Санпин для начальной школы по фгос. Новые нормы санпин для школьников


1. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели (Приложение 5).

2. Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см.

3. Расстояние между рядом парт и наружной продольной стеной должно быть не менее 50 см.

4. Расстояние между рядом парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, должно быть не менее 50 см.

5. Расстояние от последних парт до стены (перегородки), противоположной классной доске, должно быть не менее 70 см и не менее 100 см, если данная стена является наружной.

5. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см.

7. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см.

8. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

9. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45°.

10. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе.

11. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья.

12. В начальных классах для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см (фиолетовая - от 1151 до 1300 мм, желтая - от 1301 до 1450 мм, красная - от 1451 до 1600 мм). Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

Требования к организации ученического рабочего места

Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося:

Голова держится прямо или слегка наклонена вперед;

Корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты);


Руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

Ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 -110º) углом с опорой на пол или подножку парты;

Расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

Для оборудования учебных помещений ученической мебелью необходимо руководствоваться данными о распределении комплектов мебели в начальной школе, представленными в таблице 7.2.1

Таблица 7.2.1

Примерное распределение парт разных номеров в начальных классах, %

В классной комнате, оборудованной партами, в конце каждого из 3 рядов устанавливают по 2 конторки. Кроме того, вдоль стены, противоположной светонесущей стене, вместо одноместных парт возможно размещение ряда конторок.

Высота переднего края конторки для учащихся ростовой группы 1150-1300 мм составляет 750 мм, 1301-1450 мм - 850 мм и 1451-1600 мм - 950 мм. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин в соответствии с ежедневным графиком чередования учащихся за конторками.

Требования к учебным доскам

Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80-90 см.

Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м - в сторону класса перед доской.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения - 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья.

Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей 8.1. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели.

Таблица 8.1

Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее 8.30.

В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре - октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября - четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

Продолжительность урока в 35 минут должна быть сохранена на протяжении всего учебного года.

Продолжительность урока во 2- 4 классах составляет не более 45 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник - четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики и т. п.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 15-20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока - динамическую паузу (обязательную для учащихся первых классов), представляющую собой подвижные игры и спортивные развлечения на свежем воздухе (в случае плохой погоды в помещении) длительностью не менее 40 минут. В те дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, проведение последующего динамического занятия рекомендуется строить таким образом: первые 20-25 минут самостоятельная двигательная деятельность детей в виде подвижных игр и занятий, затем в течение 10-15 минут организуют игры средней подвижности.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при положительных результатах гигиенической экспертизы, которую необходимо проводить в установленном порядке в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Структура урока должна быть дробной - включать несколько видов деятельности, но не более шести. Оптимальная плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общей продолжительности урока в процентах) составляет не менее 60% и не более 80%.

Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7-8 лет - не более 10 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью в 1 классе составляет не более 4-5 минут; во 2-3 классах - не более 5-7 минут; в 4 классе - не более 10 минут. Продолжительность непрерывной работы с деревом, проволокой в начальных классах не должна превышать 4-5 минут.

Занятия шитьем, вышиванием, вязанием в начальных классах не проводят.

Не допускается работа детей с утилем, стеклом, легко воспламеняемыми материалами, горючими газами и жидкостями, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см 3 .

Безопасность предметов для детского творчества должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7-10 лет не должна превышать 20 минут.

Изображение на экране должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

При использовании других аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе определяют в соответствии с таблицей 8.2.

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15 . Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 - 6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7 - 8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста
(в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Веет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93
(в мм)

оранжевый

Фиолетовый

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет 15 - 17 .

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

Между рядами двухместных столов - не менее 60;

Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

Между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

От последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

От демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

От первой парты до учебной доски - не менее 240;

Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

Высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0 - 1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600 х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, ширина прохода между кроватями - не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м.

VI. Требования к воздушно-тепловому режиму

6.1. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Паровое отопление в учреждениях не используется. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

6.3. Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.5. При наличии печного отопления в существующих зданиях общеобразовательных учреждений топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений печное отопление не допускается.

6.6. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице 2.

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания, мин

В малые перемены

В большие перемены и между сменами

От +10 до +6

От -5 до -10

6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5 С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1 - 1,5 минуты; в большие перемены и между сменами - 5 - 10 минут.

При достижении температуры воздуха плюс 14 С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.9. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.

6.10. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

6.12. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению

7.1. Естественное освещение.

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.2. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.5. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.1.6. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

7.1.8. Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

7.2. Искусственное освещение

7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

7.2.3. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

7.2.6. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

7.2.7. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях

9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2016 году.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Наполняемость классов, организация учебы и отдыха

Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).

После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.

Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.

Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.

СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.

Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.

Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:

Таблица 1

Школа – это место где молодое подрастающее поколение не только проводит большую часть светового дня, но и самые интересные периоды своей жизни. Поэтому условия, в которым молодые люди получают свои знания, должны соответствовать определенным санитарным нормам, разработанным с учетом особенностей возрастных групп учащихся, а также категорий помещений, где приходится находиться школьникам.

Следует отметить, что в различных регионах страны отдельные температурные нормы могут немного отличаться. Регулируется этот процесс местными органами власти. В нашем небольшом обзоре мы рассмотрим общепринятые в России показатели, применяемые в большинстве областей страны.

Распределение температурного режима по нормам

Изначально стоит обозначить, что распределение меняльной и максимальной температуры в различных школьных помещениях будет отличаться. Особое внимание уделяется местам, где ученики длительное время находится в состоянии спокойствия (учебные классы, библиотеки, актовые залы). Далее следуют помещения активных спортивных занятий (спортзалы), а также школьных коридоров. Отдельно выделяются помещение, где дети переодеваются, моются, проходят медицинский осмотр. Поэтому, если разделить все эти категории по температурному диапазону, то можно выделить такой уровень минимально допустимой температуры в школах:

  • от 15 градусов допускается в мастерских, спортзалах, различных цехах;
  • от 18 градусов выдерживается в библиотеках, учебных классах, актовых залах и туалетах;
  • от 19 градусов в раздевалках спортивного зала;
  • от 21 градуса допустимая температура в школьных медпунктах;
  • 17-21 градуса в библиотеке;
  • 16-19 градусов в вестибюле и гардеробе
  • от 25 градусов необходимо поддерживать в душевых и бассейнах.

Из СанПиН 2.4.2.576-96 Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

При этом максимально допустимый комфортный уровень температурного режима в школьных помещениях в различные поры года не должен превышать 25 градусов, вне зависимости летняя пора на улице, либо же лютая зима. Если же температурный режим в школьном помещении не удается выдержать на уровне выше 15 градусов, занятия в школе должны прекращаться во избежание переохлаждения маленьких граждан.


Также важно отметить что для нормального состояния в различных помещениях их постоянно необходимо проветривать. При этом, минимально допустимый уровень температуры внешнего воздуха, при котором разрешается открывать окна для природного проветривания, составляет не меньше 5 градусов. Но если скорость ветра превышает показатель отметку в 2 м/с, открывать окна в помещениях, где находятся дети, даже на короткое время не рекомендуется.

Процедура периодического проветривания классов, спортзала, раздевалок, туалетов, актовых и других залов должна осуществляться во время отсутствия там детей. Делается это обычно на перерывах, когда аудитория полностью освобождается от учащихся. Во избежание создания сквозняков не рекомендуется полностью одновременно открывать окно и внешнюю дверь в помещение, создавая, тем самым значительные ветровые потоки, из-за которых малолетние школьники могут получить переохлаждение (для этого достаточно такого режима на протяжении 10 минут).

Во время создания оптимальных условий быта для школьников важно следить не только за уровнем внешней и внутренней температуры и соблюдения установленного баланса, но и поддерживать допустимый уровень влажности. По нормативу он должен находится в пределах 40 – 60 процентов. Этого достаточно, чтобы избежать переноса различных, передающихся воздушно-капельным путем вирусов и бактерий, а также не допускать теплового перегрева из-за высокой влажности воздуха в помещении.

Когда уроки прекращаются в школе

Очень часто, особенно в зимнее время, администрацией школьных учреждений принимаются меры по предотвращению распространения различных заболеваний, вследствие чего школы на определённый период просто закрываются. В этом случае необходимо выделить два основных критерия, когда такое возможно по действующим на уровне государства нормативным документам.

  1. Превышен допустимый порог однотипного заболевания в регионе, или конкретном учебном заведении. Закрыть школьное учреждение для посещения учениками путем введения карантина администрация имеет право, когда уровень заболевания в регионе однотипным заболеванием (обычно это вирусные болезни) превышает 25% от общей численности такого региона. Дополнительно законодатель предоставил право администрациям школьных учреждений принимать решение о введении карантина в случае, когда больше 30 – 35% учащихся одного класса заболели одной болезнью. В таких случаях посещение школы учениками полностью прекращается.
  2. Когда уровень внешней температуры воздуха привесил допустимые показатели. Для учащихся младших классов (до 6 класса включительно) это минус 25 градусов и ниже, в то время как для всех остальных школьников температура должна опуститься ниже минус 30 градусов. Нужно учитывать, что для отдалённых Северных регионов ведены несколько иные показатели, которые немного отличаются от средних. Утверждаются они местными властями. Нужно понимать, что такой уровень температуры позволяет родителям без каких-либо объяснений не отпускать детей на учебу и им за это ничего не будет. Школы при этом не закрываются, и, если кто-то из учеников все же пришел на занятие, учителя обязаны проводить с такими детьми уроки.


Что можно сделать, чтобы повысить уровень комфорта

Обычно школьные учреждения различных регионов строятся практически по однотипным проектам. Но, как показывает практика, не всегда в однотипных зданиях даже одного региона поддерживается одинаковые бытовые условия. Причин этому может быть множество, от банальной замены старых деревянных окон, через щели которых проникает в помещение холод, на новые, металлопластиковые с высокой степенью герметичности, до утепления внешних стен школьного учреждения. Очень хорошо помогает поддерживать нужный температурный режим замена стандартных радиаторов с возможностью регулировки температуры.

Все это к тому, что достаточно часто родители принимают участие в различных организованных администрацией проектах по благоустройству школьного учреждения. И здесь, учитывая, что в дальнейшем улучшения отразятся на ваших же детях, очень важно правильно определиться с выбором различных приспособлений, материалов, оконных проемов, систем вентиляции и кондиционирования. Жизнь и здоровье ребенка всегда должны быть на первом месте, а уже потом смотрите на все остальное.

Обеспечение оптимальных условий ведения образовательного процесса невозможно без строгого соблюдения требований комфортности и безопасности, установленных на государственном уровне. СанПиН для школ - нормативный, регулярно обновляемый документ, регламентирующий порядок работы учебных учреждений с целью создания и поддержания среды, во всех отношениях безопасной для участников учебно-воспитательного процесса.

В условиях стремительно меняющейся социальной действительности пересмотр ранее утвержденных социально-гигиенических требования является необходимой практикой. Ввиду того, что следование государственным нормативам вменяется в обязанность всех учебных заведений без исключения, актуализация знаний по СанПиН должна стать привычной для всех сотрудников школ без исключения.

СанПиН для школ

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях массовости, которая является характерной для национальной образовательной культуры, несет повышенные риски для здоровья и нормального самочувствия детей школьного возраста, учителей и непедагогических работников школы. Регулярно дополняемый и обновляемый СанПиН для школ определяет множество параметров обеспечения процесса обучения школьников, в частности принципы проектирования, ремонта и реконструкции образовательных организаций. Получение лицензии на ведение учебной деятельности не представляется возможным в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии конструктивных и материально-технических параметров ОУ нормативным требованиям.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о соблюдении санитарно-гигиенических норм в школе читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Нарушения СанПиН, из-за которых школы штрафуют при приемке (чек-лист с примерами)
- Какие нарушения допускают школы при организации питания (полезная таблица)

Структурно свод санитарно-эпидемиологических правил для образовательных организаций представляет собой проект нормативного документа, который регламентирует обеспечение учебно-воспитательного процесса по таким параметрам:

  1. Размещение, здание и территории школы, прилегающих технических построек.
  2. Принципы оснащения помещений, выбора оборудования для ОУ.
  3. Нормы СанПиНа для школы по обеспечению оптимального воздушно-теплового режима, источников искусственного и естественного оснащения, водоснабжения и системы отвода отходов.
  4. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательной деятельности.
  5. Организация медицинского обслуживания участников образовательного процесса.

Также в документе в форме приложений представлены рекомендации по формированию у детей правильной осанки, составлению расписания уроков, а также требования к размеру инструментов и инвентаря, используемого при трудовом обучении.

В рамках проведения обзора основных положений СанПиН для школ с изменениями на 2019 год хочется уделить особое внимание тому факту, что в условиях постоянного повышения требований к качеству обучения и его результатам, продиктованных требованиями времени, а не формализмом, возникает много сложностей с определением оптимального показателя учебной нагрузки, особенно для детей, испытывающих сложности с освоением программного содержания или имеющих дефекты развития. В свете этого требуют пристального рассмотрения санитарно-гигиенические требования к объему максимально допустимой образовательной нагрузки. Методы современной диагностики позволяют выявлять патологии на ранней стадии развития, что позволяет судить о значительном проценте российских школьников разного возраста, страдающих от проявлений хронических недугов, аллергических реакций, временных дисфункций, связанных со стремительным ростом. Ведущие отечественные медики, специалисты по возрастному развитию, психологи, педагоги ищут возможность обеспечить условия для максимального снижения рисковости процесса активного обучения по отношению к показателям здоровья, и результаты научных поисков нашли свое отражение в своде санитарно-гигиенических требований.

В новом СанПиНе для школ закреплено, что реализация программного содержания реализуется через урочную и внеурочную деятельность, что несет дополнительные риски для повышения уровня нагрузки. С развитием общества проблема образовательной перегруженности детей усугубляется ввиду последовательного завышения ожиданий, поэтому для школьной администрации с целью выполнения актуальных санитарно-эпидемиологических требований особо важно следить за тем, чтобы количество уроков в расписании ни в коем случае не превышало установленные нормы при сохранении максимально допустимого объема домашней работы, что обусловит возможность сохранения и укрепления психофизического здоровья детей. В СанПиНе для школы 2019 отмечено, что общий объем дневной учебной нагрузки не должен превышать:

  • для учащихся первых классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры;
  • для учащихся младшей школы 2-4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры;
  • для учащихся 5-7 классов - не более 7 уроков;
  • для учащихся 8-11 классов - не более 8 уроков.

СанПиН для школ с изменениями регламентирует организацию обучения первоклассников только в первой половине дня в рамках пятидневной учебной недели. Школам рекомендовано соблюдение «ступенчатого» режима наращивания учебной нагрузки младших школьников: последовательный переход от практики проведения трех уроков в день длительностью не более 35 минут (сентябрь-октябрь) к организации четырех уроков в день длительностью до 35 минут (ноябрь-декабрь) и впоследствии к проведению четырех уроков в день длительностью до 40 минут (январь-май). С целью минимизации уровня эмоциональной нагрузки детей бальное оценивание и выдача домашнего задания в первом классе упраздняется, при необходимости - допускается введение дополнительной каникулярной недели. В рамках работы групп продленного дня услуги по уходу и присмотру за первоклассниками организуются с обязательной организацией полдника, прогулок и дневного сна.

Ввиду того, что на основании множественных исследований доказана неодинаковые показатели интеллектуальной активности детей в разные дни недели, СанПиН для общеобразовательных школ предусматривает создание условий для осознанного снижения уровня учебной нагрузки в начале и конце учебной недели, что должно быть учтено при составлении расписания занятий. Специалистами разработана шкала трудности предметов, которую можно скачать по ссылке и использовать при проектировании учебной нагрузки. Дополнительно важно обеспечить проведение контрольно-проверочных работ и изложение нового материала в середине учебной недели, не позже 2-4 урока, и предупредить группировку предметов, по которым требуется значительная домашняя подготовка. Уроки физкультуры рекомендовано проводить в конце учебного дня, если это невозможно, следует хотя бы отказаться от организации контрольно-проверочных работ после физической активности школьников.

СанПиН для школ с изменениями на 2019

Свод санитарно-эпидемиологических правил, представленный на общегосударственном уровне и утвержденный Главным санитарным врачом РФ, должен учитываться при проектировании образовательной среды во всех учебных заведениях без исключения, в том числе практикующих введение инклюзии. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ содержит нормативы как обязательные для выполнения, так и носящие рекомендательный характер. Но независимо от типа этих требований, все они направлены на создание оптимальных условий для ведения учебной и педагогической деятельности с эпидемиологической, санитарно-гигиенической и психологической точки зрения.

Неизменной особенностью применения санитарно-гигиенических правил и нормативов относительно действующих образовательных учреждений является тот факт, что здания многих из них проектировались и возводились в прошлом веке, а потому их конструкторские и материально-технические особенности не рассчитаны на удовлетворение актуальных требований учебного процесса, в частности, установку компьютерных сетей, проектирование безбарьерной образовательной среды, установку и обслуживание специального оборудования. Таким образом, реализация последних изменений СанПиН для школы невольно трансформируется в разработку регламента комплексных работ, направленных на перестроение отдельных структурных блоков организации и пересмотр привычных практик по обеспечению процесса обучения детей, что, к слову сказать, требует времени и не всегда может быть выполнено в краткие сроки.

Хочется отметить, что изменения перечня санитарно-эпидемиологических правил последних лет преимущественно затрагивают требования к школьным помещениям, учебному оборудованию, организации занятий и обеспечению питания. К числу наиболее значимых требований, обусловленных обновлением структурного документа, относятся следующие:

  1. Здание ОУ согласно СанПиН для школ должно располагаться в жилом массиве или районе.
  2. Меблировка учебных комнат подбирается с учетом возраста учеников и маркируется согласно актуальным требованиям. Стулья, парты, шкафы, отличающиеся большими габаритами, располагают в задней части класса, на максимальном удалении от доски, малогабаритную мебель - в передней части комнаты. При этом учащихся с нарушением зрения рассаживают на ближнее к доске парты, детей с пониженными иммунитетом - подальше от наружной стены. Не менее двух раз в год учащихся пересаживают рядами, не нарушая соответствие мебели росту.
  3. Согласно актуальным нормам СанПиНа для школы все помещения учреждения должны быть связаны единой отопительной и вентиляционной системой. Для систематического контроля температуры в классах устанавливаются измерительны
  4. е приборы (термометры).
  5. Освещение учебных комнат должно обеспечиваться за счет источников естественного и искусственного освещения.

Последней норме уделяется особо пристальное внимание, что обусловлено достаточным влиянием освещения на порядок организации образовательной работы и необходимостью ведения комплексной профилактики заболеваний зрительной системы в условиях ежедневного активного пользования современных школьников смартфонами, гаджетами и ПК. СанПиН для школ 2019 устанавливает, что в классах независимо от времени суток и поры года должен обеспечиваться уровень освещенности 300-500 люксов, в спортивном зале - 200 люксов, в общих и подсобных помещениях - 150 люксов. При этом в проекте изменений «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10» № 8 от 22.05.2019 предусмотрено, что в помещениях административно-хозяйственного значения, на пищеблоке и в обеденном зале, спортивном и актовом залах, кабинете информации отсутствие инсоляции допускается.

Не менее важными условиями обеспечения СанПиН для школ 2019 является ограничение числа учащихся в классе до 25 и менее, в зависимости от площади помещения. Что касается объема учебных часов в неделю, то их количество не должно превышать 21-37 (точное число устанавливается с учетом возрастного фактора).

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школы с изменениями 2019 года

Поскольку обеспечение учебно-образовательного процесса затрагивает ряд факторов, изменение нормативов, как правило, касается всех сфер школьной жизни. СанПиН для школ с изменениями на 2019 год предусматривает необходимость введения ряда положений, в числе которых хочется особенно выделить следующие:

  1. Расположение (обустройство) стоянки для транспорта в непосредственной близости к школе. Если стояночное место небольшое, следует позаботиться о том, чтобы оно первоочередно использовалось для сбора учащихся непосредственно перед их транспортировкой (в рамках экскурсионной, спортивной, оздоровительной активности), в особенности для школьников с ОВЗ.
  2. Наличие отапливаемых коридоров между зданиями школы (для всех климатических зон, за исключением IV климатического района и подрайона III Б).
  3. Спортивные залы, вспомогательные помещения, мастерские, столовую необходимо оборудовать на первом этаже здания ОУ. Гардеробная комната может быть обустроена на цокольном этаже.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ, пищеблок следует разделить на зоны для обеспечения безопасности производственного труда и предупреждения нарушения санитарных норм. Для этого на территории подсобных помещений необходимо выделить участки для работы с сырыми овощами, заготовками, приготовления горячей еды, а также моечный сектор с раздельными зонами обработки кухонной и столовой посуды. К пищеблоку должна примыкать кладовая, включающая отдельное помещение для хранения скоропортящегося пищевого сырья.

При обустройстве школьного медицинского кабинета следует предусмотреть, чтобы все поверхности (стены, пол, потолок) были покрыты гладкими водостойкими материалами, позволяющими проводить систематическую влажную уборку и дезинфекцию. В случае возникновения повреждений, препятствующим проведению этих манипуляций, облицовку необходимо обновить - фрагментарно или полностью. Суммарная площадь медкабинета, где проводятся осмотры учащихся, и процедурной должна составлять не менее 12 кв. м. Для обеспечения беспрепятственного проведения медицинских процедур кабинет необходимо укомплектовать умывальником с подводкой холодной и горячей воды, источниками естественного и искусственного освещения, изолятором для школьников, по состоянию здоровья требующим ухода и присмотра до момента прибытия родителей или скорой помощи.

Согласно последним изменениям СанПиН для школ допустимый минимум помещений малокомплектных образовательных учреждений должен включать: учебные кабинеты, санитарные узлы для учащихся и персонала (оборудуются отдельно), столовую, спортивный зал (с оборудованными раздевальными комнатами площадью не менее 14 кв. м каждая и душевыми для мальчиков и девочек), актовый зал, библиотеку, гардероб, административно-хозяйственные помещения (в т.ч. помещения для хранения уборочного инвентаря), рекреации, медицинский кабинет (процедурная, кабинет врача). Спортивный зал с раздевалками, технологические мастерские, столовая и гардероб должны быть размещены на первом этаже здания школы, допускается оборудование гардеробной в цокольном этаже.

С целью обеспечения максимального комфорта участников образовательного процесса новыми санитарно-гигиеническими требованиями рекомендовано укомплектование гардеробных скамьями, вешалками, крючками, а также обустройство спортивных залов системами звуко- и шумоизоляции для обеспечения допустимого уровня вибрации. Исполнение этих требований обусловлено не только нормативами, но и необходимость обеспечения оптимального микроклимата в стенах школы.

Действующий СанПиН для школ также предусматривает необходимость установки в ученых кабинетах классных досок темно-коричневого или темно-зеленого цвета, а также подвод к лабораторным комнатам холодной воды. В условиях требования времени рекомендуется оснащать классы интерактивными досками, сенсорными экранами и другим учебным оборудованием нового поколения, строго соблюдая временные рамки использования средств ИКТ с учетом возраста учащихся и их реальных образовательных потребностей.

Действующий СанПиН для школ

Процесс школьного обучения обусловливает необходимость создания оптимальных условий для всех его участников без исключения, но применимо к детям младшим школьникам действуют дополнительные предписания. СанПиН для начальной школы 2019 содержит ряд уточнений, которые важно учитывать для правильной организации образовательного процесса, а именно:

  1. Образовательные учреждения начального уровня должны характеризоваться пешей доступностью с учетом климатических условий. Расстояние от ОУ до дома учащегося в I подзоне I климатического района должно составлять не более 300 м, II подзоне I климатического района - 400 м, во II и III климатических зонах - 2 км. При этом учебные помещения начальной школы необходимо выделить в отдельный архитектурный блок и оборудовать выходами на пришкольный участок.
  2. Обустройство гардеробных для младших школьников разрешается в рекреациях при условии установки индивидуальных шкафчиков.
  3. СанПиН для начальной школы предусматривает закрепление за классами учебных помещений, оснащенных раковинами.
  4. Основным видом мебели для детей младшего школьного возраста остается пара, оснащенная регулятором для корректировки наклона поверхности. Во время занятий письмом и чтением рабочую поверхность необходимо закрепить под углом 7-15 градусов, при этом передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на определенную длину, устанавливаемую с учетом номера мебели (на 4 см у парт первого номера, на 5-6 см - второго и третьего номеров и на 7-8 см у парт четвертого номера). Продолжительность непрерывной работы за конторкой должна составлять 7-10 минут. При составлении расписания уроков важно чередовать различные виды деятельности в соответствии с гигиеническими требованиями, предписанными к распределению учебной нагрузки. Для классов начальной школы СанПиН не предусматривает возможности проведения сдвоенных уроков, за исключением тематических занятий физической культурой (посещение бассейна, катание на лыжах).
  5. В малокомплектных школах сельской местности допускается учреждение классов-комплектов, если организация учебного процесса в иных условиях не представляется возможным. Оптимальным является вариант формирования комплектов из двух классов (первый и второй, второй и третий, второй и четвертый), при этом продолжительность совмещенных уроков следует сокращать на 5-10 минут во избежание переутомления учащихся (особенно актуально для последних уроков, четвертого и пятого). Количество обучающихся в классе-комплекте варьируется согласно рекомендациям, представленным в п. 10.15 нового СанПиН для школ 2019.
  6. С целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить дошкольников двумя комплектами учебников: одним - для использования в классе, вторым - для выполнения домашних заданий.
  7. При условии организации группы продленного дня необходимо оборудовать спальные комнаты, раздельные для мальчиков и девочек. Спальни необходимо укомплектовать подростковыми или одноярусными встроенными кроватями, расставленными на удалении 60 см от наружных стен, 20 см - от отопительных приборов. Ширина между кроватями должна составлять не менее 110 см, между изголовьями кроватей - 30-40 см. При наличии в спальне или общих комнатах ковровых покрытий организуется их ежедневная уборка пылесосом, раз в году - генеральное очищение с просушиванием и выколачиванием на свежем воздухе.

СанПиН для кабинетов школы

Специфика образовательной деятельности предусматривает длительное пребывание участников учебно-воспитательного процесса в замкнутом, специально оборудованном помещении, к оснащению которого предъявляются особые требования. СанПиН для кабинетов школы, содержащий актуальные обновления, включает ряд требований и рекомендательных мер касательно оснащения классов, и эти две группы понятий важно разграничивать, поскольку между «запрещено» и «рекомендовано» есть большая разница. Чтобы обеспечить оптимальные условия для организации обучения детей в школе и избежать штрафных санкций, руководству ОУ следует актуализировать свои знания по вопросам санитарно-гигиенических норм оснащения учебных кабинетов, четко разграничивая запреты и рекомендации.

Наиболее строгие требования предъявляются к организации освещения, в частности, рациональному обеспечению дневного света классов. Для этого согласно правилам СанПиН для школ необходимо:

  1. Отказаться от практики закрашивания оконных стекол.
  2. Не размещать на подоконниках классных комнаты цветы. Зеленые растения, способствующие насыщению воздуха кислородом и созданию благотворного микроклимата, размещают в специальных подставках высотой 0,65-0,7 или в подвесных кашпо, в простенках между оконными рамами.
  3. Очищение окон проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (традиционно осенью и весной).

Ввиду того, что новые СанПиНы для школы в 2019 году сохраняют требования по рациональному расходованию дневного света и обеспечения должного уровня инсоляции классных комнат, директору школы важно инициировать разъяснительные беседы с педагогами по вопросам озеленения классных комнат, а также распорядиться о донесении данной информации о родителей. Важно понимать, что повсеместно распространенная практика размещения комнатных цветов на подоконнике требует оперативного пересмотра, но полный отказ от озеленения ввиду отсутствия свободной площади для размещения подставок или трудности подвешивания кашпо также является неправильным. Дополнительным аргументом в пользу требований СанПиНа является риск повышенного внимания детей, в особенности младшего школьного возраста, к цветочным горшкам: учащиеся в отсутствие педагога нередко пробуют на вкус цветы, изымают из горшка частицы растения, твердый дренаж, землю. Установка кашпо позволяет предупредить эти действия, грозящие не только получением предупреждений от представителей уполномоченных органов, но и возникновением внештатных ситуаций (возникновения аллергических реакций, пищевых отравлений).

СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ также устанавливает требования к непрерывной инсоляции учебных помещений и кабинетов для школ с учетом локального расположения на уровне:

  • 2,5 часа - в северной зоне (севернее 58° с.ш.);
  • 2 часа в центральной зоне (58-48° с.ш.);
  • 1,5 часа в южной зоне (южнее 48° с.ш.).

Что касается оснащения учебных помещений, то для этих целей может использоваться мебель различного типа - парты, одно- и двухместные ученические, лабораторные и чертежные столы, стулья (но не табуреты), конторки. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов, соответствовать росто-возрастным показателям, а также требованиям функциональности и эргономичности. Используемая мебель согласно СанПиН для школ должна быть соответствующим образом промаркирована: пометки в форме круга или полос наносят на боковую наружную поверхность.


Для обеспечения комфорта участников образовательного процесса при меблировке учебных помещений важно обеспечить достаточную ширину проходов:

  • между рядами двухместных столов - не менее 0,6 м;
  • между партами и наружными продольными стенами - 0,5-0,7 м;
  • от последних столов до наружной стены - 1 м;
  • от демонстрационного стола до классной доски - 1 м;
  • от первой парты до доски - 2,4 м;
  • от наиболее удаленного рабочего места обучающегося до доски - не более 8,6 м.

Согласно СанПиН для общеобразовательных школ с изменениями на 2019 год, нижний край классной доски должен размещаться на высоте 0,7-0,9 м. Удаление рабочих мест учащихся относительно окна не должно быть более чем на 6 м. Чтобы избежать переохлаждения, в школах, находящихся в первом климатическом районе, парты следует размещать не ближе, чем за 1 м к наружной стене.

Санитарно-эпидемиологическими нормами закреплены требования и к порядку обустройства напольного покрытия кабинетов, которое должно быть дощатым, паркетным, плиточным или линолеумным. Если полы покрыты плиткой, важно обеспечить ее шероховатость и матовость во избежание травмоопасного скольжения и создания бликов. СанПиН также предусматривает, чтобы полы в классных комнатах не имели каких-либо механических повреждений, несущих дополнительные риски для участников образовательного процесса.

В завершение хочется отметить, что соблюдение СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ остается гарантией создания оптимальных условий ведения образовательного процесса, и этот момент важно донести не только до педагогического состава, но и родительской общественности. В современной школьной практике нередки ситуации, когда в угоду мнимому комфорту мамы и папы спешат внести изменения в традиционное обустройство классов, инициируя проведение ремонтных работ особым образом. Во избежание конфликтных ситуаций следует разъяснять родителям особенности техдокументации, которая находится в общем доступе и подлежит быстрому скачиванию. В противном случае избежать множественных патологий развития детей (нарушение осанки, зрения, повышение уровня психологического дискомфорта и прочее), а также штрафных санкций не представляется возможным.