Общественная организация юридической помощи. Организации и учреждения, оказывающие бесплатную юридическую помощь


В коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов» работают только профессиональные адвокаты, которые гарантируют качество оказываемой юридической помощи.

Виды оказываемой юридической помощи

А двокаты коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов» оказывают высокопрофессиональную юридическую помощь гражданам и организациям по всем отраслям права.

Профессиональное составление отдельных документов

Чего нет в документах, того нет на свете. Латинская пословица.

В современном мире человек ежедневно сталкивается с необходимостью написать договор или исковое заявление, ходатайство или устав. Ситуации, в которых может оказаться каждый из нас, непохожи одна на другую, несмотря на то, что иногда внешне они нам кажутся абсолютно одинаковыми. От знания всех нюансов составления любого документа зависит очень много. Адвокаты нашей коллегии окажут профессиональную помощь в составлении различных документов правового характера.

Юридическая консультация доверителей

О море спрашивай у рыбаков. Японская пословица.

Вы открываете своё дело или упаковку с некачественным товаром? Готовитесь к выходу на пенсию или на рынок IPO? Никогда не помешает спросить совета о том, как поступить в той или иной ситуации. Адвокаты нашей коллегии всегда помогут Вам в этом.

Досудебная юридическая помощь

Полно судиться; не лучше ль помириться? Русская поговорка.

Иногда, для того, чтобы добиться своей цели при разрешении какой-либо конфликтной ситуации не обязательно идти в суд. Тем самым можно сэкономить немало времени, сил и средств. А иногда, для того, чтобы идти в суд необходимо обязательно совершить определённые действия, без которых исковое заявление попросту не примут. Каждая ситуация, в которую Вы можете попасть, по-своему уникальна и мы приложим максимум усилий, чтобы защитить Ваши интересы.

Защита интересов доверителей на всех стадиях в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах РФ

Si vis pacem, para bellum. — Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать. Цицерон.

Наши адвокаты разработают стратегию ведения судебного дела и реализуют намеченную схему для достижения необходимого результата наиболее рациональным способом.

Представительство в судах включает в себя:

— подготовку и подачу исковых заявлений, отзывов на исковые заявления, прочих необходимых процессуальных документов

— представительство интересов в судебном заседании любой судебной инстанции

— подготовку проекта мирового соглашения между сторонами

— обжалование решений суда

Защита интересов доверителей на стадии исполнительного производства

Судья суди, да и за судьей гляди! Русская поговорка.

Адвокаты нашей коллегии дадут Вам консультации по вопросам, касающимся условий и порядка принудительного исполнения судебных актов, а так же актов иных органов, которым законом предоставлено право возлагать обязанности по передаче денежных средств и иного имущества, либо совершению определенных действий или воздержанию от совершения этих действий; по вопросам восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению; по вопросам отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка их исполнения; Наши адвокаты могут грамотно защитить интересы как физических, так и юридических лиц в исполнительном производстве не зависимо от их процессуального положения, обжалуют незаконные действия судебных приставов-исполнителей и взыщут ущерб, этими действиями причиненный.

Юридическое обслуживание организаций

Один в поле не воин. Русская поговорка.

В рамках договора на юридическое обслуживание мы осуществляем: консультирование по любым юридическим вопросам (гражданским, административным, уголовным) как по деятельности самой организации, так и других лиц (работников предприятия, родственников руководства и/или работников предприятия); участие в переговорах; разработку договоров; ведение дел по обжалованию постановлений о привлечении к административной ответственности; ведение дел по спорам с налоговыми органами; разработка учредительных и многих других документов; защита прав потребителей со стороны продавца; ведение дел по ДТП

Юридическое сопровождение отдельных сделок

Уговор дороже денег. Русская поговорка.

Адвокаты нашей коллегии осуществляют юридическое сопровождение отдельных сделок. В частности мы занимаемся проведением юридического анализа предполагаемой сделки, участием в переговорах, юридическим оформлением сделок.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, преду­смотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Одна­ко в основном законе страны не сказано, кто именно обязан оказывать квалифицированную и бесплатную юридическую помощь, гарантирован-ность которой провозглашена в статье 48. Как справедливо отмечает М.Ю. Барщевский, приведённая формулировка Конституции РФ не может быть признана удовлетворительной 1 .

Ведь если квалифицированную юридическую помощь обязана оказывать адвокатура, то тогда резонно возникает вопрос, почему в Конституции РФ это прямо не предусмотре­но. В прежней Конституции РСФСР 1978 г. адвокатуре была посвящена отдельная статья. В ней указывалось, что «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гра­жданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности ад­вокатуры определяются законодательством Российской Федерации, пра­вовыми актами краёв, областей, автономных областей, автономных рес­публик». Следовательно, Конституция РСФСР возложила обязанности оказания квалифицированной юридической помощи на адвокатуру.

Квалифицированная юридическая помощь в Российской Федерации оказывается государственными органами, входящими в систему исполни­тельной власти, как федерального, так и регионального уровней. Эта по­мощь оказывается органами исполнительной власти в процессе реализа­ции их функций, связанных с обеспечением прав и свобод человека и гра­жданина.

Исполнительную власть в Российской Федерации возглавляет Пра­вительство РФ. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» возлагает на Правитель­ство РФ осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями (статья 19).

Реализуя данные функции, Правительство РФ, федеральные мини­стерства, комитеты, службы, надзоры, в случае обращения к ним граждан, дают разъяснения по вопросам законодательства или направляют эти об­ращения в компетентные органы, которые обязаны оказать правовую по­мощь в разрешении проблемных вопросов.

Аналогично федеральным органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ и Федераль­ным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации» выполняют вы­шеуказанные функции, а именно: в пределах ведения Российской Федера­ции и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации феде­ральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполни­тельной власти Российской Федерации. Это означает, что в случае неока­зания квалифицированной юридической помощи лицу, обратившемуся за ней в органы исполнительной власти субъекта федерации, решение может быть принято федеральным исполнительным органом. Без сомнения, та­кая вертикаль исполнительной власти позволяет поддерживать единые стандарты оказания квалифицированной юридической помощи на всей территории Российской Федерации.

Квалифицированную и бесплатную юридическую помощь гражда­нам оказывает также и Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации, осуществляющий свои полномочия в соответствии с Фе­деральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 г. и способствующий правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и ме­тодов их защиты. Институт Уполномоченного по правам человека создан в целях гарантирования государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека является сравни­тельно молодым в Российской Федерации. Фактически он является про­екцией функционирующего в зарубежных странах института омбудсмена (народного защитника). При осуществлении своих функций Уполномо­ченный по правам человека независим и неподотчётен каким-либо госу­дарственным органам и должностным лицам, не может быть депутатом, находиться на государственной службе, заниматься политической дея-14

тельностью. Уполномоченный не наделён властными полномочиями, не­посредственными мерами воздействия на государственные и иные органы и должностных лиц, не принимает нормативно-правовые акты. Тем не менее, вышеназванный федеральный конституционный закон устанавли­вает широкий круг обязанностей перечисленных субъектов в отношении действий и обращений Уполномоченного (оказание содействия, осущест­вление по поручению Уполномоченного определённых действий, предос­тавление информации, необходимых материалов и т.п.).

Всё это говорит о том, что деятельность Уполномоченного по пра­вам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяя и не ограничивая компетенции государственных ор­ганов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и сво­бод.

Основным содержанием компетенции Уполномоченного по правам человека является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод чело­века и гражданина. При этом заявителями жалоб могут быть не только граждане Российской Федерации, но и находящиеся на её территории иностранные граждане и лица без гражданства. То есть юридическая по­мощь Уполномоченного оказывается каждому обратившемуся.

Уполномоченный вправе рассматривать только те жалобы, которые ранее обжаловались в судебном либо административном порядке, но зая­витель не согласен с принятым решением. Предметом жалобы могут быть решения, действия (бездействие) государственных органов, органов мест­ного самоуправления и должностных лиц.

Уполномоченный наделён широкими полномочиями по защите прав граждан. В случае необходимости он может обратиться в судебные орга­ны с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего пред­ставителя участвовать в судебном процессе; он может обратиться в раз­личные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарно­го, административного, уголовного производства в отношении тех долж­ностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановле­ния суда либо постановления судьи; присутствовать при судебном рас­смотрении дела в порядке надзора; обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан за­коном, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В 2008 году к Уполномоченному поступило всего 47147 обращений, в том числе 27577 жалоб. В приемной аппарата Уполномоченного принят 4201 гражданин и оформлено 1802 жалобы граждан. К сотрудникам аппа­рата по телефону поступило 3845 вопросов и обращений, на которые да­ны консультации и разъяснения. Во время поездок Уполномоченного и сотрудников его аппарата в субъекты Российской Федерации проводился личный прием граждан. Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу. Уполномоченный был вынужден отклонить 7,5% поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемле­мости. По итогам рассмотрения 59,6% жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения, справки и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий. Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный предпринимал меры по оказанию помощи по 32,9% жа­лоб заявителей, включая и полное восстановление нарушенных прав 1 .

Оказанием бесплатной юридической помощи гражданам занимается также и прокуратура РФ. В целях обеспечения верховенства закона, един­ства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражда­нина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнени­ем законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодатель­ными (представительными) и исполнительными органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов.

Ведущим направлением деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ему посвящена целая глава закона о прокуратуре 2 .

Законодатель, отдельно выделяя данное направление деятельности прокуратуры, подчёркивает возросшую роль органов прокуратуры в деле охраны прав и свобод человека и гражданина.

В своей деятельности по надзору за соблюдением прав человека прокурор осуществляет полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий; полномочия по устранению на­рушений закона; полномочия по предупреждению нарушений закона.

Кроме того, необходимо отметить, что наряду с перечисленными полномочиями при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор обладает полномочиями, возможными только для данного направления деятельности органов прокуратуры, а именно: правом рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сооб­щений о нарушении прав и свобод граждан. Сообщения о нарушении прав и свобод могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также государственных органов, организаций и т.д.

В процессе осуществления данного вида надзорной деятельности прокурор обязан разъяснять пострадавшим гражданам порядок защиты их нарушенных прав и свобод. Потребность в реализации данного полномо­чия возникает в тех случаях, кода восстановление нарушенных прав тре­бует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель не обладает необходимой для этого информацией и не может обладать в силу своего образовательного уровня, недоступности платной юридической помощи либо иных причин.

Количество обращений граждан в органы прокуратуры остаётся ста­бильно высоким. Каждый год прокурорами выявляется в общей сложно­сти 500 000 нарушений законодательства, в том числе свыше 100 000 не­законных правовых актов. По протестам и исковым заявлениям отменя­ются либо приводятся в соответствие с федеральным законодательством 85-90 тысяч нормативных актов и восстанавливаются права сотен тысяч граждан.

Также необходимо понимать, что в большинстве случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина обстоятельства не требуют иниции­рования сложной и длительной процедуры судебного разбирательства, и, таким образом, прокуратура является более оперативным способом раз­решения правового конфликта (например, прокурор указывает конкрет­ный орган либо должностное лицо, который правомочен восстановить на­рушенные права и свободы). Прокурор разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении на­рушенного права. Этой деятельностью прокурор оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в ней.

Свою роль в обеспечении конституционного права граждан на по­лучение квалифицированной бесплатной юридической помощи выполня-17

ет нотариат. Нотариат в России определяется как публично-правовой ин­ститут, одной из функций которого является оказание квалифицирован­ной юридической помощи, обеспечение прав и законных интересов граж­дан и юридических лиц путём совершения от имени Российской Федера­ции нотариальных действий 1 .

Правовой основой организации и деятельности нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 фев­раля 1993 года № 4462-I. В соответствии с данным законом нотариус обя­зан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществ­лении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обя­занности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть ис­пользована во вред (статья 16).

Данная правовая норма обязывает нотариуса оказывать гражданам квалифицированную юридическую помощь бесплатно. Выполнение этой функции не должно ограничиваться сообщением заинтересованным ли­цам информации о действующем законодательстве по конкретному во­просу, а включать также и обязательное проведение правовой экспертизы всех условии сделки, проверку соответствия содержания сделки действи­тельным намерениям сторон и требованиям законодательства, принад­лежности прав на недвижимость, правоспособности юридического и фи­зического лиц, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариальных действий. Всё вышеперечисленное позволяют включить нотариусов в число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Бесплатную юридическую помощь в соответствии с уставными це­лями и задачами оказывают и общественные объединения.

В отечественной правовой доктрине понятию «объединение граж­дан» даются различные определения. Например, В.О. Лучин и О.Н. Доро­нина отмечают, что «под данное понятие подпадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов и удовлетворения различных потребностей (участие в управле­нии государством, отправление религиозных обрядов, культурные по­требности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.) 2 . С этой позицией вполне сочетается и точка зрения, согласно которой объе­динения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассо­циации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности 1 .

Такую цель, как защиту прав и свобод человека и гражданина, в своей деятельности преследуют профсоюзы, общества по защите прав по­требителей, комитеты по правам человека и некоторые другие общест­венные организации. Так, например, федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельно­сти» определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представитель­ства и защиты их социально-трудовых прав и интересов 2 . Защита прав за­частую сопровождается оказанием юридической помощи. Работники профсоюзных организаций предоставляют бесплатные юридические кон­сультации. Как правило, к ним обращаются члены конкретного профсою­за и только по вопросам трудовых отношений (трудовые споры, охрана труда и т.п.). Деятельность юристов профсоюзных организаций ограниче­на конкретным кругом дел и не преследует цель получение какого-либо материального дохода.

В настоящее время выделяют несколько основных форм оказания юридической помощи:

  • (1) Адвокатура, которая является сердцевиной юридической помощи. Именно с ней больше всего ассоциирует в народе юридическую помощь.
  • (2) Нотариат, который выполняет скромную, но необходимую работу, без которой наши суды бы были завалены делами.
  • (3) И, наконец, «иные организационные формы оказания юридической помощи», которые представляют собой длинный перечень различных форм оказания юридических услуг, причем этот перечень является открытым.

Теперь рассмотрим каждую группу по отдельности.

Адвокатура.

Важнейшей формой юридической помощи считается адвокатура. На нее возложена основная нагрузка по оказанию юридической помощи. Под адвокатурой понимается организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, перед которыми поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдения и укрепления законности и правопорядка.

Адвокатура отделена от государства, адвокаты им не оплачиваются. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может и должен сам объективно и независимо вести порученные ему дела. Этому способствует ряд законодательных норм. Например, в соответствии со ст. 72 УПК адвокат, защищающий обвиняемого, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельности. Защита человека в суде по уголовному делу - важная особенность адвокатуры, она по сути дела выделяет адвокатов из массы работников юридической помощи. осуществление представительства в судах и других органах физических лиц по гражданским и административным делам; оказание помощи в составлении жалоб, заявлений, исков и других правовых документов;

правовое обслуживание юридических лиц, которые не имеют своих юрисконсультов; это направление деятельности адвоката довольно обширно, так как включает в себя множество функций: составление договоров, проверка законности принятых на предприятии решений, претензионная и представительская роль в судах, дает консультации по правовым аспектам управления организацией; Адвокаты организуют коллегии адвокатов - это, согласно Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В члены таких коллегий принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Для приема в члены коллегии может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Все это направлено на соблюдение конституционного принципа о квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами. Юридическую помощь оказывают и адвокаты, не состоящие в коллегиях, т.е. занимающиеся частной практикой, или состоящие в коллегиях, но не в традиционных, а в так называемых «альтернативных» или «параллельных». Однако такой вид юридической помощи будет рассматриваться ниже в иных формах организации юридической помощи, так как по традиции альтернативные адвокатуры относят именно туда, хотя они и обладают такими же правами и обязанностями, что и основные коллегии. Для организации и оптимизации работы адвокатов по оказанию юридической помощи, президиумами коллегий адвокатов создаются юридические консультации. Места их нахождения и количество работающих в них адвокатов определяются президиумами коллегий адвокатов по согласованию с органами юстиции. Население обращается именно в такие юридические консультации и именно там находит правовую помощь по интересующему их вопросу.

Особым видом квалифицированной юридической помощи является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Об этом виде существует отдельное положение в Конституции РФ, которое гласит: «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Но возникает проблема законодательства, так как Конституция недвусмысленно связывает помощь защитника (как процессуальной фигуры) с деятельностью адвокатов, то есть лиц, состоящих в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в одной из действующих на территории Российской Федерации коллегий адвокатов. С другой стороны частью 4 статьи 47 УПК предоставляется возможность выступать в качестве защитников и лицам не являющимся адвокатами, а это и представители профессиональных союзов и других общественных организаций в делах о членах этих организаций, равно как и других лиц. Поэтому их участие в производстве по уголовному делу не может расцениваться как выполнение требований ч. 2 ст. 48 Конституции. Основываясь на этих фактах, следует подходить к решению весьма актуального для последнего времени вопроса о возможности допуска к участию в качестве защитников на предварительном следствии лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам. Так как названные лица не являются членами коллегий адвокатов, вопрос об их участии в уголовном деле выходит за рамки положений ч. 2 ст. 48 Конституции и, следовательно, не может быть решен на их основе. Следует вместе с тем отметить, что участие частных юристов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции. В этих условиях законодателю и правоприменительной практике была представлена возможность с учетом тогдашней правовой ситуации (обнаружившийся недостаток численности адвокатов, необходимость преодоления монополизма «официальных» коллегий адвокатов, уровень профессионализма юристов-лицензиатов) выработать наиболее эффективную и целесообразную позицию. В решениях по конкретным уголовным делам Верховный Суд Российской Федерации, в частности, отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии. Это и является яблоком раздора для частных фирм и организаций по оказанию юридической помощи и адвокатур с адвокатами, которых наделили правом участия в предварительном следствии. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатурам и ущемление прав частных юридических организаций, ориентирующихся на судебную защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь, например, как это сделала много веков назад Англия. Создав двуединую систему стряпчих (солиситоров) и поверенных (барристеров), одни из которых - солиситоры - занимаются приемом и первичной помощью населению, а барристеры занимаются представительством, если это необходимо, населения, вернее отдельных лиц, в высших судебных инстанциях. Конечно, сравнение довольно далекое, но все же наша система может многое почерпнуть из совершенной английской системы оказания юридической помощи.

Нотариат

Нотариат - это тоже очень интересная форма организации юридической помощи. Я считаю, что нотариат ближе всего из всех форм оказания юридической помощи подпадает под понятие правоохранительного органа, тем более, его государственная часть, которая по всем признакам является правоохранительным органом. Во-первых, он (нотариат) выполняет государственную деятельность, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, выполняет свою функцию путем применения юридических мер. Нотариусы в основном занимаются удостоверением и освидетельствованием некоторых видов юридических фактов, таким образом, предотвращая споры между участниками договорных отношений. Важно то, что после освидетельствования у нотариуса юридический факт становится практически неоспоримым, т.е. если нотариус заверяет сделку с имуществом, то действительность этой сделки фактически не может быть подвергнута сомнению. И стороны не пойдут в суд для оспаривания некоторых ее условий, так как они в присутствии нотариуса изъявили желание заключить эту сделку, о чем есть нотариальная запись, т.е. нотариус официально зафиксировал, во-первых, правомерность заключения сделки, а во-вторых, желание сторон. Кроме того, нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подписей на документах, перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; принимают на хранение документы. Нотариусы, как и адвокаты, обязаны хранить в тайне информацию, полученную от клиентов. В свете выше обозначенных фактов можно осознать какая ответственность лежит на нотариусе. Именно поэтому государство предусмотрело сложный механизм для принятия человека в ряды нотариусов.

Этот механизм описан в основном законе о нотариате - Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Этот механизм вступления в должность нотариуса представляет собой ряд условий. Во-первых, это высшее юридическое образование, о чем я говорил выше, во-вторых, это стажировка у частного или государственного нотариуса в течение минимум года, в-третьих, это квалификационный экзамен, и, наконец, в-четвертых, получение лицензии на занятие нотариальной деятельностью. Кроме того, законодатель обязал частных нотариусов состоять в нотариальных палатах. Нотариат в наши дни представляет собой явление неоднородное. Он состоит из трех частей - государственного нотариата, частного нотариата и должностных лиц, наделенных правом выполнять нотариальные действия. Порядок разделения сфер деятельности у этих трех частей прост: основная работа ложится на государственный и частный нотариат, которые обладают практически одинаковой компетенцией и осуществляют свою деятельность параллельно, а в тех местах, где ни государственные, ни частные нотариусы не доступны, то нотариальные функции могут выполнять должностные лица органов государственной власти. Все различие в том, что этим органам исполнительной власти позволено совершать только несложные нотариальные действия (как то: удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копии и т.д.), а государственные и частные нотариусы обладают всей полнотой нотариальных функций. Как уже упоминалось выше, частные нотариусы должны объединятся в палаты. Эти палаты являются органами самоуправления частных нотариусов, прослеживается функциональное сходство с адвокатурами, это даже аналог адвокатуры, но представляющий интересы нотариусов. Причем, и адвокатуры, и палаты объединяются в единые сообщества: нотариальные палаты - в Федеральную нотариальную комиссию, а коллегии - в Федеральный союз адвокатов России (традиционные коллегии). Палаты в тоже время являются посредниками между частным нотариусом и органами юстиции, так как при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение этого нотариального действия поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, через палаты государственные органы контактируют со своими по сути дела ставленниками, так как государство лицензирует деятельность нотариуса, и сам частный нотариус действует от имени государства. Хотелось бы отдельно сказать о деятельности нотариата и о его правоохранительных полномочиях. В этом отношении интересна статья Жуйкова В. «Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия» 3. Как видно из названия, автор утверждает о сходности функций нотариата и функций правосудия, но превентивного, или предупредительного. Какие же основания у него для такого утверждения?

«Прежде всего, это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой тех прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия. Если наш свободный российский нотариат латинского типа в состоянии выполнить эти задачи, то он может рассматриваться в качестве института превентивного, предупредительного правосудия». На мой взгляд, очень интересный подход к пониманию нотариата. Он обосновывает связь нотариата с правосудием, во-первых, их общими чертами: общие цели (обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц), принципы организации деятельности (и судья и нотариус действуют от лица государства, в то же время они независимы от государства; это принципы беспристрастности, подчинение только закону) и полномочия (и суд и нотариат осуществляют властные полномочия). Во-вторых, это сама деятельность, когда нотариус в принудительном порядке заставляет выполнить то или иное обязательство, тем самым предупреждает необходимость обращения в суд, принуждение к выполнению определенного обязательства и есть правосудие! Например, это взыскание алиментов на основании нотариально удостоверенного соглашения об их оплате (ст. 100 Семейного кодекса). Нотариус также значительно облегчает деятельность судов: как известно, уже действует упрощенная процедура выдачи судьей судебного приказа без судебного разбирательства и без судебного протокола. Выдается такой приказ по требованиям, в частности, основанным на нотариально удостоверенной сделке и опротестованном нотариусом векселе. Это очень упрощает судебное производство и облегчает работу судей. В последнее время исследователей и ученых стал волновать еще одна проблема. После введения в 1993 году Основ о нотариате, введших новый вид нотариата - частный - произошла путаница. Нужно было как-то урегулировать отношения между частными и государственными нотариусами, которые действовали параллельно. Возникли идеи как-то объединить обе части вместе, создав тем самым мощную единую нотариальную организацию, или подвести под государственных нотариусом и частных и так далее, но пока ничего не было сделано, и поэтому сейчас существует две параллельные системы: частные нотариусы и государственные, которые пока упорно борются друг с другом за клиентов. Таким образом, все ученые сводятся к тому, что надо усовершенствовать законодательство о нотариате и законодательно урегулировать все противоречия и проблемы.

На протяжении всего рассказа о нотариате, я несколько раз упоминал об организационных сходствах нотариата и адвокатуры. Хотелось бы отметить, что адвокатура и нотариат в организационном плане очень похожи. Палаты очень напоминают коллегии, - они обладают схожими функциями (повышение квалификации, защищают интересы находящихся в них членов и т.д.), и представляют собой самоуправляющиеся организации.

Но на эти две традиционные формы оказания юридической помощи не очень сильно будут похожи объединенные в одну группу «иные формы организации юридической помощи». Иные организационные формы оказания юридической помощи.

Иные организационные формы оказания юридической помощи - это открытый список различных видов деятельности юридических и физических лиц по оказанию платных юридических услуг.

В настоящее время это является самым трудным и запутанным вопросом о юридической помощи, так как фактически на данный момент не существует законодательства об этих формах. До сентября-ноября 1998 года все было еще более или менее понятно - существовало Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которые содержали в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг.

Несмотря на это юридические услуги оказываются и довольно активно. Более того, можно говорить о приросте количества платных юридических контор, так как без лицензирования их теперь проще создавать. Это, конечно же, сказывается на эффективности и профессионализме этих контор, так как даже с действующим Положением в этой сфере юридической помощи было огромное количество откровенных шарлатанов, так как в эту сферу попадали все, кто не смог попасть в адвокатуру и нотариат. Теперь же после прекращения действия Положения эта ситуация еще больше усугубилась.

Важность имеет вопрос о принципах осуществления юридической помощи, которые теперь не распространяются на иные организационные формы. Таким образом, можно поставить под сомнение вообще причисление иных организационных форм к юридической помощи, так как иные организационные формы не обладают надлежащими признаками, например, основным конституционным принципом квалифицированности юридической помощи. Сейчас нигде не сказано, что физическое лицо или работники юридического предприятия, занимающиеся оказанием юридической помощи должны обязательно обладать высшим юридическим образованием. Поэтому все требования, которые стоят перед юридическим лицом или частным предпринимателем, занимающимся оказанием юридических услуг, это требования представляемые к любому юридическому лицу или частному предпринимателю. Правда, учебник «Правоохранительные органы» под редакцией К.Ф. Гуценко к иным видам юридической помощи причисляются и уже упомянутые мною ранее «альтернативные» коллегии адвокатов. Однако, честно говоря, я не вижу смысла выделять эти «параллельные» коллегии, так как они все равно обладают такими же полномочиями, что и традиционные, более того, они не вписываются в общую картину платных юридических услуг, которые фактически и составляют «иные организационные формы оказания юридической помощи». И их единственное существенное отличие в том, что традиционные уже давно находятся в этой сфере деятельности и являются мощными структурами, а «параллельные» только начинают свою деятельность и пока еще некрепко стоят на ногах. Кроме того, параллельных коллегий просто очень много и они состоят в основном из юристов, которые не смогли или не захотели по каким-то причинам попасть в традиционные коллегии.

Все же, несмотря на многообразие и неопределенность в иных формах юридической помощи, надо найти что-то общее и постараться охватить общую картину иных организационных форм оказания юридической помощи. Итак, это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам по всем вопросам права и законодательства, содействия в осуществлении их законных прав и обязанностей. Как уже говорилось, список возможных форм открытый, поэтому просто невозможно привести характерные организационные формы, круг возможностей настолько велик: от консультаций по законодательству или по отдельной его части и выступления в роли представителя или защитника в суде; помощь в составлении документа и помощь в нахождении нужного законодательного акта; создание отчетов и сводок по законодательству для определенной организации, или их публикация в периодическом издании; аналитические правовые фирмы; даже юридические издательства и компании-разработчики программного обеспечения юридического толка и т.д. и т.п. Обо всех о них можно было найти информацию в сводном реестре Министерства Юстиций лицензий на оказание платных юридических услуг, теперь же нет ни реестра, ни лицензий, даже можно сказать, что нет оказания платных юридических услуг как особого вида коммерческой деятельности. И все-таки, несмотря на прекращение действия Положения «о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг», я считаю уместным рассказать коротко об основных положениях этого документа, так как отмена лицензирования юридических услуг - это шаг явно непродуманный, а может быть просто временный. Очевидно, что ни к чему хорошему привести он не может, единственным его результатом будет деградация и ухудшение качества оказания платных юридических услуг. По крайней мере, в Положении предусматривался конституционный принцип квалифицированной юридической помощи. 4 Теперь же этот принцип фактически необязателен. Лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

у физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ; стаж работы по юридической специальности не менее трех лет для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической); лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом;

Вот основные условия получения лицензии. Их может показаться мало, но все-таки они были, теперь вообще никаких условий нет, свобода выбора, которая недопустима в такого рода деятельности. Поэтому мне кажется очевидным, что в отношении «иных форм оказания юридической помощи» необходимо издание нового законодательного акта, причем срочно, пока оказание платных юридических услуг не превратилось в непрофессиональную, дилетантскую сферу юридической деятельности.

Если говорить о том, что такое , то это профессиональная деятельность правозащитников, которые могут оказать квалифицированную юридическую услугу в соответствии с российским законодательством. Обращаться за такой помощью может любой гражданин России. Это право закрепленно за ним конституционно.

Российская Конституция гарантирует всем гражданам нашей страны получение правовой помощи в случае необходимости. Но стоит также сказать, что на данный момент, если мы говорим о юридической помощи , то это направление остается мало изученным. В основном это происходит из-за того, что еще буквально недавно предоставляли такие услуги только консультативно-правовые организации, нотариат и адвокатура. Если говорить об юридических организаиях, то они создавались на фоне определенного предприятия и, естественно, оказывали правовую помощь ему.

Юридическая помощь и ее формы

Сейчас же мы видим создание совершенно новейших форм, которые служат, как юридическая помощь – это именно те услуги, которые никак не относятся к адвокатским и нотариальным службам. Сделать определение такой услуги более точным нельзя, ведь на данный момент их огромное множество и формы оказания услуг правовой направленности различны.

Если говорить более конкретно, то юридические услуги бывают двух направлений:
государственная помощь;
частная помощь, она носит негосударственный характер и ее еще могут называть коммерческой.

И в первом, и во втором случае – это будет оказание юридической помощи профессиональными правозащитниками, при соблюдении всех норм законодательства, в независимости, кто к ним обратился: физическое или юридическое лицо. Они обязаны соблюсти законные права обратившегося.

Кто имеет право на правовую помощь?

Подробнее стоит остановиться и на лицах, которым положена юридическая помощь:
юридические лица;
физические лица, под которыми подразумевается не только люди, имеющий российское гражданство, но также и иностранец, и даже лицо, которое вообще не имеет гражданства.

Зачастую, организации, фирмы у себя в компании формируют целые отделы юристов, особенно, если это уже известные на рынке предприятия, имеющие огромную структуру. Такие отделы работают именно в интересах родного предприятия, оказывая только здесь правовые услуги.

Такая юридическая помощь в основном платная, что всегда предусматривается составленным и подписанным двусторонним договором между правовой организацией и лицом, получающим такие услуги. Есть и бесплатные правовые услуги.

Бесплатные юридические консультации онлайн

На данный момент очень широкой популярностью пользуется бридическая консультация онлайн. То есть каждый человек может зайти на юридический сайт, который предлагает такие услуги и получить квалифицированный ответ на свой вопрос. Зачастую такие консультации бесплатны, хотя и не всегда.

Сайтов с юридической помощью онлайн на сегодня существует много. И хотя большинство из них действительно имеет в своем активе не одного квалифицированного практикующего адвоката, но можно попасть и на такой ресурс, который не имеет правоведов. Так что в этом случае вам можно только посоветовать тщательно проверять информацию, которую вам предоставляют.

Но, если вы увидели, что вам ответили на ваш вопрос квалифицированно, а вам нужно будет еще и составлять иски, договора или обратиться в частном порядке к юристу, вы можете воспользоваться услугой таких консультаций онлайн. Ведь за каждым ответом сидит юрист, который имеет свою практику и сможет помочь вам.

Обращаемся к юристу или в каких случаях понадобится его помощь?

Помните, что каждому человеку может понадобиться юридическая помощь, от беды никто не застрахован. Это может быть и при ДТП, и если вам нужно получить обязательства по долговой расписке, и при получении права на наследование имущества. Да и просто в таких ситуациях, когда вы стали жертвой мошенничества или вам просто нужно защитить свои права потребителя. Видите, очень много существует жизненных ситуаций, когда вы никак не обойдетесь без помощи хорошего правоведа.

В этом случае юрист определит перспективность или бесперспективность судебного дела, поможет вам рассчитать, какой ущерб вы можете понести или на какую моральную компенсацию можете рассчитывать.

Помните, что обращение к профессиональному юристу может существенно повернуть ваше дело. Ведь чем раньше вы обратитесь за помощью к профессионалу, тем больше надежды на положительное развитие, так как в этом случае нанятый адвокат сразу вникнет в суть дела и будет вас направлять, что и когда вам нужно сделать и как себя повести в суде, в случае необходимости. Особенно, если нужна такая юридическая помощь, которая подразумевает под собой сбор доказательной базы.

Конечно, найти хорошего правоведа не так уж и легко, как может показаться на первый взгляд. Но в нашем мире нет ничего невозможного и если постараться, вы все равно получите своего юриста. Если у вас есть знакомые, которые уже прибегали к юридической помощи, то посоветуйтесь с ними, наверняка, они смогут помочь вам в таком выборе.

Но если в вашем окружении таковых людей не найдется, вы всегда можете прибегнуть к помощи Интернета. Почитайте отзывы о той или иной юридической конторе, также посмотрите отзывы людей о конкретном юристе. С таким подходом вы обязательно сможете найти грамотного правоведа.

ГОРОДА МОСКВЫ

Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 72, том 1, 28.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 04.04.204);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.03.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.07.2017).
____________________________________________________________________


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" , Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливает перечень документов и порядок их предоставления для оказания адвокатами гражданам Российской Федерации (далее - граждане) бесплатной юридической помощи в городе Москве, а также порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 1. Оказание адвокатами бесплатной юридической помощи

1. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Москве бесплатную юридическую помощь гражданам оказывают адвокаты, сведения о которых внесены в Реестр адвокатов города Москвы и которые включены в список адвокатов, формирование которого осуществляет Адвокатская палата города Москвы (далее - адвокаты).

2. Сформированный список адвокатов с указанием их регистрационных номеров в Реестре адвокатов города Москвы и адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, направляется Адвокатской палатой города Москвы в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее - уполномоченный орган).

3. Уполномоченный орган опубликовывает в средствах массовой информации список адвокатов, указанный в части 1 настоящей статьи, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

4. Сроки, в которые формируется, направляется, опубликовывается и размещается в сети "Интернет" список адвокатов, определяются в соответствии с
Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 1.1. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 1.2 настоящего Закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Москве в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13)

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях стационарного социального обслуживания;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2016 года Законом города Москвы от 24 февраля 2016 года N 6 .

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" ;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была бы для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
(Пункт 8.1 дополнительно включен с 4 января 2015 года Законом города Москвы от 10 декабря 2014 года N 60)

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

10) граждане, являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, нанимателями жилых помещений в таких многоквартирных домах на условиях социального найма, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с учетом мнения указанных граждан при формировании и реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, с защитой их жилищных и имущественных прав при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.
Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 1.2. Виды и случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи

Адвокаты осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, представляют интересы граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, определенных Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
(Статья дополнительно включена с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66)

Статья 2. Документы, необходимые для получения бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается на основании письменного заявления гражданина или его представителя при предъявлении следующих документов и их копий:

1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) документов, подтверждающих принадлежность гражданина к категориям, указанным в статье 1.1 настоящего Закона;

3) справки о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина и величине прожиточного минимума в городе Москве в целях оказания бесплатной юридической помощи за три месяца, предшествующих месяцу обращения гражданина, относящегося к категории, предусмотренной пунктом 1 статьи 1.1 настоящего Закона.

4) свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение или выписки из Единого государственного реестра недвижимости либо иного документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение, - для собственников жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона, или договора социального найма жилого помещения либо иного документа, подтверждающего право пользования жилым помещением на условиях социального найма, - для нанимателей жилых помещений, указанных в пункте 10 статьи 1.1 настоящего Закона.
(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2017 года Законом города Москвы от 12 июля 2017 года N 28)

2. В заявлении указываются сведения и факты, подтверждающие правовые основания для предъявления соответствующих требований в суд, государственный или муниципальный орган, организацию. Адвокат оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

3. Порядок выдачи и форма справки, указанной в пункте 3 части 1 настоящей статьи, утверждаются уполномоченным органом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2014 года Законом города Москвы от 26 марта 2014 года N 13 .
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 3. Порядок предоставления документов, необходимых для получения гражданами бесплатной юридической помощи

1. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, предоставляются непосредственно гражданином адвокату (в адвокатское образование).
Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

2. Документы, указанные в статье 2 настоящего Закона, могут быть предоставлены по просьбе гражданина другим лицом в случаях, если гражданин находится на стационарном лечении, содержится в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, отбывает уголовное наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо по иным причинам не имеет возможности лично обратиться за получением бесплатной юридической помощи. Полномочия представителя в указанных случаях подтверждаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации .
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

3. Адвокат (адвокатское образование) обеспечивает проверку предоставленных документов, хранение и предоставление их для отчета и получения компенсации за оказание бесплатной юридической помощи.*3.3)
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

4. Адвокат (адвокатское образование) в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, указанных в статье 2 настоящего Закона, в письменной форме сообщает гражданину о принятом решении по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи с указанием мотивов принятия данного решения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

5. В случае принятия положительного решения по заявлению об оказании бесплатной юридической помощи адвокат адвокатского образования, указанного в части 1 настоящей статьи, заключает с гражданином соглашение об оказании бесплатной юридической помощи. Примерная форма такого соглашения утверждается Правительством Москвы по согласованию с Адвокатской палатой города Москвы.

Статья 4. Основания для отказа в оказании бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь адвокатами не оказывается в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" .

2. Отказ в оказании гражданину бесплатной юридической помощи может быть обжалован в Адвокатскую палату города Москвы или в суд.
(Статья в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

Статья 5. Порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь

Статья 5. Порядок компенсации расходов на оказание бесплатной юридической помощи *5)

________________
* Название в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 ..

1. Компенсация адвокатам, Адвокатской палате города Москвы расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на очередной финансовый год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Законом города Москвы от 12 декабря 2012 года N 66 .

2. Размер и порядок выплаты компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Москвы в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"