Теории демократии. Демократия: теория и политическая практика История демократической мысли


Сущность понятия "демократия". Древние и средневековые представления о демократии. Демократия классического либерализма. Недостатки концепции плюралистической демократии. Положения концепции "третей волны демократизации". Избирательные системы и выборы.

Реферат

«Демократия: теория и политическая практика»

1. Древние и средневековые представления о демократии

Термин «демократия» (от греч. demos - народ и kratos -власть), впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа» или «народовластие».

Первой, в наибольшей мереразвитой формой демократического правления считается сложившаяся в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме, в античных городах-полисах - прямая демократия. Она предполагала публичное - иногда непосредственно на городских площадях - обсуждение важнейших вопросов развития государства: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в управлении считалось не только правом, но и долгом свободного гражданина, будь он богатым аристократом или неимущим, поощрялось материально и оценивалось как в наибольшей мередостойное занятие свободных.

Выделим отличия античного понимания демократии от современного:

демократическое государственное устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как часть государства (общество - государство - индивидуум выступали в нерасчлененном виде);

как естественное воспринималось существование рабства и сословного деления свободных граждан.

Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима (идеи верховенства закона, равенства граждан перед законом, равенства политических прав стали неотъемлемой частью демократических традиций).

Крупнейшие мыслители античности видели опасные тенденции усиления власти стихийной толпы, не обладающей, по их мнению, высоким интеллектом (эту власть определяют термином «охлократия»). Они считали разумным при демократическом правлении наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами.

Дальнейшее развитие античной демократии подтвердило правоту их выводов: демократия в условиях увеличения доли низшего сословия - фетов - все больше превращалась в «буйство черни», и этот процесс привел вначале к олигархическому тираническому перевороту, а затем и к полной ликвидации античных цивилизаций.

Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной власти монархов, жестким сословным делением общества, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. Деспотические формы правления пронизывали все уровни государственной и общественной жизни, полностью подчиняли хозяйственную и культурную деятельность граждан, их личную жизнь власти сюзерена - верховного правителя, феодального собственника.

В то же время средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений (1265 г. - парламент в Англии; 1302 г. - Генеральные штаты во Франции; XVI в. - земские соборы в Московском государстве и др.). Уже в период раннего средневековья в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер и наличие механизма сдержек и противовесов (цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия).

Социально-экономическая и политико-идеологическая ситуация сказывалась и на взглядах мыслителей средневековья, их представлениях о государственном устройстве и роли человека в жизни общества.

В светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления.

Во-первых, обосновывалась возможность участия представителей различных, прежде всего имущих, сословий в парламентской деятельности, которая хотя и носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке и принятии управленческих решений, в государственной деятельности.

Во-вторых, определялись содержание и функции местных форм самоуправления (например, земств в России, «вольных городов», таких как Любек, Гамбург, Бремен, в Германии или вечевой формы правления в Древнем Новгороде и Пскове). Подобные формы демократического волеизъявления хотя и находились под полным контролем монарха и местной аристократии, в то же время предоставляли населению возможность реализации определенных гражданских прав, прежде всего права на управление делами своей местности. Этим же целям служили и развитие цеховой организации ремесла, торговли, появление политических и религиозных гильдий - прообразов будущих политических партий.

Еще одним направлением в осмыслении проблем государственного устройства и народовластия в эпоху средневековья был поиск источника и границ власти монарха, права его вторгаться в область духовной жизни подданных. Этот анализ проводился учеными-богословами, которые, обосновывая необходимость социально-экономического неравенства сословий, божественное происхождение абсолютной монархии, господствующее положение христианской идеологии, одновременно отстаивали равенство всех людей перед Богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека, а также подотчетность власти монарха божественным законам.

Крупнейшими представителями философско-богословской мысли средневековья, отстаивающими позиции «средневековой демократии», были А. Августин и Ф. Аквинский.

Так, Аврелий Августин (354-430), веря в божественное происхождение земной государственной власти, одновременно определял ее как «великую разбойничью организацию». Гражданин в социальном плане полностью подчинен этой власти, но имеет право на уважение своего человеческого достоинства, ибо высшим судьей над ним все-таки остается Бог.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) уже на исходе эпохи средневековья также обосновывал сословное устройство общества и необходимость государства, которое имеет божественное происхождение. Как и античные мыслители, он осуждает демократию как форму притеснения богатых бедными, в конечном итоге ведущую к тирании. Правильной формой он считает монархию, обеспечивающую устойчивость государства; в то же время человек должен обладать набором человеческих прав, определенных вечным божественным правом.

Таким образом, древние и средневековые представления о власти и демократии, которые способствовали становлению современных концепций демократии, можно обобщить в следующих положениях:

ь демократия - одна из форм политического устройства общества, опирающаяся на широкое участие различных социальных групп населения в его управлении;

ь важнейшей характеристикой демократии является возможность каждого гражданина пользоваться правами и свободами, прежде всего - быть независимым от других членов общества, иметь свободу мнения, наравне с другими гражданами участвовать в общественной и государственной жизни; правом собственности;

ь демократия неотъемлема от обязанности гражданина и системы государственного правления в целом подчиняться законам и не нарушать права других людей - членов общества;

ь демократия несовместима с охлократией - властью массы, толпы, подавляющей отдельную личность, верховенствующей в решении государственных вопросов, что в конечном итоге ведет к тирании и террору;

ь лучшей формой демократического устройства общества является разделение его на управляющих и управляемых, которые

ь передают правление достойным и под их руководством выполняют производительные функции; при всём этом за ними сохраняется право контроля за власть имущими и досрочного прекращения их полномочий, а также возможность местного самоуправления;

ь правители должны заботиться о благе своих подданных и укреплении государства, разумно, опираясь на закон, организовывать жизнь общества, обеспечивать возможность каждому гражданину использовать его неотъемлемые права и свободы.

2. Современные теории демократии: демократия классического либерализма, коллективистская, плюралистическая демократия

Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе: свершения промышленной революции, усиления торгово-экономических связей, роста городов, разрушения средневековой системы управления, измененил представления о политическом устройстве общества, роли человека в обществе, его правах и свободах, возможном участии в политической жизни. В в наибольшей мереполной и развернутой форме они были сформулированы на рубеже XVII-XVIII вв. в концепциях демократии классического либерализма Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш. Монтескье. Основные идеи, высказанные этими мыслителями, могут быть сведены к следующим положениям.

ь На до государственном этапе человечество находилось в естественном состоянии, человек жил по естественным законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Таким образом, исходное состояние человеческой природы, ее сущность - это индивидуальная свобода. При этом ее использование не должно приводить к нарушению прав других людей, иначе это может вызвать, по Гоббсу «войну всех против всех», вражду людей, нарушить жизнедеятельность общественного организма. Даже если отношения между людьми в естественном состоянии предполагают, по Дж. Локку, «взаимную доброжелательность», на определенном этапе общественного развития они требуют закрепления, улаживания в виде договора, который получил название «общественного».

ь Общественный договор предполагает негласную форму соглашения между людьми о передаче функций регулирования отношений между ними государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и вражды между членами общества, обеспечения индивидуальных прав и свобод граждан.

ь Власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (по Дж. Локку) или на законодательную, исполнительную и судебную (по Ш. Монтескье). По мнению создателей концепции политического плюрализма, только разделение властей предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма, тем самым обеспечивая гарантии свободы граждан.

Таким образом, либеральная идея общественного договора как основы создания государства и концепция разделения властей в качестве условия ограничения власти суверена (правителя) определили принципы и условия взаимоотношения гражданина и государства, допустимые границы вмешательства государства в область личных прав и свобод граждан:

ь равенство всех граждан в использовании их естественных прав;

ь автономность личности по отношению к государству и обществу, человек - единственный источник власти, предоставивший государству права на осуществление управления всем обществом и требующий от него гарантии личных прав и свобод;

ь личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти;

ь разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, четкое определение их функций и полномочий, а также ограничение сферы деятельности самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества;

ь парламентская форма представительной демократии, предусматривающая передачу гражданами в результате выборов функции управления государством тем лицам, которые смогут защитить законные права и свободы своих избирателей.

Концепция либерализма впервые получила свое правовое воплощение в Билле о правах (Англия, 1689) и Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789), которые провозгласили принципы свободы, собственности, безопасности личности, право сопротивления насилию как неотъемлемые естественные права личности.

Концепция либеральной демократии подвергается критике прежде всего за абсолютизацию индивидуализма, нацеленности человека на решение своих личных проблем, на достижение личного успеха, что может привести (да и приводит) к его уходу от общественной, политической жизни, эгоизму и замкнутости, недружелюбию к другим людям, притуплению чувства сострадания. При этом государство, не имея права вмешиваться в экономическую и финансовую сферу, ограничено в возможности оказывать социальную поддержку малоимущим и «неудачникам».

Наконец, как любая форма представительной демократии, либеральная демократия сужает права избирателей, не позволяет активно влиять на политику, контролировать деятельность государственных органов, а сам выбор представительных органов власти может носить случайный, формальный и некомпетентный характер, определяемый настроением, эмоциями избирателя в момент голосования.

Одной из концепций, противостоящей индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Она появилась в эпоху французского Просвещения, одним из ее создателей называют известного философа Жан-Жака Руссо (1712-1778), хотя многие его идеи созвучны теоретическим построениям либерализма. Он, как и многие сторонники либерального типа демократии, исходит из идеи естественного состояния людей в период до государственного развития общества и заключения ими общественного договора о создании государства для более благоприятного развития общественных отношений, укрепления частной собственности, утверждения идей гуманизма и духовности. При этом далее он не соглашается с положением, что общество состоит из отдельных личностей, и говорит необходимости передачи личностью своих естественных прав государству после его создания. В государстве возникает гармония социальных интересов, так как цель его создания и состоит в том, чтобы оно заботилось о своих гражданах, выполняло общую волю народа, который «всегда прав». Правительство получает только исполнительную власть, а законодательная власть должна осуществляться самим народом путем прямого обсуждения и принятия законов в ходе плебисцита (референдума).

Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина, лишения его права на высказывание собственного мнения, отличного от мнения всех.

Эти идеи нашли отражение в марксистской теории государства и демократии и в практике функционирования политической системы социализма и социалистической демократии.

С одной стороны, в условиях социалистической коллективистской демократии гражданин активно включается в политический процесс, участвует в массовых политических акциях (демонстрациях, собраниях, выборах), может контролировать деятельность депутатов всех уровней, давать им наказы, участвовать в деятельности органов самоуправления по месту жительства и работы. Это повышает гражданскую активность члена общества, чувство ответственности за его развитие, патриотизм и коллективизм. При этом коллективистская демократия предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, принудительное включение его в политику, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и политической оппозиции «руководящей и направляющей силе общества» - коммунистической (социалистической) партии. В результате гражданин терял индивидуальность и не мог реализовать записанные в конституции политические права и свободы.

С другой стороны, это вело к всевластию самой компартии, ее аппарата, подмене ею государственных органов, усилению авторитарных, деспотических методов правления со стороны партийной элиты. Таким образом, коллективистская демократия, формально открывая возможности прямого, активного участия каждого гражданина в политической жизни, делая это его обязанностью, на деле ограничивала индивидуальные права и свободы, приводя к жесткому контролю его духовной и личной жизни, способствуя появлению антидемократических, тоталитарных режимов.

Ограниченность как либеральной концепции демократии, так и ее альтернативы - коллективистской демократии - привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX вв. Создателями ее являются М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С. Липсет и др.

Политический плюрализм (от лат. pluralis - множественность) означает включение в политическую жизнь страны множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели, идеологические концепции и ведущих между собой борьбу за власть. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих предвыборных программ перед избирателями, завоевание как можно большего количества их голосов на выборах и тем самым получение максимального числа парламентских мест или победа на президентских выборах. Основное отличие плюралистической демократии от ее либерального типа заключается в том, что в ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте политические партии и движения представляют интересы конкретных социальных групп, через которые и реализуются интересы отдельного личности. Входя в политическую партию или поддерживая ее на выборах, гражданин может проявить большую политическую активность, настойчивее влиять на деятельность парламента, отстаивая свои экономические, политические, культурные интересы как общие для данной группы, социального слоя.

Экономической основой плюралистической демократии выступают многообразие форм собственности, общественное разделение труда и соответствующее деление общества на социальные группы, обладающие различными объемами и видами собственности и выполняющие многочисленные профессиональные, социальные и культурные роли в обществе. Отсюда и многообразие экономических, социально-политических и духовных интересов представителей этих групп, соревновательность в их отстаивании.

Политической основой плюралистической демократии, ее правовой формой являются: конституционно закрепленная система прав и обязанностей граждан и образуемых ими объединений, прежде всего - свобода слова и совести, обеспечение равноправного участия в политической жизни; принцип разделения властей; парламентская форма правления; утверждение верховенства закона во всех сферах жизни общества.

Социальной основой плюралистической демократии является обеспечение права каждого члена общества участвовать во всех формах его жизнедеятельности, будь то труд и отдых, семейная жизнь, бизнес, защита здоровья, спорт, культура и образование. Конечно, степень такого участия у каждого человека различна, что определяется как его индивидуальными особенностями, способностями, так и социальным положением, материально-финансовыми возможностями и другими факторами. При этом государство в условиях плюралистической демократии гарантирует саму возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможность для проявления самостоятельной активности, деятельного начала.

Духовно-идеологической основой плюралистической демократии выступают: создание в обществе атмосферы гласности, поощрение многообразия мнений, развития творчества, недопустимость регулирования духовной жизни человека и навязывания ему единообразных мировоззренческих и политико-идеологических догматов. С этим же связаны изучение и учет в работе управленческих органов общественного мнения населения, обеспечение свободной деятельности средств массовой информации.

Недостатком концепции плюралистической демократии является то, что она исходит из идеальной модели гражданина как активного участника политического процесса, своей деятельностью поддерживающего ту группу и то движение, которое потенциально представляет его интересы. На самом деле за политическими движениями и партиями стоит не массовый электорат, а только в наибольшей мереактивная его часть. Остальные избиратели либо уклоняются от выборов, либо не вникают глубоко в содержание предвыборных программ и делают выбор случайно. Пои этом голоса избирателей достаются либо двум-трем крупным политическим партиям, программы которых не отличаются большим многообразием, либо мелким предвыборным объединениям, т. е. все равно будут поглощены более крупными и авторитетными партиями и движениями. Кроме того, .контроль за деятельностью парламентариев со стороны рядовых избирателей невозможен.

Таким образом, анализ трех основных современных концепций демократии - либеральной, коллективистской и плюралистической - показывает, что при всех их недостатках и ограниченности каждая из них исходит из фундаментального принципа: гражданин имеет право выражать свою политическую волю и отстаивать с помощью формируемых избирателями представительных органов власти свои социально-экономические и политические интересы.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении общих признаков демократии:

ь признание народа источником власти (сувереном) в государстве: народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдумов;

ь равноправие граждан: демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

ь подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, уважение прав и интересов меньшинства;

ь выборность ключевых органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных признаков. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии стремятся к соблюдению дополнительных принципов: прав человека, приоритета прав личности над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона и т. д.

В последние годы в политологии получила распространение теория «волн демократизации», создатели которой считают, что утверждение современных институтов демократического правления происходило в три этапа, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, и что за подъемом демократизации следовал ее откат. С. Хантингтон в своей книге «Третья волна. Демократизация в конце XX в.» (1991) дает следующую датировку: первый подъем - 1828-1926 гг., первый спад - 1922-1942, второй подъем- 1943-1962, второй спад-1958-1975 гг., начало третьего подъема - 1974 г.

Концепция «третий волны демократизации» базируется на следующих основных положениях:

ь переход к демократии в различных странах означает, что между различными переходными процессами и формами демократизации много общего и их следует рассматривать как частные случаи мирового политического движения;

ь демократия - самоценность, ее установление не связывается с прагматическими, инструментальными целями;

ь признается множественность возможных форм демократического устройства (признание и поддержка существования разнообразных, автономных друг от друга и от государства ассоциаций, преследующих неодинаковые, подчас противоречащие друг другу цели);

ь демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс политических перемен в мире, не завершается история демократии - концепция «третьей волны» предполагает синусоидальный характер развития демократического процесса, что может привести как к откату части стран назад, так и к «четвертой волне», но уже в XXI в.

3. Избирательные системы и выборы

Выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее необходимое условие. «Демократию можно определить как режим, при котором правители назначаются посредством свободных и честных выборов»,- утверждают авторитетные французские ученые П. Лалюмьер и А. Демишель. А во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Совершенствование избирательной системы - одна из актуальнейших задач политического развития молодой российской демократии.

Что же такое избирательная система?

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также в сложившейся практике государственных и общественных организаций.

Избирательная система входит как составная часть в политическую систему, но и сама, как всякая система, подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве в наибольшей мереобщих выделяются два:

ь избирательное право - теоретико-юридический компонент;

ь избирательная процедура (или избирательный процесс) - практико-организационный компонент.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.

Термин «избирательное право» может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве избирающего (активное избирательное право), либо в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В основе классификации выборов лежат принципы избирательного права и несколько критериев: объект выборов (президентские, парламентские, муниципальные - в органы местного, обычно городского, самоуправления), сроки (очередные, внеочередные, дополнительные) и т. д.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов по принципу избирательного права, отражающему степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае классификация приобретает вид парных противоположностей:

ь всеобщие - ограниченные (цензовые);

ь равные - неравные;

ь прямые - косвенные (многостепенные);

Признаки, характеризующие высокую степень демократизма избирательной системы, стоят первыми. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы более подробно.

Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. При этом и то и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенного размера), цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), образовательным (например, знание государственного языка страны), возрастным и т. д.

Цензы пассивного избирательного права обычно значительно более жестки, чем цензы права активного. Так, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента - там, где он двухпалатный,- особенно высок: в США и Японии - 30 лет, во Франции - 35, в Бельгии и Испании - 40. В то же время нельзя не отметить, что процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения. К примеру, начиная с 1970-х гг. возрастной ценз для избирателей большинства развитых стран снижен до 18 лет.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, с помощью так называемой «избирательной геометрии» («избирательной географии»), т. е. такой раскройки территории страны на избирательные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой такая раскройка произведена, оказывается возможно большее число округов с поддерживающими данную партию избирателями.

Относительно выборов в коллегиальные органы власти можно отметить такую закономерность: выборы в местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов повсюду прямые (в ряде стран таковы и выборы в верхнюю палату, в частности в сенат США); голосование при всём этом тайное, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.

Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. plebs - простой народ и scitum - решение, постановление). Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум - это всенародное голосование, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Например, это может быть вопрос о государственной принадлежности той или иной территории (плебисциты 1935 и 1957 гг. о Саарской области Германии, пограничной с Францией) или о ее независимости (референдум 1995 г. в Квебеке, франкоязычной провинции Канады), вопрос о форме государственного правления (референдумы 1946 г. в Италии и 1974 г. в Греции о замене монархии республикой) и т. д.

Подобно выборам, референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, способа проведения и сферы применения. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума - проект акта текущего законодательства.

Следует отметить двоякую политическую природу референдумов: с одной стороны, референдум способен (а в идеале - призван) в наибольшей мереполно выявить волю народа по тому или иному вопросу или комплексу вопросов, с другой - организаторы референдума могут сделать его предметом несущественный вопрос, с тем чтобы отвлечь внимание народа от действительно насущных проблем. Случается и так, что воля народа, выраженная на референдуме, игнорируется и попирается власть имущими.

Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практико-организационную часть избирательной системы.

Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».

Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная кампания (предвыборная кампания) - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).

Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение потока автомобилей.

Избирательная процедура включает в себя: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. д.

Избирательная кампания официально начинается со дня провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерогатива государства) и продолжается до даты выборов. Фактически же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы.

Избирательная борьба - основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе в противоположность тоталитарному. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат (от лат. elector - избиратель) - это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники; в электорат демократической партии США, как правило, входит цветное население страны. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща некоторая относительная стабильность. От выборов к выборам электорат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К примеру, после того как из двухпартийной системы Великобритании лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.

С учетом того, что в государствах современного мира продолжается (а в России идет полным ходом) социальная дифференциация, сопровождающаяся возникновением все новых политических партий и социальных движений, каждое из которых претендует на роль выразителя интересов всего народа, становится весьма актуальным вопрос о формировании избирательных блоков и союзов, ибо ни одна из партий нередко не в состоянии добиться победы в одиночку. Поэтому партии и общественные организации в ходе предвыборной борьбы зачастую образуют политические блоки и союзы, заключая соглашения для совместных действий, чтобы обеспечить победу кандидатам от партий, стоящих на близких позициях.

При этом такого рода предвыборной дипломатии для победы на выборах недостаточно. Необходим целый ряд других факторов: наличие финансовых средств, позволяющих широко развернуть предвыборную агитацию; авторитет, приемлемость партии в глазах избирателей; политическая новизна, бросающая вызов старому укладу; политическая и личная привлекательность выдвигаемых партией кандидатов, т. е. их имидж (от англ. image - образ); продуманность предвыборной программы (платформы) партии или политического блока.

Кульминацией избирательной кампании является день выборов. В отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, и потому в наибольшей мереинтересное об этой процедуре мы узнаем, когда тайна либо нарушена, либо еще не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой.

Известно, например, что, когда Наполеон Бонапарт решил «узаконить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голосование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии - по полкам, причем солдаты голосовали хором.

И в наши дни есть подобные примеры. Еще совсем недавно в Заире депутатов в парламент выбирали на городских площадях путем восклицания одобрения кандидатурам из зачитываемого мэром города списка, в Западном Самоа старейший голосует за всех членов своей большой семьи, а в Свазиленде избиратели «голосуют ногами», проходя в одни из ворот, за которыми их ждут кандидаты в коллегию выборщиков депутатов парламента.

При этом по мере формирования гражданского общества, роста его правосознания и совершенствования правовых институтов подобные способы голосования приобретают черты анахронизма.

В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество кандидатов, баллотирующихся по каждому избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5 % от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен в ряде стран (в том числе в России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свой голос.

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов.

Определение результатов выборов по данным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.

Мажоритарная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Такая система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют «системой первого пришедшего к финишу». В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда используются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

К числу положительных свойств мажоритарной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

Основные недостатки мажоритарной системы:

значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;

две партии, набравшие одинаковое или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).

Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.

Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются строго пропорционально числу поданных голосов. Эта система распространена в современном мире более широко. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет две разновидности:

ь пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются);

ь пропорциональная избирательная система по многомандатным округам (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).

Критерии и признаки демократии.

Критерии и признаки демократии

Термин "демократия" имеет несколько толкований:

1) как форма, разновидность организации государ­ства, когда властью обладает не одно лицо, а все гражда­не, пользующиеся равными правами на управление госу­дарством. В этом смысле под демократией понимается типгосударства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выбор­ности и отчетности, принятии решений в них по принципубольшинства, т.е. речь идет о партийной, профсоюзной
производственной демократии;

3) как идеал общественного устройства, основанногона принципах свободы, равенства, уважения закона иправ человека, плюрализма и т.д.

4) социальные и политические движения, целью кото­рых является реализация демократического идеала. Это де­мократы, социал-демократы, либералы, "зеленые" и т д

Таким образом, возможно следующее определение де­мократии. Демократия - это организация политичес­кого и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных поло­жений), без которых демократии в любом ее понимании быть не может. Каковы же эти принципы?

Принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также пра­во непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

Принцип равноправия граждан на участие в управле­нии государством и обществом. Этот принцип предусмат­ривает совокупность избирательных прав, дающих граж­данам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за дея­тельностью власть имущих и т.д.

Принцип принятия решений по большинству и подчи­нение меньшинства большинству при их осуществлении.

Принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство в котором лица, осуществляющие верховную власть изби­раются, причем избираются на определенный ограничен­ный срок. В конце XX в. практически не существует такой страны, где бы правящие круги не практиковали выборы и не стремились тем самым утвердить свою легитимность.

Изложенные принципы демократии являются универ­сальными, на их основе выстраивается само ее здание Это своего рода катехизис демократии. Реальное участие на­рода в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответствен­ность правящей элиты перед народом - именно эти критерии характеризуют содержание демократии.



Для полного понимания демократии нельзя обойти стороной и вопрос о ее механизме. Перечислим главные его составляющие:

а) законодательное закрепление основ­ных экономических, социальных и политических прав че­ловека;

б) свободные, равные, прямые, тайные выборы представительных органов управления;

в)политический плюрализм, т.е. наличие альтернативных идеологий как минимум двух политических партий;

г) существование оп­позиции;

д) разделение властей на законодательную ис­полнительную и судебную ветви при их относительной са­мостоятельности в рамках законодательно закрепленных полномочий;

е) независимость суда.

В каких пределах и как работает этот механизм, зави­сит от политической деятельности субъектов, политичес­кого режима, состояния гражданского общества и полити­ческой культуры.

Для ут­верждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ дол­жен созреть для организации соответствующих форм и ме­ханизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладая спо­собностью к самоограничению, что приобретается в ре­зультате длительного исторического опыта. Речь идет осовокупности экономических, социальных, политичес­ких, внешнеполитических предпосылок демократии.

Экономические предпосылки демократии предполага­ют высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах соб­ственности и конкуренции товаропроизводителей. Необходимо отметить так­же, что индустриальное развитие предполагает высокую степень урбанизации, а городское население легче и быс­трее воспринимает демократические ценности, чем жители сельской местности, отличающиеся консерватизмом, склонностью к традиционным формам правления.

Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими В пер­вую очередь это относительно высокий уровень благосос­тояния граждан, что способствует сглаживанию социаль­ного неравенства, ибо вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Существенной предпосылкой демократии является раз­витое гражданское общество, представленное множеством групп со своими специфическими интересами (профессио­нальные, региональные, религиозные, культурные, этни­ческие и др.). Все это препятствует концентрации государ­ственной власти, создает возможность установления эффективного контроля над ней и создания механизма об­ратной связи между властью и обществом.

Невозможна демократия и без многочисленного и вли­ятельного среднего класса. Так, по западным стандартам средний класс (с доходом от 25 до 60 тыс. дол. в год) сос­тавляет 2/3 всех граждан в этих странах Он разнороден по своим политическим и идеологическом пристрастиям, но при этом отвергает радикальные позиции и точки зре­ния, всегда выступает за политическую стабильность.


Важнейшей предпосылкой демократии является гра­мотность населения, его высокий образовательный уро­вень.

Экономические и социальные предпосылки только тог­да результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соот­ветствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и вы­соко ценящая права человека, его свободу и ответствен­ность, способность к самоограничению и компромиссам. Чтобы стать действительным демократом, необходимо, чтобы человек социализировался в демократической социокультурной среде.

В современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы: политический, эконо­мический, информационный, не исключен и военный. Примером могут служить демократические процессы в ря­де бывших колониальных стран (Латинская Америка, Аф­рика и даже ФРГ после второй мировой войны). Однако насильно привнесенная извне демократия без естествен­ных внутренних предпосылок обречена на поражение.

Проблема демократии - это проблема формы госу­дарственного и социального устройства общества, базиру­ющегося на экономических и политических реалиях.

Демократия должна быть реальной. То, что провозгла­шено в Конституции Республики Беларусь, предстоит осу­ществлять в политической практике: принципы правового государства, его демократические основы, признание чело­века, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностью государства, их соблюдение и защита; утверждение о наро­де Беларуси как о носителе и единственном источнике влас­ти; принцип действительного (и не на словах) разделения властей, а также другие конституционные нормы, без кото­рых общество не может обрести свободу и ощутить преиму­щество демократии.

Теории демократии.

В зависимости от того, кто имеет приоритет среди ис­точников власти (индивид, социальная группа или в це­лом народ), теории и реальные модели демократии делят­ся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

Индивидуалистические, или либеральные, демокра­тии базируются на приоритете личности, индивида над обществом, над государством. Личность первична, она составляет основу гражданского общества и государства, является в конечном счете источником власти.

Существенная черта классической либеральной тео­рии - представительная демократия. Сторонники либе­ральной демократии особую роль отводят представитель­ным органам. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В та­кой интерпретации демократия представляет собой конку­ренцию равноправных по отношению к власти политичес­ких сил с неопределенными заранее результатами. Массам, как подчеркивал М.Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, оказывать им поддержку. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще од­на главная идея этой концепции - разделение властей, создание сдержек и противовесов как условие эффективно­го контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной де­мократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаи­вать его в рамках закона.

Исходная идея плюралистической концепции - глав­ная движущая сила политики в современном демократи­ческом государстве не личность, не народ, а группа. Толь­ко в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной и т.д.), а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы.

Существует несколько вариантов концепции плюра­листической демократии, но все они при всей их специ­фичности обладают следующими общими чертами: центральным элементом демократической полити­ческой системы признаются интересы группы, которая га­рантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти, забота о формировании демократической политической культуры, которая рассматривается как условие
цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов, поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных
шансов и укрепления социальной справедливости. При этом ей присущ ряд недостатков. Скажем, в западных странах с плюралистической демок­ратией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше - от парламентов и партий.

Сторонники коллективистских демократий, или идентитарных (идентичность, тождество), основой поли­тической власти считают народ в целом или его часть -большие социальные группы. Идентитарная демократия характеризуется господством единой, общенародной госу­дарственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отвергается легитимность конфликта интересов, отрицает­ся автономность личности. В итоге подрывается свобода выбора и политического самоопределения личности, а ста­ло быть, основная предпосылка демократии.

Современные теории демократии различаются в зави­симости от того, какая форма демократии преобладает - прямая (плебисцитарная) или представительная (репре­зентативная).

Прямая, или непосредственная, демократия - это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на основе всеобщего избирательно­го права). Представительные же органы сводятся к мини­муму и являются полностью подконтрольными гражда­нам. Такими были афинская демократия и народные самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.

Чертой ее является невысокая эффективность и недостаточ­ная компетентность, поскольку важнейшие решения при­нимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повы­шение опасности тоталитаризма или популистского авто­ритаризма вследствие подверженности масс идеологичес­кому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому учас­тию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает доб­ровольно заниматься политикой.

Представительная (репрезентативная) демокра­тия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полно­мочия, образование промежуточных властных струк­тур, конституционность, политические партии, выбо­ры - таковы элементы современной представительной демократии. Еще в конце 20-х гг. известный социалист К.Каутский отмечал: "Пресса, партии и парламент, вклю­чая сюда ответственное перед парламентом правительс­тво, - эти три "П" суть основные органы современной де­мократии" (Каутский К. Материалистическое понимание истории. М.; Л., 1931. С.461).

Главным элементом является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то вре­мя как принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания на­рода источником и высшим контролером власти демокра­тия невозможна уже по своему определению ("народов­ластие"). Поэтому воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредствен­но на выборах, так и делегируется депутатам и представи­тельным органам власти, которые в пределах своих полно­мочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.

Политическая практика показывает, что абсолютно со­вершенных форм демократии не бывает, поэтому и пред­ставительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них - народ может влиять на политику только во время выборов. Но по сравнению с непосредственной представитель­ная демократия обладает более высокой эффективностью, рациональной организацией политической системы, компетен­тностью и ответственностью лиц, принимающих решения.

Теория представительной демократии близка к концеп­ции элитарной демократии. Сторонники последней утвер­ждают, что в реальности, даже в условиях достижения гос­подства демократического большинства, политические решения принимаются преимущественно меньшинством, де­мократической элитой. Демократия в этом случае состоит в открытости формирования элит и подконтрольности их дея­тельности по осуществлению власти и управления.

В мировой политической практике концепции демок­ратии были реализованы в основном в американской и за­падноевропейской моделях.

В основе американской модели демократии лежат три ринципа:

1) равенство людей (все созданы равными);

2) свобода их самовыражения;

1) 3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.

В Европе современная демократия представлена бри­танской и французской моделями. Британская демокра­тия носит плюралистическо-элитистский характер. Правя­щие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также про­фессиональных политиков. В этой модели особое место от­ведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: а) легитимация существующей политической системы и дея­тельности правительства; б) контроль за политикой прави­тельства; в) политическая интеграция граждан.

Особенностью британской демократии является высо­кая легитимность политических институтов, полити­ческой власти, признание большинством населения обя­занности подчиняться правительству, закону. Господство права - существенная сторона демократических отноше­ний и институтов в Англии. И это при отсутствии писан­ной конституции.

В отличие от англосаксонской демократии француз­скую модель можно охарактеризовать как популярную де­мократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть вы­сокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотвор­чества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным органом, назначается президентом и вместе с ним состав­ляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.

2) Из множества коллективистских теорий и моделей сов­ременной демократии следует выделить социал-демократи­ческую, которая под воздействием современных реалий эво­люционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности - свободы, и социалистических цен­ностей - справедливости и солидарности.

В мировой политической мысли существуют ценнос­тное и рационально-утилитарное обоснования демокра­тии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: сво­боды, равенства, социальной справедливости, народов­ластия. При этом следует иметь в виду, что демократичес­кие ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. Например, свобода многими вос­принимается как тяжелое бремя, связанное с риском, от­ветственностью, психологическим дискомфортом. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосос­тояние.

Литература

Демократия в России: самокритика и перспективы //Обществен, науки и современность. 1995. № 2.

Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов н/Д. 1966.

Мальцев В.А. Демократические основы политической жизни об­щества // Соц.- полит, журн. 1993. № 7.

Мельник В.А. Политология. Мн., 1997.

Общая и прикладная политология. М., 1997.

Основы демократии и власть / Под ред. Г.С.Еськова. М, 1993

Пугачев В.П., Соловьев А.Н. Введение в политологию. М., 1996.


ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа)

В настоящее время демократию рассматривают:

  • - как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
  • - как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
  • - как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает - прямая или представительная.

Прямая демократия - непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

Плебисцитарные теории упор делают на прямую демократию, репрезентативные теории - на представительные учреждения.

Плебисцитарные формы демократии характерны для античной демократии, для городов-государств средневековья. В современном обществе к плебисцитарным теориям относятся теории участия (партиципаторной демократии). Они обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни.

Главное в этих теориях - это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности.

В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Принцип участия отодвигается на второй план. Это направление в теориях демократии называют еще традиционно-либеральным пониманием демократии, где самое ценное - это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

На протяжении длительного времени в изучении такого явления, как демократия, конкурируют два подхода: эмпирически-описательный и нормативный. Первый нацелен на то, чтобы показать, что такое демократия на деле, как она функционирует в реальных условиях в различных странах. Нормативный подход настроен на конструировании "идеальной" модели демократии, на обосновании ее преимуществ по сравнению с другими формами организации политической жизни общества.

В настоящее время общество осознает, что и современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: "Демократия - очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".

1. основные концепции демократии.

Выделяют 3 группы теорий или концепций Д:

  • 1. теории коллективистской Д
  • 2. теории либеральной Д
  • 3. теории плюралистической Д

изначальной формой и теоретической и практической Д явилась коллект Д. Наиболее видные теоретики - Платон, Руссо, Маркс, Шмидт. Общие черты коллект Д:

  • 1. признаки народа единым целым с единой волей и интересами
  • 2. отрицание существующих противоречий внутри народа и исходя из этого признание позиции как патологии
  • 3. понимание свободы как активного участия в управлении гос-вом (человек под капельницей - голосует)
  • 4. абсолютный характер власти и отождествление вождей с народом
  • 5. устранение проблем прав чел т.к. гос - выразитель воли каждого человека
  • 6. преимущественно прямое участие в управл или всеобщая полит мобилизация
  • 7. декларирование соц демократии т.е. обеспечение равных соц условий для управления гос.

Либеральная - основные представители - Диссон, Локк, Монтескье. Отстаивание прав аристократии. Основные черты:

  • 1. отождествление народа как субъекта власти только собственниками. Недостаток - социальноклассовая ограниченность реальных моделей, построенных на этой теории.
  • 2. признаки приоритета прав индивида над правами гос-ва. Недостатки - игнорир коллективной природы чео-ка, стимулирование эгоцентризма.
  • 3. понимание свободы как право быть огражд от гос-ва и других людей. Недост - декларативность Д-ии в реальности углубление соц противоречий и классовых различий
  • 4. парламентаризм. преобладание представительских форм участия в управлении. Нестатки - слабая лигитимация власти, отрыв политич элиты от народы.
  • 5. ограничение компетенции гос-ва функций охраны общественного порядка.(протекционизм)
  • 6. разделение властей, создание систем сдерживания противовесов между разл ветвями власти.
  • 7. ограничение власти большинства над меньшинством.

Плюралистическая. основной чертой плюрилизма явл:

  • - рассмотрение народа как совокупн соц групп, а значит осн субъект власти - соц группа.
  • - общая воля рассматрив как результат компромиса интереса разл групп
  • - гос рассматривается как орган отвечающий за нормальное функционирование всей обществ системы
  • - наличие ценностного консенсуса в обществе, т.е. признание всеми группами законов общества (не заставить принять, а принять закон)

по форме осуществления народом власти плюралист Д подразделяются: репрезентативные, партиципаторные.

Репрез - реально представлены в парламентаризме, т.е. системе правления, основ на разделении властей и верховенства парламента. Достоинства:

  • - рациональность организ полит системы
  • - высокая эффективность в решении задач
  • - порядок и полит стабильность

недостатки:

  • - фактическое отстранение народа от власти в период между выборами
  • - олигархизация власти
  • - широкие возможности для манипулирования обществом.

Партиципаторные - основыв на широком внедрении Д как формы принятия решений. Достоинства:

  • - участие многих людей способствует расшир интелектуального потенциала в управлении
  • - усиление контроля за управленческими структурами
  • 1. Демократия как тип политической системы.

Демократия - это форма правления

  • 1. Демократия - форма устройства любой организации, кот основана на равноправии, участии всех членов данной организации в обсуждении, принятии решений по принципу большинства.
  • 2. Демократия - это идеал общественного развития и отвечающий этому идеалу мировоззрение
  • 3. Демократия - движение за установление социального и политического народовластия

Характерные черты Д как формы правления:

  • 1. суверенитет народа, кот имеет юридич признание и закреплен в опред институтах (независимость)
  • 2. периодическая выборность осн. органов власти
  • 3. равенство прав граждан на участие в управлении государством (равенство в избират. правах)
  • 4. принятие решений по большинству и подчинение меньшинства при реализации этих решений

Классификация Д:

  • 1. в зависимости от понимания что такое народ подразделяется на
  • - социально-ограниченные (в них сущ демократические или социально классовые ограничения в классовых правах) например, не допускаются женщины к выборам
  • - всеобщая Д (избир права предост всему взрослому населению страны)
  • -охлократия (если под народом понимать толпу, чернь, нищих).Если народ - совокупн индивидов, то Д - индивидуалистическая. Если народ - совокуп соц групп - плюралистическая. Если народ - единое целое - коллективистская.
  • 2. в зависимости от участия народа в политике:
    • - прямая Д, народ принимает участие в обсуждении, в принятии, в контроле. Например, Афинская демократия - принцип большинства. Представители поставляют прямую волю народа.
    • - плебисцитарная Д. Народ приним участие лишь в процедуре принятия решения голосованием (референдумы, опросы)
    • - представительная Д (репрезентативная). Суть в опосредованном участии народа в подготовке принятий решений (через представителей)
  • 3. по порядку формирования института власти: парламентская, президентская, смешанные, суперпрезиденсткие, конституционные монархии.
  • 4. по равенству прав граждан:
    • - по мере управления, на политической Д, которая основывается лишь на формальном равноправии граждан
    • - соц Д основаны на фактическом равноправии граждан.
  • 5. В зависимости от подчинения меньшинства:
    • - тоталитаризм, т.е. полное подчинение личности
    • - конституционные, ограничение законом воли большинства и обеспечивающие интересы меньшинства.
  • 1. Достоинства и недостатки демократии:

достоинства

  • 1. наличие возможности свободного выбора
  • 2. учет мнения большинства
  • 3. отсутствие монополии на власть
  • 4. уважение прав и свобод граждан
  • 5. наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.

недостатки

  • 1. опасность тирании большинства
  • 2. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
  • 3. замедленный процесс принятия решений
  • 4. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

Теория демократии - совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного х-ра, которые фокусируются на основах демократии и демократ. ин-тах. В совр. теории демократии есть 3 осн. направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократ. системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими д. б. процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы д. б. фундаментом демократ. ин-тов, каковы разумные ожидания от граждан в демократ. общ-ве.

Термин "демократия", впервые встречающийся у древнегреч. историка Геродота, означает "власть народа" или "народовластие".1-й, наиболее развитой формой демократ. правления считается сложившаяся в античном мире - в Др. Греции и Др. Риме, в античных городах-полисах. Античные авторы отмечали 5 признаков демократии: всеобщее равноправие, отсутствие деспотизма, выборы на д. сти по жребию, ответственность выборных лиц, решение важнейших дел на народном собрании.

Совр. теории демократии: демократия классического либерализма, коллективистская, плюралистическая демократия

Концепции демократии классич. либерализма Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш. Монтескье: На догос. этапе человек жил по естеств. законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Однако их использование не д. приводить к нарушению прав др. людей. Общ-венный договор предполагает негласную форму соглашения между людьми о передаче функций регулирования отношений между ними гос-ву, являющемуся гарантом предупреждения анархии и вражды между членами общ-ва, обеспечения индивид. прав и свобод граждан.

Теория коллективистской демократии (Жан-Жака Руссо). Она, как и теория либерального типа демократии, исходит из идеи естеств. состояния людей в период до гос. развития общ-ва и заключения ими обществ. договора о создании гос-ва для более благоприятного развития обществ. отношений, укрепления частной собственности, утверждения идей гуманизма и духовности. Однако далее теория говорит о необходимости передачи личностью своих естеств. прав гос-ву после его создания. Правительство получает только исполнит. власть, а законодательная власть д. осуществляться самим народом путем прямого обсуждения и принятия законов в ходе референдума. Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в полит. жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация "общей воли" закладывает теорет. основу для практики подавления личности, вторжения гос-ва в личную жизнь.

Ограниченность как либеральной концепции демократии, так и ее альтернативы - коллективистской демократии - привела к созданию и реальному воплощению во многих странах концепции плюралистической демократии, разработанной на рубеже XIX-XX вв. (создатели - М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С. Липсет и др.). Осн. отличие плюралистической демократии от ее либерального типа заключается в том, что в ходе избирательной кампании и деятельности в парламенте полит. партии и движения представляют интересы конкретных соц. групп, через которые и реализуются интересы отдельного личности. Недостатком концепции плюралистической демократии является то, что она исходит из идеальной модели гражданина как активного участника полит. процесса.

Общие признаки демократии :

признание народа источником власти (сувереном) в гос-ве;

равноправие граждан: демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, уважение прав и интересов меньшинства;

выборность ключевых органов гос-ва.

В последние годы в политологии получила распространение теория "волн демократизации", создатели которой считают, что утверждение совр. ин-тов демократ. правления происходило в 3 этапа, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, и что за подъемом демократизации следовал ее откат. Демократизацией в конце XX в. не заканчивается процесс полит. перемен в мире, не завершается история демократии - концепция "третьей волны" предполагает синусоидальный х-р развития демократического процесса, что м. привести как к откату части стран назад, так и к "4-й волне", но уже в XXI в.

Выделяют 2 достоинства демократии: самореализация человека как члена общ-ва, способность привлечь внимание общ-ва к важным вопросам (и тем самым предотвратить серьёзные проблемы), и формирование обществ. ценностей поср-вом обмена информации между гражданами.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия м. б. подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную. Прямая демократия предполагает непоср-венное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. В совр. условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. Плебисцитарная демократия в отличие от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие осн. массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в совр. гос-вах форма демократии - представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения.

«Демократия: теория и политическая практика»


1. Древние и средневековые представления о демократии

Термин «демократия» (от греч. demos - народ и kratos -власть), впервые встречающийся у древнегреческого историка Геродота, означает «власть народа» или «народовластие».

Первой, наиболее развитой формой демократического правления считается сложившаяся в античном мире - в Древней Греции и Древнем Риме, в античных городах-полисах - прямая демократия. Она предполагала публичное - иногда непосредственно на городских площадях - обсуждение важнейших вопросов развития государства: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в управлении считалось не только правом, но и долгом свободного гражданина, будь он богатым аристократом или неимущим, поощрялось материально и оценивалось как наиболее достойное занятие свободных.

Выделим отличия античного понимания демократии от современного:

1) демократическое государственное устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как часть государства (общество - государство - индивидуум выступали в нерасчлененном виде);

2) как естественное воспринималось существование рабства и сословного деления свободных граждан.

Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима (идеи верховенства закона, равенства граждан перед законом, равенства политических прав стали неотъемлемой частью демократических традиций).

Крупнейшие мыслители античности видели опасные тенденции усиления власти стихийной толпы, не обладающей, по их мнению, высоким интеллектом (эту власть определяют термином «охлократия»). Они считали разумным при демократическом правлении наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами.

Дальнейшее развитие античной демократии подтвердило правоту их выводов: демократия в условиях увеличения доли низшего сословия - фетов - все больше превращалась в «буйство черни», и этот процесс привел вначале к олигархическому тираническому перевороту, а затем и к полной ликвидации античных цивилизаций.

Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной власти монархов, жестким сословным делением общества, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. Деспотические формы правления пронизывали все уровни государственной и общественной жизни, полностью подчиняли хозяйственную и культурную деятельность граждан, их личную жизнь власти сюзерена - верховного правителя, феодального собственника.

В то же время средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений (1265 г. - парламент в Англии; 1302 г. - Генеральные штаты во Франции; XVI в. - земские соборы в Московском государстве и др.). Уже в период раннего средневековья в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер и наличие механизма сдержек и противовесов (цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия).

Социально-экономическая и политико-идеологическая ситуация сказывалась и на взглядах мыслителей средневековья, их представлениях о государственном устройстве и роли человека в жизни общества.

В светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления.

Во-первых, обосновывалась возможность участия представителей различных, прежде всего имущих, сословий в парламентской деятельности, которая хотя и носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке и принятии управленческих решений, в государственной деятельности.

Во-вторых, определялись содержание и функции местных форм самоуправления (например, земств в России, «вольных городов», таких как Любек, Гамбург, Бремен, в Германии или вечевой формы правления в Древнем Новгороде и Пскове). Подобные формы демократического волеизъявления хотя и находились под полным контролем монарха и местной аристократии, в то же время предоставляли населению возможность реализации определенных гражданских прав, прежде всего права на управление делами своей местности. Этим же целям служили и развитие цеховой организации ремесла, торговли, появление политических и религиозных гильдий - прообразов будущих политических партий.

Еще одним направлением в осмыслении проблем государственного устройства и народовластия в эпоху средневековья был поиск источника и границ власти монарха, права его вторгаться в область духовной жизни подданных. Этот анализ проводился учеными-богословами, которые, обосновывая необходимость социально-экономического неравенства сословий, божественное происхождение абсолютной монархии, господствующее положение христианской идеологии, одновременно отстаивали равенство всех людей перед Богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека, а также подотчетность власти монарха божественным законам.

Крупнейшими представителями философско-богословской мысли средневековья, отстаивающими позиции «средневековой демократии», были А. Августин и Ф. Аквинский.

Так, Аврелий Августин (354-430), веря в божественное происхождение земной государственной власти, одновременно определял ее как «великую разбойничью организацию». Гражданин в социальном плане полностью подчинен этой власти, но имеет право на уважение своего человеческого достоинства, ибо высшим судьей над ним все-таки остается Бог.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) уже на исходе эпохи средневековья также обосновывал сословное устройство общества и необходимость государства, которое имеет божественное происхождение. Как и античные мыслители, он осуждает демократию как форму притеснения богатых бедными, в конечном итоге ведущую к тирании. Правильной формой он считает монархию, обеспечивающую устойчивость государства; в то же время человек должен обладать набором человеческих прав, определенных вечным божественным правом.

Таким образом, древние и средневековые представления о власти и демократии, которые способствовали становлению современных концепций демократии, можно обобщить в следующих положениях:

ü демократия - одна из форм политического устройства общества, опирающаяся на широкое участие различных социальных групп населения в его управлении;

ü важнейшей характеристикой демократии является возможность каждого гражданина пользоваться правами и свободами, прежде всего - быть независимым от других членов общества, иметь свободу мнения, наравне с другими гражданами участвовать в общественной и государственной жизни; правом собственности;

ü демократия неотъемлема от обязанности гражданина и системы государственного правления в целом подчиняться законам и не нарушать права других людей - членов общества;

ü демократия несовместима с охлократией - властью массы, толпы, подавляющей отдельную личность, верховенствующей в решении государственных вопросов, что в конечном итоге ведет к тирании и террору;

ü лучшей формой демократического устройства общества является разделение его на управляющих и управляемых, которые

ü передают правление достойным и под их руководством выполняют производительные функции; при этом за ними сохраняется право контроля за власть имущими и досрочного прекращения их полномочий, а также возможность местного самоуправления;

ü правители должны заботиться о благе своих подданных и укреплении государства, разумно, опираясь на закон, организовывать жизнь общества, обеспечивать возможность каждому гражданину использовать его неотъемлемые права и свободы.

Основном рассматриваются как пассивные "потребители". Так что главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. 3. Особенности российской демократии Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, ...

Де Траси, - это идеи, позволяющие установить твердые основы для политики, этики и т.д. Уровни политической идеологии В политической идеологии принято выделять три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в...