В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют. Контрольная работа по обществознанию на тему: "Социальная сфера" (8 класс)


Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам.

Д. Савонарола

Правомерное поведение

Подавляющее большинство людей исполняют нормы права добровольно, и в этом случае мы говорим, что они поступают правомерно. Правомерное поведение можно назвать социально-полезным.

Правомерное поведение – это поведение людей, соответствующее нормам права.

Различают три вида правомерного поведения.

  • 1. Основанное на осознании важности и ценности правовых норм. Например, пассажир троллейбуса оплачивает проезд сразу после посадки, поскольку понимает, что, не имея выручки, транспортное предприятие не сможет выплатить водителям зарплату. А если водители объявят забастовку, транспорт вообще перестанет ходить.
  • 2. Конформистское поведение ("как все, так и я"). Другой пассажир, войдя в тот же троллейбус, не задумывается о последствиях безбилетного проезда. Он оглядывается на окружающих и смотрит, платят ли за проезд другие. Убедившись, что все платят, и не желая выглядеть "белой вороной", тоже оплачивает проезд.
  • 3. Поведение, основанное на боязни применения санкций. Третий пассажир не стал бы платить вообще, если бы не боялся контролера – ведь тогда проезд обойдется в несколько раз дороже.

Понятие правонарушения

Антиподом правомерного поведения является правонарушение.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Правонарушение характеризуется следующими признаками.

1. Правонарушение – это поведение, которое может выражаться в действии или в бездействии.

Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей, какими бы страшными они ни были. Правонарушением является только противоправное поведение.

Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был выполнить определенные обязанности, но не сделал этого (например, не заплатил налоги, не оплатил билет в автобусе и др.).

  • 2. Правонарушения противоречат нормам права. В отличие от правомерного поведения, которое может быть либо прямо указано в качестве разрешенного (каждый имеет свободу слова), либо "вытекать" из духа закона (разрешено все, что не запрещено), противоправные деяния должны быть четко сформулированы в законе. Например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии влечет лишение водительских прав.
  • 3. Правонарушения совершаются только людьми. Этот признак распространяется и на организации, поскольку противоправные поступки от их имени совершают люди, работающие в них.

Истории известны случаи привлечения к ответственности животных (свиней, мышей, крыс, собак и т.д.), которых судили по всей строгости закона. Но это было давно, в Средневековье. Сейчас пришло понимание, что наказывать можно только того, кто поймет смысл наказания и извлечет из него урок. Вот почему деяние, совершенное невменяемым или малолетним, не является правонарушением.

  • 4. Правонарушением признается виновное поведение. Человек считается виновным, если будет установлено, что он совершил противоправное деяние осознанно.
  • 5. Правонарушение имеет общественно опасный характер, т.е. причиняет вред общественным отношениям. Именно поэтому правонарушения признаются нежелательными для общества и наказываются. Кому может быть причинен вред? Отдельной личности (например, здоровью конкретного человека), государству в целом (разглашение государственной тайны) или интересам всего общества (нарушение общественного порядка). Общественная опасность отдельно взятого правонарушения может быть не всегда очевидной. В самом деле, что страшного в том, если пешеход перейдет улицу в неположенном месте и при этом никто не пострадает? Однако совокупность таких проступков ведет к дезорганизации дорожного движения со всеми вытекающими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Подавляющим большинстве люди добровольно исполняют предписания норм права в связи с чем говорят, что они поступают правомерно;

Правомерное поведение - это поведение, которое соответствует требованиям норм права. Правомерное поведение характеризуется такими основными признаками, так во первых его общественная, социальная полезность; во вторых соответствие нормам прав; В третьих под контрольность сознанию и воли человека, Поэтому правомерное поведение справедливо признается содержанием правопорядка, предпосылкой нормального общества, содействует его стабильности и эффективному развитию. Совокупность обязательных и достаточных признаков правомерного поведения образует его состав и в качестве элементов состава правомерного поведения выступают субъект, субъективная сторона, которая заключается в позитивной мотивации поведения; Объект, его образуют материальные и духовные блага; объективная сторона, которая заключается в соответствии деления нормам права общественно-полезном результате; правомерное поведение можно делить на виды и прежде всего разновидностью правомерного поведения являются юридические поступки, и юридические акты.

Основанием такого деления является целеполагание и связь с волей субъекта.

Юридическими поступками называют такие действия лица, которые вызывают наступление правовых юридических последствий, независисмо отих предвидения лицо совершившим это действие. Например право автора работы на получение денежного вознаграждения за опубликования его работы в любом другом издательстве, а не только в том, с которым он заключил договор.

Под юридическими актами понимается форма поведения субъекта права направленная на достижение определенных правовых результатов. Например: совершение сделки; приговор суда;

Второе основание деление: На виды.

В зависимости от характера самого акта поведения выделяют правомерное действие и правомерное бездействие. Действительно правомерное поведение может иметь активный характер и выражаться в целенаправленной инициативной деятельности гражданина. Однако правомерное поведение может иметь и пассивный характер и выражаться с бездействии, воздержании от действия, поскольку оно соответствует требованиям диспозици правовой нормы.



По мотивам поведения различают социально активное поведение, вырадающиеся в реализации норм права на основе осознания их ценностей и глубокого убеждения в необходимости их исполнения и соблюдения.

Позитивное правомерное поведение предполагающие действие в границах, первичных устоев, служеюных инстркцуции.

Конформисткое правомерное поведение характеризуется пассивным соблюдением права, основанным в наследовании стереотипов, подражании.

Маргинальное - основано на страхе перед применением мер государственного принуждения.

По формам реализации:

1. Использование;

2. Соблюдение

3. Применение

4. Исполнение

по отраслям права: Конституционно-правовое, административное правовое.

Вопрос №84

Правонарушения. понятие, признаки, виды. Правонарушения. противоправное поведение лица.

Хараткеризуется общественной вредностью для личных, частных и общественных интересов и ценностей охраняемых права, подрывает правовой режим, в той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существования общества и создает угрозу правопорядку в целом. Сопершены вопреки правовму запреты, либо не выполнены несмотря на предписания содержащиеся на нормаы права, оно признаются правонарушениями.

Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние совершенное лицом, достигшим установленным закона возраста и влекущее юридическую ответственность, применения к нему мер общесвтенного или государственного принудждения.

любое правонарушения признаки:

1. общественно-опасное. поскольку наносит вред, либо создает опасность такого вреда для личноти, государства или общества в целом.

Во вторых, правонарушение противоречит нормам права, совершает вопреки им, то есть обладает признаком противоправности.

правонарушением признается такое поведение или деяние человека, которое выражается в совершеннии запрещенных законов действий либо в бездействии, то есть в несовершении предписанных законов действий.

правонарушенеим только признается винованое субъектом права. Когда была возможность выбора совершать или не совершать. Лицо должно осознавать, что действует противпоавно.

Это деяние деликтоспособного лица, способного нести отвественность.

Последствием совершенного правонарушения применением мер общественного или государственного воздействия.

Юридическая нука выделяет его объекьивные и субъективные признаки, которые в совокупность образуют состав праворанушение.

Правонарушение -акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда закон предписывает их совершение). Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.

Признаки:

1. Правонарушениями считаются только волевые действия т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного. Поэтому правонарушениями являются ва-рианты поведения только дееспособных (деликтоспособных) людей. Малолетних и душевнобольных закон деликтоспособными не считает.

2. Правонарушением признается только такое деяние совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.

3. Правонарушение – это действие противоправное, нарушающее требование норм права . Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно, что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть признаны противоправными. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормой права, а могут вытекать “из духа” закона или типа регулирования (раз решено все,: что не запрещено), противоправные деяния в виде их запретов должны быть четко сформулированы в правовых нормах. Излишний “формализм” противоправности обеспечивает единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

4. Правонарушение всегда социально вредно . Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция - все это негативные последствия правонарушения. Деяние может - не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные, ценности под его угрозу (таково, например, нетрезвое состояние водителя). Степень общественной вредности может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям. Отсутствие хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассматривать деяние как правонарушение. Следовательно, не является правонарушением вариант поведения, хотя и нарушающий правовые предписания, но не наносящий ущерба, социально полезный. Действие, хотя и социально опасное, но осуществляемое в рамках правовых предписаний, тоже не считается правонарушением, как не считается таковым и противоправное действие недееспособного лица.

Эти особенности можно вывести из действующего законодательства. В частности, ст. 14 УК РФ закрепляет, что “преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.

Приведённые выше признаки правонарушения являются основными, но отнюдь не исчерпывающими. Кроме них существуют другие, не менее важные признаки и черты.

Вопрос №85

Юридический состав правонарушения. Состав правоанроушения:

1. Объект. - составляет признаки, характеризующие направленность правонарушения в качестве объекта правонарушения выступают общественные отношения, которым наносится вред, либо создается угроза его причинения.

Жизнь и здорьвье; Собственность; общественная безопасность и так кдалее. Следовательно объектом являются общественные отношения, охраняемые правом, которым наносится ущерб. В теории права различают общий обхект правонарушения - это охраняемые законом правонарушения, родовой - это совокупность ожнородных общественных отношений, охраняемые правом (имущественные права) и непорсдественный объект правонарушения.

Объект - на что посягает правонарушитель.

2. Объективная сторона; Образуют внешние признаки характеризующие деяние: Первый элемент внешние признаки деяния (Действие и бездействие); Второй элемент: общественноопасные последствия деяение; Причинная связь между деянием и его последствиями; Факультативные признаки - их образуют время, место, способ.

3. Субъект. Признается лицо совершившее правонарушение и обладающее правоспоосбностью, дееспособностью, деликтоспособностью.

Субъективная сторона - Психическое отношение правонарушителя к совершаемому деяния (Вина. мотив, цель. - три элемент)

Вина - внутреннее психическое отношение лица к преступления, то есть осознавало лица совершаемого деяния. Интеллеткуальный момент вины. Желало ли лицо это совершить - волевой момент вины. В зависимости от этих момент существует умысел и неосоторожнось. Умысео - прымой и косвенной. Неосторожность - легомослыие.

Прямой - совершение осознанного деяение, предвидело последсвтяи и жеалало наступления.

Косвенное - Лицо предвидело общественнопасный хараткер, но сознательно допускало.

Неосторожность - Лицо предвидело наступление общественно-вредных посдетвия, но легомысленно рассчитывало на их предовтращение. (Недозволенная скорость)..

Небрежность - Лицо не предвидело возможности наступление общественно предвидных последвтий, но должно и могло это предвидетью

За совершение действия и бездействия, когда лицо не предвидело плохих последствий лицо ответственности не подлежит. Действия признаются казусом.

Факультативными элементами являются мотив и цель.

Мотив - внутреннее убеждение, которыми руководствуется субъект.

Цель - Идеальная модель результата, который стремится достичь субъект.

Иванов поссорившись с Петровым встретил его в подъезде дома и нанес три удара ножом, от которых Петров скончался. Ответить на все вопросы.

Объект - жизнт, здоровье петрова.

Квалификация деяение.

Правонарушения - проступки и преступления. проступки большая степень общественной сицальноой вредностью. Главной критерий различия.

При прочих равных условиях преступления неизменной причиняет больший вред опаснее, мотивации незменна, способы деяение более дерзкие.

Во избежание противоречивого понятия преступления в статье в 14 УК РФ. 00- виновносовершенно, общественно опасно деяение, запрещенное УК под угрозой наказания.

В УК содержится исчерпывающий перечень всех преступления. Неназванные деяения - пречтулпения не признаются.

Проступки - по своему хаарктеру неоднородны. И в зависимости от сферы общественных отношений.

Понятие "правомерное поведение"

Человеческое общество представляет собой разновидность совместной деятельности людей, наделенных волей и сознанием. Основу жизни общества составляет социальное действие, понимаемое как человеческое поведение, ориентированное на другого человека.

Дело в том, что в основе поступков и действий человека, образующих его поведение, социальную деятельность, лежи! стремление к удовлетворению желаемых потребностей и интересов. Однако реализация человеком своих повседневных интересов осуществляется в обществе, где действуют другие индивиды, имеющие собственные потребности. Поэтому поступки (действия) каждого отдельного человека, направленные на удовлетворение своих потребностей и интересов, находятся в связи и зависимости от действий (поступков) других членов общества.

Следовательно, выбор желаемого поведения отдельного человека обусловлен не только его личными потребностями и интересами, но и должен соотноситься с интересами и потребностями других людей, всего общества в целом. В зависимости от того, насколько поступки каждого лица сообразуются, отражают интересы общества, можно говорить об общественно полезном или общественно вредном поведении данного лица. Критерием, мерилом согласования индивидуальных и общественных интересов являются нормы права.

В нормах права отражены такие правила поведения каждого индивида, которые позволяли бы ему удовлетворять собственные потребности и интересы без причинения вреда интересам и потребностям других членов общества. Нормы права не только позволяют зафиксировать общепринятые идеалы и ценности, по определяют и дозволенные способы их достижения.

В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют предписания норм права. В этом случае говорят, что они поступают правомерно.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее требованиям норм права.

Правомерное поведение характеризуется следующими основными притоками:

  • 1) общественной (социальной) полезностью;
  • 2) соответствием нормам права:
  • 3) подконтрольностью сознанию и воле лица.

Поэтому правомерное поведение справедливо остается предпосылкой нормального функционирования общества, содействует его стабилизации и эффективному развитию.

Разновидностью правомерного поведения являются юридические поступки и юридические акты.

Юридическими поступками называют действия лица, вызывающие наступление правовых (юридических) последствии независимо от их предвидения лицом, совершившим эти действия (например, право автора работы на получение денежного вознаграждения за опубликование его работы в любом другом издательстве, а не только в том, с которым он заключил договор).

Под юридическими актами понимается форма поведения субъекта права, направленная па достижение определенных правовых результатов (например, совершение сделки, постановление судебного решения).

В зависимости от характера самого акта поведения выделяют правомерное действие и правомерное бездействие. Действительно, правомерное поведение может быть активным и выражаться в целенаправленной, инициативной деятельности гражданина. Однако правомерное поведение может быть и пассивным и выражаться в бездействии, воздержании от действия, поскольку оно соответствует требованиям диспозиции правовой нормы.

Понятие "правонарушение"

Противоположностью общественно полезного, правомерного повеления является неправомерное, или противоправное, поведение лица. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существования общества, создает угрозу правопорядку в целом.

Поскольку такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нормах права, они признаются правонарушениями.

Следовательно, правонарушение - это общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

Любое правонарушение характеризуется следующими притоками:

  • o правонарушение по своему характеру является общественно опасным, поскольку наносит вред либо создает опасность такого вреда для личности, государства или общества в целом;
  • o правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки им, т.е. имеет признак противоправности. Противоправным правонарушение признается в силу его общественной опасности:
  • o правонарушением квалифицируется такое деяние (поведение) человека, которое выражается в совершении запрещенных законом действий либо в бездействии, т.е. в несовершения действий, предписанных законом:
  • o правонарушением признается только виновное поведение субъекта права, когда у него была возможность выбрать должное поведение: совершать или не совершать правонарушение. Следовательно, лицо должно осознавать, что оно действует противоправно;
  • o правонарушение - это деяние деликтоспособного лица, т.е. способного нести юридическую ответственность (в уголовном праве деликтоспособным является вменяемое лицо, достигшее 16 лет);
  • o последствием совершенного правонарушения является применение к правонарушителю мер общественного либо государственного воздействия.

Урок обществознания в 9 классе

«Правонарушение»

Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, презентация по теме «Правонарушения»

План: 1. Орг. момент.

2. Правонарушение и его признаки.

3. Виды правонарушений.

4. Состав преступления.

5. Почему важно знать, что считается правонарушением?

6. Рефлексия

7. Подведение итогов.

Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи

« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « а вот это и есть небеса», заметил старец»

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)

Дайте определение понятию «социальные нормы»?

(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)

Перечислите виды социальных норм?

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.

Д. Савонарола - итальянский монах, реформатор еще в 15 веке сказал: «Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам». Прокомментируйте это высказывание . Слайд

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?

Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему .

Итак, тема нашего урока: «Правонарушение». слайд

Сформулируйте цель урока .

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?

Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?

Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.

План: слайд

*. Правонарушение и его признаки.

*. Виды правонарушений.

*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?

Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.

Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение».

Сравните его с определениями из юридического словаря.

1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд

2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.

Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права .

Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.

Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд

    Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.

Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы: Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

- неоказание помощи больному.

2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).

Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.

4.Виновность.

Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№

1 группа. Гражданин Р., ограбил прохожего.

2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.

Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)

Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.

Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд

Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========

Запишите в тетрадь.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

Преступление

Проступок

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания

Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд

Запишите их в тетрадь.

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления . Слайд №

Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.

    хранение и распространение наркотиков

    нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе

    разглашение государственной тайны

    пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте

    нецензурная брань в общественном месте.

А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)

Класс делится на группы.

Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1) Задание для 1 –ой группы.

Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.

Выясните какие виды и категории преступлений существуют?

Сделайте вывод.

Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каковы же причины преступности?

Работа в группах.

1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.

2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.

Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.

Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.

Дефекты в сознании возникают из многочисленных жизненных ситуаций, которые неправильно разрешаются. Ребенок принес домой чужую игрушку, а родителя хвалят за «сообразительность», а не заставляют ее вернуть, то у ребенка сформируется неправильное отношение к чужой собственности.

Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.

Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.

Мы проделали большую работу в поиске ответов на поставленные вопросы по теме. Вернемся к плану нашего урока. Достигли мы цели?

Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…

Тест по обществознанию Отклоняющееся поведение для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

1. «Вставьте пропущенное слово: Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристра­стием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется __________».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение».
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

Вид правонарушения

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные __________(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми в __________(2), называется отклоняющимся поведением. К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиоз­ный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Осо­бенно опасными для общества являются такие социальные __________(3), которые признаются в обществе правонару­шением. Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное __________(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным __________(5) и влекущее за собой юридическую __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

1. Прочитайте отрывок из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и выполните задания.

«Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников, схулиганился, и родственники решили сплавить юнца поско­рее с рук, сдав его в Николо-Гатчинский институт.
Родственники получили облегчение, но институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не расформировался.
Но Колька — сирота, и его переводят в другое заведение, потом в третье. Колька так много сменил казённых крыш, что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не привело его в Александро-Невскую лавру.
Когда-то лавра кишела чёрными монашескими скуфьями и клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значитель­но изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших кельях поселились новые люди.
Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в которых теперь сидели несовершеннолетние преступники. Лавра была последней ступенью исправительной системы. От­сюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом.
Попасть в лавру считалось в те годы самым большим не­счастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого пра­вонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре -значит, дело было швах, значит, парень считался конченным.
И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три ме­сяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по заключению дуются самодельными картами в «буру», слушал рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался бежать. В тёмную зимнюю ночь он с двумя товарищами проло­мили решётку камеры и спустились на полотенцах во двор. Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть. Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образу­мился. Однажды, явившись к заведующему, твёрдо заявил:
-Люблю математику. Хочу быть профессором.
Категорическое заявление Кольки подействовало. Громо­носцева перевели в Шкиду».

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917 г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн бес­призорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучше­нию жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Фе­ликсом Дзержинским. Были организованы детские воспи­тательные учреждения интернатного типа — детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоев­ского в Петрограде, в которой учились авторы.
Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодежи.
Используя текст, напишите три проявления отклоняюще­гося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать его соучастником» (П. Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стрем­ления к избытку, а не к предметам первой необходимо­сти» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

Ответы на тест обществознанию Отклоняющееся поведение
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1
Часть 2
1. наркоманией
2. алкоголизм
3. 3421
4. АБГДЕЖ