Бесхозяйное имущество. Гражданский кодекс


1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (), о находке (статьи 227 и ), о безнадзорных животных (статьи 230 и ) и кладе (), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.собственности на эту вещь.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к статье 225 Гражданского Кодекса РФ

1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 - 191).

Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: "Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее". В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).

2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.

3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).

4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.

В гражданском кодексе бесхозяйное имущество рассматривается как вещь, которую может использовать любой человек или юридическое лицо. При этом подобные действия не вызывают нареканий со стороны владельцев. Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое бесхозяйное имущество и как им можно распоряжаться.

Что считать ничьим: буква закона

В статье 255 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится определение бесхозной вещи. Так называются объекты, не имеющие законных владельцев. В этом качестве также могут выступать вещи, чьи хозяева не были установлены или отказались от своей собственности. В нормах российского законодательства предусматривается порядок, в соответствии с которым эти объекты необходимо принимать на учет. Предполагается прохождение следующих этапов: прием бумаг, необходимых для оформления недвижимого бесхозяйного имущества, прохождение юридической экспертизы, внесение записи в ЕГРП. Только после этого на объекты могут претендовать новые хозяева.

Оформление заявления

Документ с прошением о признании недвижимого имущества бесхозяйным подается представителем местных органов власти сельского, городского поселения или округа, муниципального образования. В их компетенции - объекты, которые находятся в границах данного административно-территориального образования. Исполнительные государственные структуры в городах федерального значения оформляют такие заявления в отношении недвижимого имущества, расположенного в их пределах. Документы о признании недвижимого имущества бесхозяйным заполняются по утвержденным формам. Если объект расположен более чем в двух округах, то бланк оформляют в любом местном органе власти. При этом название других муниципальных образований также указывается.

Документы, которые подтверждают статус объекта

Первый шаг стандартен во всех случаях. Заинтересованные лица предоставляют бумаги, которые удостоверяют статус объекта недвижимости как бесхозяйного имущества. Прежде всего, это документы, служащие подтверждением того, что объект недвижимости не состоит в реестре федерального, государственного и муниципального значения. Кроме этого, необходима справка, удостоверяющая отсутствие регистрации местными органами права собственности на объект недвижимости. Бесхозяйным имущество может стать также в результате отказа от него собственника. Этот факт подтверждается документально. Признание имущества бесхозяйным возможно после письменного отказа от права владения недвижимостью.

В кой срок можно признать право собственности на бесхозные объекты?

После того как объект недвижимого имущества поставлен на учет как бесхозяйный, он может вернуться к собственнику или перейти по приобретательной давности к другим лицам в течение одного года. Это предусмотрено законом. Только когда истечет данный период времени, суд по иску сможет признать бесхозяйную недвижимость муниципальной собственностью.

Правила подачи заявления

Документ о постановке на учет бесхозяйного имущества должен быть направлен в уполномоченные органы лично, с помощью почтового отправления или в электронном виде. Весь пакет в бумажном варианте предоставляется в двух экземплярах, кроме тех случаев, которые определены в законе. Один из них при этом является оригиналом и возвращается заинтересованным лицам после прохождения всей процедуры. Электронный документ должен быть подписан с помощью цифровой подписи. Заявление вместе со всеми сопутствующими бумагами регистрируется и получает входящий номер. Заинтересованное лицо уведомляют об этом распиской. Решение о постановке на налоговый учет должно быть принято не позднее 18 календарных дней с того момента, как документы приняты к производству. Когда субъект отказывается от владения какими-либо объектами, подтверждая тем самым их статус бесхозяйного имущества, об этом вносится запись. Кроме того, ему сообщают о том в письменном виде.

Приостановление процесса

Возможно ли вообще это сделать? Впрочем, застопорить процедуру на определенном этапе вполне реально. Законодательством предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет может прекратиться. К таким ситуациям относится, например, установление факта о том, что недвижимость не бесхозяйна. Это может быть выяснено в процессе изучения поданных документов. При обращении заинтересованным лицом не было предоставлено заявление законного владельца о том, что он отказывается от недвижимости, или бумаги составлены таким образом, что из их содержания не следует, что хозяин открестился от права собственности и распоряжения. Также в ЕГРП может присутствовать запись о том, что права на данный объект обременены или ограничены. При этом заинтересованное лицо не могло не знать об этой ситуации. Производство в отношении документов допустимо прекратить в том случае, если в орган, рассматривающий обращение, поступили документы об аресте владельца или официальном запрете ему на совершение сделок с данной недвижимостью. Процедура приостанавливается не больше, чем на месяц.

Пояснения

Если в ЕГРП присутствует запись о том, что недвижимость находится под обременением или права в отношении нее ограничены на момент подачи заявления, то процедура приостанавливается. Об этом извещаются территориальные органы власти. До них доносят и информацию об аресте или запрете на осуществление сделок. Помимо этого, орган, который приостановил процесс, извещает заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество на данный момент не подлежит регистрации. Субъект, в свою очередь, может предоставить документы, которые послужат основанием для продолжения процедуры регистрации.

Отказ от прав на имущество

Ничейные объекты не подлежат регистрации, если:

  • Законным владельцем предоставляется документ, который свидетельствует о том, что он вновь является собственником имущества и имеет право распоряжения и пользования.
  • Хозяин предоставит документы, указывающие на то, что действия, в результате которых был зарегистрирован отказ от имущества, им не совершались. Эти бумаги также могут содержать сведения о том, что владелец не выражал волеизъявления о прекращении права на распоряжение, пользование и владение имуществом.
  • Во время установленного срока законным хозяином не было направлено никаких необходимых документов. Другое основание - от организации связи была получена информация о том, что вручить извещение невозможно, так как получатель не проживает по данному адресу. При этом местные органы власти также не предоставляют документы от владельца о его отказе от прав на объект недвижимости. В этом случае учет бесхозяйного имущества в таком статусе невозможен.
  • По окончании сроков, установленных в обращении о приостановлении процесса, орган, направивший данное ходатайство, не сообщит о том, что причины, которые являлись основанием для этого, устранены.
  • Не все владельцы письменно оформили отказ от прав на данное имущество.
  • Орган, выполняющий государственную регистрацию, устанавливает реальное положение дел относительно объекта.

Если в процессе проверки документов выяснится, что объект, подлежащий регистрации, не может быть поставлен на учет бесхозяйного недвижимого имущества, так как владелец у него все-таки есть, то в продолжении производства дела будет отказано. В течение пяти дней после принятия решения уполномоченный орган должен направить уведомление с указанием его причины.

Снятие с регистрации

Впрочем, порой ничейные объекты находят своего владельца, и такие случаи нередки. Бесхозяйное имущество может быть снято с регистрации в случаях, которые предусмотрены законом:

  • если субъект, ранее выразивший отказ от прав собственности, вновь принимает во владение имущество;
  • в случае регистрации права собственности на данный объект;
  • если объект передан лицу по праву приобретательной давности;
  • если государственное право собственности было зарегистрировано лицом, о котором ранее не было известно.

Объект считается снятым с учета в соответствии со статьей 225 с того момента, как внесены сведения в ЕГРП.

Как вернуть право собственности на бесхозяйное имущество?

В российском законодательстве предусмотрены некоторые гарантии для законных хозяев. Например, независимо от даты регистрации объекта в качестве бесхозяйного, собственник может обратиться с заявлением на передачу объекта ему вновь во владение. Это допустимо, если владелец ранее выразил отказ от прав собственности, но его юридические возможности относительно данного имущества не прекратились на законных основаниях. Это положение разъясняется в п. 3 статьи 225 ГК РФ. В таком случае объект будет снят с учета с того момента, как будет внесена запись в ЕГРП.

Признание прав на бесхозяйное имущество

Ничейными объектами может пользоваться лицо, которое не является законным владельцем. Такое же право есть у финансового органа в том случае, если недвижимость была изъята уполномоченными организациями в рамках установленной компетенции. Для того чтобы юридически правильно оформить документы о признании права собственности на бесхозяйное имущество, необходимо обратиться в суд, предоставив необходимые документы, включая и бумаги, которые подтверждают факт признания объектов ничейными. То есть нужно предоставить выписку из ЕГРП, содержащую соответственную запись. В случае, если в суд обратились до истечения 12 месяцев с того момента, как имущество приняли на учет, то субъект получит отказ в принятии иска к производству.

В заявлении, подаваемом в судебные органы, следует указать название объекта, описать основные характеристики, представить доказательные факты, свидетельствующие об отказе владельца от прав собственности, подтвердить то, что субъект владеет бесхозяйной вещью. Обязательно необходимо указывать дату регистрации в ЕГРП и орган, осуществлявший регистрацию. Помимо этого, нужно представить доказательства того, что законный собственник отсутствует.

Разбирательство дела

Процесс рассмотрения дела осуществляется с привлечением всех лиц, которые заинтересованы в данном вопросе. При подготовке к заседанию суд выяснит круг субъектов, которые могут свидетельствовать о принадлежности имущества, направит запросы в соответствующие органы. После установления факта отказа законного владельца, будет принято одно из решений: последует признание имущества бесхозяйным с предоставлением права владения заинтересованному лицу, которое вступило во владение либо объект передают в собственность территориального образования. Об этом вносится запись в ЕГРП.

Право собственности зарегистрировано: что дальше

После завершения процедуры уполномоченным органом в течение пяти дней направляется извещение в исполнительные органы власти. Все действия осуществляются в порядке, который установлен для уведомления собственника о внесении записи об обременении или ограничении, которое введено не по заявлению последнего. При регистрации права муниципальной или государственной собственности на ранее бесхозяйное недвижимое имущество извещение направляется в адрес субъекта, который отказался от права собственности. В уведомление вносят реквизиты решения суда, соответственно которому проходил весь процесс.

Все действия проводятся по правилам, установленным для извещения владельца о проведенной процедуре государственной регистрации права собственности муниципалитета или субъекта РФ на землю, от законных прав собственности, на которую отказался предыдущий владелец.

Статья 225. Бесхозяйные вещи

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарии к ст. 225 ГК РФ


1. Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если ее иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена Постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество", в котором было установлено, что "всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности" (Сборник циркуляров и важнейших разъяснений Пленума ВС РСФСР Январь 1925 - май 1926 г. М., 1927. С. 114). Данная презумпция имела практическое и хозяйственное значение в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. и после Отечественной войны. Позднее она потеряла свое значение и на практике не применялась. Она была заменена презумпцией права собственности фактического владельца. Сейчас с введением в гражданское законодательство приобретательной давности, положения о презумпции государственной собственности полностью утрачивают силу. Они противоречат Конституции, которая установила равенство всех форм собственности.

2. По сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 143 ГК 1964 г.), которое предусматривало административно-правовой порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного судом бесхозяйным по заявлению финансового органа, ГК установил основным способом приобретения права собственности на бесхозяйное движимое имущество приобретательную давность (см. ст. 234 ГК и коммент. к ней). Однако ГК предусмотрел специальные правила для приобретения права собственности на вещи, от которых собственник отказался, либо собственник неизвестен, либо утратил на них право (ст. ст. 226 - 233). К таким отношениям не применяются правила, установленные в комментируемой статье.

3. В п. 3 определены особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей. Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта, по-видимому, заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности. Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Бесхозяйное имущество Гражданский кодекс рассматривает как вещь, которой может пользоваться любой субъект, если это не оспаривается законным ее владельцем. Рассмотрим далее особенности таких материальных ценностей.

Определение

Что такое бесхозяйное имущество? Гражданский кодекс в ст. 255 содержит определение таких вещей. Ими называют объекты, которые не имеют законных владельцев. В качестве них также выступают вещи, хозяева которых не установлены/отказались от них. В нормах предусмотрен специальный порядок принятия на учет бесхозяйного имущества. Он предполагает следующие этапы:

  1. Прием документации, необходимой для принятия недвижимых бесхозяйных вещей.
  2. Юридическую экспертизу.

Заявление о бесхозяйном имуществе

Оно оформляется:

  1. власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
  2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

Подтверждающие документы

В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими и письменным отказом от владения объектом.

Правила предоставления

Заявление направляется в по почте, доставляется лично или в электронной форме. Бумажные документы предоставляются в двух экземплярах, за исключением случаев, предусмотренным в нормативных актах. Один из экземпляров должен являться оригиналом и после принятия на учет либо отказа в этом возвращается заинтересованному лицу. Электронные формы должны быть подписаны усиленной цифровой подписью.

Специфика процедуры

Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.

Приостановление процедуры

В законодательстве предусмотрены случаи, когда процесс постановки на учет прекращается. К таким ситуациям относят:

  1. Установление факта, что объект не является бесхозяйным. Это выясняется по содержанию представленных документов.
  2. При обращении заинтересованное лицо не предъявило заявления законного владельца об отказе от объекта либо из имеющейся бумаги не следует, что субъект не желает пользоваться и распоряжаться им.
  3. Предоставленные документы не указывают на то, что лицо является собственником.
  4. В ЕГРП присутствует запись об обременении/ограничении в отношении объекта. При этом из предоставленных документов не следует, что заинтересованное лицо знало о них.
  5. В срок, предусмотренный для рассмотрения обращения, в уполномоченный орган поступили бумаги об аресте либо запрете собственнику совершать сделки с объектом.

Приостановление процедуры осуществляется не более чем на 1 мес.

Пояснения

Присутствие в ЕГРП записей о наличии обременения/ограничения на момент направления заявления выступает в качестве основания для приостановления процедуры. Структура, уполномоченная на осуществления госрегистрации, прекращает процесс и незамедлительно извещает об этом территориальный орган власти. В случае поступления в ходе рассмотрения предоставленной документации сведений об аресте либо запрете законному владельцу осуществлять сделки с объектом, приостановив процедуру, также уведомляет об этом уполномоченную структуру местной администрации. Орган, прекративший процесс, должен известить заинтересованное лицо о том, что бесхозяйное имущество не регистрируется. При этом субъект может предоставить дополнительные сведения, выступающие в качестве основания для продолжения процедуры. При направлении уведомления законному владельцу, в нем дополнительно указывают, что цель отправки сообщения состоит в необходимости получения письменного отказа от объекта и возможностей распоряжаться и пользоваться им.

Отказ

Бесхозяйное имущество не может быть зарегистрировано в случаях, если:

  1. Законный владелец объекта предоставляет в уполномоченный орган документ, свидетельствующий о принятии его вновь во владение, распоряжение и пользование.
  2. Собственник направит бумагу, указывающую на то, что действия, направленные на отказ от прав на имущество, ранее им не совершались. В документе могут также содержаться сведения о том, что субъект не выражал волеизъявления прекратить распоряжаться, пользоваться и владеть объектом.
  3. В течение установленного срока законный владелец не направит никакого письменного уведомления либо организация связи подтвердит невозможность вручения извещения в связи с отсутствием получателя по указанному адресу. При этом местный орган власти также должен не представить документ от собственника об его отказе о своих правах на имущество.
  4. По окончании срока, установленного в обращении о приостановлении процедуры, субъект, направивший данное ходатайство, не сообщит об устранении причин, явившихся основанием для этого.
  5. От прав на объект отказались не все сособственники.

Орган, выполняющий госрегистрацию, в процессе рассмотрения документов принимает меры по установлению реального положения дел с объектом. Если по результатам выполнения мероприятий будет установлено, что регистрируемый объект не выступает как бесхозяйное имущество, то в продолжении процедуры будет отказано. Уполномоченный орган должен в пятидневный срок с даты принятия соответствующего решения направить заинтересованному лицу сообщение с указанием причин, по которым оно было вынесено.

Снятие с регистрации

Бесхозяйное имущество исключается из реестра в случаях:

  1. Принятия объекта вновь во владение субъектом, ранее отказавшимся от этого.
  2. Госрегистрации прав собственности на имущество в порядке, предусмотренном в законодательстве.
  3. Передачи объекта лицу в силу приобретательной давности.
  4. Госрегистрации права лица, ранее неизвестного, в соответствии с чем имущество и было поставлено на учет.

Дополнительно

При снятии объекта с учета в качестве бесхозяйного вследствие госрегистрации или госсобственности, согласно 225 статье (пункты 3 и 4), он считается снятым с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРП. Законодательство предусматривает ряд гарантий для законных владельцев. В частности, вне зависимости от даты постановки на учет объекта в качестве бесхозяйного собственник, отказавшийся ранее от прав, но юридические возможности которого в отношении имущества не прекращены по законным основаниям, может обратиться в структуру, уполномоченную осуществлять госрегистрацию, с просьбой вновь передать его ему во владение, распоряжение и пользование. Данное положение предусматривается пунктом 3 225 статьи. В таком случае объект будет считаться снятым с учета с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП.

Признание права

Бесхозяйное имущество может использоваться субъектом, не являющимся законным владельцем, или финансовым органом (если вещь изъята уполномоченной исполнительной структурой в рамках ее компетенции). Для приобретения официальных юридических возможностей в отношении вещи, необходимо подать документы в суд. В их числе и бумаги, подтверждающие признание бесхозяйным недвижимого имущества. Речь, в частности, о выписках из ЕГРП, содержащей соответствующую запись. Если обращение в суд состоялось до завершения года с даты принятия объекта на учет структурой, выполняющей госрегистрацию, субъекту будет отказано в принятии иска. Соответственно, производство по делу будет прекращено.

В заявлении необходимо указать:

  1. Наименование объекта.
  2. Описание основных характеристик.
  3. Доказательства отказа хозяина от права собственности на вещь.
  4. Подтверждения тому, что субъект вступил во владение объектом.

Для недвижимости дополнительно указывают дату внесения сведений в ЕГРП и орган, осуществивший данную процедуру. Кроме этого, предъявляются доказательства, свидетельствующие об отсутствии законного владельца у объекта.

Рассмотрение дела

Разбирательство осуществляется с привлечением всех заинтересованных лиц. При подготовке к заседанию суд выясняет круг субъектов, которые могут предоставить сведения о принадлежности спорного объекта, направляет запросы в соответствующие организации. После установления факта отказа законного владельца принимается одно из следующих решений:

  1. Признать имущество бесхозяйным и предоставить его заинтересованному лицу, вступившему во владение.
  2. Передать объект муниципалитету или городу фед. значения. Данное решение принимается в отношении недвижимости.

Соответствующие записи вносятся в ЕГРП.

Заключение

После госрегистрации права собственности (кроме государственной/муниципальной) уполномоченный орган в пятидневный срок направляет в исполнительную структуру города фед. значения или местного самоуправления извещение. Операции осуществляются в порядке, установленном для уведомления законного владельца о внесении записей об обременении/ограничении, введенном не по инициативе последнего. При проведении госрегистрации прав муниципальной/госсобственности на объект, уполномоченная структура обязана направить извещение субъекту, отказавшемуся от законного владения. В уведомлении указываются реквизиты судебного решения, в соответствии с которым была осуществлена процедура. Операции осуществляются по правилам, предусмотренным для уведомления собственника о выполненной процедуре госрегистрации права собственности муниципального образования или субъекта РФ на земельный надел либо долю участка, от законного владения которыми отказался прежний хозяин.