Экологические функции государства и права. Экологическая функция государства Понятие и содержание экологической функции


Рассмотрим внутреннюю экологическую функцию государства на примере Российской Федерации. В настоящее время можно так сформулировать государственную экологическую стратегию Российской Федерации: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Становление экологической функции в Российской Федерации началось с принятия нового экологического законодательства, в котором отразились происходящие в обществе изменения. Появились не просто новые законы, регулирующие отношение людей к природе, но и новые социальные институты: государственные экологические службы, экологическая прокуратура, экологическая полиция. Сформировались научные направления - экологическая философия, социальная экология, экологическая этика. Вхождение России в рыночные отношения потребовало создания новых принципов управления предприятиями - экологического менеджмента, экологического страхования, аудита, лицензирования, экологической сертификации.

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, принципами:

  • - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • - научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
  • - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
  • - соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
  • - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат:

  • - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
  • - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Для полного разъяснения вопроса об экологических функциях государства необходимо ясно представить круг полномочий федерального правительства, отдельных краев и областей, а также граждан и общественных организаций. Вообще существует особая проблема централизации и децентрализации функций государства. В отличие от тоталитарного и унитарного государства, в условиях федеративного государства встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии (ст.114, Конституции РФ). К его полномочиям в области охраны окружающей природной среды относят регулирование наиболее важных вопросов в этой сфере. Так, Правительством РФ приняты Федеральные целевые программы по «сохранению нормальных условий проживания и труда» в Нижнем Тагиле, Чапаевске, Братске, Череповце, Самарской, Оренбургской, Кемеровской областях, Уральском районе и Тюменской области, на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна.

В процессе обеспечения экологической безопасности возникает немало коллизий, а иногда прямое нарушение Конституции РФ нормативными актами регионов. Необходимо четкое разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения экологической безопасности . В области охраны окружающей природной среды и природопользования Федерация должна явить свои преимущества и особую ценность при учете географических, климатических и природных, социально-экономических и иных действительных, а не мнимых особенностей субъектов Федерации при осознании того, что природа - общее благо, не имеющее административных и государственных границ. Еще в Древнем Риме солнце, море и текущая вода не принадлежали никому .

Формирование саморазвивающегося гражданского общества, состоящего из экономически, политически и юридически самостоятельных (автономных) субъектов, предполагает сужение роли государства, в том числе сужение его функций, и расширение роли граждан и их объединений.

Экологические и иные общественные объединения в странах Европы и США сыграли за последние 50 лет решающую роль в формировании так называемой экологической политики повседневности, которая в итоге стала государственной политикой. Именно в среде общественных движений формируются правила бережного отношения к природе, создается ориентационная модель - культурный код «человека, дружественного природе», который стремится жить в гармонии с природой, минимизируют свое воздействие на нее, снижает объем использования природных ресурсов. Глобальная цель таких движений - построение новых отношений человека и природы. Однако в России деятельность таких объединений достаточно ограничена. Многие авторы предлагают расширить деятельность общественных объединений в защите окружающей среды. Например, В.В. Вербицкий предлагает закрепить право общественных экологических объединений предъявлять в суды иски о признании действий загрезнителя окружающей среды, представляющих угрозу экологической безопасности, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и прекращении их деятельности. Решение суда должно стать обязательным для дальнейшего рассмотрения заявлений граждан .

Таким образом, экологическая политика государственных органов должна опираться на гласность в работе и тесную связь с общественными организациями и населением в решении правоохранительных задач.

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

Экологическая функция права

Речь идёт о праве в целом, а не об отдельных его отраслях.

Экологическая функция права – это направление воздействия права на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов.

Последствия: т.о., право опосредовано (через общественные отношения) влияет на взаимодействие человека, общества и природы (т.е. взаимодействие субъекта и объекта).

Данная функция реализуется (механизм) через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих данные общественные отношения.

Степень реализации экономической функции у разных отраслей различна.

С учётом степени реализации экономической функции все отрасли делятся на две большие группы:

1) собственно экологическое право как специализированная комплексная отрасль права

2) все иные отрасли.

4. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Уже в самом понятии много оценочных категорий.

Роль законодателя – установить критерии оценки, чтобы обеспечить единое понимание.

Данное право – это одно из основных естественных прав человека, признанное конституцией РФ в ст.42.

Данное право связано с правом на жизнь (поскольку жизнь возможна лишь в благоприятных условиях), является неотъемлемым личным правом, возникающим с момента рождения любого человека (независимо от его принадлежности к гражданству или отсутствия такового) и прекращающееся с момента смерти.

Т.о., субъектами данного права являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Объектом данного права является благоприятная для жизни, здоровья и генетического фонда человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды – это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду).

Данные показатели (нормативы) учитываются с учётом обеспечения:

1) чистоты (незагрязнённости) окружающей среды

2) ресурсоёмкости, т.е. неистощимости природных ресурсов

3) обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы)

4) обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды

Чем разнообразнее и больше видов, тем устойчивее биосфера

5) с учётом эстетической ценности (нравственных, культурных интересов общества)

Особенно это актуально в генной инженерии.

1) право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

2) право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением

иные права, перечисленные в ст.42 конституции, в сущности направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Обратить внимание на положения ст.11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» - речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях

гос. органов по охране окружающей среды.

Организационно-правовое обеспечение данного права (механизм):

Организационно-правовое обеспечение данного права связано с экологической функцией государства и права.

На основе последовательного осуществления системы научно-технических, экономических, организационных (в т.ч. управленческих), правовых, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Речь идёт именно о системе мер. Если хотя бы одна из них выпадает, эффективность не достижима. Например, в РФ был ликвидирован природоохранный орган (его функции переданы Министерству природных ресурсов, которое обеспечивает природопользование).

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

Экологическая функция права

Речь идёт о праве в целом, а не об отдельных его отраслях.

Экологическая функция права – это направление воздействия права на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов.

Последствия: т.о., право опосредовано (через общественные отношения) влияет на взаимодействие человека, общества и природы (т.е. взаимодействие субъекта и объекта).

Данная функция реализуется (механизм) через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих данные общественные отношения.

Степень реализации экономической функции у разных отраслей различна.

С учётом степени реализации экономической функции все отрасли делятся на две большие группы:

1) собственно экологическое право как специализированная комплексная отрасль права

2) все иные отрасли.

4. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Уже в самом понятии много оценочных категорий.

Роль законодателя – установить критерии оценки, чтобы обеспечить единое понимание.

Данное право – это одно из основных естественных прав человека, признанное конституцией РФ в ст.42.

Данное право связано с правом на жизнь (поскольку жизнь возможна лишь в благоприятных условиях), является неотъемлемым личным правом, возникающим с момента рождения любого человека (независимо от его принадлежности к гражданству или отсутствия такового) и прекращающееся с момента смерти.

Т.о., субъектами данного права являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Объектом данного права является благоприятная для жизни, здоровья и генетического фонда человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды – это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду).

Данные показатели (нормативы) учитываются с учётом обеспечения:

1) чистоты (незагрязнённости) окружающей среды

2) ресурсоёмкости, т.е. неистощимости природных ресурсов

3) обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы)

4) обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды

Чем разнообразнее и больше видов, тем устойчивее биосфера

5) с учётом эстетической ценности (нравственных, культурных интересов общества)

Особенно это актуально в генной инженерии.

1) право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

2) право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением

иные права, перечисленные в ст.42 конституции, в сущности направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Обратить внимание на положения ст.11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» - речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях

гос. органов по охране окружающей среды.

Организационно-правовое обеспечение данного права (механизм):

Организационно-правовое обеспечение данного права связано с экологической функцией государства и права.

На основе последовательного осуществления системы научно-технических, экономических, организационных (в т.ч. управленческих), правовых, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Речь идёт именно о системе мер. Если хотя бы одна из них выпадает, эффективность не достижима. Например, в РФ был ликвидирован природоохранный орган (его функции переданы Министерству природных ресурсов, которое обеспечивает природопользование).

Ключевые слова

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА / ECOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / ECOLOGICAL SAFETY / ENVIRONMENT / RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / ECOLOGICAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды , рациональному использованию природных ресурсов , обеспечению экологической безопасности , охране и защите экологических прав и др.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Кнац Юлия Алексеевна

  • Основные этапы становления экологической функции российского государства

    2017 / Попов Александр Геннадьевич
  • Внешняя экологическая функция государства в условиях глобализации

    2015 / Кнац Юлия Алексеевна
  • Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)

    2014 / Ярославцев С. Ф.
  • Государственная политика в сфере обеспечения рационального природопользования

    2018 / Лунева Е.В.
  • Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству

    2012 / Захаров Александр Вячеславович
  • Обеспечение устойчивого развития как направление экологической функции государства

    2018 / Захаров Александр Вячеславович, Попов Александр Геннадьевич
  • Концепция устойчивого развития (международно-правовые аспекты)

    2017 / Кукушкина Анна Викторовна
  • К вопросу о понятии и содержании экологической функ- ции государства

    2007 / Миронов В. С.
  • Эволюция экологического предпринимательства в контексте социально-ориентированной экономики государства

    2017 / Михайлова Елена Владимировна
  • Особенности понятийного аппарата охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами в законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран

    2018 / Агафонов В.Б., Игнатьев Д.А.

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it’s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Сonclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment , natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Текст научной работы на тему «Содержание и значение экологической функции государства»

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

УДК 340+504.06

© Юлия Алексеевна КНАЦ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и истории государства и права, e-mail: [email protected]

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. Между тем в научной юридической литературе встречаются различные точки зрения в отношении содержания данной функции и ее значения. Во многом это обусловлено спецификой развития экологической функции. При этом важно заметить, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция, необходимость развития которой вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции и глобализационных процессов. Исследовано содержание и значение экологический функции российского государства. В рамках исследования раскрываются составляющие элементы экологической функции, дается их оценка, анализируется значение экологической функции. Сформулированы выводы о том, что экологическая функция современного российского государства включает направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав и др.

Ключевые слова: экологическая функция государства; экологическая безопасность; окружающая среда; рациональное использование природных ресурсов; экологические права.

Экологическая функция государства признана самостоятельной функцией и более того - одной из основных функций современного российского государства. При этом справедливым видится мнение Н.Д. Вершило о том, что «экологическая функция должна быть не только одной из приоритетных функций, но и основополагающей, т. к. она призвана оказывать влияние на другие функции государства и в конечном итоге сохранить окружающую природную среду для настоящих и будущих поколений» .

Но заметим, что экологическая функция государства - это сравнительно новая функция. Ее становление и развитие обусловлено негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу, в т. ч. последствиями научно-технической революции, а также глобализационных процессов.

По справедливому замечанию А.В. Захарова: «создавая огромные блага для людей, научно-техническая революция одновременно с тем неизбежно связана с многократно возросшим вовлечением окружающей природной среды в общественное производство, что, в свою очередь, вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах, ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации,

создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека» . Безусловно, в указанных условиях экологическая функция государства не просто развивается, но и выходит на первый план как в пределах страны, так и в международном масштабе - на уровне межгосударственного взаимодействия.

Изучение историко-правовых аспектов рационального природопользования и охраны природы позволяет рассмотреть процесс становления экологической функции как самостоятельной. Функции государства - это объективная категория как по своему содержанию, так и по методам осуществления. По справедливому замечанию Н.Д. Вершило, для своего эффективного развития государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях . Потребность в реализации экологической функции государства возникает тогда, когда появляется общественная потребность в решении задач, связанных с охраной окружающей среды и природопользованием. При этом содержание функции на разных этапах развития государства имеет существенное отличие. Оно определяется конкретными интересами государства на том или ином этапе. Вплоть до XX в. функция охра-

ны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, налоговых, военных интересов государства. Она не имела выраженных индивидуальных черт и особенностей и была второстепенной функцией.

Примерно с 70-х гг. прошлого столетия представители науки стали задумываться о выделении функции охраны природы в качестве самостоятельной функции. В ряде научных работ делались выводы, что «охрана окружающей природной среды в СССР представляет собой постоянную и основную самостоятельную функцию развитого общенародного социалистического государства» . Первоначально рассматриваемая функция имела название «охрана природы» или «охрана окружающей природной среды» . Но были и исключения. Так, Ю.И. Тютекин предлагал именовать данную функцию государства функцией по руководству рациональным природопользованием: «Было бы правильнее, на наш взгляд, именовать природоохранительную функцию функцией советского государства по руководству рациональным природопользованием». При этом важно отметить, что в своей работе он обращал внимание на то, что «рациональное использование природных ресурсов и охрана природы - неразрывно связанные стороны единого понятия «рациональное природопользование» .

Начиная с 1980-х гг., когда интерес к данному направлению государственной деятельности резко возрос, в российской научной среде начинает употребляться термин «экологическая функция государства».

Сегодня самостоятельность и значимость экологической функции государства не оспаривается. Более того, в юридической литературе все чаще обсуждается вопрос об особом правовом режиме природного достояния, что, разумеется, предполагает создание действенного механизма государственного регулирования в указанной сфере .

При этом экологическая функция государства имеет сложный, комплексный характер. Остановимся детальнее на содержании экологической функции государства, которое и обусловливает наличие столь противоречивых мнений в терминологическом ее понимании. Одна из позиций, главенствовавших на протяжении последних десятилетий и на

сегодняшний имеющая актуальность, заключается в том, что содержание экологической функции составляют два элемента: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В частности, А.И. Денисов и С.А. Раджабов выделяли функцию охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов . Так как эта позиция преобладала на протяжении многих лет, у нее и сейчас есть немало приверженцев .

Природоохранительный аспект, который является исторически первым, в настоящее время является актуальным. Он предполагает сохранение и восстановление окружающей природной среды. Еще один немаловажный аспект экологической функции государства -природоресурсный. Он выражается в рациональном использовании природных ресурсов, предполагает деятельность государства по удовлетворению потребностей общества природными богатствами с учетом их количественных и качественных характеристик. Учитывая, что большинство природных ресурсов являются исчерпаемыми, от их грамотного использования, сохранения и воспроизводства зависит благополучие государства. Поэтому нельзя допустить их потребление разрушительными, нерациональными методами. Полагаем, что для Российской Федерации природоресурсный аспект экологической функции особенно актуален, т. к. наша страна обладает внушительными природными богатствами, и в то же время не имеет большого опыта их рационального использования.

Как уже было отмечено выше, сегодня содержание экологической функции государства нельзя сводить лишь к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Государство и общество заинтересованы в комплексном решении ряда важных задач, касающихся природы и ее ресурсов. В современных условиях само государство не будет развиваться, если не сможет выполнять все первостепенные экологические задачи, стоящие пред самим государством, участвовать в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом, обеспечивать уровень такого экологического состояния в государстве, который соответствует международным стандартам.

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 9 (149), 2015

Так, М.М. Бринчук справедливо отмечает, что «экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц» . Обратим внимание, что в содержание функции М.М. Бринчук включает еще один крайне важный элемент - охрана и защита экологических прав. Ввиду того, что этот институт закреплен в Конституции Российской Федерации и других фундаментальных законах (в частности, в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), не возникает сомнений, что его необходимо выделять среди элементов содержания экологической функции.

Под экологическими правами граждан понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права физических лиц, обеспечивающие удовлетворение потребностей человека при взаимодействии с природой (право на благоприятную окружающую среду; на достоверную информацию о ее состоянии; на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия; на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением и др.).

Несколько аспектов экологической функции государства также выделяет А.О. Миняев: «Закрепляемые в законодательстве направления экологической деятельности государства по охране окружающей среды, рациональному использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека, общества и государства» . Такого же мнения в отношении элемента «обеспечения экологической безопасности» придерживается И.С. Уханов и другие исследователи .

Таким образом, еще одним элементом содержания экологической функции государства является обеспечение экологической безопасности. При этом важно понимать, что

экологическая безопасность является составной частью безопасности в целом.

Синтезируя имеющиеся знания науки государства, права и экологического права, можно утверждать, что экологическая функция государства должна включать все указанные выше аспекты. В этой связи, объективным представляется определение, предлагаемое В.С. Мироновым. В своей работе он отмечает, что экологическая функция государства - это «направление деятельности государства по охране, воспроизводству и оздоровлению окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, находящихся в собственности государства, субъектов федерации, юридических и физических лиц, обеспечению экологической безопасности, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц» .

Резюмируя, отметим, что признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от загрязнения, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц необходимо рассматривать в качестве одной из основных функций современного государства.

При этом значение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное, эффективное и оптимальное соотношение экологических и экономических интересов общества для обеспечения устойчивого развития государства, что предполагает создание необходимых гарантий для реализации и защиты экологических прав граждан и юридических лиц, обеспечение должного уровня охраны окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов и т. д.

1. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. 2005. № 4.

2. Захаров А.В. Экологическая функция российского государства // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

3. Колбасов О.С. Проблемы охраны окружающей среды в новой Конституции СССР // Советское государство и право. 1978. № 5. С. 21-29.

4. Миронов В.С. К вопросу о понятии и содержании экологической функции государства // ЮРИСТЪ - ПРАВОВЕДЪ. 2007. № 1. С. 120123.

5. Тютекин Ю.И. Природа. Общество. Закон. Руководство рациональным природопользованием как функция советского государства. Кишинев, 1976.

6. Бибаров-Государев А.П. Природные объекты как объекты национального достояния // Экологизация современного российского государства и права: монография / под ред. А.В. Захарова. М., 2015.

7. Денисов А.И., Раджабов С.А. Теория советского государства. Душанбе, 1978.

8. Казаков В.Н. Теория государства и права. Екатеринбург, 2002.

9. БринчукМ.М. Экологическое право. М., 2003.

10. Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.

11. Уханов И.С. Экологическая функция современного российского государства (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

1. Vershilo N.D. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva v kontekste ustoychivogo razvitiya // Ekologicheskoe pravo. 2005. № 4.

2. Zakharov A.V. Ekologicheskaya funktsiya rossiyskogo gosudarstva // Ekologizatsiya

sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

3. Kolbasov O.S. Problemy okhrany okruzhayu-shchey sredy v novoy Konstitutsii SSSR // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1978. № 5. S. 21-29.

4. Mironov V.S. K voprosu o ponyatii i soderzhanii ekologicheskoy funktsii gosudarstva // YuRIST"" - PRAVOVED"". 2007. № 1. S. 120123.

5. Tyutekin Yu.I. Priroda. Obshchestvo. Zakon. Rukovodstvo ratsional"nym prirodopol"zovaniem kak funktsiya sovetskogo gosudarstva. Kishinev, 1976.

6. Bibarov-Gosudarev A.P. Prirodnye ob"ekty kak ob"ekty natsional"nogo dostoyaniya // Ekologizatsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva i prava: monografiya / pod red. A.V. Zakharova. M., 2015.

7. Denisov A.I., Radzhabov S.A. Teoriya sovet-skogo gosudarstva. Dushanbe, 1978.

8. Kazakov V.N. Teoriya gosudarstva i prava. Ekaterinburg, 2002.

9. BrinchukM.M. Ekologicheskoe pravo. M., 2003.

10. Minyaev A.O. Ekologicheskoe pravo: konstitutsionnye osnovy. M., 2004.

11. Ukhanov I.S. Ekologicheskaya funktsiya sovremennogo rossiyskogo gosudarstva (teoretiko-pravovoy aspekt): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2000.

Поступила в редакцию 4.06.2015 г.

CONTENT AND MEANING OF ECOLOGICAL FUNCTION OF STATE

Yuliya Alekseevna KNATS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and History of State and Law Department, e-mail: [email protected]

One of the main functions of modern Russian state is Ecological function and moreover, it"s recognized as an independent function. Meanwhile, in the scientific legal literature there are various views on the contents of this function and its value. This is largely due to the specific development of ecological function. It is important to note that that the ecological function of the state is a relatively new feature, the necessity of development is caused by negative consequences of economic activity of the person on the nature, including consequences of scientific and technical revolution and globalization processes. It is devoted to research the content and the value of ecological function of the Russian state. Within research, the making elements of ecological function reveal, their assessment is given, the value of ecological function is analyzed. Conclusion is made that the environmental function of the modern Russian state comprises activity state of conservation, reproduction and improvement of the environment, natural resources management, environmental safety, environmental protection and protection of human rights and etc.

Key words: ecological function of the state; ecological safety; environment; rational use of natural resources; ecological rights.

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Экологическая функция возникла недавно, вместе с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутрен­них функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и

Экологическая функция права

окружающей природной среды. Выполняя рекомендации международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.), Президент РФ подписал указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем обозначены четыре основных направления по реализации государственной экологической стратегии РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

По поручению Президента Правительство РФ в мае 1994 г. утвердило План действий по охране окружающей среды на период 1994-1995 гг.

В качестве первого этапа реализации государственной экологической стратегии этот План действий предусматривает в 1994-1995 гг. разработку проектов важнейших нормативно-правовых актов в форме законов и постановлений Правительства РФ по охране окружающей среды. Намечается разработка 97 проектов правовых актов, в том числе 49 проектов законов, 48 проектов постановлений Правительства РФ. А именно:

Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных

отношений..................…………………………………….. 23 закона, 21 постановление

Охрана среды обитания

человека.....................………………………………………. 4 закона, 14 постановлений

Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных

районах......................……………………………………….. 2 закона,16 постановлений

Участие Российской Федерации в решении межгосударственных и глобальных экологических

проблем.......................……………………………………… 1 закон, 10 постановлений

Внешне План действий нацелен на устранение пробелов и совершенствование экологического законодательства. Однако его беда в том, что он не подкреплен материально-технической базой. План предусматривает действия по увеличению «бумажного» права, но не создает экономических гарантий исполнения принятых законов.