Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков. Религия хорватии



Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм - это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии - отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии - это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему - это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии - личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.

Трудно поверить, но между балканскими славянами никаких чрезвычайных разногласий не было. Вплоть до XIX столетия самыми дружными народами являлись именно хорваты и сербы. Отличие всё же существовало, но только религиозное! Хорваты находились под властным влиянием Италии, Австрии в течение всего периода Средневековья. Первые хорватские поселения возникли на территории Средиземноморья в VII столетии.

Эти события связаны с поиском спасения славянских племён от аваров, германцев и гуннов, рассеявшихся по всей стране. Более всего славяне облюбовали владения сегодняшнего Загреба с его прилегающими территориями. Впрочем, добраться до благоденствующих земель побережья, находившегося под руководством римлян, им так и не удалось. Тогда славяне создали несколько автономных княжеств.

Хорватия в составе Венгрии

Ближе к X столетию хорваты заручились содействием Византии, собрали немалую силу для создания сплочённого государства. Даже по сей день хорватский народ любит заострить внимание на своём христианстве. Первоначальный период подъёма продлился недолго, пока внутренние разногласия не стали угрозой для государственного единства. Тогда дворянское содружество в 1102 году признало своим государем Кальмана I, венгерского короля. В итоге Хорватия вошла в состав королевства Венгрии. При этом стороны договорились, что Кальман оставит без изменений административно-политическую структуру, аристократические привилегии.

Гнёт венгерского королевства

Пребывая под управлением Венгрии, хорватам пришлось разделить немало тяжёлых исторических перемен с этим королевством. Бесспорно, наиболее существенный ущерб нанесли нападения османов. В связи с тем, что эти наступления непрерывно перемещались на север, венгерское правительство в 1553 году военизировало приграничные территории Словении, Хорватии. Напряжённое военное состояние длилось в течение 25 лет. За это время большинство жителей перебрались на более безопасные территории.

Впрочем, турецкая армия под предводительством османского султана Сулеймана Великого пробила оборону. Более того, армия смогла подойти к воротам Вены, но захватить сам город не удалось. В 1593 году битва при Сисаке вынудила османов покинуть завоёванные хорватские земли. В их владении остались только боснийские окрестности.

Единение и распри двух славянских народов

Находясь под влиянием австрийцев и венгров, хорваты незаметно утрачивали свою национальную индивидуальность. Впрочем, чувство единого презрения к турецким захватчикам испытывали одновременно и хорваты, и сербы. Отличие существовало лишь в одном — несоответствие традиций. Однако чувство ненависти к узурпатору было гораздо сильнее, чем несущественные различия в обычаях. Примерам боевого единства хорватских и сербских мятежников нет числа! Они вместе сражались с заклятыми османскими оккупантами, а также с не менее опротивевшими Габсбургами.

В 1918 году возникла благоприятная ситуация — распад Австро-Венгерской империи. Произошедшее событие дало возможность отсоединиться южным землям. Так сформировалось единое королевство Югославия. В принципе, вытеснение турок и образование отдельного королевства должно было ещё больше сблизить славянские народы. Однако всё произошло наоборот…

Причина возникновения первых конфликтов

Первые всплески соперничества появились после окончания второй Тогда-то и началась истинная история конфликта сербов и хорватов! Необходимость реконструкции Балкан превратилась в не затихающую по сей день вражду.

Фактически одновременно появляются, стремительно обретая признание, два идущих вразрез течения. Сербские умы выдвинули концепцию «Великой Югославии». Причём системный центр обязательно должен быть сформирован именно в Сербии. Реакцией на это заявление стало появление националистического издания «Имя серб», написанного лихой рукой Анте Старчевича.

Несомненно, эти события развивались давно. Однако и по сей день существует непреодолимая преграда, которую не могут разрешить между собой хорваты и сербы. Отличие двух братских народностей искаженно проявляется даже в понимании самого насущного для них вопроса. Если для серба гостем является тот, кого кормит хозяин, то для хорвата — это тот, кто кормит хозяина.

Отец хорватской нации

Анте Старчевич первый подал идею, что хорваты не славяне! Мол, они отпрыски германцев, поспешно ставшие славяноязычными, потому что таким образом хотят лучше руководить балканскими рабами. Какая ужасная ирония судьбы! Мать «отца хорватской нации» была православной, а отец - католиком.

Несмотря на то что родители были сербы, сын стал идейным вождём Хорватии, распространявшим концепцию геноцида сербов у себя в стране. Примечательно, что его ближайшим другом был еврей Иосиф Франк. Хотя Анте Старчевич питал глубокое отвращение и к этой нации. Сам же Иосиф также стал националистом хорватов, приняв католичество.

Как видим, авторская фантазия развилась у парня безгранично. Грустно в этой истории одно. Бредовые напутствия Старчевича откликнулись в сердцах хорватской молодёжи. В результате по Далмации, Славонии в начале столетия прокатилась череда сербских погромов. На тот момент никому даже в голову бы не пришло, что хорваты — это искусственно переделанные сербы!

К примеру, под предводительством «отца нации» с 1 по 3 сентября в 1902 году совместно с его другом Франком хорваты в Карловце, Славонском Броду, Загребе разрушали сербские магазины и мастерские. Они незванно вторгались в дома, выбрасывали личное имущество, избивали.

Зыбкий мир единого королевства

Одним из результатов Первой мировой войны стало возникновение объединённого королевства. Многие исторические сведения подтверждают причастность сербов к яростному неприятию находящихся внутри королевства словенцев и хорватов.

Экономика в Словении, Хорватии была более развитой. Поэтому они, в свою очередь, задавались справедливым вопросом. Почему нужно кормить убогую метрополию? Куда лучше сформировать своё автономное государство, живя припеваючи. К тому же для серба каждый православный славянин всегда был и останется чуждым!

Хорватский геноцид

Существование королевства Югославии продлилось недолго — началась Вторая мировая война. В 1941 году, 6 апреля немецкие самолёты напали на Белград. Спустя всего два дня нацистская армия уже захватила эту территорию. Во время войны набрало фанатичную популярность объединение усташей Анте Павелича. Хорватия стала немецким наёмником.

Белградские историки уверены, что примерное число убитых усташами - 800 тыс. цыган, евреев и сербов. Только 400 человек смогли убежать в Сербию. Сами же хорваты это количество не опровергают, но утверждают, что большинство из них - партизаны, погибавшие с оружием в руках. Сербы, в свою очередь, уверены, что 90 % пострадавших — мирное население.

Если сегодня турист невзначай окажется на сербской земле, не исключено, что хозяева проявят лояльную заинтересованность к гостю. Хорватская же сторона - наоборот! Даже несмотря на отсутствие громоздких азиатских заграждений, калиток любое нелегальное появление в их личном пространстве воспринимается как проявление хамства. Основываясь на этих сведениях, можно чётко себе представить, кто такие хорваты, сербы. Особенности характеров наиболее ярко выражены в менталитете этих двух народов.

Нацисты и мученики

После окончания войны Югославия оказалась под влиянием СССР. Новое государство возглавил Иосип правивший железной рукой до своей смерти. При этом Тито не воспринял совет своего ближайшего товарища Моше Пьяде, сознательно смешав коренное население Словении и Хорватии с сербами. После 1980 года из-за политических и территориальных конфликтов в Югославии стал постепенно происходить раскол, в котором больше всего пострадали хорваты и сербы. Отличие между двумя когда-то братскими народами снова свелось к непримиримой вражде.

Сражавшиеся за федерализм хорваты ещё при Габсбургах не хотели приспосабливаться к сербам. Также хорваты не хотели признать, что само рождение южного обязано исключительно страданиям и военным победам сербов. Сербы, в свою очередь, не собирались идти на компромиссы с теми, кто только недавно снял свой австрийский мундир. Вдобавок решительно, а временами даже безжалостно воюющие на стороне Австрии хорваты никогда не переходили на сербскую сторону. В отличие от словаков, чехов.

Война внутри страны

Позднее, в начале 1990 года, произошёл распад СССР, во время которого последовал окончательный раскол Югославии. В итоге Хорватия, провозгласив независимость, отсоединилась от страны. Впрочем, сербы в Хорватии сами разжигали межтерриториальные столкновения внутри страны. Спустя непродолжительное время это привело к жестокой гражданской войне. Сербская и югославская армии вторглись на территорию Хорватии, захватив Дубровник и Вуковар.

Всё же постараемся беспристрастно посмотреть на разразившийся конфликт, без разделения на «левых» и «правых». Хорваты и сербы. В чём отличие? Если говорить о религиозных мотивах, можно с уверенностью утверждать, что одни — католики, а другие — православные. Однако это удел межцерковных конфликтов, основной целью которых является исключительно процветание конфессий. Поэтому не стоит забывать, что хорваты с сербами в первую очередь два братских народа, которых стравливали на протяжении всего XX столетия их общие враги.

Термин "Отечественная война" в Хорватии

У хорватов гражданская война носит название Отечественной. К тому же они крайне обижаются, если кто-то назовёт её иначе. На фоне этого не столь давно разразился даже международный скандал со Швейцарией. Страна запретила въезжать на её территорию хорватскому певцу Марко Перковичу Томпсону. Утверждалось, что Марко своими выступлениями разжигает межрасовую, религиозную вражду.

Когда швейцарцы опрометчиво использовали в тексте название «Гражданская война», этим они вызвали шквал эмоций у хорватского министерства. В ответ хорватская сторона отправила протестное письмо в обход своего президента Степана Месича. Естественно, подобный поступок у него вызвал справедливое возмущение. К тому же президенту не понравилось, что хорватские чиновники защищали ненавистного Томпсона, который действительно был неоднократно замечен в разжигании конфликтов. Впрочем, когда вопрос касается точных формулировок, на остальное можно закрыть глаза.

Виновник новой войны — югославская армия

Несомненно, война была во многом именно гражданской. Во-первых, начало положили разразившиеся ещё в объединённой Югославии междоусобные конфликты. К тому же сербы, поднявшие восстание против хорватского руководства, являлись фактическими гражданами этой страны.

Во-вторых, война за хорватскую автономию велась только в первое время. Когда Хорватия получила международный статус независимости, война всё равно продолжилась. Впрочем, на этот раз решался вопрос возобновления территориального единства Хорватии. Вдобавок ко всему эта война носила явный религиозный оттенок. Впрочем, нет ли в этой истории одного но, не дающего назвать гражданской войну, в которой участвовали только хорваты и сербы?

История, как известно, строится исключительно на неопровержимых фактах! А они говорят о том, что в роли подлинного агрессора Хорватии выступала южная народная армия (ЮНА). К тому же Хорватия по-прежнему пребывала в составе Югославии, где формально главенствовали два хорватских деятеля — президент Степан Месич совместно с премьер-министром Анте Марковичем. К началу наступления на Вуковар югославская армия уже законно находилась на территории Хорватии. Поэтому произошедшее вторжение невозможно назвать агрессией извне.

Впрочем, хорватская сторона совершенно не хочет признавать, что ЮНА никогда не представляла интересы Сербии. До нападения на Вуковар, которое произошло 25 августа 1991 года, ЮНА выступала в роли противоборствующей стороны. В дальнейшем югославская армия стала представлять только своих генералов, а также незначительную часть коммунистического руководства.

Виновна ли Хорватия?

Даже после вывода югославских войск из Восточной Славонии, Западного Сриема и Бараньи ЮНА всё равно продолжала свои нападения на Хорватию. В частности, на Дубровник. Причём ярко выраженная агрессия проявлялась со стороны Черногории. Немаловажно знать, что в нападении также участвовали и Хорватия, в свою очередь, также воевала против Армии на территории Герцеговины, Боснии.

По подсчётам специалистов, на балканском полуострове жертвами войны, продолжавшейся целых четыре года, стало не менее 20 тыс. человек. Благодаря содействию ООН совместно с другими международными организациями в 1995 году война в Хорватии была прекращена. Сегодня все разговоры сводятся к возвращению беженцев, которые, в свою очередь, больше говорят о возвращении, чем собираются это сделать.

Бесспорно, сербско-хорватские отношения на сегодняшний день далеки от безоблачных. А взаимные столкновения происходят и по сей день. Особенно в тех местностях, которые наиболее пострадали от военных действий. Однако нездоровая демонизация хорватского народа, проводившаяся все 90-е и продолжаемая некоторыми сейчас, совершенно не совпадает с реальностью!

Хорватия, как большинство европейских стран, исповедует христианство. Однако, на протяжении многих веков соотношение католиков и православных хорватов в стране постоянно менялось.

История принятия христианства

Касаясь вопроса возникновения христианской веры на территории Хорватии в VII в., нельзя не отметить, что на тот момент ни одна славянская страна еще не приняла крещение. Хорватия стала первым государством, которое признало новую веру, заменившую собой старославянские обряды и верования.

При этом, среди хорватских христиан не было единства, поскольку на территории страны пересеклись интересы двух влиятельных направлений христианской церкви - католицизма и православия.

Какая религия в Хорватии

До Х века большая часть хорватов относилась к православным христианам, которые находились «под опекой» Византийской Церкви. На протяжении этого периода службы в церквях правились на старославянском или хорватском языке, который уже тогда был признан государственным языком Хорватии.

Начиная с ХI века, когда к власти пришел король Петр Крешимир началась экспансия католической Римской церкви, миссионеры которой занимались перекрещиванием хорватов из православных христиан в католиков. Король ввел обязательный обет безбрачия для священников, освободил церковь от налогообложения и запретил использовать хорватский язык при богослужениях. Вместо него активно насаждалась латынь, которая была официальным языком Римской католической церкви.

Современные религиозные проблемы

На вопрос о том, какой сегодня , можно ответить просто - хорватский. А вот однозначно сказать, какая религия в стране основная, невозможно. Вплоть до начала ХХ века в Хорватии как-то уживались представители католицизма и православия, территориально разделив между собой государство. Но в первой половине ХХ столетия, до начала второй Мировой войны, католическая церковь подвергалась гонениям, а ее священников зачастую арестовывали.

Только в 1990 году, когда страны находилась в упадке, католическая церковь вновь добилась доминирующей позиции, что объясняется массовыми миграциями православных сербов из Хорватии в другие европейские страны. Сегодня доля католиков в общей массе хорватских христиан составляет около 75%.

Хорватия является довольно терпимым в плане религии государством. Многонациональный состав населения страны способствует развитию различных религиозных направлений, в том числе мусульманства и иудаизма.

    Сообщения

  • Два народа, которые говорят практически на одном и том же языке и раньше бок о бок жили в одной стране, фактически ненавидят друг друга.

    Сербский и хорватский язык – по сути, диалекты одного и того же языка – сербохорватского, как он назывался в уже несуществующей Югославии. В написании язык отличается тем, что хорваты используют исключительно латинские буквы, а сербы также используют кириллицу. В произношении отличается сербская «экавица» от хорватской «иекавицы», то есть в одни и те же словах сербы произносят коротко «э», а хорваты тянут «ие». Еще имеются различия в плане словообразования: сербы предпочитают заимствованные слова из иностранных языков: «футбол», а хорваты стараются выдумать свое со славянскими корнями: «ногомет».

    Тем не менее, сербы, хорваты, а также боснийцы и черногорцы прекрасно понимают друг друга, даже говоря на разных диалектах. Для сравнения – серб или хорват поймет словенца или болгарина, если те будут использовать родной язык, только на 60-70%. Различий между сербским и хорватским языками намного меньше, чем между русским и украинским или белорусским.

    Однако отношения между двумя государствами более, чем сложные. Хорватия до сих пор не может забыть нападение Югославии в 1991 году и осаду Дубровника. Иск против Сербии по этому поводу был подан Хорватией в международный суд еще в 1999 году. Теперь уже и Сербия обвиняет хорватов в геноциде против сербов. Надо отметить, что в Сербии до сих пор проживает немалочисленное хорватское меньшинство, а вот в Хорватии ряды сербов значительно оскудели после нескольких хорватских операций по изгнанию сербов с территории Хорватии, а, впоследствии, открытой неприязни хорватов, относившихся к сербам, как к людям «второго сорта».

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны. http://nvl22.ru/publ/pochemu_serby_i_khorvaty_nenavidjat_drug_druga/38-1-0-77

    На дюковском штормфронте общаюсь с теми и другими,в переписках узнаю что нелюбят друг друга.Но сразу все происнилось когда вспыхнула Украина,хорваты стали склонятся к «правому сектору» и только сербы не верят,что этот сектор «правый» и с таким событием они сталкивались.Полностью поддержали меня,там в российском разделе модер русофоб аля Людота Коган.Все оттуда ушли,только он и «мороз» из наших,русофобы.

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они свои и я их уважаю.

    Сербы откровенно не любят хорватов, во-первых, из-за сербского принципа не любить никого, кто воевал против Сербии, во-вторых, они все еще припоминают Хорватии сотрудничество с нацистской Германией, а, в-третьих, из-за разных верований. В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны. [B]Боснийское мусульманство, хорватское католичество и сербское православие не смогли сочетаться на территории одной страны, а, напротив, породили различные конфликты и войны.

    Собственно, как я тоже для себя не так давно открыл, это аксиома и очевидность для тех, кто занимается политологией чуть повыше дилетанского уровня.
    Там четко обозначено следующее понимание построения ЛЮБОЙ цивилизации:
    - основа — ВСЕГДА культ (вера-концепция — назови как хош);
    — на ней строится философия . нам запудрили мозги, что это отвлеченное понятие, что философия может существовать отдельно. Но по жизни — это не так. Философия ВСЕГДА производная от культового базиса.
    — 3-й этаж — свободные науки и искусство — которые тоже обязательно опираться на нижние этажи (если их даже и не видно);
    — 4-й этаж — на базисе 3-го этажа строится в обществе культура хозяйственная, культура производства
    — из культуры производства — а не от фонаря проистекает политика (система взаимодействия в обществе)
    — и уже как производная от культуры политической, то бишь порядка взаимодействия в обществе) формируется культура бытовая

    Это непреложный закон развития любого общества. Чего далеко ходить на Балканы — посмотрим поближе на ту же Украину. Ведь бендеры и восточные украинцы — это та же песня что и сербы-хорваты… И разница всё та же — одни католики, а другие православные…
    В итоге — если называть вещи своими именами — это два разных, причем враждебных (также как и сербы-хорваты), народа.

    И наконец вот это:

    Хорваты более светлые,потому,что австряки их защищали,в одной империи были и смешивались с ними.Сербы наоборот многие темные,300 лет под турками были.Если бы не Российская империя,их бы вообще не было сегодня.Но они [B]свои и я их уважаю.

    Вот опять же реакция, причем подсознательная, русского человека к сербам — «СВОИ». Вот положа руку на сердце, обретя мужество не лицемерно признать вещи своими именами — это чем же сербы «свои», а хорваты, такие же славяне «не свои»??

    Повторюсь — это не мое мнение — я его сам узнал из многих разнонаправленных источников (и русских, и европейских и еврейских, и современных и вековой давности) что основа мировоззрения и идентификации и своей принадлежности и других (типо свой-чужой) — это культ.

    Я это к чему говорю, что это всё безответсвенная утопия не решать вопросы единства или хотябы взаимоувадения культов, и говорить: вто гром грянет всё равно «в одних окопах окажемся». Ведь вот же история и хорваты-сербы. и бендеры-украинцы показывает — что более вероятно оказаться в разных окопах…

    Поэтому это не шутки. И нужно натаскаться во взаимоуважении прямо таки на подсознательном уровне ИМЕННО «пока гром не грянул.
    Печальный пример и опыт истории хорваты-сербы бендеры-украинцы должен домокловым мечем висеть над каждым серьезным вменяемым националистом, особенно в момент когда рот хочется открыть для очередного плевка в сторону русского приверженца иного культа.

    В Югославии, состоявшей из шести республик, религиозные различия практически забывались из-за социалистического настроя, но именно противоречия в религии послужили распаду некогда процветавшей страны

Босния и Герцеговина (БиГ) - государство на Балканском полуострове в Европе. На севере и западе граничит с Хорватией, на востоке и юго-востоке – с Сербией и Черногорией. С 1878 входила в состав Австро-Венгрии, с 1918 – Королевства сербов, хорватов и словенцев, с 1929 – Королевства Югославия, с 1945 до апреля 1992 – Социалистической Федеративной Республики Югославии.

Столица – Сараево.

Официальные языки: боснийский, сербский, хорватский.

Основные религии: Ислам, православие, католицизм. Административно-территориальное деление: 10 округов Федерации Боснии и Герцеговины (неофициальное название – Мусульманско-хорватская федерация) со столицей Сараево и Республика Сербская со столицей Баня-Лука. Денежная единица – боснийская марка.

По состоянию на 1991 в стране проживало 44% боснийцев-мусульман, 31% сербов, 17% хорватов, 5,5% югославов и 2,5% других национальностей.

В стране представлены три основные национально-религиозные общины: мусульмане-боснийцы, в основном сунниты; преимущественно православные сербы и католики-хорваты. Среди малочисленных групп выделяются протестанты.

В нынешней независимой Боснии-Герцеговине мусульмане составляют по разным оценкам от 58% (данные UNDP за 2002 год) до 40% (данные ЦРУ) всего населения страны, насчитывающего 4,5 млн. человек.

Необычная и малознакомая миру Босния-Герцеговина, соединяет начала тюркские и славянские, исламские и христианские.

Бывшая республика коммунистической Югославии, а ныне самостоятельное государство, Федерация Боснии и Герцеговины является вторым европейским государством после Албании, где значительная часть местного населения (половина и более) традиционно исповедует Ислам, и единственным в мире государством, одной из «титульных» национальных групп которого являются славяне-мусульмане.

Ислам проник на землю современной Боснии вместе с турецким завоеванием в XV веке. Оттоманская Порта установила контроль над этими землями в 1463–1480 , и такое положение сохранялось вплоть до 1878 , когда по решению Берлинского конгресса, Босния и Герцеговина были переданы под управление Австрии.

Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины. Исламские мотивы ярко выражены в архитектуре постоялых дворов, мостов и других сооружений. Сохранились исламские рукописи, украшенные цветными рисунками. Исламские мелодии прослеживаются в боснийской народной музыке, в первую очередь в лирических песнях.

Существует расхожее утверждение, что будто бы балканские народы принимали Ислам исключительно под давлением турецких властей с целью освободиться, например, от уплаты налога-джизьи, взимавшегося со всех немусульманских народов Блистательной Порты. Однако, такой подход до конца не объясняет того, почему всё-таки в большинстве своём эти народы сохранили свою религию и культуру, а там, где был принят Ислам, он был сохранён даже после падения последнего мусульманского халифата. Очевидно, что адаптации к Исламу способствовали и некоторые местные особенности народной духовной культуры.

В годы Османского халифата сюда переселялись из других провинций империи турки, арабы, курды, представители народов Кавказа. Все они участвовали в формировании этнического типа нынешних боснийцев и их культуры.

Так получилось, что боснийские славяне-мусульмане вплоть до начала 1990-х годов не имели собственной полноценной государственности. Сразу после Первой мировой войны и крушения Австрийской империи, мусульмане-босняки оказались в составе Королевства Сербов, хорватов и словенцев под жёстким прессингом великосербского национализма.

Большинство мусульман-боснийцев - сунниты. Исторически в стране играли большую роль суфийские тарикаты.

В стране семь местных муфтиятов.

Почти полвека коммунистического господства привели к значительной секуляризации мусульманского населения Боснии и Герцеговины. Хотя большинство мусульман не ограничивают религиозную практику хождением в мечеть по большим праздникам, а также исполнением таких обрядов, как обрезание и имянаречение новорожденных, бракосочетание и похороны. В этом смысле Ислам в регионе развивается. Открываются новые мечети и медресе, с каждым годом увеличивается число паломников отправляющихся для совершения Хаджа.

Мусульмане здесь, как и принято, в Исламе, отличаются веротерпимостью по отношению к представителям других вероисповеданий.

Ислам для боснийцев - это также критерий их национальной идентичности. Ведь по сути дела сербы, хорваты и боснийцы различаются между собой только вероисповеданием: соответственно православным, католическим и мусульманским. Так драматически сложилось, что в основе войны 1993–1995 оказался именно религиозный фактор, религиозная принадлежность, как символ принадлежности национальной.

История

Османское правление

В 1463 большая часть раздробленной Боснии попала под власть турок; Герцеговина сопротивлялась дольше, но в 1482 обе провинции были объединены турками под властью единой администрации. Последние боснийские территории (район Яйце) перешли к туркам в 1528. Вся Босния и Герцеговина оставалась под властью османов вплоть до 1718, когда её часть на два десятилетия отошла к Габсбургам.

После завоевания турками, боснийские богомилы в массовом порядке принимали Ислам. Массовое, уникальное по масштабам обращение в другую веру наделило Боснию особым статусом в рамках Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счёт ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства.

В 1839, после нескольких столетий борьбы с землевладельцами-феодалами, правительство объявило равенство всех подданных Османской империи перед законом и отменило феодальную военную систему.

В 1848 губернатор Боснии отменил так называемый корве – бесплатный труд крепостных на своего помещика.

Гражданская война

18 ноября 1990, после проведения в БиГ первых за послевоенный период выборов на многопартийной основе (в составе СФРЮ), коммунисты передали власть коалиционному правительству, состоявшему из представителей трёх партий.

После выборов было сформировано коалиционное правительство из представителей партий всех трёх боснийских национальных общин. В выборах в Президиум БиГ по мусульманской квоте победили Ф.Абдич и А.Изетбегович, по сербской квоте – Н.Колевич и Б.Плавшич, по хорватской – С.Клюич и Ф.Борас. Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман А.Изетбегович (род. 1925), ещё до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

В начале 1991 мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение её в составе Югославии. Так, общегосударственная Сербская демократическая партия под руководством Радована Караджича, ещё до формального объявления независимости республик, провозгласила целью объединение всех сербов в одном государстве. Уже к осени 1991 под впечатлением военных действий в Хорватии мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались «национальными меньшинствами». Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог – «Скупщину сербского народа». 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали её президентом Радована Караджича (род. 1945). Эти решения были приняты с учётом результатов плебисцита в сербской части БиГ.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля – 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причём 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделённых правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС, хотя не все вопросы о соотношении трёх конституционных составляющих частей (по национальному признаку) единого государства были решены.

С марта 1992 в БиГ начались военные столкновения, а уже в апреле эти события спровоцировали гражданскую войну.

Тогда же хорватское население Боснии провозгласило создание Хорватского содружества Герцег-Босна (с 1993 – Хорватская республика Герцег-Босна) во главе с президентом Крешимиром Зубаком. Обострившаяся внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине потребовала вмешательства международных сил – ООН и ОБСЕ.

12 мая 1992 Скупщина боснийских сербов приняла решение о создании армии Республики Сербской под командованием генерала Ратко Младича (р. 1943). К этому времени части ЮНА покинули Боснию, хотя многие её военнослужащие в составе новой армии принимали участие в боевых действиях. В 1992–1993 они контролировали около 70% территории страны, в то время как мусульманские вооруженные формирования – около 20%, а остальную часть – хорватские отряды.

Караджич, Радован - бывший президент Республики Сербской (1992-1996), лидер боснийских сербов во время войны в Боснии (1992-1995), председатель Сербской демократической партии (1990-1996).

После первых столкновений на этнической почве, Радован Караджич отдал распоряжение о формировании местных сербских вооружённых сил, основу которых составили военные бывшей Югославской Народной армии (1992).

В 1992–1993 правительство Боснии и Герцеговины искало поддержку у Европейского союза, США и ООН. В стране были размещены небольшие по численности силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры, которыми руководили лорд Д.Оуэн (Великобритания) и С.Вэнс (США), представлявшие соответственно ЕС и ООН. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть её боснийцам-мусульманам. С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые ещё не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против сербских агрессоров.

К осени 1993 Оуэн вместе со сменившим Вэнса норвежским дипломатом Т.Столтенбергом предложили новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты. Поскольку некоторые районы контролировались сербскими вооружёнными формированиями, их следовало сначала освободить, и с этой целью состав миротворческих сил был увеличен до 35 тысяч военнослужащих при ведущем участии стран НАТО. 27 февраля 1994 ВВС НАТО сбили 4 сербских самолёта, а 10 и 11 апреля нанесли бомбовые удары по позициям сербов.

Первоначально столкновения носили позиционный характер, но в июле войска боснийских сербов захватили анклавы мусульман Сребреницу и Жепу, угрожая Горажде.

В июле 1995 года были убиты почти 8 тысяч мусульман, проживающих в боснийском городе Сребреница. Осада этого города войсками сербских сил во главе с генералом Ратко Младичем считается одним из самых кровавых эпизодов войны в Боснии и Герцеговине.

Около 30 тысяч женщин и детей были депортированы из Сребреницы.

Ещё один страшный эпизод - трёхлетняя блокада Сараево, в результате которой погибли около 12 тысяч человек.

Следы этой трагедии – геноцид 8 000 мусульман в Сребренице, разрушение мечетей Фархадие и Арнаудие в Баня-Луке, внесённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – ещё долго будут незаживающей раной в памяти мусульман Боснии и всего мира. Но именно эта война одновременно и подстегнула значительный всплеск интереса к Исламу в стране, в первую очередь, среди молодёжи. И сегодня заметна тенденция к углублению этого интереса.

В августе – сентябре 1995 авиация НАТО приступила к бомбардировке позиций боснийских сербов. Это привело к форсированию переговоров, которые проводились при посредничестве США. Правительство Боснии и Герцеговины впервые за время войны согласилось признать автономию сербской общины (на 49% территории БиГ). В свою очередь, Сербия и Хорватия признали Боснию и Герцеговину. Переговоры заложили базу для соглашения между этими тремя политическими силами по вопросу об окончательных границах спорных территорий. После гибели 37 человек 20 августа 1995 в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединённые хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей территории БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 на авиабазе близ Дейтона (штат Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединённую делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Ф.Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины А.Изетбеговичем «Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине».

В целом война в БиГ унесла более 200 тысяч человеческих жизней, погибли и более 200 миротворцев. Из восточной части Боснии было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей – ок. 600 тыс. сербов, а из центральной – ок. 300 тыс. хорватов.

Современная Босния и Герцеговина

Дейтонские соглашения вступили в силу после их подписания 14 декабря 1995 в Париже. Босния и Герцеговина сохраняла целостность, но разделялась на два образования: Федерацию Боснии и Герцеговины (ФБиГ) (боснийцы и хорваты) и Республику Сербскую (РС) (сербы). К ФБиГ отошли 51% территории, а к РС – 49%. Каждое образование имело свои законодательные органы, правительство, полицию, аппарат управления, вооружённые силы.

После Дейтона целостность страны обеспечивалась выполнением соглашения под контролем НАТО. Парламентские выборы в БиГ, а также выборы президента Республики Сербской проходили 12–13 сентября 1998 под патронажем ОБСЕ и в присутствии 3000 наблюдателей.

22 марта 2001 СБ ООН признал ситуацию в БиГ удовлетворительной, хотя и осудил некоторые проявления национализма. В то же время перспектива возвращения большинства из 400 тыс. беженцев к середине 2001 оставалась неопределенной. К началу 2002 миротворческий контингент в БиГ составлял 17,5 тыс. человек.

Литература

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

Газета «Медина аль-Ислам», № 53, 2008

Информационный канал «Вести»

  • 5822 просмотра