Ключевые слова: Keywords. Общий стаж работы


«УДК 379.85 Панюков Александр Иванович Panyukov Alexander Ivanovich доктор философских наук, профессор, D.Phil. (Philosophy), заведующий кафедрой аграрного...»

Панюков Александр Иванович Panyukov Alexander Ivanovich

доктор философских наук, профессор, D.Phil. (Philosophy),

заведующий кафедрой аграрного туризма Professor, Head of Rural Tourism Department,

Российского государственного аграрного Russian State Agrarian University

университета – МСХА имени К.А. Тимирязева

Панюкова Юлия Геннадьевна Panyukova Yulia Gennadievna доктор психологических наук, профессор, D.Phil. in Psychology, профессор кафедры педагогики и психологии Professor, Education Science Российского государственного аграрного and Psychology Department, университета – МСХА имени К.А. Тимирязева Russian State Agrarian University

БРЕНДЫ КАК ИННОВАЦИОННОЕ BRANDS AS AN INNOVATIVE

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЕ RESOURCING IN THE DOMESTIC

В ОТЕЧЕСТВЕННОМ АГРОТУРИЗМЕ RURAL TOURISM

Аннотация: Summary:

Статья посвящена анализу агротуристских брен- The article deals with brands of rural tourism in the дов современной России. Выделяются типы агро- modern Russia. The authors describe the main types of туристских брендов: сельский праздник, сельский rural tourism brands, such as: rural holiday, rural festiфестиваль, сельский музей, сельский маршрут, val, rural museum, rural route, and rural project. The auсельский проект. Предпринята попытка описать thors discuss various options of each type of the rural различные варианты каждого типа агротурист- tourism brands and focus on the innovative resources ких брендов и акцентировать внимание на иннова- of the domestic rural tourism.



ционных ресурсах отечественного агротуризма.

Ключевые слова: Keywords:

агротуризм, бренд, инновация, ресурсообеспече- rural tourism, brand, innovation, resources, rural holiние, сельский праздник, сельский фестиваль, сель- day, rural festival, rural museum, rural route, rural proский музей, сельский маршрут, сельский проект. ject.

По данным Федерального агентства по туризму РФ, экономический эффект от развития аграрного туризма в Российской Федерации в ближайшее время может составить более 30 млрд рублей . Эксперты отмечают, что «…передовиками внутреннего туризма являются следующие регионы Российской Федерации: Алтайская республика (65 туристов на 100 местных жителей), Карелия (53 туриста на 100 местных жителей) и Краснодарский край (51 турист на 100 местных жителей)» . Увеличение внутреннего турпотока стало возможным благодаря созданию инновационного агротурпродукта, а также появлению эффективных брендов аутентичной сельской среды.

Бренд (англ. brand – товарный знак, торговая марка) – термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге. М. Юренков, анализируя механизмы привлечения туристов в те или иные регионы или территории, подчеркивает, что, согласно Саймону Анхольту, одному из ведущих специалистов в области брендинга, выделяется специфический тип брендинга – это брендинг мест, или брендинг территории. По теории С. Анхольта существует шесть элементов бренда территории: туризм, экспортные бренды, политика, бизнес и инвестиции, культура и люди. Эксперт подчеркивает, что туризм остается на первом плане, поскольку люди сами привозят свои деньги в город . Такие инновационные агротурпродукты, как «Русская глубинка – душа нашей Родины», «Кашин – сердце русской души», «Урюпинск – столица российской провинции», безусловно, отвечают всем признакам бренда. Они популярны, легко узнаваемы и юридически защищены.

Напомним, что термин «инновация» в его современном понимании впервые стал применяться известным экономистом Й. Шумпетером. Инновация – это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

Эксперты выделяют следующие типы брендов, которые можно рассматривать как варианты инновационного ресурсообеспечения в современном отечественном агротуризме:

– агротурпродукт «сельский праздник»;

– агротурпродукт «сельский фестиваль»;

– агротурпродукт «сельский музей»;

– агротурпродукт «сельский маршрут»;

– агротурпродукт «сельский проект».

Приведем некоторые примеры наиболее популярных брендов в современном отечественном агротуризме.

Агротурпродукт «сельский праздник». Праздник печки (январь, Марий Эл). Это традиционный праздник, где хозяйки готовят блюда национальной кухни, приглашают гостей на обильные застолья. Праздник лошади (август, Великий Устюг). На этот праздник собираются все, кто занимается коневодством, конным спортом и просто любит лошадей. Собираются для того, чтобы принять участие в традиционных скачках рысью, под седлом, в соревнованиях в верховой езде, испытать себя в преодолении препятствий. Зрительским голосованием подводится итог конкурса «Лошадь года». Праздник «Гусиные бои» (весна, Павлов). История гусиных боев насчитывает более 300 лет: «До революции гусаков “спускали” по всей России. После 1917 г. традиции мало где сохранились. Павловчане сумели сберечь бойцовых гусей даже в голодное военное время.

Свою “охоту” гусятники не бросали и потом, когда их гоняла милиция». Сегодня это один из агротуристских брендов, привлекающий в Павлов туристов. Праздник «Соль-Илецкий арбуз» (август, Оренбургская область, Соль-Илецк). В 2013 г. муниципальное образование Соль-Илецкий район получило свидетельство о регистрации товарного знака «Соль-Илецк – арбузная столица России». Проект праздника был представлен на международной ярмарке путешествий и туризма и был отмечен дипломом «За разработку идеи региональной уникальности». Праздник поля (Ростовская область) – это выставка-демонстрация достижений сельскохозяйственной науки и техники, яркий праздник, который проводится с 2004 г. Историко-культурный праздник «Русская закваска» (август, Елец), основанный на традициях национальной хозяйственной жизни: хлеба, кваса, пива и всего, что можно квасить. Как отмечают эксперты, «…широкая русская душа “развернется” на концертных площадках, в конкурсах и в “Богатырской слободе”, где встретятся русские богатыри – древние и современные». Праздник косарей (август, Свердловская область, поселок Арти) представляет собой одновременно и захватывающее соревнование, где любители и профессионалы могут померяться силами в искусстве косьбы, и ярмарку, включающую мастерклассы, продажу различных атрибутов, необходимых для косьбы, и эксклюзивных сувенирных кос с уральскими пейзажами.

Агротурпродукт «Сельский фестиваль». Фестиваль «Белый гриб» (сентябрь, Ленинградская область, Ладейное Поле) проходит в разгар грибного сезона, поскольку этот край славится богатейшими лесными дарами – грибами и ягодами. Гости фестиваля могут познакомиться с выставкой кулинарных изделий, отведать грибные блюда, а также узнать новые рецепты приготовления грибов. Фестиваль бани (июнь, Суздаль). Традиция открыта в сентябре 2011 г. в гостинично-туристическом комплексе «Горячие ключи», который славится своими русскими банями.

Гости праздника узнают много нового и интересного о секретах строительства бани, могут попариться в различных банях, сравнить разнообразные банные методики, просто хорошо отдохнуть и весело провести время. Фестиваль крапивы (июнь, Тульская область, село Крапивна). Ежегодно в начале лета в селе Крапивна Щекинского района Тульской области проводится Международный фестиваль крапивы. Туристов ждут крещение крапивой, крапивные бои, угощения из крапивы и т. д. В Крапивне растет особая крапива, и если ею обжечься, то вся сила «обыкновенной русской земли» будет с вами целый год.

Агротурпродукт «Сельский музей». Музей русской печи (Калужская область). Организатор музея предприниматель Руслан Байрамов считает, что «комфорт означает удобное, чистейшее белье, высокий уровень сервиса, но мне это уже не интересно. Мне интересна глубинка – деревенский дом со всеми его прелестями. Я жил в деревне староверов, где печка не была экзотикой.

Мне это близко, понятно…». Музей чайников (Ярославская область, Переславский район). Основа экспозиции музея – медные, фарфоровые, мельхиоровые, заварочные и другие чайники различных форм и назначений, относящихся к концу XIX – началу XX в., а также все, что связано с традицией пития чая на Руси. Этнографический музей-мастерская «Лядинские узоры» (Каргополье, Архангельская область), созданный в сельской начальной школе. Его экспонатом является коллекция символов Каргополя – воронов. Представлены разные технологии для изображения воронов, старинные и современные: ленточное декорирование, создание панно из природных материалов и т. д.

Агротурпродукт «Сельский маршрут». «Пречистая слобода – родина русской бани» (п. Пречистое Первомайского района Ярославской области). О. Филиппова пишет, что «…для этого местечка мы придумали новый бренд: “Пречистая слобода – родина русской бани”. На территории в 20 га планируется размещение охраняемой автостоянки, конюшни и мест конных прогулок, овчарни, ветряной и водяной мельниц, часовни, бани “по-черному”, “по-белому”, бани в русской печи, гостиничного комплекса, отдельно стоящих гостевых домов, колодцев, цветников, беседок, детских площадок, кафе, фруктовых садов, центра ремесел» . «Мышкин – город русской души». В уютном маленьком городе находится множество мест, связанных с мышью: гостиница «Кошкин дом», ресторан «Мышеловка», дом мельника (там водятся живые мыши), дворец мыши и других. С 1998 г. в Великом Устюге реализуется программа «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Дед Мороз родился 18–19 ноября. В 15 км от города, в сосновом бору построен дворец сказочного дедушки, лавка, мастерская и почта Деда Мороза. Есть тропа Сказок, дом лесовичка, волшебный колодец, мост Михайло Потапыча, дерево здоровья, поляна Пня Ерофеича. Проводятся различные мастер-классы: «Волшебный лен» (обработка льна, старинные поверья и обряды, связанные со льном, изготовление кукол изо льна), «Берестяное чудо» (резьба и роспись по бересте). 23 декабря 2005 г. в Кошлаужском лесничестве (Чувашия) прошел первый республиканский конкурс «Слет чувашских Дедов Морозов». Это лесничество было анонсировано как родина чувашского Деда Мороза. Если Великий Устюг – родина Деда Мороза, то Кострома – родина Снегурочки. С Костромой неразрывно связаны судьба и творчество драматурга А.Н. Островского, чья поэтическая сказка и дала право Костроме называться «родиной Снегурочки».

В апреле в Костроме ежегодно празднуется день рождения Снегурочки, на который приезжают сказочные персонажи и гости со всей России. Липин Бор – царство золотой рыбки (Вологодская область). Это край рек, множества больших и малых озер, уникальной красоты природы. Именно поэтому он и считается царством золотой рыбки. Здесь располагается Вашкинский музей – место для любителей охоты и рыбалки, семейного и корпоративного отдыха. Туристов приглашают посетить экспозиции дома рыбы и рыболовства, дома ремесел, научиться своими руками изготавливать сувениры. Город Гороховец Владимирской области. Встреча туристов на Гороховой заставе, где жених с дружками рассказывает о предстоящей борьбе за руку принцессы Горошины.

В «граде царя Гороха» гостей встречают шуты гороховые, скоморохи, крестьяне с гармошкой, балалайкой и жалейкой. Царь Горох с царевной Гороховной устраивают смотрины женихов для дочери Горошины. В палатах царя Гороха царевна Гороховна угощает гороховым киселем и приглашает гостей на царский двор на гороховые игрища. Село Кукобой Первомайского района Ярославской области объявлено родиной Бабы-яги. Здесь соорудили избушку и устраивают костюмированные представления, пользующиеся популярностью как у детей, так и у взрослых. 10 га территории отданы во владение сказочной старушки. «Страна Ямщика» – несколько сел в Ярославской области (Гаврилов-Ям, Горе-Грязь, Чурилово, Шопша и других), названия и история которых привлекают туристов и делают эти места обязательными элементами любых туристских маршрутов. Село Чурилово Гаврило-Ямского района Ярославской области. В страшную годину чужеземных врагов привело в бегство невиданное диво: вслед за пронесшимся над головами возгласом «Чур! Ил!» под землю ушла церковь. Если повезет, в солнечную погоду увидите ее золоченый крест под голубой водой озера деревни Чурилово. «Народный календарь» – экологический тур по Владимирской области. Иван Купала – один из главных праздников народного календаря. На берегу реки гостей встречает Аграфена Купальница со своими помощниками. После преодоления веселой «полосы препятствий», участники тура попадают на поляну, где их ждут Водяной и Русалка, которые проводят забавы, потехи на воде. Мудрая Аграфена Купальница предлагает гостям поучаствовать в главных обрядах этого праздника – перепрыгивании через букеты зелени, пускании венков на воду и выслеживании ведьмы. После проведения всех обрядов сам Иван Купала проводит конкурс на купальского кладоискателя. В завершении каждого тура участников ждет трапеза в русских традициях в одном из храмов города. «В гости к Гадюке Васильевне» – нетрадиционный агроэкологический тур по Тверской области. «…Переезд на праздничный пир к Гадюке Васильевне. По дороге гостей встретит Нечисть с сюрпризом. В сопровождении фольклорного коллектива отъезд в юмористический музей Гадов на театрализованное представление – забавные сюжеты из жизни змей. Торжественный обед у Гадюки Васильевны в трактире «Змея Горыныча» с дегустацией «гадовских настоек» местного производства.

Меню обеда: борщик «молодильный», холодец «хреновый», «гадючка на пенечке», капустка и огурчики, чай с печеньем «лапа Горыныча». «Змеиное озеро» (Ибресинский район, Чувашская республика). Туристическая база, которая находится на участке лесного массива, расположенного в Кошлаужском лесничестве. Экологическая тропа «В гости к лешему». В Калининградской области, в поселке Сосновка разработан экологический маршрут протяженностью 3 км, на котором туристов встречают сказочные персонажи леса: Лесовичок, Кикимора, Леший, Мудрая Сова.

Предусмотрены развлекательные программы, творческие конкурсы, эковикторина «Каждая травинка – целый мир». Вологодская область, деревня Большое село представляет экоэтнотуристский маршрут «На родину кадки», где туристы знакомятся с историей бондарного дела, получают возможность самостоятельно изготовить изделия бондарного промысла.

Агротурпродукт «Сельский проект». Экоферма «Горчичная поляна» (Тульская область, Суворовский район) была основана бизнесменом Александром Бродовским вдали от промышленных центров в заповедной деревне Льва Толстого в лучших традициях ведения натурального хозяйства. Овощи здесь выращиваются в соответствии с основными принципами органического земледелия: минимальная обработка почвы, севооборот, только природные удобрения, полный отказ от искусственных методов улучшения почвы, генно-модифицированных семян и химической защиты растений. «Форстхаус» (Дом лесника, Калининградская область). Калининградская область – один из первых российских регионов, где стал развиваться агротуризм. Сегодня калининградские гостевые дома, работающие по программе сельского туризма, приглашают туристов из Германии, Польши и Прибалтики. Как правило, сельские гостевые дома носят немецкое название «Форстхаус» (в переводе с нем. – дом лесника). Конно-туристский комплекс в стиле этнокультуры «Заимка» (Чувашия, Чебоксарский район, деревня Мошкасы). На территории комплекса построена кузница. Проводятся конные походы. Туристы могут опробовать кузнечное мастерство, ознакомиться с любым этапом приготовления национального напитка из солода и хмеля – безалкогольным пивом. Этнофольклорный фестиваль «Саянское кольцо» (Красноярский край, село Шушенское). Традиционным стал международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо», в котором принимают участие этномузыканты из России, США, Австрии, Франции, Украины, Германии и т. д. Фестиваль включает несколько мероприятий, среди которых наиболее популярны малая фестивальная площадка, где туристов обучают горловому пению, вовлекают в веселые народные игры, город мастеров, где торговцы устраивают мини-представления, рекламируя свой товар, а также мастер-классы для детей, где их учат валянию из шерсти, рисованию нитками, плетению из травы и другим декоративным ремеслам.

В целом, представив в небольшом обзоре агротуристских брендов наиболее популяризированные и известные, следует отметить, что современное состояние отечественного агротуризма свидетельствует о значительном потенциале инновационных вариантов использования традиционных природных, производственных и культурно-исторических ресурсов сельского образа жизни.

Отдых в деревне. Развитие агротуризма в России // Агрокредит. 2014. № 2. С. 30–31.

Передовики внутреннего туризма // Бизнес-журнал. 2015. №4. С. 40–41.

Юренков М. В поисках образа // Уютное небо: офиц. бортовой журнал авиакомпании UTair. 2014. Август. С. 57–62.

Филиппова О. Пречистый край земли Ярославской // Ваш сельский консультант. 2010. № 3. С. 29–31.

References:

1. "Activities in the village. The development of agro-tourism in Russia" 2014, Agrocredit, no. 2, pp. 30-31.

‘Exemplary domestic tourism’ 2015, Business Journal, no. 4, pp. 40-41.

Yurenkov, M 2014, ‘Finding an image’, Cozy Sky: official. logbook airline UTair, August, pp. 57-62.

Filippova, O 2010, ‘Fairest of the Yaroslavl region of the earth’, Your country consultant, no. 3, pp. 29-31.

Алекса́ндр Ива́нович Панюко́в (род. 16 апреля 1963 года , Новосибирск , СССР) - российский философ, специалист в области социальной философии . Доктор философских наук, профессор. Полковник милиции.

Биография

Профессор кафедры философии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова .

Член Профессорского собрания Красноярского края. Член Российского философского общества .

Награды

Научные труды

Диссертации

  • Панюков А. И. Историческоесознание:сущность,структура,тенденцияразвития(методологическийанализ): автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Гос. пед. ун-т. - Красноярск, 1995. - 26 с.
  • Панюков А. И. Социально-философскоеисследованиеисторическогосознания:Наматериалахотечественнойобщественноймысли: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11. - Новосибирск, 1999. - 35 с.

Монографии

  • Панюков А. И. Историческое сознание и отечественная социальная философия: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ): [СибЮИ], 1999. – 355 с. ISBN 5-85981-059-8 .
  • Профессиональная этика сотрудников ОВД: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук.А. И. Панюков. – Красноярск: [СибЮИ], 2004 . – 55 с.
  • Андреев А. Л., Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Человек в пространстве истории. Диалектика взаимодействия исторического сознания и исторического самосознания. Философские очерки: монография /под науч. ред.Р. И. Ивановой. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), 2003 . – 242 с. ISBN 5-85981-054-7 .
  • Развитие правового сознания личности (философско-правовой аспект). Коммуникативные аспекты сознания в правовой реальности. Пребывание в условиях вынужденного заключения как средство нивелирования субъективности. Право и религия: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук. Александр Иванович Панюков; сост.В. И. Кудашов и др. – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – 131 с.

Статьи

  • Панюков А.И. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности преподавателя.// Аттестация вуза: государственный образовательный стандарт и концептуальное совершенствование юридического образования: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России , 1997. – С. 37-39.
  • Панюков А. И. Философия в высшем учебном заведении.// Активные формы и методы обучения, их использование в учебном процессе: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России , 1998. – С. 26-28 .
  • Панюков А. И.,Панюкова Ю. Г. Концепция исторического сознания в философии В. В. Розанова // Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла: сборник материалов научно-практической конференции. – Канск: Канский педагогический колледж , 1998. – С. 18-23 .
  • Панюков А. И. Концепция личности и исторического сознания в философии К. Н. Леонтьева. // Личность, творчество и современность. Выпуск 2: сборник научных трудов / отв. ред.Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 1999 . – С. 46-53.
  • Дроздов Н. И. ,Панюков А. И. Историческое сознание: механизмы массового социального воздействия.// Теория и история: научный журнал. № 1. – 2002. – С.10-27.
  • Дроздов Н. И. ,Панюков А. И. Историческое сознание и его социальные формы // Теория и история: научный журнал. - № 2. – 2003. – С.11-25.
  • Панюков А. И.,Панюкова Ю. Г. Образ пространственно-предметной среды как компонент образа мира.// Теория и история: научный журнал. - № 3. – 2003. – С.106-114.
  • Панюков А. И.,Панюкова Ю. Г. Взросление в условиях "закрытой" социальной системы как фактор криминализации личности// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть I (международная конференция 7-8 февраля 2003 г.): сборник материалов международной конференции (7-8 февраля 2003 г.) / отв. ред.В. И. Горобцов . – Красноярск: [СибЮИ], 2003. – С. 110-116 .
  • Панюков А. И.,Панюкова Ю. Г. Место происшествия: психологические особенности репрезентации// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов международной научно-практической конференции (5-6 февраля 2004 г.) Ч. 1. / Отв. ред.В. И. Горобцов . – Красноярск: [СибЮИ], 2004 . – С.115-118 .
  • Панюков А. И.,Панюкова Ю. Г. Восприятие пространственно-предметной среды профессиональной деятельности сотрудниками ОВД // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 1 (научно-практическая конференция 10-11 февраля 2005 г.) = Actual Problems of Fight Crime in Siberian Territory: сборник материалов международной научно-практической конференции памяти д.ю.н., профессора В. И. Горобцова (10-11 февраля 2005 г.) / отв. ред.С. Д. Назаров. – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – С.115-118 .
  • Дроздов Н. И. ,Панюков А. И. Социальная реальность и историческое сознание // Личность, творчество и современность. Выпуск 8: сборник научных трудов / отв. ред.Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – С.311-333 .
  • Панюков А. И. Изучение великой отечественной войны.// Великая Отечественная война 1941-1945гг.: 60 лет Победы: материалы научной конференции / отв. ред.В. И. Фёдорова ,Д. Д. Невирко . – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), 2005. – С. 88-97.
  • Нагорный Н. Н. ,Панюков А. И., Рябикин А. А. Значение исторического познания, исторического сознания и общенациональной идеологии в функционировании системы национальной безопасности России// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 1 (международная конференция 16-17 февраля 2006 г.): сборник материалов международной конференции (16-17 февраля 2006г.) / отв. ред.С. Д. Назаров. – Красноярск: [СибЮИ], 2006. – С. 268-270 .
  • Дроздов Н. И. ,Панюков А. И. Феномен исторического самосознания в русской истории // Личность, творчество и современность. Выпуск 9: сборник научных трудов / отв. ред.Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 2006. – С. 339-348.
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г.

Образование: в 1990 г. окончил философский факультет Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Квалификация - философ, преподаватель философии.

В 1999 г. присуждена степень доктора философских наук. В 2000 г. присвоено звание профессора по кафедре философии

Имеет 76 публикаций общим объемом 104 п.л., в том числе в 2016 году издан учебник для бакалавров "Основы агротуризма" (изд. "Магистр")

Руководил 10 аспирантами и 1 докторантом. Из них защитили диссертации 11 человек, в т.ч. в срок - 11 человек.

Награжден медалью А.С. Макаренко "За вклад в развитие образования", грамотами министра внутренних дел РФ"За образцовое исполнение служебных обязанностей и достигнутые успехи в работе"

Является экспертом программы "Научный фонд НИУ ВШЭ"

Преподавательская деятельность

​Преподаваемые дисциплины

Философия
Деловые коммуникации
Этика деловых отношений

Общий стаж работы

Стаж работы по специальности

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

2013 г. - "Современные подходы к организации и нормативно-правовому сопровождению учебного процесса в соответствии с ФЗ-237 "Об образовании в Российской Федерации", "ВШУ АПК" РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, (72 часа)

2015 г. - "Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке научно-педагогических кадров", ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, (72 часа)

2016 г. - "Устойчивое развитие сельских территорий", ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова (72 часа)

2016 г. - "История и философия науки", ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, (72 часа)

2018 г. - "История и философия науки", ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова, (72 часа)

2019 г. - «Особенности инклюзивного образования», ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова, (16 часов)

Научные исследования

Основные научные интересы:

Философские проблемы агротуризма, Социально-философская проблема личности. Социально-философские аспекты корпоративной культуры организации как системы Проблемы социальной онтологии

Участвовал в международных научно-практических конференциях и круглых столах по проблемам гуманитарного образования, социальной интеграции наук, . Принимал участие во внешнем гранте РФФИ по проблемам социальной антропологии и интеграции наук. Участвовал в создании сборника воспоминаний старейших сотрудников Университета. Является экспертом программы "Научный фонд НИУ ВШЭ"


Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева
РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева
РЭУ имени Г. В. Плеханова Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алекса́ндр Ива́нович Панюко́в (род. 16 апреля 1963 года , Новосибирск , СССР) - российский философ, специалист в области социальной философии . Доктор философских наук, профессор. Полковник милиции.

Биография

Профессор кафедры философии .

Член Профессорского собрания Красноярского края. Член Российского философского общества .

Награды

Научные труды

Диссертации

  • Панюков А. И. Историческое сознание: сущность, структура, тенденция развития (методологический анализ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Гос. пед. ун-т. - Красноярск, 1995. - 26 с.
  • Панюков А. И. Социально-философское исследование исторического сознания: На материалах отечественной общественной мысли: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11. - Новосибирск, 1999. - 35 с.

Монографии

  • Панюков А. И. Историческое сознание и отечественная социальная философия: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ) : [СибЮИ], 1999. – 355 с. ISBN 5-85981-059-8 .
  • Профессиональная этика сотрудников ОВД: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук. А. И. Панюков. – Красноярск: [СибЮИ], 2004 . – 55 с.
  • Андреев А. Л., Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Человек в пространстве истории. Диалектика взаимодействия исторического сознания и исторического самосознания. Философские очерки: монография / под науч. ред. Р. И. Ивановой. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), 2003 . – 242 с. ISBN 5-85981-054-7 .
  • Развитие правового сознания личности (философско-правовой аспект). Коммуникативные аспекты сознания в правовой реальности. Пребывание в условиях вынужденного заключения как средство нивелирования субъективности. Право и религия: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук. Александр Иванович Панюков; сост. В. И. Кудашов и др. – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – 131 с.

Статьи

  • Панюков А.И. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности преподавателя. // Аттестация вуза: государственный образовательный стандарт и концептуальное совершенствование юридического образования: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России , 1997. – С. 37-39.
  • Панюков А. И. Философия в высшем учебном заведении. // Активные формы и методы обучения, их использование в учебном процессе: тезисы докладов учебно-методического сбора. – Красноярск: Красноярская высшая школа МВД России , 1998. – С. 26-28 .
  • Концепция исторического сознания в философии В. В. Розанова // Воспитание исторического и национального самосознания в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла: сборник материалов научно-практической конференции. – Канск: Канский педагогический колледж , 1998. – С. 18-23 .
  • Панюков А. И. Концепция личности и исторического сознания в философии К. Н. Леонтьева. // Личность, творчество и современность. Выпуск 2: сборник научных трудов / отв. ред. Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 1999 . – С. 46-53.
  • Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Историческое сознание: механизмы массового социального воздействия. // Теория и история: научный журнал. № 1. – 2002. – С.10-27.
  • Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Историческое сознание и его социальные формы // Теория и история: научный журнал. - № 2. – 2003. – С.11-25.
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г. Образ пространственно-предметной среды как компонент образа мира. // Теория и история: научный журнал. - № 3. – 2003. – С.106-114.
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г. Взросление в условиях "закрытой" социальной системы как фактор криминализации личности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть I (международная конференция 7-8 февраля 2003 г.) : сборник материалов международной конференции (7-8 февраля 2003 г.) / отв. ред. В. И. Горобцов . – Красноярск: [СибЮИ], 2003. – С. 110-116 .
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г. Место происшествия: психологические особенности репрезентации // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сборник материалов международной научно-практической конференции (5-6 февраля 2004 г.) Ч. 1. / Отв. ред. В. И. Горобцов . – Красноярск: [СибЮИ], 2004 . – С.115-118 .
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г. Восприятие пространственно-предметной среды профессиональной деятельности сотрудниками ОВД // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 1 (научно-практическая конференция 10-11 февраля 2005 г.) = Actual Problems of Fight Crime in Siberian Territory: сборник материалов международной научно-практической конференции памяти д.ю.н., профессора В. И. Горобцова (10-11 февраля 2005 г.) / отв. ред. С. Д. Назаров. – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – С.115-118 .
  • Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Социальная реальность и историческое сознание // Личность, творчество и современность. Выпуск 8: сборник научных трудов / отв. ред. Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – С.311-333 .
  • Панюков А. И. Изучение великой отечественной войны. // Великая Отечественная война 1941-1945гг.: 60 лет Победы: материалы научной конференции / отв. ред. В. И. Фёдорова , Д. Д. Невирко . – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), 2005. – С. 88-97.
  • Нагорный Н. Н. , Панюков А. И., Рябикин А. А. Значение исторического познания, исторического сознания и общенациональной идеологии в функционировании системы национальной безопасности России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 1 (международная конференция 16-17 февраля 2006 г.) : сборник материалов международной конференции (16-17 февраля 2006г.) / отв. ред. С. Д. Назаров. – Красноярск: [СибЮИ], 2006. – С. 268-270 .
  • Дроздов Н. И. , Панюков А. И. Феномен исторического самосознания в русской истории // Личность, творчество и современность. Выпуск 9: сборник научных трудов / отв. ред. Д. Д. Невирко . – Красноярск: [СибЮИ], 2006. – С. 339-348.
  • Панюков А. И., Панюкова Ю. Г. // Теория и практика общественного развития . – 2013. – № 2. – С. 242-246.

Другие работы

  • Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел: Рабочая программа по специальности 030505 Правоохранительная деятельность для заочной формы обучения / сост. А. И. Панюков. – Красноярск: [СибЮИ], 2005 . – 9 с.
  • Профессиональная этика: рабочая учебная программа для заочной формы обучения: 02.31.00 / сост. А. И. Панюков. – Красноярск: [СибЮИ], 2003. – 9 с.

Напишите отзыв о статье "Панюков, Александр Иванович"

Примечания

  1. // Официальный сайт РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева
  2. // Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва
  3. ] // Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева
  4. // Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
  5. // Профессорское собрание Красноярского края
  6. Постановление № 21-5657П от 26.12.2006 // Официальный сайт Законодательного Собрания Красноярского края
  7. //Официальный сайт Красноярского городского Совета депутатов

Литература

Отрывок, характеризующий Панюков, Александр Иванович

– О, нет! – опять обрадовалась возможности что-то мне объяснить малышка. – Конечно же, нет! Это ведь просто прошлое, в котором все эти люди когда-то жили, и я всего лишь переношу нас с тобой туда.
– А Гарольд? Как же он всё это видит?
– О, ему легко! Он ведь такой же, как я, мёртвый, вот он и может перемещаться, куда захочет. У него ведь уже нет физического тела, поэтому его сущность не знает здесь препятствий и может гулять, где ей захочется... так же, как и я... – уже печальнее закончила малышка.
Я грустно подумала, что то, что являлось для неё всего лишь «простым переносом в прошлое», для меня видимо ещё долго будет являться «загадкой за семью замками»... Но Стелла, как будто услышав мои мысли, тут же поспешила меня успокоить:
– Вот увидишь, это очень просто! Тебе надо только попробовать.
– А эти «ключики», они разве никогда не повторяются у других? – решила продолжить свои расспросы я.
– Нет, но иногда бывает кое-что другое...– почему-то забавно улыбаясь, ответила крошка. – Я в начале именно так и попалась, за что меня очень даже сильно «потрепали»... Ой, это было так глупо!..
– А как? – очень заинтересовавшись, спросила я.
Стелла тут же весело ответила:
– О, это было очень смешно! – и чуть подумав, добавила, – но и опасно тоже... Я искала по всем «этажам» прошлое воплощение своей бабушки, а вместо неё по её «ниточке» пришла совсем другая сущность, которая как-то сумела «скопировать» бабушкин «цветок» (видимо тоже «ключик»!) и, как только я успела обрадоваться, что наконец-то её нашла, эта незнакомая сущность меня безжалостно ударила в грудь. Да так сильно, что у меня чуть душа не улетела!..
– А как же ты от неё избавилась? – удивилась я.
– Ну, если честно, я и не избавлялась... – смутилась девочка. – Я просто бабушку позвала...
– А, что ты называешь «этажами»? – всё ещё не могла успокоиться я.
– Ну, это разные «миры» где обитают сущности умерших... В самом красивом и высоком живут те, которые были хорошими... и, наверное, самыми сильными тоже.
– Такие, как ты? – улыбнувшись, спросила я.
– О, нет, конечно! Я наверное сюда по ошибке попала. – Совершенно искренне сказала девчушка. – А знаешь, что самое интересное? Из этого «этажа» мы можем ходить везде, а из других никто не может попасть сюда... Правда – интересно?..
Да, это было очень странно и очень захватывающе интересно для моего «изголодавшегося» мозга, и мне так хотелось узнать побольше!.. Может быть потому, что до этого дня мне никогда и никто ничего толком не объяснял, а просто иногда кто-то что-то давал (как например, мои «звёздные друзья»), и поэтому, даже такое, простое детское объяснение уже делало меня необычайно счастливой и заставляло ещё яростнее копаться в своих экспериментах, выводах и ошибках... как обычно, находя во всём происходящем ещё больше непонятного. Моя проблема была в том, что делать или создавать «необычное» я могла очень легко, но вся беда была в том, что я хотела ещё и понимать, как я это всё создаю... А именно это пока мне не очень-то удавалось...
– А остальные «этажи»? Ты знаешь, сколько их? Они совсем другие, непохожи на этот?.. – не в состоянии остановиться, я с нетерпением заваливала Стеллу вопросами.
– Ой, я тебе обещаю, мы обязательно пойдём туда погулять! Ты увидишь, как там интересно!.. Только там и опасно тоже, особенно в одном. Там такие чудища гуляют!.. Да и люди не очень приятные тоже.
– Я думаю, я уже видела похожих чудищ, – кое-что вспомнив, не очень уверенно сказала я. – Вот посмотри...
И я попробовала показать ей первых, встреченных в моей жизни, астральных существ, которые нападали на пьяного папу малышки Весты.
– Ой, так это же такие же! А где ты их видела? На Земле?!..
– Ну, да, они пришли, когда я помогала одной хорошей маленькой девочке проститься со своим папой...
– Значит, они приходят и к живым?.. – очень удивилась моя подружка.
– Не знаю, Стелла. Я ещё вообще почти ничего не знаю... А так хотелось бы не ходить в потёмках и не узнавать всё только на «ощупь»... или из своего опыта, когда постоянно за это «бьют по голове»... Как ты думаешь, твоя бабушка не научила бы чему-то и меня?..
– Не знаю... Ты, наверное, должна сама у неё об этом спросить?
Девочка глубоко о чём-то задумалась, потом звонко рассмеялась и весело сказала:
– Это было так смешно, когда я только начала «творить»!!! Ой, ты бы знала, как это было смешно и забавно!.. Вначале, когда от меня «ушли» все, было очень грустно, и я много плакала... Я тогда ещё не знала где они, и мама, и братик... Я не знала ещё ничего. Вот тогда, видимо, бабушке стало меня жалко и она начала понемножку меня учить. И... ой, что было!.. Вначале я куда-то постоянно проваливалась, создавала всё «шиворот навыворот» и бабушке приходилось за мной почти всё время наблюдать. А потом я научилась... Даже жалко, потому что она теперь уже реже приходит... и я боюсь, что может когда-нибудь она не придёт совсем...
Впервые я увидела, насколько грустно иногда бывает этой маленькой одинокой девочке, несмотря на все эти, создаваемые ею, удивительные миры!.. И какой бы она ни была счастливой и доброй «от рождения», она всё ещё оставалась всего лишь очень маленьким, всеми родными неожиданно брошенным ребёнком, который панически боялся, чтобы единственный родной человек – её бабушка – тоже бы в один прекрасный день от неё не ушла...
– Ой, пожалуйста, так не думай! – воскликнула я. – Она тебя так любит! И она тебя никогда не оставит.
– Да нет... она сказала, что у всех нас есть своя жизнь, и мы должны прожить её так, как каждому из нас суждено... Это грустно, правда?
Но Стелла, видимо, просто не могла долго находиться в печальном состоянии, так как её личико опять радостно засветилось, и она уже совсем другим голоском спросила:
– Ну что, будем смотреть дальше или ты уже всё забыла?
– Ну, конечно же, будем! – как бы только что очнувшись от сна, теперь уже с большей готовностью ответила я.
Я не могла ещё с уверенностью сказать, что хотя бы что-то по-настоящему понимаю. Но было невероятно интересно, и кое-какие Стеллины действия уже становились более понятными, чем это было в самом начале. Малышка на секунду сосредоточилась, и мы снова оказались во Франции, как бы начиная точно с того же самого момента, на котором недавно остановились... Опять был тот же богатый экипаж и та же самая красивая пара, которая никак не могла о чём-то договориться... Наконец-то, совершенно отчаявшись что-то своей юной и капризной даме доказать, молодой человек откинулся на спинку мерно покачивавшегося сидения и грустно произнёс:
– Что ж, будь по-вашему, Маргарита, я не прошу вашей помощи более... Хотя, один лишь Бог знает, кто ещё мог бы помочь мне увидеться с Нею?.. Одного лишь мне не понять, когда же вы успели так измениться?.. И значит ли это, что мы не друзья теперь?
Девушка лишь скупо улыбнулась и опять отвернулась к окошку... Она была очень красивой, но это была жестокая, холодная красота. Застывшее в её лучистых, голубых глазах нетерпеливое и, в то же время, скучающее выражение, как нельзя лучше показывало, насколько ей хотелось как можно быстрее закончить этот затянувшийся разговор.
Экипаж остановился около красивого большого дома, и она, наконец, облегчённо вздохнула.
– Прощайте, Аксель! – легко выпорхнув наружу, по-светски холодно произнесла она. – И разрешите мне напоследок дать вам хороший совет – перестаньте быть романтиком, вы уже не ребёнок более!..
Экипаж тронулся. Молодой человек по имени Аксель неотрывно смотрел на дорогу и грустно сам себе прошептал:
– Весёлая моя «маргаритка», что же стало с тобою?.. Неужели же это всё, что от нас, повзрослев, остаётся?!..
Видение исчезло и появилось другое... Это был всё тот же самый юноша по имени Аксель, но вокруг него жила уже совершенно другая, потрясающая по своей красоте «реальность», которая больше походила на какую-то ненастоящую, неправдоподобную мечту...
Тысячи свечей головокружительно сверкали в огромных зеркалах какого-то сказочного зала. Видимо, это был чей-то очень богатый дворец, возможно даже королевский... Невероятное множество «в пух и в прах» разодетых гостей стояли, сидели и гуляли в этом чудесном зале, ослепительно друг другу улыбаясь и, время от времени, как один, оглядываясь на тяжёлую, золочёную дверь, чего-то ожидая. Где-то тихо играла музыка, прелестные дамы, одна красивее другой, порхали, как разноцветные бабочки под восхищёнными взглядами так же сногсшибательно разодетых мужчин. Всё кругом сверкало, искрилось, сияло отблесками самых разных драгоценных камней, мягко шуршали шелка, кокетливо покачивались огромные замысловатые парики, усыпанные сказочными цветами...
Аксель стоял, прислонившись к мраморной колонне и отсутствующим взглядом наблюдал всю эту блестящую, яркую толпу, оставаясь совершенно равнодушным ко всем её прелестям, и чувствовалось, что, так же, как и все остальные, он чего-то ждал.
Наконец-то всё вокруг пришло в движение, и вся эта великолепно разодетая толпа, как по мановению волшебной палочки, разделилась на две части, образуя ровно посередине очень широкий, «бальный» проход. А по этому проходу медленно двигалась совершенно потрясающая женщина... Вернее, двигалась пара, но мужчина рядом с ней был таким простодушным и невзрачным, что, несмотря на его великолепную одежду, весь его облик просто стушёвывался рядом с его потрясающей партнёршей.
Красавица дама была похожа на весну – её голубое платье было сплошь вышито причудливыми райскими птицами и изумительными, серебристо-розовыми цветами, а целые гирлянды настоящих живых цветов хрупким розовым облачком покоились на её шелковистых, замысловато уложенных, пепельных волосах. Множество ниток нежного жемчуга обвивали её длинную шею, и буквально светились, оттенённые необычайной белизной её изумительной кожи. Огромные сверкающие голубые глаза приветливо смотрели на окружающих её людей. Она счастливо улыбалась и была потрясающе красивой....

Французская королева Мария-Антуанетта

Тут же, стоящий от всех в стороне, Аксель буквально преобразился!.. Скучающий молодой человек куда-то, в мгновение ока, исчез, а вместо него... стояло живое воплощение самых прекрасных на земле чувств, которое пылающим взглядом буквально «пожирало» приближающуюся к нему красавицу даму...
– О-о-ой... какая же она краси-ивая!.. – восторженно выдохнула Стелла. – Она всегда такая красивая!..
– А что, ты её видела много раз? – заинтересованно спросила я.
– О да! Я хожу смотреть на неё очень часто. Она, как весна, правда же?
– И ты её знаешь?.. Знаешь, кто она?
– Конечно же!.. Она очень несчастная королева, – чуть погрустнела малышка.
– Почему же несчастная? По мне так очень даже счастливая, – удивилась я.
– Это только сейчас... А потом она умрёт... Очень страшно умрёт – ей отрубят голову... Но это я смотреть не люблю, – печально прошептала Стелла.
Тем временем красавица дама поравнялась с нашим молодым Акселем и, увидев его, от неожиданности на мгновение застыла, а потом, очаровательно покраснев, очень мило ему улыбнулась. Почему-то у меня было такое впечатление, что вокруг этих двоих людей мир на мгновение застыл... Как будто на какой-то очень короткий миг для них не существовало ничего и никого вокруг, кроме них двоих... Но вот дама двинулась дальше, и волшебный миг распался на тысячи коротеньких мгновений, которые сплелись между этими двумя людьми в крепкую сверкающую нить, чтобы не отпускать их уже никогда...
Аксель стоял совершенно оглушённый и, опять никого не замечая вокруг, провожал взглядом свою прекрасную даму, а его покорённое сердце медленно уходило вместе с ней... Он не замечал, какими взглядами смотрели на него проходящие молодые красавицы, и не отвечал на их сияющие, зовущие улыбки.

Александр Иванович Панюков (род. 16 апреля 1963 года, Новосибирск, СССР) - российский философ, специалист в области социальной философии. Доктор философских наук, профессор. Полковник милиции.

Биография

В 1990 году окончил философский факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко.

В 1995 году в Новосибирском государственном университете защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Историческое сознание: сущность, структура, тенденция развития (методологический анализ)» (Специальность 09.00.11 «Социальная философия»).

В 1996-2010 годах был профессором и заведующим кафедрой философии СибЮИ МВД России. Также был профессором кафедры философии и социальных наук Гуманитарного факультета Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнёва., профессором кафедры философии Сибирского федерального университета и профессором кафедры психологии и педагогики начального образования Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.

В 1999 году в Новосибирском государственном университете защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук по теме «Социально-философское исследование исторического сознания: На материалах отечественной общественной мысли»

В 2000 году присвоено учёное звание профессора.

С 2010 года профессор и заведующий кафедрой аграрного туризма Гуманитарно-педагогического факультета РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.

Профессор кафедры философии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Член Профессорского собрания Красноярского края. Член Российского философского общества.

Награды

  • Почётная грамота Законодательного Собрания Красноярского края.
  • Благодарственное письмо Красноярского городского Совета депутатов.

Научные труды

Диссертации

  • Панюков А. И. Историческое сознание: сущность, структура, тенденция развития (методологический анализ) : автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Гос. пед. ун-т. - Красноярск, 1995. - 26 с.
  • Панюков А. И. Социально-философское исследование исторического сознания: На материалах отечественной общественной мысли: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11. - Новосибирск, 1999. - 35 с.

Монографии

  • Панюков А. И. Историческое сознание и отечественная социальная философия: монография. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ) : Сибирский юридический институт МВД России [СибЮИ], 1999. – 355 с. ISBN 5-85981-059-8 .
  • Профессиональная этика сотрудников ОВД: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук. А. И. Панюков. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России [СибЮИ], 2004 . – 55 с.
  • Андреев А. Л., Дроздов Н. И., Панюков А. И. Человек в пространстве истории. Диалектика взаимодействия исторического сознания и исторического самосознания. Философские очерки: монография / под науч. ред. Р. И. Ивановой. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), 2003 . – 242 с. ISBN 5-85981-054-7 .
  • Развитие правового сознания личности (философско-правовой аспект). Коммуникативные аспекты сознания в правовой реальности. Пребывание в условиях вынужденного заключения как средство нивелирования субъективности. Право и религия: отчёт о научно-исследовательской работе (заключительный) / науч. рук. Александр Иванович Панюков; сост. В. И. Кудашов и др. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России [СибЮИ], 2005 . – 131 с.