Классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства. Мигрант и административные штрафы Иностранные граждане несут административную ответственность


Поделится в соц. сетях:


Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, находящиеся временно на территории РФ или проживающие в России постоянно, имеют множество дополнительных прав и обязанностей. А на некоторые категории иностранных граждан, таких как беженцы, и вовсе распространяются особые нормы законодательства.

Но речь идет об основных правах и обязанностях. А что касается уголовной ответственности? Будут ли отвечать иностранцы, находящиеся на территории РФ, за совершенные преступления, или наказанием будет заниматься их родное государство? И что ждет граждан РФ, которые совершили уголовно наказуемое правонарушение за пределами РФ? На эти вопросы даст ответы наша статья.

Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.

Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:

  • Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
  • Были совершены в российском воздушном пространстве;
  • Были совершены на судах, приписанных к российским.

Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. Если иностранный гражданин, проживающий на территории РФ или иностранного государства, совершил преступление, направленное против политических и иных интересов России как государства, то он будет отвечать перед РФ в соответствии с уголовным кодексом независимо от того, в какой стране он находится. При этом представители РФ оставляют за собой право требовать выдачу преступника.

Дополнительное наказание

Перейдем к дополнительным мерам наказаний, которые могут быть применены к иностранным гражданам, совершившим уголовно наказуемое преступление на территории РФ. Согласно Российским законам, к ним могут быть применены такие меры, как депортация, выдворение или же наложение запретов на въезд в РФ.

– это принуждение гражданина иностранного государства покинуть территорию РФ в установленное судом время. За указанный срок иностранный гражданин должен самостоятельно за свой счет покинуть Россию, после чего обратный въезд ему будет какое – то время зарыт.

– это то же самое, что и депортация, но применяемая принудительно. Выдворением называется процедура, во время которой иностранца в сопровождении представителей ФМС и полиции доставляют до границы РФ за его счет, после чего принуждают покинуть страну. Как правило, доступ к пересечению границы в дальнейшем закрывается на более долгий срок, чем при депортации.

У миграционной службы имеется особый список, в который она вносит иностранных граждан, значительно нарушивших нормы проживания во время пребывания на территории РФ. Занесение в черный список закрывает въезд иностранцу в РФ на длительный срок или же навсегда.

Ответственность для граждан РФ за границей

Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.

Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.

Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.

Исключения

Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.

Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила. Это особенно актуально для преступлений, в которых преступление затрагивает политические и иные подобные интересы стран: масштабные экономические преступления, терроризм, мошенничество, незаконное пересечение границ и т.д..

Особо стоит отметить лиц, которые имеют дипломатический иммунитет. Таких граждан нельзя привлекать к ответственности и применять к ним какие – то меры вовсе, так как международные нормы, принятые во всем мире, обеспечивают им полную неприкосновенность со стороны правоохранительных служб государства, в котором они находятся. Так что заниматься ими при совершении уголовно наказуемых преступлений будут уже на родине независимо от обстоятельств дела.

(Visited 8 380 times, 4 visits today)

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:

1) главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;

2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

3) первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

4) Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 . Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4 . Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Иностранными гражданами признаются любые лица, которые, во-первых, не являются гражданами России, а во-вторых, имеют гражданство иного государства.

Данное определение содержится в ст. 3 закона «О гражданстве…» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ иностранец — любой гражданин Украины, Польши, США, Таджикистана и любой другой страны (за исключением РФ).

Что касается компаний, то иностранными организациями являются любые фирмы, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством одной из зарубежных стран (не в России).

В силу ст. 62 Конституции РФ иностранцы имеют аналогичные права, что и граждане РФ, должны нести те же обязанности (если другое не установлено законами или международными договорами).

Особенности привлечения иностранцев и иностранных компаний к ответственности отражены в ст. 2.6 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной нормы иностранцы, а также иностранные фирмы могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям.

Ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ уточняет, что иностранцы, которые совершили правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, также отвечают перед российским государством по общим правилам.

Особенность установлена лишь в отношении иностранцев, которые имеют иммунитет от административной юрисдикции России. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права. К ним относятся, например, дипломатические агенты (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961), консульские служащие (ч. 1 ст. 43 этой же конвенции).

Статьи КоАП РФ со специальным субъектом — иностранцем, а также статьи, по которым иностранца привлечь нельзя

Некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность, которую могут нести исключительно граждане РФ. Как правило, это нормы о порядке воинского учета.

Не знаете свои права?

В частности, иностранцы не могут привлекаться по следующим статьям КоАП РФ:

  • ст. 21.5 — неисполнение обязанностей по воинскому учету;
  • ст. 21.6 — уклонение от медобследования для воинского учета;
  • ст. 21.7 — порча или утрата документов воинского учета.

Кроме того, некоторые нормы КоАП РФ предусматривают исключительную административную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства.

Примерами таких норм являются:

  • ст. 18.8 — нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания);
  • ст. 18.9 — нарушение правил нахождения в РФ;
  • ст. 18.10 — незаконный труд в РФ;
  • ст. 18.11 — нарушение иммиграционных правил;
  • ст. 18.12 — нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания или проживания в РФ;
  • ст. 18.18 — нарушение правил, связанных с исполнением решения об административном выдворении или депортации;
  • ст. 18.19 — нарушение правил уведомления госорганов об обучении или прекращении обучения в образовательных организациях РФ;
  • ст. 18.20 — нарушение срока обращения за выдачей патента.

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Процедура привлечения к ответственности иностранцев общая, состоит из следующих этапов:

  1. Выявление правонарушения.
  2. Рассмотрение дела.
  3. Вынесение итогового акта — о назначении наказания либо прекращении производства.

Особенностью процедуры привлечения к ответственности иностранцев является то, что некоторые из них не знают русского языка, соответственно, им должен быть назначен переводчик.

Иностранец обладает правом на судебное разбирательство на родном языке. Соответственно, переводчик переводит как устную речь на заседаниях, так и письменные процессуальные документы (например, протокол по делу, итоговое постановление).

Непривлечение переводчика в случае, когда иностранец не знает русского, — существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену принятого постановления.

Кроме того, исключительно иностранцам может быть назначен такой вид наказания, как административное выдворение (например, за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ). Суть наказания в том, что иностранец должен покинуть РФ. Выдворение может быть как самостоятельным (иностранец сам решает, как уехать из России, и оплачивает проезд), так и принудительным (под конвоем, за счет российского государства). Выдворение влечет невозможность въезда в Россию для иностранца в течение 5 лет после принятия такого решения.

Таким образом, основной особенностью административной ответственности иностранцев является то, что им может быть назначено выдворение за пределы РФ. Кроме того, некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность исключительно для иностранцев. В ходе производства по делу в отношении не русскоговорящих иностранных граждан необходимо участие переводчика.

Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.

Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

48. Адм. Выдворение за пределы рф иностранного гражданина или лица без гражданства. Соотношение административного выдворения и депортации.

Адм. выдворение характеризуется следующими чертами:

оно может быть установлено только федеральными законодательными актами в качестве как основного, так и дополнительного наказания;

оно устанавливается с целью предупреждения и пресечения действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов российских граждан и других лиц. Адм. выдворение предусматривается за нарушение режима Гос. границы РФ; нарушение режима в пунктах пропуска через Гос. границу РФ; нарушение ин. гражд. или лицом без гражданства режима пребывания в РФ; нарушение правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы;

данная мера адм. наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства адм. правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами;

адм. выдворение как вид адм. ответственности может применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся только на законном основании на территории России. К лицам, не имеющим статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ, и пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов, применяется адм. выдворение как мера пресечения;

иностранным гражданам и лицам без гражданства, к которым применено адм. выдворение, въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение одного года со дня адм. выдворения в принудительном порядке.

Принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

СТ 2.6 КоАП РФ

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, 11.7.1, частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.1. Иностранное юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса и направленное против интересов Российской Федерации, подлежит административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 2.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует принцип национального правового режима, предусмотренный ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным.

Все законно находящиеся в России иностранные граждане делятся на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Принадлежность иностранного гражданина к одной из этих категорий влияет на срок его пребывания на территории России, предопределяет объем его прав и обязанностей, а также особенности участия в трудовых отношениях.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Порядок оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию), в том числе форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы регламентированы Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В Федеральном законе от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определены обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета, перечень сведений, составляющих его содержание, а также основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета. Правила осуществления миграционного учета регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, иммиграционных правил либо правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации является основанием для привлечения их к административной ответственности по нормам гл. 18 КоАП РФ (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, 18.11, ч. 2 ст. 18.17 и др.).

Немало составов административных правонарушений, субъектами которых могут быть только иностранные граждане, содержится и в других главах КоАП РФ (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.13, ч. 3 ст. 20.20, ч. 3 ст. 20.25 и др.). Вместе с тем в КоАП РФ есть и такие статьи, которые не применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства либо имеют ограниченное действие в отношении некоторых из них. Например, в силу прямого указания в примечании 1 к ст. 20.25 КоАП РФ к административной ответственности за неуплату административного штрафа в установленный срок (ч. 1 ст. 20.25) указанные лица не могут быть привлечены в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В других случаях административное правонарушение в силу особых признаков его субъекта или специфики объективной стороны может быть совершено только российским гражданином (например, нарушения правил воинского учета, проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), нарушение гражданином РФ правил регистрационного учета и др.).

Одна из особенностей административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в том, что только к ним применяется административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

2. Установленное в ст. 2.6 КоАП РФ правило о равном правовом режиме для иностранных лиц распространяется не только на иностранных граждан и лиц без гражданства, но и на иностранных юридических лиц.

Иностранное юридическое лицо - категория гражданско-правовая. В гражданском праве данный термин употребляется применительно к иностранным организациям, созданным по законам и на территории иностранного государства и зарегистрированным в качестве юридического лица по иностранному праву (ст. 1202 ГК РФ).

В то же время на территории Российской Федерации осуществляют деятельность и такие иностранные организации, которые в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, не обладают статусом юридического лица. И российское законодательство не может это не учитывать. Например, Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в числе иностранных инвесторов называет иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом. Согласно ч. 2 ст. 1203 ГК РФ указанные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, признаются правоспособными по российскому праву и на них распространяются положения ГК РФ о юридических лицах. Подобные организации, находясь на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила и нормы, установленные для иностранных и российских юридических лиц, и нести ответственность за их нарушение. В связи с этим используемое в тексте комментируемой статьи понятие "иностранное юридическое лицо" представляется не совсем корректным и подлежит толкованию с учетом положений ст. ст. 1202 - 1203 ГК РФ.

Таким образом, под иностранными юридическими лицами в контексте ст. 2.6 КоАП РФ следует понимать иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, независимо от наличия или отсутствия у них статуса юридического лица по иностранному праву. Основным критерием, определяющим возможность привлечения иностранной организации к административной ответственности по КоАП РФ, является признание ее существования: эта организация должна быть легально созданной в соответствии с законом иностранного государства.

Филиалы и представительства иностранной организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации, являются частью (структурным подразделением) головной организации - иностранного юридического лица (ст. ст. 21, 22 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации") и самостоятельными субъектами административной ответственности не являются.

3. Исходя из территориального принципа действия законодательства об административных правонарушениях и принципа национального режима в ч. 2 комментируемой статьи специально оговорено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, подлежат административной ответственности на общих основаниях. В КоАП РФ установлено шесть составов таких правонарушений (ч. 2 ст. 8.16, ст. ст. 8.17 - 8.20, ч. 2 ст. 19.4). Понятие континентального шельфа приведено в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации". Статус исключительной экономической зоны определен Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

4. Исключением из общего правила о национальном правовом режиме для иностранных граждан в сфере административной ответственности являются случаи совершения административного правонарушения на территории Российской Федерации лицами, пользующимися дипломатическим иммунитетом (неприкосновенностью).

Круг таких лиц определяется Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года, Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года, Венской конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенцией о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, 1980 года и основанными на этих документах двусторонними международными договорами РФ.

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года дипломатический агент пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания. Дипломатическим агентом является глава представительства (послы, посланники, поверенные в делах) или член дипломатического персонала представительства, т.е. лица, имеющие дипломатический ранг. Согласно ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года консульские должностные лица и консульские служащие также не подлежат юрисдикции судебных и административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций. Вопрос об иммунитете консульских должностных лиц решается на основе международных соглашений.

Дипломатическая неприкосновенность распространяется и на представителей иностранных государств, делегатов, членов парламентов, правительств, прибывающих на международные переговоры с официальными поручениями, и т.д., а также сопровождающих их членов семей, если последние не являются гражданами РФ. Иммунитет в этих случаях предоставляется на основе взаимности.

Правом дипломатической неприкосновенности в соответствии с международными договорами могут обладать и представители международных неправительственных организаций, журналисты.

На основе взаимности специальными международными договорами дипломатический иммунитет может быть распространен на иные категории лиц, например на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан РФ).

Наличие у иностранного гражданина иммунитета от административной юрисдикции государства пребывания исключает возможность привлечения его к административной ответственности, равно как и возможность применения к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Такие лица, как правило, обладают личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты административному задержанию, личному досмотру и иным мерам, нарушающим неприкосновенность их личности или их резиденции.

Однако наличие иммунитета не означает безнаказанности обладающих им лиц. В случае выявления уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции РФ, вопрос об административной ответственности указанного лица разрешается в соответствии с нормами международного права. В частности, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности в Российской Федерации с согласия правительства государства его аккредитации или на территории собственной страны.

5. Как следует из содержания ч. 3 комментируемой статьи, принцип дипломатического иммунитета распространяется только на иностранных граждан и не подлежит применению в отношении иностранных юридических лиц, которые во всех случаях совершения ими административных правонарушений на территории Российской Федерации несут административную ответственность на общих основаниях.