Когда в результате официального признания естественное. Естественное право закрепление естественных прав в законодательстве рф и их реализация


Ткаченко Георгий ученик 10 класса

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. Цель исследовательской работы ученика состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующиезадачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права 2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты Российской Федерации для того, чтобы рассмотреть, как законодательно закреплены естественные права и как они реализуются на практике.

Работа была представлена на конкурс «Мы выбираем будущее» в рамках проекта «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «СЛОБОДО – ТУРИНСКАЯ СОШ№2»

КОНКУРС « МЫ ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ»

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Ученик 10 класса

МКОУ «Слободо – Туринская СОШ№2»

Руководитель: Заровнятных Татьяна

Михайловна

Туринская Слобода 2012

1.Введение_________________________________________________3-7

2. Естественное право________________________________________8-10

2.2 Закрепление естественного права в документах______________ 10-12

2.3.Реализация естественного права в РФ

2.3.1. Право на жизнь_______________________________________12-15

2.3.2.Право на достоинство личности и личной

Неприкосновенности____________________________16-17

2.3.3. Право на свободу_______________________________________18-21

2.3.4.Основные методы нарушения естественного права____________21-23

3.Заключение________________________________________________24-25

Список литературы___________________________________________26

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правовой культуры молодежи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный образованный человек должен знать ее основы. От сегодняшних школьников зависит, каким будет завтрашний мир, и потому очень важно помнить о значимости правовых знаний, умений, формировать которые можно уже в школе. Изучение права в школе станет тем подлинным трамплином, который поможет выпускникам в будущем добиться успеха в жизни. Эту мысль высказал на одном из заседаний Медведев Д. А., эти слова и стали преамбулой к учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры».

Действительно, чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Несмотря на то, что право не всегда присутствовало в жизни общества (первобытное общество не знало его) трудно представить, что могло бы быть, если бы люди лишились этой важной системы регулирования поступков Произвол, хаос, и беспорядки способны привести к необратимым последствиям. Истории известны случаи, когда знания и умения в определенной области помогли людям осуществить мечту и оказывать правовые услуги людям.

Право – сложное социальное явление. Разобраться в том, что оно собой представляет, не так – то просто. На протяжении многих веков право понимали по – разному. Защитники естественно – правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. И исходит оно из нескольких очевидных и понятных истин.

Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле – человеческой жизни. Жизнь человека самоценна, нет и не может быть ценности дороже человеческой жизни. «Жизнь должна и может быть не перестающей радостью», – писал Л.Н. Толстой; Софоклу принадлежит известное изречение: «Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек». Таким образом, из этой простой истины вытекает первое притязание человека – это ценность человеческой жизни.

Вторая истина заключается в том, что каждый индивид принадлежит к сообществу таких же, как он, и равных ему людей. Конечно, все люди имеют свой темперамент, различаются по силе, ловкости, уму, богатству, материальному положению, но все они равны в своих притязаниях на жизненные блага, которые могут принадлежать им как членам данного общества. Признание такого положения ведет к признанию равноправия граждан, к констатации, что все люди равны в своих правах и человеческом достоинстве.

Третья истина – это осознание своего тела, которое полностью и бесспорно принадлежит индивиду со своими присущими только ему достоинствами и недостатками. Только он хозяин своего тела, должен заботиться о себе, своем благополучии. Отсюда проистекает его естественное и легитимное притязание на неприкосновенность своего тела, т. е. можно сказать, что он имеет право на телесную неприкосновенность.

Четвертая очевидная истина – это естественное обладание частной собственностью, необходимой каждому для поддержания жизни и здоровья. Получает ее каждый чаще всего от родителей, родственников, а потом преумножает ее своим трудом.

Из вышесказанного можно сделать заключение: все перечисленные притязания необходимы для нормальной жизни человека. Право на жизнь, равноправие, право на телесную неприкосновенность, право на частную собственность принадлежит человеку от рождения, то есть они естественны. Они естественны в силу своего природного происхождения, никем не дарованы, а значит, и не могут быть отняты.

Естественное право – это совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой. Но есть и другие права – это та система юридических норм, которая санкционирована или установлена государством и выражена в форме законов и подзаконных актов, это позитивное право .

Во многих государствах между естественным и позитивным правом возникали серьезные противоречия, которые могли привести (и приводили) к нарушению основных прав и свобод личности.

Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина «непосредственно действующими», показывая, что все создаваемые юридические правила не должны противоречить естественным правам человека. Конституция РФ провозглашает «Россию демократическим правовым государством». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в РФ. Нравственной основой построения такого государства является утверждение в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважение к правам других людей. Предпосылкой формирования правового государства должно стать создание законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, устанавливаются их взаимные права и обязанности. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита является одной из основных обязанностей государства. Закрепление и реализация естественных прав человека способствует становлению правового государства в РФ, этим и объясняется актуальность рассматриваемой проблемы в работе.

Собираясь в дальнейшем связать свою жизнь с юриспруденцией, я заинтересовался темой естественного права и захотел узнать не только, что это такое, но и поработать с документами, узнать, где это право зафиксировано и как оно реализуется на практике в нашем государстве.

Ответы на эти вопросы и стали предметом моего исследования.

Объектом исследования стали нормативно-правовые акты, учебная литература, общественные отношения в сфере реализации естественных прав человека, социологический опрос, проведенный среди старшеклассников нашей школы, педагогов и родителей.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что реализация естественных прав в РФ осуществляется не в полной мере.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права и как они реализуются на практике.

2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты для того, чтобы рассмотреть, как закреплены естественные права.

При решении поставленных задач мною использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ Конституции РФ, Всеобщей Декларации прав человека, нормативно-правовых актов, научно – популярной литературы.

2. Проведение интервью с Ткаченко Юрием Анатольевичем – работником Слободо – Туринского РОВД.

3. Сравнение, сопоставление, систематизация и обобщение полученных данных.

Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в работе в виде теоретического материала, анализа социального опроса, практических ситуаций, и соответствующих выводов, а так же Презентации мультимедиа.

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественное право – в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественные права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы. Они – суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными.

Признаками естественного права считается принадлежность к человеку с момента его рождения; неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека; выражение наиболее существенных социальных возмож ностей человека,

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Конечно, естественное право не есть некая правовая система, существующая и действующая наряду с позитивным правом, как это полагали в прошлом некоторые представители доктрины. Оно - явление по преимуществу, идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формулируются как правовые требования, обращенные к действующему праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно влечь и юридические последствия. «Несправедливый закон не создает право» - такова формула, идущая еще от Цицерона.

Практическая реализация подобных установок в судебной и вообще правоприменительной деятельности представляется достаточно сложной. Однако это не умаляет важность проблемы. Естественное право выступало как средство против использования властью закона в своекорыстных целях, против того, что позднее получило название «правонарушающее законодательство». Доктрина естественного права первая привлекла внимание к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчеркивала возможность этого несовпадения с его опасными последствиями.

Однако самая большая заслуга доктрины естественного права, ее непреходящая значимость - это утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения. Можно встретиться с самыми различными обоснованиями этого тезиса, но при любой трактовке права человека первичны по отношению к действующему праву, и государственная власть обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями. Право становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «естественное право» родилось по противопоставлению с правом положительным, установленным, явившимся в результате человеческого изобретения. Оно является символом всего в правовом смысле истинного, не зависящего от случая и произвола, соответствующего вечным законам справедливости.

В основе учения о естественном праве, в качестве его всем понятной психологической предпосылки, лежит элементарно простая, но в то же время научно чрезвычайно неясная мысль: всему произвольно установленному противостоит непроизвольное, неустановленное, само по себе и необходимо существующее; образцом таких свойств является природа; следовательно, неустановленное право есть право природное, или естественное.

Среди основного перечня естественных прав многие юристы такие права, как право на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность выделяют в качестве фундаментальных человеческих ценностей и ставят их выше других прав. Остальные естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей. Например, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения, свобода мысли – составляющие обобщенного понятия свободы.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка и основной закон нашей страны – Конституция РФ.

Процесс исторического развития, где главной, или одной из главных, темой всегда было становление свободного индивида, не мог не влиять на отношение людей к обществу и государственной власти. Оно часто определялось в прямой зависимости от того, где находил человек надежную защиту: в обществе или государстве. Постепенно рассматриваемая проблема получила обобщение и предстала для некоторых в виде мнения: гражданское общество обладает законным правом защищать себя и своих членов от государства. Для других было очевидным, что и государство нельзя лишать аналогичного права.

Учение о естественных неотчуждаемых правах человека и гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже XIX в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом, когда из идеологического лозунга естественные права человека и гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).

Так было во второй половине XX в. после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны и гарантированы не только отдельными государствами, но и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие международно-правовые документы). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция Российской Федерации 1993 г., ч. 2 ст. 17).

2.2 Документы, закрепляющие естественное право

Сторонники естественного - правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают последнее, то есть законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если не отвечает ценностям естественного права, то его нельзя считать правовым.

Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права – это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служить критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако, такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет процесс сближения (и вполне закономерно) естественного права с позитивным.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека (статьи 2,3,4,5,9,12,17) и Конвенция о правах ребенка (статьи 6,7,8,13,16,20,24), Семейный кодекс РФ (статьи 63,64), Гражданский кодекс РФ (статьи 150,151,152) и основной закон нашей страны – Конституция РФ. (статьи 20,21,22)

После права на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность занимают одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Неслучайно в главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ эти права установлены сразу после права на жизнь. Гарантируется свобода мысли и слова, свобода совести, право свободно передвигаться по территории страны, выбирая место пребывания и жительства, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Государство оставляет за собой право ограничивать свободу (в большей или меньшей степени) в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно, а также принудительно привлекать лиц к выполнению конституционных обязанностей, таких, например, как воинская обязанность.

Достоинство личности охраняется государством, и по Конституции РФ требованию уважения достоинства личности противоречат пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также проведение над человеком медицинских, научных или иных опытов без его согласия.

Конвенция о правах ребенка и Семейный Кодекс РФ закрепляет за ребенком право на уважение его человеческого достоинства. Это включает в себя также способы воспитания детей, которые должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение.

Согласно ст. 150 Гражданского Кодекса РФ достоинство личности, честь и доброе имя, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. Человек имеет право на защиту чести и достоинства как до, так и после смерти. Он вправе требовать по суду опровержения порочащих его достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, а также требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Таким образом, естественные права закреплены и в Конституции России, и в законах РФ.

2.3.Реализация естественных прав в Российской Федерации

2.3.1. Право на жизнь.

Жизнь – это биологическое существование человека как живо го существа, а также процесс его социальной деятельности. Право на жизнь – это первейшее, естественное и неотъемлемое право человека. Человек, родившись, с первым самостоятельным глотком воздуха начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно к тому, что об этом может записать законодательный орган, и в дальнейшем любой человек стремится жить столько, сколько возможно. В данном случае человек ничем не отличается от другого животного существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Жизнь человека – это физическое существование человека; физическое и психологическое функционирование его организма как единого целого. В случае нарушения в организме человека каких-либо функций, человек не перестает пользоваться правом на жизнь. С точки зрения права его жизнь не теряет своей ценности, как и жизнь любого другого члена общества.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), можно привести пример судебного дела, о котором пишет один из известных российских правоведов – Алексеев С.С..

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как – то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. Он сразу подумал о медведе. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили лагерь геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог – Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыболовными снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность, и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто – то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права – права как справедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но, кого? Определить невозможно. Освободили обоих.

Но чаще бывает, что право на жизнь нарушается сознательно и преднамеренно.

Ранним утром 15 мая 2011года люди в масках проникли в частный дом по улице Сабурова в Туринской Слободе. В это время в частном доме находились, помимо самого хозяина, его жена и дети 2001 и 2009 годов рождения. Всех их неизвестные в масках связали скотчем, обыскали весь дом и похитили полмиллиона рублей. Бандиты избили 37-летнего хозяина дома на глазах семьи, от многочисленных побоев тот скончался на месте происшествия. Преступники не найдены.

Человеческое существо, развиваясь, проходит ряд стадий – от оплодотворенной клетки до личности. В какой момент на этих стадиях начинается жизнь? Согласно древнейшей восточной традиции возраст человека отсчитывается с момента зачатия, а в западной цивилизации считали, что жизнь начинается с рождения. Естественнонаучная или физиологическая позиция связывала «начало» человеческой жизни с «началом» функционирования той или иной физиологической системы – сердцебиения, легочной или мозговой деятельности. В последнее время среди микрогенетиков получает все большее распространение позиция, связывающая начало человеческой жизни с моментом зачатия человеческого плода в чреве матери: уже самая первая клетка – зигота – является неповторимой личностью и содержит всю информацию о человеке. Тогда очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Во-первых, он генетически отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки – существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе. Ч ерез несколько дней после зачатия у ребенка формируются дыхательная, нервная и пищеварительная системы, внутренние органы. Через 18 дней начинает биться сердце, в 21 день приходит в действие его собственная система кровообращения. На 40-й день обнаруживаются электрические импульсы головного мозга, а в 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга, в 8 недель он начинает сосать палец, в 11 – 12 недель он активно дышит в околоплодных водах и т.д.

На Сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996 г. ученые разных направлений науки говорили о том, что новейшие научные данные свидетельствуют: эмбрион является человеком уже на 15 день после зачатия. По последним данным эмбриологии здоровье человека формируется не с момента рождения, а в течение всего внутриутробного периода жизни с момента зачатия.

В нашей стране в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан «искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности». То есть, получается, что наш закон разрешает убийство эмбриона, тем самым прерывая жизнь.

Согласно статьям Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. На основе Конституции РФ был принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», где также провозглашаются права и свободы ребенка от рождения. Эти статьи не согласуется с нормами международного права. Из международных документов подписанных Россией, следует обратить внимание на Конвенцию о правах ребенка, в преамбуле которой говорится, что государства-участники Конвенции должны принимать во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». Таким образом, ребенком является не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе, но еще не появилось на свет, а значит и на него распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции, в силу которой каждый ребенок имеет право на жизнь. А пока РФ занимает 1 место в мире по количеству абортов.

Кроме этого Россия занимает 1 место в мире по смертности от самоубийств среди подростков 15 – 19 лет, по смертности от заболеваний сердечнососудистой системы, по количеству самоубийств среди пожилых людей, по числу авиакатастроф, аварийности на дорогах (травмы, смерть), по умышленным убийствам; 2 место в мире по числу самоубийств (после Литвы); 57 место в мире по качеству жизни, по уровню жизни – 65 место, а по продолжительности жизни – 134 место в мире. А по общему коэффициенту смертности среди 207 стран мира РФ занимает 182 место.

По оценке Федеральной службы государственной статистики более тридцати пяти миллионов граждан России живут за чертой бедности, растет преступность (ежегодно в России совершается 32 тыс. убийств, около 20 тыс. человек умирают от нанесенных им тяжких телесных повреждений, профилактика преступности снизилась более чем на 40%), ежегодно около 40 тыс. человек гибнет от употребления некачественных спиртных напитков, безработица (особенно среди молодежи до 35 лет), все это свидетельствует о падении качества жизни россиян.

В соответствии с Конституцией и Уголовным Кодексом РФ государство оставляет за собой право лишать человека жизни, применив к нему высшую меру наказания за особо тяжкие преступления – смертную казнь. Однако, прежде чем вынести смертный приговор, обвиняемому дается право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С 1996 г. в России существует мораторий на смертную казнь. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания.

2.3.2. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность.

Человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Так, право на достоинство личности возникает и формируется по мере развития общественных отношений, и человек с рождения получает это право – никто не может умалять его человеческое достоинство, которое должно осуществляться во всех сферах жизнедеятельности.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

Личная неприкосновенность – это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а так же направленных на проникновение в его жилище, просмотр лич ных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни. Это право гарантируется Конституцией каждому человеку. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Достоинство личности – это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в оп ределенных нормах права случаях влечет юридическую ответ ственность. Это нравственная самооценка личности, оценка человеком своей связи с обществом, государством и правом и своей значимости в этой связи. Кроме того, достоинство человека – это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости личности, каждой конкретной индивидуальности.

Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.

Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.

Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции, как, например ситуация, описание которой я нашёл в интернете. Она произошла с женщиной в московском метро: «я была остановлена в метро парочкой милиционеров, женщиной и мужчиной. У меня потребовали паспорт. Мне 33 года, я мать семейства и не произвожу впечатление какого-либо асоциального элемента. Одета я была обычно, прилично, не вызывающе. Алкоголь не употребляю. Паспорта при себе у меня не оказалось. Меня задержали и проводили в пикет при метро, на все мои вопросы и требования объяснить, что происходит, грубили и говорили, что я наркоманка и сейчас они будут меня обыскивать, а если я не заткну свой рот, то они оставят меня здесь на сутки, пока не выяснят мою личность. Собственно, самое возмутительное в том, что в пикете находился еще их старший и полная клетка наркоманов и других каких-то лиц. При всех меня заставили снять пиджак, отобрали вещи. Пока мои вещи, сумку и пиджак, обыскивали эти два милиционера, женщина, при всех задрав мне футболку к самым ушам, принялась производить личный досмотр на предмет наличия наркотический средств. Я не хамила, я всего лишь пыталась призвать их к здравому смыслу и совести, в ответ мне опять же было предложено заткнутся, но теперь уже стали пугать какой-то больницей, куда меня непременно отправят для сдачи анализов, если я не буду стоять тихо. В результате, минут через 40 меня все-таки отпустили, но за время их обыска из кошелька пропала тысячная купюра... Вообще - то, обидно и противно».

Ещё пример: житель Туринской Слободы – гражданин Блюм А.Э, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в дом, где проживала гражданка Заровнятных В.Н. Проникнув против воли хозяйки в дом, он вынес оттуда домашний кинотеатр и распорядился им по своему усмотрению.

Другой пример о нарушении права на достоинство личности и личной прикосновенности. Нарушают закон и сотрудники ГИБДД. В Интернете я нашел видеозапись событий, которые произошли в сентябре 2010 г. на трассе М52. Машина ехала в направлении г. Новосибирска, на 61 км. ее остановил сотрудник ГИБДД и сказал, «что мы выехали на встречную полосу. Разметки на дороге нет. По нашему мнению (в машине было 4 человека) на встречную полосу мы не выезжали. Сотрудник изъял права, выписал повестку в суд города Искитим. Мы настаивали на том, чтобы суд был по месту проживания (в г. Новосибирске), он нам отказал, а на вопрос: «Почему?», ответил: «Потому». Я данный разговор записала на видео. Представиться сотрудник отказался, я наклонилась, чтобы снять на видео номер его жетона, а он рукой ударил меня по лицу. Все это зафиксировано на видео. Также сотрудник в личной беседе оскорблял, говорил, что ему всего год остался до пенсии. После этого мы поехали в прокуратуру города Искитим и подали заявление на возбуждение уголовного дела. Также я позвонила на телевидение, где очень заинтересовались этим видео. Далее нам начали звонить «высшие чины», которые хотели этот вопрос мирно (без прессы, без интернета) урегулировать».

2.3.3. Право па свободу.

Свобода – это деятельность, поведение, действия человека, со вершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеж дений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в со ответствии с установленными нормами права. В философском смысле свобода понимается как присущее человеку и социальным общностям возможность действовать, поступать как самостоятельным и независимым суверенам в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Свобода есть непременное условие становления, развития, реализации личности и общества.

Право на свободу – одно из основополагающих прав человека. Оно включает в себя возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу, в частности, включает комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.). политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д..) жизни.

Однако то, что написано в Конституции не только не выполняется, но и сама власть порой нарушает эти права. Так, 11 февраля 2006 г. был подписан Указ Президента РФ № 90, по которому граждане лишены права знать о промышленных выбросах и загрязнениях, об опасных продуктах и т.п. Ст. 39 Указа засекречивает «сведения, раскрывающие объемы выпуска или поставок стратегических видов сельскохозяйственного сырья», а ст. 45 – сведения «о дислокации и предназначении объектов административного управления». Государственной тайной признаются любые «сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске, поставках (в натуральном выражении) средств биологической, медицинской или ветеринарной защиты». На мой взгляд, данный Указ входит в противоречие со ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу «искать, получать и распространять информацию».

Нарушается и свобода слова. Нигде не прописаны никакие цензурные процедуры, но основные СМИ, и прежде всего, телевидение, так или иначе контролируются государством. Попытки помешать журналистам осуществлять свою профессиональную деятельность нередко сопровождаются мерами физического воздействия. Так, 31 мая 2005 г. на территории московского Кремля во время проведения несанкционированной акции протеста активистами Авангарда красной молодежи (АКМ) сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) и милиция на глазах у многочисленных туристов избили трех журналистов, которые присутствовали там в качестве репортеров: Ирину Гордиенко («Новая Газета»), Шагена Оганджаняна («Новые Известия») и Айдара Бурибаева (газета «Газета»). «Нас всех, в том числе и журналистов, повалили на асфальт, стали бить ногами, мне несколько раз попали по голове. Потом отвезли в ОВД «Китай-город», – сообщил впоследствии Шаген Оганджанян. Избиение корреспондента «Новых известий» запечатлено на кадрах, показанных 1 июня вечером телеканалом НТВ.

Из 168 стран РФ занимает 147 место по степени свободы прессы, 2 место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет (после Ирака). Международный комитет «В защиту журналистов» поставил РФ на пятое место в рейтинге стран, в которых права журналистов нарушаются больше всего. А международная неправительственная организация «Репортеры без границ» в своем докладе о свободе прессы поместила Россию на 140-е место в списке из 167 стран.

В Екатеринбурге 25 ноября 2010года состоялся очередной митинг обманутых дольщиков. Как сообщила корреспонденту ИА Regnum председатель общественного движения «В защиту прав участников строительства жилья Свердловской области» Анна Криндач, он нался в 18:00 местного времени (16:00 мск) и проходил на площади 1905 года. В ходе акции дольщики потребовали отправить в отставку заместителя главы Екатеринбурга Владимира Крицкого, которого считают одним из виновников своих проблем.

«По нашему мнению, главные виновники проблемы обманутых дольщиков Екатеринбурга – Аркадий Чернецкий (бывший мэр города) и Владимир Крицкий. Контроль за строительным рынком Екатеринбурга и разделение застройщиков на своих и чужих произошло задолго до прихода мишаринской команды. Что, конечно же, не снимает ответственности и с областных властей, но тем не менее, ситуация в Екатеринбурге в долевом строительстве стала критической именно благодаря стараниям бывшего мэра и нынешнего замглавы по строительству», – говорит Криндач.

По ее словам, в борьбе за отставку чиновника дольщики сталкиваются с давлением со стороны власти. Так, в начале ноября они разместили на улицах города 10 баннеров с требованием уволить Крицкого, но через несколько дней они были демонтированы, и теперь рекламные агентства отказываются заключать с ними новые договоры на размещение щитов.

По данным дольщиков, в Екатеринбурге насчитывается более 60 домов, возводимых при участии граждан, строительство которых заморожено или существенно отстает от графика. Между тем, как отмечают в областном министерстве строительства и архитектуры, в городе имеется 16 проблемных объектов жилья. При этом, как отмечает партнер юридической компании «Генезис» Владимир Коликов, если проблема обманутых дольщиков – физических лиц получила широкую огласку, в связи с чем активно ведется работа над соответствующим законодательством, то юридические лица, попадая в аналогичную ситуацию, остаются малозащищенными.

«Несомненно, законодательство совершенствуется в плане защиты юридических лиц, оказавшихся в ситуации с недобросовестным застройщиком. Например, закон о банкротстве теперь дополнен параграфом, согласно которому суд признает наличие у обманутого дольщика требования о передаче помещения или денежной компенсации не только на основании договора, но и по другим основаниям. В свою очередь, законодательство продвигается в этом вопросе слишком медленно. Например, было бы правильно ввести повышенные требования к минимальному размеру капитала застройщиков ради обеспечения интересов кредиторов», – считает Коликов.

Людям не всегда дают свободно выражать мысли не только в прессе, но и на митингах.

2.3.4.Основные методы нарушения естественных прав человека

В России

Применение незаконных методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях дело доходит до суда.

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, по-прежнему многие офицеры эксплуатируют «дедовщину» в интересах «поддержания дисциплины».

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках» (иначе трудно назвать большинство этих медицинских учреждений), старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих «богоугодных заведений» страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, «неуставные отношения», в детских домах - своя «дедовщина».

Наиболее очевидными, значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни : право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся и их родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим «вымыванием» наиболее квалифицированных кадров и падением «профессиональных нравов».

Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание. Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.

В соответствии с Конституцией, одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.

Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова . Не являясь прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособность потребителей - читателей и зрителей) большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам.

В итоге свобода слова в России зависит от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе государственных.

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.

Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации».

Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством.

Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы.

Заключение

Достаточно просто родиться, и ты уже наделен такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность. Даже если бы эти права не были бы закреплены в Конституции РФ, то все равно эти права имел бы каждый человек с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, так как, обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина. Но гарантировать права, это еще не значит, что они будут реализованы.

Полученные в результате исследования данные подтверждают мою гипотезу исследования. Несмотря на то, что в современной России естественные права челове ка получили государственную поддержку, а соответствующие по ложения включены в Конституцию РФ, их реализация осуществляется не в полной мере. Сегодня эти права решаются в условиях, когда государство потеряло положение монопольного защитника прав человека.

Многочисленные проявления нарушений законности приводят к утрате уважения и к закону, и к органам государственной власти, так как существует расхождение интересов общества и государства, многочисленные факты некомпетентности, корыстности и коррумпированности не только отдельных официальных лиц, но и целых институтов в системе государственной власти и управления. Как могут защищать граждан и соблюдать законы правоохранительные и другие властные органы, если, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева в их деятельности существует расхлябанность и прямое сращивание с криминалом?

Права человека всегда соотнесены с правами другого человека, социальной группы, государства, общества в целом и поэтому понимание характера и объема естественных прав человека в конечном счете зависит от самого человека. В этом смысле естественные права человека – это права конкретно-исторические, обусловленные как уровнем социально-экономического развития общества, так и уровнем гуманистического развития человека, уровнем развития его правосознания.

Правовой нигилизм, а также тенденция к коммерциализации законодательства и перевод законодательной защиты прав человека на второй план, неспособность власти привели к тому, что произошел разрыв между тем, что написано в Конституции и тем, что происходит в действительности. Несмотря на большое количество законов, и иных нормативных актов, необходимые меры по ознакомлению населения с этими жизненно важными для него документами не осуществляются. Между тем только знание законодательства может способствовать формированию активной позиции по отстаиванию своих прав, противодействию чиновничьему произволу, грубым нарушениям законности и прав человека.

Необходимо повышать правовую культуру населения страны, формировать общественное правовое сознание через СМИ, продол жать развивать систему школьного правового образования, вводя предмет «Право» как обязательный во всех 9 – 11 классах.

И хотя современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, не двигаться в этом направлении нельзя. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре и позволит создать подлинно свободное демократическое общество в нашей стране.

Результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по обществознанию, праву и на классных часах.

Список литературы :

1. Конституция РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием // Российская газета №237, декабрь 1993.

2. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. -1997. - 4 марта.

3. Аверкиев И.В. Как выглядят права человека в России и в мире?// Альманах «Будущее прав человека в России». Выпуск № 1 стр. 2-3. http://www.pgpalata.ru/reshr/alm/01-06.shtml.

4. Алексеева Л. В России нарушаются права женщин// CIVITAS вестник гражданского общества от 08.03.2009.. http://vestnikcivitas.ru/news/574.

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192.

6. Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И. идр.Обществознание учеб. Для учащихся 11 класса М.: Просвещение,2008-349с.

7. Всеобщая Декларация прав человека М.: 1998

8. Гражданский кодекс Российской Федерации М.:2011

9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.

10. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 1996, с. 1-27.

11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.

10.Личные права и свободы человека в России http://in1.com.ua/article/9142/.

12 . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.

13. Моршакова Т.Г. Конституционный Суд РФ/Постановления. Определения. 1992-1996 г. - М: Новый Юрист,1997, с.379-385.

14. Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право. 1994, №10, с.36.

15. О дольщиках..http://Ekat.ru Новости онлайн

16 Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. Учеб. Для 10 класса М.:ООО «Русское слово – РС» - 2006 - 176с. https://accounts.google.com

Глава II.
ФОРМА И СТРУКТУРА ПРАВА

§ 9. Источники права

В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, причиной, исходной точкой.

Право тоже имеет своё начало, свой источник.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОЧНИК ПРАВА?

Как вы уже знаете, право берёт своё начало в жизнедеятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Совокупность объективных причин, способствующих формированию права, некоторые юристы называют материальным источником права. Когда право становится юридической реальностью (т. е. официально закрепляется в виде нормативно-правовых актов), оно должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения содержания права принято называть формой права. Форма даёт возможность получить знания о содержании права - его нормах, а также институтах и отраслях (о чём ещё предстоит говорить отдельно). В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.

Итак, источники права - это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай и судебный прецедент. Следует также отметить, что к числу основных источников академик В. С. Нерсесянц (1938-2005), один из известных российских правоведов, относил естественное право.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

Прежде чем раскрыть каждый из источников права, предлагаем вашему вниманию обобщённую схему:

Правовой обычай (обычное право) - древнейший источник права, сохранивший своё действие до наших дней. Его можно определить как вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права.

Понятно, что не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества.

Признание обычая и превращение его в норму осуществляется разными путями. Иногда государство санкционирует обычай в официальной форме. Как уже отмечалось, в российском законодательстве (ст. 5 ГК РФ) закреплено понятие «обычаи делового оборота».

Но может быть и другой путь. Обычай нигде документально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.

Судебный прецедент - это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом , при рассмотрении аналогичных дел. Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Таким образом, признание судебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (правотворческой функции). Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Англии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксонская правовая семья, о ней вы узнаете из материала §11).

В России в настоящее время нет прецедентного права. Вместе с тем высказываются предложения признать источниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Нормативно-правовой (или нормативный) акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Он имеет ряд преимуществ перед другими источниками. Прежде всего, это документ официальный , исходящий от государства. Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность , и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм. Кроме того, правотворческие органы имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить. Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию (ст. 15 Конституции РФ). И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком , чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленности. (Подумайте почему.)

Естественное право как источник действующего в стране позитивного права - это официально признанные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека.

Роль естественного права в качестве одного из источников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие позитивного европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Европе и Америке, о которых вы знаете из курса новой истории, естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независимости США. А в 1789 г. во Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную общеобязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права.

В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отношению ко всему массиву действующего позитивного права.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Схематично содержание данного раздела можно представить так:

Как видно из схемы, нормативно-правовые акты разделяют на два вида: законы и подзаконные акты. Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего нормативный акт, в общей системе правотворческих органов страны (в ходе дальнейшего объяснения вы это поймёте).

Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам и регулируют наиболее значимые отношения. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума - всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В своей совокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что отражено в схеме иерархической лестницы нормативных актов:

На вершине иерархии находится Конституция РФ - Основной Закон . Как нормативно-правовой акт, она обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие (об этом признаке речь пойдёт в §24). Конституция РФ основана на новом, естественно-правовом понимании (идеях естественного права). Закреплённые в ней прирождённые и неотъемлемые права и свободы человека (гл. 2 Конституции РФ) имеют определяющее значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права. Ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции; в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене.

После Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы , которые разделяют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности. Для принятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Федерального Собрания. Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например федеральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.).

Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные . К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, охране окружающей среды, акционерных обществах и др. К кодифицированным - Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. (кодекс - в буквальном смысле «собрание законов», в современном понимании - закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в Гражданском кодексе РФ, в частности, собраны самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения). Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.

Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти , а также должностные лица - Президент, Председатель Правительства, министры и другие лица в пределах своей компетенции. Соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов .

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны и не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам. («Почему?» - на этот вопрос вы вполне аргументированно можете ответить сами.)

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений , с помощью которых регулируют экономические, социальные и культурные отношения. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента РФ, то они подлежат... (Закончить фразу предлагаем вам самим.)

Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции, постановления, приказы (распоряжения) , регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др. Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления, обычно в форме решений . Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов.

Согласно Конституции РФ субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты; кроме того, в республиках - свои конституции, в иных субъектах Федерации - уставы). Статьи 71-76 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ (разграничивают компетенции) . Масштаб действия общефедеральных нормативных актов - вся территория страны. Масштаб действия нормативных актов субъекта РФ - только территория субъекта Федерации.

Знакомясь с содержанием названных статей, вы встретите термин «предметы ведения». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в компетенции одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида. Рассмотрим их.

Существуют предметы ведения РФ . К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства и т. д., которые регулируются исключительно федеральной властью (см. ст. 71). По предметам ведения РФ принимаются общефедеральные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут им противоречить.

Есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ . Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. в ст. 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные нормативно-правовые акты и нормативноправовые акты субъектов РФ . Понятно, что вторые не должны противоречить первым.

Наряду с этим вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование: в пределах своей компетенции издают свои нормативно-правовые акты. При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Так, например, если какой-либо субъект РФ в пределах своей компетенции издаёт нормативно-правовой акт (скажем, об устройстве музея национального искусства), то федеральный нормативно-правовой акт не может его отменить, поскольку этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один нормативный акт субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ.

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Все нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы (границы, рамки) своего действия. Установление таких пределов чрезвычайно важно (особенно в практическом отношении), поскольку обусловливает конкретные возможности применения правовых норм, содержащихся в нормативных актах.

во времени начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы. Временные рамки действия нормативных актов закреплены в статье 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Согласно этой статье указанные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ в течение 10 дней после их официального опубликования (если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу).

Нормативно-правовые акты прекращают действие (утрачивают силу) в результате следующих трёх обстоятельств: 1) по истечении срока действия , на который был принят акт; 2) в результате прямой отмены - прямого указания компетентного государственного органа об отмене действующего акта и 3) в результате косвенной отмены - в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший. Юридическая сила прежнего акта утрачивается с момента введения в действие нового акта. Так, с принятием новой Конституции РФ 23 декабря 1993 г. одновременно прекратилось действие прежней Конституции, принятой 12 апреля 1978 г.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего акт. На всю территорию России распространяется действие Конституции РФ, общефедеральных нормативно-правовых актов (о чём мы уже говорили). На территорию субъекта Федерации - действие актов органов государственной власти и управления субъекта Федерации (но действие общефедеральных нормативных актов они, конечно, не могут отменить или приостановить).

Издаются также акты, действующие на строго определённой ограниченной части территории , о чём имеется указание в самом нормативно-правовом акте. Это могут быть законы, а также указы Президента, постановления Правительства, касающиеся определённых районов нашей страны (например, Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от Чернобыльской аварии). Наконец, издаются акты, которые действуют на ограниченной территории предприятия, учреждения, организации.

С пространственными пределами связано также действие акта по кругу лиц . На территории России, как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех её граждан, а также иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным гражданством. Вместе с тем издаются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан (например, военнослужащих, пенсионеров и др.).

Важно отметить, что все граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несёт ответственность по законам своей страны, даже если его деяние не является преступлением на территории той страны, где оно совершено.

Особое положение на территории России занимают некоторые сотрудники дипломатических, консульских и иных зарубежных госучреждений. Они пользуются так называемым дипломатическим иммунитетом - целым набором особых прав и преимуществ, которые устанавливаются в соответствии с международным и национальным (внутренним) правом.

1) Каковы характерные особенности основных источников права? 2) Чем обусловлено деление нормативно-правовых актов на различные виды? 3) Каким путём естественное право становится источником позитивного права? 4) Чем обусловлено деление нормативно-правовых актов на различные виды? 5) Почему нормативно-правовые акты обладают различной юридической силой? 6) В чём состоит смысл термина «предмет ведения»? 7) Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения? 8) Почему соотношения между различными правовыми актами строятся по принципу иерархии? 9) Чем обусловлена необходимость установления временных, пространственных и субъектных границ действия нормативных актов?

1. Судебный прецедент особенно распространён в Англии, США и ряде других стран. В современной России высказываются предложения о признании прецедентного права. Дайте объяснения этим фактам.

2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения - субординация. Почему необходима субординация? Какое значение имеет она для развития самого права, а также общественных отношений, которые оно регулирует? Какие последствия возможны в случае деформации этой системы?

3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отразить изменяющиеся потребности жизни людей, оперативно отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Ответ поясните.

4. Когда в результате официального признания естественное право становится самостоятельным источником права, оно занимает высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Как вы думаете, почему? Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.

«Последующий закон отменяет предыдущий».

«Никто не может устанавливать законов для самого себя».

Римские юридические изречения

Подробное решение параграф § 19 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Может ли ваш школьный учебник стать источником права?

Учебник не может быть источником права.

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Естественное право может стать источником позитивного права. Позитивное право строится на естественных правах человека.

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, воспроизводятся, конкретизируются, дополняются, а иногда отменяются правовыми нормами, содержащимися в других источниках права.

Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Это универсальный нормативный акт учредительного характера. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?

Класс не может выступить с законодательной инициативой. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой.

Дополнительный материал:

В России правом законодательной инициативы на основании ст. 104 Конституции РФ, наделены Президент, Совет Федерации и его члены, депутаты Государственной думы, Правительство, законодательные органы субъектов Российской Федерации. По вопросам их ведения это право также принадлежит высшим судебным органам страны: Конституционному и Верховному суду.

Вопросы и задания к документам

1. Какая идея объединяет все названные документы?

Все названные документы объединяет идея основных прав и свобод человека.

2. Назовите источник права, служащий для них основой.

Всеобщая декларация прав человека.

3. Укажите среди названных документ, который не обладает юридической силой действующего (позитивного) права. Объясните почему.

Юридической силой не обладает: Основной закон Федеративной Республики Германии (25 Мая 1949 г.) т. к. ФРГ ныне не существует.

Вопросы

Источники права - это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Нормативно-правовой акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте.

2. На какие виды разделяются нормативные акты? Чем определяется юридическая сила нормативного акта?

Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта.

А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий.

3. Охарактеризуйте иерархию законов Российской Федерации.

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине находится Конституция РФ - Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене;

2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ, - Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции РФ (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее.

3) третья группа - текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. Это, например, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам - Конституции РФ и конституционным федеральным законам.

4. Разъясните смысл термина «предмет ведения». Какие законы принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения?

Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида:

1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить;

2) есть предметы, совместного ведения РФ и субъекта РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения;

3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование - принимают свои законы (или подзаконные акты).

5. Что такое подзаконный акт? Какова иерархия подзаконных актов?

Подзаконный акт - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др.

Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью.

Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ.

6. Охарактеризуйте положение Конституции Российской Федерации в иерархии нормативных актов.

Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.).

7. Каковы основные задачи Конституции как главного источника права?

Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти.

Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц.

8. Каковы основные этапы создания закона?

Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации).

Вторая стадия - обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное - одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях).

Третья стадия - принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа - 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

Четвёртая стадия - одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ. И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты.

Пятая стадия - подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования - довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях - «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» и интернет-ресурсе. Только опубликованный закон вступает в действие.

Задания

1. Право судей (судебный прецедент) особенно распространено в Англии и США. В советское время у нас оно отрицалось вообще. Теперь признаётся, но распространено пока мало. Дайте ваши объяснения этим фактам.

Судебный прецедент - решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы).

В России каждый судья по-своему может трактовать ту или иную ситуацию и связано это, на мой взгляд, с несовершенством законодательной базы. Многие законы трактуются неоднозначно.

2. В соотношении между источниками права, действующими в стране, как вы поняли, соблюдается строгая система соподчинения - субординация. Подумайте, почему она необходима. Какое значение субординация имеет для развития самого права, а также общественных отношений?

Потому, что это способствует укреплению дисциплины и порядка. А эти вещи, способствуют более эффективной слаженной работе всей системы. Это помогает избегать правовых коллизий (конфликтов в праве). В случае деформации (нарушения или повреждения) это приведет к конфликту в праве и к беспорядкам в обществе, т. е. к хаосу.

3. Вы познакомились с рядом источников права, которые относятся к группе основных. Подумайте, какой из этих источников обладает наибольшим динамизмом, способен быстрее других отреагировать на постоянно возникающие в нашей действительности новые ситуации. Почему?

Мое мнение – наибольшим динамизмом обладают подзаконные нормативно-правовые акты. Это связано с относительно простой процедурой его их принятия. В то же время они обладают общеобязательным характером (в рамках той отрасли, в которой они принимаются), а также их реализация обеспечивается принудительной силой государства. Плюс основной задачей подзаконных актов является толкования процедуры применения законов, что также отображает их динамизм.

4. В результате официального признания естественное право становится самостоятельным правовым источником, занимая высшее место в иерархии источников действующего в стране права. Приведите аргументы, которые смогут доказать ведущее положение естественного права.

Естественное право составляет основную часть позитивного права, как пример: нормативно правовой акт, Конституция. Это все источники права, в них закреплено естественное право.