Возможность банкротства предприятия. Признаки банкротства, помощь в проведении анализа и процедуры


Понятие банкротства установлено фз N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», датируемым 26.10.2002. Границу между банкротством и несостоятельностью законодатель не провёл. Отсюда мы имеем формальные, но не практические синонимы. Что же такое банкротство?

Понятие банкротства

Несостоятельность (банкротство) раскрывается как зафиксированное арбитражным судом состояние должника. Когда должник больше не может:

  • исполнять кредитные обязанности;
  • совершать обязательные платежи;
  • оплачивать труд своих работников.

Такое состояние влечёт принудительное распределение капитала должника среди других участников отношений. Ему предшествует установление судебного и кредиторского контроля.

Банкротство проходит поэтапно, разными путями и не всегда доводится до конца. Фактический статус банкрота — окончательный вердикт, тогда как является приготовлениями.

Статья 2 закона «О банкротстве» содержит объёмный перечень терминов, включая банкротство, но исключая экономическую несостоятельность. Понятие несостоятельности не существует обособленно, хотя в практике имеет более широкий смысл.

Если банкротство представляет собой конец деятельности, то из стадии несостоятельности есть выход. Можно сказать, что несостоятельность — статус, вызванный кризисными явлениями на предприятии, предваряющий банкротство, если проблемы не будут решены. Подробнее от том, что такое экономическая несостоятельность, .

Банкротство определяется через его признаки, представляющие собой потерю субъектом платёжеспособности. Дополнительная информация о понятии и признаках банкротства и несостоятельности . Должник больше не может платить по счетам, а это — не что иное, как неплатёжеспособность.

Неплатёжеспособность закон трактует, как потерю возможности отвечать по обязательствам из-за дефицита денежных средств.

Банкротству предшествует установление судебного и кредиторского контроля.

По закону, должник принятые обязательства исполнить всё равно обязан. Для этого суд идёт двумя путями с целью извлечения средств:

  • через ликвидацию предприятия;
  • через реорганизацию предприятия.

Неважно, продолжит ли субъект деятельность после процесса. Вначале суд назначит процедуры по финансовому спасению, чтобы должник обрёл возможность погасить долги полностью. Иначе фирма будет реорганизована и ликвидирована, чтобы извлечь максимум.

Причины банкротства

В то время как к банкротству ведёт устойчивая неплатёжеспособность, её вызывают различные внешние и внутренние факторы. Внешние причины являются общеэкономическими; внутренние — специфичны для предприятия.

Среди внутренних причин основная масса вызвана управленческим кризисом, то есть, несмотря на их форму, проблемы вызваны неудачным руководством. Отсюда одной из мер досудебной и банкротской санации является выбор арбитражного управляющего.

Так к внутренним негативным факторам относятся зависящие от компетентности управления и эффективности денежного потока:

  • неудачная финансовая стратегия;
  • неэффективное использование средств производства;
  • слабая аналитика и маркетинг;
  • отсутствие гибких решений;
  • перегруженная структура предприятия;
  • недостаток оборотных активов;
  • застаивание хозяйственных средств;
  • затоваривание при низком спросе;
  • некачественная продукция;
  • устаревшие технические средства.

Особняком стоит фактор закредитованности, когда фирма имеет больше заёмных средств, чем собственных, но распоряжается ими неверно.

Закредитованность сбивает денежный поток особенно сильно, из-за чего грамотные управляющие не рекомендуют прямое кредитование при кризисе.

Внешние причины несостоятельности существуют независимо от желаний руководства, но сдерживаются верными решениями:

  • мировой финансовый кризис;
  • гиперинфляция;
  • криминогенная обстановка;
  • потеря общественного интереса;
  • сильная международная конкуренция;
  • нестабильная политическая ситуация.

Всё это может привести к проблемам с получением чистой денежной прибыли и затруднению расчётов с кредиторами в итоге. При этом предприятие может иметь отсроченную дебиторскую задолженность и неликвидные активы, которые всё равно помогут рассчитаться.

Критерии и рамки банкротства

Из общего понятия несостоятельности (банкротства) в ст. 2 N 127-ФЗ можно вывести основные критерии для становления должника банкротом:

  1. Официальное признание несостоятельности арбитражным судом;
  2. Неспособность должника выплатить государственные взносы;
  3. Потеря возможности исполнять обязательства перед кредиторами;
  4. Невыплата работникам заработной платы и пособий.

Однако базовых критериев недостаточно, иначе бы любой субъект с задолженностью признавался бы банкротом сразу.

Специальные содержатся в том же законе, но в статьях 3, 6, 33, а также параграфе 3. Это критерии времени и размера задолженности.

Критерий времени имеет двоякую природу. К производству принимаются дела по задолженностям свыше 3х месяцев. После принятия суд при отсутствии специальных требований даёт время на восстановление предприятия. Срок санации может растянуться до двух лет.

Установлен также минимальный размер задолженности для начала процедуры банкротства:

  • 300 тысяч рублей — в отношении юридических лиц;
  • 500 тысяч рублей — для лиц физических и фермерских хозяйств.

Физические лица имеют и свой особенный критерий — имущественный. Они отвечают всем имуществом, и по этой причине законом установлено, что банкротство возможно, если долг превысил стоимость имущества должника.

Срок санации может растянуться до двух лет.

Закон устанавливает разумные пределы ответственности. Для предприятий ответственность всегда стоит в рамках имущества фирмы. Граждане не лишаются единственного жилья, земли, предметов первой необходимости, домашних животных и профессиональных инструментов.

Институт банкротства

Под институтом банкротства следует понимать спектр мер, критериев и условий осуществления процедур, направленных на реорганизацию экономики конкретной фирмы в целях исполнения гражданских обязательств и улучшения обстановки страны.

Институт банкротства разработан не только в помощь должнику и кредиторам, но и для улучшения рыночной ситуации путём исключения из отношений убыточных предприятий.

Банкротство защищает все стороны, участвующие в отношениях, в том числе:

  • Кредиторов — позволяя вернуть упущенную прибыль и способствуя реализации обязательств в их пользу.
  • Должников — спасая от необоснованных или неразумных требований и фиксируя легитимность процедур.
  • Государство — противодействуя схемам необоснованного обогащения.

Конечной целью ставится ликвидация неэффективных организаций, более уместное распределение средств и спасение фирм с производственным потенциалом.

Перед управляющими стоит задача грамотного использования имеющихся ресурсов для улучшения обстановки на предприятии.

На разных уровнях институт банкротства имеет свою ценность:

  • на государственном — стабилизирует экономику, исключая из оборота пагубно влияющие на неё компании;
  • на отраслевом — защищает интересы и целостность отрасли наравне с антимонопольным контролем;
  • на местном — охраняет права должника, кредитора, трудового коллектива, пострадавших иных лиц.

Несостоятельность субъектов массово влияет на рыночные отношения и доверие в них, а потому контролируется на высшем уровне.

Процедуры и расходы

Законное банкротство включает не только публичное объявление должника несостоятельным, но и обязательные действия по распределению его капитала. Такие действия подразделяются на:

  • оздоравливающие экономику предприятия;
  • реорганизующие и ликвидирующие объект.

В порядке N 127-ФЗ «О банкротстве» сначала суд и кредиторы должны попытаться помочь фирме восстановиться. Обычно только в этом случае возможно полное удовлетворение требований к должнику.

Процедуры так называемой санации осуществляются по разным направлениям и с разной степенью вмешательства суда и кредиторов. Также они подразумевают свои издержки.

Закон предусматривает приостановление процедур в случаях, когда должник не может оплачивать деятельность арбитражного управляющего. Тогда наступает черёд ликвидационной комиссии, получающей свои вознаграждения из распределения средств фирмы должника.

Исключением из порядка банкротства может служить заявление должника о немедленной ликвидации при наличии достаточного капитала, чтобы полностью рассчитаться по обязательствам.
Так при реализации всего имущества долг уплачиваются целиком, а процедура упрощается.

Санация предприятий при банкротстве

Понятие несостоятельности (банкротства) по установленному порядку включает и комплекс мер по спасению фирмы. Делается это под судебным и кредиторским контролем. Если должником в заявлении не указана немедленная ликвидация, то процедура начинается с санации.

Под санацией закон о банкротстве подразумевает меры кредиторов, учредителей, собственников и иных лиц по предотвращению фактического банкротства. Всем участникам выгодно реорганизовать предприятие таким образом, чтобы оно могло продолжить работу и выплатить все долги.

При санации учитываются пожелания совета кредиторов и могут быть назначены рекомендованные ими управляющие. Судебные меры могут начаться и с наблюдения без передачи управления другому руководителю. Среди основных мер по санации выделяют:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Особенность наблюдения в том, что это самая краткосрочная мера и вместе с основным процессом не может длиться дольше 7 месяцев. Кредиторы не вмешиваются, а суд ведёт учёт действий должника.

При конкурсном производстве фактически распределяется весь имеющийся капитал предприятия. Это в меньшей степени мера санации, поскольку знаменует окончание процесса.

Издержки процедуры

Особенность несостоятельности бизнеса заключается в том, что при обесценивании активов отдельных компаний убытки терпят не только их собственники-учредители, но и в целом экономика государства.

Сначала издержки несут должники в связи с осуществлением банкротства и его последствиями. Затем получается, что рассчитывается страна, поскольку общая масса активов сократилась вместе с катастрофическим снижением их цены.

Так происходит из-за предварительных издержек, которые несут собственники на этапе падения акций будущего банкрота:

  • ценные бумаги практически обесценивается;
  • запасы готовой продукции уходят по ценам дешевле себестоимости;
  • незавершённые строительства реализуются за бесценок;
  • приходится отказаться от ряда производств, даже не консервируя их, чтобы не понести ещё больше расходов.

К прямым издержкам по банкротству относятся разного рода выплаты для сопровождения процедуры:

  • госорганам за справки, выписки;
  • пошлины государству;
  • арбитражным управляющим и их командам за труд;
  • аудиторским фирмам за услуги;
  • ликвидационным комиссиям;
  • судебные издержки.

При банкротстве, имея не выплаченные долги, собственники продолжают терпеть ещё большие убытки по причине падения стоимости имущества ввиду приобретаемого статуса.

Официальная несостоятельность

Преимущество законного признания долгов уплаченными видится в защите интересов не только кредиторов, справедливо забирающих свою долю, но и в отсутствии давления на вынужденных должников. Также принудительное исключение убыточных организаций из отношений нормализует экономику страны, чем защищает интересы и государства.

Институт банкротства позволяет контролировать гражданские договорные отношения с объективной позиции государства. Проработанный в законе порядок, причины и критерии несостоятельности не дают нарушать права участников и способствуют удовлетворению интересов.

Простой пример ситуации, при которой юридическому лицу грозит банкротство:

Само понятие, хоть и не учитывает особенности несостоятельности как отдельной категории, содержит необходимый минимум для защиты обязательств законом.

Процедура банкротства (несостоятельности) предприятий регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Банкротство предприятия – это признанная арбитражным судом неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается несостоятельным, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом, если требования к должникам в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса признаком несостоятельности считается неисполнение обязательств в течение шести месяцев, при этом суммарная величина обязательств превышает балансовую стоимость предприятия-должника.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, кредитор или уполномоченные органы. Должник вправе обратиться в арбитражный суд в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства. В случае банкротства должника по вине его учредителей (преднамеренное банкротство) на них может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Интересы всех кредиторов представляет собрание кредиторов, в котором участвует представитель должника.

Уполномоченные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства или когда у должника имеются задолженности по обязательным платежам.

При рассмотрении дела о банкротстве предусмотрено применение следующих процедур:

Досудебная санация;

Наблюдение;

Финансовое оздоровление;

Внешнее управление;

Конкурсное производство;

Мировое соглашение.

Досудебная санация является мерой предупреждения банкротства со стороны учредителей предприятия-должника. Досудебная санация представляет собой финансовую помощь для погашения денежных обязательств, предоставляемую собственниками, кредиторами, а также за счет средств бюджетов соответствующих уровней. При погашении задолженностей в полном объеме дело о банкротстве предприятия прекращается.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и применяется с целью подготовки мероприятий, направленных либо на оздоровление предприятия либо на его ликвидацию. При этом арбитражным судом назначается временный управляющий , в функции которого входит: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния; установление всех кредиторов; определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; созыв первого собрания кредиторов.


В топливно-энергетическом комплексе управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора поставок, заключенных с потребителями как в России, так и за рубежом.

Введение наблюдения не является причиной отстранения руководителя должника. Однако, он может совершать только с согласия временного управляющего сделки, связанные с распоряжением имуществом, получением и выдачей займов (кредитов). Органы управления не вправе принимать решения : реорганизации и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов; о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; о выходе должника-юридического лица из состава участников предприятия.

Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Временный управляющий определяет дату первого собрания кредиторов. Это собрание принимает одно из решений:

О введении финансового оздоровления (по ходатайству учредителей);

О введении внешнего управления;

Об обращении в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

О заключении мирового соглашения (в этом случае процедура банкротства прекращается).

С момента утверждения арбитражным судом принятого решения собрания кредиторов наблюдение прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до назначения другого арбитражного управляющего (в зависимости от начинаемой процедуры).

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления с приложением соответствующих документов (плана финансового оздоровления). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно утверждаются:

Административный управляющий, осуществляющий контроль за ходом финансового оздоровления;

Сроки финансового оздоровления (которые не могут быть более двух лет);

График погашения задолженностей;

Лица, предоставляющие обеспечение уплаты задолженностей, его размер и способ (залог, ипотека, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство и др.).

Арбитражный суд по итогам результатов финансового оздоровления вправе ввести внешнее управление, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника или имеется ходатайство собрания кредиторов. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления в этом случае не может превышать два года.

Внешнее управление может быть введено на основании решения собрания кредиторов без применения процедуры финансового оздоровления с целью восстановления платежеспособности должника, если такая возможность была выявлена в ходе процедуры наблюдения временным управляющим. При этом руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, существовавшим на момент введения внешнего управления.

Арбитражным судом назначается внешний управляющий , кандидатуру которого представляет собрание кредиторов. Внешний управляющий имеет право самостоятельно распоряжаться имуществом, заключать от имени должника мировое соглашение, заявлять отказ от исполнения договоров должника. Внешний управляющий обязан разработать и представить на утверждение собрания кредиторов в течение месяца план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия или третьим лицом; продажа предприятия (бизнеса) должника и др.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает специализированную организацию. В ТЭК имущество продается на конкурсных торгах, где выставляется единым лотом.

После утверждения плана внешнего управления собранием кредиторов внешний управляющий руководит исполнением плана. Не позднее, чем за 15 дней до истечения установленного срока внешнего управления (который не может быть более 18 месяцев), внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет и вносит одно из следующих предложений:

О прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности (в этом случае процедура банкротства прекращается);

О продлении установленного срока внешнего управления (он может быть продлен на срок не более чем 6 месяцев, в ТЭК – до 5 лет по ходатайству органов государственной власти);

О заключении мирового соглашения;

О прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего либо непредставления указанного отчета в установленный срок арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства . Арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который занимается реализацией процедур, связанных с ликвидацией должника:

Осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника;

Занимается продажей этого имущества;

Уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;

Производит расчеты с кредиторами и т.д.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах. Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке очередности, предусмотренной в соответствии с процедурой ликвидации, но вне очереди покрываются судебные расходы и расходы на вознаграждение конкурсного управляющего. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд после рассмотрения отчета выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение арбитражного суда является основанием для внесения в единый государственный реестр записи о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение . Мировое соглашение заключается в письменной форме и содержит положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами. Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом, который выносит определение о прекращении банкротства.

Деятельность субъектов предпринимательства неизбежно связана с финансовыми рисками и кризисными периодами. И нередко для объективной оценки рисков, быстрой стабилизации экономики предприятия, собственники прибегают к процедуре банкротства.

Что же такое банкротство, каковы его признаки, и какие задачи призваны решать процедуры банкротства? Попробуем разобраться в этом в нашей статье.

Банкротство: понятие и признаки

Законодательный регулятор

Понятие, признаки, а также процедуру банкротства регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (ред. от 01.07.2018 г.). Основные понятия, связанные с банкротством, установлены нормами ст.2 вышеуказанного закона.

Кроме того, в вопросах практики применения закона о банкротстве следует учитывать Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29.

Банкротство: понятие, признаки, процедуры

Банкротство – это установленный и зафиксированный арбитражным судом факт неспособности должника полностью удовлетворить законные требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате зарплат и выходных пособий работникам, по исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.).

Процедура банкротства включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых в отношении должника, и направленных:

  • на объективную оценку его производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения;
  • на подтверждение факта несостоятельности (банкротства);
  • на определение мер, способствующих улучшению экономического положения должника;
  • на исполнение финансовых обязательств перед каждым из кредиторов, бюджетом и внебюджетными фондами.

Признаки банкротства

Арбитражный суд выносит решение об объявлении должника банкротом, при условии наличия признаков банкротства, установленных законом № 127-ФЗ. К таковым относятся:

  • наличие требований к должнику в общей сумме:
  • для гражданина (в т.ч. ИП) – не менее 500 000 рублей,
  • для юридических лиц – от 300 000 рублей;
  • неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме финансовые претензии кредиторов;
  • документально подтвержденный факт превышения суммы обязательств, взятых на себя должником, над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Согласно положениям закона, суд может признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Не может быть установлено банкротство в отношении:

  • казенных учреждений и предприятий;
  • религиозных организаций;
  • политических партий.

Виды банкротства

В зависимости от вида должника закон различает банкротство юрлиц, банкротство ИП и банкротство физлиц, не являющихся ИП (ст. 2 закона № 127-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с характерными особенностями, можно выделить такие виды банкротства:

Реальное – характеризуется действительной неспособностью должника погасить свои долги и восстановить платежеспособность. Нередко конечным результатом такого банкротства становится ликвидация предприятия-должника.

Временное (условное) – тоже характеризуется неплатежеспособностью должника, но долги при этом можно погасить за счет имеющихся активов (как правило, при антикризисном управлении такой вид банкротства не приводит к ликвидации).

Преднамеренное (умышленное) – характеризуется преднамеренным созданием должником (руководителем, ИП) ситуации, в которой возникает состояние неплатежеспособности.

Фиктивное – характеризуется ложным объявлением должника о своей финансовой несостоятельности, целью которого является введение в заблуждение кредиторов, получение от займодателей льгот по погашению финансовых обязательств, либо погашению кредитных обязательств неконкурентоспособной продукцией.

Преднамеренное и фиктивное банкротство влечет административное наказание по ст. 14.12 КоАП РФ (штраф или дисквалификация), а при наличии крупного ущерба – уголовное по ст. 196, 197 УК РФ (от штрафа до лишения свободы).

Процедура банкротства и этапы ее проведения

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:

Наблюдение (ст. 62-75 закона № 127-ФЗ):

  • процедуру наблюдения проводит арбитражный управляющий, назначенный решением суда, который осуществляет общее руководство, взаимодействует с кредиторами и отвечает за сохранность имущества должника,
  • с момента начала процедуры наблюдения приостанавливаются операции по взысканию с должника всех видов обязательств и выплат дивидендов,
  • на данном этапе арбитражный управляющий проводит анализ и дает комплексную оценку деятельности должника, проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление (ст. 76-92 закона № 127-ФЗ):

  • решение о проведении данного этапа в процедуре банкротства принимает суд в случаях, если у должника есть ресурсы для восстановления платежеспособности,
  • на этом этапе должник полностью отстраняется от полномочий по управлению бизнесом, а его функции принимает на себя арбитражный управляющий,
  • этап финансового оздоровления предполагает привлечение внешних финансовых потоков, и предусматривает временную отмену выплат по обязательствам, усиление мер по обеспечению сохранности имущества должника, выполнение мероприятий по финансовой стабилизации и согласование с кредиторами итогов их выполнения.

Внешнее управление (ст. 93-123 закона № 127-ФЗ):

  • является продолжением этапа финансового оздоровления,
  • вводится отдельным решением суда, осуществляется назначенным внешним управляющим,
  • предполагает проведение таких мероприятий, как распоряжение от имени должника активами, заключение и расторжение договорных обязательств, предоставление отчетов собранию кредиторов, и проч.,
  • продолжительность внешнего управления определяет суд, она исчисляется в совокупности с продолжительностью этапа финансового оздоровления. Общая продолжительность этих этапов не может превышать 24 месяцев.

Конкурсное производство (ст. 124-149 закона № 127-ФЗ):

  • этап удовлетворения финансовых требований кредиторов посредством выставления ликвидных активов должника на открытые торги ,
  • из средств, полученных от ликвидации активов, погашаются обязательства должника согласно очередности, установленной нормами закона о банкротстве. Закон устанавливает следующую очередность:
  • внеочередные долги – судебные издержки, погашение текущих общехозяйственных расходов, оплата услуг арбитражного управляющего и т.д.,
  • долги 1-й очереди – компенсации за причинение вреда жизни и здоровью физическим лицам,
  • долги 2-й очереди – заработная плата персонала, выходные пособия, авторские вознаграждения,
  • долги 3-й очереди – обязательства перед остальными кредиторами.

Мировое соглашение (ст. 150-167 закона № 127-ФЗ):

  • данный этап является завершающим в процедуре банкротства и может наступать как после прохождения всех ее этапов, так и быть введенным в любой момент процедуры,
  • вводится при достижении соглашений по финансовым обязательствам, путем подписании мирового соглашения, которое должно содержать информацию о договоренностях между должником и кредиторами, реструктуризации долговых обязательств, их списании или сроках погашения.

Тема 15. Банкротство

Вопросы:

1. Понятие несостоятельности (банкротства).

2. Признаки банкротства и меры по его предупреждению.

3. Процедуры банкротства и их последствия.

Понятие несостоятельности (банкротства)

В науке до сих пор нет однозначного понимания этимологии слова «банкротство». По мнению составителей 4-томного словаря русского языка, слово «банкротство» происходит от французского «banqueroute» (пер. - банкротство). Но большинство исследователей этимологической основой слова «банкротство» считают, что этот термин берет начало еще с XVI века и происходит от итальянского «banca rotta», что в переводе на русский означает «поломанный стол». По историческим данным, купцы-кредиторы ломали столы несостоятельных денежных менял, занимавшихся операциями на рынках городов республик средневековой Италии.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. То есть банкротство – это несостоятельность, признанная арбитражным судом.

При этом под несостоятельностью следует понимать плохое финансовое состояние предприятия, характеризуемое его неплатежеспособностью по своим обязательствам. Неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение установленного федеральным законом срока.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.

Санация – меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.


Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с федеральным законом.

Административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

2. Признаки банкротства:

1) Гражданин может быть признан банкротом в случае одновременного выполнения двух условий:

Если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

Если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2) Юридическое лицо может быть признано банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:

1) должник;

2) конкурсный кредитор. Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы – кредитор по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

3) уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (Федеральная налоговая служба ), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об утверждении и изменении плана внешнего управления;

об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;

о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;

о заключении мирового соглашения;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

об отнесении к компетенции комитета кредиторов вопросов, решения по которым в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;

об избрании представителя собрания кредиторов.

Данные вопросы не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.

Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

принимать решения о созыве собрания кредиторов;

принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

принимать другие решения.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Меры по предупреждению банкротства:

1) Уведомление руководителем должника своих учредителей о наличии признаков банкротства.

2) Санация. Например, должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления его платежеспособности (например, Госхоз «Колпашевский»). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.