Юридические лица как субъекты мчп. Вопрос


  • Тема III. Коллизионная норма в мчп
  • 1. Понятие и структура коллизионной нормы
  • 2. Виды коллизионных норм
  • 3. Основные формулы прикрепления
  • III. Закон места совершения акта (lex loci actus).
  • Тема IV. Специальные вопросы применения коллизионных норм
  • 2. Вопросы и проблемы выбора правовой системы
  • 3. Вопросы и проблемы применения иностранного права
  • Применение императивных норм
  • Правила толкования норм иностранного права
  • Тема V. Субъекты международного частного права
  • 3.Государственно-подобные образования (квазигосу­дарства).
  • 2. Иностранные физические лица как субъекты международного частного права
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя
  • Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим
  • Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью
  • 4. Правовое положение юридических лиц в мчп
  • 5. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву
  • 4. Государство как субъект мчп
  • Тема VI. Право собственности в мчп
  • 1. Общие вопросы права собственности в мчп
  • 2. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав
  • 2. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится".
  • II. Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1206 гк рф.
  • «Вещь в пути»
  • 3. Проблемы национализации имущества
  • 4. Приобретение иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами прав собственности и иных вещных прав в России
  • 5. Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за рубежом
  • 6. Правовой режим иностранных инвестиций
  • 7. Защита культурных ценностей и права собственности на них
  • Тема VII. Внешнеэкономические сделки
  • 2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Автономия воли (lex voluntatis)
  • Закон наиболее тесной связи
  • 3. Форма внешнеэкономических сделок
  • Раздел VI гк не предусматривает возможности выбора сторонами договора права, применимого к форме сделки.
  • Тема VIII. Внедоговорные обязательства в международном частном праве
  • 1. Деликтные обязательства в мчп
  • 2. Кондикционные обязательства в мчп
  • Тема IX. Брачно-семейные отношения в мчп
  • Понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования
  • 2. Коллизионные вопросы заключения брака в рф
  • Недействительность брака.
  • 3. Правоотношения между супругами. Расторжение брака.
  • 4. Правоотношения между родителями и детьми. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Усыновление.
  • Тема X. Трудовые отношения в мчп
  • 1. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
  • 2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
  • 3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
  • 4. Трудовые права российских граждан за рубежом
  • Тема VII. Международное наследственное право
  • Коллизионные вопросы наследования
  • 2. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 3. Выморочное имущество
  • 4. Наследственные права российских граждан за границей
  • Тема VIII. Право интеллектуальной собственности в мчп
  • Общие положения права интеллектуальной собственности
  • 2. Регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности по Российскому законодательству
  • Исключительное право на фирменное наименование
  • Исключительное право на товарный знак
  • Исключительное право использования наименования места происхождения товара
  • 3.Международно-правовое регулирование авторских прав
  • 4. Международно-правовое регулирование смежных прав
  • 5. Международно-правовое регулирование промышленной собственности
  • Тема IX. Международный гражданский процесс
  • 1. Понятие международного гражданского процесса. Определение подсудности дел с участием иностранных лиц
  • 2. Процессуальное положение субъектов международного частного права в суде
  • 3.Судебные поручения иностранным судам и исполнение решений иностранных судов
  • 4. Совершение нотариальных действий, осложненных иностранным элементом
  • 4. Правовое положение юридических лиц в мчп

    Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников).

    Ст. 48 ГК РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

    Российские юридические лица обладают правоспособ­ностью в пределах отечественных законов и своих учреди­тельных документов. Сложнее является вопрос о право­субъектности иностранных юридических лиц. Когда оно вступает в правоотношения с российскими субъектами, следует выяснить - какому государству оно принадлежит и нормами какого государства регулируется его деятель­ность.

    В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона, или личного статута юридического лица (lex societatis). На основе этого закона можно установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, какова его правоспособность и дееспособность, как определяется ответственность по обязательствам юридического лица и т.д.

    В международном частном праве эти вопросы разре­шаются на основании так называемого личного закона юридического лица (lex societatis). Именно по нему опре­деляют привязку юридического лица к той или иной пра­вовой системе при выяснении коллизионных вопросов.

    Однако нет единства в определении того, что же счи­тать личным законом юридического лица. Законодательст­во некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (то есть места регистрации юридического лица); в некоторых других странах - на понятие домици­лия; в третьих - на принцип резиденции (место постоян­ного пребывания, где совершаются основные операции).

    Существует несколько доктрин, определяющих статуса юри­дического лица.

      Доктрина инкорпорации. Считается, что личным за­коном юридического лица является право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано . В основ­ном такое представление господствует в странах англо­американского права. В результате коллизии остаются. Нередко юридическое лицо создается в одном государстве, имеет центр своего управления в другом, а основные опе­рации осуществляет в третьем. Это и приводит к тому, что юридическое лицо может избежать выполнения тех требо­ваний, которые предусмотрены законодательством страны, где иностранное юридическое лицо осуществляет свою практическую деятельность.

      Доктрина центра эксплуатации. Согласно этой док­трине личным законом юридического лица является закон места осуществления его основной деятельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то обстоя­тельство, что юридическое лицо может иметь несколько стран, где осуществляется его деятельность.

      Доктрина оседлости. Во многих странах континен­тального права (Австрия, Германия, Франция, Швейца­рия) личным законом юридического лица признается за­кон места нахождения его административного центра. Но и здесь возникают различного рода казусы. Так, в литературе по международному частному праву приводятся примеры, когда компания, образованная по законам Франции, имеет центр управления в Англии. Согласно английской доктри­не инкорпорации это юридическое лицо имеет француз­скую национальность, поскольку оно образовано и зареги­стрировано в Париже. А согласно французской доктрине оседлости это юридическое лицо имеет английскую нацио­нальность, ибо его административный центр управления находится в Лондоне. В результате получается, что такое юридическое лицо вообще не имеет национальности. А ес­ли бы оно было бы создано в Англии и имело свой центр управления во Франции, то приобрело бы сразу две нацио­нальности.

    По этому поводу известный специалист в области меж­дународного частного права В.П. Звеков заметил , что обращение к любому коллизионному критерию с целью определения «национальности» юридического лица, его го­сударственной принадлежности ставилось практикой под сомнение на том основании, что ее применение не выявля­ет действительной принадлежности капиталов юридиче­ского лица и потому носит формальный характер . Пози­ция эта породила так называемую теорию контроля. Она возникла в связи с событиями первой и второй мировых войн, когда для предупреждения нарушения законодатель­ства «о враждебных иностранцах» устанавливались вла­дельцы капиталов юридических лиц. В качестве иллюстра­ции направленности данной теории приводится дело (дело Даймлера) Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co (1915 г.), при разрешении которого в английском суде обсуждался во­прос, может ли имеющая британскую национальность ком­пания, акции которой находятся в руках враждебных ино­странцев (из 25 тыс. акций акционерной компании по продаже шин лишь одна акция принадлежала британскому подданному, другими же владели германские собственни­ки), «рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с вра­гом». С точки зрения английского права, компания - английское юридическое лицо. Однако суд признал, что в данном случае надо установить, кто контролирует юридическое лицо, и соответственно с этим решил вопрос о его фактической принадлежности.

    В отличие от критериев формального характера, которые сохраняют определенную стабильность, состав капитала непостоянен , он меняется; поэтому установление государственной принадлежности на основе критерия контроля не остается неизменным. При перераспределении уставного капитала между акционерами из различных государств национальность юридического лица будет постоянно меняться. Кроме того, в ряде случаев установить состав капитала (например, в анонимных компаниях в отношении акций на предъявителя) вообще нельзя, а от этого зависит определение "национальности" в случае применения "теории контроля".

    Несмотря на определенные недостатки применения критерия контроля для определения государственной принадлежности юридических лиц, о которых говорилось выше, этот принцип используется и во внутреннем законодательстве с целью защиты прежде всего экономических интересов государства от влияния иностранного капитала.

    Подобного рода казусы привели к тому, что страны стали предпринимать попытки решения этого вопроса на государственном уровне . Некоторые государства заключи­ли двусторонние договоры, где согласовывались общие подходы к определению национальности юридических лиц. В таких договорах определяются национальности акционе­ров, директоров, служащих, рабочих, национальность дер­жателей ценных бумаг и т.п. Это в какой-то мере позволяет устранить разнобой в понимании национальности юриди­ческого лица, во всяком случае в отношении субъектов до­говаривающихся сторон.

    Помимо иностранных юридических лиц, находящихся на территории конкретного государства, в международ­ном частном праве рассматриваются проблемы, касаю­щиеся правового положения так называемых междуна­родных частных лиц. Иногда выделяют четыре группы таких лиц:

      международные предприятия;

      коммунитарные предприятия;

      транснациональные компании;

      транснациональные корпорации.

    Международные предприятия - это предприятия, возникающие в силу международного договора (напри­мер, МБРР - Международный банк реконструкции и раз­вития) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международ­ным договором (например, БМР - Банк международных расчетов).

    По мнению многих юристов, такие юридические лица, обладая признаками международного характера, не имеют национальности. Но есть и другая точка зрения: поскольку международное предприятие становится субъектом права только после соответствующего официального оформле­ния, то государство , где имело место это оформление, при­знается местом образования предприятия, что, соответст­венно, определяет и его национальность и его личный статут.

    Коммунитарные предприятия (от англ. community -община, группа лиц, объединенных какими-либо призна­ками, объединение, сообщество) - организуются государ­ствами, участвующими в процессе экономической инте­грации или организуются гражданами этих государств (например, компании стран ЕС , большинство компаний стран Латинской Америки). Их национальность опреде­ляется местом инкорпорации.

    Транснациональные компании - предприятия, орга­низованные по закону определенной страны и имеющие соответствующую национальность , однако действующие более чем в одной стране в форме агентств, отделений и филиалов ;

    Транснациональные корпорации - предприятия, отде­ления и филиалы которых находятся в настоящее время практически во всех странах , представляющие с экономи­ческой точки зрения единый механизм, но с точки зрения юридической - они самостоятельные независимые ком­пании.

    Пример. В конце 1990-х годов Sharp объединяла 22 торговых отделения в 20 странах, 28 производственных баз в 15 странах, 12 представительств за рубежом Японии, пять научно-исследовательских баз в трех странах мира.

    Традиционно все заводы Samsung строились в самой Корее, но в 1990-е годы корпорация стала размещать производственные мощности и за границей - Тихуане (Мексика), Тиссиде (Великобритания), Тяньцзине (Китай), Серембане (Малайзия), Манаусе (Бразилия). В 1998 году в Остине (Техас) вступил в строй завод Samsung по производству полупроводников.

    Монополии используют для полностью принадлежащих им компаний форму самостоятельного юридического лица страны места нахождения, для того чтобы распространить на них действие местного законодательства, и в первую очередь налогового, если его требования являются более льготными для "отечественных" компаний, чем для иностранных.

    В других случаях монополии, и прежде всего транснациональные, создают в иностранных государствах свои филиалы. Филиалы не наделяются правами самостоятельных юридических лиц. Таким образом, наиболее характерной особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой ; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т.д.), что служит интересам собственников ТНК.

    В заключении рассмотрения вопроса о правовом положении юри­дических лиц в международном частном праве остановимся на той их категории, интерес к которой в последние годы значительно вырос. Речь идет о так называемых офшорных компаниях.

    С правовой точки зрения, понятие «офшорная компания» в совре­менном значении подразумевает такое образование, преимуществен­но корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдик­ции, которое не вправе вести производственную и торговую, вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства-уч­реждения и, следовательно, не подлежит налогообложению в пределах данной территории, в крайнем случае уровень налогообложения край­не низок, однако является юридическим лицом, инкорпорированным в соответствии с законодательством этого государства (территории).

    В настоящее время насчитывается значительное количество стран и территорий, предоставляющих мягкий регистрационный и налоговый режим для тех или иных субъектов права. Среди них Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), Испания, Италия, многие страны Содружества, британские зависимые территории: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гиб­ралтар, Гонконг (Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси и другие.

    Основным преимуществом офшорных компаний остается от­сутствие налогообложения в стране регистрации, в крайнем случае, принципиально низкие ставки налогов. Правительства соответст­вующих стран сознательно, в целях стимуляции экономики, уста­навливают такие правила для иностранцев, конкурируя тем самым со странами более высокого уровня налогообложения.

    Сошлемся на один из самых известных примеров использова­ния конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей минимизации налогообложения. Это схема , разработанная гол­ландским концерном «Филипс». Ее суть состоит в следующем: на Бермудских островах указанным концерном было учреждено до­чернее предприятие- страховая компания «Кингстоун Кэптив Иншуэренс», единственным клиентом которого стал сам концерн «Филипс». По высоким ставкам было застраховано имущество концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизне­се не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтож­ны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводить­ся за границу Голландии -на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный пери­од составила несколько миллионов долларов. Главным фактором в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

    "
  • Глава 16. Государство как особый субъект в международном частном праве
  • § 1. Правовое положение государства в гражданско-правовых сделках международного характера. Понятие иммунитета
  • § 2. Иммунитет государства. Виды иммунитета
  • § 3. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание
  • § 4. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства
  • Глава 17. Правовое положение международных организаций
  • Раздел второй. Вещные права в международном частном праве
  • Глава 18. Право собственности в МЧП
  • § 2. Коллизионно-правовое регулирование вещных отношений
  • § 3. Коллизионное регулирование отношений собственности в Российской Федерации
  • § 4. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц в области отношений собственности в Российской Федерации
  • § 5. Право собственности российских граждан за рубежом
  • Глава 19. Правовое регулирование иностранных инвестиций
  • § 1. Система правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП
  • § 2. Правовое положение иностранных инвесторов в Российской Федерации
  • Глава 20. Национализация иностранной собственности и действие за границей актов о национализации
  • Раздел третий. Сделки и обязательства в международном частном праве
  • Глава 21. Автономия воли в международном частном праве
  • Глава 22. Общие положения о сделках и обязательствах
  • § 1. Основные понятия
  • § 2. Форма сделок в МЧП
  • § 3. Коллизионно-правовое регулирование сделок международного характера
  • Глава 23. Договорные обязательства в международном частном праве
  • § 2. Подряд и техническое содействие
  • § 3. Договор международной перевозки грузов, пассажиров и багажа. Перевозка автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Морская перевозка
  • § 4. Договор мены
  • § 5. Договор лизинга
  • § 6. Факторные операции в МЧП
  • § 7. Договор франчайзинга (франшиза)
  • Глава 24. Деликтные обязательства в МЧП
  • § 1. Общие вопросы коллизионного регулирования деликтных обязательств в МЧП
  • § 2. Регулирование деликтных отношений в Российской Федерации
  • § 3. Международно-правовое регулирование деликтных отношений
  • Глава 25. Денежные обязательства и международные расчеты
  • § 1. Содержание денежных обязательств и международные расчеты
  • § 2. Унифицированные правила международных расчетов
  • § 3. Вексель и чек в современном международном частном праве. Унификация вексельного и чекового регулирования
  • § 5. Правовое регулирование валютных отношений и валютные операции в Российской Федерации
  • Раздел четвертый. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
  • Глава 26. Промышленная собственность
  • § 1. Понятия «интеллектуальной собственности» и «промышленной собственности» в МЧП
  • § 2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
  • § 3. Сотрудничество в рамках СНГ по использованию и охране промышленной собственности
  • § 4. Правовое регулирование прав промышленной собственности иностранцев на территории Российской Федерации
  • Глава 27. Авторское право и смежные права
  • § 1. Международно-правовое регулирование авторских прав. Многосторонние конвенции в области авторского права
  • § 2. Правовое регулирование смежных прав
  • § 3. Авторские права иностранцев по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран
  • § 4. Особенности правового регулирования авторских прав в киберпространстве
  • Раздел пятый. Право наследования в международном частном праве
  • Глава 28. Наследственные отношения
  • § 1. Коллизионные вопросы наследования
  • § 2. Правоспособность иностранцев в отношениях по наследованию. Способность быть участниками производства в наследственных делах
  • § 3. Форма завещания
  • § 4. Конвенционное регулирование отношений по наследованию
  • § 5. Выморочное имущество
  • Раздел шестой. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
  • Глава 29. Правовое регулирование отношений по заключению и расторжению брака с участием иностранцев, имущественных и иных семейных отношений
  • § 1. Сфера возникновения и содержание коллизий законов в области заключения и расторжения браков с участием иностранцев
  • § 2. Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки
  • § 3. Имущественные правоотношения между супругами. Брачный договор
  • § 4. Расторжение брака в МЧП
  • § 5. Правоотношения, касающиеся международного усыновления, опеки и попечительства
  • Раздел седьмой. Трудовые отношения в международном частном праве
  • Глава 30. Трудовые отношения в международном частном праве
  • § 1. Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений международного характера
  • § 2. Трудовые отношения в сфере международного хозяйственного оборота и коллизии права
  • § 3. Международно-правовое регулирование трудовых отношений
  • § 4. Трудовые отношения российских граждан за рубежом и в международных организациях
  • § 5. Социальное обеспечение
  • обладательницей двух национальностей».

    Сфера действия личного статута. Категория личного статута чрезвычайно важна для юридического лица, поскольку, как было отмечено, именно он отвечает на главный вопрос - является ли данное лицо юридическим, т.е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Торговое товарищество (societe en nom collectif, partnership, offene handelsgesellschaft),

    созданное во Франции, будет правосубъектным образованием с точки зрения ее законодательства, а также в Испании, Португалии, но неправосубъектным - в Англии, США, на Британских Виргинских и Нормандских островах, в Сингапуре, Германии, Швейцарии и т.д., хотя в последних из указанных стран за товариществами и признаются некоторые важные права, свойственные юридическим лицам. Таким образом, каждое иностранное юридическое лицо, будучи созданным конкретным правопорядком, имеет последний в качестве личного закона. Этот правопорядок определяет все жизненно важные стороны действительности данного явления - возникновение, функционирование, продолжение существования или прекращение, а также возможные способы и формы преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособности юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и порядок выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает ответы на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юридическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отечественной юрисдикции и каковы условия, форма и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится всецело в сфере действия личного статута.

    При ликвидации юридического лица, действующего за границей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в МЧП, будет решать судьбу последнего. В отдельных случаях обязательственных отношений, т.е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приобретает особое значение (например, при выдаче гарантии или поручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для регулирования взаимоотношений в рамках основного обязательства, или закону, применимому

    к существу отношения в силу коллизионной нормы.

    § 5. Проблема «международных юридических лиц» в международном частном праве

    В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по МЧП весьма активно обозначилось понятие «международные юридические лица». Достаточно сказать, что во многих пособиях и учебниках по данной дисциплине используется это словосочетание без каких-либо оговорок об условности его применения или чего-либо иного. В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они

    созданы международным соглашением (договором), как, например, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственное Евроазиатское объединение угля и металла стран СНГ, Межгосударственный банк, также созданный в рамках СНГ, и проч. М.М. Богуславский особо отмечает, что в советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами-членами СЭВ: Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ).

    Подходя к оценке рассматриваемого понятия с позиций принципа историзма, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было в целом достаточно редким явлением и сопровождалось практически всегда изъятием их из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства. Таким государством выступало государство местопребывания центральных органов международного юридического лица. Его правовое положение могло отличаться от правового положения любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране, как национальных, так и иностранных. С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых международных юридических лиц в отдельную категорию. В сегодняшних условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, прежде всего когда явление объединения лиц и капиталов поистине в трансграничном масштабе получило достаточный размах и на гражданскоправовом уровне, нет нужды устанавливать какие-либо специальные, «тепличные», условия для функционирования таких объединений. Всецелое подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства снимает необходимость, кроме как в целях уточнения его «генезиса» (происхождения), в квалификации его как международного юридического лица, а следовательно, и выделении названной категории вообще. Так, в соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств (ст. 5). При этом указывается, что транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст. 3). В развитие этого действующее законодательство Российской Федерации, прежде всего федеральный закон «О финансово-промышленных группах», принятый 30 ноября 1995 г., оперирует категориями «транснациональная финансовопромышленная группа», «межгосударственная финансово-промышленная группа».

    Данные термины понимаются следующим образом: финансово-

    промышленные группы - это объединения, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств- участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, которые регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом и как межгосударственные (международные) финансовопромышленные группы - на основе межправительственного соглашения. Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями. При этом для их участников национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в поряде и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные законом «О таможенном тарифе», по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы. Следует подчеркнуть, что по смыслу упомянутого отечественного акта указанные образования не наделяются статусом юридического лица как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам, а действуют на основе гражданско-правовых договоров.

    Как видно, в целом конструкция «международных юридических лиц» не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

    Например, транснациональное объединение, учрежденное в Российской Федерации в соответствии с международным договором стран СНГ, будет «национальным» для России и иностранным для всех других государств.

    Учрежденное аналогичным образом в Беларуси, объединение будет «своим» в этой стране и иностранным- в России, на Украине, в Казахстане и т. д., т.е. белорусским для всех прочих стран. Таким образом, ныне существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование по крайней мере должно сопровождаться уточнениями и пояснениями.

    Транснациональные корпорации. Транснациональные корпорации (ТНК) - явление, порожденное развитием всемирных экономических отношений в XX в. ТНК обычно относят к международным монополиям, деятельность которых затрагивает ряд государств. Западные авторы нередко рассматривают ТНК в качестве субъектов международного экономического права, действующих наряду с государствами и международными организациями. Подобные воззрения не случайны, так как общеизвестным является факт возрастающего влияния ТНК на национальную экономику не только развивающихся, но и развитых европейских стран, а также и на мировую экономику в целом.

    Специфичным признаком ТНК выступает их неоднородность и расчлененность с юридической точки зрения, поскольку мощное материнское образование учреждает сеть филиалов и дочерних предприятий в различных странах. С другой стороны, необходимо подчеркнуть их гомогенность в экономическом плане. В юридическом отношении подчиненные разным юрисдикциям компании, входящие в ТНК, управляются из одного экономического центра, который олицетворяется материнским предприятием.

    ТНК могут образовываться как унинациональными по структуре своего капитала корпорациями («Майкрософт», «Рэнк-Ксерокс, «Кока-кола», «Дженерал электрик», «Бритиш Петролеум», «Фольксваген АГ», «Мицубиси», «Креди Лионне» и т.п.), так и крупными объединениями, образованными за счет «интернационализации» капитала («Агфа Геверт», «Данлоп-Пирелли»). В обоих случаях монополистическое объединение разбрасывает свои предприятия по всему миру в целях увеличения прибыли за счет минимизации себестоимости выпускаемой продукции, освоения новых рынков и в известной мере ухода от налогового бремени либо его сокращения, если правовая действительность соответствующей страны позволяет это сделать. Таким образом, с правовой точки зрения, ТНК - это совокупность формально самостоятельных юридических лиц, имеющих различную государственную принадлежность, фактически управляемых иностранным юридическим лицом, т.е. материнской компанией.

    В результате достаточно серьезного влияния, которое оказывали ТНК на экономику, а в ряде ситуаций и политику принимающих государств, в целях недопущения вмешательства в их внутренние дела члены международного сообщества поставили перед собой задачу разработки международного кодекса поведения ТНК, проект которого был подготовлен в рамках специально созданных ЭКОСОС ООН органов - Центра по ТНК и Комиссии по ТНК. Данный кодекс поведения ТНК до сих пор не принят государствами, так как большинство из них, чьи национальные субъекты контролируют ТНК, отстаивают рекомендательный, а не юридически обязательный характер его норм. Между тем роль и влияние ТНК в мире продолжают расти, что получило отражение в материалах IX конференции ЮНКТАД (1996 г.), в которых говорится, что «корпорациям должна быть предоставлена возможность участия в многосторонних международных форумах», и подчеркивается необходимость «начать интеграцию частного сектора и иных новых действующих лиц в повседневную деятельность ЮНКТАД».

    Европейские торговые общества. Унификация права торговых обществ.

    В рамках Европейского Союза (ранее Европейских сообществ - Евратома, ЕОУС и ЕЭС) проблема «европейской» компании стояла практически с 60-х гг. Существенным элементом создания Общего рынка в соответствии с Договором о создании Европейского экономического сообщества (Римским договором 1957 г.) является «свобода поселения, устройства промыслов и занятия частной хозяйственной деятельностью». В ходе этого процесса право на создание хозяйственного общества в любом государстве-участнике ЕС или право на участие в таком обществе представляется в качестве одной из главных составляющих, которая заключается в том, что предприятия во всех странах - участницах ЕС должны действовать в сопоставимых, если не равных, условиях. Данную цель создания максимально гармонизированных правовых норм, способствующих взаимодействию предприятий разных стран в осуществлении ими частной хозяйственной деятельности, которая принципиально очерчена в Римском договоре, преследует европейское право торговых обществ.

    Как упоминалось ранее, основной документ унификационного характера - Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний и юридических лиц 1968 г. - остается не принятой государствами - участниками ЕС, хотя еще в 1957 г. Римским договором установлены общие признаки предпринимательских организаций ЕЭС. Под таковыми, в частности, понимаются «компании или фирмы, учрежденные в соответствии с законодательством государств-членов, зарегистрированное местопребывание, центральное управление и основная

    предпринимательская деятельность которых находится внутри Сообщества» (ст. 58).

    В этих обстоятельствах унифицированные нормы, относящиеся к европейскому праву торговых обществ, представлены многочисленными директивами - актами ЕС, в каждом из которых сформулированы общие типовые положения. Директива не действует непосредственно. Она требует принятия государствами-членами национальных правовых актов для реализации установленного в директиве содержания. Поскольку в каждом отдельном случае директива требует от государств-участников решить в установленные сроки определенные задачи с помощью средств национального правопорядка, т.е. должна опираться на национально-правовые предписания, за государствами-членами остается свобода усмотрения в том, что касается механизма ее исполнения. Благодаря директивам достигается максимально возможное сближение и гармонизация национального законодательства стран- участниц ЕС в той или иной области. Таким образом, в отличие от постановления, имеющего юридически обязательный характер для государств и находящихся под его властью субъектов (юридических и физических лиц), директива не обладает непосредственной обязывающей силой. В результате этого в рамках установленного общим порядком соответствующего концептуального содержания законодательство государств-членов ЕС в области, например, торговых товариществ, акционерных компаний и обществ с ограниченной ответственностью, располагает известным разнообразием.

    Указанное правовое средство использовалось странами ЕС для достижения единообразия в регулировании, в частности, вопросов защиты капитала, создания акционерных обществ, их слияния и разделения, а также содержания их уставов (директивы № 77/91/ EWG от 13 декабря 1976 г., 78/855/EWG от 25 октября 1978 г. и 82/89/EWG от 17 декабря 1982 г.). Отдельное внимание было уделено проблемам гармонизации законодательства и практики государствчленов в сфере деятельности иностранных филиалов в пределах их границ. Так,

    в директиве № 89/666/EWG от 21 декабря 1989 г. содержатся положения о порядке опубликования сведений и документов в связи с созданием иностранными обществами филиалов на территории стран-членов. Эти положения касаются как самих государств, составляющих ЕС, так и третьих стран. Общей целью директивы служит создание благоприятных условий и защитных мер для тех лиц, которые вступают через филиалы в отношения с соответствующим иностранным юридическим лицом. Важное значение имеет также унифицированный подход и к решению проблемы создания обществ с ограниченной ответственностью с одним участником. Как известно, далеко не все государства мира (а сегодня более чем в 90 государствах - от Египта до ЮАР и Зимбабве, а также от Испании и Португалии до Сингапура - существование обществ с ограниченной ответственностью является общепринятым) признают правомерность учреждения обществ единственным участником. Например, в ФРГ, несмотря на то, что законодательство об обществах в Германии действует с 1892 г., это стало возможным лишь в современный период вследствие разработки и принятия специальной директивы

    в рамках ЕС (№ 89/667/EWG от 21 декабря 1989 г.), которая направлена на признание всеми государствами-членами создаваемых с участием одного учредителя обществ с ограниченной ответственностью.

    Параллельно с унификацией правовых норм, относящихся к корпоративным образованиям и их деятельности в рамках национальных правовых систем, осуществляемой посредством реализации директив, в ЕС ведется работа по

    созданию соответствующих постановлений, предусматривающих новые формы юридических лиц - единых европейских торговых обществ. Так, утверждено постановление «О европейском хозяйственном объединении на основе общих интересов», которое представляет собой новую правовую форму, призванную облегчить сотрудничество между государствами и хозяйствующими субъектами - производственными единицами в области объединения мелких и средних предприятий в целях повышения их конкурентоспособности. Разработанная конструкция хозяйственного объединения подразумевает устранение возникавших в прошлом при подобном объединении трудностей выбора правовой формы хозяйственных обществ, определяемой правопорядком одного из партнеров, которая нередко оказывалась чуждой для остальных участников сотрудничества. Подготовленные решения в данной сфере исходят из новой конструкции, призванной при объединении хозяйствующих субъектов создать структуру, насколько возможно приспособленную к общим интересам участников и преодолению препятствий юридико-технического, налогового, психологического, административного и другого порядка. Заинтересованные предприятия могут воспользоваться такой новой формой на добровольной основе.

    Не достигнуто пока согласие государств-членов ЕС по вопросу о едином европейском акционерном обществе, которое также мыслится как унифицированная правовая форма, свободная от национальных предписаний. Помимо разработки модельных инструментов, относящихся к акционерному обществу, Комиссия ЕС внесла предложения о единых концепциях

    европейского кооператива, европейского союза и европейского взаимного общества. Кроме того, имеется в виду и разработка общеевропейской организационно-правовой формы для лиц свободных профессий. При этом нельзя полагать, что после утверждения подобных единообразных документов ЕС создаваемые в соответствующих формах юридические лица должны квалифицироваться как изъятые из пределов юрисдикции конкретного государства, на территории которого они будут учреждены.

    «Оффшорные» компании. Компании международного бизнеса. В связи со сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государствами экономической ситуацией многим странам приходится соревноваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополнительных денежных и иных средств. В то же время любой предприниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случаев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о путях решения всех этих трудностей. В настоящее время одним из весьма практикуемых средств подобного рода является оффшорный бизнес.

    Когда говорят о преимуществах оффшорного бизнеса, обычно имеют в виду возможности снижения налоговых затрат и управления банковским счетом и создания одного или нескольких предприятий за границей.

    В то же время в юридическом плане содержание оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый субъект хозяйственных отношений, который получает возможность действовать самостоятельно. Этот механизм используется для различных целей, в том числе налогового планирования и др. (управления риском, получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д.). Бесспорно, налоговое планирование - одно из основных направлений и мотивов не только создания,

    но и развития оффшорного бизнеса. Следует в данной связи подчеркнуть, что термин «налоговое планирование» свойствен в большей мере западной экономической и юридической науке и практике. В экономической и правовой литературе России, а также других стран СНГ он до сих пор активно использовался лишь применительно к анализу ситуации в экономике именно развитых стран.

    Для Российской Федерации понятия «оффшорный бизнес», «оффшорная компания» являются не только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отношениях. Так, например, весьма распространенным мнением было то, что категория «оффшорная компания» не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это уже не соответствует действительности, так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина, причем в его противопоставлении другой категории - «внутренней компании» («inshore company»), как имеет место на Кипре, в Великобритании, Ирландии, на Британских Виргинских островах.

    Таким образом, юридическое содержание понятия «оффшорная компания» в современном значении подразумеваеттакое образование, преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикции, которое не вправе вести производственную и торговую, вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения и, следовательно, не подлежит налогообложению в пределах данной территории, однако является юридическим лицом, инкорпорированным в соответствии с законодательством этого государства.

    Современная структура бизнеса может иметь следующую схему: материнская компания - самостоятельное юридическое лицо в зоне налоговых льгот (оффшорная фирма). В этот ряд возможно включение дополнительных звеньев, например производственного или торгового предприятия, расположенного в третьей юрисдикции. Поскольку при переводе доходов напрямую в «налоговые гавани» юридические лица нередко сталкиваются с налоговыми барьерами (в большинстве стран при распределении доходов в адрес оффшорных фирм дополнительно взимается налог «у источника»), такое звено становится необходимым.

    Однако в некоторых странах от этого налога освобождаются банковские проценты, даже если они переводятся в адрес фирм в «налоговых гаванях» (Нидерланды, Швейцария). Отсутствие в этих странах дополнительного налога на банковский процент в сочетании с льготным режимом по переводу других видов доходов (дивидендов и роялти) в большинство развитых стран мира делает их удобным «перевалочным пунктом» в международных финансовых операциях. Следовательно, несмотря на то, что подобные государства не относятся к оффшорным зонам, в них также целесообразно учреждать предприятия, ориентированные на определенные виды деятельности, с использованием их в структурных схемах в расчете на минимизацию налогового бремени.

    В международной практике часто применяются комбинированные схемы, включающие фирмы, расположенные в «налоговых гаванях» и в странах с умеренным уровнем налогообложения: остров Мэн - Нидерланды; Гибралтар

    Швейцария; Кипр - Греция; Нидерланды - Нидерландские Антильские острова; Швейцария - Нидерланды - остров Мэн и др. Однако назначение оффшорных фирм не сводится исключительно к налоговому планированию.

    Специалисты отмечают, что оффшорные системы весьма подвижны, они могут

    создаваться под конкретный деловой проект или инвестиционную программу. Оффшорная компания освобождает владельца от многих формальных процедур, связанных, в частности, с аудитированием бухгалтерской отчетности и прочими требованиями, относящимися к бухгалтерскому учету. Оффшорные компании создаются также для управления риском, которое заключается в регистрации предприятия в одной зоне с возможностью перемещения ее активов в более политически и экономически стабильный регион мира. Например, маловероятно, что на острове Гернси, где политический строй не менялся уже несколько сот лет, произойдут крупные изменения. Управление риском достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия.

    В случае появления признаков нестабильности и других факторов оффшорные структуры позволяют перевести капитал в более надежный регион

    и создать для него «убежище» (например, учредить траст - доверительную собственность - широко известный институт англо-американского права). Распространенным способом использования оффшорной компании является создание ее представительств, а также дочерних компаний в зарубежных странах, например в России.

    В активе средств, которыми вправе воспользоваться оффшорная компания, следует прежде всего назвать разнообразные услуги по управлению капиталом, приобретению и эксплуатации сформированных портфелей ценных бумаг других корпоративных образований, различные формы инвестиций.

    Компания международного бизнеса (от англ. international business company)

    Понятие, в современной жизни известное праву ряда территорий, имеющих преимущественно зависимый или сходный с ним статус, а иногда и самостоятельных суверенных государств, предоставляющих льготные налоговые режимы («налоговые убежища»), что способствует учреждению в их пределах значительного числа иностранных компаний, действующих в международном гражданском обороте. Как правило, компании международного бизнеса не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств. В их числе находятся прежде всего получившие наибольшее распространение в последнее время так называемые оффшорные зоны - Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и т. д.), британские зависимые территории, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются определенной степенью самоуправления, включая собственное законодательство, а также территории иных государств: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гонконг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Кроме того, в силу положений местного законодательства необходимо наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления - офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории.

    Компании международного бизнеса (КМБ), в частности, на Британских Виргинских островах (БВО), в соответствии с законодательством БВО

    существуют наряду с публичными компаниями, частными компаниями и простыми товариществами. Последние не пользуются статусом самостоятельного юридического лица. Правосубъектность, правовое положение, учреждение и деятельность компаний международного бизнеса БВО регулируются Законом о компаниях 1885 г., Ордонансом о подоходном налоге 1946 г., специальным Ордонансом о компаниях международного бизнеса 1984 г. (с поправками, дополнениями и изменениями), Законом об управлении компаниями 1990 г., а также в части компаний, действующих в специальных областях, - Законом о банках и трастовых компаниях 1990 г., Законом о страховом бизнесе (специальные положения) 1991 г. После регистрации на территории Британских Виргинских островов компания может даже сменить место регистрации и продолжать свое существование в соответствии с законодательством другой страны, если это дозволяется уставными положениями данной компании, законодательством той другой юрисдикции, в пределах которой может быть внесена в реестр такая учрежденная на БВО компания международного бизнеса, при условии, однако, соблюдения ею требований законодательства БВО о компаниях международного бизнеса. Учредительными документами компании международного бизнеса выступают прежде всего, как и для любой иной компании в рамках Британского Содружества Наций, два документа: «Меморандум ассоциации» (меморандум компании) и «Статьи ассоциации» (внутренний регламент компании). Меморандум регулирует внешние отношения компании, а регламент, рассматриваемый как договор между членами компании и компанией, - внутренние (порядок распределения и передачи долей (акций), изменения размера капитала, проведения собраний, голосования, назначение директоров, их полномочия, ответственность перед компанией и проч.). Меморандум ассоциации компании международного бизнеса, кроме того, должен содержать наименование и адрес зарегистрированного агента компании; размер уставного капитала компании и количество номинальных акций либо указание об их отсутствии; наименование валюты, в которой выпускаются акции; количество категорий и число выпусков акций; перечень привилегий, прав, ограничений и т. д., которые применяются для определенного вида акций; положение о направлении держателям предъявительских акций уведомлений об общих собраниях компании и иных способах уведомления; указание о возможностях замены обыкновенных акций на, предъявительские и наоборот; регламентацию ограничений, которыми характеризуется деятельность компании как компании международного бизнеса согласно положениям национального акта - Ордонанса 1984 г. При учреждении КМБ меморандум подписывается зарегистрированным агентом, указанным непосредственно в его содержании, в присутствии лица, которое должно засвидетельствовать подпись. Аналогичным образом должны быть оформлены и статьи ассоциации компании. Планируемое название компании должно быть одобрено регистрирующим органом - регистратором компаний БВО. После уплаты регистрационного сбора зарегистрированной компании выдается свидетельство об инкорпорации (Certificate of Incorporation). Заявки на регистрацию страховых компаний подаются инспектору по страхованию, при учреждении банков, управленческих компаний и трастовых компаний - инспектору по банкам и трастовым компаниям. Все компании вправе начать свою хозяйственную деятельность незамедлительно после регистрации, т.е. никакого специального разрешения не требуется. Если определенное образование корпоративного типа, намеревающееся создать КМБ, до регистрации заключило письменное

    Юридические лица - носители имущественных прав и обязанностей, вы­ступающие от своего имени и существующие независимо от лиц, входящих в их состав.

    Международными юридическими лицами современная западная док­трина признает те юридические лица, которые созданы либо непосред­ственно в силу международного договора, либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международ­ным договором.

    Особенность правового статуса международных юридиче­ских лиц заключается в том, что он определяется как внутренним правом отдельных государств, так и международными нормативными соглашениями. Имеется в виду, что юридические лица как субъекты МЧП принадлежат другому государству и их деятельность регулируется иностранным правом.

    В международном праве выделяются следующие виды юридических лиц: международные предприятия, транснациональные компании (ТНК), транс­национальные корпорации, коммунитарные предприятия, финансово-про-

    мышленные группы СНГ, транснациональные объединения СНГ. Специ­фическим видом транснациональных компаний являются оффшорные компании, создаваемые в специальных офшорных зонах. Кроме того, рас­пространенной формой экспорта капитала является организация смешан­ных обществ (на паях с местным капиталом или с фирмами различных государств). Под смешанными обществами понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юри­дическим лицам или гражданам различных государств.

    Любое международное юридическое лицо обладает правосубъектно­стью, которая подразделяется на обилую правоспособность и специаль­ную. При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физиче­ское, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосыл­кой которых являются естественные свойства человека. Легализация общей правоспособности юридического лица, облегчающая движение капиталов в поисках наиболее выгодных с точки зрения получения прибыли сфер приложения, является основной тенденцией современной стадии мирово­го хозяйствования.

    При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели. Чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, к какому государству это образование относится. При этом личным статутом (зако­ном) определяется внутренняя организация международного юридическо­го лица, формы, сферы его деятельности, правоспособность, обязательный вклад учредителей и других участников, начальный капитал и его форма, права и обязанности учредителей и членов и т. д. Национальность и личный статут взаимосвязаны между собой - национальность юридического лица определяет его личный статут. При осуществлении деятельности между­народных юридических лиц особое значение имеет вопрос об определении правосубъектности иностранного юридического лица. Правосубъектность

    обычно признается на основании двусторонних договоров. В торговых до­говорах предусматривается взаимное предоставление определенного режи­ма юридическим лицам договаривающихся государств, а также взаимное признание правосубъектности юридических лиц, и именно в этих целях в них устанавливаются критерии определения национальности.

    Классическая доктрина международного частного права определяет личный закон образования в зависимости от его государственной принад­лежности, национальности.

    Термин национальность в МЧП применяется к юридическим лицам условно. Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству. Доктриной международного частного права подавляющего большинства стран призна­но, что юридические лица подчиняются национальным законам, то есть законам государств, к которым они принадлежат. В МЧП выделяют док­трины, способствующие определению личного закона юридического лица, используя следующие основные критерии.

    1. Критерий инкорпорации. Используется в странах англосаксонской системы права, России, странах Восточной Европы и др. В данном случае личный статут определяется правом того государства, где соз­дано юридическое лицо и зарегистрированы (инкорпорированы) его учредительные документы. При этом факторы, имеющие отношение к месту осуществления хозяйственной деятельности и управлению юридическим лицом, во внимание не принимаются.

    2. Критерий местонахождения юридических лиц. Его в основном при­держиваются государства Западной Европы континентальной системы права. Данный критерий означает, что определение национальности юридического лица ставится в прямую зависимость от его местонахо­ждения, под которым понимается то место, где находится его правле­ние.

    3. Критерий основного места деятельности юридического лица. Этот критерий был воспринят законодательством Италии и получил приме­нение в практике развивающихся стран. Определяющим для установ­ления национальности является место осуществления юридическим лицом своей основной деятельности. Под этим местом понимается страна, где постоянно находится администрация, официально ведутся дела предприятия, административные документы и т. д.

    4. В некоторых случаях в законодательстве и судебной практике пере­численные выше критерии не применяются, поскольку часто идет ссылка на тот факт, что они исходят из формальной точки зрения. Тогда для установления принадлежности юридического лица исполь­зуется «теория контроля», которую некоторые авторы называют кри­терием контроля. Она впервые была сформулирована в английской судебной практике во время Первой мировой войны. В современной

    международной практике принцип (критерий) контроля применяется с оговорками в Вашингтонской конвенции 1965 г. о порядке разреше­ния инвестиционных споров между государственными и иностран­ными лицами, а также в отдельных двусторонних соглашениях о за­щите инвестиций, заключенных с развивающимися странами.

    В мировой практике неоднократно предпринимались попытки сделать определение национальности юридических лиц единообразным.

    Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством это­го государства. Правовое положение иностранных юридических лиц может определяться и торговыми договорами; в которых устанавливается общий режим для юридических лиц. Этот режим может быть основан на принци­пе наибольшего благоприятствования или на принципе национального режима.

    Закон юридического лица определяет правовой статус юридического лица. Понятие правового статуса охватывает целую группу правоотношений, включающих:

    • 1) правовой статус организации в качестве юридического лица;
    • 2) организационно-правовую форму юридического лица;
    • 3) требования к наименованию юридического лица;
    • 4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
    • 5) содержание правоспособности юридического лица;
    • 6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
    • 7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
    • 8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам (п.2 ст.1202 ГК РФ).

    Смысл данной формулы прикрепления заключается в том, что правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность (национальность) имеет юридическое лицо. Трудность состоит в том, что право разных государств по-разному регулирует этот вопрос в силу различия исторически сложившихся критериев определения государственной принадлежности (национальности) юридических лиц. Определение национальности юридического лица существенным образом влияет на установление его принадлежности к конкретному правопорядку -собственному или иностранному, который и является его личным статутом. Таким образом, личный статут юридического лица устанавливается посредством определения его государственной принадлежности (национальности). Традиционно для этого используются критерии инкорпорации, оседлости и места ведения деятельности.

    Критерий инкорпорации (места учреждения) означает, что за юридическим лицом признается национальность того государства, на территории которого выполнены формальности по его учреждению, где оно организовано и зарегистрировано. Этого критерия придерживается законодательство стран англосаксонской системы права и ряда других государств, в число которых входит и Россия. В соответствии с п.1 ст.1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена (ст.1203 ГК РФ). Аналогичный критерий используется и в Минской конвенции, где указано, что правоспособность юридического лица определяется законодательством того государства-участника, по законам которого оно было учреждено (п.3 ст.23).

    Критерий оседлости (места нахождения административного центра) предполагает, что за юридическим лицом признается национальность того государства, на территории которого расположены управленческие органы юридического лица. Этот критерий предусмотрен в законодательстве стран романо-германской системы права, однако понятие оседлости не одинаково трактуется в практике разных государств. В одних случаях под ним понимается уставная оседлость (место расположения управленческих органов, закрепленное в учредительных документах), в других случаях - реальная оседлость, обусловленная фактическим местонахождением административного центра юридического лица.

    Критерий места ведения основной хозяйственной деятельности предусматривает, что юридическое лицо имеет национальность того государства, на территории которого оно осуществляет свою деловую активность. Данный критерий закреплен в законодательстве целого ряда арабских государств (Сирии, Египта) и в прошлом выступал как одно из средств борьбы за экономическую независимость*(24).

    Наряду с общей предпосылкой, в целом правильно указывающей на то, что национальность юридического лица определяет его личный статут (т.е. правовой статус), нельзя не отметить целый ряд противоречий и коллизий, возникающих из-за применения разных критериев в разных государствах, что в конечном счете позволяет говорить об отделении личного статута и национальности юридического лица.

    Во-первых, если юридическое лицо учреждено в государстве, использующем критерий оседлости (например, Бельгия), а впоследствии его управленческий центр перемещается в государство, где предусмотрен критерий инкорпорации (например, США), то данное юридическое лицо будет признано американским в Бельгии и бельгийским - в США, т.е. "теряет" свою национальность.

    Во-вторых, если юридическое лицо учреждено в государстве, применяющем критерий инкорпорации (например, США), а его управленческий центр расположен в государстве, применяющем критерий оседлости (например, Германия), то в США оно будет признано американским, а в Германии -немецким, т.е. фактически приобретает две национальности. В-третьих, если юридическое лицо учреждается в государстве, предусматривающем критерий инкорпорации (например, Австрия), а его управленческий центр перемещается в государство, законодательство которого использует аналогичный критерий (например, Швейцария), то такое юридическое лицо будет считаться австрийским как в Австрии, так и в Швейцарии, т.е. приобретает одностороннюю (неполную) национальность.

    Помимо вышеупомянутых коллизий необходимо отметить и проблему, связанную с определением правового статуса транснациональных корпораций (ТНК), представляющих разветвленную структуру (например, в форме холдинга). Такая структура объединяет сотни и тысячи компаний, действующих на территории многих государств, в разных юрисдикциях и в рамках разных правовых режимов. Кроме этого, подавляющее большинство ТНК создано в форме акционерных обществ, акционерами которых выступают граждане десятков государств и акции которых котируются на фондовых биржах в крупнейших финансовых центрах мира. Представляется, что одним из способов устранения таких коллизий и противоречий является унификация критериев определения национальности юридических лиц в рамках международных организаций (Европейского Союза, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития), а также путем заключения многосторонних международных договоров, главным образом на региональном уровне. В российской науке МЧП была справедливо подчеркнута мысль о том, что "с возникновением международных корпораций, с возможным появлением в обозримом будущем европейских компаний или иных подобных региональных компаний не теряет своего значения категория личного статута, представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих "генетический статус" субъектов, которые имеют тенденцию к выходу на наднациональный уровень Суворов Л.Л. Проблема отделения личного статута юридического лица от его государственной принадлежности в современном международном частном праве // Журнал международного частного права. 1995. N 3 (9). С.11..

    Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов /"Еврохемик"/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /"Еврофирма"/, Банк международных расчетов /БМР/.

    В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотрудничества длбэс/ и Международному инвестиционному банку /МИБ/.

    В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" /США/, "Фольксваген" /ФРГ/, "Филипс" /Нидерланды/.

    Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

    Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

    Международные юридические лица - это коллективное образование, созданное государствами, принадлежащее к группе финансово-промышленных развитых стран (7 или большая 8ка+РФ) на основе международного договора, с целью кредитования и финансирования стран, ставших на путь рыночных реформ при наличии определенных условий.

    Виды международных юридических лиц:

    • 1. Межд. валютный фонд,
    • 2. Всемирный банк,
    • 3. Европейский банк реконструкции и развития.

    есть и другие наверно...

    Их особенность в том, что в основе из деятельности лежит международный договор, который одновременно является и уставом, создаваемой правосубъектной организацией.

    Специфическая цель - кредитовать и финансировать, но только тем странам, которые встали на путь капитализма. То есть можно говорить, что они преследуют некие политические цели, так как социалистическим странам они не помогают.

    Все их кредиты целевые, а финансируют при определенных условии и выполнения ряда обязательств, а именно:

    • 1) не допускать внеплановой эмиссии национальной валюты(очень жесткое требование);
    • 2) недопущения резкого изменения курса национальной валюты по отношению к другим валютам(плавное изменение - возможно)
    • 3) недопущение голопирования цен в стране, то есть повышения во много раз.

    Обязательства(гос-ва, получившего транш(кредит):

    • 1) обязательство выполнить цель по кредиту (н-р, построить мусоросжигающий завод)
    • 2) уплачивать процент по кредиту (процент определяется в зависимости от состояния страны, возможен и беспроцентный кредит)
    • 3) согласиться на контрольный механизм.