Порядок применения мер административного пресечения. Административное пресечение (понятие и виды мер пресечения)


Меры административного пресечения (прекращения) - это принудительные мероприятия, которые используются уполномоченными на это органами внутренних дел, их должностными лицами, а также другими полномочными субъектами (судьями, представителями органов местного самоуправления, специальных общественных формирований и др.) для прекращения противоправного поведения, недопущения, устранения его вредных последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности .

Целью применения мер административного пресечения является:

Пресечение нарушений правовых норм (административных проступков, преступлений и объективно противоправных деяний);

Предупреждения совершения новых правонарушений;

Создание условий для дальнейшего привлечения виновных к ответственности;

Устранение вредных последствий правонарушения;

Восстановления прежнего, правомерного состояния.

При использовании мер административного пресечения органы государственного управления должны строго следовать принципу законности. Применение этих мер требует соответствующего (отдельного в каждом случае) административно-процессуального оформления в установленных законом формах и порядке. Принцип законности обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом административного и судебного обжалования, другими установленными законодательством способами .

Меры пресечения тесно связано с мерами предупреждения и административными взысканиями, которым они часто предшествуют, поскольку обеспечивают условия для их применения.

В отличие от административно-предупредительных меры пресечения применяются в связи с совершением правонарушения и к субъектам, их совершившим. А отличие их от административных взысканий состоит в том, что меры административного пресечения не содержат элемента наказания лица, к которому они применяются. Выполняя, наряду с воспитательной, карательную функцию, административное взыскание по своему действию во времени обращено в прошлое, является ретроспективным. Меры же административного пресечения, как правило, направлены в настоящем и потому способны самостоятельно и оперативно решать конфликтную ситуацию, в частности принудительно пресекать правонарушения.

Меры административного пресечения очень неоднородны, отличаются друг от друга по многим признакам. Однако основную их классификацию целесообразно провести в соответствии с характером сферы применения. По этому критерию принуждения делятся на две группы - меры общего и специального назначения.

Меры административного пресечения общего назначения , которые применяются в повседневной практике многими правоохранительными органами, в основном подразделяются, исходя из цели их применения, на самостоятельные (оперативные) и вспомогательные (обеспечивающие) .

1. Самостоятельные (или оперативные) меры принуждения характеризуются тем, что оперативно решают конфликтную ситуацию, то есть конфликт чаще исчерпывается окончательно. В определенной степени можно утверждать, что эти меры (по крайней мере большинство из них) стоят на грани собственно меры пресечения и административных взысканий. Например, официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения по своему характеру очень похоже на такое административное взыскание, как предупреждение.

Требование прекратить противоправное поведение. Такое требование имеют право (и обязаны) ставить работники правоохранительных органов, различные государственные инспекторы в случае обнаружения такого поведения. Основание применения данного меры пресечения может составлять любое правонарушение, в том числе преступление. Требование может быть выражено устно, а также оформлено в виде письменного предписания (распоряжения). Оно является юридически обязательным, неповиновение этому требованию является основанием для применения других мер принуждения.

Привод лиц, уклоняющихся от явки в различные государственные органы и учреждения (суд, прокуратуру, здравоохранения, внутренних дел, военных комиссариатов и др.), является реакцией на невыполнение гражданами и должностными лицами правовой обязанности появляться на их вызов, средством обеспечения выполнения этой обязанности. Привод осуществляется милицией и заключается в принудительной доставке лица в соответствующий орган или учреждение. То есть это изъятие его из места пребывания и сопровождение к месту назначения, соединенные с применением психического или физического принуждения.

Административное задержание, не связанное с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, милиция имеет право производить в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона Украины «О милиции». В частности, речь идет о задержании с содержанием в специально отведенных для этого помещениях: несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, которые остались без опеки, а также несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность; лиц, изъявивших неповиновение законному требованию работника милиции; лиц, заподозренных в занятии бродяжничеством; лиц, которые уклоняются от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании; военнослужащих, совершивших деяния, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения; лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создают в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих.

Постановка на учет и официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения применяется органами внутренних дел к лицам, которые систематически нарушают общественный порядок, если эти нарушения незначительны по своему характеру и не влекут за собой юридической ответственности (семейные конфликты, злостное пьянство, бытовые нарушения и т.п.). Предостережение заключается в предупреждении лица о недопустимости противоправных действий и последствия их повторения или продолжения. О вынесении лицу официального предостережения составляется протокол. Официальное предостережение не может быть применено в случаях, когда есть достаточные основания для привлечения лица к административной или даже уголовной ответственности.

Остановка транспортных средств. Эта мера может осуществлять каждый работник милиции, хотя на практике его чаще применяют работники Государственной автомобильной инспекции. Основания применения этой меры предусмотрены п. 21 ст. 11 Закона Украины «О милиции», согласно которому милиция имеет право останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, имеющихся признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью. Невыполнение водителем требования работника милиции об остановке транспортного средства составляет состав административного проступка, предусмотренного частью первой ст. 122 2 КУоАП.

Согласно п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» органы этой службы имеют право опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы в случае выявления нарушений законодательства по финансовым вопросам. Органы исполнительной власти общей компетенции и органы местного самоуправления могут ограничивать, временно запрещать (останавливать) или прекращать использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного назначения в случае нарушения условий разрешений и требований нормативов (ст. 32 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» ).

Подобные полномочия имеет также много других государственных органов - санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, охраны природы и т.д..

2. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях составляют особую группу мер административного пресечения, специфика которых заключается в том, что это не самостоятельные, а дополнительные меры воздействия: их применением обеспечивается создание условий для привлечения нарушителя к административной ответственности (в некоторых случаях к уголовной).

Доставление нарушителя в милицию, общественный пункт охраны правопорядка, помещение в исполнительный комитет поселкового, сельского совета, служебное помещение военизированной охраны. Применяется в соответствии со ст. 259 КУоАП с целью пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным. Доставка составляет принудительное сопровождение нарушителя в соответствующее помещение. Право на его осуществление имеют работники милиции, должностные лица органов транспорта, органов, осуществляющих контроль над охраной и использованием природных ресурсов, члены общественных формирований по охране общественного порядка и общественные инспекторы охраны природы .

Административное задержание. Как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, оно заключается в принудительном кратковременном ограничении свободы действий и передвижения правонарушителя. Административное задержание может применяться не за любые административные правонарушения, а лишь за некоторые из них, перечисленные в ст. 262 КУоАП (мелкое хулиганство, злостное неповиновение, нарушение правил пограничного режима и т.д.), и только указанными в настоящей статье органами. Административное задержание, как правило, не может превышать трех часов. Более длительные сроки административного задержания могут быть установлены только законодательными актами.

Об административном задержании обязательно должен состоять протокол. О месте пребывания лица, задержанного за совершение административного правонарушения, немедленно уведомляются его родственники, а по его просьбе - также руководитель соответствующего предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган.

Личный досмотр и досмотр вещей. По характеру объекта воздействия это разные меры принуждения, однако, по содержанию они не отличаются друг от друга. Личный досмотр производится должностным лицом одного пола с нарушителем и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей может производиться, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они являются. Закон не требует при этом обязательного участия понятых. В неотложных случаях вещи могут быть подвергнуты досмотру и в отсутствие владельца или владельца, но участие понятых в таких случаях является обязательным. Производство досмотра оформляется специальным протоколом или о нем делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

Изъятие вещей и документов. Оно может иметь место после применения двух предыдущих мероприятий - административного задержания или осмотра. Оно состоит в принудительном прекращении владения (а как следствие - пользования и распоряжения) лицом, совершившим административное правонарушение, определенным предметом или документом.

Изъятию подлежат вещи, являющиеся орудием или непосредственным предметом правонарушения, могут быть вещественными доказательствами по делу. Об их изъятии составляется отдельный протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении, административное задержание или досмотр вещей. К лицу, совершившему административное правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие вещей (так же, как и личный досмотр и досмотр вещей) применяется только в неотложных случаях. Ст. 265 КУоАП предусмотрены особенности изъятия отдельных видов вещей и документов, изъятия их у отдельных лиц и процессуального оформления изъятия некоторых вещей.

Отстранение водителей от управления транспортными средствами и осмотр их на состояние опьянения. Согласно ст. 266 КУоАП эти меры применяются в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что водители находятся в таком состоянии. Решение о проведении досмотра принимается должностными лицами милиции. Уклонения лица от его прохождения составляет состав административного проступка, предусмотренного ст. 131 КУоАП.

Меры пресечения специального назначения следует определить как комплекс исключительных экстраординарных мер административного воздействия. Специальный характер указанных мероприятий определяет специфику оснований их применения. Это, как правило, неотложные случаи, когда необходимо прекратить противоправные действия, опасные для жизни и здоровья людей.

Кроме того, мероприятия специального назначения применяются тогда, когда были использованы и не дали желаемых результатов все другие формы предварительного воздействия на правонарушителей. Поэтому применению силы, специальных средств и оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их применить, если сделать это позволяет ситуация. В тех случаях, когда есть реальная опасность для жизни или здоровья людей, указанные меры могут применяться без предупреждения.

Специальными эти меры называются еще и потому, что они направлены непосредственно на личность нарушителя, способны нанести ему определенный физический вред и даже лишить его жизни. В связи с этим закон требует от работников правоохранительных органов применять силу в пределах необходимости и только тогда, когда избежать ее применения невозможно. При этом возможность причинения вреда здоровью нарушителя должно быть минимальным.

Применение силы к пожилым людям, беременным женщинам, инвалидам и малолетним разрешается только в случаях совершения ими группового или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов. Если применением мер пресечения специального назначения нанесен ущерб гражданам, должно быть обеспечено предоставление необходимой помощи в кратчайший срок.

Меры физического воздействия. Они применяются для пресечения правонарушений или преодоления противодействия законным требованиям милиции или других правоохранительных органов.

«Специальные средства» - разнообразные технические средства воздействия на правонарушителя, а в некоторых случаях - также на транспортные средства и другие вещи с целью устранения противоправной ситуации. Основания, порядок применения, а также виды специальных средств установлено, кроме Закона Украины «О милиции», Правилами применения специальных средств при охране общественного порядка в Украине и Правилами применения специальных средств военнослужащими Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины во время осуществления служебных обязанностей .

Огнестрельное оружие. Оно может применяться работниками правоохранительных органов как крайняя мера в четко определенных случаях. В частности, Закон Украины «О милиции» (ст. 15) установил шесть таких оснований:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также для освобождения заложников;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на работника милиции или членов его семьи либо иного нападения, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на объекты охраны, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожает применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу для жизни и здоровья граждан или работника милиции.

На этих же основаниях могут применять огнестрельное оружие и работники других правоохранительных органов.

Рассмотренный нами перечень мер административного пресечения не является исчерпывающим, поскольку ни на законодательном, ни на доктринальном уровне он четко не определен. Однако, в научных кругах активно обсуждается перспектива решения этой задачи в ходе дальнейшей кодификации административного законодательства Украины.

Административное пресечение - деятельность уполномоченных органов, направленная на прекращение незаконных действий. Используемые при этом средства и меры позволяют создать необходимые юридические и организационные условия для сбора доказательственной базы и дальнейшего привлечения виновных к ответственности. Целью административного пресечения является также обеспечение законности в разных сферах общественного управления.

Актуальность вопроса

Изучение характеристик мер административного пресечения и проблем их практического применения имеет важнейшее методологическое значение для административного права в целом и деятельности исполнительных органов в частности. Дело в том, что полученные при этом результаты способствуют решению частных и общих теоретических вопросов, созданию предпосылок для совершенствования нормативной базы, условий для более эффективной защиты свобод, прав и интересов общества и государства. В статье подробнее рассмотрим особенности административного предупреждения и пресечения.

Общие сведения

Понятие "административное пресечение" в КоАП отсутствует. Не раскрывается и определение мер пресечения. Средства и способы прекращения противоправных действий отличаются рядом специфических признаков. Их внутреннее содержание, порядок и основания применения, правовые последствия позволяют выделить их в отдельную группу, в самостоятельный правоохранительный институт.

Производство по применению мер административного пресечения - часть процесса, направленная на разрешение конкретных ситуаций. Этот процесс включает в себя различные процедуры. Именно в ходе их осуществления и применяются средства административного пресечения.

Административно-пресекательные меры: определение, признаки

Анализ норм и правоприменительной практики позволяет раскрыть понятие "меры пресечения". Под ними следует понимать юридические средства и способы физического и психического воздействия, используемые сотрудниками правоохранительных органов с целью прекращения объективно противоправных, наказуемых деяний во время и на месте их совершения. Применение мер административного пресечения предполагает прямое вмешательство в действия виновных лиц.

Классификация

В теории все меры разделяют на два вида. Административное пресечение может осуществляться общими или специальными способами и средствами.

К числу первых можно отнести:

  1. Требование о прекращении незаконных действий, в т. ч. препятствующих реализации полномочий сотрудниками полиции.
  2. Отстранение от управления ТС.
  3. Запрет на эксплуатацию транспортного средства.
  4. Задержание ТС.
  5. Запрет на осуществление деятельности.
  6. Изъятие предметов, вещей, веществ.

Административное пресечение может осуществляться путем применения:

  1. Физической силы.
  2. Спецсредств.
  3. Огнестрельного оружия.

Такие меры считаются специальными.

Требование о прекращении незаконных действий

Этот вид административного пресечения предполагает психическое воздействие на нарушителя. Сотрудники правоохранительных структур могут потребовать от гражданина или должностного лица прекратить противоправные действия, в том числе препятствующие исполнению их должностных обязанностей, совершению законных действий депутатами и кандидатами в депутаты, должностными лицами структур местной и государственной власти, представителями общественных организаций.

При применении этого способа административно-правового пресечения не допускается умаление достоинства личности нарушителя. Служащие правоохранительных органов обязаны руководствоваться положениями 1 части 21 статьи Конституции. В ней закреплено, что государство является гарантом охраны достоинства личности. Его умаление не допускается ни на каких основаниях. Из этого следует, что, предъявляя требование о прекращении противоправного действия, служащие не должны выражать его в оскорбительной форме. Данное предписание должно выполняться вне зависимости от тяжести совершаемого нарушения, личности виновного, иных аналогичных обстоятельств.

Отстранение от управления ТС

Эта мера применяется в отношении граждан, управляющих транспортом в состоянии опьянения или в отсутствие необходимых документов.

Об отстранении от управления ТС говорится в 21 пункте ст. 13 и п. 14 ст. 12 ФЗ " О полиции", а также в КоАП в ч. 1-5 ст. 27.12. Данная мера действует до устранения причин, по которым она была применена.

По факту отстранения составляется протокол, копия передается нарушителю.

Запрет на эксплуатацию ТС

Сотрудники правоохранительных органов вправе ограничить возможность граждан эксплуатировать транспортные средства, если в них будут выявлены неисправности, создающие угрозу для безопасности движения. При применении данной меры регистрационные знаки должны быть сняты.

Задержание ТС

Эта мера применяется при управлении транспортом:

  1. Водителем, не имеющим документов, предусмотренных ПДД.
  2. С заведомо неисправными сцепным устройством, тормозной системой, рулевым механизмом.
  3. Гражданином, не имеющим права управлять ТС либо лишенным такого права.
  4. Лицом в состоянии опьянения.
  5. С нарушением правил остановки/стоянки на проезжей части и созданием препятствий для передвижения других ТС.

Сотрудники правоохранительных структур также вправе задержать транспортное средство в случае отказа водителя от прохождения медосвидетельствования на состояние опьянения.

О применении данной меры составляется протокол.

Законодательством предусмотрено также задержание транспорта, находящегося в розыске. При этом водитель отстраняется от управления и пользования ТС, а сам автомобиль перемещается на штрафстоянку.

Изъятие предметов, ограниченных или запрещенных к обороту

Эта мера применяется к объектам разрешительной системы. Служащие правоохранительных структур для исполнения своих обязанностей надлежащим образом наделяются полномочиями осуществлять контроль оборота наградного, служебного, гражданского оружия, патронов к нему, боеприпасов, служебного оружия, которое находится во временном пользовании у организаций и граждан, а также наркотических и психотропных веществ. В перечень относят также ядовитые соединения.

Специальные меры

Они представляют собой средства и способы физического (прямого) воздействия на граждан, направленные на воспрепятствование совершению противоправных действий, преодоление противодействия, устранение угрозы для безопасности либо понуждение к выполнению юридической обязанности. Специальные меры могут применяться не только в отношении людей, но и животных, и физических предметов. Ключевым признаком, характеризующим их, является то, что каждая из них - конкретный насильственный метод воздействия на нарушителя. Перечень специальных мер, приведенный выше, не является закрытым.

Специфика применения

Основным нормативным актом, предусматривающим полномочия служащих правоохранительных структур на использование физических методов воздействия на нарушителей, является ФЗ № 3. Согласно ему, сотрудник полиции вправе применять специальные средства лично или в составе группы (подразделения) в ситуациях и в порядке, установленном указанным законом и иными правовыми актами.

Необходимо учитывать, что использование оружия несмертельного воздействия, входящего в число спецсредств, несмотря на его название, может привести к летальному исходу или ущербу здоровью разной тяжести. Принимая это во внимание, в ФЗ № 3 закреплено положение, в соответствии с которым служащий правоохранительного органа не привлекается к ответственности за вред, нанесенный при применении им спецсредств, если оно осуществлялось на основаниях и по правилам, установленным законодательством.

Случаи, в которых сотрудник полиции может использовать специальные средства, предусмотрены в 1 части 21 статьи, 1 и 2 части ст. 23 ФЗ № 3.

Важный момент

Особое значение в плане оценки правомерности ущерба, возникшего вследствие применения спецсредств, имеет положение, установленное 3 частью 19 статьи ФЗ № 3. В соответствии с ним, служащий при использовании специальных средств должен действовать с учетом обстановки, степени и характера опасности действий нарушителя, силы сопротивления, которое он оказывает. При этом полицейский должен стараться минимизировать любой вред.

Данная норма регламентирует поведение служащего в момент применения им физической силы, огнестрельного оружия либо спецсредств. В определенной степени она направляет его на осуществление действий, наиболее соответствующих не только опасности, которая угрожает, но и обстоятельствам. Другими словами, это положение обязывает сотрудника учитывать создавшуюся обстановку.

При оценке условий, в которых применяются пресекательные меры, следует принимать во внимание факторы, способные повлиять на соотношение сил защищающегося и посягающего. Речь, в частности, о количестве нарушителей, их физическом развитии, возрасте, наличии у них оружия, времени, месте события.

При оценке стремления служащего минимизировать ущерб правильный вывод будет зависеть от ответов на ряд вопросов. В частности, необходимо установить, была ли у него реальная возможность эффективно пресечь противоправные действия другим способом, и, если она была, по какой причине он ею не воспользовался. Оценивать действия служащего необходимо с точки зрения не только законности, но и целесообразности его поведения в конкретных обстоятельствах.

Сотрудник полиции вправе применить физическую силу, боевые приемы, если несиловые методы не позволяют ему надлежащим образом выполнить должностные обязанности при:

  1. Пресечении административных правонарушений.
  2. Доставлении лиц, совершивших противоправные действия, в служебное помещение подразделения полиции.
  3. Преодолении сопротивления или противодействия законным и обоснованным требованиям служащего.

Физическая сила может применяться во всех случаях, в которых федеральным законодательством допускается использование спецсредств или огнестрельного оружия.

Уголовная ответственность сотрудников полиции

Спецсредства применяются служащими в качестве ответа на действия лица, совершившего или совершающего правонарушение или особо опасное преступление. Следует при этом учесть, что действия самого сотрудника полиции, причиняющие вред здоровью нарушителя и подпадающие под признаки деяния, закрепленного УК, при защите от общественно-опасных посягательств регламентируются положениями ст. 27 УК о необходимой обороне, а при задержании подозреваемого - ст. 38 Кодекса. В УК также присутствует норма о крайней необходимости. Ее положениями также регламентируются действия служащих при причинении вреда интересам граждан, охраняемым уголовным законодательством.

Домашний арест

Эта мера была закреплена в отечественном уголовном законодательстве относительно недавно. Домашний арест предполагает физическую изоляцию гражданина от общества. Данная мера применяется на основании судебного решения без согласия самого подозреваемого и органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение ограничений, установленных для арестованного.

Место нахождения лица должно совпадать с местом его постоянного проживания и нахождения его личного имущества.

Суть домашнего ареста заключается в ограничении свободы передвижения. Соответственно, гражданину запрещается покидать место проживания без согласия следователя.

Вместе с тем в законодательстве предусмотрены определенные гарантии для подозреваемого. В частности, нормами не допускается ограничение процессуальных прав лица на участие в судебном разбирательстве, следственных и прочих мероприятиях, осуществляемых в рамках производства по делу.

При домашнем аресте в большей степени ограничивается свобода перемещения, чем при подписке о невыезде. Суд в своем решении может запретить постоянно либо в конкретное время покидать жилище, посещать какие-либо места, выходить без сопровождения и пр.

Проблемы при реализации меры

При постоянном пребывании гражданина дома возникают определенные сложности. Необходимо решить 2 проблемы: обеспечение продуктами и пребывание на воздухе.

Вторая проблема возникает в случае, когда лицо проживает в городских условиях (в квартире либо комнате). В такой ситуации приходится организовывать его прогулки в сопровождении сотрудников полиции. Продолжительность нахождения на воздухе - не меньше часа в день.

Если гражданин проживает один, может предусматриваться возможность посещения продуктового магазина во время прогулок. Также можно предусмотреть доставку их на дом за счет подозреваемого.

По общим правилам, паспорт гражданина, помещенного под стражу либо осужденного к тюремному заключению, изымается и приобщается к материалам дела. После освобождения документ возвращается. У лиц, помещенных под домашний арест, оснований для изъятия паспорта нет. Дело в том, что эта мера не является заключением под стражу.

Гражданин под домашним арестом не может исполнять свои трудовые функции (если он не может работать дома). На работе его считают отсутствующим по уважительным причинам, однако з/п ему не начисляется.

Суд может запретить гражданину общение с определенными лицами. Сведения о них должны быть указаны в постановлении о применении меры пресечения. Соответствующим лицам запрещается посещать гражданина в течение всего срока пребывания его под арестом.

Как разновидность административно-правового принуждения меры административного пресечения обладают всеми его признаками, но им характерны и свои, сугубо внутривидовые признаки. Особенность их состоит в целевом назначении и в самой сущности мер.

Цель пресечения – непосредственное прекращение противоправного деяния и недопущение новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения общественно опасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, то есть административно-деликтоспособного возраста, а также невменяемыми. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы в связи с преступлениями. Таким образом, круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности. Меры административного пресечения вызываются реальной ситуацией, в которой противоправное поведение наличествует и проявляет себя открыто. В отличие от административно-предупредительных мер, которые направлены на предупреждение правонарушения, например, специального надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц, меры административного пресечения прекращают конкретно наступившие действия как явления материального мира. В этой связи вряд ли справедливы утверждения о том, что «кабинетное» объявление официального предостережения лица о прекращении антиобщественного образа жизни также есть мера административного пресечения .

С этой особенностью теснейшим образом связана и другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, к работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Так, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда «при низкой температуре воздуха» предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

Меры административного пресечения всегда являются мгновенной реакцией органа административной власти на противоправные действия и характеризуются резким вмешательством в организационную, физическую и имущественную строну жизни подвластного лица. Как указывает, например, Л.Л. Попов: «…практически невозможно в каждом возможном случае применения мер административного пресечения доказывать правомочность требования, на котором основано принуждение» . В связи с этим, замечает А.В. Серегин, нормы, устанавливающие названные принудительные меры, обращены не к лицам, в отношении которых они применяются, а к органам и должностным лицам, их осуществляющим .

Меры административного пресечения связаны с прямым вмешательством в деятельность субъекта, что позволяет в большинстве случаев фактически решить его физической возможности действовать. Не случайно в группе мер административного пресечения, называемых Законом «О милиции» , лишь одна мера - требование прекратить противоправное поведение, лишена свойства материального (физического) воздействия. Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить противоправное поведение до применения оружия. По своей сущности это могут меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использование технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжить правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.

Таким образом, данный признак мер административного пресечения, а именно нарушение при необходимости физической неприкосновенности граждан, совершающих антиобщественные противоправные деяния, дает возможность отграничить их от карательных санкций. Если перечень последних четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. При условии их квалифицированного применения меры пресечения способны самостоятельно, вне связи с иными мерами административного принуждения, полностью реализовать заложенную в них правовую цель. В отличие от мер административного пресечения, реализация иных мер административного принуждения, например, административного взыскания, требует нередко использования иных принудительных средств, а именно административно-процессуального характера. Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует дубинку, оружие и т.д.). Но не следует забывать, что они тоже являются правовыми актами исполнительной власти. Таким образом, применение мер административного пресечения связано с отрицательным волеизъявлением конкретного лица и не требует предварительного исследования формы вины, а также наличия вины как обязательного условия их применения .

Для применения мер административного пресечения важен сам факт противоправного поведения, а не его причины, исследование которых в полной мере возможно лишь в ходе решения вопроса о привлечении лица к юридической ответственности . В связи с этим, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность с ее многообразием общественных связей и психологических состояний, а лишь ее поведение как объект. Для сравнения, например, можно сказать, что объектом воздействия уголовно-исполнительных мер (некоторая часть норм режима содержания, материально-бытовые условия) является личность осужденного во всем ее многообразии.

Проанализировав вышеперечисленные признаки мер административного пресечения, четко выделяющие их среди других мер административно-правового принуждения, хотелось бы выделить еще некоторые внутривидовые особенности, которые позволяют более детально отразить сущность административного пресечения.

Особенность мер административного пресечения заключается в своеобразии проявления объективной связи «неправомерное действие – административное принуждение», которое заключается в одновременном, одномоментном существовании элементов данной системы. В отличие от них реализация, например, таких мер административного принуждения, как административные взыскания, характеризуются более или менее значительным периодом времени с момента совершения правонарушения.

Меры административного пресечения имеют небольшой круг субъектов их применения. При том, чем сильнее правоограничение, которое может вызвать та или иная мера административного пресечения, тем уже круг должностных лиц, управомоченных к их применению, и тем выше требования к их профессиональной подготовке. Вряд ли можно, учитывая исключительный характер таких ценностей, как жизнь и здоровье, согласиться с суждением о том, что меры административного принуждения по своей силе и суровости менее значительны, чем меры уголовного воздействия . Это утверждение справедливо в отношении такого вида мер, как меры административного взыскания, когда речь идет о видах юридической ответственности, уголовной и административной.

С учетом всех названных признаков под мерами административного пресечения , на наш взгляд, следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Выделяя меры административного пресечения в самостоятельную группу среди иных мер административно-правового принуждения, различные авторы по-разному определяют их круг. При этом, в зависимости от позиций автора, к мерам административного пресечения иногда относят такие принудительные меры, как специальный административный надзор , досмотр ручной клади и багажа , привод в милицию, а также официальное предостережение . Очевидно, что названные меры административного принуждения либо целиком направлены на предупреждение возможных правонарушений, либо – на обеспечение производства по делам о правонарушениях. В последнем случае они имеют цель непосредственного сбора доказательств и являются мерами административно-процессуального обеспечения, о необходимости обособления которых в самостоятельную группу мер административного принуждения говорят многие авторы .

Меры административного пресечения. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности, к ним относятся меры:

1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют установить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить исполнение постановления о назначении административного наказания.

Наиболее часто применяемых мер административного пресечения:

Доставление. Эта мера, предусмотренная ст. 27.2 КоАП, представляет собой принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Доставление нарушителя - это правовая принудительная мера, состоящая в кратковременном ограничении свободы действий и передвижения лица и перемещении его с места совершения административного правонарушения в орган внутренних дел (милицию), в служебное помещение внутренних войск, штаб народной дружины, общественный пункт охраны правопорядка, орган местного самоуправления, служебное помещение государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции в пределах предоставленной им компетенции. Общая цель доставления - составление протокола об административном правонарушении.

Административное задержание. Под административным задержанием понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). Административное задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП). Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.

Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом или поддельными (недействительными) документами.

Отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации. Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение.

Задержание транспортного средства - это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Привод. В соответствии со ст. 27.15 КоАП, Законом РФ "О милиции" и рядом других нормативных актов в необходимых случаях подвергаются приводу в органы внутренних дел (милицию) и другие государственные органы физические лица либо законные представители юридического лица, уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. Приводу могут быть подвергнуты законные представители несовершеннолетнего, а также свидетели.

По своей правовой природе привод - самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение. Поэтому привод следует отличать от доставления как составной части административного или уголовно-процессуального задержания правонарушителей. Привод, характеризующийся специфическими правовыми основаниями и порядком осуществления, исчерпывается доставлением лица в соответствующий орган с целью обеспечения его участия в производстве тех или иных административных или уголовно-процессуальных действий.

Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения - административного наказания.

Еще по теме 29. Меры административного пресечения:

  1. § 1. Компетенция полиции по пресечению административных правонарушений, связанных с появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах
  2. § 4. Меры административного принуждения, применяемы полицией в механизме обеспечения транспортной безопасности
  3. § 3. Административно-правовые меры пресечения полицией правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений
  4. Понятие и виды мер административного принуждения, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства
  5. Классификация мер профилактики административной деликтности. Проблемы виктимности в административной деликтологии
  6. Правоотношения в сфере лицензирования как объект административно-правовой охраны
  7. Понятие, содержание и виды мер административного принуждения, применяемых к юридическим лицам в сфере лицензирования
  8. § 3. Меры административного принуждения и стимулирования в сфере регулирования экономики
  9. § 7.1. Классификация мер административного принуждения, применяемых в отношении негосударственных организаций
  10. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям при отсутствии правонарушения
  11. Меры административного принуждения, применяемые в отношении негосударственных организаций в связи с правонарушением
  12. Меры административного принуждения, применяемые к негосударственным организациям за административные правонарушения
  13. § 1. Система мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции
  14. § 2. Особенности административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства РФ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

“Эти меры направлены на принудительные прекращения противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности”.

“Пресечение - особая форма государственного принуждения, суть которой в том, чтобы пресечь, т.е. прекратить наличное, возникшее или длящееся противоправное действие, правонарушение. В процессе пресечения могут прекращаться не только проступки, но и преступления; противоправные действия, как граждан, так и организаций, предприятий, учреждений”.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. В нее входят средства психического и физического действия. Можно различать оперативное пресечение конкретных противоправных действий и пресечение “кабинетное”, призванное прекратить антиобщественный образ жизни, противоправное состояние.

По цели воздействия меры пресечения можно поделить на общие, специальные и процессуальные.

К общим мерам пресечения относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ, изъятие незаконно хранимых, перевозимых, пересылаемых предметов и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие - только к коллективным субъектам.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают из физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. В их числе:

  • а) средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак);
  • б) воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.п.);
  • в) использование огнестрельного оружия.

Процессуальные меры пресечения названы в ст.238-247 КоАП РФ. Главная цель их применения - обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях, не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относится: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, замена исправительных работ арестом.

В начале шестидесятых годов прошлого века теорию административно пресекательных мер наиболее четко определил Еропкин М.И. Его теория принуждения основывается на практической деятельности органов ВД и их сотрудников. Еропкин М.И. отмечает, что обеспечивая общественный порядок работники милиции правомочны принудить лиц, злостно нарушающих правила поведения, к соблюдению норм права, принудительно подчинять их... правопорядку.

“Специфика сферы охраны общественного порядка объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции работников милиции на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер. Для работников милиции невозможно в каждом конкретном случае испрашивать санкцию на применение необходимых мер административного принуждения. Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, т.к. они затрагивают интересы всего общества, угрожают личной и имущественной безопасности... граждан.

Обнаруживая нарушение общественного порядка или встречая сопротивление своим законным требованиям работники милиции должны самостоятельно и без промедления принимать необходимые меры административного принуждения или прекращения противоправных действий, для наказания лиц, совершивших административные проступки. Например, обнаружив хранение радиактивных изотопов в помещении, не отвечающем условиям безопасности, или автомашину на линии с неисправными тормозами, работники милиции немедленно принимают меры для устранения нарушений, не ожидая ни согласия заинтересованных лиц, ни разрешения какого-нибудь государственного органа. Государство учитывая эти особенности охраны общественного порядка наделяет ОВД соответствующей компетенцией, позволяющей их работникам оперативно решать вопросы применения мер административного принуждения. В интересах строжайшего соблюдения... законности, управления правопорядка, охраны прав и свобод... граждан, высшие органы государственной власти и управления устанавливают в законах и подзаконных актах содержание конкретных мер административного принуждения, цели, основания и порядок их применения.

Уместно отметить, что глава 2 Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, а их ограничение осуществляется на основе ст.88 Конституции Президентом РФ. Именно данные должностные лица и органы вправе принимать нормативные акты также и по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Реализация свободы одного сопровождается ограничением, должным поведением другого. В ст.10 ГК РФ говорится о пределах осуществления гражданских прав. Права должны осуществляться так, чтобы при этом не нарушались и охраняемые законом интересы других лиц.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 года в п.2 ст.29 провозгласила пределы ограничения прав и свобод человека: “При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничением, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе”.

Правоограничения могут прямо предусматриваться в законодательстве, либо они существуют в виде запрета осуществлять свои права во вред другим лицам.

“Действительно, применение принудительных средств... законодательство связывает, как правило с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей. Создавая нормы права, государство заранее определяет модель должного поведения людей. В целях борьбы с общественно опасными отклонениями от этой модели устанавливаются принудительные меры воздействия. Однако, угроза общественным и личным интересам и причинения им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий психологически больных лиц и т.п. Государство вынуждено тогда прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права; компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права. Таковы действия органов милиции устанавливающих административный надзор в отношении определяемой категории лиц, освободившихся из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих стройки в целях локализации пожара; медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение инфекционных больных и т.д.

Меры пресечения используют и для прекращения объективно противоправных невиновных действий совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями. Иными словами, круг оснований пресечений более широк, чем у административной ответственности.

С этой особенностью теснейшим образом связан более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими правонарушений, за которые они несут дисциплинарную ответственность.

По мнению Козлова Ю.М. в соответствии с действующим законодательством органы санитарного надзора имеют право вносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению. Между тем непригодными продукты могут стать в силу как правонарушения, так и естественных причин. Для применения названной меры принуждения важен сам факт непригодности продуктов, а не ее причины. Поэтому меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, а в некоторых случаях и другие меры, прямо преследуют цель оказания помощи гражданину, совершаемому противоправные действия.

В своих научных монографиях Еропкин М.И. отмечает, что значение пресекательных мер в системе правоохранительных средств трудно переоценить, поскольку в ходе их применения пресекается общественно-опасная деятельность нарушителя, обеспечивается возможность его привлечения к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными проступками. Они могут применяться также и для прекращения преступных деяний. Наример, инспекторами госгортехнадзора приостанавливается эксплуатация машин и механизмов, состояние которых угрожает безопасности, независимо от того является это следствием административного проступка или преступления. Таким образом, меры административного пресечения есть одно из наиболее эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Пресечение, как самостоятельный административно-правовой принудительный акт, возможно лишь при неправомерности деяния. Оно служит устранению неправомерных действий и не носит характера административной кары. Здесь отсутствует оценка нарушения с точки зрения его наказуемости. Однако это обстоятельство не исключает возможность позднее и, как правило особо решить вопрос о привлечении правонарушителей к административной ответственности и наказанию.

В системе административного принуждения пресечения представляет собой обособленную группу административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие при совершении административных проступков. Следует отметить, что иногда одна и та же мера относится к нескольким классификационным группам. Например, досмотр вещей и багажа гражданина, который проводится работниками милиции, подозревающими данного гражданина в совершении административного правонарушения, считается мерой пресечения; если же досмотр проводится с предупредительной целью, то эта мера - административно-принудительная.

“Правовая природа мер пресечения является сложной, т.к. в науке не решен вопрос, к какого рода санкциям - материальным или процессуальным - их относить. И.А.Галаган, например, считает, что к санциям материально правовых норм относятся только штрафные санкции, а к процессуальным санкциям следует относить многие меры пресечения и административно предупредительные меры. Их применением достигается задача обеспечения последующих сугубо-процессуальных действий соответствующих органов и должностных лиц по реализации мер взыскания (например, личное задержание нарушителя для составления протокола и последующего наказания)...

По нашему мнению, если мерами пресечения окончательно решается вопрос о прекращении нарушения без привлечения лиц к ответственности, то они носят самостоятельный материально-правовой характер. Если же они применяются как вспомогательные процедурные меры для решения вопроса о последующем наказании виновных и т.д., то тогда их надо рассматривать как часто процессуальные; такими они и являются в уголовно-процессуальном праве (подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу, залог и т.д.). Такого рода меры относятся к процессуально-обеспечительным средствам уголовно-процессуального регулирования, подчиненным задачам осуществления норм материального уголовного права (уголовной ответственности). Уголовно процессуальные меры пресечения (как и гражданско-процессуальные и т.д.) нельзя относить к пресечению как самостоятельной форме государственного принуждения, которая базируется на материально-правовых санкциях и не нуждается во вспомогательных средствах обеспечения.

У пресечения как самостоятельной формы государственного принуждения свои особые функции и задачи, которые подчинены целям и потребностям прекратить присущими этой форме способами реагирования антиобщественное, противоправное поведение. Решением этой цели и ограничивается данное правовое регулирование.

В литературе справедливо подчеркивается необходимость разграничения собственно пресекательных мер и пресечения в процессуально-обеспечительной функции, где оно носит вспомогательный характер.

Однако большинство ведущих юристов администратистов, не вдаваясь в нюансы, признают меры обеспечения производство по делам об административных правонарушениях как пресекательную меру. Среди них Старилов Ю.Н., который в своей книге “Административное принуждение и административная ответственность”, отмечает, что относительно самостоятельных мер административного пресечения характеризует их как правовой институт. По материальному признаку отношения пресечения имеют один объект - это противоправные действия, антиобщественный характер поведения, незаконная деятельность граждан и юридических лиц, т.е. без совершения определенных противоправных действий, без противодействия законным требованиям отношения пресечения не возникают. Определяющим признаком пресечения является прямое юридически властное воздействие одной стороны - государства (его представителей, должностных лиц) - на других. Меры административного пресечения применяются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Меры пресечения выполняют также функцию процессуального пресечения, т.е. они обеспечивают привлечение в будущем виновных лиц, совершивших правонарушения к административной ответственности. По этому поводу имеют интересное суждение Л.Л.Попов и А.П.Шергин. Данные авторы также отмечают, что отдельные авторы обосновывают выделение некоторых мер пресечения (процессуальных мер) в качестве самостоятельного вида административного принуждения. Необходимость этого мотивируется тем, что ряд мер (административное задержание, отобрание оружия у браконьера и т.п.) является вспомогательным по отношению к мерам ответственности и не решает какой-либо самостоятельной задачи.

Действительно, названные меры принуждения (да и не только они) связаны с мерами ответственности и зачастую предшествуют им, обеспечивая возможность привлечения виновного к ответственности, т.е. в некоторых случаях выполняют процессуальные функции. Однако сведение их назначения только к осуществлению этой вспомогательной цели, по нашему мнению, неоправданно ограничивало бы правоохранительную роль данных принудительных средств. Они выполоняют и самостоятельную задачу прекращения правонарушения и предотвращения ущерба наносимого.

Именно эта направленность характеризует меры административного пресечения, как самостоятельный вид административного принуждения. При подготовке актов, регулирующих применение административных принудительных средств, также следует иметь ввиду эту особенность мер административного пресечения.

По этому поводу Бахрах Д.Н. отмечает, что в науках административного и уголовно-процессуального права в понятие “меры пресечение“ вкладывается различный смысл. В уголовно-процессуальном праве к ним относится даже задержание подозреваемого. Все меры пресечения, предусмотренные УПК, являются процессуальными, обеспечительными, несамостоятельными.

В административном праве мало мер, аналогичных уголовно-процессуальным, а к мерам пресечения отнесены не только процессуальные, но и самостоятельные меры принуждения.

Меры административного пресечения многообразны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны прилагать наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует также о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий.

Система мер административного пресечения также, как административно-принудительные меры, заранее в систематизированном виде административным законодательством не устанавливается, а выводится аналитическим путем - методом изучения различных административно-правовых актов. Поэтому в административно-правовой литературе встречается весьма различный перечень мер административного пресечения.

К ним относятся: административное задержание граждан (ст.240-242 Ко АП РСФСР); изъятие вещей и документов (ст.244 Ко АП РСФСР); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 Ко АП РСФСР); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст.245 Ко АП РСФСР).

“В отличие от административно-предупредительных мер основанием применения мер административного пресечения и взыскания является деяние человека. Однако таким основанием является не всякое деяние. Лишь при наличии определенных признаков, предусмотренных нормой права. Оно может рассматриваться в качестве административного проступка и основания для применения мер административного пресечения, наказания...

Таким образом, меры административного наказания могут быть приемлемы лишь в том случае, если конкретное деяние предусмотрено нормой административного права и за его совершение прямо установлена правовая ответственность. Исключение составляет применение мер административного пресечения. Эти меры применяются при совершении как административных проступков, так и преступлений, т.е. в случаях нарушения уголовно-правовых норм. Применение же особых мер административного пресечения, например оружия, допустимо только при совершении преступленийи в случаях, прямо предусмотренных нормативными актами...

Однако меры административного пресечения работники милиции могут применить и при отсутствии надлежащей дееспособности у нарушителя. Общественно опасное деяние должно быть прекращено независимо от возраста и состояния здоровья правонарушителя”.

Бахрах отмечает, что в принудительной деятельности исполнительной власти главное - пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу своей предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства”.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности к ним относятся:

  • 1. Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др).
  • 2. Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др).
  • 3. Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановления работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.).
  • 4. Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, получаемых предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.).
  • 5. Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.).
  • 6. Меры, связанные с осуществлением лицензионно разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование действия лицензии и др.).
  • 7. Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, резиновых палок, наручников и др.).

Вышеуказанная классификация мер административного пресечения приведена Козловым.

Таким образом можно сделать вывод что, пресекательные меры делятся на общие, специальные и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Ученые административисты с данной классификацией в большинстве своем согласны и особых разногласий не имеют. 1

правонарушение административный принуждение