприятий);

– применять современные информационные технологии при проведении научных исследований;

– обрабатывать полученные результаты, анализировать и представлять их в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчета по научно-исследовательской работе, реферата, научного обзора, тезисов докладов, научной статьи, магистерской диссертации, проекта);

– оформлять результаты проделанной работы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам», ГОСТ 7.32-2001. «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», ГОСТ Р 7.1 – 2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание: Общие требования и правила составления» и др. нормативных документов с привлечением современных средств редактирования и печати.

Место модуля в структуре ООП :

Модуль «Научно-исследовательская работа в семестре» относится к разделу Практики и научно-исследовательская работа.

Для освоения программы модуля необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения профессиональных дисциплин и подготовки выпускной квалификационной работы по программе бакалавриата, а также дисциплин общенаучного и профессионального циклов подготовки по программе магистратуры. Деятельность, осуществляемая в рамках научно-исследовательской работы в семестре, является подготовительной и органически связанной с работой, осуществляемой магистрантами в период профилированных практик.

Объем модуля и виды учебной работы :

Рабочая программа модуля «Научно-исследовательская работа в семестре» имеет трудоемкость равную 24 зачетным единицам и реализуется в 1-3 семестрах в рамках самостоятельной научно-исследовательской работы магистрантов и индивидуальной работе с преподавателем (научным руководителем).

Краткое содержание модуля :

Основной формой проведения научно-исследовательской работы магистранта является подготовка и написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). К которой предъявляются весьма высокие требования: обоснование актуальности темы, соответствие ее современному уровню развития науки и техники; оценка состояния изучаемой проблемы на основе анализа монографической и периодической литературы по теме исследования; использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов; наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.

Научно исследовательская работа в семестре осуществляется в форме самостоятельной работы под руководством преподавателя (научного руководителя) и включает следующие разделы:

– определение направления научно-исследовательской работы, а также формулировка ее актуальности, цели, задач, рабочей гипотезы, предмета и объекта исследований;

– планирование проведения отдельных разделов научно-исследовательской работы;

– выполнение заданий научного руководителя в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы;

– организация и проведение теоретических и экспериментальных исследований;

– обработка эмпирической информации;

– написание рефератов, научных обзоров, подготовка и публикация тезисов докладов, научных статей;

– выступление на студенческих научных конференциях, проводимых на профильных кафедрах, внутри вуза или в других вузах, а также участие в других научных конференциях;

– участие в реальном научно-исследовательском проекте, выполняемом на кафедре в рамах бюджетных и внебюджетных научно-исследовательских программ (или в рамках полученного гранта);

– подготовка к защите выпускной квалификационной работы.

Перечень форм научно-исследовательской работы в семестре для магистрантов первого и второго года обучения может быть конкретизирован и дополнен в зависимости от специфики магистерской программы.

Как показывает современная практика организации научно-исследовательской работы магистрантов, не смотря на то, что они уже знакомы с ней при подготовке и написании выпускной квалификационной работы бакалавра, на начальном этапе реализации раздела научно-исследовательской деятельности, у них возникает больше всего вопросов именно организационно-методологического характера. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, а также в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Поэтому в этот период им весьма важно получить хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества.

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть исследованием в научном смысле.

В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов предлагают придерживаться определенной схемы последовательности организации этапов научной работы (рис. 2.1).


Рис. 2.1 . Составляющие этапов научного исследования (В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов, 2010)


Реализуемый модуль предусматривает следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы магистрантов в семестрах:

первый семестр :

– определение области предполагаемого исследования.

– постановка научной проблемы.

– формулирование темы исследования.

– обоснование актуальности выбранной темы.

– выявление объекта и предмета исследования, формулировка рабочей гипотезы.

– формулировка цели и конкретных задач исследования.

– выбор метода (методики) проведения исследования.

– составление рабочего плана исследования.

– освещение существа вопроса по имеющимся в литературе данным и раскрытие методологической основы исследования, поиск и изучение нормативных документов (написание реферата по теме исследования).

второй семестр :

– разработка теоретической основы и предпосылок исследования;

– уточнение методов исследования и проведение предварительных научных исследований;

третий семестр :

– корректировка планов проведения научно-исследовательской работы;

– проведение основного экспериментального исследования;

– обработка эмпирической информации, ее целенаправленная группировка и анализ результатов исследования.

– сопоставление результатов теоретического и экспериментального исследований, выявление зависимостей.

– формулирование итоговых выводов по проведенному исследованию и определение научной новизны.

– формулирование выводов и предложений по использованию результатов исследования и определение теоретической и практической значимости.

– составление и оформление научного отчета (текста магистерской диссертации), его литературное и техническое оформление.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы должно проводиться ее широкое обсуждение в учебных структурах вуза, с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.

Требования к результатам освоения модуля .

В результате этой деятельности магистр физической культуры должен быть подготовлен к решению следующих задач:

– постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области выявления научных проблем и способов их решения;

– выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;

– внедрять инновационные и современные компьютерные технологии в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;

– разрабатывать программы научных исследований и методологию их реализации;

– осуществлять оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование физкультурно-спортивной деятельности.

Компетенции , формируемые в результате освоения программы научно -исследовательской работы в семестре .

Выпускник по направлению подготовки «Физическая культура» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать определенными компетенциями в научно-исследовательской деятельности. В результате освоения программы научно-исследовательской работы в семестре магистрант должен приобрести навыки :

– самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующих широкого образования в области теории физической культуры и спорта, а также смежных наук, составляющих основу магистерской подготовки.

Освоить умения :

– формировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области науки о физической культуре и спорте и организации учебного процесса в различных физкультурно- образовательных учреждениях;

– выбирать адекватные поставленным задачам, методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, связанного с проблематикой магистерской программы;

– математически и графически обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся отечественных и зарубежных литературных данных;

– вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

– представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Должен владеть :

– методами анализа существующего положения в науке и практике физической культуры и спорта, а также методами конструирования и проектирования задач теории и практики физической культуры;

– современными технологиями поиска, обработки и представления информации;

– методами самоорганизации и совершенствования личности научного работника и преподавателя, специализирующего в сфере физической культуры и спорта.

2.2 Определение области предполагаемого исследования и выбор темы

Современное научное знание имеет тенденцию к дифференциации, к выделению областей изучения. Педагогическое исследование – научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть педагогического исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств и пр.

На начальном, так называемом, подготовительно-информационном этапе организации научно-педагогического исследования магистрант должен определить область предполагаемого исследования, его основное направление и попытаться сформулировать тему предстоящего исследования. Выбор конкретного направления научно-исследовательской работы имеет исключительно большое значение. Все специалисты, занимающиеся организацией научно-исследовательской деятельности склонны считать, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.

Под темой научно-исследовательской работы следует понимать замысел научного характера, требующий проведения научного исследования. Уже при формулировке названия темы необходимо задуматься о том, чтобы в ней была озвучена какая-то проблема, которую необходимо решить в процессе исследования. Разумеется, тема магистерской квалификационной работы должна быть посвящена решению актуальных проблем теории и практики физической культуры и спорта и, как правило, соответствовать профилю подготовки, направлениям НИР вуза и профильной кафедры.

При выборе темы магистерской научной работы, как считает Ф.А. Кузин и с ним согласны большинство специалистов, работающих в этой области, целесообразно брать задачу (проблему) сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Для правильно избранной темы в этом случае характерно не глобальность и количество поставленных в ней вопросов, а тщательность, глубина их разработки. Тема должна иметь четко очерченные границы. Узкая тема прорабатывается более глубоко и детально. В любой даже самой узкой теме можно открыть такие стороны проблемы, о которых магистрант раньше и не подозревал.

Границы выбранной для исследования проблемы зависят от развития научно-исследовательских умений и способностей обучающихся. Важно, чтобы магистрант «принял» научную проблему, чтобы у него, с одной стороны, появилась сильная мотивация (желание, стремление, интерес), а с другой стороны, чтобы уровень его исследовательских умений и способностей оказался достаточным для того, чтобы справиться с решением научной проблемы, выполнением исследовательского задания преимущественно без помощи извне.

Чрезвычайно обширная тема не позволяет изучить явление во всех его деталях, приводит к такому обилию материалов, что всесторонне проработать его одному человеку становится невозможно. Поэтому работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными.

Отдельные научные исследования, реализуемые в рамках магистерской диссертации, ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких научных исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции.

Тема научно-исследовательской работы должна определяться и закрепляться в начале магистерской подготовки. Она чаше всего выбирается из списка, рекомендованного соответствующими профилирующими кафедрами высшего учебного заведения. Целесообразно подобрать такую тему для магистерской диссертации, в которой частично можно использовать результаты исследования, проведенного по теме выпускной квалификационной работы, выполненной по программе подготовки бакалавра.

Вместе с тем студенту-магистранту предоставляется право выбора темы диссертационного исследования вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Но если молодой ученый не может сам выбрать тему для научного исследования, он вправе обратиться за консультацией к своим преподавателям.

Выбрать тему для магистерской диссертации соискателю могут помочь следующие приемы:

1. Просмотр каталогов ранее уже выполненных и защищенных на кафедре диссертационных и квалификационных работ и проектов.

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в профильных, смежных и пограничных областях науки, имея в виду, что на стыке, возможно найти новые и порой неожиданные решения.

3. Выбор темы исследования по принципу основательного пересмотра уже известных науке теоретических положений с новых позиций, под новым углом зрения, на более высоком техническом уровне.

4. Оценка состояния разработки методов исследования, на профильной кафедре и в академии. При этом следует обращать внимание на возможность применения методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению области знания избранной специализации.

Существенную помощь в выборе темы оказывают ознакомление с аналитическими обзорами и статьями в специальной периодике, а также беседы и консультации со специалистами-практиками, в процессе которых можно выявить важные вопросы, еще мало изученные в науке.

При выборе темы следует учитывать и свои личностные склонности, способности, уровень теоретических знаний, а также доступность необходимых для проведения исследования методик и контингента испытуемых. Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо определить, в чем заключаются сущность проблемы исследования, новизна и актуальность темы, ее теоретическая значимость и практическая ценность. Это значительно облегчит оценку и окончательное решение выбора именно данной темы.

С этой целью магистрант должен ознакомиться по литературным источникам с тем, что уже наработано по интересующему его направлению исследования, выявить сильные и слабые стороны имеющихся подходов к решению проблемы, избранной для исследования.

Следует понимать, что отточенной формулировки темы на первых порах может не получится. Допускается, что в результате проведения магистрантом исследований тема может корректироваться. Тем не менее, тема исследования должна быть определена и сформулирована в начале исследования. Выбранная тема утверждается приказом декана факультета. Тема утверждается лишь при условии обеспечения должного научного руководства. Научным руководителем магистранта назначается, как правило, профессор или доцент выпускающей кафедры (для работ, выполняемых на стыке научных направлений, – с привлечением одного или двух научных консультантов).

Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений, но выбор решений – это задача самого исследователя. Он как автор выполняемой работы отвечает за принятые решения, за правильность полученных результатов и их фактическую точность. Примерная тематика проведения научных исследований в рамках магистерских диссертаций по направлениям профильной подготовки: «Подготовка высококвалифицированных спортсменов» и «Физкультурно-оздоровительные технологии» представлены в Приложении А.

2.3 Формулировка проблемы исследования и обоснование её актуальности

На подготовительном этапе организации научно-исследовательской работы в первом семестре , наряду с определением направления и темы исследования, разрабатывается её концепция, определяется инструментарий, осуществляется подбор и подготовка кадрового обеспечения.

Концепция – это замысел исследования, состоящий из уяснения проблемной ситуации, постановки проблемы, обоснования её актуальности, определения предмета и объекта исследования, цели, задач, формирования гипотезы. Важную роль здесь играют запросы практики, которые служат стимулом для применения научных средств решения практической задачи.

Необходимость проведения любого исследования предполагает наличия проблемных ситуаций возникающих при решении каких-либо практических задач. Проблемы возникают на основе противоречий в какой-то сфере деятельности, от разрешения которых зависит дальнейший прогресс в этой области. Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых неизвестно человеку, но их нужно познать. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике.

В число характеристик концепции исследования входит определение её актуальности – обоснования необходимости и своевременности решения вопроса, почему данную проблему надо изучать. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого научного исследования. В применении к организации научно-исследовательской работы магистранта понятие «актуальность» имеет одну особенность. Магистерская диссертация являются квалификационной работой, и то, насколько правильно автор понимает и оценивает целесообразность избранной темы исследования с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Актуальность основывается, прежде всего, на двух факторах:

– наличия научной проблемы;

– наличия практической потребности решения этой проблемы.

Не торопитесь сразу сформулировать актуальность темы, попытайтесь, прежде всего, понять проблемную ситуацию, которая должна быть положена в основу вашего исследования. Проблемная ситуация представляет собой не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих описание явления, но и указания на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий и побуждает к его познанию, обеспечивает целенаправленную мобилизацию прежних и организацию получения новых, добываемых в ходе исследования знаний. Проблемная ситуация – это практические или познавательные затруднения, проистекающие из недостатка знаний и опыта в этой области.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы имеют большую значимость для любой научно-исследовательской работы и ее актуальности. Она если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще, направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Формулировка проблемы необходима потому, что любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Такая ситуация чаще всего возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

При этом проблемная ситуация, положенная в основу выполнения исследований магистерской диссертации, должна находиться на достаточно высоком, но доступном для магистрантов уровне, порождать потребность и обеспечивать способность получения подлинно нового знания, которое по своему психологическому содержанию равноценно пусть небольшому, но интересному открытию.

Магистранту подчас трудно обосновать актуальность именно потому, что он не владеет проблемой. Обоснование актуальности исследования – это, прежде всего, раскрытие степени не разработанности проблемы и основных причин приступить к ее разработке, а также значимости исследования. В этом разделе вам необходимо убедительно доказать, что в данной области физической культуры и спорта отсутствуют достаточные знания, которые необходимо получить в интересах науки и практики. А это удается только после тщательного анализа литературы по данной проблеме.

Таким образом, если магистранту удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и обосновать ее актуальность.

Однако не следует на первом этапе сразу добиваться абсолютной четкости формулировки актуальности исследования. Главное сформулировать проблему. Четкость понятий появятся после более детального изучения литературы по изучаемой проблеме и проведения исследований.

2.4 Определение объекта и предмета исследования

Для успешной подготовки научной или научно-методической работы ее автору необходимо определить то, на что направлено его внимание и в чем он хочет получить конкретные результаты. Поэтому после определения и раскрытия проблемы, лежащей в основе выбранной темы формулируются объект и предмет исследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, на которую направлено внимание исследователя, то, что им изучается. Предмет исследования фиксирует то, что изучается в объекте исследования, определенный аспект рассмотрения объекта .

В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки объектом исследования может служить: учебно-воспитательный, учебно-организационный, учебно-тренировочный процесс, процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков, физических качеств, укрепление и поддержание на оптимальном уровне здоровья людей средствами и методами физической культуры и спорта и т.п.

При определении объекта исследования необходимо зафиксировать как общие, так специфические признаки изучаемого процесса. Например, объектом исследования может быть учебно-тренировочный процесс лиц занимающихся спортивной аэробикой или специальная подготовка квалифицированных бегунов-спринтеров.

Предметом исследования в этих случаях могут быть: средства, методы, формы организации тренировочного процесса.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему научно-исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

2.5 Формулировка цели, задач и рабочей гипотезы научного исследования

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследо вания – целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний.

Поэтому после определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Предварительный анализ основной по теме работы литературы и практического опыта позволяет сформулировать цель работы и актуальность выбранной проблемы.

По мнению И.Я. Лернера (1981), целью творческой деятельности, какой, несомненно, является научно-исследовательская и проектная деятельность, могут являться ряд направлений:

– самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

– видение новой проблемы в знакомой ситуации;

– видение новой функции объекта;

– осознание структуры объекта;

– поиск альтернативного решения или аналогичного способа решения;

– комбинированное использование ранее усвоенных способов решения проблемных задач в новом.

Цель исследования – представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Целью любого научного исследования всегда является приращения знания о предмете изучения. Поэтому целью всегда выступает «определение », «выявление », «раскрытие » или «обосновани е» чего-либо (закономерности, структуры, эффективных средств, методов и т.п.).

Целью исследований по проблемам теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки могут быть: создание новых концепций, разработка новых методик подготовки, решение тех или иных организационных задач, вопросов управления. При формулировке цели можно использовать следующие литературные конструкцию: «Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать методику…» или «Целью работы является рационализация (выявление… обобщение…)…» и т.п.

Каждая тема исследования, как бы конкретна ни была, может иметь несколько путей решения. Вот почему после выбора цели важнейшим вопросом является определение и формулировка четких задач исследования , которые должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения поставленной цели. Задача должна четко конкретизировать действия исследователя на пути к достижению цели. Для магистерской диссертации достаточно постановки 3-4-х задач. Это обычно делается в форме перечисления («изучить…», «определить…», «установить…», «выявить…», «апробировать…» и т.п.). Например: «Изучить содержание и структуру специальной подготовленности…», «Разработать систему педагогического контроля…», «Определить методику интенсификации…», «Апробировать в ходе педагогического эксперимента …» и т.п.

Формулировки задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку они отражает идею научной работы, при этом описание их решения должно составить содержание глав магистерской диссертации. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Определяя оптимальное число задач, следует учитывать их взаимосвязь и взаимоподчиненность. Это продиктовано тем, что в некоторых случаях невозможно решение какой-либо задачи без решения другой. В конечном итоге, отсутствие решения определенной задачи, может привести к незавершенности исследования. Наряду с этим необходимо понимать, что каждая поставленная задача должна иметь свои решения, представленные в тексте диссертации, которые впоследствии должны быть отражены в одном или нескольких выводах.

При разработке концепции исследования весьма важно также сформулировать рабочую гипотезу – научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения путей достижения цели и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Определение гипотезы – это своеобразный компас для исследователя, определяющий, куда и как идти. Задача гипотезы состоит в том, чтобы показать, что неясно в объекте, что нужно доказать, то есть определяет сущность научного поиска и предполагаемые научные выводы.

Гипотеза выступает как познавательное средство, регулирующее переход от существующего неполного и неточного знания, к новому, более полному и более точному. Она должна объяснять имеющиеся факты в своей области и предсказывать новые, которые можно проверить (подтвердить, опровергнуть) в ходе последующего исследования проблемы. Поэтому гипотеза не может быть высказыванием, фиксирующим самое очевидное и не требующим обоснования и научной и практической проверки. Качество формулировки гипотезы оценивается по тому, надо или не надо ее доказывать.

Любая гипотеза обычно формулируется интуитивно, иногда используется восхождение от конкретного к абстрактному. Как предположение, она должна носит характер вероятности. Однако любая вероятность должна обладать логической обоснованностью. Гипотеза должна объяснять тот круг вопросов, которые составляют сущность изучаемого явления. Содержание гипотезы не должно включать тех понятий, которые не будут иметь теоретического и экспериментального обоснования в работе. Рабочая гипотеза должна быть относительно проста в своем замысле и лаконична в изложении.

Наиболее типичными для педагогических исследований являются два способа формулировки гипотез: описательная и объяснительная . Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий разрабатываемой проблемы. Например: «Используемые средства тренировки в различных условиях внешней среды могут привести к разным следовым эффектам, выявление и учет их позволит оптимизировать тренировочный процесс ».

В объяснительных гипотезах говорится о возможных следствиях определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы. Эта гипотеза строится на предположениях: «если сделать то-то, в изучаемом объекте произойдут такие-то изменения» .

В процессе проведения исследования рабочая гипотеза может уточняться и дополняться, это нормальное явление.

2.6 Составление рабочего плана

Любой творческий процесс, к которому, несомненно, относится и научно-исследовательская деятельность, должен иметь жесткий стержень, определяющий направление движения, т.е. предполагает наличие плана его осуществления.

Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Приступая к научному исследованию необходимо продумать и предусмотреть все, что можно заранее предвидеть. Только плановое исследование позволяет надежно шаг за шагом познавать новые объективные закономерности во всей окружающей действительности.

Особенно большое значение имеет планирование творческого процесса студента-магистранта, приступающего к написанию серьезного научного сочинения, каковым является магистерская диссертация. Планирование его работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования. Такой план используется на первых стадиях работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах, что существенно облегчает научному руководителю оценку обшей композиции и рубрикации будущей диссертации или проекта и облегчает контроль своевременного выполнения отдельных разделов работы.

Магистранты получают от научных руководителей и оформляют задания на подготовку выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). При оформлении задания уточняются основные вопросы, подлежащие проработке. На основе полученного задания составляется календарный рабочий план выполнения отдельных разделов научно- исследовательской работы по теме магистерской диссертации или разрабатываемого проекта, который уточняется и утверждается научным руководителем (см. приложение Б). Рабочий план имеет целью помочь магистранту организовать работу и подчинить ее определенному порядку, чтобы обеспечить своевременность выполнения исследований в сроки отведенные на выполнение магистерской диссертации. План устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных разделов, их содержание в соответствии с целью и задачами работы.

Рабочий план разрабатывается при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с момента формулировки темы, т.е. разработки замысла предполагаемого научного исследования. Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, сформулированное в целях предварительного объяснения решения поставленной проблемы или система уточняющих целей, позволяющая уяснить предмет исследования и раскрыть проблему предстоящего исследования. Но даже и такая постановка позволит систематизировать и упорядочить всю последующую работу.

При составлении плана следует учитывать возможности исследователя: материальные условия и возможность привлечения необходимого контингента испытуемых, сложность проведения определенных этапов работы, необходимость выделения времени для работы с источниками научной информации и т.п.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, однако в дальнейшем такой план может и должен уточняться, при этом основная задача, стоящая перед работой в целом, должна оставаться неизменной.

Форма рабочего плана может допускать определенную произвольность. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик (см. приложение Б), связанных внутренней логикой исследования данной проблемы. Перед тем как внести отдельные рубрики в план следует написать их на отдельных карточках (или полосках бумаги), что позволяет в результате ряда механических перестановок найти наиболее логичную и приемлемую для данного исследования схему их расположения.

Магистранту после составления плана научно-исследовательской деятельности необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Логическая последовательность диктует раскрытие существа задачи. Очень часто возникают ситуации, при которых пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму, однако возможна ситуация, когда отдельные вопросы возможно решать параллельно или в произвольной последовательности. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти и оптимальные решения планируемых заданий .

В научно-исследовательской деятельности принято выделять следующую логическую последовательность выполнения отдельных этапов работы:

1) изучение литературы, анализ фактов, явлений, их связей и отношений;

2) осознание исследовательской проблемы, цели, задачи, исследовательского задания;

3) формулировка конечной и промежуточных целей в решении исследовательской задачи;

4) выдвижение предположения, гипотезы решения исследовательской задачи;

5) решение исследовательской задачи, выполнение исследовательского задания путем теоретического обоснования и доказательства гипотезы;

6) практическая проверка правильности решения исследовательской задачи, выполнения исследовательского задания.

Вместе с тем при организационной очередности, задания могут выполняться и в зависимости от наличия возможности, при этом порядок исполнения их может измениться с тем, однако, условием, чтобы за определенный период работы они все были выполнены.

Такой методический подход приводит к необходимости учета стратегии и тактики научного исследования. Это значит, что исследователь определяет общую генеральную идею в своей работе, формулирует центральную задачу, выявляет все доступные резервы для выполнения замысла и идеи, выбирает необходимые методы и приемы действий, находит наиболее удобное время для выполнения каждой операции.

На более поздних стадиях рабочий план может перерасти в планпроспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей квалификационной работы, принципах раскрытия темы, построении и соотношении объемов отдельных ее частей. Практически план- проспект должен представлять черновое оглавление квалификационной работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов.

Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-компазиционной схемы выпускной квалификационной работы.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе. При этом стратегия и тактика научного исследования требуют, чтобы при концентрации внимания на выполнении основных разделов плана не упускались из поля зрения дополнительные стороны дела.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе реализации его компонентов. При составлении плана тщательно обдумывайте такие вопросы: что вам уже известно по разрабатываемой теме и что необходимо узнать. Затем решите, в каком порядке вы сделаете свои первые шаги.

Научный руководитель не только принимает участие в разработке рабочего плана будущей квалификационной работы, но и ведет с ее потенциальным автором и другую работу, в частности:

– проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и консультации;

Таким образом, научный руководитель оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения.

2.7 Подбор и использование методов в научно-исследовательской работе

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала. Поскольку успешность достижения поставленной в научной работе цели в наибольшей степени зависит именно от умения выбрать наиболее результативные методы исследования.

В философском словаре имеется следующее определение: «Метод в самом широком значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». Иными словами метод – это способ познания объективной действительности, правила действия при организации той или иной деятельности. Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания, которые представляют совокупность определенных приемов (частных методик), правил использования этих приемов и материальных (технических) средств.

В соответствии с методологией научного познания различают следующие группы методов:

– общенаучные, применяемые во всех областях науки;

– специальные, применяемые для определенных разделов науки.

Большинство специальных проблем конкретных областей научного познания и даже отдельные этапы исследования требуют применения специальных методов их решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта. Физическая культура и спорт – это комплексная наука, которая объединяет научные наработки многих наук: педагогических, медико-биологических, социально-психологических, экономических и других и соответственно использует их прикладные методы .

В качестве специальных методов исследования в области физической культуры и спорта целесообразно использовать ряд педагогических методов, а также методов изучения функционального и психического состояния организма занимающихся. К педагогическим методам исследования относят: наблюдения, беседы, анкетирование, обобщение передового практического опыта, анализ содержания документальных материалов, педагогическое тестирование, измерение и сравнение количественных показателей, получение экспертных оценок, педагогический эксперимент. В физкультурно-спортивной практике к основным методам исследования функционального состояния относят: пульсометрию, миотонометрию, подографию, хронорефлексометрию, определение систолического и минутного объема крови, артериального давления, жизненной емкости легких и максимального потребления кислорода, критической скорости и скорости ПАНО, максимальной мощности работы и РWC170 и т.п.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методов используются на всем протяжении исследовательского процесса в самых различных по предмету науках.

Сегодня еще не существует твердо сложившейся классификации специальных методов исследования в области физической культуры и спорта.

Вместе с тем, общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

– методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, измерение, сравнение, эксперимент);

– методы теоретического исследования;

– методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.).

В ходе научного решения вопросов предпринимаемого исследования обычно используют несколько методов, дополняющих друг друга. Это позволяет объективизировать полученные данные, и добиться достаточной глубины оценки изучаемого явления.

Эмпирические методы (опытные) служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они позволяют получать первичную информацию прямым контактом с объектом посредством чувствительного или приборного исследования. Они составляют основу практической физкультурно-спортивной науки.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других специальных эмпирических методов, в результате использования которых исследователь получает фактические материалы или данные.

В повседневной деятельности и в науке наблюдения должны фиксировать результаты, которые не зависят от воли, чувств, желаний наблюдателя. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

В области физического воспитания и спорта цель проведения педагогического наблюдения – изучение разнообразных вопросов учебно- тренировочного процесса. Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся и целые классы, отдельные спортсмены и группы спортсменов разного возраста, пола и квалификации, тренеры и преподаватели, а также формы построения и условия проведения занятий.

Несмотря на то, что какой-либо общепринятой классификации метода наблюдения не существует, отдельные авторы пытаются сгруппировать их по ряду признаков. Например, по типу связи исследователя с объектом можно выделить непосредственные, опосредованные, открытые и скрытые наблюдения. По признаку времени и пространства можно выделить наблюдения непрерывные и дискретные (прерывистые), монографические и узкоспециальные .

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) объективность; 4) активность; 5) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию об объекте наблюдения или явлении. Научно изучать – это не только смотреть, но и видеть, замечать важные частности, большое – в малом, не уклоняясь от намеченной главной линии исследования.

Наблюдение являющееся основой для обобщения передового практического опыта , которое можно осуществлять на основе изучения содержания документальных материалов : планов и дневников тренировок, протоколов и отчетов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел учащихся и медицинских карт, статистических данных и т.п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающих установить ряд характеристик, причинные связи, выявляющие некоторые зависимости и т.д.

К особой группе методов наблюдения, которая в социологии, педагогике и психологии носит название «опрос » следует отнести: анкетирование, интервьюирование и беседу.

Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов на систему стандартных вопросов анкеты.

Интервью – это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.

Беседа – это метод получения информации путем двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (т.е. все то, что не подвластно просто наблюдениям и другим методам). Сущность опроса в любом виде сводится к тому, что исследователь получает необходимую информацию из тех ответов респондентов, которые они дают на поставленные вопросы.

Особым видом наблюдения, также претендующим на свою самостоятельность в перечне методов исследования, являются наблюдения с объективной регистрацией наблюдаемых явлений , поскольку при организации наблюдения необходимо получать возможно более объективную информацию (например, видио – или аудиозапись ). При этом для повышения объективности информации необходимо оценивать количественные параметры изучаемого объекта. В связи с этим, можно утверждать: наблюдать – это значит измерять все то, что может, подлежать измерению.

Измерение является более точным познавательным средством наблюдения. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством ее сравнения с эталоном.

При проведении педагогических исследований используют большое количество инструментальных методик связанных с измерением: измерение перемещений (дистанциометрию), времени – хронометрию, угловых- параметров – гониометрию, ускорений – акселерометрию, силовых параметров – динамометриию, тензометрию, сейсмографию и ряд других. Ценность измерительных процедур в том, что они дают точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени на выполнение каких-либо действий или различных видов занятий физической культурой и спортом для определения их общей и моторной (двигательной) плотности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом – от имеющихся измерительных приборов.

Очень часто при проведении научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте используют контрольные педагогические испытания (педагогическое тестирование) – научные процедуры, позволяющие с помощью специально подобранных контрольных упражнений или тестов оценивать уровень физической, технической или тактической подготовленности занимающихся.

Контрольные упражнения должны быть стандартизированными по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий. Кроме того, для всесторонности и объективности оценки в исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько («батарею тестов»).

Тесты должны удовлетворять следующим требованиям стандартизации:

– объективности, т.е. отражать только то состояние испытуемых, которое вызвано действием экспериментального фактора, быть стойким к действию сбивающих факторов;

– избирательности (валидности), т.е. отражать именно те свойства, оценка которых необходима согласно задачи исследования;

– надежности (воспроизводимости), т.е. давать идентичные результаты при условии многократного повторения;

– емкости – быть максимально информативными.

Экспертное оценивание используется в тех случаях, когда педагогические явления не имеют количественного выражения (качество выполнения гимнастических, акробатических или танцевальных упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности и интеллекта личности и т.п.). В этом случае используется метод экспертных оценок – учет и обобщение мнения опытных специалистов (экспертов). Оценки в значительной мере зависят от впечатлений складывающихся у экспертов и сопоставления их с некоторыми «образцами» на основе имеющегося у них опыта. Существует несколько способов проведения экспертных оценок. Наиболее простой способ экспертизы – ранжирование, т.е. упорядоченное распределение объектов в соответствии с их значимостью.

Научное исследование обязывает не только добросовестно измерять или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно из опыта, или из предшествующего изучения, т.е. определять и выражать качество неизвестного при помощи известного в тех случаях, в которых оно существует.

Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.

Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:

– сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность;

– для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки являются статистические методы обработки результатов и умозаключение по аналогии.

В научном исследовании полученные данные необходимо привести в определенную систему, подвергнуть исчерпывающему анализу. При обработке данных следует учитывать, что педагогический эффект характеризуется двумя сторонами: качественной и количественной. Без количественной оценки не возможно определить величину качественных изменений. С целью количественного анализа педагогических явлений используется математическая статистика . Она представляет собой мощный, хорошо разработанный аппарат для объективного анализа результатов исследований и последующей выработки практических рекомендаций по совершенствованию изучаемого процесса.

Педагогическая наука стремится использовать математический язык для описания своих теорий. Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. В зависимости от задач исследования для количественной оценки результатов могут быть использованы, как самые простые математические методы (поучение средних показателей и установление достоверности их различий), так и достаточно сложные (регрессионный и факторный анализ). Результаты математической обработки собранных данных, в конечном итоге, могут подтвердить выдвинутую исследователем гипотезу, отвергнуть ее или оказаться нейтральными.

Специальные статистические методы дают возможность сконцентрировать исходный количественный материал, сократить объем измерений практически без потерь информации. Однако математико- статистический аппарат может быть продуктивно использован лишь тогда, когда экспериментальный материл, подвергнут тщательной логической и качественной проверке. Ибо никакая математико-статистическая обработка с использованием самых сложных методов не сможет исправить дефектов неправильно организованного исследования, необъективности оценки результатов и неверно выбранных показателей.

При этом в науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать общепознавательное, теоретическое или практическое значение. Научно изучать – это значит вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями.

Частным случаем наблюдения и сравнения является педагогический эксперимент , т.е. такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: 1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; 2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях; 3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Понятие эксперимента в спортивной педагогике развивается и расширяется. Разнообразие логических структур экспериментального исследования очень важно для полноценного научного поиска в физкультурно- спортивной деятельности. Это позволяет использовать экспериментальный метод в различных вариантах с тем, чтобы его применение действительно отвечало задачам практики физической культуры и спорта и характеру явлений, которые составляют предмет научных исследований.

Педагогические эксперименты различают в зависимости от целей исследования, способов комплектования групп, схемы построения, направленности и средств обучения (Рис 2.2) .


Рис. 2.2 . Виды педагогического эксперимента (адаптировано В.И. Евдокимовым, О.А. Чургановым по Б.А .Ашмарину, 2010)


По цели исследования эксперименты разделяют на констатирующие и преобразующие (формирующие), по форме проведения – естественные, модельные и лабораторные. Эксперименты перечисленных видов по своей направленности могут быть абсолютными и сравнительными. По логической схеме доказательства выдвинутой гипотезы все сравнительные эксперименты делятся на последовательные и параллельные. Параллельные эксперименты бывают прямыми, перекрестными и многофакторными (с несколькими уровнями). Выбор той или иной формы проведения педагогического эксперимента обусловлено необходимостью решения задач, поставленных перед исследованием. При проведении естественного эксперимента типичные условия учебных или тренировочных занятий изменяются незначительно и даже могут быть незамечены участниками эксперимента, хотя содержание занятий специально организовано. Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта в познании – моделью. Модель – это упрощенная копия оригинала, лишенная второстепенных признаков, но воспроизводящая главные, которые и составляют в совокупности основу моделируемого объекта. Главное условие моделирования – обеспечение подобия модели оригиналу, точное воспроизведение основных (изучаемых) пропорций и условий функционирования. В модельном эксперименте обычные условия педагогического процесса изменяются так, чтобы изолировать изучаемое явление от воздействия побочных факторов.

Использование моделей также позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке. Целью этого метода является изучение определенных процессов или явлений на сравнительно небольших коллективах. Активно используется «метод сценариев», разработки мысленных моделей поведения исследуемого процесса в зависимости от поведения сторон. Например, вырабатывается система контрдействий в ответ на то или иное действие соперника и т.п.

Конец ознакомительного фрагмента.

Научно-исследовательской работы магистранта

по магистерской программе

38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

направление подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Магистрант группы:

ЗМГМУ – 102

Павлова Анастасия Сергеевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Сухинин Сергей Александрович

Форма обучения – заочная

План-график научно-исследовательской работы

Научно-исследовательская работа магистранта в 1 семестре

Виды работ:

Достигнутые результаты научно-исследовательской работы 1 семестра:

1. Ознакомилась с теоретическими, методическими и статистическими источниками для оформления библиографического раздела ВКР. Список предполагаемых источников составляет 25 ед.

2. Выбранная тематика научно-исследовательской работы:

Проблема формирования имиджа города_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

3. Примерная тема магистерской диссертации:

Муниципальная политика формирования имиджа города (на примере г. Ростова – на – Дону)._____________________________________________________________________________________

Выбор примерной темы магистерской диссертации сопровождается письменным обоснованием её актуальности. Объем – 1-2страницы. Обоснование актуальности темы является приложением к данному плану-графику. Визируется научным руководителем и руководителем магистерской программы.

4. Примерный план магистерской диссертации:

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ГОРОДА

1.1 Понятие, сущность и значение муниципальной политики формирования имиджа города

1.2 Концептуальные подходы и методы формирования имиджа города

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИМИДЖА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

2.1 Позиционирование Ростова-на-Дону как «южной столицы» России

2.2 Компонентный анализ современного имиджа Ростова-на-Дону

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

3.1 Современные технологии городского имиджмейкинга в Ростове-на-Дону

3.2 Перспективные направления развития и продвижения позитивного имиджа Ростова-на-Дону

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Научный руководитель /Сухинин С.А. /

Тему магистерской диссертации, примерный план магистерской диссертации, список предполагаемых источников утверждаю.

Оценка выполнения научно-исследовательской работы 1 семестра:

Руководитель магистерской программы /Миргородская Е.О. /

Научно-исследовательская работа магистранта во 2 семестре включает следующие виды работ:

Достигнутые результаты научно-исследовательской работы 2 семестра:

1. Написание научной статьи.

Научная статья составляет не менее 6-7 машинописных страниц. Визируется научным руководителем. Рекомендуется к опубликованию на заседании кафедры.

Сведения об апробации результатов исследования (форма представления полученных научных результатов (тезисы, статья, доклад на конференции, иное) –

Тезисы на тему: Перспективы формирования позитивного имиджа города Ростова-на-дону, докладчик – А.С. Павлова Научный руководитель – к.п.н., доц. С. А. Сухинин, (г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный строительный университет).

2. Редактирование списка предполагаемых источников для оформления библиографического раздела ВКР. Список предполагаемых источников составляет 60 ед.

Список предполагаемых источников является обязательным приложением к индивидуальному плану-графику. Список должен включать нормативно-правовую литературу, монографии, статьи в научных журналах, авторефераты диссертаций и информационно-статистические источники. Список должен быть завизирован научным руководителем и руководителем магистерской программы.

3. Формирование эмпирической базы исследования.

Перечислить основные информационные источники и показать полученные результаты. Объем – несколько страниц. Завизировать научным руководителем.

Отчет о выполнении научно-исследовательской работы утверждается. (протокол заседания кафедры №от).

Оценка выполнения научно-исследовательской работы 2 семестра:

Руководитель магистерской программы /Миргородская Е.О. /

1. Список предполагаемых источников (1 семестр)

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

3. Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 N 467-р «О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами // Справочно-правовая система «Консультант+».

4. Устав города Ростова – на – Дону (принят Ростовской-на-Дону городской Думой решением от 9 апреля 1996 г).

5. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Как

измерить имидж территории. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы – С-П., - 2005 г.

6. Алимова Г.С., Чернышев Б.Н. статья "Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности".

7. Атаманчук В.Г. Государственное управление / Организационно-функциональные вопросы: Учебное пособие. – М.: Юридическая литература, 2010.

8. Зотов В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. М.: ИМ - ИНФОРМ, 2009.

9. Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2009. - № 4.

10. Система муниципального управления: Учебник / Под ред. В.Г. Зотова - СПб.: Лидер, 2010.

11. Дмитревская Н.Ф. Образ города как социальный феномен. СПб.:, 2012. – 192 с.

12. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом «Университет», 2010. – 144 с.

13. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территории. М.: Логос, 2011. - 248 с.

14. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 2012. – 328 с.

15. Белобрагин В.Я. Современная имиджелогия и проблемы имиджа региона. М.: РИЦ, 2009. – 25 с.

18. Лапочкина В. В. Маркетинговый подход к формированию имиджевой стратегии туристских территорий. СПб.:, 2008.

19. Тихонова Н. С. Необходимость стратегического планирования

территории в условиях рынка // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., - 2010. № 1.

20. Стась А. К. Брендинг регионов: как бренд региона способствует продвижению продуктов и услуг предприятий на межрегиональном и экспортном рынке // Stas Marketing: группа компаний [Электронный ресурс] URL: http://stasmarketing.ru/presentations/4s.pdf.

22. Генеральный план города Ростова – на – Дону [Электронный ресурс] URL: http://rostov-dom.info/2010/01/generalnyjj-plan-rostova-na-donu/

22. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс] URL:http://www.rostov-gorod.ru

23. Ростов – на – Дону по стоимости и качеству жизни [Электронный ресурс] URL: http://dengi.161.ru/text/news_fin/720891.html

24. Чемпионат мира по футболу в 2018 году в городе Ростов – на – Дону [Электронный ресурс] URL: http://freeref.ru/wievjob.php?id=505655

25. Основные направления стратегического плана развития города Ростова – на – Дону на период до 2015 года [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/233/39731.php

3. Актуальность выбранной темы: «Муниципальная политика формирования имиджа города (на примере г. Ростова – на – Дону)» (1 семестр)

В последнее время от государственных институтов, министерств, ведомств, городских и региональных администраций все чаще звучат слова: «имидж региона», «имидж города», «имидж России». Важность реализации такого рода проектов в контексте современных реалий трудно переоценить.

Имидж города свидетельствует о его социально-экономической силе,

мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой успешного продвижения территории, повышения привлекательности территориальных продуктов и услуг на международном рынке.

Важность формирования имиджа города возрастает с каждым годом. Практически ежегодно организуются научные конференции, семинары, посвященные этой проблеме. Вопросы формирования позитивного имиджа города затронуты в прогнозно-аналитических исследованиях и проектировании сценариев при разработке концепций социально-экономического развития различных городов.

Таким образом, актуальность исследования механизмов формирования и продвижения имиджа города обусловлена несколькими причинами:

– новой ступенью развития общества, сопровождающейся небывалым ростом влияния средств массовой коммуникации, когда вопросы имиджа, образа, бренда становятся факторами изменения реальности;

– пониманием того, что имидж региона и города в частности - реальный управленческий ресурс, в существенной мере предопределяющий успешность его политических, экономических и социальных позиций;

– задачей практического овладения коммуникативными принципами, маркетинговыми стратегиями и политическими технологиями формирования и продвижения позитивного имиджа города.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно сейчас, Ростов-на-Дону выбран в качестве одного из российских городов, принимающих матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а этот факт, безусловно, увеличит поток туристов в город. Следовательно, необходимо направить всевозможные усилия, как на повышение имиджа города, так и на поднятие международного имиджа России.


1. Научная статья (2 семестр)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

АССОЦИАЦИИ СТРОИТЕЛЕЙ ДОНА

«СТРОИТЕЛЬСТВО и АРХИТЕКТУРА - 2016»


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08