Раздел IV. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики


Тема №18: Правовое регулирование в сфере электроэнергетики

Понятие электроэнергетики дано в ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике": электроэнергетика - отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Эта отрасль уже достаточно длительное время находится в стадии реформирования с целью обеспечения устойчивого функционирования и развития экономики, социальной сферы, повышения эффективности производства и потребления электроэнергии (см. постановление Правительства РФ от 11.07.2001 №526). Реформирование изначально предполагалось трехэтапным: как утверждают злые языки, все они уже закончились, однако цели реформирования не достигнуты (цель реформирования - снижение тарифов за счет привлекаемых инвестиций).

В сфере электроэнергетики выделяют оптовый рынок электроэнергии (сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы) и розничные рынки (сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии).

Складывающиеся в этой отрасли отношения регулируются большим количеством нормативных актов различной юридической силы. Все акты в сфере электроэнергетики включают межотраслевой характер и включают как законы, так и подзаконные акты. Так, ст. 2 ФЗ "Об электроэнергетике" гласит, что законодательство РФ об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из ГК РФ, ФЗ "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Стоит отметить, что ГК РФ играет второстепенную роль, поскольку имеет место приоритет специальных нормативных правовых актов в регулировании отношений в сфере электроэнергетики.

Помимо основного ФЗ "Об электроэнергетике" стоит также отметить законы об электросбережении и повышении энергетической эффективности, о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период, о естественных монополиях.

В развитие указанных законов принято большое количество подзаконных актов, например, постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (правила недискриминационного доступа), постановление Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (правила функционирования розничных рынков электрической энергии; правила функционирования оптового рынка электрической энергии), постановление Правительства РФ от 24.02.2006 №109 (о ценообразовании в отношении электрической энергии) и прочее.

Также существенный удельный вес имеют нормативные акты в форме приказов федеральной службы по тарифам.


Электроэнергетика является важнейшей отраслью экономики России и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Нормативно-правовое регулирование функционирования электроэнергетики относится к компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 4 Закона об электроэнергетике). В настоящее время формирование законодательной основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в условиях рыночных отношений практически завершено, но для развернутого регулирования отношений в сфере электроэнергетики необходимо еще принятие целого ряда подзаконных нормативных актов.
Важно сказать ряд факторов, непосредственно влияющих на развитие законодательства в рассматриваемой сфере отношений. Прежде всего, регулирование правоотношений по снабжению потребителей электрической, тепловой энергией, газом и другими ресурсами через присоединенную сеть осуществляется дифференцированно. Вместе с тем законодательство об электроэнергетике является составной частью энергетического законодательства, под которым понимается совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих общественные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и его взаимоотношений с потребителями и другими организациями- *(источник № 1029), что предполагает развитие законодательства об электроэнергетике взаимосогласованно с нормативно-правовым регулированием иных отраслей ТЭК России в соответствии с целями и приоритетами, предусмотренными Энергетической стратегией России- *(источник № 1030). Кроме того, нормативно-правовое обеспечение функционирования ТЭК требует комплексного регулирования отношений предпринимательскими, экологическими, финансовыми и иными нормами.
Расширение международного сотрудничества России в сфере электроэнергетики обусловливает необходимость принятия международно-правовых актов с участием России и развития внутреннего российского законодательства с учетом норм международного права- *(источник № 1031).
Система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, состоит из ГК РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов, принимаемых в соответствии с федеральными законами (ст. 2 Закона об электроэнергетике).
ГК РФ регулирует только отношения по договору энергоснабжения и в настоящее время действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 37-ФЗ, в соответствии с которым предусмотрен приоритет специальных нормативных актов в регулировании отношений по договору снабжения электрической энергией перед ГК РФ- *(источник № 1032).
Закон об электроэнергетике установил правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определил полномочия органов государственной власти по регулированию данных отношений, а также права и обязанности субъектов электроэнергетики. Закон вступает в силу в полном объеме одновременно со вступлением в силу правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации- *(источник № 1033).
Данный Закон распространяется и на отношения, связанные с особенностями участия субъектов оптового рынка, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки. В остальном отношения по теплоснабжению потребителей регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 45). В Плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004-2005 гг. предусмотрена разработка проекта федерального закона о теплоснабжении- *(источник № 1034).
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ введено лицензирование деятельности субъектов естественных монополий по оказанию услуг по передаче электрической энергии, по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, по передаче тепловой энергии- *(источник № 1035).
Особенности функционирования электроэнергетики в переходный период также установлены федеральным законом- *(источник № 1036).
Отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, регулируются Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении"- *(источник № 1037).
Основные правила по государственному регулированию ценообразования и тарифов на электрическую и тепловую энергию содержатся в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"- *(источник № 1038), который рассчитан на временное применение и действует до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики.
Закон об электроэнергетике предусматривает принятие значительного количества постановлений Правительства Российской Федерации, которые должны детализировать соответствующие положения Закона.
Правительство Российской Федерации утверждает: правила оптового рынка; основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг; правила заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках и др.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации"- *(источник № 1039), утвердившее Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации- *(источник № 1040). Регулирование тарифов основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии. Определена система тарифов (цен), в которую входят: 1) тарифы (цены) на электроэнергию (мощность) на оптовом рынке и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные уровни, включая регулируемый сектор, сектор отклонений и сектор свободной торговли; 2) тарифы на электроэнергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; 3) тарифы (размер платы) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электроэнергии (мощности) и на розничном рынке тепловой энергии (мощности).
В данном постановлении предусмотрены подробные правила ценообразования в регулируемом секторе электроэнергии и в секторе свободной торговли.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов- *(источник № 1041).
Она устанавливает: предельные уровни цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электроэнергии (мощности) по нерегулируемым ценам, в порядке и в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации; предельные уровни тарифов на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе на электроэнергию, продаваемую по нерегулируемым ценам; предельные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям; предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию (мощность), продаваемую по двусторонним договорам купли-продажи в регулируемом секторе в границах одной ценовой зоны не менее чем на год; величину предельных уровней цен на электроэнергию (мощность) в секторе свободной торговли и др.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, является органом государственного энергетического надзора- *(источник № 1042).

Лекция, реферат. 21.2. Источники правового регулирования электроэнергетики - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


8.12.2008/контрольная работа

Характеристика акционерного общества, его отличительные черты. Источники правового регулирования. Законодательство о хозяйственных обществах. Имущественная база. Особенности создания и управления. Документальное оформление. Корпоративное управление.

1.11.2009/реферат

Понятие и виды биржевой деятельности, публично-правовой режим ее осуществления, биржевая торговля, торговое посредничество. Источники правового регулирования биржевой деятельности. Субъекты биржевой деятельности, товарные, фондовые, специальные биржи.

12.07.2010/дипломная работа

Общая характеристика и источники правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве, понятие брачно-семейных отношений. Порядок заключения и прекращения брака, правовой статус детей. Общие положения о мусульманском браке.

1.06.2003/дипломная работа

Понятие недвижимости как объекта гражданских правоотношений. Общие положения об аренде. Источники правового регулирования аренды объектов недвижимости. Договоры аренды недвижимого имущества. Договор аренды транспортных средств.

10.04.2007/курсовая работа

Понятие договора купли-продажи. Источники правового регулирования. Стороны договора купли – продажи и поставки. Предмет договора купли-продажи и поставки. Значимость института договора купли-продажи все время возрастает.

24.07.2010/дипломная работа

Понятие и источники правового регулирования договора аренды. Сходства и отличия договора аренды от иных договоров, проблемы соотношения. Ответственность сторон при изменении и расторжении договора аренды. Порядок заключения и исполнения договора аренды.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

Данная статья посвящена правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии. Для рассмотрения подобных вопросов необходимо уяснить четкое определение данного понятия, а также рассмотреть специфику государственно-частного партнерства в исследуемой области

Ключевые слова : гражданское право, возобновляемые источники энергии, энергетика, государственно-частное партнерство

This article deals with civil regulation of using renewable energy sources. To deal with such items we need to understand a clear definition of this concept and to consider the specifics of Public-Private Partnership in such claims

Keywords : сivil law, renewable energy sources, energy sector, public-private partnership

Общественные отношений в сфере производства, передачи и потребления энергии, выработанной генерирующими устройствами с использованием возобновляемых источников энергии, как объект гражданско-правового регулирования, имеет свои особенности, которыми и обуславливается специфика их правового регулирования. Говоря о возобновляемых источниках энергии, далее в настоящей статье, мы будем исходить из их понимания как непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии - солнечной, ветровой, океанической энергии, геотермальные источники, энергии приливов, гидроэнергии рек, энергии биомассы и пр.

Вообще в последние десятилетия проблеме расширения использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) для энергоснабжения различных сельскохозяйственных и промышленных объектов уделяется все больше внимания. Актуальность и перспективность этого сегмента развития энергетики обусловлена следующими двумя основными факторами: катастрофически тяжелым состоянием экологии и необходимостью поиска новых видов энергии, поскольку традиционные топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и т.д.) при существующих темпах развития научно-технического прогрессу вскоре истощаться. В настоящее время стоимость получения энергии за счет альтернативных энергоносителей пока значительно выше, чем за счет традиционного сырья. Однако по мере истощения и доступности добычи запасов традиционных источников энергии разница будет постепенно сокращаться. В некоторых странах, в том числе и России, в районах, удаленных от баз основных энергоносителей и в труднодоступных и малообжитых районах, использование альтернативных энергоносителей оправдано уже сегодня.

Однако до настоящего времени в России об альтернативной энергетике и необходимости ее развития пока еще больше пишут, чем что-либо для нее делают. Периодически выходящие в свет правительственные программы и обзоры содержат в себе скорее признания общеизвестных фактов о наличии весьма скромных результатов в этой сфере, чем конкретные алгоритмы действий и уж, тем более, примеры успешной реализации разработанных и утвержденных ранее проектов. Одновременно в России Краснодарский край представляет собой идеальную площадку для реализации проектов в сфере альтернативной энергетики. Однако доля "зеленой" энергии, получаемой с использованием ВИЭ, в общем балансе по-прежнему не достигает и 2 процентов . Не смогли пока исправить ситуацию ни краевой закон "Об энергосбережении", принятый Законодательным собранием Краснодарского края еще летом 2001 года, ни три целевые программы, рассчитанные на четыре, пять, а затем и десять лет реализации и подкрепленные миллиардными бюджетами. Как сообщается в целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 годов", за счет реализации полного потенциала использования альтернативных источников в регионе можно получать до 2 200 МВт тепловой и 1 300 МВт электрической энергии взамен объемов, получаемых из традиционных углеводородов.

Поэтому одной из важнейших целей правового регулирования отношений в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ является гарантированное беспрепятственное и бесперебойное функционирование генерирующих объектов, функционирующих в режиме использования возобновляемых источников энергии. Успех в достижении этой цели зависит от решения целого ряда проблем, в том числе и гражданско-правового характера. В последние годы принят целый ряд нормативных актов, которые призваны придать определенный порядок в сфере энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. Однако пока преждевременно говорить о существовании определенной системы правовых источников в этой сфере, как о структурно-иерархическом правовом образовании. Более того, многие из принятых нормативных актов содержат существенные недостатки юридико-технического и концептуального характера, далеко не в полной мере учитывают уже накопленный опыт в зарубежных правопорядках. Представляется, принятие специального федерального закона способно устранить сложившиеся проблемы в правовом регулировании альтернативной энергетики в России.

Одновременно успешное развитие энергетики в сфере использования ВИЭ невозможно без разработки новых юридических моделей, адекватных характеру и природе возникающих социально-экономических отношений, глобализации и интеграции мирового экономического сообщества. В современных условиях, когда в России углеводородное сырье является основным источником вырабатываемой электрической и тепловой энергии, монополисты из числа газовиков и нефтяников не проявляют особого интереса к развитию энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. Кроме этого развитию этого процесса препятствуют экономические трудности переходного периода развития российской экономики, нехватка свободных инвестиционных ресурсов, а также отсутствие научно обоснованных концепций построения новых отношений в сфере энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. В результате на сегодняшний день целый ряд вопросов, связанных с энергоснабжением с использованием возобновляемых источников энергии, не урегулированы на законодательном уровне.

Правовое регулирование отношений, возникающих при развитии энергетического комплекса, должно быть построено на основе унификации принципов энергетического, градостроительного, экологического, земельного и природоохранного права. Особое внимание должно быть уделено обеспечению экологической и энергетической безопасности при осуществлении бесперебойного снабжения электроэнергией потребителей и удовлетворении их потребностей в полном объеме энергией надлежащего качества. Из этого следует, что задача комплексного исследования проблем единства и дифференциации правового регулирования имущественных отношений в сфере производства, передачи и потребления энергии, выработанной с использованием генерирующих объектов, функционирующих в режиме использования возобновляемых источников энергии, является актуальной для науки гражданского права, а также выработке путей дальнейшего совершенствования гражданского законодательства.

Следует грамотно и полноценно учитывать все многочисленные позитивные эффекты от внедрения возобновляемой энергетики при разработке нормативно-правовой базы в этой сфере. На начальном этапе активного развития ВИЭ следует, прежде всего, обратить существенное внимание на поиск баланса между частными и публичными интересами в исследуемой области. Ситуация осложняется, тем что в настоящее время концепция соотношения частных и публичных интересов, к сожалению, не получила должной разработки в гражданском законодательстве, хотя именно стремление к балансу таких интересов должно служить предпосылкой его реформирования. Вообще соотношение публичных и частных интересов имеет для права принципиальное значение. Одновременно поиск и формальная объективизация в нормах гражданского права публичных интересов, соответствующих объективным интересам общества в сфере имущественного оборота ВИЭ, имеет особое значение, так как в противном случае будет нарушен баланс различных интересов в обществе. В тоже время отсутствие в гражданском законодательстве и судебной практике каких-либо правил для определения оптимального соотношения частных и публичных интересов подчеркивает сложность и многоаспектность исследуемого вопроса и актуализирует научный поиск путей решения данной проблемы.

Таким образом, современное правовое регулирование общественных отношений в области энергетики с использованием ВИЭ может и должно отражать как частные, так и публичные интересы. Как справедливо отмечает Г.И. Иванец: "интерес является существенной чертой, субстанцией права. Право есть нормативное выражение согласованных (общих) интересов".

Одновременно, несмотря на все сходство и различия между частными и публичными интересами, необходимо отметить, что граница между сферами частного и публичного интересов подвижна и определяется законодателем. Таким образом, для обеспечения эффективной концепции правового регулирования ВИЭ необходимо определение этих пределов наряду с формированием интересов через частноправовые и публично-правовые методы правового регулирования, что и составляет сущность проблемы сочетания (обеспечения баланса) публичных и частных интересов.

Совместное существование частных и публичных интересов требует установления их границ для того чтобы, с одной стороны, были удовлетворены частноправовые имущественных интересы субъектов общественных отношений, связанных с ВИЭ, а с другой, - формировались предпосылки для рационального использования возобновляемых энергетических ресурсов общества. В рамках этого одной из актуальных задач науки гражданского права является проблема определения пределов правомерного ограничения частного и публичного интересов, а также критериев разрешения их конкуренции в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ. Таким образом, вопрос о природе пределов конкретного интереса в сфере использования ВИЭ имеет большое теоретическое и практическое значение.

Исследуемые пределы формируются вследствие взаимодействия разнонаправленных интересов с внешними явлениями социальной действительности (объективный фактор), а также деятельности частных и публичных субъектов гражданского права в соответствии с целями и задачами энергетической политики России (субъективный фактор). Единство объективного и субъективного проявляется в осознании всеми субъектами экономических и экологических перспектив, связанных с производством энергии из альтернативных источников, появлении соответствующего интереса в их реализации и действия по его осуществлению, ориентируясь при этом на достижение общественно полезной цели - энергетической безопасности государства. В тоже время в силу диалектики устойчивости и изменчивости общественных имущественных отношений, а также под воздействием факторов риска в предпринимательской деятельности, связанной с энергетическим рынком ВИЭ, следует отметить, что названные пределы частных и публичных интересов весьма условны и подвижны.

Применительно к проблематике нашего исследования можно предложить следующую классификацию пределов:

  • 1) общесоциальные (нравственные, экономические, социальные и т.д.);
  • 2) специально-юридические (правовые).

Интерес субъекта формируется под воздействием социально-экономических условий жизни общества, его культурно-правовых традиций. Правосознание играет роль важнейшего критерия в формировании частного интереса, поскольку обеспечивает восприятие субъектом правовой реальности, ее ценностную оценку и регуляцию поведения в соответствии с полученными знаниями и сформировавшимися представлениями. Однако речь идет не только о необходимости познания гуманистических, идейно-нравственных установок, но и о том, что изначально благодаря правосознанию субъект права способен постичь природу феномена интерес и сущность частного или публичного интереса в праве.

К нравственно-правовым пределам формирования интереса субъекта права можно относить такие категории как "справедливость", "добросовестность", "разумность".

Справедливость в качестве нравственно-правового предела интереса проявляется в независимости, объективности, беспристрастности субъекта правоотношения и выступает залогом обеспечения реализации субъективного гражданского права в той мере, которая соразмерна характеру и степени соответствующего частного или публичного интереса.

Добросовестность в объективном смысле выражается в необходимости соответствия интереса таким социально-нравственным ориентирам, которые основаны на представлениях о добре и зле, честности, правдивости, совестливости, осознание собственного долга; соотношении собственного поведения с требованиями правовых норм. Отдельные гражданско-правовые нормы используют понятие добросовестности в качестве подвижных рамок возможного или должного поведения, создающих для субъектов гражданские права и обязанности, в основе которых лежит определенный интерес. считаем неверным распространять принцип добросовестности лишь на отдельные институты гражданского права. Как верно отмечает А.А. Диденко, "действие принципа добросовестности закреплено не только в п. 3 ст. 10 ГК РФ, а также в иных статьях ГК РФ и в обширном перечне законодательных актов. Указание на применение презумпции добросовестности в предусмотренных законом случаях не означает, что в остальных ситуациях субъекты могут действовать недобросовестно. Как требование к поведению лица добросовестность должна носить общий характер и соответственно закрепляться в качестве основного начала гражданского законодательства".

Объективное значение разумности предполагает разумные, добросовестные, справедливые действия субъектов того или иного интереса, которые выражаются в соотнесении своих представлений о разумности с позицией среднего добросовестного субъекта права, учитывающего сочетание разнонаправленных интересов субъектов конкретного правоотношения, а также действовать сообразно полученным знаниям и выявленным взаимосвязям.

Важнейшей характеристикой специально-юридических пределов является их инструментальная ценность, поскольку их реализация происходит с помощью системы правовых средств, задающих общую направленность механизма правового регулирования, отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ. Применительно к достижению социально-значимой цели - обеспечения энергетической безопасности, сущность такого регулирования заключается в том, чтобы максимально сориентировать субъектов частного интереса на разумное соответствие их интересов достижению публично-правовых целей и задач, а также предотвращение возможных злоупотреблений с их стороны, направленных на реализацию исключительно частных интересов.

Представляется, что именно специфические правовые средства достижения баланса интересов различных субъектов права, закрепленные в гражданском праве, действительно позволяют реализовать интерес в праве как таковой. Ибо интерес в праве существует только в связи со средством его достижения. Именно в средстве своей реализации тот или иной интерес получает свою определенность и конкретность. Поэтому определение специфически частноправовых и публичных интересов в области энергетики с использованием ВИЭ предполагает обнаружение специфического средства реализации. энергоснабжение правоотношение публичный государственный

Вообще сам термин "правовые средства" - сугубо теоретический и в настоящий момент на законодательном уровне не закреплен, поэтому представляется целесообразным для целей настоящего исследования правовые средства понимать как совокупность нормативных установлений, институтов, приемов и деятельность субъектов права, которая приводит к юридически значимым последствиям, удовлетворяющим социально полезные и частноправовые интересы. Такими правовыми средствами выступают дозволения, запреты, обязывания, ограничения, организационные и общеправовые принципы и др.

- это нормативно устанавливаемые и обеспечиваемые гражданским правом границы, определяющие меру публичного или частноправового интереса субъекта правового отношения, путем закрепления диспозитивных правил поведения, либо формулирования императивных правовых норм и правовых ограничений. Таким образом, частноправовой интерес субъектов права в сфере ВИЭ выражается преимущественно в диспозитивных нормах (дозволениях), в то время как публично-правовой интерес представлен императивными нормами (позитивными обязываниями и запретами). В тоже время законодатель закрепил частный интерес в качестве важнейшей ценности, имеющей самостоятельный характер и охраняемой гражданским законодательством, реализация которого также осуществляется с использованием публично-правовых способов и средств.

Позитивные обязывания (предписания) закрепляют строго определенное поведение. Основным юридическим признаком этого способа является возложение обязанностей активного содержания, то есть действовать так, как это предписано нормой права.

Запрещение - есть возложение на лиц обязанности воздержаться от действий определённого рода, которые создают определенные границы свободы, предотвращая нежелательные последствия в обществе. Запреты призваны закреплять сложившиеся общественные отношения, укреплять и предохранять их. Например, общие императивные требования гражданского законодательства: не злоупотреблять правом; соблюдать основы правопорядка и нравственности; не заниматься деятельностью, создающей угрозу причинения вреда другим лицам. Они выражаются в определенных обязанностях, и как любая другая юридическая обязанность характеризуются императивностью и категоричностью . В то же время особенностью запретов является не просто обязанность, а обязанность пассивного содержания - бездействие лиц по тому или иному кругу вопросов, воздержание от совершения предусмотренных поступков.

Таким образом, обязывающие нормы права направлены на удовлетворение интересов того, в чью пользу установлена обязанность, запрещающие - в чью пользу установлен запрет, управомочивающие - кому предоставлено право.

Иногда в теории права выделяется четвёртый способ правового регулирования - правовое ограничение . Одновременно следует подчеркнуть, что в правоведении существуют разные подходы к пониманию сущности и роли правовых ограничений, что во многом объясняется сложным характером данной категории.

В.П. Камышанский в частности настаивает на разграничении указанных терминов. По его мнению, "под запретом можно понимать такой способ правового регулирования, который позволяет вытеснить нежелательные, несправедливые, неразумные общественные отношения за пределы правового поля". При этом он обращает внимание на то, что ограничение права нельзя рассматривать как правовое явление, близкое к запрету. "Поскольку, ограничивая права конкретного субъекта, речь не идёт об урезании либо сокращении его правомочий в одностороннем порядке и исключении их из правового пространства. Вопрос стоит о затруднениях при осуществлении части прав и перераспределении их другим субъектам". Таким образом, В.П. Камышанским понятия ограничения права и правовые ограничения разграничиваются.

Таким образом, с помощью системы правовых средств и правовых ограничений обеспечивается эффективное формирование пределов частного и публичного интереса субъектов права, а также предотвращается их неправомерное поведение и достигаются социально полезные цели. Понятия "предел" и "ограничение" при очевидной близости в правовой сфере обнаруживают свою специфику. Правовое ограничение для целей определения границ соотношения разнонаправленных интересов должны рассматриваться в виде сужения спектра возможностей реализации субъектом права своего интереса. Одновременно в механизме правового ограничения интереса субъекта права взаимоувязаны регулятивные и охранительные, простые и комплексные, нормативные и правореализационные и другие юридические средства.

В качестве основных видов ограничений, обеспечивающих реализацию публичного интереса в сфере энергетики ВИЭ можно выделить следующие требования гражданского законодательства, сужающие объем частноправового интереса. Исходя из того, что главной целью установления ограничений частного интереса в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ в обобщенном виде можно назвать защиту энергетической безопасности государства, ограничения правомерно различать в зависимости от следующих обстоятельств: 1) субъектов права собственности на ВИЭ; 2) срока действия ограничений; 3) цели установления ограничений; 4) содержания ограничений; 5) вида ВИЭ. Например, от того, каким образом обеспечивается достижение поставленной цели, ограничения могут выступать в виде ответственности, в качестве компенсации последствий таких нарушений и как обеспечение стабильности существующего порядка, т.е. как превентивная мера.

Под механизмом правового ограничения публичного интереса понимается нормативно определенная система взаимосвязанных юридических средств, направленная на обеспечение эффективности энергетической политики государства в области ВИЭ, недопущение злоупотреблений и противоправных деяний со стороны органов публичной власти. Специфика правового ограничения публичного интереса отражена в правовом статусе публично-правовых образований и органов государственной власти, в содержании правоотношений с их участием и т.п.

Представляется, что публично-правовое регулирование и императивные нормы права объективно необходимы для обеспечения баланса различных интересов. Таким образом, стоит согласиться с выводом В.А. Бублика, что "применение публично-правовых мер, ограничивающих корпоративные или частные интересы одних субъектов, гарантирует частные интересы других лиц". В результате конкретный интерес перестает быть исключительно публичным или частным и отражается в специфике соответствующих правовых норм императивных (обязывающих или запрещающих) и диспозитивных.

Предложим следующую классификацию правовых средств публичного регулирования общественных отношений, в сфере использования ВИЭ, отличающихся по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой субъектам частного интереса.

В первую следует включить императивные методы нормативного регулирования:

  • - введение общих правил-запретов (злоупотребление правом, запрет на монополистическую деятельность и пр.);
  • - установление ограничений вещных прав на объекты электроэнергетики, использующие ВИЭ;
  • - ограничение свободы договора - императивные нормы, регулирующие имущественные отношения, связанные с договором, содержанием договора, его заключением (публичный договор оказания услуг по передаче электрической энергии и договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком)
  • - ограничения предпринимательской деятельности, не связанной с генерированием энергии от использования ВИЭ;
  • - меры, направленные на содействие обеспечению публичного порядка на товарном рынке ВИЭ - защиту производителей энергии из возобновляемых источников энергии от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, занимающих доминирующее положение в сфере производства и использования энергии;

Во вторую группу входят программно-установочные средства:

  • - энергетическая стратегия России;
  • - целевые программы в сфере энергетики;
  • - прогнозирование и программирование социально-экономического развития альтернативной энергетики, включая поддержку развития научно-технической базы производства и использования ВИЭ, пропаганду научно-технических достижений в этой сфере.

Научно-техническое обеспечение создания и внедрения установок по использованию ВИЭ, а также развития использования этих источников энергии, включая проектирование, строительство и эксплуатацию генерирующих установок может осуществляться в рамках межгосударственных, государственных, отраслевых, региональных и прикладных научно-исследовательских программ, инновационных проектов и проектов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансирование которых осуществляется в установленном законодательством порядке.

К третьей группе относятся легализующие средства: лицензирование; аккредитация; сертификация, в том числе наличие сертификата соответствия на продаваемую энергию, полученную из ВИЭ;

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: стандарты; квоты; цены; тарифы; нормативы; лимиты, в том числе определение правил поступления энергии, производимой из ВИЭ в энергетические системы и ее реализации потребителям; продажа энергии на договорной, либо конкурсной основе по регулируемым тарифам.

В пятой группе - способы государственной поддержки деятельности и меры стимулирование. В основе данных мер лежит поощрительный метод регулирования, который позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заинтересованности в получении дополнительных благ. В частности такими правовыми средствами могут служить: кредиты, льготы, отсрочки, дотации, субсидии, иные меры поощрения.

Государственная поддержка использования ВИЭ осуществляется с целью создания благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием альтернативных источников энергии для снижения энергоёмкости экономики и воздействия энергетического сектора производства на окружающую среду и увеличение доли ВИЭ при производстве электрической и (или) тепловой энергии.

Государственная поддержка в сфере использования возобновляемых источников энергии должна включать:

  • - стимулирование инвестиционной деятельности и внедрения новейших технологий в использование ВИЭ, в том числе создание благоприятных условий национальным и иностранным инвесторам;
  • - формирование эффективной ценовой политики на энергию, производимую из ВИЭ, стимулирующей их производство и приобретение;
  • - признание использования ВИЭ природоохранной и (или) энергосберегающей деятельностью с установлением соответствующих льгот для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере использования ВИЭ;
  • - предоставление согласно объему финансирования и производственной мощи, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством энергии из ВИЭ налоговых льгот;
  • - регулирование тарифов на энергию для энергоснабжения потребителей, полученных от эксплуатации установок по использованию ВИЭ, в том числе путем дотирования (субсидирования) из бюджетных источников, установленных законодательством на производство такой энергии;
  • - установление ускоренной амортизации генерирующих установок по использованию ВИЭ;
  • - обеспечение беспрепятственного доступа физических и юридических лиц, использующих ВИЭ для собственного энергообеспечения к ресурсам этих источников энергии путем упрощения процедуры передачи прав пользования на необходимые для этого природные и иные ресурсы;
  • - гарантированное присоединение производителей энергии, производимой из ВИЭ к энергетическим сетям;
  • - поддержка научно-технического обеспечения создания и внедрения установок по использованию ВИЭ.

Частичной реализацией указанных выше направлений, стало этого утверждение Правительством РФ мер стимулирования использования ВИЭ со сроком их исполнения в 1-2 кварталах 2013 г. К таким мерам относятся:

  • – способы дифференциации значений целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии по каждому из видов ВИЭ также введение дополнительных индикативных целевых показателей (установленная мощность, производство электрической энергии и иные), характеризующих достижение установленных целей;
  • – внесение изменений в нормативные правила о генерирующего объектах на основе использования ВИЭ; совершенствование порядка включения в схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики объектов электроэнергетики на основе использования ВИЭ;
  • – методические указания по расчету цен (тарифов) или предельных уровней цен (тарифов) на электрическую мощность произведенную на объектах электроэнергетики, использующих ВИЭ в целях компенсации потерь в электрических сетях;
  • – разработка Правил выдачи, обращения и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе ВИЭ;
  • – поддержка использования отечественного оборудования при строительстве генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Шестая группа состоит из контрольно-учетных способов: обеспечение учета, надзора и контроля, в том числе по подтверждению происхождения энергии из ВИЭ.

Представляется, что эффективность использования публично-правовых средств регулирования отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ достигается с учетом следующих условий:

  • 1) специфики тех или иных объектов ВИЭ.
  • 2) экономический анализ оценки эффективности ВИЭ;
  • 3) применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственности, использующих ВИЭ. Так, для государственных предприятий будут более жесткими методы шестой группы, для коммерческих юридических лиц - методы четвертой группы, одновременно для всех субъектов имущественных отношений применимы методы первой и второй групп;
  • 4) функциональное согласование способов публично-правового и частноправового регулирования.

В заключении следует отметить, что совершенствование механизма соотношения частных и публичных интересов в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ возможно только при многоаспектном подходе к разрешению данной проблемы. Данный подход включает в себя соответствующее основные направления публично-правового регулирования исследуемой области энергетики; частноправовое регулирование, включая предпринимательскую деятельность, опосредуемую различными гражданско-правовыми отношениями субъектов предпринимательской деятельности и публично-правовыми отношениями, самостоятельный вид предпринимательской деятельности определенных субъектов предпринимательства, как часть государственно-частного партнерства в области электроэнергетики.

Одной из концептуальных идей настоящей статьи является признание того, что изучение природы, содержания и пределов категории "интерес" на стыке философско-правового и теоретико-правового подходов с методологических позиций наиболее верно позволит отразить понимание данного феномена в праве. Только используя интегрированную методологию можно придать необходимую масштабность прикладному исследованию и вывести теоретическое познание на качественно новый методологический уровень. В целом категориальный анализ общенаучного феномена "интерес" позволяет сделать вывод, что:

  • а) диалектическая методология открывает новые возможности содержательного развития теории интереса в гражданском праве;
  • б) дает реальную возможность рассмотреть исследуемые понятия "частный" и "публичный" интерес в системной диалектической взаимосвязи;
  • в) актуализирует возможность для использования данных категорий в целях исследования поиска баланса различных интересов в сфере использования ВИЭ.

Представляется, что публичный интерес в области ВИЭ - это признаваемый государством и обеспеченный правом интерес общества в эффективном использовании природных возобновляемых энергетических ресурсов, удовлетворение которого является условием и гарантией энергетической безопасности государства. Под частными интересами в сфере использования ВИЭ понимают имущественный интерес субъектов гражданского права, основанный на свободной автономии личности, связанный осуществлением права частной собственности и частного предпринимательства.

Эффективность использования частноправовых и публично-правовых начал в гражданско-правовом регулировании исследуемых отношений определяется оптимальным сочетанием дозволительно-диспозитивных и императивных юридических средств. Специальные цели публично-правового регулирования энергетических отношений, связанных с использованием ВИЭ обусловливают соответствующий набор правовых средств такого регулирования. Так, главная цель государственного регулирования энергоснабжения с использованием ВИЭ - создание благоприятных условий для развития альтернативной энергетики и энергетическая безопасность государства. Названная цель предопределяет то, что приоритетными формами такого регулирования являются экономические и правовые формы.

Пределы интересов формируются под воздействием социальной объективных и субъективных факторов, единство которых проявляется в осознании всеми субъектами экономических и экологических перспектив, связанных с производством энергии из альтернативных источников, появлении соответствующего интереса в их реализации и действия по его осуществлению, ориентируясь при этом на достижение общественно полезной цели - энергетической безопасности государства. В тоже время в силу диалектики устойчивости и изменчивости общественных имущественных отношений, а также под воздействием факторов риска в предпринимательской деятельности, связанной с энергетическим рынком ВИЭ, следует отметить, что названные пределы частных и публичных интересов весьма условны и подвижны.

Специально юридические пределы - это нормативно устанавливаемые и обеспечиваемые гражданским правом границы, определяющие меру публичного или частноправового интереса субъекта правового отношения, путем закрепления диспозитивных правил поведения, либо формулирования императивных правовых норм и правовых ограничений. Их важнейшая характеристика заключается в том, что они обладают практической ценностью, поскольку их реализация происходит с помощью системы правовых средств, задающих общую направленность механизма правового регулирования, отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ.

В прикладном плане выяснение пределов ограничения интересов в сфере использования ВИЭ послужит, во-первых, важным критерием оценки эффективности деятельности государства, всей политической системы, методов их функционирования. Во-вторых, даст возможность выявить направления необходимых преобразований в правовом регулировании имущественных отношений с использованием ВИЭ, а также связанную с ВИЭ деятельность субъектов предпринимательских отношений.

Одновременно можно прийти к выводу, что несмотря на безусловную необходимости оптимального сочетания (баланса) частных и публичных интересов в исследуемой области, баланс таких интересов следует рассматривать как идеальную модель конструирования правового поведения различных субъектов права, к которому следует стремиться, отдавая себе отчет в том, что оптимального сочетания (баланса) нет и вряд ли будет. По-видимому, характеризуя соотношение частного и публичного, нужно видеть единство и борьбу противоположностей. В тоже время, исходя из специфики исследуемых отношений, публично-правовые начала имеют преобладающее значение. В целом же здесь должны доминировать государственная поддержка инвестиционной деятельности и защита интересов предпринимателей, инвестирующих в альтернативные источники энергии.

Список использованной литературы

  • 1. Альтернативная энергетика Краснодарского края: проблемы и перспективы развития // http://gisee.ru/articles/alternate/52777/ Публикация от 19 августа 2013 г.
  • 2. Диденко А.А. Основные тенденции формирования современной доктрины источниковедения в гражданском праве России: Монография / А.А. Диденко; под ред. В.П. Камышанского. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - С. 36-40.
  • 3. Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 8-9.
  • 4. Диденко А.А. Понятие и система принципов гражданского права Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - № 10 (84).
  • 5. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2002. - С. 37-38.
  • 6. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 111.
  • 7. Там же. - С. 111-112.
  • 8. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Диссертация … докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 57.
  • 9. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2000. - С. 14.
  • 10. Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии: Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 № 1839-р // СЗ РФ. - 2012. - № 41. - Ст. 5671.