Договорные отношения в области образования. Договор об оказании платных образовательных услуг (договор на обучение): составляем правильно Функции договоров в сфере образования


1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее - договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Комментарий к статье 53

Данная статья является новацией законодательства об образовании и впервые регламентирует момент, а также инструменты, фиксирующие факт возникновения образовательных отношений. В качестве основания их возникновения выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом на практике обычно является приказ о зачислении в число студентов (обучающихся).

При этом первичным основанием для издания такого распорядительного документа является соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений договора, который как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон. Предусматриваются договоры:

1) об образовании, заключаемый в случаях приема на обучение:

по образовательным программам дошкольного образования;

по дополнительным образовательным программам;

за счет средств физических и (или) юридических лиц;

2) о целевом приеме и о целевом обучении.

С момента приема (зачисления) возникают у лица, принятого на обучение, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством РФ об образовании и локальными нормативными актами организации. Законодатель пока определил в качестве основания возникновения образовательных отношений только обучение по образовательным программам дошкольного образования. Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне – обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве. Необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств, вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Статья 54. Договор об образовании

Комментарий к статье 54

До настоящего времени образовательные законы самостоятельных статей, посвященных нормативной регламентации договора об образовании, не содержали. Появление самостоятельной статьи об образовательном договоре является вполне оправданным и обусловлено дальнейшим развитием экономических (рыночных) начал образовательной деятельности, осуществление которой все в большей степени опосредуется договорным регулированием.

Как следует из ч. 1 статьи, договор об образовании заключается в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц (договор об оказании платных образовательных услуг). Договорами регламентируются общественные отношения, имеющие, как правило, частноправовую природу и подпадающие под правовое регулирование нормами частного, в первую очередь гражданского, права.

Согласно действующему гражданскому законодательству (п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса РФ – ГК РФ) договор является многосторонней сделкой. В силу п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). К форме договора применяются положения ГК РФ о форме сделки (ст. 158).

Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ). Кроме того, в указанной статье определено, что двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пп. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В пункте 3 указанной статьи установлено, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ, в котором предусмотрено, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Хотя ч. 1 комментируемой статьи не содержит запрета на заключение договора об образовании в простой письменной форме путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, а также в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ с учетом особенностей образовательных отношений, содержания договора об образовании и сложившейся практики в сфере образования, представляется, что договоры об образовании предпочтительнее заключать в виде одного документа, подписанного сторонами.

В комментируемой норме речь идет о двустороннем договоре, сторонами которого выступают организация, осуществляющая образовательную деятельность, с одной стороны, и лицо, зачисляемое на обучение, либо родители или законные представители несовершеннолетнего лица – с другой. В том случае, если лицо, заключающее договор об образовании, обладает полной дееспособностью (п. 1 ст. 21 ГК РФ), оно самостоятельно вступает в договорные отношения с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае если лицо не достигло 18-летнего возраста, указанный договор заключают в его интересах его родители (законные представители). В силу положений ст. 28 ГК РФ и ст. 64 Семейного кодекса РФ (СК РФ) законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет, выступают родители, усыновители, опекуны. Согласно ст. 26 ГК РФ и ст. 64 СК РФ законными представителями несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители, попечители.

В том случае, когда оплата по договору образования будет вноситься не самим обучающимся (его законными представителями) и иным лицом (физическим или юридическим), подлежит заключению договор об образовании с участием: 1) организации, осуществляющей образовательную деятельность; 2) лицом, зачисляемым на обучение (его законными представителями) и 3) физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, с установлением соответствующих прав и обязанностей каждой из сторон.

Вместе с тем, по мнению специалистов, если в качестве заказчика по данному договору выступает организация, в этом случае имеет место конструкция договора в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (ст. 430 ГК РФ). Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора. Целью договора на оказание образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся-потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение <1>.

——————————–

<1> Кванина В.В. Особенности договора на оказание вузом образовательных услуг // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. статей / А.В. Асосков, А.В. Барков, А.А. Богер и др.; под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011.

Гражданское законодательство связывает момент заключения договора с согласованием сторонами всех его существенных условий. Из указанного следует, что, если стороны не достигли соглашения по какому-либо существенному условию договора, такой договор является незаключенным, т.е. не влечет тех правовых последствий, которые стороны имели в виду, вступая в договорные правоотношения. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям (абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ). В связи со сказанным представляется чрезвычайно важным точно представлять, какие условия являются существенными для каждого отдельного вида договора.

Существенными являются следующие условия: 1) о предмете договора; 2) которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; 3) те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ) обучающихся (их законных представителей). В комментируемой статье говорится о существенных условиях договора об образовании.

Независимо от того, заключается ли договор об образовании в связи с приемом на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, обязательным условием данного договора является определение его предмета, т.е. указание на вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форму обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

При этом под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ч. 9 ст. 2).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (п. 2 ст. 17 Закона). Пунктом 4 ст. 11 Закона определено, что сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Помимо предмета договора для договора об оказании платных образовательных услуг существенными являются условие о полной стоимости образовательных услуг и условие о порядке их оплаты. Из буквального толкования нормы об указании в договоре об оказании платных образовательных услуг полной стоимости платных образовательных услуг следует, что названный договор должен содержать условие о стоимости образовательных услуг за весь период обучения (срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения)). При этом в комментируемой норме содержится запрет на увеличение стоимости образовательных услуг после заключения договора, за исключением случая, когда такое увеличение обусловлено изменением уровня инфляции.

Кроме того, при заключении договора об оказании платных образовательных услуг стороны должны согласовать условия о порядке оплаты по договору. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Законодатель оставляет на усмотрение сторон вопрос о том, каким образом будет осуществляться оплата по договору об оказании платных образовательных услуг. Стороны могут предусмотреть, что оплата полной стоимости образовательных услуг будет производиться единовременно при заключении договора, либо частями по истечении определенных периодов, либо в ином порядке и в иные сроки.

Пунктом 21 ч. 3 ст. 28 нового Закона определено, что к компетенции образовательной организации относится в том числе обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети Интернет.

Согласно ст. 29 комментируемого Закона образовательные организации:

формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях (п. 1);

обеспечивают открытость и доступность, в том числе информации о реализуемых образовательных программах, что составляет предмет договора об оказании платных образовательных услуг; о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии); а также копий документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, что также является существенным условием названного договора (п. 2).

Требование, сформулированное в рассматриваемой норме, на наш взгляд, обусловлено теми признаками договора об оказании платных образовательных услуг, которые позволяют отнести его к категории публичных договоров по смыслу ст. 426 ГК РФ, и направлено на обеспечение принципов обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3 нового Закона), равенства участников правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Право организации, осуществляющей образовательную деятельность, на снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг, закрепленное в комментируемой норме, направлено на реализацию принципов признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, автономии образовательных организаций, сформулированных в п. 1 ст. 3 нового Закона.

Вместе с тем указанное снижение стоимости платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг должно осуществляться на нормативно-правовой основе – в соответствии с положениями соответствующего локального нормативного правового акта, информация о котором должна быть доведена до сведения обучающихся. Экономическая возможность такого снижения стоимости платных образовательных услуг обусловлена возмещением недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет средств, полученных из указанных в рассматриваемой норме источников, а именно: из собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

В части 6 комментируемой статьи, по существу, идет речь об условиях договора, которые являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ как не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Согласно ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Статья 61 Закона N 273-ФЗ содержит общие основания прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем обязательственные правоотношения, возникшие на основании договора об оказании платных образовательных услуг, подлежат прекращению в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в силу специальных положений, обусловленных их возмездной природой.

Рассматриваемая норма не определяет, каким по продолжительности должен быть период просрочки для того, чтобы организация могла инициировать расторжение договора об оказании платных образовательных услуг в одностороннем порядке. Представляется целесообразным конкретизировать указанное основание расторжения договора в соответствующем разделе рассматриваемого договора.

Положение о праве организации, осуществляющей образовательную деятельность, на одностороннее расторжение названного договора в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося, корреспондирует с пониманием образования и обучения как процессов, включающих в качестве обязательной составляющей деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни (ст. 2 Закона).

В то же время для практического использования данного положения при исполнении и прекращении договора об оказании платных образовательных услуг, на наш взгляд, необходимо конкретизировать те действия (бездействие) обучающегося, которые приводят к невозможности надлежащего исполнения своих обязательств по договору организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Часть 8 комментируемой статьи относит к категории существенных условий договора об оказании платных образовательных услуг основания его расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и призвана способствовать защите прав обучающегося как изначально более “слабой” стороны в данных договорных правоотношениях. Два из указанных оснований закреплены в ч. 7 статьи.

В настоящее время действуют Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг” (ред. от 15.09.2008) (далее – Правила). Согласно п. 14 указанных Правил договор заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации-исполнителя и место его нахождения (юридический адрес) либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) сроки оказания образовательных услуг;

г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;

д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;

е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.

Пунктом 17 данных Правил установлено, что потребитель обязан оплатить оказываемые образовательные услуги в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем (п. 18 Правил). На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета (п. 19 Правил). Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора.

В части 10 комментируемой статьи содержится указание на утверждение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, примерной формы договоров об образовании. В настоящее время действуют нормативные правовые акты, которыми утверждены примерные формы договоров об оказании платных образовательных услуг: Приказы Минобразования России от 10.07.2003 N 2994 “Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования” (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2003 N 4971) и от 28.07.2003 N 3177 “Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования” (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2003 N 4956).

Наличие утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти примерной формы договора призвано оказать помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при определении условий договора об оказании платных образовательных услуг. В то же время предложенные в них условия являются примерными и подлежат конкретизации при определении указанными организациями договоров об оказании платных образовательных услуг с учетом особенностей осуществления конкретной организацией образовательного процесса.

Рекомендательная информация о содержании договора об оказании платных образовательных услуг и его примерных формах содержится в письме Минобразования России от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 “О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования”. Во исполнение комментируемой нормы подлежат разработке и утверждению примерные формы иных договоров об образовании, названных в новом Законе помимо договора об оказании платных образовательных услуг.

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Комментарий к статье 55

Статья закрепляет принципы, общую процедуру и условия приема на обучение, поскольку ранее действовавшие образовательные законы самостоятельных статей, регламентирующих общие требования к приему граждан на обучение в образовательную организацию, не содержали. В настоящее время конкретный механизм приема граждан на обучение в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы закреплен и получает развитие в ряде подзаконных нормативных актов, в том числе в Приказах Минобрнауки России:

от 15.02.2012 N 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” (ред. от 04.07.2012) <1>;

——————————–

<1> Российская газета. 2012. N 91.

от 22.03.2012 N 221 “Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования” <1>;

——————————–

<1> Там же. N 112.

от 15.01.2009 N 4 “Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования” (ред. от 14.03.2012) <1>;

——————————–

<1> Там же. 2009. N 20.

от 28.12.2011 N 2895 “Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования” <1>.

——————————–

<1> Там же. 2012. N 17.

При этом не урегулированные законодательством вопросы приема граждан на обучение могут быть регламентированы непосредственно образовательной организацией в локальных нормативных актах.

Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

Комментарий к статье 56

Данная статья является новацией, поскольку образовательные законы до недавнего времени не содержали самостоятельных норм, посвященных целевому приему. Традиционная система подготовки кадров для экономики страны, предусматривавшая обязательное распределение специалистов, была воспринята нормами современного образовательного законодательства в обновленном виде.

В условиях образовательной автономии и развития свободы трудоустройства выпускников требовался альтернативный вариант покрытия кадрового дефицита и закрепления специалистов на местах, который нашел отражение в инструменте целевой контрактной подготовки. Между тем целевой прием следует отличать от целевой контрактной подготовки, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием” <1>, которое содержит основные условия правила ее реализации.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 3777.

Право образовательных организаций осуществлять целевую контрактную подготовку предусмотрено п. 11 ст. 41 Закона N 3266-1, п. 1 ст. 28 Закона N 125-ФЗ в пределах контрольных цифр приема и за счет средств учредителя. Если целевой прием предполагает заключение соответствующих договоров с абитуриентами, то контракты о целевой контрактной подготовке могут заключаться с лицами, уже обучающимися в образовательных организациях. Тем не менее в данных вопросах законодатель проводит аналогию и в рамках рассматриваемой статьи адаптирует положения о целевой контрактной подготовке под целевой прием, который:

1) проводится в рамках установленной квоты на основе соответствующего договора, заключаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Квоты на целевой прием, как правило, определяются ежегодно Правительством РФ. В частности, согласно письму Минобрнауки России от 09.02.2012 N 12-145 “Об организации целевого приема граждан в 2012 году” <1> на 2012 г. количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) не должно было превышать 15% от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности);

——————————–

<1> Администратор образования. 2012 N 7.

2) должен обеспечиваться на условиях открытости и гласности. Для этого вуз обязан:

а) не позднее 1 июня разместить информацию о количестве бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности), на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте вуза;

б) опубликовать в день издания на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении, которые должны быть доступны пользователям в период до 31 декабря текущего года включительно. В такой приказ (приказы) рекомендуется включать следующую информацию:

об органах государственной власти или органах местного самоуправления, направивших абитуриента по целевому приему;

о договорах на целевой прием, заключенных с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

3) предполагает заключение двух самостоятельных договоров:

первый – договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином, поступающим на обучение;

второй – договор гражданина о целевом обучении, заключенный с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования.

Статья раскрывает существенные условия договора о целевом обучении, т.е. те условия, которые должны быть в обязательном порядке отражены в тексте договора. Последствия несоблюдения данного требования в договорных отношениях – недействительность сделки. Поэтому стороны договора обязаны отражать соответствующие условия в тексте договора под страхом недействительности самого обязательства. Определены гарантии исполнения договорных обязательств сторон, а также условия заключения договоров о целевом обучении.

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. Автор неизвестен

Статья 54. Договор об образовании

1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

3. В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

6. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение (далее – поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.

9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.

10. Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 20. 19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) –влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно – территориальном образовании (ЗАТО) – влечет наложение административного штрафа в

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 20.19. Нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Нарушение установленного законом особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) -влечет наложение административного штрафа в размере от

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

56. Полномочия представительных органов по принятию решении об образовании целевых внебюджетных фондов Представительные органы вправе принимать решение об образовании целевых внебюджетных фондов, в которые включаются: 1) добровольные взносы и пожертвования граждан,

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г Уважаемые читатели! Если у вас в руках оказался бракованный экземпляр либо возникли иные претензии к издателю, просим вас обращаться на горячую линию 411-68-99 к ответственному

Из книги Лицензирование образовательной деятельности. С комментариями специалистов автора Шибелева Валентина Васильевна

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении 1. В Российской Федерации выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании 1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации 1. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения

Из книги автора

Лицензирование образовательной деятельности Закон РФ «Об образовании» Положение о лицензировании образовательной деятельности Формы представления сведений C комментариями В. В. Шибелевой Валентина Васильевна Шибелева – заместитель директора Московского центра

Из книги автора

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 № 123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ,

Из книги автора

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Из книги автора

Вопрос 98. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая

Из книги автора

Вопрос 105. Договор займа. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит. Договор финансирования под уступку денежного требования. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные

Из книги автора

Вопрос 108. Договор поручения. Договор комиссии. Агентский договор. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным,

Ст. 53 Закона об образовании является новацией законодательства об образовании, и впервые регламентирует момент, а также инструменты, фиксирующие факт возникновения образовательных отношений.

В качестве основания возникновения образовательных отношений выступает распорядительный акт о приеме (зачислении) лица в образовательную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, то таким основанием является договор об образовании. Распорядительным актом, на практике, обычно является приказ о зачислении в число студентов (обучающихся).

При этом, первичным основанием для издания такого распорядительного документа является соответствующий договор. Соответственно, приказ о зачислении издается на основании заключенного между сторонами (абитуриентом (его родителем, законным представителем) и образовательной организацией) образовательных отношений образовательного договора.

Договор как юридический факт выражает осознанные действия лиц, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей его сторон.

Предусматривается две разновидности договоров в образовании:

  • 1) договор об образовании, заключаемый в случаях:
    • - приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
    • - дополнительным образовательным программам;
    • - обучения за счет средств физических и (или) юридических лиц;
  • 2) договор о целевом приеме и о целевом обучении.

С момента приема (зачисления) возникают у лица, принятого на обучение, права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами организации.

Законодатель пока определил основания возникновения образовательных отношений только для обучения по образовательным программам дошкольного образования.

Заключение договора только в письменной форме позволяет наиболее слабой стороне - обучающемуся (воспитаннику), его родителям в случае возникновения спора с образовательным учреждением (как органом, наделенным властными полномочиями) более действенно защитить свои права.

Однако комплексный характер обязательств по получению образования предполагает возможность регулирования публичных обязательств обучающегося и образовательной организации в силу слабого нормативного регулирования академической составляющей образовательных отношений в законодательстве.

Необходим разумный паритет локально-нормативного и договорного регулирования участников образовательной деятельности. Шагом в нужном направлении было бы закрепление в образовательном законодательстве обязанности образовательных учреждений заключать подобный договор с лицами, обучающимися за счет бюджетных средств вне зависимости от уровня, вида и формы обучения.

Статья 55 Закона об образовании является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее действовавшие образовательные законы самостоятельных статей, регламентирующих общие требования к приему граждан на обучение в образовательную организацию, не содержали.

Статья 55 Закона об образовании закрепляет принципы, общую процедуру и условия приема на обучение.

В настоящее время конкретный механизм приема граждан на обучение в зависимости от уровня образования и специфики образовательной программы закреплен и получает развитие в ряде подзаконных нормативных актов. К ним можно отнести:

приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 22.03.2012 г. №221 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения начального профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 15.01.2009 г. №4 (ред. от 14.03.2012 г.) «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №3 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования-программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год»

При этом не урегулированные законодательством вопросы приема граждан на обучение могут быть регламентированы непосредственно образовательной организаций на локальном уровне, т.е. в локальных нормативных актах.

По сравнению с Законом N 3266-1 в новом Законе N 273-ФЗ предусмотрены специальные положения, касающиеся возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.

Так, основаниями возникновения образовательных отношений являются следующие документы:

Распорядительный акт образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. На практике им обычно выступает приказ о зачислении в число студентов (обучающихся);

Договор об образовании - по общему правилу он необходим, если образовательную деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель.

Однако возможны ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такой порядок будет действовать в следующих случаях:

При приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

При приеме на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами.

При целевом приеме на обучение будет необходимо предварительно (до издания распорядительного акта) заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. Положения о таких договорах содержатся в ст. 56 Закона N 273-ФЗ (см. подробнее соответствующий раздел настоящего Обзора).

До принятия Закона N 273-ФЗ отношения, например, между вузом и студентом-бюджетником не требовалось оформлять договором. К заключению договора в этом случае приравнивалось издание приказа о зачислении студента в вуз. По своей правовой природе договор на оказание вузом образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

В специальной литературе отмечалось, что отношения между вузом и студентом-бюджетником по поводу осуществления образовательной деятельности являются по сути имущественными.

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐

│ Закон N 3266-1 │ Закон N 273-ФЗ │

├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤

│Специальное регулирование│ Статья 53. Возникновение│

│отсутствовало │образовательных отношений │

│ │ 1. Основанием возникновения│

│ │образовательных отношений является│

│ │распорядительный акт организации,│

│ │осуществляющей образовательную│

│ │деятельность, о приеме лица на│

│ │обучение в эту организацию или для│

│ │прохождения промежуточной аттестации│

│ │и (или) государственной итоговой│

│ │аттестации, а в случае осуществления│

│ │образовательной деятельности│

│ │индивидуальным предпринимателем -│

│ │договор об образовании. │

│ │ 2. В случае приема на обучение по│

│ │образовательным программам│

│ │дошкольного образования или за счет│

│ │средств физических и (или)│

│ │юридических лиц изданию│

│ │распорядительного акта о приеме лица│

│ │на обучение в организацию,│

│ │осуществляющую образовательную│

│ │деятельность, предшествует заключение│

│ │договора об образовании. │

│ │ 3. В случае приема на целевое│

│ │обучение в соответствии со статьей 56│

│ │настоящего Федерального закона│

│ │изданию распорядительного акта о│

│ │приеме лица на обучение в│

│ │организацию, осуществляющую│

│ │предшествует заключение договора о│

│ │целевом приеме и договора о целевом│

│ │обучении. │

│ │ 4. Права и обязанности│

│ │обучающегося, предусмотренные│

│ │законодательством об образовании и│

│ │локальными нормативными актами│

│ │организации, осуществляющей│

│ │образовательную деятельность,│

│ │возникают у лица, принятого на│

│ │обучение, с даты, указанной в│

│ │распорядительном акте о приеме лица│

│ │на обучение или в договоре об│

│ │образовании, заключенном с│

│ │индивидуальным предпринимателем. │

└──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

3.2. Договор об образовании: стороны, существенные