Правоохранительные органы осуществляющие правосудие. Образовательный портал - все для студента юриста


Правоохранительные органы - это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, т. е. такую деятельность, которая направлена на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Правоохранительная деятельность осуществляется разнообразными органами и организациями.

Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам , к числу которых относятся органы внутренних дел , органы федеральной службы безопасности , прокуратура, органы предварительного расследования и другие.

Наряду с государственными создаются и действуют общественные организации и объединения , активно участвующие в осуществлении охраны права, в частности, адвокатура и иные организации , оказывающие юридическую помощь населению , различные общественные комиссии , создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.).

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор . Согласно федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности являются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством российской федерации, и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В системе правоохранительных органов важное место отведено органам внутренних дел , представляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят:

Министерство внутренних дел Российской Федерации,

Министерства внутренних дел субъектов федерации,

Управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте,

Управления (отделы) на особо важных и режимных объектах,

Региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др.

Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет министерство внутренних дел РФ , подчиняющееся Президенту и правительству Российской Федерации.

Главными задачами МВД, равно как и всей системы органов внутренних дел, являются:

Защита прав и свобод человека и гражданина;

Защита объектов независимо от формы собственности;

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление, раскрытие и расследование преступлений;

Обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Одним из основных органов внутренних дел является полиция .

Полиция в российской федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности .

Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав плиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную милицию.

Адвокатура . Согласно ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Важнейшей гарантией данного права является институт адвокатуры .

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям. Адвокатура является основным, но не единственным органом, оказывающим юридическую помощь населению. На ряде предприятий, в учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, работают юрисконсульты и советники по правовым вопросам. Защиту по уголовным делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого. Однако основную нагрузку по защите прав и свобод граждан и юридических лиц все-таки несут адвокаты.

Юридическая помощь гражданам и юридическим лицам включает в себя широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении жалобы, заявления, ходатайства, осуществление представительства в суде или ином органе, ведение защиты по уголовному делу, отстаивание законных интересов гражданина, привлекаемого к административной ответственности, и др.

Исходя из своих профессиональных обязанностей, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи :

А) консультируют клиентов, разъясняют клиентам правила их возможного поведения и дают письменные справки по юридическим вопросам;

Б) составляют исковые заявления в суд, ходатайства, жалобы и иные документы правового характера;

В) осуществляют представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

Г) выступают уголовном процессе в роли защитника подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

Адвокаты могут оказывать и иные виды помощи.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом. Однако в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется:

а) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел;

б) гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанных с работой;

в) гражданам по искам о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

г) гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей.

Бесплатная юридическая помощь предоставляется также и в некоторых других случаях.

Нотариат . Еще одним правоохранительным органом является нотариат, представляющий собой совокупность государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени российской федерации.

Нотариальные действия представляют собой действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений. Нотариальные действия в российской федерации совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах либо занимающиеся частной нотариальной практикой.

Слово «notarius» в переводе с латинского языка означает писец, секретарь. Первоначально так называли тех, кто знал тироновы значки, т. е. самую древнюю систему стенографии. В Древнем Риме в должности нотариусов служили рабы и вольноотпущенники, выполнявшие у знатных римлян функции секретарей. Но постепенно функции нотариусов изменились.

В наши дни основными задачами нотариусов являются:

Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

Охрана всех форм собственности;

Предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных надписей и т. д.

Местом работы государственных нотариусов являются государственные нотариальные конторы в республиках в составе РФ, автономной области, автономных округах, краях, областях, в городах Москва и Санкт-Петербург. Они открываются или упраздняются министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции суверенных республик либо соответствующими органами юстиции.

Нотариус, занимающийся частной практикой, работу проводит в своей частной конторе. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, выступать от своего имени в суде, в других организациях. Каждый нотариус имеет личную печать, на которой изображен герб РФ, указаны его фамилия, имя, отчество и должность.

Свою деятельность нотариус осуществляет в пределах определенной территории - нотариального округа , в который он назначен на должность. Однако граждане для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия вправе осуществлять уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти . За границей от имени российской федерации нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на совершение этих действий.

Государственные и частные нотариусы совершают целый ряд одинаковых нотариальных действий: удостоверяют сделки, нотариусами для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода; удостоверяют различные факты (нахождения гражданина в живых, нахождения его в определенном месте и т. д.).

Кроме отмеченных выше общих нотариальных действий государственные нотариусы совершают также ряд дополнительных нотариальных действий, связанных с наследованием: удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества.

Все нотариальные действия совершаются платно. Государственный нотариус взимает за их совершение пошлину, размер которой установлен федеральным законом «о государственной пошлине» (например, за удостоверение завещания взимается однократный размер минимальной оплаты труда). Если нотариальные действия не относятся к категории обязательных, то такая плата устанавливается соглашением сторон.

  • < Назад
  • Вперёд >

Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

Система судебной защиты прав человека - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл.: базовый уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2006. - С.299-301.

В настоящее время правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами , учрежденными в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным Законом о судебной системе РФ и другими правовыми актами. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных этими законами, не допускается.

Правосудие - это деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Гарантирование прав и свобод человека и гражданина выражается:

1) в установлении системы судов в России;

2) в чётком определении компетенции судов по защите прав и свобод граждан и других лиц;

3) в установлении гарантий самостоятельности и независимости судов;

4) в определении видов судопроизводства и его принципов;

5) в праве на получении каждым квалифицированной юридической помощи.

Судебная власть в РФ - обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принципы деятельности органов судебной власти:

1) осуществление правосудия только судом;

2) законность, равенство всех перед законом и судом;

3) независимость судей;

4) состязательность и равноправие сторон;

5) недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности;

6) истолкование сомнений в пользу обвиняемого;

7) освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;

8) гласность.

В настоящее время судебная система РФ двухуровневая (федеральные суды и суды субъектов РФ).

Федеральные суды включают в себя несколько подсистем: суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ, а также Конституционный Суд РФ.

Подсистему федеральных судов во главе с Верховным Судом РФ, которые рассматривают и разрешают гражданские, уголовные, дела, дела об административных правонарушениях и некоторые другие ела, называют судами общей юрисдикции (юрисдикция - здесь это компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению определенных категорий дел). К судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, являющиеся судьями субъектов РФ.

Подсистему судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ называют арбитражными судами. Применительно к судебной системе принципиально важны понятия звена судебной системы и судебной инстанции.

Звено судебной системы - суды , наделенные однородными полномочиями и имеющие одинаковую структуру. По этому признаку российская судебная система является либо трех, либо четырехзвенной.

В судах общей юрисдикции:

Мировые судьи

Районные (городские) суды (их называют судами «основного» звена);

Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономных округов и автономной области (иногда их называют судами субъектов РФ, а иногда - судами «среднего» звена, имея ввиду, что в федеральных судах три звена);

Верховный Суд РФ.

В военных судах: основное звено - гарнизонные суды; среднее звено - окружные (флотские) суды; высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

В арбитражных судах: арбитражные суды субъектов РФ; арбитражные апелляционные суды федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов десять); Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебную систему РФ можно представить в виде схемы (рис.2).

Рисунок 2 - Схема судоустройства РФ

Органы внутренних дел - это система органов входящих в МВД РФ.

Милиция - составная часть системы органов внутренних дел Российской Федерации - следят за общественным порядком, борются с правонарушениями.

Основные задачи милиции:

Обеспечение безопасности личности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений;

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах установленных Законом о милиции.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

В системе Министерства внутренних дел РФ существует криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Адвокатура - это организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.

Порядок приема в коллегию состоит в следующем: в члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.

Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы, является недостаточным.

В наши дни перед адвокатурой официально поставлены задачи:

содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц,

отправлению правосудия,

соблюдению и укреплению законности,

воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,

уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

участие адвокатов при производстве по уголовным делам и качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

оказание правовой помощи трудовым коллективам.

Являясь членом общественной самоуправляющейся организации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии; вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

Принадлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию.

Прокуратура Российской Федерации -- это единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Главными задачами Прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней -- 5 лет.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Закона РФ «О прокуратуре РФ». Выделяются направления деятельности прокуратуры: отрасли прокурорского надзора, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вынесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.

Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) - федеральный орган исполнительной власти осуществляющий, в пределах своих полномочий государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность РФ и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Основные направления деятельности органов ФСБ РФ: Контрразведывательная деятельность; Борьба с терроризмом; Борьба с преступностью; Разведывательная деятельность; Пограничная деятельность; Обеспечение информационной безопасности.

Нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Необходимость в актах нотариальных действий возникает при реализации права собственности, в предпринимательской деятельности, в семейных и наследственных отношениях. Роль нотариата значительно возросла, а его деятельность расширилась в условиях рыночной экономики.

Деятельность нотариата регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г, законами, постановлениями Правительства РФ и иными правовыми актами. В соответствии с Основами нотариальные действия в России от имени государства совершают: государственные нотариальные конторы; должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия; нотариусы, занимающиеся частной практикой.

И государственные, и частные нотариусы назначаются на должность государством, совершают нотариальные действия от имени государства и несут личную ответственность за обеспечение законности. Минюст России ведет Реестр государственных нотариальных контор и частных нотариусов.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариальная деятельность осуществляется на основании лицензии, которая выдается уполномоченными на то органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Нотариальной деятельностью могут заниматься граждане России, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.

Нотариус является должностным лицом, в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, Нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Все нотариальные действия регистрируются в реестрах, и нотариальное производство осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Он не может совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

Основы о нотариате определяют перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами. Перечень нотариальных действий содержит 18 наименований и не является закрытым. Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с российским законодательством и присягой.

Особенности основных правоохранительных органов РФ можно представить в виде таблицы 2.

правоохранительный орган

Таблица 2 - Особенности основных правоохранительных органов РФ

Название

Его сущность

Структура

Основные направления деятельности

Прокуратура РФ

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов

Генеральная прокуратура РФ.

Прокуратуры субъектов РФ.

Военные и специализированные прокуратуры.

Прокуратуры городов и районов

Надзор за исполнением законов

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.

Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом

Министерство внутренних дел РФ

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности

Служба криминальной милиции.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

Служба милиции общественной безопасности.

Следственный комитет.

Федеральная миграционная служба.

Служба собственной безопасности.

Внутренние войска и др.

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).

Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.

Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.

Совершенствование работы с кадрами ОВД.

Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск

Министерство юстиции (Минюст) РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

Центральный аппарат.

Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.

Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)

Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.

Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.

Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

Организация системы юридических услуг.

Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.

Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.

Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


Введение

Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 Прокуратура Российской Федерации

2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

2.3 Нотариат Российской Федерации

2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2.5 Адвокатура Российской Федерации

2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

Глава 3. Судебная система Российской Федерации

3.1 Суды общей юрисдикции

3.2 Верховный Суд

3.3 Районные суды

3.4 Мировые судьи

3.5 Военные суды

3.6 Арбитражные суды

3.7 Конституционный Суд

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения) .

Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека .

Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.

4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

– таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на :

Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

Федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

Указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Правоохранительные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ . Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции .
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.


Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример - нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана - важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа - выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники - Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать :

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)