Суверенный долг — что это такое? Структура внешнего долга российской федерации: соотношение государственного и корпоративного долга, его динамика Какой внешний долг рф.


Государственную задолженность принято классифицировать по множеству критериев. Например, по валютному критерию государственный долг РФ делят на внешний и внутренний. Принято считать, что если задолженность исчисляется в рублевом эквиваленте, то её следует относить к внутреннему долгу, кредитные обязательства, исчисляемые в иной валюте — образуют внешний долг. В ряде других стран мира внешним государственным долгом принято считать обязательства перед нерезидентами государства, а внутренним — перед юридическими и физическими лицами, относящимися к этой же стране (резидентами государства).

Формы государственного долга

Кредитные обязательства России представлены в форме:

  • кредитных договоров (если представители РФ выступают в роли заемщиков у кредитных организаций, иных стран, либо интернациональных финансовых компаний);
  • государственных ссуд, полученных после реализации ценных бумаг;
  • договоров, подтверждающих получение местными бюджетами займов от бюджетов вышестоящих уровней финансовой системы РФ;
  • соглашений, закрепляющих предоставление Российской Федерацией национальных гарантий;
  • международных договоров о продлении и корректировке долговых обязательств РФ, взятых в прошлом.

Кредитные обязательства России бывают долгосрочными (сроком 5-30 лет), среднесрочными (сроком 1-5 лет) и краткосрочными (не более года). В соответствии с международным законодательством все долговые обязательства РФ, а также других стран, должны быть погашены в строго оговоренные сроки. Продолжительность срока уплаты долга не может быть больше 30 лет. Корректировка условий полученной в прошлом государственной ссуды противозаконна. Это правило распространяется на сроки выплаты задолженности, размеры процентных по международным кредитам ставок и максимальные сроки обращения долговых обязательств.

Влияние госдолга на экономику

Госдолг считается неотъемлемой частью международных финансовых отношений. Однако государственная задолженность РФ находится в числе серьезных экономических проблем. Общий размер долговых обязательств страны говорит о том, что данный вопрос требует профессионального подхода и незамедлительного решения, как ключевой проблемы (рост госдолга), так и побочных, напрямую связанных с ростом долговых обязательств. При решении проблем, связанных с государственной задолженностью принято выделять следующие аспекты:

  • динамику роста и изменение структуры государственного долга;
  • управление задолженностью, выплаты по долговым обязательствам и их реструктуризация;
  • влияние госдолга на экономику страны.

Постоянный рост госдолга в условиях замедления экономического роста оказывает негативное воздействие на все сферы государственной и общественной жизни.


Вопросы для самоконтроля:

6.1. Что является источниками покрытия дефицита бюджета?

6.2. Охарактеризуйте структуру государственного внутреннего долга РФ и методы управления.

6.3. Охарактеризуйте структуру государственного внешнего долга РФ и методы управления.

6.4. Приведите примеры государственных ценных бумаг.

6.5. При каких условиях предоставляются государственные гарантии?

Тесты для проверки остаточных знаний обучающихся

1. Бюджетные средства, предоставленные юридическим лицам или
другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной и возмездной
основах, - это:

1) трансферты;

2) бюджетный кредит;

3) бюджетные ассигнования.

2. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств,
иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора - это:

1) бюджетные кредиты;

3) связанные кредиты иностранных государств и юридических лиц.


3. Привлечение средств на возвратной и возмездной основах для
закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в
целях осуществления инвестиционных проектов или проектов
структурных реформ при участии и за счет средств международных
финансовых организаций - это:

1) целевой иностранный кредит;

2) нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;

3) связанные кредиты правительств иностранных государств, банков.

4. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) кредиты, полученные РФ;

2) доходы от продажи земли;

3) доходы от продажи недвижимого имущества.

5. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать:

1) 15% объема доходов бюджета;

2) 20% объема доходов бюджета;

3) размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

6. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут
превышать:

7. Государственный внутренний долг РФ формируется:

1) из суммы долга по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

2) суммы долга по полученным РФ кредитам от иностранных государств, кредитных организаций;

3) суммы долга по государственным кредитам, предоставленным РФ


иностранным государствам.

8. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые не могут превышать:

9. Если долговые обязательства субъекта РФ не были гарантированы
РФ, то:

1) Российская Федерация не несет ответственности по данным долговым обязательствам;

2) Российская Федерация несет ответственность по данным долговым обязательствам;

3) Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по данным долговым обязательствам.

10. Управление государственным внутренним и внешним долгом
осуществляет:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

11. Порядок осуществления заимствований Российской Федерации
устанавливает:

1) Правительство РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ.

12. Учет и регистрацию государственных долговых обязательств
Российской Федерации производит:

1) Министерство финансов РФ;

2) Федеральное казначейство и его территориальные отделения;

3) Банк России и его учреждения.


13. Сумма государственных кредитных ресурсов, предоставленных
РФ иностранным кредиторам (заемщикам), отражается:

1) в расходах федерального бюджета;

2) в доходах федерального бюджета;

3) как источники финансирования дефицита федерального бюджета.

14. Основанное на соглашении прекращение долговых обязательств
с заменой их иными долговыми обязательствами, предусматривающими
другие условия обслуживания и погашения обязательств, - это:

1) предельный объем госдолга;

2) государственные гарантии;

3) реструктуризация долга.

15. Общая сумма предоставленных государственных гарантий
Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте РФ
включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид
долгового обязательства и отражается:

1) в долговой книге;

2) в расходах федерального бюджета;

3) в доходах федерального бюджета.

Практическое задание 1

Условие: администрацией субъекта Федерации получен кредит Сбербанка РФ по погашение временных кассовых разрывов в сумме 10070 млн.р., процентная ставка 14%. В течение финансового года продан госпакет акций на сумму 150 млн. рублей и приобретен более доходный госпакет акции на сумму 320 млн. рублей. Остаток средств регионального бюджета на конец года увеличился на 1 000 млн. рублей.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета" и определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета.


Практическое задание 2 Условие: администрацией субъекта Федерации в текущем финансовом году заключен кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 800 млн.р., срок действия договора - с 1 февраля по 1 декабря текущего года, процентная ставка - 13 % годовых. В течение финансового года продано акций на сумму 150 млн.р. и приобретено доходных акций на сумму 300 млн.р. Остаток средств регионального бюджета на начало года - 4 500 млн.р., на конец года - 3 900 млн.р.

Задание: заполните таблицу "Источники финансирования дефицита бюджета", определите сумму дефицита (профицита) регионального бюджета и рассчитайте плату за пользование кредитными ресурсами.

Практическое задание 3

1. Определите сумму государственного долга (ГД) субъекта РФ на 1 января текущего года и на 1 января очередного финансового года. Результаты отразите в таблице.

2. Рассчитайте сумму расходов на обслуживание ГД и предельный


объем расходов на обслуживание ГД в текущем финансовом году. Результаты сравните.

Формы долговых обязательств Сумма ГД на начало года Обороты за год Сумма ГД на конец года
Государственные ценные бумаги
Привлечение средств
Погашение основной суммы задолженности
Иные долговые обязательства
Привлечение средств
Погашение основной суммы долга
Предоставление государственных гарантий
Гарантии выданные
Гарантии погашенные
Итого

Условие: основная сумма государственного долга субъекта Федерации по состоянию на 1 января текущего года составляет: по облигационному займу на 3 года на сумму 10 000 млн.р. (купонный доход - 15% годовых); по кредиту, полученному у федерального бюджета, -3 500 млн.р. (беспроцентный, срок погашения 31 декабря текущего финансового года); по кредиту, полученному в Сбербанке РФ, - 10 400 млн.р. (процентная ставка 14% годовых, срок погашения - в очередном финансовом году); по выданным государственным гарантиям - 1 300 млн.р.

В течение финансового года объем долговых обязательств изменялся следующим образом: заключен новый кредитный договор со Сбербанком РФ и получен кредит в сумме 4 000 млн.р. (процентная ставка 14,5% годовых, срок действия договора - с 1 июля текущего года по 1 января очередного финансового года); погашены ранее выданные государственные гарантии на сумму 1 000 млн.р.; предоставлены новые государственные гарантии на сумму 1 500 млн.р.

Региональный бюджет исполнен в текущем году по доходам в сумме


168 000 млн.р., из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 33 000 млн.р.

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов.

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Внешний долг России

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее - 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешний долг всех юридических лиц - резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти;
  • субъектов федерации;
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите . Актуальные показатели долга, а также предварительная оценка его состояния на определенную дату - например, 12 апреля была дана примерная оценка на 1 апреля - публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs .


Подробная официальная справочная информация о внешнем российском долге содержится также на сайте российского Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external. В частности, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга по видам долговых обязательств РФ.

История государственного долга РФ

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году - сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя долги Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории долга ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы - период тяжелейшего экономического кризиса - Россия практически перестала погашать долг СССР и начала набирать новые долговые обязательства. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из :


После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия начала свое экономическое укрепление. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний российский долг снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за . Но всего через год показатель внешнего государственного долга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по долгу СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешнего российского долга - свыше 700 млрд. USD - был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014-2015 были произведены пиковые выплаты по российскому внешнему долгу - более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный государственный долг России к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего долга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга РФ по сравнению с государственный внутренним долгом:



Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal. Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешним долгом в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года. На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний долг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз. Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов. Актуальный объем долга РФ, млрд. рублей (внешний + внутренний, поквартально):

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Согласно данным Центробанка показатель 2017 года превышен на 2,9%. В Банке России увеличение внешней задолженности объяснили двумя факторами:

1. ростом интереса заграничных инвесторов к российским государственным ценным бумагам, которые им позволено покупать;

2. привлечением долгового финансирования находящимися за рубежом структурами российских компаний

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций, наоборот, снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Структура российского внешнего долга

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ - обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков - частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» - российских компаний, организаций, предприятий.

Федеральные органы власти за истекший год увеличили российский долг с $39,178 до нового показателя $55,629 млрд, или на 42%:

  • обязательства в иностранной валюте выросли на 27%, с $11,662 до нового значения $14,882 млрд;
  • бумаги в рублях – на 54%, с 25,032 до нового числа 38,708 млрд USD (эквивалент).

Внешний долг ЦБ увеличился – с 12,334 до нового показателя 14,974 млрд. USD, или на 21%.

Долг банковского сектора уменьшился со 119,395 до новой цифры 104,518 млрд. в американской валюте, на 12%.

Корпоративный долг российских компаний вырос с $343,225 до нового значения 353,963 млрд. долл., на 3%, оставшись самым крупным среди обязательств всех секторов.

Жилякова А.И. Структура внешнего долга Российской Федерации: соотношение государственного и корпоративного долга, его динамика // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №4. – С. 89-94.

СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СООТН О ШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО ДОЛГА , ЕГО ДИНАМИКА

А.И. Жилякова , студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федер а ции

(Россия, г. Москва)

Аннотация . Статья посвящена изучению структуры внешней задолженности Росси й ской Федерац ии и выявлению направлений динамики двух ее основных частей: долга госуда р ственного сектора, а также долга банков и корпораций . Статья состоит из двух частей: в первой приводится текущая структура внешнего долга Российской Федерации по состо я нию на 1 января 2016 года, во второй анализируется динамика изменения внешнего долга с 2006 г о да . Статья может быть полезной для экономистов, заинтер есованных в изучении современной внешней задолженности Российской Федерац ии и ее динамики, а также соо т ношения внешнего государственного долга и корпоративной задолженности .

Ключевые слова: внешний долг, динамика внешнего долга, внешняя корпоративная з а долженность РФ , внешний государственный долг, квазисуверенная задолженность .

Внешний долг является важной соста в ляющей экономики любой страны. Истор и чески многие экономически развитые и ра з вивающиеся стран ы прибегали к внешним заимствованиям в качестве источника д о полнительных финансовых ресурсов. Для анализа состо я ния внешней задолженности страны актуально рассматривать как дин а мику совокупной внешней задолженности страны, так и ее структурных частей. Так, в контексте экономики Российской Федер а ции , актуальн а проблема неравномерно го распределения государственной и корпор а тивной задолженности в структуре сов о купного внешнего долга. С татистика п о следних лет показывает значительное пр е вышение уровня внешнего корпоративный долга над государственной задолженн о стью.

Таким образом, целью данной работы я в ляется проанализировать текущую структ у ру внешнего долга Российской Федерации с выделением основных направ лений и те н денцией ее динамики.

По данным Банка России, внешний долг Российской Федерации на 1 января 2016 г о да составил 515,85 млрд долл. США . При этом на органы государственного управления приходится 5,9%, на задолже н ность Центрального банка – 2,1%, банко в ская задолженность составляет 25,5%, а з а долженность прочих секторов – 66,4% (р ис. 1) . Таким образом, можно сделать в ы вод о том, что 8,1% от внешнего долга пр и ходится на государственный долг, пре д ставленный задолженностью органов гос у дарственного управления и долгом субъе к тов Российской Федерации, а 91,9% на корпоративный долг, включающий задо л женность ба н ков, а также других секторов.

При этом интересен тот факт, что до 2015 года статистика внешнего долга предста в ляла сь по другой структуре и включала д е ление на внешний долг государственного сектора в расширенном определении, охв а тывающий внешний долг органов госуда р ственного управл е ния, органов денежно-кредитного регулирования и упомянутую в предыдущих пунктах з а долженность банков и небанковских корпораций, в которых о р ганы государственного управления и д е нежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более пр о центами участия в капитале или контрол и руют их иным способом , а также вне ш ний долг частного сектора, включающий задолженность банков и прочих секторов, не являющийся квазисуверенным . Таким образом, до 2016 года квазисуверенный долг учитывался в статистике в рамках г о сударственного, начиная с 2016 года он п о падает в суммарный долг банков и других секторов и не выделяется отдельно. Тем не менее, в 2015 год размер внешней квазис у веренной задолженности составлял 43,7% .

Что касается валютной структуры вне ш него долга Российской Федерации, то по последним данным, представленными Ба н ком России, а именно по состоянию на 1 октября 2015 года 67% от его совокупной величины представлено в долларах США, 17% в российских рублях, 12% в евро, а также 4% в прочих валютах .

Если рассматривать динамику изменения внешнего долга Российской Федерации (р ис . 2 ), то видно, что до 2014 года объем совокупной внешней задолженности растет, начиная с 2014 года , наблюдается падение его уровня . Самый п иковый рост наблюда л ся в 2007- 2008 годах, когда объем внешнего долга вырос на 22 и 48%, а также в 2013 и 2014 годах, когда рост с о ставил 18 и 15% соответственно (р ис. 3 ) .


Рис. 2. Динамика внешней задолженности РФ (2006-2016 гг.),
млн долл. США

Источник данных: Составлено автором по данным Банка России URL : http :// www . cbr . ru / statistics / credit _ statistics / debt / debt _ new . xlsx

В 2014 году значение внешнего долга Российской Федерации достигло пикового уровня в 728,9 млрд долл. США. За ра с сматриваемый период , падени е уровня с о вокупного внешнего долга наблюдалось только в 2010 году, когда произошло с о кращение объёмов счетов и депозитов нер е зидентов в российских банках, и после 2014 года – на 1 января 2015 года падение сост а вило 16%, на 1 января 2016 года – 13%. До 2010 года характерной спецификой динам и ки внешней задолженности РФ являлось п а дение внешней государственной задолже н ности при росте внешней задолженности банков и корпораций. В 2010 году произ о шел рост в уровне еврооблигаций Росси й ской Федерации, что значительно повлияло на совокупный рост внешней задолженн о сти РФ.

Что касается соотношения государстве н ного и корпоративного долга в структуре внешней задолженности, то за весь ра с смотренный период его превалирующая часть всегда приходилась на внешнюю з а долженность российс ких банков и корпор а ций (т абл. 1) . В 2006 году произошло знач и тельное снижение уровн я внешнего гос у дарственного долга: в большей мере это произошло из-за реструктуризации долга бывшего СССР, который вс е гда считался своеобразным тормозом развития эконом и ки Российской Федерации . Заметное и з менение наблюдалось с 2006 по 2007 год: долг бывшего СССР, включая долг перед Международным инвестиционным банком и Международным банком экономического сотрудничества, коммерческую задолже н ность бывшего СССР, долг западным кр е диторам и странам Восточной Европы, уменьшился с 41,8% от общего госдолга до 19,3% (с 34 до 9 млрд долл. США – в 3,5 раза) . Немалую роль сыграло досрочное погашение задолженности перед Пари ж ским клубом в 2005 и 2006 годах. Считае т ся, что это помогло сэкономить Российской Федерации 12 млн долл. , что составляет сумму процентных платежей по этому до л гу. Произошло досрочное погашение всего остатка задолженности, реструктуризир о ванной в рамках Парижского клуба кред и торов д о 2020 года, который составил 21,3 млрд долл. США . В чи с ло стран-кредиторов входило 17 стран: Канада, А в стралия, Германия, США, Нидерланды, А в стрия, Италия, Бельгия, Великобритания, Швейцария, Дания, Япония, Испания, Н и дерланды, Норвегия, Норвегия, Швеция. Общая сумма, выплаченная РФ, составила 22,5 млрд долл. и включает в себя сумму задолженн о сти, а также плату за досрочное погашение. Такие выплаты привели к тому, что на тот момент Россия стала меньше з а висеть от внешних факторов, таких как о т ношения с кредиторами и цен на наши эк с портные товары. Что касается задолженн о сти банков и корп о раций, то начиная с 2008 года ее доля была не менее 89% с пиковым значением в 93% в 2009 году.

Таблица 1. Соотношение внешнего государственного и корпоративного долга Росси й ской Федерации

1/1/ 06

1/1/ 07

1/1/ 08

1/1/ 09

1/1/ 10

1/1/1 1

1/1/12

1/1/13

1/1/14

1/1/15

1/1/16

Внешний государс т венный долг

31,9%

15,5%

8,5%

6,7%

9,9%

9,5%

8,6%

11,0%

10,7%

8,7%

8,1%

Внешний корпор а тивный долг

68,1%

84,5%

91,5%

93,3%

90,1%

90,5%

91,4%

89,0%

89,3%

91,3%

91,9%

Источник данных: составлено автором по данным Банка России URL : дата обращения: 13.04.2016)

О бъем корпоративного долга значител ь но увеличивается с 2005 года, когда он с о ставлял 108, 1 млрд долл. США . В год начала кризиса (2008 год) можно наблюдать снижение темпов роста долга, особенно в банковской сфере, в 2009 году его размер вообще сокращается, у предприятий и орг а низаций долг же продолжает расти. За 2011-2012 гг. корпоративный долг увеличился еще на 122 млрд . Тенденция роста н а блюдалась до 2014 года.

Своеобразный перелом в динамике пр о изошел в 201 4 году. За этот год Россия с о кратила внешнюю задолженность на 18% (р ис. 3) . Причина падения вполне объекти в на – в услов и ях закрытия доступа к рынкам внешнего финансирования , в связи с введ е нием в 2014 году западных санкций , ро с сийская сторона была вынуждена снижать объемы внешних заимствований. В частн о сти, государственная внешняя задолже н ность уменьшилась на 33,6% за год, задо л женность Центрального банка – на 37,5%, долг банков – на 20%, задолженность пр о чих секторов экономики – на 14,3% . В то же время произошло снижение суверенного рейтинга РФ: так, международное рейти н говое агентство Standard & Poor ’ s понизило рейтинг России с инвестиционного « BBB -» до «спекулятивного» « BB +», прогноз «нег а тивный». Что касается суверенных креди т ных рейтингов России по обязательствам в иностранной валюте, то они были пониж е ны с «BBB-/A-3» до «BB+/B», по обязател ь ствам в национальной валюте – с «BBB/A-2» до «BBB-/A-3». В январе 2015 года также агентство Fitch снизило суверенный рейтинг РФ до уровня «BBB-» и агентство Moody’s рейтинг государственных российских обл и гаций до уровня «Baa3», тем самым оба агентства поместили рейтинги Российской Федерации на нижний уровень инвестиц и онной категории . Все эти явления пр и водили к объективному па дению уровня внешнего долга Российской Федерации за последние два г о да .

Таким образом, изучив структуру вне ш ней задолженности Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:

распределение в структуре внешнего долга между государственным долгом и долгом частного сектора однозначно нера в номерно, причем за последние четыре года это соотнош е ние только увеличивалось в сторону внешней корпоративной задолже н ности – на текущий момент 91,9% внешней задолженности – это долг российских ба н ков и корпораций (включая квазисувере н ную задолженность) ;

за последние два года динамика изм е нения внешнего долга Российской Федер а ции и з менилась: если до этого наблюдался ее перманентный рост, то анализ данных последних двух л ет показывает тренд пад е ния внешнего долга страны на 18% в 2015 году и 14% на н а чало 2016 года;

— также , изменилась тенденция прошлых лет, проявляющаяся в сокращении внешн е го государственного долга и увеличение внешнего корпоративного долга: начиная с 2010 года и до 2014 года , рос объем не только внешнего корпоративного долга, но и государственного долга РФ.

Таким образом, в рамках существующе й структур ы внешней задолженности Росси й ской Федерации, серьезной проблемой я в ляется размер внешней корпоративной з а долженности страны, а в качестве дальне й ших направлений исследований можно в ы делить поиск потенциальных путей реш е ния проблем внешней задолженности ро с сийских банков и ко р пораций.

Библиографический список

1. Внешний долг Российской Федерации (млн долл. США)//Банк России [Электронный р е сурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt/debt_new.xlsx

2. Внешний долг Российской Федерации в национальной и иностранной валютах (детал и зированное аналитическое представление) //Банк России [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_det_an_cur.xlsx (дата обращения: 12.04.2016)

3. Валютная структура внешнего долга Российской Федерации// Банк России [Электро н ный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/debt_currency-compos.xls (дата обращения: 13.04.2016)

4. Сахаров Е.В. Внешний долг бывшего СССР/Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2005. №12. С. 287.

5 . Гриценко А.Н. Влияние внешнего долга на положение населения России / Ученые з а писки Российского государственного социального университета . – 2008. – №4. – С.82.

6. ПРЕСС-РЕЛИЗ Подписан Многосторонний протокол о досрочном погашении задо л женности Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба / Пресс-служба Минфина России // Минфин России 30.06.2006 [ Электронный р е сурс].URL: http://www.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id_4=2818 (дата обращения: 15.04.2016 )

7. Аганбекян А.Г. Возрастающий корпоративный долг перед иностранными инвест о рами – «петля на шее» национальной экономики / Деньги и кредит. – 2013. – №3. – С. 3.

8. S&P понизило суверенный рейтинг России до «спекулятивного» [Электронный р е сурс]. URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7607460 (дата обращения: 13.04.2016)

THE RUSSIAN FEDERATION EXTERNAL DEBT STRUCTURE: PUBLIC AND CORPORATE DEBT PROPORTION, ITS DYNAMIC

A.I. Zhilyakova , student

Finance university under the government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Abstract. The article deals with the Russian Federation external debt structure and dynamic of its two main parts: public sector debt and the debt of banks and corporations. It consists of two parts: first part is devoted to current external debt structure of the Russian Federation as of 1 Ja n uary 2016, second part implies the analysis of external debt and its parts’ dynamic from 2006 to present. The article may be useful for economists who are interested in the analysis of current e x ternal debt of the Russian Federation and its dynamic, as well as proportion of external public debt and external debt of Russian banks and corporations.

Keywords: external debt, external debt dynamic, external corporate debt of the Russian Feder a tion, the Russian Federation public debt, quasi-sovereign debt.

19.1. В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – Основные направления) главной задачей на предстоящую трехлетку является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета, при этом планируется планомерное его снижение по отношению к ВВП на 1 процентный пункт ежегодно в 2017 - 2019 годах. Роль средств суверенных фондов в качестве источников финансирования дефицита бюджета будет снижаться, в структуре источников его финансирования будет расти доля внутренних заимствований. При этом объем заимствований на внешних рынках будет определяться в первую очередь задачей по поддержанию ликвидности рынка суверенных еврооблигаций. В Основных направлениях указано, что реализация такой стратегии финансирования дефицита позволит сохранить уровень государственного долга в приемлемых объемах – до 17 % ВВП.

Государственный долг в 2017 году по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 13 445,2 млрд. рублей (16,2 % ВВП) до 13 972,2 млрд. рублей (16,1 % ВВП), или на 527,0 млрд. рублей (на 3,9 %), в 2018 году – до 15 177,1 млрд. рублей (16,4 % ВВП) , или на 1 731,9 млрд. рублей (на 12,9 %), в 2019 году – до 16 651,9 млрд. рублей (16,8 % ВВП) , или на 3 206,7 млрд. рублей (на 23,9 %). При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2017 - 2019 годах будет увеличиваться и составит 74,1 %, 76,3 % и 76,8 %, доля государственноговнешнего долга снижаться – 25,9 %, 23,7 % и 23,2 % соответственно.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по сравнению с оценкой 2016 года увеличится с 9 867,8 млрд. рублей до 12 788,4 млрд. рублей в 2019 году, или на 2 920,6 млрд. рублей (в 1,3 раза). Прогнозируется увеличение объема государственного внешнего долга Российской Федерации с 3 577,4 млрд. рублей в 2016 году до 3 863,5 млрд. рублей в 2019 году, или на 286,1 млрд. рублей (на 8 %).

Динамика объема и структуры государственного долга в 2014 – 2019 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.

(млрд. рублей)

2014 год, отчет 2015 год, отчет 2016 год, закон 2016 год, оценка 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект
Государственный долг Российской Федерации 10 299,1 10 951,9 12 317,5 13 445,2 13 972,2 15 177,1 16 651,9
% к ВВП 13,2 13,6 15,7 16,2 16,1 16,4 16,8
% к предыдущему году 136,4 106,3 112,5 122,8 103,9 108,6 109,7
% к 2016 году 103,9 112,9 123,9
в том числе:
Государственный внутренний долг 7 241,2 7 307,6 8 817,8 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4
% к ВВП 9,3 11,2 11,9 11,9 12,5 12,9
% к предыдущему году 126,5 120,4 114,4 104,9 111,9 110,4
% к 2016 году 104,9 117,4 129,6
Государственный внешний долг 3 057,9 3 644,3 3 499,7 3 577,4 3 620,6 3 596,2 3 863,5
% к ВВП 3,9 4,5 4,4 4,3 4,2 3,9 3,9
% к предыдущему году 167,5 119,2 98,2 101,2 99,3 107,4
% к 2016 году 101,2 100,5
Справочно:
ВВП 77 945,1 80 804,3 78 673,0 82 815,0 86 806,0 92 296,0 98 860,0
Курс рубля к доллару США 61 63,3 67,5 67,5 68,7 71,1
Государственный внешний долг в млрд. долларов США 50,0 55,1 55,1 53,6 52,8 53,6

Анализ приведенных данных показывает, что в 2017 - 2019 годах по сравнению с оценкой 2016 года наряду с увеличением абсолютного объема государственного долга Российской Федерации увеличивается его отношение к ВВП с 16,2 % до 16,8 % в 2019 году, при этом государственный внутренний долг увеличится с 11,9 % ВВП до 12,9 % ВВП в 2019 году, внешний долг уменьшится с 4,3 % ВВП до 3,9 % ВВП соответственно.

Проектом паспорта государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» значение целевого показателя «Государственный долг Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту, не более» снижено в 2016 году с 14,3 % до 20 %, такое же значение показателя предусматривается и в 2017 - 2019 годах. Таким образом, объем государственного долга Российской Федерации в предстоящем периоде прогнозируется на уровне до 17 % ВВП, то есть сохранится на относительно безопасном уровне.

Данные об изменении объема государственного долга в 2008 – 2019 годах представлены на следующей диаграмме.

В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используются различные показатели долговой устойчивости. При проведении анализа показателей долговой устойчивости с бюджетных позиций оцениваются соотношения государственного долга правительства и показателей, характеризующих состояние государственного бюджета.

Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2014 – 2019 годах приведены в следующей таблице.

Наименование показателя 2014 год 2015 год 2016 год (оценка) 2017 год (прогноз) 2018 год (прогноз) 2019 год (прогноз) Критерий (индика-тивные значения)
Государственный долг Российской Федерации, % ВВП 13,2 13,6 16,2 16,1 16,4 16,8 < 50 %
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, % 70,3 66,7 73,4 74,1 76,3 76,8 > 50 %
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % 2,8 3,3 3,9 4,5 5,3 5,4 < 10 %
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, % 5,6 10,1 9,4 11,9 11,9 11,6 < 10 %
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, % 80,2 100,6 103,6 108,2 112,2 < 250 %
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 9,6 12,7 17,1 16,3 15,6 15,3 < 220 %
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, % 0,8 1,7 1,3 1,9 2,3 1,6 < 25 %

Из приведенных в таблице данных видно, что такие показатели, как отношение государственного долга к ВВП, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, отношение государственного долга к доходам федерального бюджета даже с учетом роста их значений в 2017 - 2019 годах не превышают пороговых значений. В то же время коэффициент, характеризующий отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, согласно параметрам законопроекта в 2017 - 2019 годах незначительно превышает пороговый уровень .

Коэффициент покрытия, показывающий отношение объема платежей на погашение и обслуживание государственного долга к общему объему заимствований, в 2017 - 2019 годах составит 84,7 %, 92,9 % и 91,9 % соответственно (в 2015 году его значение составило 195,2 %, в 2016 году – 104,8 %). Снижение указанного соотношения в основном обусловлено значительным увеличением объемов государственных заимствований Российской Федерации за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в рассматриваемом периоде. На фоне наблюдающегося за последние два года значительного роста совокупного объема спроса со стороны инвесторов на их условиях резкое увеличение объемов государственных заимствований может привести к ухудшению условий размещения государственных облигаций (росту доходности и сокращению сроков заимствований в условиях ограничения емкости российского долгового рынка и горизонта инвестирования его участников), а также к значительному увеличению объема государственного внутреннего долга Российской Федерации и увеличению долговой нагрузки на федеральный бюджет в части его обслуживания.

19.2. верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2018 года предусматривается в размере 10 351,6 млрд. рублей, что на 483,8 млрд. рублей, или на 4,9 %, выше предельного объема государственноговнутреннего долга по состоянию на 1 января 2017 года, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений.

Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (по состоянию на конец года) в 2015 – 2019 годах представлена в следующей таблице.

2015 год, отчет 2016 год (Федеральный закон № 359-ФЗ с учетом изменений) 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект 2019 год к 2016 году, %
млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % млрд. рублей струк-тура, % %
Государственный внутренний долг, всего 7 307,6 9 867,8 10 351,6 11 580,9 12 788,4 129,6
в том числе:
государственные ценные бумаги 5 573,1 76,3 6 141,1 62,2 7 205,2 69,6 8 301,0 71,7 9 388,8 73,4 153,7
государственные гарантии 1 734,5 23,7 3 726,7 37,8 3 146,4 30,4 3 279,9 28,3 3 399,6 26,6 91,2

Анализ приведенных данных показывает, что рост государственного внутреннего долга обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. При этом доля долга по государственным ценным бумагам в объеме государственного внутреннего долга увеличится с 69,6 % в 2017 году до 73,4 % в 2019 году, по государственным гарантиям – уменьшится с 30,4 % в 2017 году до 26,6 % в 2019 году.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2017 году составит 7 205,2 млрд. рублей, что на 1 098,0 млрд. рублей, или на 18 %, больше, чем в 2016 году, и на 1 632,1 млрд. рублей, или на 29,3 %, больше, чем в 2015 году. За 2017 – 2019 годы он увеличится в 1,5 раза и к концу 2019 года составит 9 388,8 млрд. рублей.

В соответствии с Основными направлениями Минфином России для дополнительного привлечения заемных средств планируется выпуск новых специальных государственных ценных бумаг для населения.

В соответствии со статьей 13 законопроекта и Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее – Программа гарантий) на 2017 год (приложение 45 к Законопроекту) предоставление государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее также – гарантии) предусматривается в 2017 году в объеме 190,1 млрд. рублей.

Планируемый объем предоставления гарантий в 2017 году значительно ниже объемов государственных гарантий, предусмотренных программами государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2012 – 2016 годах. Так, планируемый объем в 2017 году на 67,9 % ниже общей суммы гарантирования 2016 года (592,5 млрд. рублей), на 66,2 % ниже общей суммы гарантирования 2015 года (563,3 млрд. рублей).

При этом в течение ряда лет наблюдается негативная тенденция по неисполнению Программ гарантий: за 2011 год объем фактически выданных гарантий составил 48,1 % суммы гарантирования по Программе гарантий, за 2012 год – 67,8 %, за 2013 год – 68,3 %, за 2014 год – 77,1 %, за 2015 год – 37 %. За январь – октябрь 2016 года исполнение Программы гарантий составляет лишь 0,2 % установленного объема (592,5 млрд. рублей).

Данные об объемах предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации в 2017 - 2019 годах по целям гарантирования представлены в следующей таблице.

Цель гарантирования Объем предоставления госгарантий в 2017 году, млн. рублей Доля в общем объеме, % Объем предоставления госгарантий в 2018 году, млн. рублей Объем предоставления госгарантий в 2019 году, млн. рублей
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации 100 000,0 52,6 100 000,0 100 000,0
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым дочерними или зависимыми организациями Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», а также дочерними и зависимыми организациями указанных юридических лиц на цели приобретения принадлежащих АО «РОСНАНО» пакетов акций российских акционерных обществ или долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью 6 400,0 3,4 не предусмотрено не предусмотрено
По кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы» 43 724,7 не предусмотрено не предусмотрено
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе 8 000,0 4,2 9 000,0 9 000,0
По кредитам либо облигационным займам, привлекаемым акционерным обществом «РОСНАНО» на реализацию инвестиционных проектов в сфере наноиндустрии, финансирование инвестиционных фондов нанотехнологий, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных АО «РОСНАНО» ранее на реализацию целей, указанных в уставе АО «РОСНАНО» 21 100,0 11,1 13 400,0 не предусмотрено
По кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа 10 000,0 5,3 10 000,0 10 000,0
По кредитам, привлекаемым ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» на финансирование работ по организации серийного производства деталей двигателей и мотогондол перспективных двигателей для гражданской авиации 899,2 0,5 1 115,6 726,9
Итого 190 123,9 133 515,6 119 726,9

Основной объем гарантий, планируемых к предоставлению в 2017 году, приходится на цель гарантирования «по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов либо на иные цели, установленные Правительством Российской Федерации». В соответствии с законопроектом в 2017 году по указанной цели гарантирования планируется предоставить государственные гарантии в объеме 100,0 млрд. рублей, что составляет 52,6 % общего объема предоставления, предусмотренного Программой.

Объем предоставления гарантий по указанной цели составляет в 2016 году 175,3 млрд. рублей, или 29,6 % общего объема гарантирования; в 2015 году – 297,5 млрд. рублей, или 52,8 %; в 2014 году – 97,5 млрд. рублей, или 14,1 %; в 2013 году – 97,5 млрд. рублей, или 15,9 %; в 2012 году – 128,5 млрд. рублей, или 26 %.

Следует отметить недостаточный уровень исполнения Программ гарантий по указанной цели гарантирования за последние годы. Так, в 2012 году из предусмотренного объема фактически предоставлено государственных гарантий на сумму 67,6 млрд. рублей, или 52,6 % установленного объема гарантирования, в 2013 году гарантии не предоставлялись, в 2014 году фактически предоставлено 44,0 млрд. рублей, или 45,1 %, в 2015 году – 50,9 млрд. рублей, или 17,1 %. По состоянию на 1 октября 2016 года согласно Государственной долговой книге Российской Федерации гарантии по указанной цели не предоставлялись.

Также на протяжении ряда лет основной объем государственных гарантий приходился на цель гарантирования «по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения (реализации) государственного оборонного заказа». Так, в 2012 году объем гарантий по указанной цели составил 40,4 % общего объема, предусмотренного Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации за 2012 год; в 2013 году – 65,2 %; в 2014 году – 71,8 %; в 2015 году – 4,6 %; в 2016 году – 35,3 %. В 2017 году предоставления государственных гарантий по указанной цели не предусмотрено.

В 2017 году значительный объем предоставления государственных гарантий планируется по цели гарантирования «по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса на реализацию проектов, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы», который составляет 23 % общего объема, предусмотренного проектом Программы гарантий.

Следует отметить, что существуют риски неисполнения запланированных объемов предоставления государственных гарантий, предусмотренных Программой гарантий на 2017 год. Так, по состоянию на 1 октября 2016 года предоставлено всего 2 государственные гарантии на сумму 1 072,0 млн. рублей, или 0,2 % от объема, предусмотренного Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2016 год. При этом Счетная палата неоднократно отмечала неравномерность предоставления государственных гарантий в течение года. Так, основной объем предоставления государственных гарантий приходится ежегодно на декабрь.

Основной объем планируемых к предоставлению в 2017 году государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации приходится на гарантии с правом регрессного требования или с уступкой прав требований к лицу, по обязательствам которого представлена государственная гарантия Российской Федерации, – 83,6 % общего объема. Предоставление государственной гарантии без права регрессного требования запланировано АО «РОСНАНО» в размере 21,1 млрд. рублей (объем государственного гарантирования АО «РОСНАНО» в 2016 году составляет 35,5 млрд. рублей) и по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории СКФО, на реализацию инвестиционных проектов на территории СКФО, – в размере 10,0 млрд. рублей.

Проектом Программы гарантий на 2017 год на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются бюджетные ассигнования:

за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета по гарантиям, предоставляемым с правом регрессного требования, – 80 573,4 млн. рублей;

по расходам федерального бюджета по гарантиям, предоставляемым без права регрессного требования и без уступки прав требования, – 11 169,9 млн. рублей.

По информации Минфина России, объем планируемых бюджетных ассигнований на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в 2017 году в связи с увеличением объема обязательств увеличился по сравнению с установленным на 2016 год Федеральным законом № 359-ФЗ: по источникам финансирования дефицита федерального бюджета – на 39 635,2 млн. рублей, или в 2 раза, по расходам федерального бюджета – на 6 479,2 млн. рублей, или в 2,4 раза.

Анализ фактического использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных гарантий по возможным гарантийным случаям, показал, что в 2014 – 2015 годах исполнение государственных гарантий не осуществлялось, за январь – сентябрь 2016 года гарантом исполнены обязательства в сумме 133,84 млн. рублей.

До настоящего времени Минфином России меры по реализации бюджетных полномочий по организации составления проекта федерального бюджета в части осуществления методологического руководства при формировании проекта программы государственных гарантий не приняты. Нормативный акт Минфина России по утверждению порядка формирования проекта программы государственных гарантий Российской Федерации (в том числе по целям и объемам гарантирования, наличию или отсутствию права регрессного требования гаранта к принципалу, а также по наличию иных условий, в том числе осуществления анализа финансового состояния принципала при предоставлении гарантии) не принят.

Следует отметить, что Счетная палата еще в своем заключении на отчет об исполнении федерального бюджета за 2015 год отмечала, что нормативный документ Минфина России, определяющий порядок формирования проектов программ государственных гарантий Российской Федерации, в том числе в валюте Российской Федерации, не утвержден.

19.3. В соответствии со статьей 1 законопроектаверхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2018 года предусматривается в сумме 53,6 млрд. долларов США , или 48,7 млрд. евро, что на 1,5 млрд. долларов США, или на 2,7 %, меньше верхнего предела внешнего долга по состоянию на 1 января 2017 года, установленного Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений.

Динамика объема и структуры государственного внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

(млн. долларов США)

2015 год, отчет 2016 год, оценка 2017 год, проект 2018 год, проект 2019 год, проект
сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, % сумма струк-тура, %
Государственный внешний долг Российской Федерации - всего 50 002,4 52 803,0 53 558,8 52 806,8 53 585,9
в том числе:
кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте 2 209,9 4,4 1 693,3 3,2 1 529,6 2,9 1 317,1 2,5 1 093,7
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 35 916,6 71,8 37 653,8 71,3 37 373,3 69,8 35 633,8 67,5 35 436,3 66,1
государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 875,9 23,8 13 455,9 25,5 14 655,9 27,4 15 855,9 17 055,9 31,8

При расчете объемов государственного внешнего долга Российской Федерации на указанные даты использованы следующие прогнозные курсы валют: 64,9 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2017 года; 67,6 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2018 года; 68,1 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2019 года; 72,1 рубля за 1 доллар США для расчета долга на 1 января 2020 года. Для пересчета в доллары сумм долга, выраженного в евро, использован коэффициент 1,10, за исключением долга на 1 января 2017 года, рассчитанного с применением коэффициента 1,11.

Наиболее значительная часть государственного внешнего долга Российской Федерации приходится на государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. На 1 января 2017 года и 1 января 2018 года она будет составлять соответственно 71,3 % и 69,8 % суммы государственного внешнего долга, выраженной в долларах США, что несколько ниже, чем на 1 января 2016 года (71,8 %). В 2018 и 2019 годах доля государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, еще немного снизится и составит 67,5 % и 66,1 % соответственно.

Прогнозируется, что доля долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте составит на 1 января 2017 года и 1 января 2018 года соответственно 25,5 % и 27,4 % (по сравнению с 23,8 % на 1 января 2016 года), на 1 января 2019 года и 1 января 2020 года – 30 % и 31,8 %. Доля долга перед МФО, правительствами иностранных государств и по депозитному соглашению с Центральным банком Ливии будет продолжать снижаться: с 4,4 % на 1 января 2016 года до 2 % на 1 января 2020 года.

На 1 января 2016 года государственный внешний долг по облигациям внешних облигационных займов Российской Федерации (далее – ОВОЗ) составил 35 911,2 млн. долларов США (2 617,3 млрд. рублей). В 2016 году были размещены ОВОЗ на сумму 3 000,0 млн. долларов США, и с учетом погашения в сумме 1 273,1 млн. долларов США на 1 января 2017 года долг по еврооблигациям составит 37 650,5 млн. долларов США (2 443,5 млрд. рублей).