Шевелева Е. И


Управление архивами Свердловской области

Государственное учреждение «Центр документации

общественных организаций Свердловской области»

ПРИМЕРНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Екатеринбург

    Общие положения……………………………………………………………….

    Правила подготовки и оформления документов………………………………

    1. Бланки документов ……………………………………………………………...

      Оформление реквизитов документов…………………………………………..

      Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов……..

    Организация документооборота и исполнения документов………………….

    1. Организация документооборота………………………………………………..

      Прием, обработка и распределение поступающих документов……………...

      Организация обработки и передачи отправляемых документов……………..

      Порядок прохождения внутренних документов……………………………….

      Прием и обработка документов, поступающих по каналам электронной и факсимильной связи……………………………………………………………..

      Учет количества документов……………………………………………………

      Работа с обращениями и запросами депутатов………………………………..

      Работа с обращениями граждан………………………………………………..

4. Регистрация документов………………………………………………………...

5. Контроль исполнения документов……………………………………………..

6. Организация работы с документами в делопроизводстве……………………

6.1. Составление номенклатуры дел………………………………………………..

6.2. Формирование и оформление дел……………………………………………...

6.3. Организация оперативного хранения документов……………………………

7. Порядок передачи документов на хранение в архив…………………………

7.1. Экспертиза ценности документов……………………………………………..

7.2. Подготовка и передача документов в ЦДООСО……………………………..

8. Учет и хранение бланков, печатей, штампов и пломбиров………………….

Приложения:

    Образец общего бланка с продольным расположением реквизитов…………

    Образец бланка служебного письма с угловым расположением реквизитов.

    Образец бланка конкретного вида документа с продольным расположением реквизитов……………………………………………………..

    Образец оформления приказа на бланке с продольным расположением реквизитов………………………………………………………………………..

    Образец оформления распоряжения на бланке с продольным расположением реквизитов…………………………………………………….

    Образец оформления полного протокола……………………………………..

    Образец оформления краткого протокола…………………………………….

    Образец оформления внутренней докладной записки………………………...

    Образец оформления справки об объеме документооборота………………...

    Образцы штампов и печатей, используемых в общественном объединении

    Примерный перечень документов с грифом утверждения…………………..

    Примерный перечень документов общественного объединения, на которые ставится печать ………………………………………………………………….

    Форма журнала регистрации поступающих документов……………………..

    Форма журнала регистрации отправляемых документов…………………….

    Форма журнала регистрации писем, предложений, заявлений и жалоб граждан…………………………………………………………………………...

    Форма номенклатуры дел общественного объединения……………………...

    Образец оформления реквизитов обложки дела………………………………

    Форма листа-заверителя дела…………………………………………………..

    Форма внутренней описи документов дела……………………………………

    Форма годового раздела описи дел постоянного хранения…………………

    Форма годового раздела описи дел по личному составу……………………..

    Форма годового раздела описи дел временного (свыше 10 лет) хранения….

    Форма акта о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению…………………………………………………………………………

    Примерное положение об экспертной комиссии общественного объединения……………………………………………………………………...

    Примерное положение об архиве общественного объединения…………….

    Примерная инструкция о правах и обязанностях ответственного за делопроизводство в общественном объединении……………………………..

    Написание отдельных наименований, слов и словосочетаний ………………

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Примерная инструкция по делопроизводству в общественных объединениях Свердловской области (далее – Примерная инструкция) разработана с целью создания методической основы для рациональной организации документационного обеспечения управления в общественных объединениях – источниках комплектования Государственного учреждения Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее – ЦДООСО). Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Примерная инструкция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (далее - ГОСТ Р 6.30-2003), Типовой инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.06.2006 № 561-ПП.

1.2. Примерная инструкция устанавливает общие требования к функционированию служб документационного обеспечения управления, документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в общественных объединениях Свердловской области. Требования настоящей инструкции являются рекомендуемыми.

1.3. Общественные объединения организуют и ведут делопроизводство в соответствии с индивидуальными инструкциями, разработанными на основе настоящей Примерной инструкции, а также на основе других нормативно-методических документов Российской Федерации и Свердловской области в сфере документационного обеспечения управления и архивного дела.

Индивидуальные инструкции по делопроизводству утверждаются руководителями общественных объединений после согласования с экспертно-проверочной комиссией Управления архивами Свердловской области (далее - ЭПК).

1.4. Положения Примерной инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

Автоматизированные технологии обработки документной информации, применяемые в общественном объединении, должны отвечать требованиям инструкции по делопроизводству этого объединения.

1.5. Правила работы с секретными документами, документами с грифом «Для служебного пользования» устанавливаются специальными инструкциями.

1.6. Общий контроль за соблюдением установленных правил, порядком работы с документами и обеспечением их сохранности осуществляет руководитель общественного объединения.

1.7. Непосредственное ведение делопроизводства возлагается на сотрудника, ответственного за делопроизводство, назначенного решением коллегиального органа, приказом руководителя общественного объединения. Задачи сотрудника ответственного за делопроизводство определяются должностной инструкцией (Приложение № 26), настоящей Примерной инструкцией.

1.8. При временном отсутствии (отпуск, командировка), увольнении или перемещении сотрудников все имеющиеся у них документы по указанию руководителя передаются другому сотруднику. В случае увольнения ответственного за делопроизводство, документы передаются по акту другому сотруднику, исполняющему его обязанности или принятому на эту должность.

1.9. Порядок использования служебной информации, содержащейся в документах, передачи документов (копий документов) другим организациям, средствам массовой информации, членам общественного объединения и гражданам определяется руководителем общественного объединения.

1.10. Вновь принятые сотрудники общественного объединения, а также члены выборных органов должны быть ознакомлены с инструкцией по делопроизводству общественного объединения.

1.11. Сотрудники общественного объединения несут персональную ответственность за соблюдение требований инструкции, своевременное рассмотрение и исполнение документов, их правильное оформление и сохранность.

2. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

2.1. БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ

2.1.1. Организационно-распорядительные документы общественного объединения должны оформляться на бланках и иметь установленный комплекс обязательных реквизитов в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003.

Бланки документов изготавливаются на стандартных листах бумаги форматов А4 (210 x 297 мм), А5 (148 x 210 мм).

Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля:

левое - не менее 20 мм;

правое - не менее 10 мм;

верхнее - не менее 20 мм;

нижнее - не менее 20 мм.

2.1.2. В общественном объединении применяются следующие бланки:

общий бланк;

бланк письма;

бланк конкретного вида документа (приказ, решение, протокол и т.д.).

Общий бланк (Приложение № 1) используется для изготовления любых видов документов, кроме письма, и в зависимости от учредительных документов общественного объединения включает в себя реквизиты:

эмблема общественного объединения (если имеется),

дата документа,

место составления документа.

Бланк письма (Приложение № 2) в зависимости от учредительных документов общественного объединения включает в себя реквизиты:

эмблема общественного объединения,

наименование общественного объединения,

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица,

идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП),

справочные данные об общественном объединении,

и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов:

дата документа,

резолюция,

заголовок к тексту,

отметка о контроле,

текст документа.

Бланк конкретного вида документа (кроме письма) (Приложение № 3), в зависимости от учредительных документов общественного объединения включает в себя реквизиты:

эмблему общественного объединения (если имеется),

наименование общественного объединения,

наименование вида документа,

место составления или издания документа,

и, при необходимости ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов:

дата документа,

заголовок к тексту,

отметка о контроле.

В зависимости от расположения реквизитов устанавливаются два варианта бланков - угловой и продольный.

Реквизиты бланка и ограничительные отметки для реквизитов в пределах границ зон расположения реквизитов размещают центрированным способом (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов) или флаговым способом (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

Конкретный состав видов и формы бланков, применяемых в общественном объединении, утверждаются его руководителем.

2.1.3. Бланки документов изготавливаются на белой бумаге или бумаге светлых тонов, преимущественно типографским способом полиграфическими предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, по заказу общественного объединения. Допускается использовать бланки, полученные с помощью средств оперативной полиграфии (ксерокопии), а также воспроизводить все необходимые реквизиты бланка непосредственно при создании конкретного документа на персональном компьютере.

2.1.4. Введение в обращение новых бланков документов осуществля-ется по разрешению руководителя общественного объединения.

2.1.5. Контроль за изготовлением, использованием бланков в общественном объединении возлагается на ответственного за делопроизводство.

2.2. ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ

При подготовке организационно-распорядительных документов работники общественных объединений оформляют реквизиты документов с учетом требований ГОСТа Р 6.30-2003.

2.2.1. Эмблема общественного объединения.

Эмблему общественного объединения (если имеется) помещают на бланках в соответствии с уставом (положением) об общественном объединении.

2.2.2. Наименование общественного объединения.

Наименование общественного объединения, являющегося автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах.

При наличии установленного учредительными документами сокращенного наименования общественного объединения его помещают (в скобках) ниже полного наименования или за ним.

Над наименованием общественного объединения указывают сокращенное, а при его отсутствии – полное наименование вышестоящей организации (при ее наличии).

Наименование общественного объединения должно предусматривать его организационно - правовую форму и территориальную сферу деятельности. Например: Свердловская областная общественная организация «Защита», Свердловский областной общественный фонд «Защита» и т.д.

2.2.3. Основной государственный регистрационный номер юридического лица.

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) общественного объединения проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

2.2.4. Идентификационный номер налогоплательщика.

Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

Реквизиты, указанные в пунктах 2.2.3, 2.2.4, указывают по усмотрению общественного объединения.

2.2.5. Справочные данные об общественном объединении.

Справочные данные об общественном объединении включают: почтовый адрес, номер телефона, номера факсов, телексов, счетов в банке, адрес электронной почты и другие сведения по усмотрению общественного объединения.

2.2.6. Наименование вида документа.

Наименование вида организационно-распорядительного документа, создаваемого общественным объединением, должно соответствовать видам документов, предусмотренным Общероссийским классификатором управленческой документации.

2.2.7. Дата документа.

Дата документа - реквизит, содержащий указание на время создания и (или) подписания, утверждения, принятия решения.

На документе проставляются также даты поступления, резолюции согласования. Правила оформления дат во всех случаях аналогичны.

Дату документа проставляет должностное лицо, подписывающее либо утверждающее его, непосредственно при подписании. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года.

Для документов, фиксирующих решения, принимаемые коллегиально, датой является дата принятия решения.

Датой распорядительного документа, служебного письма является дата его подписания. Датой утверждаемого документа - дата его утверждения.

Документы, изданные совместно двумя или более общественными объединениями, должны иметь единую дату.

Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами, например: 05.07.2006

2.2.8. Регистрационный номер документа.

Регистрационный номер документа - цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при его регистрации. В его состав входит порядковый номер, который может дополняться индексом дела (в которое будет подшит документ) по номенклатуре дел, информацией об авторе документа, исполнителе.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя или более юридическими лицами, состоит из регистрационных номеров документа каждого из юридических лиц, проставляемых отдельно или через косую черту в порядке указания авторов в документе.

Ссылка на регистрационный номер и дату документа включает регистрационный номер и дату полученного документа, на который был дан ответ. Оформление этого реквизита исключает необходимость упоминания регистрационного номера и даты полученного документа в тексте документа-ответа.

2.2.10. Место составления или издания документа.

Место составления или издания документа указывается в том случае, если затруднено его определение по реквизитам "Наименование общественного объединения" и "Справочные данные об общественном объединении". Место составления или издания документа указывают с учетом принятого административно-территориального деления и применения только общепринятых сокращений.

2.2.11. Адресат.

Документ адресуется организациям, их структурным подразделениям, должностным или физическим лицам.

При адресовании документа организации, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования указывают в именительном падеже. Например:

Департамент по делам молодежи Свердловской области

При адресовании документа должностному лицу наименование организации и подразделения указывают в именительном падеже, а должность и фамилию - в дательном. Например:

Министерство культуры

Свердловской области

Заместителю министра

П.С. Стражникову

При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в состав должности адресата. Например:

Министру по физической культуре,

спорту и туризму

Свердловской области

В.А. Вагенлейтнеру

В состав реквизита "Адресат" может входить почтовый адрес. Составные части почтового адреса указывают в последовательности, установленной действующими Правилами оказания услуг почтовой связи. Почтовый адрес указывается после наименования адресата. Например:

Управление архивами

Свердловской области

ул. Малышева, д. 101,

г. Екатеринбург, 620004

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес. Например:

Ивановой А.Е.

ул. Попова, д. 10, кв. 31,

г. Екатеринбург, 620014

Во всех разновидностях адресования, за исключением адресования физическому лицу, инициалы ставятся перед фамилией.

2.2.12. Утверждение документа.

Гриф утверждения документа - реквизит документа, указывающий нормативный или правовой характер его содержания или требующий правовой санкции (Приложение № 11).

Гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа.

Документ утверждается должностным лицом или специально издаваемым документом.

При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек, прописными буквами), наименования должности лица, утверждающего документ, его личной подписи и ее расшифровки в виде инициалов, фамилии и даты утверждения. Например:

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Федерации профсоюзов Свердловской области

Личная подпись А.Л. Ветлужских

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются на одном уровне.

При утверждении документа другим документом (постановлением, решением, приказом, протоколом) гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНО, УТВЕРЖДЕНЫ), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера. Например:

поИнструкция

... Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов I. Общие положения 1.1. Инструкция по делопроизводству ... директору объединения "Ростекстиль" ... с Примерным положением... организациями; с общественными организациями (при необходимости...

  • Губернатор хабаровского края распоряжение от 11 августа 2006 г n 491-р об утверждении инструкции по делопроизводству в аппарате

    Инструкция

    1.2. Инструкция разработана в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству ... общественные объединения , съезды, конгрессы, конференции 4.1. Названия общественных ... по крайней мере") по меньшей мере практически приблизительно при всем том примерно ...

  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Теоретические аспекты организации документационного обеспечения управления в учреждении здравоохранения. Отличия делопроизводства от документооборота. Западные системы автоматизации делопроизводства в России. Анализ документационного оборота больницы.

      дипломная работа , добавлен 06.01.2013

      Современная система организации делопроизводства. Деятельность территориального управления Росимущества в Санкт-Петербурге, проблемы и пути совершенствования организации документооборота. Разработка автоматизированных систем электронного делопроизводства.

      дипломная работа , добавлен 29.11.2012

      Автоматизация делопроизводства и документооборота на предприятии. Преимущества систем электронного документооборота. Назначение, виды и основные функции программных средств электронного документооборота. Специфика и философия стандартов ITIL и COBIT.

      курсовая работа , добавлен 05.02.2016

      Понятие и значение делопроизводства. Возникновение делопроизводства в России. Приказное делопроизводство, система коллежского делопроизводства. Система министерского делопроизводства XIX-начала XX вв., рационализация управления и делопроизводства.

      курсовая работа , добавлен 29.04.2014

      Документный состав, регламентирующий деятельность Управления ветеринарии Тюменской области. Современная система делопроизводства. Цели и задачи автоматизации процессов делопроизводства и документооборота. Подбор систем электронного документооборота.

      дипломная работа , добавлен 27.11.2013

      Программные системы автоматизации делопроизводства. Оценка эффективности внедрения систем электронного документооборота. Анализ службы делопроизводства в ЗАО "Технолига". Создание системы электронного документооборота на базе СЭД "БОСС-Референт".

      курсовая работа , добавлен 04.03.2015

      Анализ современных систем автоматизации делопроизводства в организации и электронного документооборота, особенности их классификации. Проблемы автоматизации электронного документооборота. Преимущества внедрения системы электронного документооборота.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2013

    Делопроизводство общественных организаций складывалось под влиянием норм и правил документирования деятельности государственных учреждений и крупных частновладельческих предприятий. Вместе с тем общественные организации как добровольные объединения граждан для решения определенных задач (политических, профессиональных, хозяйственных, научных и т.д.) руководствовались в работе собственными уставами и созданными в соответствии с ними инструкциями.

    Наибольшее внимание историков традиционно привлекают комплексы материалов политических организаций и партий. Как системы документирования и делопроизводства они возникают в России со второй половины XIX в.. В их развитии принято выделять три этапа: 1) XIX – начало XX в. – документы народнических организаций, РСДРП, буржуазных, мелкобуржуазных, социал-демократических, монархических политических партии: 2) октябрь 1917 г. - август 1991 г. - документы РСДРП(б)-ВКПБ(б) –КПСС; 3) 1990-е годы – документы политических партий и движений РФ.

    В условиях подполья и строгой конспирации не могло сформироваться сколько-нибудь значительных комплексов документации народнических организаций: многие распоряжения передавались устно, письма шифровались, а при опасности ареста или обыска нередко уничтожались. В уставе организации «Земля и воля» говорилось: «Наилучшей формой сношений кружков признаются личные свидания и сообщения; но так как подобного рода сношения не всегда возможны, то в таких случаях допускается шифрованная переписка через верные адреса. В случаях же особенной важности никакая переписка отнюдь не должна быть допускаема: все дело должно вестись через прямое посредство своих людей». Так же строилось делопроизводство других народнических организаций. Наиболее систематизировано сохранившиеся документы народников представлены в двух публикациях: «Архив «Земли и воли» и «Народной воли» (М., 1932) и «Революционное народничество 70-х годов XIX в». (М., 1964 – 1965).

    В годы революции 1905 – 1907 гг. в России оформились политические партии. Были опубликованы их программы. Издавались протоколы съездов, конференций. Сведения об этих публикациях даны в книге «Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия» (М., 1996). В работах советских историков в 1960 –1990-е годы введены в научный оборот многие документы из хранившихся в СССР архивов этих партий и их лидеров. В 1990-е годы в издательстве «РОССПЭН» выходят публикации документов партий: «Союз 17 октября», конституционных демократов, социалистов-революционеров, меньшевиков и др.

    В процессе деятельности РСДРП с начала XX века формируется комплекс документов большевистской партии. Ряд положений устава, принятого в 1903 г. на II съезде, – о роли партийных съездов, о постановлениях ЦК, об отчетности партийных организаций – оказал существенное влияние на ее делопроизводство.

    Одну из самых больших групп документов партии составила протокольная документация. Она представлена протоколами съездов, конференций, заседаний ЦК, совещаний, собраний партийных организаций. Начиная со II съезда, заседания этого высшего органа партии протоколировались. Записи выступлений утверждались на очередных заседаниях. Избранная делегатами специальная комиссия подготовила к изданию протоколы съезда, которые были опубликованы в 1904 г. в Женеве. Следует иметь в виду, что по соображениям конспирации в дореволюционные издания не включались некоторые резолюции, в публикациях не указывались настоящие фамилии делегатов, а только их партийные псевдонимы. В 1927 – 1937 гг. осуществлено переиздание протоколов этих съездов.

    Деятельность строго централизованной политической партии требовала постоянной отчетности нижестоящих организаций и органов перед вышестоящими: местные организации направляли отчеты в адрес ЦК или съезда, центральные органы отчитывались перед съездом. Уже на II съезде РСДРП были представлены отчеты Организационного комитета по подготовке съезда, организации газеты «Искра», местных организаций в России (в частности, Тверского, Тульского, Бакинского комитетов).

    Функцию постоянной деловой коммуникации выполняла переписка. Так, в докладе организации «Искры» II съезду партии сообщалось о том, что редакцией налажена непосредственная переписка с большинством местных комитетов. Эти материалы представлены в издании «Переписка В.И. Ленина и газеты «Искра» с местными социал-демократическими организациями в России 1900-1903 гг.» (Т. 1-3. М., 1969-1970). В условиях нелегальной деятельности партии сообщения нередко зашифровывались. Для хранения партийных документов РСДРП в дореволюционный период были созданы архивы в Женеве и в Париже.

    В период с октября 1917 г. по август 1991 г. РСДРП(б)-РКП(б) – ВКП(б) – КПСС была правящей партией. Поэтому в ее делопроизводстве за советский период отечественной истории получили отражение, наряду с внутрипартийными вопросами, все сколько-нибудь значимые проблемы жизни государства.

    В партийных комитетах всех уровней (от ЦК до райкомов и горкомов включительно) предусматривалось ведение документов в связи с замещением должностей руководящих работников советских, хозяйственных, профсоюзных, комсомольских органов. Должности эти указывались в специальных перечнях – номенклатурах и поэтому назывались номенклатурными. В течение трех лет в партийном делопроизводстве сохранялись их личные дела, а за более ранний период в партийных архивах откладывались справки и статистические отчеты о составе и сменяемости работников учреждений, организаций и предприятий, входивших в номенклатуру соответствующих комитетов. Поэтому документация правящей партии содержит уникальную по полноте и систематичности информацию о руководящих кадрах СССР.

    В 1920-е годы в аппарате ЦК партии был создан информационный отдел. Республиканские и областные комитеты присылали сюда протоколы своих конференций и пленумов, а также информационные отчеты, которые характеризовали регион в политическом и хозяйственном отношениях. Аналогичная практика существовала и на информационной вертикали райком – обком. Общие отчеты дополнялись специальными, которые затребовали снизу отраслевые отделы (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.) вышестоящих партийных комитетов. Так формировался представительный массив сведений, охватывающий все стороны жизнедеятельности Советского государства.

    Как и в делопроизводстве государственных учреждений, в документации партийных органов широко представлены материалы рассмотрения поступавших в них писем и жалоб трудящихся. Анализ тем, которым они посвящены, позволяет реконструировать комплекс повседневных проблем, вызывавших негативную реакцию советских людей. Другую сторону картины – позитивную – отразила документация по вопросам награждений и присвоения почетных званий, проходившая в соответствии с действующим порядком согласование в партийных инстанциях.

    Внимание исследователей в последние годы привлекли сформированные в делопроизводстве ВКП(б) – КПСС так называемые «особые папки» – хранившиеся лично у заведующих общими отделами райкомов, обкомов, ЦК документы с грифом «Совершенно секретно, особой важности». Они учитывались в специальных регистрационных журналах и находились в запечатанных конвертах, вскрывать которые имели право только два человека в партийном комитете: первый секретарь и заведующий общим отделом. Состав документов «особых папок» и допуск для работы с ними определялись не инструкцией, а личным решением руководителя партийного комитета.

    Не все документы, попадавшие в «особые папки», могут показаться историку заслуживающими грифа «Особой важности». Например, в журнале «Вестник Архива президента Российской Федерации» (№ 1 за 1995 г.), выходящем в составе журнала «Источник», опубликован небольшой документ: «Совершенно секретно. Особая папка. Лично. № П 187/154. Тт. Горбачеву, Болдину. Выписка из протокола № 187 заседания Политбюро ЦК КПСС от 23 июня 1990 года. Перевести государственно-общественные архивные документы, хранящиеся в VI секторе Общего отдела ЦК КПСС, в архив президента СССР. Секретарь ЦК». Распоряжением президента СССР от 10 сентября 1991 г. в этот архив были переданы документы архива Политбюро ЦК КПСС за 1919 – 1991 гг. «как имеющие информационно-справочное значение» Так была создана еще одна своеобразная «особая папка». В настоящее время она хранится в Архиве президента РФ (АП РФ).

    Положение правящей партии позволило КПСС создать собственные архивы – центральные и местные – в которых на постоянное хранение откладывались документы, утратившие оперативное и информационно-справочное значение. После прекращения деятельности КПСС и ликвидации системы партийных архивов Документы высших и центральных органов партии оказались рассредоточены по трем московским архивам: АП РФ, РГА новейшей истории (РГАНИ) и РГА социально-политической истории РГАСПИ). Документы местных партийных организаций находятся в бывших партийных архивах субъектов РФ.

    Документация других общественных организаций также отложилась в нескольких архивах. Приведем сведения о местонахождении документов высших и центральных органов общественных организаций.

    Таблица 4.

    Архивы, хранящие документы общественных организаций в Российской империи,

    РСФСР, СССР, РФ

    Делопроизводство общественных организаций РФ развивается в русле традиций, сформировавшихся в советский период. Как исторические источники эти документы пока практически не используются.