Государственная политика и правовые основы обеспечения безопасности. Публикации


Файлы для скачивания

"Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года" N Пр-3400 – rtf (68 Кб)

ПОРУЧЕНИЕ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ

ВАЖНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ОТ УГРОЗ ПРИРОДНОГО,

ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяют:

а) цели государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и террористических актов (далее - угрозы различного характера);

б) приоритетные направления государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера;

в) основные принципы государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера;

г) задачи государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера.

2. Настоящие Основы развивают и конкретизируют основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, касающиеся обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера. Они базируются на комплексной оценке возможных угроз на территории Российской Федерации, учете объективных потребностей и реальных возможностей страны по обеспечению безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера направлена на формирование эффективного механизма реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами своих полномочий и прав в данной области.

4. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера формируется на основе Конституции Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

5. Проведение государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера является важной задачей в реализации целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере безопасности населения от угроз различного характера.

II. Общие выводы на основе анализа возможных угроз на территории Российской Федерации

6. Согласно государственным докладам о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2008 - 2010 годы количество опасных природных явлений и крупных техногенных катастроф ежегодно растет. При этом количество погибших от последствий чрезвычайных ситуаций на протяжении последних лет неуклонно снижается, что говорит об определенной эффективности проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектах проживает свыше 90 миллионов человек (60 процентов населения страны).

8. По-прежнему значительную угрозу для населения представляют сейсмические опасности, так как более 20 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 миллионов человек может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше. На сейсмоопасных территориях находится большое количество критически важных и потенциально опасных объектов и жилых зданий, а также планируются к реализации крупные экономические и инфраструктурные проекты, что в случае сильного землетрясения может привести к их серьезным разрушениям и усилить поражающий эффект для населения.

9. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом их структуры угроз и динамики изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествиями на воде, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для жизнедеятельности человека, стабильного экономического роста и, как следствие, для устойчивого развития и национальной безопасности России.

10. Годовой экономический ущерб (прямой и косвенный) от чрезвычайных ситуаций может достигать 1,5 - 2 процентов валового внутреннего продукта (от 675 до 900 млрд. рублей). Масштабные чрезвычайные ситуации в регионах с ограниченными бюджетными ресурсами могут существенно ограничивать их социально-экономическое развитие.

11. Основная задача деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций (в части, их касающейся), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - обеспечение необходимых условий для безопасности населения и устойчивого социально-экономического развития государства с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2020 года.

III. Цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера

12. Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера являются:

а) минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических актов;

б) обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска;

в) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;

г) создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий.

13. Для достижения целей государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо обеспечить концентрацию усилий и ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

а) совершенствование нормативно-правовой базы;

б) развитие фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий;

в) обеспечение эффективного функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

г) смягчение долговременных последствий радиационных аварий и катастроф;

д) развитие международного сотрудничества в данной области.

14. Формирование и реализация государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера осуществляются с соблюдением следующих основных принципов:

а) спасение жизни и сохранение здоровья людей - приоритетные действия при возникновении угроз различного характера;

б) учет разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и реализации мероприятий в данной области;

в) обеспечение комплексной защиты критически важных и потенциально опасных объектов;

г) планирование мероприятий по обеспечению безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов с учетом степени риска возникновения возможных угроз различного характера.

15. Для достижения целей по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера необходимо решить следующие основные задачи:

а) по совершенствованию нормативно-правовой базы: обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

разработать и внедрить технические регламенты по вопросам обеспечения безопасности населения, безопасности эксплуатации (функционирования) и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;

провести анализ нормативного правового регулирования в области обеспечения пожарной безопасности и совершенствовать порядок и правила осуществления государственного пожарного надзора с учетом современных социально-экономических условий;

осуществить модернизацию (уточнение) норм и нормативов первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях с учетом анализа проводимых мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера;

внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на повышение ответственности за нарушение норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

уточнить критерии отнесения объектов к категории критически важных объектов федерального и регионального уровня;

б) по развитию фундаментальной и прикладной науки, техники и технологий:

совершенствовать научные основы: оценки и прогноза рисков возможных чрезвычайных ситуаций; оптимизации управления этими рисками;

анализа воздействия угроз различного характера на население, критически важные и потенциально опасные объекты;

осуществить дальнейшую разработку и формирование научных основ обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

обеспечить выполнение научных исследований по созданию и апробации единой методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в зависимости от состояния их защищенности и единой методики отнесения объектов экономики и элементов инфраструктуры страны к критически важным;

разработать и внедрить в практику современные:

научные методы прогноза рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

системы, средства и методы технической диагностики оборудования потенциально опасных объектов для раннего обнаружения причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

способы и технологии проведения аварийно-спасательных работ, а также образцы аварийно-спасательных средств;

средства защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

средства индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также системы радиационного, химического и биологического контроля;

специальные медицинские средства защиты населения;

в) по обеспечению эффективного функционирования и развития РСЧС:

совершенствовать структуру РСЧС, повысить уровень готовности и эффективности деятельности ее территориальных и функциональных подсистем;

провести работу по совершенствованию пунктов управления РСЧС, созданию и реконструкции центров управления в кризисных ситуациях;

осуществить развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;

обеспечить развитие системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера, в том числе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

завершить в установленные сроки создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;

завершить в установленные сроки создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Российской Федерации;

совершенствовать требования промышленной безопасности, улучшить подготовку объектов экономики к функционированию в условиях угроз различного характера за счет повышения их физической устойчивости и (или) защищенности от воздействия поражающих факторов этих угроз;

осуществить развитие сил, обеспечивающих безопасность населения и защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, оснастить эти силы современной техникой и техническими средствами;

совершенствовать систему подготовки населения в области защиты населения от угроз различного характера, разработать и внедрить современные методики и технические средства обучения;

осуществить развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на критически важных объектах, оснастить ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества, а также развивать добровольную пожарную охрану;

разработать и реализовать меры по совершенствованию противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей, проведению работ по их оснащению средствами пожарной автоматики, созданию условий для эвакуации находящихся в них людей в случае возникновения пожара;

провести работу по совершенствованию противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

разработать и внедрить новые инновационные технологии в области обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения, обеспечения своевременного оповещения о пожарах;

разработать эффективные средства пожаротушения высотных зданий, лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ, с использованием мобильных робототехнических комплексов и вертолетов с горизонтальной подачей огнетушащих веществ;

провести исследования по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения;

внедрить современные формы и методы обеспечения безопасности людей на водных объектах;

провести совершенствование контрольной и надзорной деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, развитие их инфраструктуры;

оснастить подразделения, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах, современными техническими средствами и новыми технологиями;

совершенствовать работу по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

осуществить развитие автоматизированной информационной системы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ее совместимости с автоматизированной информационной управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) по смягчению долговременных последствий радиационных аварий и катастроф:

создать инфраструктуру, необходимую для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях;

разработать и реализовать комплекс мер в сфере охраны здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая адресную специализированную медицинскую помощь;

обеспечить информационную поддержку и социально-психологическую реабилитацию граждан, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях;

создать условия для безопасного (с учетом установленных норм радиационной безопасности) лесопользования на радиоактивно загрязненных территориях;

привести в безопасное состояние и возвратить в хозяйственный оборот сельскохозяйственные угодья, на которых осталось радиоактивное загрязнение;

д) по развитию международного сотрудничества:

совершенствовать международную договорно-правовую базу в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществить дальнейшее развитие сотрудничества с ООН и Советом Европы, в том числе в рамках взаимодействия России с этими организациями по линии Частичного открытого соглашения Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф;

развивать сотрудничество в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в рамках Содружества Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества, Арктического совета и его рабочей группы по предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации, Совета Баренцева/Евроарктического региона;

обеспечить активизацию участия в мероприятиях в рамках форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество", диалогового партнерства России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Регионального форума АСЕАН по безопасности и Шанхайской организации сотрудничества;

осуществить анализ современных технологий в области обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами, применяемых иностранными государствами и международными организациями, с целью внедрения лучших из них в Российской Федерации;

обеспечить интеграцию российских технологий в международные программы обеспечения безопасности и борьбы с катастрофами.

IV. Реализация государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера

16. Государственная политика в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера осуществляется посредством скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан на основе законодательства Российской Федерации, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

17. Правительство Российской Федерации руководит реализацией государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, а также деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с полномочиями, возложенными на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от угроз различного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

19. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий организуют и проводят мероприятия в области защиты населения и территорий от угроз различного характера.

20. Настоящие Основы реализуются в рамках:

а) профильных государственных и федеральных целевых программ;

б) межведомственной комплексной программы фундаментальных и прикладных исследований в интересах обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

в) обеспечения мероприятий в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств организаций;

г) федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации;

д) планов повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления организаций, объекты которых являются критически важными или потенциально опасными.

21. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере состояния социально-экономического развития общества и изменения характера угроз на территории Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрели особую актуальность в начале XX в. в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны. Поэтому на первых этапах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. Основное внимание ведущих государств мира всегда уделялось военной безопасности. Начиная с 1960-х годов происходит постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не только от ядерного и другого оружия массового поражения, но и от самой деятельности человека. Следовательно, подлинная безопасность в наше время может быть обеспечена только как комплексная, охватывающая все сферы общественной жизнедеятельности государства, общества и личности.

Таким образом, в политике безопасности должна предусматриваться система мер, блокирующая причины всех видов опасности, с которыми столкнулось человечество.

Большое значение имеет четкое определение самого понятия «безопасность». Федеральный закон от 29.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного бытия личности, общества и государства. Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона основными принципами обеспечения безопасности являются:

  • 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) законность;
  • 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
  • 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
  • 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Действующее законодательство предусматривает многие виды безопасности. Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной и государственной безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности - национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой и являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком смысле.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О безопасности», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Согласно ст. 3 данного Закона деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

  • 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
  • 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
  • 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
  • 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
  • 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
  • 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
  • 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
  • 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
  • 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
  • 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
  • 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к основным объектам безопасности относятся:

  • 1) личность (ее права и свободы);
  • 2) общество (его материальные и духовные ценности);
  • 3) государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность).

Соответственно государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент РФ. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых

Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Национальной безопасности нашей страны постоянно уделяется и уделялось первостепенное внимание со стороны Президента и Правительства РФ. Были приняты такие нормотворческие документы, как Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2000) и Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу).

Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», отменяя ранее названные документы, утверждена и вступила в силу Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Стратегия строится на принципах преемственности государственной политики в сфере безопасности и опирается на систему национальных приоритетов России. Документ в полной мере увязан с Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года, нацеленной на повышение качества государственного управления и призванной скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.

К национальным интересам Российской Федерации на долгосрочную перспективу относятся: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; незыблемость конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение России в мировую державу. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. В число стратегических целей национальной обороны включено предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, стратегическое сдерживание в интересах обеспечения военной безопасности страны.

Как угроза военной безопасности расценена политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере. В связи с этим предусмотрен переход к качественно новому облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил, наращиванием количества частей постоянной готовности, совершенствованием оперативной и боевой подготовки войск.

Основную угрозу государственной и общественной безопасности представляют: терроризм; экстремизм; разведывательная деятельность иностранных спецслужб; организованная преступность. В связи с этим необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создать единую систему профилактики правонарушений, снизить уровень коррумпированности и криминализации общества. Особое внимание должно быть уделено охране Государственной границы РФ.

Одной из стратегических целей национальной безопасности является повышение качества жизни российских граждан. Основные задачи в данной сфере - обеспечение личной безопасности, доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты труда. Большое значение придается экономическому росту, развитию науки, технологий, здравоохранения и образования, сохранению культурного потенциала.

Данная стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи и взаимозависимости устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, при этом национальная безопасность обеспечивается путем достижения связанных между собой стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: национальная оборона, государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, экология и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Основное внимание в указанной Стратегии сосредоточено на вопросах обеспечения национальной безопасности в рамках достижения каждого из стратегических национальных приоритетов по единой методологической схеме: от анализа угроз к мерам по их нейтрализации. Четко формулируются такие понятия, как «национальная безопасность», «национальные интересы России», «угроза национальной безопасности», «стратегические национальные приоритеты», «система обеспечения национальной безопасности», «силы и средства обеспечения национальной безопасности».

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Стратегические цели обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности:

  • 1) защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности;
  • 3) сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

В вышеуказанной Стратегии названы основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности:

  • 1) разведывательная и иная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России;
  • 2) деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, которая направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия или опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;
  • 3) экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности государства, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
  • 4) деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
  • 5) преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, преступления, связанные с коррупцией.

В Стратегии ставится и задача по надежной защите и охране Государственной границы РФ.

Угрозами в пограничной сфере определены: наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи госграницы; незавершенность международно-правового оформления государственной границы с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через госграницу наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов незаконной миграции.

Также в Стратегии уделяется внимание обеспечению национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях, что достигается прежде всего путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в этой области, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Как отмечалось выше, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами национальной безопасности являются экономическая и информационная безопасность.

Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» одобрена стратегия экономической безопасности Российской Федерации, определены ее цель и объекты, угрозы экономической безопасности Российской Федерации, критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, меры и механизмы экономической политики, направленные на ее обеспечение.

Таким образом, указ Президента РФ закрепил конституционное определение, что Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально- экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена Президентом РФ 06.09.2000. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина дает понятие информационной безопасности, раскрывает основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и виды угроз информационной безопасности, определяет методы обеспечения информационной безопасности.

Понятие информационной безопасности в настоящей Доктрине - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

  • 1) обязательное соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею;
  • 2) информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации (доведение до российских граждан и международной общественности сведений о государственной политике Российской Федерации, официальной позиции по значимым событиям в России и в мире) с доступом граждан к открытым государственным ресурсам;
  • 3) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии (средств информатизации, телекоммуникации и связи). Обеспечение информационными технологиями и техникой внутреннего рынка России и выход на мировые рынки;
  • 4) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

К угрозам информационной безопасности Российской Федерации данная Доктрина относит:

  • 1) угрозы, направленные на конституционные права и свободы человека в области информационной деятельности;
  • 2) угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
  • 3) угроза развитию современных информационных технологий отечественной индустрии, а также выходу на внутренний и мировой рынок;
  • 4) угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем.

Рассмотрим методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в настоящей Доктрине.

  • 1. Правовые методы.
  • 1) разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере информационных технологий;
  • 2) разработка нормативных методических документов отвечающим по вопросам информационной безопасности Российской Федерации.
  • 2. Организационно-технические методы :
  • 1) создание системы информационной безопасности Российской Федерации и ее совершенствование;
  • 2) привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления в этой сфере;
  • 3) создание систем и средств для предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации;
  • 4) выявление средств и устройств, представляющих опасность для нормального функционирования систем, предотвращение перехвата информации с применение средств криптографической защиты как при передаче информации, так и при ее хранении;
  • 5) контроль за выполнением требований по защите информации;
  • 6) контроль за действиями персонала, имеющего доступ к информации, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • 7) создание системы мониторинга информационной безопасности Российской Федерации.
  • 3. Экономические методы :
  • 1) разработка программ обеспечения информационной безопасности и их финансирование;
  • 2) финансирование работ, связанных с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, настоящая Доктрина служит основой для:

  • 1) формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • 2) подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
  • 3) разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
  • 8.Законодательство и иные правовые акты о судебной власти и судебной системе.
  • 9.Правовые акты об организационном обеспечении деятельности судов (и органах, его осуществляющих)
  • 10.Законодательство рф о выявлении и расследовании преступлений.
  • 11.Законодательство о прокурорском надзоре и органах прокуратуры.
  • 12.Законодательство об оказании юридической помощи.
  • 13.Международно-правовые акты о правоохранительной деятельности.
  • 14.Значение постановлений Конституционного Суда рф и постановлений Пленума Верховного Суда по вопросам правоохранительной деятельности.
  • 15.Понятие и признаки судебной власти. Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной.
  • 16.Понятие судебной системы Российской Федерации. Основные этапы развития.
  • 17. Система федеральных судов. Общая характеристика судов общей юрисдикции.
  • 18.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции и подсудности.
  • 19. Районный (городской) суд – основное звено судов общей юрисдикции.
  • 20.Суды среднего звена общей юрисдикции.
  • 22. Военные суды общей юрисдикции.
  • 23.Федеральные арбитражные суды субъектов рф.
  • 24.Апелляционные арбитражные суды.
  • Глава III.
  • 25.Окружные арбитражные суды: структура, полномочия.
  • 26.Высший арбитражный суд рф: структура, полномочия.
  • 27. Конституционный суд рф: структура, порядок формирования, полномочия.
  • 28.Конституционные (уставные) суды субъектов рф. Мировые судьи.
  • 29. Понятие и основные признаки правосудия.
  • 30.Общая характеристика принципов правосудия.
  • 3.Независимость судей и подчинение их только конституции и фз
  • 10.Участие граждан в отправлении правосудия (присяжные заседатели)ч 5 ст 32 конст, ч 3 ст 31 упк, 326 упк
  • 32.Принцип осуществления правосудия только судом.
  • 33. Принцип независимости судей.
  • 34. Принцип равенства всех перед законом и судом.
  • 35. Принцип гласности, открытости
  • 37. Принцип презумпции невиновности
  • 38.Принцип состязательности и равноправия сторон. Принцип языка судопроизводства.
  • 39. Принцип участия граждан в отправлении правосудия.
  • 40. Место и роль районных (городских) судов в судебной системе, организация, структура, полномочия.
  • 42.Следственный комитет: система, структура, полномочия.
  • 43.Аппарат суда среднего звена, его функции
  • 44.Верховный суд рф как высший суд судов общей юрисдикции, судебные и организационные функции.
  • 45.Состав, структура и порядок формирования Верховного суда рф.
  • 46. Аппарат Верховного суда рф
  • 47. Судебный Департамент при Верховном Суде рф: правовая основа деятельности, структура и система органов. Задачи, функции, полномочия.
  • 48.Аппарат Конституционного суда рф.
  • 49. Аппарат Высшего Арбитражного Суда рф.
  • Секретариат Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – редакторская группа
  • 52.Судейский корпус, понятие и состав. Формирование судейского корпуса.
  • 53. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к судьям. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
  • 54. Независимость и несменяемость судей. Основные гарантии независимости судей.
  • 55. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества.
  • 56. Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • 57. Место и роль прокуратура в системе органов государственной власти.
  • 58. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры.
  • 59. Система органов и учреждений прокуратура. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 60.Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как основного вида прокурорской деятельности.
  • 61. Министерство юстиции рф: правовая основа деятельности и структура. Задачи, функции и полномочия.
  • 62.Федеральная служба судебных приставов
  • 63.Министерство внутренних дел рф: основные задачи и полномочия, организация деятельности.
  • 64. Полиция: основные направления деятельности, правовой статус, принципы деятельности.
  • Глава 3. Обязанности и права полиции
  • 65.Федеральная миграционная служба рф: задачи, правовой статус, основные направления деятельности.
  • 66. Деятельность и полномочия Уполномоченного по правам человека в рф.
  • 67.Деятельность и полномочия Уполномоченного по правам ребенка при Президенте.
  • 68.Правовые основы обеспечения безопасности государства
  • 69.Органы федеральной службы безопасности: задачи, правовые основы деятельности.
  • 70.Федеральные органы государственной охраны: задачи, правовой статус, основные направления.
  • 71.Органы внешней разведки Российской Федерации: система, задачи, основные полномочия.
  • 72. Таможенные органы Российской Федерации: система, задачи, основные направления деятельности.
  • 73.Органы по контролю за наркотиками в Российской Федерации: система, структура, правовая основа и направления деятельности.
  • 74.Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие и органы, уполномоченные их осуществлять.
  • 75.Органы дознания, их система, задачи и полномочия.
  • 76.Органы предварительного следствия, их система, состав и полномочия.
  • 77.Понятие адвокатской деятельности и адвокатуры
  • 78.Правовая основа организации и деятельности адвокатуры.
  • 79. Виды юридической помощи.
  • 80.Права и обязанности адвоката
  • 81. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката.
  • 82. Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация
  • 83. Органы управления адвокатским сообществом: Федеральная адвокатская палата, адвокатская палата субъекта рф, Всероссийский съезд адвокатов, собрание (конференция) адвокатов субъекта рф.
  • 84.Нотариат как орган оказания юридической помощи.
  • 85. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий.
  • 86.Права, обязанности и ответственность нотариуса.
  • 87.Органы управления нотариата.
  • 88. Виды и порядок совершения нотариальный действий.
  • Глава IX. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 68.Правовые основы обеспечения безопасности государства

    Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"

    Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности

    Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «о безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

    69.Органы федеральной службы безопасности: задачи, правовые основы деятельности.

    Среди органов исполнительной власти как спец субъекта обеспечения безопасности следует выделить ФСБ.

    Органы ФСБ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов ФСБ осуществляет президент и правительство.

    Органы ФСБ представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

    Федеральная служба безопасности

    Управления (отделы) федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности)

    Управления (отделы) федеральной службы безопасности в вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления

    Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении федеральной службе безопасности. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения.. ФСБ возглавляет директор Федеральной службы безопасности РФ на правах федерального министра.

    Правовые основы деятельности

    Указ президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности России и ее структуре»

    Задачи

    Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:

    Разведывательная деятельность

    Контрразведывательная деятельность

    Борьба с преступностью

    Обеспечение безопасности границ РФ

    Обеспечение безопасности правительственной связи и информации

    70.Федеральные органы государственной охраны: задачи, правовой статус, основные направления.

    Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственной охране"

    Правовая основа государственной охраны: государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

    Основными задачами органов государственной охраны являются:

    1) прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

    2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;

    3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;

    4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

    5) обеспечение защиты охраняемых объектов;

    6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

    7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;

    8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

    Правовой статус: Органы государственной охраны обязаны :

    1) выявлять, предупреждать и пресекать преступные и иные противоправные посягательства на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

    2) организовывать и проводить охранные, режимные, технические и иные мероприятия по обеспечению безопасности объектов государственной охраны на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

    3) поддерживать общественный порядок, необходимый для обеспечения безопасности объектов государственной охраны на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, принимать меры по устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

    4) обеспечивать в необходимых случаях сопровождение транспортных средств, в которых следуют объекты и другие (всего 13)

    Права органов государственной охраны

    1) привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий или защите охраняемых объектов;

    2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

    3) осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; производить при проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том числе с применением технических средств и служебных животных;

    4) производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;

    5) задерживать и доставлять в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, совершающих или совершивших такие преступления или правонарушения;

    И другие (всего 16)

    Направления

    объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом

    охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны;

    Государственная охрана осуществляется на основе следующих мер :

    1) предоставление объекту государственной охраны персональной охраны, информации об угрозе его безопасности, транспортного обслуживания, бытового обслуживания и обеспечения, безопасного питания, а также обеспечение его санитарно-эпидемиологического благополучия;

    2) предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

    3) проведение мероприятий, обеспечивающих поддержание общественного порядка на охраняемых объектах, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;

    4) защита охраняемых объектов, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

    5) организация связи для нужд органов государственной власти, обеспечение надежного функционирования и информационной безопасности связи при ее предоставлении Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным государственным органам, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

    6) организация федеральных информационных систем для информационно-технологического и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов, а также обеспечение надежного функционирования этих систем и их информационной безопасности, в том числе в военное время и при чрезвычайных ситуациях

    В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

    Государственная охрана предоставляется:

    Президенту Российской Федерации

    Председателю Правительства Российской Федерации;

    Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

    Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

    Председателю Конституционного Суда Российской Федерации;

    Председателю Верховного Суда Российской Федерации;

    Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    Генеральному прокурору Российской Федерации;

    Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

    членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным государственным служащим и иным лицам

    Государственной Думой РФ 7 декабря 2010 года был ФЗ N 390-ФЗ «О безопасности» . В ст. 1. в качестве предмета регулирования Федерального закона определено:

    1) основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Р. Ф.;

    2) полномочия и функции федеральных органов государственной власти РФ;

    3) полномочия и функции органов государственной власти субъектов Р Ф;

    4) полномочия и функции органов местного самоуправления в области безопасности;

    5) статус Совета Безопасности Российской Федерации.

    Основными принципами обеспечения безопасности в РФ установлены:

    1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) системность и комплексность применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

    4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

    5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности (ст. 2.).

    1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

    2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

    3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

    4) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

    5) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

    6) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

    Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации (ст. 4.).

    Правовую основу обеспечения безопасности в Росси составляют:

    Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

    · Конституция Российской Федерации.

    · Федеральные конституционные законы.

    · Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    · Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности (ст. 5.).

    Отметим, что эти конституционные нормы сформулированы в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларацией прав человека. Безопасность личности, безусловно, включает социальную защищенность как совокупность социальных прав личности, обеспечиваемых государством .

    Основная задача права. При всех вариантах его понимания:

    1. Является регулирование общественных отношений.

    2. Т.е. управление ими при помощи принятия письменного акта (документ права).

    3. Документ, имеющий категорический, обязательный, всеобщий характер.

    4. Это создаёт правоотношений (возложения обязанностей на одних и предоставления прав другим).

    Парадигма «новый антропоцентризм» и экологическое право. Экологические юридические императивы пока плохо укореняются в общественном сознании постсоветской России: это общество не готово поставить экологический интерес выше финансового. Преимущественно технократическое общественное сознание сохраняется и воспроизводится основными доминантами российского образования, ориентированными на непосредственный эмпирический опыт . Носителями экологических интересов (соответственно, субъектами экологических прав ) выступают только граждане , организованные и неорганизованные, представленные отдельными лицами и группами, объединениями и населением в целом.

    Специфика экологической юридической конструкции состоит в том, чтобы человек жил в условиях благоприятной и безопасной среде обитания, а экологическое законотворчество должно быть направлено на правовую защиту людей :

    1) от последствий губительного воздействия природы (ураганы, землетрясения, наводнения и т.п.);

    2) от негативных последствий урбанизации и деятельности военно-промышленного комплекса, индустриального развития; техногенных аварий;

    3) от людей, от посягательства на жизнь и имущество граждан, соблюдения их прав;

    4) от нищеты и бедности ─ человеческое измерение в экологии.

    Мировоззрение в духе «новый атропоцентризм» должен изменить экономический критерий хозяйственной деятельности:

    1) не только минимум затрат на продукцию, но и минимум ущерба для человека;

    2) на первый план выходят не просто узко природоохранные, а социально-политические приоритеты, связанные с сохранением и сбережением населения, приумножение человеческого капитала;

    3) обеспечение достойного по современным стандартам уровня и качества жизни в благоприятной окружающей среде;

    4. безопасности личности, общества, государства.

    Латинское понятие «humanitas» изначально означало стремление к развитию человеческого достоинства вопреки длительному принижению значения всего, что связано с человеческой жизнью.

    Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил указ "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года". Стратегия нацбезопасности РФ "фундаментально взаимосвязана" с концепцией экономического развития : "Настоящая стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства", - отмечается в Стратегии.

    Основная задача Стратегии "состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов".

    Однако «Концепции национальной безопасности РФ (Концепция)» была принята раньше в 1997. В ней под национальной безопасностью РФ понимается – безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Р Ф . При этом, важнейшими составляющими национальных интересов России определены: защита личности, общества и государства от терроризма , в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    В развитых странах Европы обеспечение каждому гражданину жизненно необходимого минимума благ и здоровья входит в содержание понятия Б. и это как знаменательно, так и закономерно и отвечает идеям справедливости. Авторы Концепции формально не могли не признать, что угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.

    Сегодня содержание дефиниции «безопасность» определяют не военная сила, а социально-экономические достижения, удовлетворяющие законное стремление человека к свободе, равенству, справедливости, благополучию и соответственно к жизни и здоровью . Явное превосходство завоевывает идея, согласно которой национальная безопасность предполагает приоритет внутригосударственных социальных (политических, экономических, культурных) программ. При всем, притом пока только некоторым российским авторам в академических изданиях удается выйти за пределы узкоспециального, технического понимания безопасности как "эманации" исключительно силовых структур государства.

    Движение в сторону безопасности в России, по нашему мнению, ограничено реальным состоянием развития РФ. Ни у российской власти и у российского общества нет ответа на два главных вопроса . Во-первых, на каких собственно философско-мировоззренческих основаниях , могла бы быть построена концепция безопасности человека, живущего в России? И, во-вторых, сложилась ли у нас современная форма государственности ─ нация ─ государство, способная выработать оригинальную, собственную доктрину национальной безопасности? Не решив общих вопросов, невозможно разрешить и частные .

    Термин человеческая безопасность позволяет связать проблему социальной безопасности человека с его правами, которые закреплены в Конституции РФ. В социальном государстве к правам и свободам человека и гражданина относятся и права человека на обеспечение жизни, здоровья, свободу и благоприятную среду обитания, личную безопасности, безопасность семьи и имущества. Российское социальное государство признает за собой обязанность принимать все необходимые меры для обеспечения этих прав . Статья 17 Конституции РФ гласит:«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

    Статья 20 устанавливает, что: «1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

    В строгом соответствии с современным международным правом в Конституции РФ основные права (жизнь и здоровье, труд и пр.) и свободы человека устанавливаются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и принадлежащими каждому от рождения:

    а) жизнь;

    б) свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а принудительный труд запрещен;

    д) отдых;

    е) охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;

    ж) благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 20, 37, 41, 42).

    Безопасность охватывает практически все стороны жизнедеятельности людей и в этой связи её правовая основа включает законодательство в области прав человека и гражданина, здравоохранительное и экологическое право и трудовое законодательство. Оно может быть представлено в иерархическом виде:

    I. Конституции РФ; Конституции республик в составе РФ.

    II. Основные ФЗ об охране жизни и здоровья:

    2.1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граж-дан.

    2.2. ФР«0 санитарно-эпидемиологическом благополучии на-селения».

    2.3. ФЗ РФ «Об образовании ".

    2.5. Другие ФЗ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов РФ и республик в составе РФ.

    III. Правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.

    Наряду с этой иерархией выделяют ряд специальных законов РФ о безопасности.

    1.ФЗ РФ «О безопасности», развивая положения К.РФ о примате прав и свобод человека и гражданина, установил обязанность Российского Государстваобеспечивать безопасность каждого гражданина на территории РФ .

    2. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» регулирует общественные отношения, возникающих в источниках повышенной опасности (ОПО) .

    4. В ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ .

    5. ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" . ФЗ определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения на территории РФ, всего земельного, воздушного, водного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и n техногенного характера.

    Национальная безопасность на современном этапе развития общества зависит не только от степени развития производительных (в том числе научно-информационных) и природных сил, которые используются в этом обществе, но и от степени и форм государственной власти, природных и климатических особенностей, исторической, геополитической и этнографической ситуаций конкретной страны.

    Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

    Эта политика реализуется органами государственной власти всех уровней на основе Cтратегии национальной безопасности Российской Федерации , иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

    В реализации государственной политики в области обеспечения безопасности могут участвовать общественные объединения и отдельные граждане.

    Основные принципы обеспечения безопасности, предусмотренные законодательством РФ:

    1. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
    2. Законность.
    3. Системность и комплексность применения органами государственной власти всех уровней политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности.
    4. Приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
    5. Взаимодействие органов государственной власти всех уровней с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

    Деятельность государства по обеспечению безопасности включает в себя:

    • прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
    • определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
    • правовое регулирование в области обеспечения безопасности;
    • разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
    • применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    • разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
    • организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
    • координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
    • финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;
    • международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;
    • осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации и органы государственной власти всех уровней.

    Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

    Однако на уровне формирования специфических интересов и отношений следует иметь в виду также и безопасность коллективов, хозяйствующих звеньев, предприятий и предпринимателей, т.е. основных субъектов хозяйствования и носителей рыночных отношений.