Тест для родителей "о правах ребенка" тест на тему. Права ребенка


Объединение "Гуманитарная школа"

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

районный Дом детского творчества

село Мильково Камчатского края

В 1946 году или в 1948

2. Раньше была принята

Декларация о правах ребёнка или Конвенция о правах ребёнка

В 1969 или 1979 году

Польский педагог Януш Корчак или польский профессор-международник Адам Лопатка

В 1988 или в 1989 году

61 страна или 98 стран

9. Наша страна его подписала

В 1990 году или в 1991

Председатель Советского детского фонда, писатель А.Лиханов или министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе

20 государств или 30

54 статьи или 56

По инициативе Франции или Швеции

В 1993 году или в 1995

16. Должность была учреждена

В 2009 или в 2010 году

17. в настоящее время является

П.А. Астахов или А.Ю. Кузнецова

Во Всеобщей Декларации прав человека или Женевской Декларации по правам ребёнка

В Декларации ООН прав ребёнка или Женевской Декларации по правам ребёнка.

21. На сегодня Конвенцию о правах ребёнка подписали

196 стран или 201

22. На сегодня Конвенцию о правах ребёнка не подписали

1 страна или 9

23. Страна, не подписавшая Конвенцию о правах ребёнка

Это Сирия или США

ОТВЕТЫ

1. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) был создан

В 1946 году

2. Раньше была принята

Декларация о правах ребёнка

3. Международный год ребёнка был

В 1979 году

4. Предложение рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка сделала

Польский профессор-международник Адам Лопатка

6. Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН

В 1989 году

7. Этот документ был открыт для подписания

8. В первый же день подписания Конвенции её подписали

61 страна

9. Наша страна его подписала

В 1990 году

10. Конвенцию о правах ребёнка от имени СССР подписал

Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе

11. Конвенция о правах ребёнка вступила в силу

12. Чтобы Конвенция о правах ребёнка вступила в силу, её должны были подписать

20 государств

13. В Документе о правах ребёнка

54 статьи

По инициативе Франции

15. Комитет ООН по правам ребенка на своих заседаниях рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка

В 1993 году

16. Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была учреждена

В 2009 или в 2010 году

17. Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в настоящее время является

А.Кузнецова

18. «Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям». Эти слова записаны

В Женевской Декларации по правам ребёнка

19. «Дети являются объектом особой защиты». Эти слова записаны

Во Всеобщей Декларации прав человека

20. «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Эти слова записаны

В Декларации ООН прав ребёнка

Учитель МБОУ СОШ №7: Козленко О.П.

Урок-викторина

для 5-6 классов

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия “Права”, “Обязанности”; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Задачи урока:

· познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;

· на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;

· показать единство прав и обязанностей;

· расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

· воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, викторина.

Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка.

Ход урока:

Организационный момент

Сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой, о правах и обязанностях. Актуализация знаний

Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.

Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.

- Наша задача сегодня – узнать об основных законах, по которым вы живете.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.

1. Что люди могут делать и чего не могут?

2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?

3. На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Черные шнурки»: Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

Считает себя внимательным;

- … общительным;

- … свободным;

- … счастливым.

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Учитель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Интерактивная игра:

«Самое-самое».

Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого?

Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

1. Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»).

2. Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).

Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:

Карусель – участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут.

Вопросы I тура. «Я и право»

■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

■ Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

Ответ: Союз, объединение.

■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

■ Как называются правила, которые устанавливает государство?

Ответ: Законы.


Вопросы II тура.

- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний).
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).
- Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

Вопросы III тура. «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование) .

6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вопросы I Y тура. «Тренинг»

(используя Конвенцию о правах ребенка)
Ситуация №1.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).
Ситуация №2.
Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!
Разъясните ситуацию.
В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация №3.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

Ситуация №4 .

Старшеклассник: Пирожное почем?

Буфетчица: Двадцать девяносто.

Старшеклассник (считает): Раз, 50, 60... не хватает!

Пятиклассник (подходит к буфету): Дайте мне пирожок.

Буфетчица: Да где же я тебе сдачу с утра найду! Поищи мелочь!

Пятиклассник: Мне мама только 50 рублей дала.

Буфетчица: Сейчас свои разменяю. Вот сдача, не потеряй.

Старшеклассник: Слышь, пацан, у тебя 5 рублей есть? А десять? Ну вот, я у тебя 5 рублей взял. Молодец, пацан, выручил. Иди-иди...

Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

1. Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

написано на доске )

2. Какие обязанности есть у вас? (Отвечают дети: хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Учитель: Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? «Уважать права других людей».

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Рефлексия:

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?

2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем учитель подводит итоги урока:

Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция – это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути.

В конце урока-викторины подводятся итоги, награждаются победители.

Словарь урока

Генеральная Ассамблея ООН – главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Декларация – правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация, объединение государств, созданное в 1945 г., для поддержания и укрепления мира и безопасности, развития сотрудничества между народами и государствами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-викторина

Правовых знаний по Конвенции о правах ребенка

Для 5-6 классов

Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; способствовать формированию представления об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», формировать понятия “Права”, “Обязанности”; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Задачи урока:

  • познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;
  • на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;
  • показать единство прав и обязанностей;
  • расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;
  • воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Методы: беседа, работа в группах, работа с источником, интерактивная игра, викторина.

Необходимое оборудование: текст Конвенции о правах ребенка.

Ход урока:

Организационный момент

Сегодня у нас с вами важный разговор о том, что нужно человеку: и взрослому и ребенку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой, о правах и обязанностях. Актуализация знаний

На столе лежит коробка, обернутая в подарочную бумагу.

Представьте себе, что в коробке лежит что-то очень желанное, но запретное. Раскрывать коробку нельзя! Сейчас каждый из вас жестами, без слов, покажет, как он поступил бы по отношению к этому предмету и что представил себе в этой коробке.

(Дети по очереди подходят и показывают, затем каждый раскрывает свою «тайну» – рассказывает, что конкретно представлял и что старался изобразить своими движениями)

Ребята, вам хотелось посмотреть, что в коробке?

А почему же вы не развернули бумагу? (Было правило – не брать)

Каким другим словом можно сказать? (Закон)

- Какой закон есть у всех детей мира?

Учитель открывает коробку и достает книгу Конвенция о правах ребенка.

- Наша задача сегодня – узнать об основных законах, по которым вы живете.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

Игра «Черные шнурки»: Учитель предлагает поменяться местами тем, кто:

Считает себя внимательным;

- … общительным;

- … свободным;

- … счастливым.

Учитель: как видно, мы все разные, но, так или иначе нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.

Учитель: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Интерактивная игра:

«Самое-самое».

Учитель просит назвать одно качество соседа справа, то, что делает его заметным, привлекательным.

Учитель спрашивает: кто не согласен с мнением другого?

Учитель: даже, если мы не согласны, мы должны быть терпимыми. Конвенция о правах ребенка говорит и об этом: государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (статья 8).

Учащимся предлагается найти в тексте Конвенции ответы на следующие вопросы:

1. Почему так важно защищать права ребенка? («ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»).

2. Для чего нужна Конвенция? (во всех странах есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, такие дети нуждаются в особом внимании; для защиты и гармоничного развития ребенка; для улучшения условий жизни детей в каждой стране).

Если в ходе дискуссии активно участвуют только несколько учащихся, а остальные молчат, учитель может активизировать остальных. Для этого существуют различные приемы:

Карусель – участники высказывают свои мнения по кругу (как сидят), но не более 3-4 минут.

Викторина. (класс делится на группы)

Вопросы I тура. «Я и право»

■ Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

■ Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»?

Ответ: Союз, объединение.

■ Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

■ Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

■ На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

■ Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

■ Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

■ Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

■ Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

■ Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

■ Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

■ Как называются правила, которые устанавливает государство?

Ответ: Законы.

■ Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
Вопросы II тура. «Сказка ложь, да в ней намёк»
Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.
- Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
- Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний).
- Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
- Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).
- Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).
- Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права:

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Как должна ответить Маша, защищая свои права?… (Не имеешь права лишать меня свободы).

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

Вопросы III тура. «Волшебный сундучок»

Из сундучка по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)
  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
  4. Конверт. О чем напомнил конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
  5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование) .
  6. Игрушечные утенок и утка. О чем напоминает эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой)

Вопросы IY тура. «Тренинг»
Попробуйте обыграть и рассудить ситуацию
(используя Конвенцию о правах ребенка)
Ситуация №1.
Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...
Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).
Ситуация №2.
Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!
Разъясните ситуацию.
В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.
Ситуация №3.
Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Разъясните ситуацию.
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.

Ситуация №4 .

Старшеклассник: Пирожное почем?

Буфетчица: Двадцать девяносто.

Старшеклассник (считает): Раз, 50, 60... не хватает!

Пятиклассник (подходит к буфету): Дайте мне пирожок.

Буфетчица: Да где же я тебе сдачу с утра найду! Поищи мелочь!

Пятиклассник: Мне мама только 50 рублей дала.

Буфетчица: Сейчас свои разменяю. Вот сдача, не потеряй.

Старшеклассник: Слышь, пацан, у тебя 5 рублей есть? А десять? Ну вот, я у тебя 5 рублей взял. Молодец, пацан, выручил. Иди-иди...

Учитель: Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права. Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

  1. Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение. (написано на доске )

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

  1. Какие обязанности есть у вас? (Отвечают дети: хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Учитель: Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране. Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? «Уважать права других людей».

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать. Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

Заключительная часть. Обобщение

С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Рефлексия:

Можно предложить учащимся подумать и дать краткие письменные ответы на следующие вопросы:

  1. Как вы думаете, что мы должны сделать для того, чтобы с вашими правами больше считались?
  2. Что вам осталось неясным после обсуждения основных положений Конвенции о правах ребенка, что нужно пояснить?

Затем учитель подводит итоги урока:

Итак, Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но Конвенция – это не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути.

В конце урока-викторины подводятся итоги, награждаются победители.

Словарь урока

Генеральная Ассамблея ООН – главный орган Организации Объединенных Наций, состоящий из всех государств-членов, каждый из которых наделен равными правами.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Декларация – правовой документ, имеющий силу рекомендации.

Конвенция –

ТЕСТ

«О правах ребенка»

1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет

б) с момента рождения до 10 лет

в) с момента рождения до 16 лет

2. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране

б) если они родились в законном браке

в) равного социального положения

г) равного имущественного положения

д) независимо от различных обстоятельств

3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители

б) родственники

г) сверстники

4. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

а) запрещает

б) никогда не вмешивается в него

в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка.

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.

5. Ребенок может определять свое отношение к религии:

а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества

б) по требованию родителей

в) учитывая религиозные традиции государства

г) по совету друзей или взрослых людей

6. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

а) безоговорочно

б) не имеет права

в) если это не наносит вреда другим людям

г) если это не противоречит мнению большинства

7. Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства

б) не имеет права

в) если это необходимо в интересах ребенка

8. Ребенок может учиться:

а) в школе, которую он выбрал

б) в школе, куда его направили местные органы власти

в) в школе, которая соответствует его умственным способностям.

9. С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет

б) с 16 лет

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

г) с 14 лет

10. Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц

б) не имеют этого права

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя

г) безоговорочно

11. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах

б) только пока живет с родителями

в) пока живы родители

12. Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости:

а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения

б) можно использовать при любых обстоятельствах

в) преследуются по закону

г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей

13. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины

б) если есть согласие родителей

в) не могут

14. Дети, с особыми образовательными потребностями и дети с ограниченными возможностями:

а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей

б) учатся в специальных учебных заведениях

в) не учатся согласно медицинскому заключению

15. За нарушение детьми до 14 лет законодательства РФ несут ответственность:

а) сами дети

б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)

в) только родители

16. В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности при проведении следствия обязательно присутствие:

а) представителя местных органов власти

б) родителей

в) адвоката и педагога (психолога)

17. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию

б) в случае, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства.

в) по согласию с родственниками или опекунами.

Конвенция о правах ребёнка

1.Ребёнок-это лицо, не достигшее….

2.Где и когда была принята Конвенция о правах ребёнка?

А-Нью-Йорк, 1989 г.

б-Страсбург, 1988 г.

в-Женева, 1997 г.

3.Ребёнок имеет право на гражданство…

В-с рождения

4.Может ли подвергаться ограничениям свобода исповедовать свою религию?

В-в определённых случаях, предусмотренных законами

5.Каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имеет право на…

а-презумпцию невиновности

б-на защиту

в-на то и другое

6.Может ли государство предложить внести поправки в Конвенцию?

Б-если Конвенция ратифицирована

7.Сколько статей включает в себя Конвенция?

8.Имеет ли право учитель посетить жилище учащегося в отсутствие родителей?

В-только с согласия учащегося

9.Имеет ли право учитель применять словесное наказание учащегося в присутствии третьих лиц (класса)?

в-в зависимости от ситуации

10.Имеет ли право учащийся на ношение мобильного телефона в школу?

в-только с разрешения учителя или родителей

Педагогика и Психология

1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

а) Образовательная программа

б) Учебный план

в) Государственный образовательный стандарт

г) Закон «Об образовании»

2.Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, - это:

а) Личностные результаты

б) Метапредметные результаты

в) Предметные результаты

3. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции - это:

а) Стратегия

б) Подход

в) Технология

г) Методика

4. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

а) Методический прием

б) Правило

в) Метод

г) Технология

5. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно- обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

а) Подход

б) Методика

в) Технология

г) Метод

6. В классификации методов обучения словесные, наглядные и

Практические методы выделяют по:

а) Ведущему источнику знаний

Б) Характеру умственной деятельности учащихся

В) Ведущей дидактической цели

Г) Логике рассуждений

8. Поставить в соответствиетип педагогического анализа и его основную задачу:

Дидактический тип анализа урока - 4

Оценка конечного результата урока путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся

Методический тип анализа - 2

Изучение и оценка деятельности учителя и учащихся через предметное содержание

Психологический тип анализа -

Изучение стиля работы учителя, самочувствия учеников на всех этапах урока, уровня понимания и сформированности учебной деятельности

Самоанализ - 1

Оценка представленности в уроке следующих категорий: цель, принципы, логика учебных материалов, логика процесса обучения, целесообразность применения средств обучения, активность учащихся и результативность

9. Поставить в соответствие метод обучения и соответствующую ему дидактическую цель

Познавательный метод - 4

Обобщение и систематизация знаний

Контрольный метод - 3

Творческое применение умений и навыков

Преобразовательный метод - 2

Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, их коррекция

Систематизирующий метод - 1

Восприятие, осмысление, запоминание нового материала

10. Поставить в соответствие виду компетентности педагогического работника его параметр:

Информационная - 1

Умение формулировать учебные проблемы различными информационно-коммуникационными способами

Правовая - 4

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Коммуникативная - 2

Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми)

Профессиональная - 3

Качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

ВИКТОРИНА - ТЕСТ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА.

1. Ребенком, согласно Закону о правах ребенка, считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет*;

б) с момента рождения до 10 лет;

в) с момента рождения до 16 лет

2. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране;

б) если они родились в законном браке;

в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения;

д) независимо от различных обстоятельств*.

3. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители;

б) родственники;

в) никто*;

г) сверстники ребенка.

4. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

а) запрещает;

б) никогда не вмешивается в него;

в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка*;

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.

5. Ребенок может определять свое отношение к религии:

а) самостоятельно, если это не наносит вреда государству, чести и достоинству других членов общества*;

б) по требованию родителей;

в) учитывая религиозные традиции государства;

г) по совету друзей или взрослых людей.

6. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:

а) безоговорочно*;

б) не имеет;

в) если это не наносит вреда другим людям.

7. Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства;

б) не имеет права;

в) если это необходимо в интересах ребенка*.

8 .Ребенок может учиться:

а) в школе, которую он выбрал*;

б) в школе, куда его направили местные органы власти;

в) в школе, которая соответствует его умственным способностям.

9. С какого возраста подросток имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет*;

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.

10. Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*;

б) не имеют этого права;

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя;

г) безоговорочно.

11. Ребенок, живущий с родителями в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*;

б) только пока живет с родителями;

в) пока живы родители.

12.Фильмы, книги, передачи, имеющие признаки культа насилия и жестокости:

а) можно использовать для определенной аудитории детей при получении соответствующего разрешения;

б) можно использовать при любых обстоятельствах;

в) преследуются по закону*;

г) можно использовать для детей, если получено письменное согласие родителей.

13. Дети могут участвовать в военных действиях:

а) если этого требуют интересы Родины;

б) если есть согласие родителей;

в) не могут*.

14. Дети, у которых есть физические или умственные недостатки:

а) учатся в школе, которую выберут сами с помощью родителей*;

б) учатся в специальных учебных заведениях;

в) не учатся согласно медицинскому заключению.

15. За нарушение детьми до 14 лет законодательства Республики Беларусь несут ответственность:

а) сами дети;

б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*,

в) только родители.

16. В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности при проведении следствия обязательно

присутствие:

а) представителя местных органов власти;

б) родителей;

в) адвоката и педагога (психолога)*.

17. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;

б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

в) по согласию с родственниками или опекунами.

Внимание! Значком * отмечены наиболее приемлемые ответы.