Функции прокуратуры отрасли прокурорского надзора. Основные направления деятельности (функции) прокуратуры


По своей сути ПН является одной из функций ПРФ. Как специфический вид государственной деятельности он един. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Данные различие обусловлены особенностями законодательства, за которым надзирают органы прокуратуры, различием поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому в теории ПН принято выделять отрасли ПН.

______________________________________________________________

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «отрасль ПН». Так, С.Г. Березовская под отраслью ПН понимает специализированное организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора. Б.М. Спиридонов считает, что отрасль ПН – это регулируемая нормами права специализированная деятельность органов прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, а также специфические задачи и полномочия».

С учетом изложенных подходов под отраслью прокурорского надзора необходимо понимать относительно самостоятельно направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, определенным объемом полномочий прокурора, необходимым ему для решения специфичных задач, характерных для данной части ПН.

Таким образом, основными критериями деления ПН на отрасли выступают: объект, предмет надзора, задачи и полномочия прокурора.

Необходимо отметить, что современная юридическая литература вместо термина отрасль ПН чаще использует такие понятия как: вид прокурорского надзора, надзорная подфункция, направления прокурорского надзора. Действующий ФЗОП не содержит подобных понятий, а использует лишь общий термин «функция» для определения обязанностей, возложенных на прокуратуру.

Под объектом ПН понимается деятельность органов государства и негосударственных органов по исполнению требований законов. Иногда под понятием «объект ПН» понимается совокупность государственных и негосударственных органов, в отношении которых прокуратура осуществляет надзорные функции. Для определения границ объекта ПН используется понятие пределы ПН, под которыми понимаются правовые требования по исполнения определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов. Пределы ПН позволяют определить предмет ПН, под которым понимается часть объекта ПН. Предметы каждой отрасли находят свое непосредственное закрепление в нормах ФЗОП (ст.ст. 21, 26, 29, 32).

Например, одной из отраслей ПН является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объектом надзора в данном случае будет выступать деятельность указанных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. Пределы надзора определяются нормами уголовно-процессуального законодательства, а также ФЗ «Об ОРД» и ФЗОП. Предмет надзора закреплен в ст.29 ФЗОП и включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых данными органами решений.


Другим важным критерием деления ПН на отрасли выступает характер полномочий прокурора. Иногда для дифференциации отраслей ПН вводят такие дополнительные критерии как вид выносимых актов и методы осуществления надзора.

Таким образом, основными критериями деление прокурорского надзора на отрасли выступают:

1. объект надзора (предмет);

2. совокупность полномочий прокурора;

3. совокупность выносимых актов прокурорского реагирования;

4. методы надзорной деятельности.

1. Виды отраслей прокурорского надзора.

С учетом выше названных критериев (объект, предмет, полномочия, задачи, выносимые акты и методы надзора) на сегодняшний день можно выделить следующие отрасли ПН:

1. надзор за исполнением законов действующих на территории РФ, всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ранее данная отрасль надзора именовалась «общим надзором». Сейчас законодательство не использует данного термина, однако на практике его еще применяют.

2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами;

3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. надзор за исполнением законов судебными приставами

Выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в самостоятельную отрасль ПН на сегодняшний день довольно проблематично. Основные трудности заключаются в том, что действующий ФЗОП не определил ни предмет надзора, ни полномочия, ни совокупность актов прокурорского реагирования. Поэтому некоторые авторы не рассматривают надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН. Другая группа ученых считает надзор за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью ПН – надзор за исполнительным производством. Пробел в урегулировании полномочий прокурора и определении предмета надзора предлагается устранить путем применения аналогии закона, а именно ст.ст. 21-25 ФЗОП, регулирующих «общий надзор».

На наш взгляд рассматривать надзор за исполнением законов судебными приставами в качестве самостоятельной отрасли ПН не следует. На сегодняшний день служба судебных приставов является структурным подразделением МЮ РФ, которое в свою очередь является ФОИВ. ФОИВ являются объектом «общего надзора». Поэтому надзор за исполнением законов судебными приставами является одним из направлений деятельности ПН в рамках «общего надзора».

  1. Соотношение понятий отрасль и направление деятельности.

Как было отмечено выше, одной из функций (основным направлением деятельности) прокуратуры РФ является осуществление ПН. Прокурорский надзор, являясь комплексным понятием, включает в себя отрасли ПН. Каждая отрасль ПН включает в себя несколько направлений деятельности (подотраслей), под которыми понимается осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих общественные отношения в определенной сфере.

Так, например, в рамках «общего надзора» на сегодняшний день можно выделить такие направления деятельности (подотрасли) как: осуществление надзора за исполнением закона в социальной сфере; осуществление надзора за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; осуществление надзора за исполнением закона в оборонной сфере; осуществление надзора за исполнением закона в административно- юрисдикционной сфере и т.п..

В свою очередь каждое направление деятельности состоит из поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере предполагает осуществление надзора за исполнением законодательства о здравоохранении, за исполнением законодательства о безопасности труда, за исполнением пенсионного законодательства и т.п..

Особое место среди направлений деятельности прокуратуры занимают так называемые приоритетные направления деятельности . Эти направления деятельности включают в себя осуществление прокурорского надзора за наиболее важными на данный момент времени общественными отношениями, а также законами, которые наиболее часто нарушаются. Указанную категорию надзорных отношений в науке ПН принято выделять в отдельное понятие.

На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления деятельности ПРФ:

1. надзор за законодательством о приватизации государственной и муниципальной собственности;

2. надзор за исполнением земельного законодательства;

3. надзор за исполнением законодательства по борьбе с наркоманией;

4. надзор за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью;

5. надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом;

6. надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполнительной власти субъектов федерации, с целью обеспечения централизации федеральной власти и борьбе с сепаратизмом;

7. надзор за исполнением экологического законодательства.

От отраслей и направлений деятельности необходимо отличать участки деятельности (работы) органов прокуратуры, которые выделяются с учетом специфических задач, решаемых ими. Под участком деятельности необходимо понимать самостоятельный вид прокурорского надзора, характеризующуюся определенным предметом и спецификой методов ее осуществления независимо от его отраслевой принадлежности. Участок характеризуется:

1) наличием особого предмета надзора;

2) специфичными методами надзорной деятельности;

3) наличием аналогичных вопросов во всех отраслях ПН и основных направлениях деятельности ПРФ;

4) особой значимости указанных вопросов для общества и государства, которые устанавливают дополнительные гарантии соблюдение законности при их решении.

Основное отличие понятия «участок работы прокуратуры» и «приоритетное направление деятельности» прокуратуры заключается в том, что участки работы существуют всегда или в течение продолжительного периода времени, а приоритетные направления надзора определяют на данный момент времени.

Основными участками работы прокуратуры (видами ПН) являются: прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних; а также рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

Например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних проводится во всех отраслях ПН: в сфере «общего надзора», надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении уголовного преследования, при отбывании наказания несовершеннолетними правонарушителями и в иных отраслях ПН.

Для реализации задач, стоящих перед определенными участками надзорной работы в органах прокуратуры создаются специализированные отделы и группы

Страница 1 из 2

Отрасли прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра :

    • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов. Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

    1. федеральные министерства;
    2. государственные комитеты;
    3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
    4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. органы местного самоуправления;
    6. органы военного управления;
    7. органы контроля;
    8. должностные лица вышеперечисленных структур;
    9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения , которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

    1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    2. судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора - обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

Rating: (0 Rating)

признаки прокурорского надзора:

1. Является специфическим видом гос. деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органа­ми прокуратуры. Это отличает прокурорский надзор от иных контролирующих функций гос. органов, имею­щих более узкий, ведомственный характер. Прокурорский над­зор характеризуется всеобъемлемостью. Права и обязанности, предоставленные прокурору для осуществления своих полно­мочий, принадлежат исключительно ему и ни на какой другой орган гос. власти возложены быть не могут.

2. Прокурорский надзор имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Прокурорский надзор распространяется на деятельность как правоохранительных и контролирующих органов и их должностных лиц, так и подконтрольных структур и их должностных лиц.

3. Прокурорский надзор осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права. В связи с этим необходимо отметить, что полномочия прокуроров по осуществлению надзора закреплены не только в Законе о прокуратуре, но и в нор­мах других федеральных законов, а также приказах, указаниях и распоряжениях Генпрокурора РФ.

4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением ФКЗ и ФЗ. На прокуратуру также возлагается обя­занность осуществлять надзор за исполнением вступивших в законную силу международных договоров РФ и правил при­менения на территории России норм международного права в случаях, указанных в законе. Эта обязанность прокуратуры вытекает непосредственно из ст. 15 Конституции, согласно ко­торой общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ заключается в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового меха­низма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов лично­сти, общества и государства.

Прокурорский надзор - это урегулированный нормами права специфический вид гос. деятельности, осуществляемый от имени РФ специально созданными для этого ор­ганами и учреждениями прокуратуры, направленный на уста­новление режима законности в государстве, обеспечение вер­ховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства.



отрасли прокурорского надзора :

Соблюдение Конституции и исполнение законов;

Соответствие законам издаваемых нормативных право­вых актов;

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Исполнение законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

Исполнение законов судебными приставами;

Исполнение законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Цель деятельности прокуратуры заключается в создан ии на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, ис­полнение законов, действующих на территории России, а так­же сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов обще­ства и государства.

Задачи:

1. Задачи по обеспечению единства правового пространства в государстве:

Достижение единообразия и точности при исполнении действующего на территории РФ законодательства;

Обеспечение соответствия издаваемых на территории го­сударства нормативно-правовых актов Конституции и феде­ральному законодательству;

Гарантированное соблюдение на всей территории РФ прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение судебной защиты нарушенных интересов госу­дарства путем подачи исков в арбитражные и гражданские суды.

2. Задачи по осуществлению борьбы с преступностью:

Обеспечение реализации принципа неотвратимости уго­ловной ответственности за совершенные преступления. Реше­ние этой задачи достигается путем осуществления органами прокуратуры от имени государства уг. преследования, в том числе и поддержания гос. обвинения в суде, в соответствии с полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;



Достижение согласованного взаимодействия различных правоохранительных структур государства в борьбе с преступ­ностью;

Обеспечение законности исполнения назначенного су­дом наказания или иных мер принудительного характера.

3. Организационные задачи:

Обеспечение оперативного поступления информации правонарушениях, организация работы с жалобами и заявлениями граждан;

Установление эффективного сотрудничества с право­охранительными органами других стран для обеспечения эф­фективности уг. преследования транснациональных преступных группировок; розыска и экстрадиции преступни­ков, скрывающихся за рубежом; оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам гражданам России, находя­щимся за рубежом; организации обмена положительным опы­том работы между прокуратурами различных стран;

Обеспечение населения достоверной информацией о со­стоянии законности и эффективности борьбы с правонаруше­ниями как в отдельном регионе, так и в целом по РФ; обобщение практических материалов по ведению прокурорского надзора и организация обмена опытом работы с целью повышения эффективности деятельности;

Подготовка кадров для струк­тур органов прокуратуры РФ.

Решение стоящих перед прокуратурой задач осуществляет­ся через организацию ее деятельности по следующим основ­ным направлениям:

1) обеспечение общего надзора за соблюдением Конститу­ции и исполнением законов;

2) осуществление уг. преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) участие в соответствии с процессуальным законодатель­ством РФ в рассмотрении судами гражданских, арбитражных и административных дел, опротестованию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

5) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заяв­лений, жалоб и иных обращений граждан;

6) участие прокуратуры в правотворческой деятельности;

7) участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

8) организация издания специальной литературы;

9) обеспечение прямых связей в пределах предоставленной компетенции с соответствующими органами других го­сударств и международными организациями, сотрудничества с ними, заключения соглашений по вопросам правовой помо­щи и борьбы с преступностью, участия в разработке междуна­родных договоров РФ;

10) осуществление деятельности по подготовке и повыше­нию квалификации прокурорско-следственных кадров.

7. Проблемы и пути совершенствования организации и дея­тельности органов прокуратуры РФ.

1. Недостаточное знание некоторыми прокурорами состояния законности и правопорядка, а также структуры и динамики правонарушений в районе, городе, области, крае, республике. Это происходит вследствие того, что у этих прокуроров выработался кабинетный стиль работы, они слабо связаны с органами представительной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, трудовыми коллективами, населением. В результате невозможно эффективное планирование надзора и иной деятельности прокурора, своевременное выявление, пресечение и предупреждение правонарушений.

2. Отход от установленных Законом о прокуратуре предмета и пределов прокурорского надзора за исполнением законов, подмена и дублирование деятельности контролирующих органов; сохранение командно-бюрократических методов по устранению выявленных нарушений закона.

3. Несвоевременность принимаемых прокурором мер по устранению нарушений закона, запоздалое реагирование (или вовсе отсутствие такового) на обнаруженные правонарушения. В таких случаях меры прокурорского "реагирования" становятся бесполезными. Более того, они ведут к безнаказанности нарушителей закона, порождают новые нарушения.

4. Недостаточная целеустремленность по выявлению и устранению нарушений законности, а также отсутствие строгой, продуманной избирательности в выборе объектов прокурорского надзора. Проверки, осуществляемые прокурорами, подчас не дают ожидаемых результатов потому, что выбор объектов не был обусловлен ни состоянием законности, ни конкретными сигналами о допущенных нарушениях закона. Поводами для проводимых проверок должны служить прямые обращения граждан и должностных лиц относительно нарушенного закона, материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, контролирующих органов, результаты анализа статистических данных, сообщения средств массовой информации, а также иные сигналы, содержащие достаточные и убедительные данные о совершенном или готовящемся к совершению правонарушении. Единственное исключение в этом плане допускается относительно проверки законности нормативных актов местных органов самоуправления и органов исполнительной власти, которые прокурор обязан проверять независимо от наличия сведений о допущенных нарушениях законов.

5. Повторное, а то и неоднократное возвращение отдельных прокуроров к одним и тем же предприятиям или организациям по поводу одних и тех же нарушений закона. Происходит это. вследствие того, что меры, принимаемые прокурорами, оказываются неэффективными; причины и условия, порождавшие нарушения закона, не выявляются и не устраняются; оставшиеся безнаказанными нарушители закона не опасаются· за свое будущее и продолжают нарушать закон так же, как нарушали его и ранее.

6. "Бумажный" стиль руководства, формализм и бюрократизм в работе вместо живого дела.

Увлечение разработкой различного рода решений, указаний и заданий, которые зачастую не доводятся до конца или вообще не выполняются, только отвлекает прокуроров от выполнения реальных мероприятий по укреплению законности.

7. Недостаточное внимание к работе с жалобами и заявлениями граждан о допущенных нарушениях закона.

8. Снисходительное отношение некоторых прокуроров к нарушениям закона и приказов Генпрокурора РФ, допускаемым подчиненными прокурорами. По многим уголовным делам допускается волокита при расследовании преступлений, иногда расследование длится годами, вследствие чего утрачивается актуальность правонарушения, снижается эффективность борьбы с преступностью, силы квалифицированных прокуроров и следователей отвлекаются на "бесперспективные" уголовные дела.

За последнее время Генпрокурором РФ, прокурорами субъектов РФ многое сделано для дальнейшего улучшения организации работы органов прокуратуры, совершенствования стиля и методов руководства, контроля исполнения. В немалой степени этому способствовало преобразование контрольно-инспекторских отделов указанных прокуратур в организационно-контрольные отделы. Это не просто изменение наименования структурного подразделения, а постановка новых задач для этого подразделения, когда на первый план выдвигается задача по улучшению организации работы.

Изменился критерий оценки деятельности подчиненных прокуратур: замена количественной оценки данными о реальном состоянии законности и правопорядка; заметно улучшение в планировании в органах прокуратуры; повышена персональная ответственность прокуроров и следователей за порученное дело; выросла общая и профессиональная культура следователей и прокуроров.

Организация работы органов прокуратуры тесно увязывается с задачами социально-экономического развития республики, края, области, города и района. Например, если в области намечено крупное промышленное строительство, то это повлечет за собою миграцию населения, появятся новые объекты надзора и т. д. Все это должен учитывать и прокурор в планировании работы. Прокурорам необходимо учитывать в своей работе новое законодательство, укрепление структуры иных правоохранительных органов и многие другие факторы.

Учреждение и исторические этапы становления и развития прокуратуры

1. Становление прокуратуры в России связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного управления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат - основной задачей этого учреждения должно стать осуществление высшего над­зора и распоряжения за всем государственным управлением. В связи с этим Петр I понимает, что необходим контроль за деятельностью Сената, и дает рас­поряжение о введении должности фискалов.

1772 – 1864 гг. – дореформенная (петровская) прокуратура.

1864 – 191 7 гг. – пореформенная прокуратура.

1922 – 1991 гг. – советская прокуратура.

С 1991 г. – новая российская прокуратура.

Указом от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уг. преследование в суде.

Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции – обеспечению уг. преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных еле-дователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции – обеспечения уг. преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственныхучреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уг. преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства – императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти – министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органуВерховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной

деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению

исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории

РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом

«О прокуратуре РФ».

Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов – налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности. Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются

практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о

правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.

Тем не менее прокуратура не должна подменять другие государственные

контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и

соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом

обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.

Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли , т.е.

направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности

прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом

признаков. К ним относятся следующие:

1. Предмет надзора , т.е. определенная сфера деятельности государственных

и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках

которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору

при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно

принимать меры к устранению нарушений законности.

3. Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты –

постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости

нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и

свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации

надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.



Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные

федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению

соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых

характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и

средствами прокурорского реагирования на нарушения законности .

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие

отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и

местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и

руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами

государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами,

органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих

организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,

исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурорский надзор -- специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений .

Органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Республики Беларусь. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в системе государственного устройства, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юридической науки в учебную дисциплину. При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора. Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями вне зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Эта задача, сформулированная в Законе о прокуратуре, охватывает в целом всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлениям деятельности прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В юридической литературе среди ученых в области прокурорского надзора нет единого мнения в отношении понятий «направления прокурорского надзора», «отрасль прокурорского надзора». Закон о прокуратуре называет направления прокурорского надзора. Видные ученые в области прокурорского надзора В.И. Басков, Ю.Э. Винокуров называют направления прокурорского надзора отраслями прокурорского надзора, а деятельность внутри направления (отрасли) подотраслью - участок прокурорской деятельности.

Отрасль прокурорского надзора -- это специализированное, организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора,* а также специфическими задачами и полномочиями прокурора.

Правильная организация и надлежащая постановка надзора в каждой отрасли предполагает точное знание того, что подлежит проверке, какие акты, действия (бездействия), правонарушения и каких субъектов должны находиться в поле зрения прокурора для принятия мер к выполнению и своевременному устранению нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности. Понятие отрасли прокурорского надзора характеризуется и особыми задачами каждой отрасли. Это значит, что общие задачи прокуратуры, предусмотренные Законом о прокуратуре, реализуются через осуществление конкретных задач в рамках каждой отрасли прокурорского надзора.

Предметная (отраслевая) компетенция прокурора (органа прокуратуры) -- это сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органа прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений, реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственным и другим органам с использованием установленных полномочий прокуратуры. Общепризнанно, что различают следующие направления (отрасли) прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Правительству Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, другими юридическими лицами, должностными лицами и гражданами.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом надзора является соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Надзор за исполнением законодательства при производстве предварительного следствия и дознания. Предметом надзора является соответствие правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц при производстве предварительного следствия и дознания УПК.

Надзор за соответствием закону судебных решений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Предметом надзора является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, хозяйственным (экономическим) спорам, по делам об административных правонарушениях, а также соответствие законодательству правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных решений и иных актов, подлежащих исполнению .

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Предметом надзора является соблюдение законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности; учреждениями, исполняющими принудительные меры воспитательного характера, администрациями мест содержания под стражей, а также соблюдение прав осужденных, подвергнутых принудительным мерам безопасности и лечения, принудительным мерам воспитательного характера, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей. Задачи отраслей прокурорского надзора вытекают из решений высших органов государственной власти и управления. Они находят свое конкретное выражение в приказах и инструкциях Генерального прокурора и методических письмах республиканской прокуратуры, одобренных коллегией прокуратуры Республики Беларусь.

Понятие отрасли прокурорского надзора включает в себя в качестве неотъемлемого признака наличие у прокурора в каждой отрасли (сфере) особых полномочий. Эти полномочия тесно связаны с положением прокурора, осуществляющего надзор в той или иной отрасли, и различаются по характеру. Например, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельностью, обладает, как отмечалось, такими властно-распорядительными полномочиями, которыми не наделены прокуроры, действующие в сфере общего надзора. В каждой отрасли прокурорского надзора прокурор вступает в правоотношения с различными органами, общественностью, должностными лицами и гражданами, осуществляя свою функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Учет особенностей такой работы в каждой отрасли (сфере) является необходимым условием повышения эффективности прокурорского надзора и одновременно предпосылкой повышения результативности деятельности органов и должностных лиц по точному исполнению законов. Отрасли прокурорского надзора не изолированы друг от друга. Они неразрывно связаны между собой, представляя лишь различные направления единой прокурорской деятельности, через которые практически реализуется или осуществляется конституционная функция прокуратуры - надзор заточным и единообразным исполнением законов.

Ни одна отрасль прокурорского надзора не может рассматриваться вне связей и взаимоотношений с другими отраслями, в отрыве от задач прокуратуры в целом.

Говоря об отраслях прокурорского надзора, нельзя смешивать понятия «отрасль надзора» и «участок работы». Они выделяются с учетом специфических задач, решаемых органами прокуратуры, и соотносятся между собой как частное к целому. Так, задачи усиления охраны прав несовершеннолетних обусловливают, к примеру, выделение надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в самостоятельный и очень важный участок прокурорской деятельности. Участком деятельности прокуратуры является работа с предложениями, обращениями, жалобами и заявлениями граждан, организаций и должностных лиц.

Особенности, специфика задач надзора за точным исполнением законов в Вооруженных Силах обусловили выделение военной прокуратуры в самостоятельное специализированное подразделение единой системы органов прокуратуры. То же самое можно сказать о транспортной прокуратуре.