Суверенные государства. Суверенное государство: что это такое? Что значит суверенное государство


Для того чтобы понять, что современное государство представляет собой сейчас, нужно прежде всего вспомнить, как же с этим дела обстояли раньше. Сейчас в мире около 200 законодательно закрепленных и признанных международной Организацией Объединенных Наций суверенных государств. Но еще в конце 19 века их не было, а были лишь участки земли с примерной границей и территорией, принадлежащей тому или иному государству. Многие земли не принадлежали никому, пустовали или были населены кочевниками.

Существующие в то время государства стали основой и предпосылкой возникновения нынешних, современных суверенных государств. Однако и в современных условиях также существуют территории, которые являются ныне незаселенными или заселенными только частично. Есть даже территории, на которых проживает , полностью изолированное от цивилизации и всех социальных институтов.

Суверенное государство сейчас

Несмотря на то, что отличительным признаком суверенного государства являются его обособленность и автономность, это вовсе не означает, что оно не учитывает в своей деятельности интересы других государств и не сотрудничает с ними как в политических, так и в рыночных, а также социальных вопросах. В основе взаимодействия всех суверенных государств лежит принцип международного права, устанавливающего некие единые для всех принципы, правила и законы.

В то же время, никто не вправе вмешиваться в дела суверенного государства без ее разрешения. Для того чтобы современное государство считали суверенным, его должны признать таковым, причем это признание не всегда означает желание признавшего налаживать дипломатические отношения с ним. Несмотря на то, что большинство суверенных государств в условиях современности являются таковыми и де-юре, и де-факто, отдельные представители имеют суверенитет в своей стране только на бумаге, то есть де-юре они суверенны, а по факту не владеют контролем своей территории.

В качестве яркого примера такой истории можно привести Мальтийский орден. В то же время, может сложиться и обратная ситуация, когда территория государству принадлежит, а международные связи оно ни одним другим государством не поддерживает. Главной целью все суверенные государства сейчас ставят законное представление своих граждан, контроль за соблюдением их прав и свобод. В суверенном государстве верховенство принадлежит власти, которой народ и доверяет все вопросы, связанные с собственными правами.

Кроме того, под суверенным обычно понимается государство, не зависит от другого государства или объединения государств. Хотя в абстрактных терминах суверенное государство может существовать, не будучи признанной другими суверенными государствами, в мире существуют непризнанные государства, которым часто бывает трудно осуществлять полный спектр полномочий по заключению договоров и участвовать в дипломатических отношениях с другими суверенными государствами.


1. История

В настоящее время международное сообщество включает в себя более 200 суверенных государств , большинство из которых представлены в Организации Объединенных Наций . Эти государства существуют в системе международных отношений , где каждое государство принимает во внимание политику других государств, делая свои собственные расчеты. С этой точки зрения, страны интегрированы в международную систему особой внутренней и внешней безопасности и легитимации дилеммы. В последнее время понятие международного сообщества сформировано для обозначения группы государств, которые установили правила, процедуры и институты для осуществления взаимоотношений. Таким образом, заложен фундамент для международного права , дипломатии между официально признанными суверенными государствами, их организациями и формальным режимами .


2. Определение

В повседневной современном употреблении сроки "Страна" , "Нация" , и "Государство" часто используются так, будто они синонимы , но при более строгом их рассмотрении их следует различать:


3. Признание суверенности государства

Не существует конкретного определения, что является обязательным для всех членов мирового сообщества по критериям государственности . На практике, критерии в основном политические , а не правовые . Е. С. Грин определяет несоздания полноценной Польской и Чешской государств после Первой мировой войны , объясняя это тем, что "признание государственности является вопрос, что остается на усмотрение другим, оно открыто для любого существующего государства, принять ее в качестве государства в любой организации (в которую государство стремится вступить), независимо от существования территории или установленного правительства " . В международном праве, однако, существует несколько теорий о том, когда государство должно быть признанной в качестве суверенного .


3.1. Состояния де-факто и де-юре

Большинство суверенных государств представляют собой государства де-юре и де-факто (то есть они существуют, как в законодательстве, так и в реальности). Однако некоторые государства существуют только де-юре как государства, они признаны суверенными и имеют законное правительство, однако не имеют фактического контроля над территорией. Многие континентальных европейских государств поддерживали правительство в изгнании во время Второй мировой войны , эмигрантского правительства, как и ранее, принимали участие в дипломатических отношениях с союзниками, несмотря на то, что их страна находилась под нацистской оккупацией .

Другие государства могут иметь суверенитет над территорией, но не иметь международного признания, они государства только де-факто .


Примечания

  1. Perspectives on international law. - Kluwer Law International, 1995 "So far as States are concerned, the traditional definitions provided for in the Montevideo Convention remain generally accepted.".
  2. "Sovereign" - dictionary.reference.com / browse / sovereign, The American Heritage Dictionary of the English Language (Houghton Mifflin Company), 2004 , http://dictionary.reference.com/browse/sovereign - dictionary.reference.com / browse / sovereign , Процитировано 21 February 2010 , "Adj. 1. Self-governing; independent: a sovereign state."
  3. See "Sovereignty: organized hypocrisy, Stephen D. Krasner, Princeton University Press, 1999,
  4. Ralph Wilde, "From trusteeship to self-determination and back again: the role of the Hague Regulations in the evolution of international trusteeship, and the framework of rights and duties of occupying powers," Fall, 2009, 31 Loy. LA Int"l & Comp. L. Rev. 85, page 94, - ilr.lls.edu/documents/WILDEFINAL3-29.pdf
  5. Sovereignty in cases of Mandated Territories, in "International law and the protection of Namibia"s territorial integrity", By S. Akweenda, Martinus Nijhoff Publishers, 1997, page 40
  6. "Chapter IV Fundamental Rights and Duties of States" - www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4. Charter of the Organization of American States. Secretariat of The Organization of American States . http://www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4 - www.oas.org/dil/treaties_A-41_Charter_of_the_Organization_of_American_States.htm # ch4 . Проверено 21 November 2010 .

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она явля­ется высшей, т.е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства кон­ституции и других законов, издаваемых высшими органами государ­ственной власти.

Следовательно, верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограничен­ности. В конституционном государстве власть всегда ограничена пра­вом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суве­ренная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело. что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей.

Верховенство государственной власти делает се единственной поли­тической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной поли­тической власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности выс­шую государственную власть. Юридические признаки единства госу­дарственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, ох­ватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само­стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Со времени своего основания в 1917 году Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признава­лась суверенным государством всеми действующими на ее территории советскими конституциями, как союзными, так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер. Он мог быть реализован только в случае выхода России из состава Союза ССР.


Значительным шагом на пути обеспечения подлинного суверените­та Российской Федерации явилась Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистичес­кой Республики», принятая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР*. Выражая волю народов России, Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей ее террито­рии и заявила о решимости создать демократическое правовое государ­ство в составе обновленного Союза ССР.

*См.: ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

Декларация характеризует Россию как суверенное государство, со­зданное исторически объединившимися в нем народами. В ней подчер­кивается, что суверенитет РСФСР - единственное и необходимое ус­ловие существования государственности России, имеющей многовеко­вую историю, культуру и сложившиеся традиции, что он провозглаша­ется во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъем­лемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Впервые носителем суверенитета и источником государственной власти в России признается ее многонациональный народ и закрепля­ется его право непосредственно осуществлять государственную власть.

Декларация предусматривает политические, экономические и пра­вовые гарантии суверенитета России. Они включают полноту власти Федерации при решении всех вопросов государственной и обществен­ной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно были переда­ны в ведение Союза ССР; верховенство Конституции Федерации и других ее законов на всей ее территории; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство России в других союзных рес­публиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осу­ществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР; невозможность изменения территории России без волеизъявления народа, выраженно­го путем референдума; право свободного выхода из СССР.

В Декларации указывается, что она является остовой для разработ­ки новой Конституции России и совершенствования республиканского законодательства.

В целях защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации и руководствуясь Декларацией о государственном сувере­нитете, 31 октября 1990 г. Верховный Совет принял Закон «Об обеспе­чении экономической основы суверенитета РСФСР»*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

Согласно этому Закону, земля, ее недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, расти­тельный и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, рас­положенные на территории России, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующиеся в реках России запасы анадромных видов рыб за пределами морской экономи­ческой зоны, художественные и культурные ценности являются наци­ональным богатством народов России. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются за­конодательством России и республик, входящих в ее состав.

В Законе указывается, что расположенные на территории России объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, их основные производственные и непроизводственные фонды или иные общесоюзные фонды, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, является собственностью России.

Закон установил, что преобразование расположенных на террито­рии России государственных предприятий союзного подчинения в ак­ционерные общества, перевод в иные формы собственности осущест­вляется исключительно на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством России, и что до принятия законов о собственности и приватизации не подлежат исполнению на территории Республики любые акты органов государственной власти и управления СССР, свя­занные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей, другого имущества, принадлежащего гражданам, трудовым коллективам, общественным организациям и иным собственникам, за исключением случаев, установленных законодательством России.

Закон признает недействительными внешнеэкономические союз­ные, союзно-республиканские и межреспубликанские сделки в отноше­нии находящихся на территории России ресурсов и фондов, заключен­ные без согласия Республики.

Закон предоставляет Правительству России исключительное право: определять порядок лицензирования и квотирования товаров и услуг, ввозимых или вывозимых с территории России; на определение тамо­женных пошлин по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельности, находящихся под юрисдикцией России; на регистрацию участников внешнеэкономической деятель­ности, имеющих юридические адреса на территории Федерации; на аккредитацию иностранных фирм, банков и других организаций, имеющих свои офисы на территории России; на частотное присвоение на территории России в виде лицензирования.

Закон установил, что Российская Федерация не несет обязательств по общесоюзным кредитам, соглашениям и сделкам в отношении указанных в нем ресурсов и фондов, заключенным без согласования с соответствующими органами Федерации.

Основные идеи Декларации и Закона получили отражение в действующей Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 3 устанавливается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; в ст. 4 – что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории.

Согласно конституциям республик в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле Федеративного договора – Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (с протоколом к нему) – эти республики являются суверенными государствами.

Между тем с точки зрения теории конституционного права государство, являющееся частью другого государства, не может представлять собой суверенное государство.

Кстати говоря, подобные вопросы в истории человечества возникали неоднократно. Так, еще при создании американской федерации возник вопрос о том, могут ли составляющие ее штаты оставаться государствами, если над ними стоит внешняя союзная власть, либо они низводятся тем самым до положения обычных подчиненных провинций унитарного государства, а само союзное государство в этом случае неизбежно превращается в унитарное государство, складывающееся из подчиненных провинций.

Составители американской конституции думали вначале решить эту проблему с помощью учения о делимости суверенитета. По их мнению, суверенную власть осуществляют в равной мере и штаты, и федерация в целом. Правда, в таком случае в пределах одной и той же федеральной территории оказывалось несколько верховных суверенных властей. Но в этом не видели ничего невероятного, поскольку если власти не были разграничены территориально, то разграничивались по предметам ведения. В результате и федеральная власть, и власти штатов действовали на одной и той же территории, но каждая делала свои дела и в сфере своего ведения была одинаково суверенна.

Оценивая эту теорию, выдающийся русский государствовед Н.М. Коркунов писал: «Теория делимости суверенитета основывается на предположении, что действие суверенных властей допускает двокое разграничение: территориальное и по предметам ведения. Предполагается безразличным, как именно будут разграничены суверенные власти. Невозможно только совмещение их. А раз данные власти будут разграничены по территориям, или по предметам – все равно, каждая з них может быть вполне суверенна в своей сфере. Но при этом упускают из внимания, что территориальная граница внешняя, материальная, вполне наглядная; а разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или другой власти. Можно определить только вопросы, относящиеся к их компетенции. А при применении этих общих определений к частным случаям не только возможны, но и неизбежны сомнения и споры. Кто-нибудь один должен получить право решать их бесповоротно. Та власть, которая получит это право, неизбежно подчинит себе другую власть. Если это будет власть союзная, она и только она одна окажется верховною, так как она получит право отдельным государствам предписывать границы и их власти. Если же, напротив, решителями таких споров сделать отдельные государства, тогда они подчинят себе союзную власть, которая потеряет свое верховенство, и вместо союзного государства получится просто союз государств. Таким образом, отстоять понятие союзного государства можно лишь при одном условии: допустив, что суверенитет, верховенство власти не составляют необходимую принадлежность государства. Тогда суверенной будет признана одна союзная власть, а вхо-дящие в состав союзного государства отдельные государства должны быть признаны не суверенными государствами».*

*См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. I. С. 78.

Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты – союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов – союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик. Главным фактором, обусловливавшим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик. На практике союзные республики, разумеется, никаким суверенитетом не обладали, а когда они попробовали им реально воспользоваться, союзное государство распалось на отдельные суверенные государства. Таким образом, в действительности суверенитет союзных республик в лучшем случае носил лишь потенциальный характер и реализовать его субъекты Союза ССР, могли, только воспользовавшись принадлежавшим им правом свободного выхода из состава Союза ССР.

Республики в составе Российской Федерации правом свободного выхода из состава этой Федерации не пользуются. Вот почему даже теоретически они не могут рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно, объявление этих республик суверенными государствами – не констатация действительного положения вещей, а дань времени, получившему название «парад суверенитетов», и разного рода политическим играм, ведущимся как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Не удивительно поэтому, что действующая Конституция Российской Федерации признает суверенный характер власти исключительно за Российской Федерацией.

Защита Российской федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной – Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и террториальную целостность; дипломатической – Президентом и Правительством России, а также государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из существенных средств защиты государственного суверенитета Российской Федерации – законодательная и другая нормотворческая деятельность ее государственных органов.

Суверенитет Российской Федерации как демократического фе­деративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в ка­честве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4).

Учение о суверенитете возникло в эпоху Средневековья. Впер­вые термин «суверенитет» был введен французским легистом XVI в. Ж. Боденом. В своем знаменитом произведении «Шесть книг о республике» он определял суверенитет как верховную власть государства, его атрибут. Анализируя сущность суверените­та, Ж. Боден выделял и его признаки: верховенство, постоянство, неограниченность и абсолютизм. Носителем же суверенитета при­знавался абсолютный монарх, который в осуществлении своей власти не связан никакими нормами положительного права. Он обязан лишь считаться с божественным и естественным правом. Итак, понятие «суверенитет» возникло как обоснование абсолют­ной монархии.

Позднее категория «суверенитет» стала применяться для опре­деления верховенства народа в государстве как единственного ис­точника власти в государстве (теория «народного суверенитета»), а также права наций на политическое самоопределение (теория «на­ционального суверенитета»).

Таким образом, государственный суверенитет в зависимости от формы правления, территориальной организации государства, гос­подствующего политического режима в разные исторические пе­риоды понимался неоднозначно.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федера­ции от 7 июня 2000 г. № 10-П дано нормативное определение данного понятия. Суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации верховенство, неза­висимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, пред­ставляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно­правовой статус.

Полновластие государства на своей территории реализуется пу­тем установления верховенства государственной власти.

Верховенство государственной власти означает, что на террито­рии суверенного государства исключается существование иной вла­сти, кроме государственной, которая определяет всю совокупность правовых отношений в государстве, включая установление общего правопорядка, правоспособности, прав, обязанностей и ответствен­ности государственных органов, управление обществом и осуществ­ление принуждения. Принимаемые государственной властью реше­ния обязательны для исполнения индивидами, учреждениями и ор­ганизациями, а также самими органами государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии систе­мы органов государственной власти, совокупная компетенция кото­рых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства.

Независимость государства предполагает самостоятельность го­сударства во взаимоотношениях с другими государствами, а также недопустимость их вмешательства во внутренние дела.

Однако это вовсе не означает, что государство при осуществле­нии своих функций не принимает в расчет законные интересы дру­гих государств. Суверенное государство всегда учитывает в той или иной мере интересы других государств в целях поддержания ста­бильных, доверительных и взаимовыгодных отношений.

Демократизация общества, государственных и общественных институтов внесла свою лепту в представление о суверенитете. В настоящее время суверенитет России как демократического госу­дарства предполагает также «производность» государственной вла­сти от многонационального народа - единственного источника власти (ч. 1 ст. 3) и «ограниченность» государственной власти Кон­ституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и основан­ными на ней законами.

Часть 1 статьи 4 Конституции РФ устанавливает, что сувере­нитет Российской Федерации распространяется на всю ее терри­торию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ, т.е. в пределах территории РФ не допускается иной власти. Из этого вытекает, постулат о неделимости суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти помимо многона­ционального народа России и, следовательно, не предполагает ка­кого-либо иного государственного суверенитета помимо суверени­тета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции Российской Федерации исключает существова­ние двух уровней суверенных властей, находящихся в единой сис­теме государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Российская Федерация вы­ступает в качестве единого и единственного суверена, которому принадлежит верховенство на всей территории РФ, включающей в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды, террито­риальное море и воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает также суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67).

Российской Федерации как суверенному государству присущи следующие основные конституционно-правовые характеристики.

1. Провозглашение и закрепление в Конституции РФ государ­ственного суверенитета (ч. 1 ст. 4).

2. Признание государственного суверенитета производным от суверенитета многонационального народа Российской Федерации, ограничение государственной власти Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

3. Полновластие Российского государства на своей террито­рии, реализуемое по следующим направлениям:

Установление верховенства Конституции РФ, федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Это оз­начает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и основанные на них подзаконные норма­тивные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15). Захват вла­сти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ);

Установление пространственного предела государственного су­веренитета России - вся территория Российской Федерации;

Учреждение единой системы органов публичной власти, обеспечивающих единообразное применение и исполнение Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов и других нормативных правовых актов. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государст­венная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федера­ции (ч. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах Рос­сийской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11);

Обеспечение целостности и неприкосновенности территории РФ. Любые изменения территории Российской Федерации до­пускаются только в соответствии с Конституцией РФ и на ос­новании федерального законодательства. Это означает: юриди­ческую невозможность уступки Российской Федерацией, ее ор­ганами, а также юридическими лицами части территории РФ иностранному государству; установление запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ кон­ституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возложение на органы государственной власти обязанности по принятию достаточных мер по охране сувере­нитета Российской Федерации, ее независимости, территори­альной целостности, обороноспособности, государственной безопасности (ст. 80, 82, 87, 114); невозможность выхода субъ­екта РФ из ее состава; возможность проведения «федеральной интервенции» или иных мер для устранения угрозы территори­альной целостности и неприкосновенности Российской Феде­рации со стороны субъекта Федерации.

4. Независимость (самостоятельность) Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными государствами. Реализация такой независимости происходит по следующим направлениям:

Самостоятельное определение и проведение внешней поли­тики;

Добровольность заключения международных договоров;

Признание общепризнанных принципов международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы при условии их соот­ветствия положениям Конституции РФ;

Обеспечение неприкосновенности своей территории;

Установление внешних атрибутов суверенного государства: герба, гимна, флага, столицы и т.д.

Таким образом, Конституция РФ связывает суверенитет Россий­ского государства с волеизъявлением всего многонационального наро­да, который на основе общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов конституировал возрожденную суверенную государственность как исторически сложившееся государственное единство в ее современном федеративном устройстве. Это означает, что характер федеративного устройства исторически обусловлен тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, по­скольку изначально он принадлежит Российской Федерации в целом.

"Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Суверенное государство - страна, имеющая конкретную территорию, стабильное народонаселение, а также аппарат власти. Не подчиняется и не находится в зависимости от иных стран и может вести взаимоотношения с каждой из них. Правительство имеет возможность распоряжаться всем состоянием, расположенным на территории.

Нередко суверенное государство, определение которого было приведено, понимается и по-другому. Однако в общем под данный тип можно отнести страны, не зависящие от кого-либо.

Введение

Суверенное государство - что это такое? Достаточно распространенный вопрос в современном обществе. Нынешнее понятие независимой страны напрямую связано с суверенностью народа. Ведь именно желания населения формируют власть. Страна является главным представителем своих граждан. Обеспечить защиту их интересов и прав в полном объеме имеет возможность лишь суверенное государство.

Независимая страна лично выбирает, как производить управление, а также какие органы власти будут входить в форму правления. Она самостоятельно формирует свои финансовые системы, лично организует защиту территорий. Суверенное государство как основа конституционного строя обеспечивает правопорядок и безопасность, формирует вооруженные образования для обеспечения защиты и целостности страны. Однако это не означает, что верховной власти можно творить все, что захочется. Ее возможности определены правом.

Следует отметить и то, что суверенное государство имеет право соединяться с другими странами, формировать союзы или же покидать их. Главное, чем оно руководствуется при этом, - народ и его интересы.

История

В конце девятнадцатого века практически все страны так или иначе обрели определенные границы. До этого достаточно большие площади суши не принадлежали ни одному государству, а населены были преимущественно кочевыми народами. Кстати, на планете остались до сих пор подобные территории, которые не подходят под определение суверенного государства. Пример: леса Амазонки, которые заселены в основном коренными народами, с некоторыми до сих пор не удалось наладить постоянную связь.

Между тем имеются страны, которые не могут установить полностью контроль над своей территорией.

Суверенное государство в глобализирующемся мире представляе собой одну из 200 стран.

Свойства суверенного государства

К главным особенностям можно отнести:

  • самостоятельность;
  • главной силой является государственная власть (территориальное верховенство государства).

Данные особенности постоянно находятся в зависимости друг от друга.

Территориальное верховенство

Под данным определением обозначается признак страны, благодаря которому она полновластно может управлять своей территорией, а также исключает действие на данной площади любой другой власти. Предписывать правила и законы на территории могут только государственные власти и в случае нарушений использовать властное принуждение.

Все постановления государственной власти обязательны для всех лиц, которые находятся в стране. Это граждане, иностранцы, юридические и должностные лица, а также организации.

Поэтому территориальное верховенство выражает следующие свойства государства:

  • сосредоточение общественной власти и властного принуждения;
  • установление и удержание порядка внутри страны.

Независимость

Независимость государства на уровне международных отношений определена международным правом.

Международное право подразделяет независимость государства на два типа:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Внутренняя независимость

Внутренняя независимость подразумевает то, что международное право не может вмешиваться и управлять общественными взаимоотношениями внутри страны. Большинство стран считает неприемлемым вмешиваться во внутреннюю деятельность другого государства.

Внешняя независимость

Внешняя независимость государства первостепенно представляет взаимоотношения определенных стран независимо от других. Государство имеет возможность беспрепятственно вести дела с другими странами, опираясь на международное право.

Образовавшаяся страна обязана принять для себя условия международного права. В противном случае она не сможет запрашивать от иных стран признания своей независимости и территориального верховенства.

Суверенное государство: примеры стран

Рассмотрев особенности независимых стран, перейдем к основным представителям. Многие те, кто знает, что представляет собой суверенное государство, определение, пример назовут сразу. Однако некоторые все же могут ошибиться. Итак, первым примером суверенного государства может выступать наша Родина. Российская Федерация имеет неоспоримый суверенитет. Особенно это заметно по внешним отношениям страны. Другим примером может выступать Китай. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное заключение. Государство демонстрирует потрясающий рост экономики, благодаря чему большинство стран старается сотрудничать с Китаем.

Нельзя пройти мимо Соединенных Штатов Америки, которые играют огромную роль в отношениях мировых государств. Однако суверенитет данной страны признается не каждым. Достаточно много специалистов считают США сателлитом Великобритании. Конечно, вряд ли кто-то будет отрицать то, что Англия также попадает в список суверенных государств. Последним примером может выступить Франция. Страна постоянно находится в отношениях с другими государствами и нередко вынуждена обращаться к ним за помощью, однако является полностью независимой.

Непризнанные государства

Под данными государствами понимаются страны, которые называют себя суверенными, обладают всеми признаками государственности, но при этом не признаются членами ООН. Территория таких государств, как правило, расценивается как принадлежащая какой-либо стране.

Логичный вопрос: откуда появляются непризнанные государства? Их образование может происходить следующим образом:

  • в результате революции;
  • после распада страны;
  • в результате послевоенного разделения;
  • после получения колонией независимости от метрополии;
  • из-за внешнеполитических игр.

Особый рост стран, которые не были признаны суверенными, произошел в 90-х. После распада Советского Союза возникло огромное количество республик, которые пытались доказать свою независимость. Большинство из этих стран, надо сказать, являются вполне сформированными и могут обеспечить собственное существование, а при этом имеют хорошую поддержку со стороны населения.

Примерами непризнанных государств могут выступать Донецкая и Луганская Народные Республики. Провозгласили свою независимость эти страны совсем недавно, но суверенитет не получили. При этом Украина рассматривает данные республики как террористические формирования. Также примером может выступать Исламское государство. Оно непризнанное, является террористическим формированием. Появилось в 2013-2014 годах и контролирует часть Сирии и Ирака. Большинство стран не рассматривают ИГ как государство и считают его террористической организацией.

Частично признанные государства

Такие страны не признаются ООН, но при этом признаются странами, входящими в данную организацию.

При этом частично признанные государства можно подразделить на полностью и отчасти контролируемые свою территорию.

К странам, которые фактически контролируют свою территорию, относятся: Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Южная Осетия и Республика Абхазия.

К странам, контролирующим часть территории, на которую претендуют, относятся: Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Государство Палестина и Республика Косово.

Кроме этого, есть ряд стран, которые являются членами ООН, но не признаются некоторыми другими государствами.

  • Армения. Не признается Пакистаном.
  • Израиль. Не получил признания у многих мусульманских и арабских стран.
  • Кипр. Не признан Турцией.
  • КНР. Не признается странами, которые поддерживают Китайскую Республику.
  • КНДР. Признать независимость страны отказывается Франция, Япония, Эстония и Республика Корея.
  • Республика Корея. Не признана КНДР.